Сочинение на тему плакаты великой отечественной войны

8 вариантов

  1. Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…
    Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
    Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.
    Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
    Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат “Все для фронта, все для победы”!
    “Все для фронта! Все для победы”. Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год.
    Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
    Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат “Родина-мать зовет” работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.
    Репродукция плаката “Родина-мать зовет!”, 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе
    Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.
    В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.
    В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.
    Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.
    Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.
    Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.
    “Победа будет за нами”, 1941 год
    “Таран — оружие героев”. Автор — А.Волошин, 1941 год
    Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.
    На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!
    Плакат В. Правдина, 1941 год.
    Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год. В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.
    Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.
    Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.
    Художник Виктор Дени (Денисов) «”Лицо” гитлеризма», 1941 год.
    Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.
    Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем…», 1941 год. Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год. С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями. Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
    Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.
    Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.
    Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.
    Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.
    «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».
    Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель. По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров. «Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»
    Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.
    Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
    Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.
    Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.
    Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза. Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью. Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год. Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год. После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
    Художник Владимир Серов, 1941 год.
    Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.
    Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.
    Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.
    Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.
    Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу. Художник неизвестен, 194х год.
    Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков…
    «Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.
    «Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
    «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

    В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.
    В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.
    Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
    Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».
    Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.
    Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов. Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году. Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год. Репродукция плаката “Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!”, художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год Репродукция плаката “Вперед! Победа близка!”. 1944 год. Художник Нина Ватолина. «Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей. Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне. Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые. Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.
    Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год. Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.
    Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год. Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год. Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год. Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…
    Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.
    Компиляция материала – Fox

  2. Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости. И спустя долгие годы людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго размышлять над смыслом нарисованного.
    Особой популярностью пользовались так называемые Окна ТАСС. Это плакаты, которые тиражировались вручную путем перенесения изображения с помощью трафаретов, и были направлены на поднятие боевого духа солдат, совершение трудовых подвигов населением. Такой вид агитации позволял мгновенно реагировать на происходящие события. Изображения получались более красочными по сравнению с печатными плакатами. При работе с Окнами использовались контрастные цвета, краткие острые фразы, которые «разили, как снаряды».
    В плакатном искусстве Великой Отечественной войны прослеживалось несколько популярных мотивов.
    Первый мотив – До последнего патрона! Призывают стоять на смерть, беречь патроны, стрелять точно в цель. Поскольку доподлинно известно, что металл для оружий доставался очень большим трудом тружеников тыла. Чаще всего центральной фигурой на таких плакатах — была личность бойца, черты лица которого врезались в память надолго.
    Другим популярным был призыв «В атаку!». На плакатах с этим мотивом была изображена военная техника — танк Т-35, самолеты, Пе-2. Иногда изображались легендарные герой, полководцы прошлых лет или богатыри.
    Также распространенным был мотивом о бойце, побеждающем неприятеля в рукопашном бою. На этих плакатах солдат Красной армии изображался красным, а фашист — серым или черным.
    Широко известно использование карикатуры в плакатах. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Примечательно, что художники, работавшие над изображением, всегда очень точно подмечали характер, повадки, жесты, отличительные черты изображаемых персонажей. Для такого тонкого воздействия на души людей посредством плаката требовалась не только долгая кропотливая работа по изучению немецкой кинохроники, фотографий Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других, но и мастерство психолога.
    Не менее популярным был мотив Смерть детоубийцам. На таких плакатах обычно изображались страдания, либо смерть детей, звучали призывы о помощи и защите.
    Мотив Не болтай! призывал к бдительности местное население.
    Все для фронта, все для победы!Звучал призыв к населению на сбор металлолома, работать без прогулов, собирать урожай до последнего зернышка, приближать победу с каждым ударом молота.
    В отношении плакатов, картин и изображений лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать их описание. Предлагаем Вашему вниманию наиболее известные плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
    Плакаты Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.
    Текст на плакате: Покорение мира! Кабала народам! – Фашистская ставка. Красноармейская поправка!
    Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год
    Главный мотив: карикатура
    Краткое пояснение: высмеивалось чрезмерная самоуверенность Гитлера. У бойцов Красной армии старались убрать страх перед врагом, изображая Гитлера смешным и нелепым.
    Текст на плакате: Отомсти!
    Художник, год: Шмаринов Д., 1942 год
    Главный мотив: Смерть детоубийцам
    Краткое пояснение: Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь. Страдание и горе этой женщины молчаливое, но такое трогательное. На заднем плане плаката зарево от пожарища. Одно слово “Отомсти” подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам.
    Текст на плакате: Папа, убей немца!
    Художник, год: Нестерова Н., 1942 год
    Главный мотив: Смерть детоубийцам
    Краткое пояснение:Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях. Вызывал лютую ненависть к врагу, посягнувшему на самое святое — женщин и детей. В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!»
    Текст на плакате: Бей так: что ни снаряд, то танк!
    Художник, год: В.Б. Корецкий, 1943 год
    Главный мотив: До последнего патрона!
    Краткое пояснение: Плакат призывает солдат совершенствовать своё боевое мастерство.
    Текст на плакате: Боец, оказавшийся в окружении, борись до последней капли крови!
    Художник, год: А.Д. Кокош, 1941 год
    Главный мотив: Боец, побеждающий неприятеля в рукопашном бою
    Краткое пояснение: Призывали стоять на смерть, биться из последних сил.
    Текст на плакате: Смерть немецко-фашистским захватчикам!
    Художник, год: Н.М.Аввакумов, 1944 год
    Главный мотив: В атаку!
    Краткое пояснение: Плакат звал бойцов самоотверженно идти в бой, в атаку. На заднем плане изображены танки и самолеты, которые стремительно рвутся в бой против врагов. Это своеобразный символ того, что все силы сосредоточены в борьбе с немцами, что за советским солдатом в бой идет вся военная техника, внушая страх фашистам и уверенность советским бойцам.
    Текст на плакате: Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить — зверя добить! (на барабане — молниеносная война, за поясом — истребление славян, на флаге — тотальная мобилизация)
    Художник, год:Виктор Дени (Денисов), 1943 год
    Главный мотив: Карикатура
    Краткое пояснение: Художник в карикатурной форме изображает оборванного, истерзанного немца-зверя. У побитого немца видны все его лозунги, с которыми он так самонадеянно напал на Россию. Автор, выставив немца смешным и жалким, попытался добавить храбрости и снять страх у солдат.
    Текст на плакате: На Москву! Хох! От Москвы: ох!
    Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1942
    Главный мотив: Карикатура
    Краткое пояснение: Плакат посвящен Великой битве за Москву и провалу плана молниеносной войны (Блицкриг).
    Текст на плакате: Родина-мать зовет! (Текст военной присяги)
    Художник, год: И. Тоидзе, 1941 год
    Главный мотив: В атаку!
    Краткое пояснение:Художник располагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.
    Текст на плакате: Не болтай! Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены.
    Художник, год: Ватолина Н., Денисов Н., 1941 год
    Главный мотив: Не болтай!
    Краткое пояснение: Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия – нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.
    Текст на плакате: Товарищ! Помни, что хорошо и тепло одетый боец будет еще сильнее разить врага.
    Художник, год: А. и В. Кокорекины, 1942 год
    Главный мотив: Все для фронта, все для победы
    Краткое пояснение: Плакат призывает мобилизовать все средства населения и отдать все самое необходимое солдатам, которые сражаются за Родину.
    Текст на плакате: Красной Армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг! Покорение мира. Рабство народам. Фашизм. Гитлер, Геринг, Геббельс, Гимлер.
    Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1945 год
    Главный мотив: В атаку! Карикатура.
    Краткое пояснение: Плакат заставляет задуматься над злодеяниями немецкого фашизма против человечности.
    Текст на плакате: Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне. Товарищ женщина! Твой сын на фронте бьется, как герой. И дочь идет в дружину РоККа. А ты крепи наш тыл: траншею глубже рой, иди к станку. И трактор своей веди взамен водителей, теперь ведущих танки. Вы, сестры-женщины! Вы, матери-гражданки! Берите лом, лопату, руль, резец! По настоящему поймите, наконец, чем крепче тыл — тем тверже армий шаг, и тем скорей погибнет враг!
    Художник, год: И. Астапов, И. Холодов, 1941 год
    Главный мотив: Все для фронта, все для победы!
    Краткое пояснение: Плакат несет политическую окраску на превосходство общества, где равны мужчины и женщины, особенно во время войны, когда мужчины воюют на фронтах, женщины обеспечивают надежность тыла.
    Текст на плакате: Кровь за кровь, смерть за смерть!
    Художник, год: Алексей Ситтаро, 1942 год
    Главный мотив: Смерть детоубийцам; В атаку!
    Краткое пояснение: Плакат направлен на внушение неизбежности победы над врагом и полного его изгнания из советской земли.
    Текст на плакате: Бей насмерть!
    Художник, год: Николай Жуков, 1942 год
    Главный мотив: До последнего патрона!
    Краткое пояснение: Обращение к воинам Красной Армии крепче бить врага ради спасения матерей, детей и Родины. Плакат призван поднимать боевой дух солдатам.
    Текст на плакате: Воин Красной Армии, спаси!
    Художник, год: Виктор Корецкий, 1942 год
    Главный мотив:Смерть детоубийцам
    Краткое пояснение: Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Наиболее тяжелый для русского народа этап войны нашел отражение в работе Корецкого. Древний мотив – мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.
    Текст на плакате:Нет такой силы, которая поработила бы нас. Кузьма Минин. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков! И. Сталин.
    Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 1942 год
    Главный мотив: В атаку!
    Краткое пояснение: На плакате присутствует второй символический план, изображающий освобождение Кузьмой Мининым Родину от интервентов. Таким образом даже великие герои прошлого зовут солдат бороться и сражаться за свою Родину.
    Текст на плакате: Боевое меню врагу к каждому дню. Начинается по-русски угощение с закуски. Пирожки отличные с начинкою различною…Затем- супов немножко борщ флотский и окрошка. На второе битки по-казацки и шашлык по-кавказски и на сладкое — кисель.
    Художник, год: Н. Муратов, 1941 год
    Главный мотив: Карикатура
    Краткое пояснение: Плакат выполнен в сатирическом стиле и усиливает уверенность в победе советского народа над врагом.
    Текст на плакате: Враг коварен — будь на чеку!
    Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 1945 год
    Главный мотив: Не болтай
    Краткое пояснение: Плакат призывает к бдительности население и солдат. Сюжет плаката напоминает, что под добродетелью может скрываться фашистский преступник.
    Текст на плакате: Окно ТАСС № 613 Немец к Волге шел напиться – по зубам огрели фрица,
    наутек пришлось пуститься,- ноет бок, болит спина. Видно, волжская водица для фашиста не годится, холодна она для фрица, солона!
    Художник, год: П. Саркисян
    Главный мотив: Карикатура
    Краткое пояснение: В плакате подчеркивается мысль о том, что русский народ непобедим и враг все равно будет повержен.

  3. Значение военного плаката
    У меня возникла идея написания данной работы после проведения в нашей школе конкурса плакатов “Вставай, страна огромная!”, проводимого к 70- летию Победы. Учащимся предлагалось создать плакат в стиле плакатов военного времени. Меня очень заинтересовала эта тема, и захотелось погрузиться в ту эпоху, поставить себя на место защитников нашей страны и тружеников тыла. Узнать как можно больше о плакатах военного времени.
    Военный плакат совместно с радио и газетами являлись средствами агитации, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты – это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из плакатов.
    Великая Отечественная заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди надели военную форму и взяли в руки оружие, мирные заводы начали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили во фронтовые бригады, поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни. Не остались в стороне и те, кому жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком живописи. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства
    Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на происходящие события, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства.
    Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плакатаБеспощадно разгромим и уничтожим врага. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае и других странах.
    В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу.
    В июне 1941 года В.Корецкий создал композицию “Будь героем!”. Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова “Наше дело правое – победа будет за нами”.
    В плакатах 1941 года художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину.

    В плакатах изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие А. Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.
    Независимость и сила народа, который корнями уходило в героическое прошлое России. Как прадеды прогнали Наполеона, так и нынешнее поколение прогонит Гитлера, как дрались наши отцы за революцию и свободу, так и мы будем драться – подобные лозунги писали на плакатах и листовках, и вряд ли в этом было сомнение.
    Окна ТАСС.
    Под этим окном не поют серенады,
    На этом окне резеда не цвела.
    За этим окном разрывались снаряды,
    И армия наша на подвиги шла.
    – так напишет об одной из самых ярких страниц истории плакатного искусства Великой Отечественной С.Я. Маршак.
    24 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано первое организационное собрание, на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом “Окон ТАСС”.
    27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые “Окна ТАСС”.
    Плакаты “Окон ТАСС” вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.
    Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске “Окон ТАСС”, приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: “Как только будет взята Москва, все, кто работал в “Окнах ТАСС”, будут висеть на фонарных столбах”.
    В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие “Окна ТАСС” доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой.
    “Окно ТАСС” представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж “Окон” иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты.
    Художники “Окон ТАСС” добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: “Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут”, “Каждый удар молота – удар по врагу!”,
    “Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь – на Волге бить врага поможешь!”
    Работа редакции “Окон” была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в “Окнах”. Затем избранная тема передавалась художнику и писателю. Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата – тиражи достигали 20 тысяч экземпляров.
    От обычных плакатов “Окна ТАСС” отличались большой гибкостью и многообразием, они были тесно связаны с каждодневным ходом событий. Основным качеством изображений “Окон ТАСС” являлась подчеркнутая наглядность, художник имел возможность проявлять здесь свое творчество. “Окна ТАСС” художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа.
    В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы – всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе В. Лебедев-Кумач, С. Михалков, К. Симонов, и другие.
    В 1942 году труд девяти авторов “Окон ТАСС”- был отмечен Государственной премией СССР.
    Метко решено художниками Окно № 640 – Превращение фрицев непобедимые шеренги нацистский армий устремляются на восток, но с каждым шагом для них все ближе смерть. Используя выразительную и точную метафору, художники показали грядущую смерть фашистских завоевателей.
    Большое число “Окон” создал П. Соколов-Скаля. К лучшим его произведениям относится “Окно” № 444 “России двинулись сыны!” – на фоне памятника А.С. Пушкину в Москве идут строем советские пехотинцы на фронт.
    На совещании художников и руководства мастерской “Окон ТАСС” 19 декабря 1942 г. М.И. Калинин пророчески отметил: “Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо “Окон ТАСС”, как не пройдут мимо “Окон РОСТА”. И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу”.
    За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской “Окна ТАСС” 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов, 1 500 100 литографических плакатов. Они стали своеобразной живописной газетой, отражавшей жизнь народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне.
    КуКрыНикСы.
    Много ярких интересных “Окон ТАСС” были выполнены Кукрыниксами. Это творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович. Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов – 1973, Крылов – 1972, Соколов – 1973). Кукрыниксы – творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович. Вместе, под общим псевдонимом – Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку – Куприянов, Кры – Крылов, НикС – Николай Соколов выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы
    Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи – все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами.
    В Окнах ТАСС художники обычно работали в содружестве с С. Маршаком. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, художники сознательно преувеличивают существенные черты своих персонажей.
    Кукрыниксы создали серию “Окон”, направленных против Гитлера, Геббельса, Муссолини.
    Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения.
    Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой – они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью. Их вклад в победу над врагом был огромным – карикатуристы убивали его своим оружием – смехом и сатирой. В 1942 Кукрыниксы написали картину “Таня”, запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, вызывавшую слезы у зрителей… Затем появилось полотно “Бегство фашистов из Новгорода” – в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией – был разбит памятник “Тысячелетие России”, полуразрушен Софийский собор.
    Боевой карандаш.
    Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников “Боевой карандаш”. Родилось оно во время советско-финской войны, и снова возродилось в июньские дни 1941 года.

    “Боевой карандаш” удачно сочетал в себе черты плаката и народного лубка. Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. От других видов плаката “Боевой карандаш” отличало, явно выраженное в нем близкое ощущение фронта, он и предназначался, прежде всего, для фронтовой обстановки. Листки “Боевого карандаша” можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. “Боевой карандаш” был рассчитан не на спешный взгляд и быстрое прочтение, а на внимательное изучение всех деталей, на постепенное вникание в сюжет, в его подробности, в текст. плакат военный образ
    Работал в “Боевом карандаше” коллектив художников, среди которых были скульпторы, графики, живописцы. Тексты сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев.
    Тематика работ была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы сатирического характера, высмеивавшие врага.
    Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: “Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!”
    Образ матери в плакатах военных лет.
    Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники плакатисты, но только этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны.
    Плакат И. Тоидзе Родина-мать зовет!был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.
    В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.
    Центральным образом многих плакатов стала женщина средних лет, которая ассоциировалась с матерью, с оставленным отчим домом, с Родиной.
    В плакате Д. Шмаринова “Воин, ответь Родине победой” – изображение Родины в виде молодой женщины, в руках у которой автомат и сноп пшеницы. Это уже образ жены солдата, неустанно работающей в тылу, но готовой каждую минуту встать в ряды воинов с оружием в руках.
    Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Плакаты с изображениями тружеников тыла напоминали, что каждый час, каждая минута труда рабочих и колхозников – это тоже удар по врагу.
    Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.
    Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.
    Плакаты тыловой тематики
    Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг “Все для фронта, все для победы!” определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Ушедших на фронт мужчин в цехах заводов и на полях заменили женщины, старики и дети. В тылу, как и на фронте, были свои герои. Плакат прославлял их будничный каждодневный подвиг. Днем и ночью шли к линии фронта эшелоны с боеприпасами и продовольствием. Об этом рассказывали плакаты “Заменим!” В. Серова, “Больше хлеба для фронта и тыла! Убрать урожай полностью!” Н. Ватолиной и Н. Денисова. Одним из наиболее распространенных был сюжет с образом женщины заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы “Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!” Н. Ватолиной и Н. Денисова, “На трактор девушки садятся смело” Т. Ереминой. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: “Прогулы ликвидировать полностью!” С. Игуманова, “Брак-Враг” Б. Клинч, “Водители машин бесперебойно: доставляйте грузы на фронт” Я. Бекетова, “Собирай ЛОМ”, “Ты чем помог Фронту?” и другие. Один из самых известных плакатов тыловой тематики – “Не болтай! Будь на чеку” принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы, мать солдат-фронтовиков, текст к плакату написал С. Маршак. Этот же актуальный сюжет лег в основу плаката В. Конашевич “Не болтай, враг слушает”.
    Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты – это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов.
    Оккупация немецкими войсками огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Героями художников стали женщины и дети. Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, как она есть, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь.
    Плакат В. Корецкого Воин Красной Армии, спаси!, впервые напечатанный в газете “Правда” 5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. В данной работе нет сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности.
    Плакат решен в два цвета: серый и красный, тональная разработка серого на фотографии, и красным изображены кровавое пятно на штыке и надпись. Лица матери и ребенка напряжены, молчаливы, но плакат словно кричит, призывая к спасению, защите и мщению.
    С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.
    Дойдем до Берлина!.
    Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм – главная идея объединяющая плакаты.
    В 1944 году художнику Л. Голованову в плакате Дойдем до Берлина! удалось создать запоминающийся образ воина.
    Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.
    На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница.
    Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. “Дойдем до Берлина!” – такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.
    Позднее, в 1946 году Голованов еще раз возвращается к этой теме. В плакате “Красной Армии Слава!” изображается стоящий возле стены рейхстага солдат в парадной форме, на груди его ордена и медали, на плечах офицерские погоны. На стене видна надпись: “Берлин”, а над головой солдата изображен уже знакомый плакат “Дойдем до Берлина!”. Обещание, некогда данное, выполнено.
    Знакомясь с советскими плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, я не только изучила хронику важнейших событий войны; передо мной развернулась полная картина настроений и переживаний людей в годы войны, я вместе с героями плакатов испытала напряжение, боль, гнев, печаль и радость. Я поняла, что военный плакат, как часть общенародной борьбы, всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.
    Победа! И звезды по-новому светят!
    Победа! И солнце светлее горит!
    Весенний, победный, стремительный ветер
    Летит над Отчизной и дух веселит.
    Влияние военного плаката на духовный подъем русского народа в годы Великой Отечественной войны очевидно. Плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

    Старшее поколение хорошо знают и помнят значение военного плаката. Современное поколение мало знакомы с этим искусством и его значением в Великой Отечественной войне. Об этом необходимо рассказывать молодому поколению.

    Литература

    А.М. Вагьянц, “Вариации прекрасного” – М., 2000.
    Г.В. Беда “Основы изобразительной грамоты” – М., 1989г.
    Г. Демосфенова “Советская графика” – М., 1957г.
    Кукрыниксы “Втроем” – М., 1975г.
    А. Луковникова “Друзья- однополчане” – М., 1980г.
    Энциклопедический словарь юного художника – М., 1983г.
    Размещено на Allbest.ru

  4. Все дальше в прошлое уходит Великая Отечественная война. Все меньше становится участников и очевидцев той войны, которые могли бы поделиться информацией, находящейся вне пределов книг. Но большую значимость для нашего поколения приобрели плакаты Великой Отечественной войны.
    Актуальность темы обусловленастремлением сформироватьу нашего поколения чувства патриотизма, ведь плакатное искусство тех лет служило эффективным средством выражения чувств нашего народа для призывак Победе, о которой нельзя забывать!
    Объектом исследования является искусство плаката.
    Предмет исследования – Советские плакаты времен Великой Отечественной войны.
    Целью  проекта является выяснить как можно больше о Советских плакатах времен Великой Отечественной войны.
    Задачами проекта являются:
    – изучение литературы обискусстве плаката;
    -сбор материалов из разных источников на тему «Советские плакаты времен Великой Отечественной войны»;
    -создать плакат в стиле плакатов Великой Отечественной войны.
    Методами исследования данной работы являются изучение литературы, поиск  и обработка информации в сети Интернет, поиск информации в  Гуковском  музее шахтерского труда имени Л. И. Микулина, сравнительный анализ.
    Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован на заседании научно-практической конференции.

  5. Выступление по русскому языку
    Тема: Плакаты о Великой Отечественной войны
    Цель: проинформировать; объяснить; заинтересовать; убедить; переубедить; побудить к действию; воодушевить и т.д.
    Подготовил: Александр Волковой
    Источники: Академический школьный учебник русского языка(Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич), интернет( Википедия, Яндекс.картинки)
    1. Приветствие
    2. Плакат- один из жанров изобразительного искусства
    3. Когда появляется необходимость в создании плакатов?
    4. Какие плакаты стали известны в годы Великой Отечественной войны?
    5. История создания плаката «Родина- Мать зовёт!»
    6. Какова судьба плаката, как жанра в настоящее время?
    Ход выступления:
    1. Приветствие
    Здравствуйте, меня зовут Александр Волковой ученик 8а класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2» г. Евпатории. Сегодня я вам расскажу о плакатах Великой Отечественной войны.
    2. Плакаты- один из жанров изобразительного искусства
    Плакат- один из жанров изобразительного искусства, представляет собой: крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
    3. Когда появляется необходимость в создании плакатов?
    Ответ дам самостоятельно
    4. Какие плакаты стали известны в годы Великой Отечественной войны?
    «Вперёд! На запад!»
    Советский политический плакат Вперед! На запад! создан в 1942 году художником Виктором Ивановым. На плакате изображен краснофлотец с автоматом и гранатой в руках, который призывает к атаке на врага. Плакат пронизан уверенностью, что враг будет разбит.
    «Дойдём до Берлина!»
    В 1944 году советский художник Леонид Голованов создал военный агитплакат, которому суждено было стать одним из самых известных произведений данного жанра периода Второй мировой войны.
    Улыбающийся боец на фоне движущейся на Запад колонны советских войск поправляет сапог. Во взгляде солдата светится уверенность в себе и своих товарищах. «Дойдём до Берлина!» — гласит плакат.
    «Молодежь, в бой за Родину!»
    5. История создания плаката «Родина- Мать зовёт!»
    По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
    6. Какова судьба плаката, как жанра в настоящее время?

  6. Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.
    «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».
    Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.
    По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.
    «Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»

  7. Коллекция плакатов Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. насчитывает сотни работ. Пожелтевшие от времени, бережно сохраненные в частных коллекциях, отреставрированные мастерами музея, они несут в себе следы уходящей эпохи, частицы эмоционального настроя людей, политического и социального духа времени.
    В годы войны политический плакат занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Государственное издательство “Искусство” (Москва и Ленинград), “Окна ТАСС”, “Боевой карандаш” (Ленинград), студия имени М.Б. Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, в Куйбышеве, Иванове, Ростове-на-Дону, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, – вся гигантская агитиндустрия социалистического реализма работала, как хорошо отлаженный механизм.
    Пожалуй, нигде в мире в военные годы в жанре политического плаката не работал столь широкий круг самых крупных мастеров своего времени: Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, Кукрыниксы, Д. Шмаринов, Г. Верейский, С. Герасимов, Б. Иогансон и другие. Лето. 1941 год. 22 июня. Воскресенье. По радио – сообщение ТАСС о вероломном нападении Германии на нашу страну.
    А уже 24 июня на улицах Москвы появился и стал неотъемлемой частью строгого облика столицы плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”
    В течение нескольких дней его узнала вся страна, а еще через неделю – весь мир. За этим плакатом последовали другие. Плакаты, карикатуры в газетах, “Окна ТАСС”, книжные иллюстрации, антифашистские листовки для немецких солдат, даже упаковки для пищевых концентратов, посылаемые на фронт, – все эти многообразные формы использовали художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (Кукрыниксы), заставляя их служить своей цели. Лето. 1941 год. Конец июня. От Белорусского вокзала уходят на фронт военные эшелоны. Их провожает в путь плакат “Родина-мать зовет!”
    Седая женщина строго и требовательно смотрит вам в глаза. Одна рука ее вскинута вверх, другая держит листок с текстом присяги… Таким увидели москвичи плакат Ираклия Тоидзе, художника, перу которого принадлежат агитплакаты “Клянусь победить врага!”, “Мы заставим немецких преступников держать ответ за все их злодеяния!”, “Салют Родина!”, “Сталин ведет нас к победе!” Опыт каждого-нового года войны стоил опыта целой жизни. 1942 год. “Пусть ярость благородная вскипает, как волна…” Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов. Возможно, многим помнятся известные работы из этого цикла Дементия Шмаринова и Виктора Корецкого.
    Вместе с тем не менее массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны в организации отпора врагу. “Плакатисты очень часто прижаты к событиям вплотную”, – писал известный художник Виктор Иванов. С каждым новым годом войны менялась и тональность художественных полотен.
    В 1943 году тема напрашивалась сама собой. … Солдат прикладом автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель “Drang nach osten”. Отныне волна похода устремляется на запад, и, кажется, никакая сила не сможет остановить этого порыва. “На Запад!” – тема и название самых популярных плакатов этого периода. 1944, 1945. Война вошла в новую фазу. Дороги войны, медленные, хранящие следы отступления, где на каждом шагу подстерегала смерть, остались позади.Долгоруков 1944г.
    Стремительные дороги наступления, радостные дороги возвращения и встреч становятся темой плакатов: “Дойдем до Берлина!”, “Родина, встречай героев!” (Леонид Голованов), “Освободим Европу от цепей фашистского рабства!” (И.Тоидзе), “Здравствуй, Родина-мать!” (Нина Ватолина), “Победителю Слава!” (Валентин Литвиненко), “Первомайский привет героям фронта и тыла!” (Алексей Кокорекин). Коллекция памяти, как и коллекция музея, прочно сохраняет то, чего уже нет, что было и прошло. Время… Ему есть, о чем молчать, и есть, о чем вспомнить. И все это осталось в плакатах: “Сталин – величие нашей эпохи” (А.Житомирский), “За Родину! За Сталина!” (А.Ефимов), “Приказ Сталина – приказ Родины” (А.Серов), “Болтун – находка для шпиона” (Л.Елькович), “Товарищ! Будь начеку, не выбалтывай тайны врагу” (Б.Жуков). М. Нестерова 1945г.Главные монументы сталинской эпохи взорваны и уничтожены. Некогда знаменитые работы находятся в малодоступных музейных запасниках.
    И только в последнее время этот культурный слой начинает постепенно всплывать из небытия, являя миру свой неизменный лик. И, может быть, единственное, что в наших силах, это постараться не исказить истины за разноголосицей воспоминаний. В этой подборке представлены как знаменитые работы мастеров политического плаката советской эпохи, так и не столь известные сегодня произведения, по различным причинам не включавшиеся в изданные в последние десятилетия альбомы и каталоги. Без них плакатная летопись Великой Отечественной была бы не точной.

  8. Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…
    Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
    Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.
    Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
    Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат “Все для фронта, все для победы”!
    “Все для фронта! Все для победы”. Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год.
    Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
    Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат “Родина-мать зовет” работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.
    Репродукция плаката “Родина-мать зовет!”, 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе
    Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.
    В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.
    В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.
    Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.
    Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.
    Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.
    “Победа будет за нами”, 1941 год
    “Таран — оружие героев”. Автор — А.Волошин, 1941 год
    Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.
    На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!
    Плакат В. Правдина, 1941 год.
    Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.
    В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.
    Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.
    Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.
    Художник Виктор Дени (Денисов) «”Лицо” гитлеризма», 1941 год.
    Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.
    Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем…», 1941 год.
    Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.
    С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.
    Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.
    Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.
    Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.
    Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.
    Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.
    «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».
    Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.
    По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.
    «Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»
    Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.
    Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
    Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.
    Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.
    Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.
    Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.
    Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
    Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.
    После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
    Художник Владимир Серов, 1941 год.
    Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.
    Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.
    Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.
    Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
    Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков…
    «Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.
    «Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
    «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».
    В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.
    В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.
    Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.
    Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».
    Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.
    Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.
    Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.
    Репродукция плаката “Вперед! Победа близка!”. 1944 год. Художник Нина Ватолина.
    «Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.
    https://lh3.googleusercontent.com/-xYbHZ_XVn0E/VyuPltnqZdI/AAAAAAAI4Zo/R6HsJVpwXEI/poster-1944e_thumb%25255B7%25255D.jpg?imgmax=800
    Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.
    Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.
    Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…
    Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.
    [источник]http://ussrlife.blogspot.ru/2016/05/blog-post.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *