Сочинение на тему платон мне друг но истина дороже

6 вариантов

  1. < ![CDATA[Как отмечает А.Ф. Лосев – один из авторитетнейших исследователей античной философии, «вопрос о взаимном отношении систем Платона и Аристотеля – большой и трудный вопрос, на который все еще не дано ответа, способного одинаково удовлетворить всех исследователей» , хотя сама его констатация имеет не только давнюю историю, но и различные формы выражения: Рафаэль Санти дал гениальное воплощение спора философов в их образах на фреске «Афинская школа», а выдающийся историк философии и комментатор сочинений Аристотеля прошлого столетия В.Ф. Асмус пишет, что «через всю “Метафизику” Аристотеля проходит … критика основного учения Платона – учения об идеях» . Понимание идей – эйдосов и было предметом спора учителя и ученика.
    Открытие эйдосов – сверхчувственного мира идей, существующего до и вне мира вещей, было величайшей заслугой Платона. Все его учения о бытии выстраивается на этом тезисе – независимом существовании сущности
    идеи-эйдоса – от вещи. Как свидетельствует Диоген Лаэртский, по Платону, «вещество беспредельно, из него рождается всё сложное» , но этот вещественный мир принимает значение лишь тогда, когда высший разум связывает его с миром идей и превращает разрозненность веществ в космос. Платон полагает, что все идеи представляют собой некое единство. Основной идеей является идея блага. Она объединяет всё множество идей в некоторое единство цели – всё направлено к благой цели.
    Относительно человека Платон утверждал, что только душа делает человека причастным к высшему миру идей. Поэтому смысл жизни человека состоит в самосовершенствовании и следовании высшей цели.
    Учение Аристотеля берёт своё начало из трудов Платона. В то же время Аристотель сформировал собственное отношение к учению об идеях: он видел в отделении сущности от реальных вещей один из серьёзных недостатков концепции Платона.
    В тринадцатой книге «Метафизики» Аристотель дает критику учения об идеях, которое не может в полной мере объяснить непрекращающиеся перемещения и преобразования в вещественном мире. Идеи в этом случае не направлены на полное познание бытия вещей, так как, по сути, не причастны к ним.
    Аристотель утверждает, что идея вещи находится внутри самой же вещи , именно в их единстве и сосредоточена сущность вещи. Это и есть одно из основных отличий теорий Платона и Аристотеля. Как отмечают А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи, «тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается аристотелизм и его отличие от платонизма. И это есть то, в чем Аристотель разошелся с Платоном и его школой» .
    Сущность у Аристотеля объясняется через понятия формы и материи. Материя у Аристотеля сама по себе не является ни сутью вещи, ни чем-либо другим. Определенность же материальные вещи получают лишь благодаря форме – эйдосу. Форма и есть суть бытия каждой вещи, ее сущность. Она находится внутри самой вещи и в полной мере характеризует её. Однако и сама форма раскрывается только в единстве с материей.
    В конечном итоге Аристотель всё-таки приходит к выводу о существовании высшей формы, лишенной материальной составляющей, идеальной, что связывает теории Аристотеля и Платона.
    Таким образом, несмотря на различия, существующие в учениях Платона и Аристотеля, в итоге они сходятся в одном важном положении – признании мирового разума, бога или высшей формы. Как отмечают А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи, «между ними в одних случаях действительно была пропасть, но зато в других случаях были весьма крепкие и надежные мосты».

  2. “Платон мне друг, но истина дороже”
    Известно, что Платон- древнегреческий философ. В данном высказывании смысл заключается в том, что философия хороша, но не всегда несет истину. Истина заключается в знании, полностью соответствующем предмету познания. А философия- это наука, основанная на рассуждениях и догадках. Конечно у нее большое значение среди наук, но дело в том, что она изучает вопросы, на которые нет ответа. То есть, условие познания истины заранее является невыполнимым.
    Знания, которые мы получаем в процессе изучения философии, нельзя получить опытным путём, нельзя вывести по ним формулу или обозначить определенные закономерности. Философам приходится рассуждать по вопросам, которые не имеют четкого ответа. Это обусловлено специфичными особенностями данной науки.
    Например, одной из самых актуальных проблем философии является вопрос: “В чём смысл жизни?”. Разве можно ответить на него однозначно? Разумеется нет. Ведь для каждого человека свои приоритеты, планы и стремления. Выходит, что узнать истину в данном вопросе не представляется реальным.
    Я считаю это высказывание верным. Поскольку наука философия пользуется субъективным мнением, не основанных на твёрдых знаниях. В этом нет вины самой науки или людей, которые её изучают, поскольку с самого создания этой науки, у неё была цель- ответить на вопросы, а не установить истину.
    Таким образом, смысл данного высказывания заключается в неспособности философии установить истину. Эта наука важна, но все же, установление истины несет куда более важный характер, чем только лишь рассуждение по вечным вопросам.

  3. Платон
    А) О идеях
    Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. paradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода “Солнце в царстве идей”, мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Но это еще не личный божественный Дух (как потом в христианстве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы “вибрирует” в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение “нечестивых воззрений” пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу “все дозволено”, говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал к суровому наказанию “нечестивцев”.
    Б) идеальное государство
    “Идеальное государство” является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое “идеальное государство” Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. “Идеальное государство”, по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.
    Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Платона о государстве — это утопия. Представим лишь классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть социально-философских взглядов гениального мыслителя.
    Платон выделял:
    а) “идеальное государство” (или приближающееся к идеалу) — аристократия, в том числе аристократическая республика и аристократическая монархия;
    б) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.
    Согласно Платону, тирания — наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства — результат “порчи” идеального государства. Тимократия (тоже худшее) — это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.
    В) безсмертне души
    Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, “вспоминает о мире идей”. Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. “Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая”(3). Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.
    Аристотель
    Платон мне друг – но истинна дороже
    Ученики, говоря о своих учителях, утверждали таким образом, что хоть они и уважают их и ценят, однако замечают, что при всем уважении и авторитете человека любое его утверждение всегда можно подвергнуть сомнению и раскритиковать в случае, если оно не соответствует истине. Таким образом античные философы указывали на верховенство истины.
    А) учения о материи
    Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя — это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
    Б) теория души
    Опускаясь в своих философских размышлениях из бездны Космоса к миру одушевленных существ, Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — энтелехия(1) тела. Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: “Именно душа придает смысл и цель жизни”. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных “частей” души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она “немало времени’ проводит в ошибках”. “Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего”(2). Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
    12Следующая ⇒
    Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 650 | Нарушение авторских прав
    Рекомендуемый контект:
    Похожая информация:
    V. Повторение пройденного материала. Решение задачи надо начать с построения графа отношения «дороже»
    Античная философия. Философия Платона и Аристотеля
    Были, конечно, и удачливые добытчики. Немало они рудников да приисков пооткрывали. Ну, тоже не совсем складно, потому – одно добывали, а дороже того в отвалы сбрасывали
    Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной
    Глава 16. Истинная цель и самоотдача
    Глава 5 Платонический инцест
    Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия
    Загадочные миры А. Платонова
    Знаменитый афинский философ Платон родился в 427 г. до н.э. и умер, прожив 80 лет, в 347 г. до н.э
    Крылатые изречения и афоризмы. 1. Amicus Plato, sed magis amica veritas — Платон мне друг, но истина дороже
    Ксенофонт, Платон, Аристотель
    Лекция 4. Расцвет древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель
    Поиск на сайте:
    © 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

  4. помогите пожалуйста, напишите эссе на тему “Платон мне друг, но истина дороже. ” буду очень благодарна.

    Ответы:

    “Платон мне друг, но истина дороже”
    Известно, что Платон- древнегреческий философ. В данном высказывании смысл заключается в том, что философия хороша, но не всегда несет истину. Истина заключается в знании, полностью соответствующем предмету познания. А философия- это наука, основанная на рассуждениях и догадках. Конечно у нее большое значение среди наук, но дело в том, что она изучает вопросы, на которые нет ответа. То есть, условие познания истины заранее является невыполнимым.
    Знания, которые мы получаем в процессе изучения философии, нельзя получить опытным путём, нельзя вывести по ним формулу или обозначить определенные закономерности. Философам приходится рассуждать по вопросам, которые не имеют четкого ответа. Это обусловлено специфичными особенностями данной науки.
    Например, одной из самых актуальных проблем философии является вопрос: “В чём смысл жизни?”. Разве можно ответить на него однозначно? Разумеется нет. Ведь для каждого человека свои приоритеты, планы и стремления. Выходит, что узнать истину в данном вопросе не представляется реальным.
    Я считаю это высказывание верным. Поскольку наука философия пользуется субъективным мнением, не основанных на твёрдых знаниях. В этом нет вины самой науки или людей, которые её изучают, поскольку с самого создания этой науки, у неё была цель- ответить на вопросы, а не установить истину.
    Таким образом, смысл данного высказывания заключается в неспособности философии установить истину. Эта наука важна, но все же, установление истины несет куда более важный характер, чем только лишь рассуждение по вечным вопросам.

  5. Если более развито яростное начало души, то человеку присущи храбрость, мужество, умение подчинять вожделение долгу; таковы воины, и их гораздо больше, чем философов.
    Если же превалирует “низшая“, вожделеющая часть души, то человеку надлежит заниматься физическим трудом. В зависимости от того, какая из частей души преобладает, человек ориентирован на низменное и дурное, либо на возвышенное и благородное.
    Из своих представлений о человеке Платон вывел формулу идеального государства(человек – общество).
    По Платону, побудительной причиной возникновения государства является многообразие человеческих нужд и невозможность их удовлетворения в одиночку. Государство и человеческая душа имеют одинаковое строение. Платон выделяет в идеальном государстве три сословия: 1) правители-философы; 2) войны (стражи);
    3) земледельцы и ремесленники.
    В идеальном государстве Платона нет рабов, а для двух высших сословий не существует собственности и семьи. Каждому из сословий соответствует своя добродетель: 1) мудрость;2) мужество;3) сдержанность.
    Четвертая добродетель – справедливость есть выполнение каждым сословием соответствующей ему в государстве функции. Платон выделяет 4 отрицательных типа государства, в которых главным двигателем поведения людей являются материальные заботы и стимулы:
    1) тимократия; 2) олигархия; 3) демократия; 4) тирания.
    Тимократия – это власть честолюбцев, которыми движет страсть к обогащению и стремление к стяжанию. Следствием тимократии является разделение общества на меньшинство богатых и большинство бедных, а также установление олигархии. Олигархия – это власть немногих богатых над большинством бедных. Здесь царит злоба и зависть, обостряются противоречия, и, как следствие, – победа бедных и установление демократии, т.е. власти большинства (народовластия). Но как в природе, так и в обществе, все, что делается слишком, вознаграждается великой переменой в противоположную сторону: тирания происходит именно из демократии, как жесточайшее рабство – из высочайшей свободы. Тирания – это форма государственной власти, основанная на единоличном правлении, которая чаще устанавливается насильственным путем и основана на деспотизме.
    Влияние Платона огромно в Средние века. В его едином видели Бога-творца.
    В12 Аристотель (384-322 гг до н.э.)
    Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель – Стагирит, т.к. родился в городе Стагире, в 334 г. до н.э. основал первый лицей, или Ликей – перипатетическую философскую школу. Написал более 150 трактатов. Философия – это учение о всеобщем, знание общего. Мудрость – это знание причин всех явлений. Философия делится на 3 части:
    1) теоретическая: метафизика, физика, математика.
    2) практическая: политика, этика, риторика.
    3) изобразительная: поэтика, риторика.
    Аристотель заявил: «Платон мне друг, но истина дороже» и подверг критике платоновскую теорию идей. Во-первых, он утверждал, что идеи не находятся в каком-либо потустороннем мире, и во-вторых, что они находятся в самих вещах: «Конкретные вещи есть соединение материи и формы». Это учение получило название – гилеморфизм.Форма образует из первой материи действительное реальное бытие. Первая материя – это основа бытия, потенциальная предпосылка существующего. Четыре элемента – огонь, воздух, вода, земля – это промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который мы чувственно воспринимаем (его изучает физика). У чувственных вещей различают 2 пары противоположных свойств: тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств образуют четыре основных элемента:
    · Огонь – это теплое и сухое.
    · Земля – это холодное и сухое.
    · Воздух – это теплое и влажное.
    · Вода – это холодное и влажное
    Эти четыре элемента – основа реальных вещей. При изучении конкретных вещей Аристотель говорит о первичных и вторичных сущностях (первых и вторых). Первая сущность – индивидуальное бытие, конкретная вещь как таковая. Вторая сущность – родовая или видовая, отражающая общее, выражена в дефиниции, она является производной.
    Различают 4 причины всего существующего:
    1) материальная причина (пассивное начало);
    2) формальная причина (активное начало);
    3) активная причина, связанная с источником движения;
    4) конечная, или целевая причина, объясняет цель и смысл движения, как реализации цели.
    Источником движения (перводвигателем) является форма форм (Бог).
    Аристотель различал 3 уровня души:
    1) вегетативный, растительный, – это способность к жизни, размножению и т.д. (душа растений),
    2) чувственный, преобладающий в душах животных,
    3) разумный, присущий человеку, – это та часть души, которая мыслит и познает.
    Душа – это господствующий принцип, а тело – подчиненный. Душа – это форма реализации природного целого (1-я энтелехия, форма реализации природного тела). Энтелехия – это «реализация цели».
    Познание начинается с удивления. Первый уровень познания – чувственное познание (познание конкретных вещей, единичности). Второй уровень познания – разумное (познание общего). Вершиной познания является искусство и наука.
    Движения помимо вещей не существует, оно вечно. Движение – это изменение сущности, качества, количества и места. Различают 6 видов движения:
    · возникновение;
    · гибель;
    · уменьшение;
    · увеличение;
    · перемена;
    · изменение места.

  6. ДокументФрагмент из эссе академика Д. С. Лихачева «Заметки о русском». До известных пределов утраты в природе восстановимы. .. Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей,— уже служившее людям. Даже сами реставраторы. .. Становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. .. Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной. Вопросы и задания к документу Определите, в чем основная мысль приведенного отрывка. Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры. Как вы понимаете выражение автора «нравственная оседлость»? Вспомните содержание параграфа и аргументированно объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах? Подберите примеры варварского отношения к памятникам культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *