Сочинение на тему пленительный женский образ в слове о полку игореве
10 вариантов
В 1185 году неизвестным автором написано «Слово о полку Игореве». Важные и значащие события для Киевской Руси описаны автором, в дальнейшем они послужили объединению и укреплению государства.Однако не менее важным оказался тот факт, что в произведение воссозданы образы киевских князей, их войска и русских женщин. Одна из таких героинь Ярославна, жена князя Игоря Святославовича.Образ Ярославны лиричен и поэтичен, она нежна и прекрасна, однако одновременно с этим очень трагичен и печален. В жене князя Игоря автор объединил самые лучшие качества женщины и подруги. Он создал образ русской женщины, которая живет для мужа, семья, является ему соратницей и хранительницей очага.Много позже женщинам снова придется отвоевывать свое высокое положение рядом с мужчинами, доказывая, что они имеет право влиять не только на семейный быт. Однако в Киевской Руси женщина была именно таковой — верной и преданной опорой мужа, его тылом.Ярославна плачет о гибели дружины своего князя на стене Путивля, этот плачь ритуальный и традиционный, однако из ее уст он очень искренний и правдивый. Она действительно горюет, хочет быть рядом со своим «ладой», хочет помочь ему.Однако не в ее человеческих силах сделать что-то, и тогда Ярославна обращается к силам природы. И хотя Русь давно крещена, это языческое обращение к Днепру, солнцу и ветру выдает скорее отчаяние женщины, нежели отступление от веры. Обращение к силам природы вежливое, но в то же время и с упреком, ведь ветер помогает врагам переносить их стрелы в сторону русской дружины.Образ Ярославны закончен и самодостаточен, она вмещает в себя просто вселенскую печаль о поражении русских воинов. Она плачет не только о полонении Игоря, она плачет обо всех тех, кто не вернется с этого сражения, о тех, кто получил раны и увечья.И в этом плаче передается скорбь всей русской земли о случившемся: славные воины пошли защищать родину, однако лютый враг оказался сильнее.Образ Ярославны вдохновлял многих русских классиков. Характер этой героини брали за основу Пушкин и Тургенев, Некрасов и Толстой. «Слово о полку Игореве» на современный русский язык переводилось известнейшими писателями Заболоцким и Жуковским, и их переводы каждый по-своему прекрасны.Однако намного лучше читать «Слово» в оригинале, поскольку его автор был человеком талантливым с неповторимым ощущением прекрасного.
Ярославна осознает, что она – слабая женщина не способна физически помочь супругу, да еще и на таком большом расстоянии. Но сила ее духа так велика, что даже природные стихии прислушиваются к ее мольбам.
Напимер, Ярославна просит солнышко, чтобы оно не так сильно и горячо своими лучиками припекало милого Игоря и его войско. Ветер – чтобы его стихия не вредила русичам, а, наоборот, пособляла им. Днепр должен донести до милого ее сердцу лады всю силу любви его ненаглядной женушки и силу ее духа.
А о себе она говорит, как бы обратилась кукушкой девушка, полетела бы на речку Каялу, намочила свои шёлковые рукава и устремилась бы туда, на поле боя, где милый лада раненый. И утерла бы раны милому, ненаглядному…
Образ Ярославны – это не просто образ русской женщины, верной жены. Ярославна – это образ широкий, она воплотила в себе будто бы всю Русь-матушку. Она символизирует еще и надежду на хорошее в будущем. Ярославна – символ, что, возможно, вернется к ней милый лада Игорь, что заживут они дальше в любви и согласии. Также образ Ярославны олицетворяет собой трагизм, тоску по ушедшим в мир иной навеки.
Если проводить параллели с прототипом, то важно знать, что и реальная жена Игоря дождалась своего ладу домой. Но счастье их продлилось недолго, в 1187 году ее больше не стал под этим небом.
Вариант 3
С давних времен утешением, помощью, обителью добра и успокоения для любого русского мужчины считалась женщина. Точно так же и автор «Слово о полку Игореве» передаёт нам образ Ярославны — жены Игоря. В наше время очень многие понятия предаются переосмыслению, понятие «жены» — не исключение. Сейчас очень многие говорят о том, что никто никому ничего не должен, говорят о равноправии в отношениях, но мало кто говорит об истинной любви. Ярославна не просто любила своего Игоря, она была предана ему на всю жизнь, предана своего князю-мужу и своему государству, неудачи которого она оплакивает со всей искренностью.
Имени Ярославны читатель не знает, потому как Ярославна — это отчество девушки, на которой женился Игорь. Она — не просто яркий образ русской жены, которую все мы привыкли принимать исходя из истории, Ярославна — это действительно сокровище Игоря, а вместе с тем и хранительница его сердца, переживающая о его неудачах, как о своих собственных. Ярославна — это воплощение жены из пословицы «муж и жена — одна Сатана». Ярославна горько и жалобно оплакивает гибель полка своего мужа, заточение Игоря в темнице и в принципе неудачный поход.
Действия произведения происходят уже во времена, когда Русь была крещена, но Ярославна в своём плаче ещё обращается к языческим богам и явлениям, что свидетельствует о том, что в минуты горести и отчаяния любящая супруга и спутница по жизни всегда и всяческими путями будет способствовать тому, чтобы помочь своему супругу.
Ярославна — это не просто женщина князя Игоря, это женщина всей Руси, потому что она оплакивает каждого погибшего воина, переживает за каждого человека, который был рядом с её мужем и за каждого человека, который ещё остался на Руси. Ярославна — это символ великодушие души русской женщины, её необъятность.
Я думаю, что образ жены Игоря останется навсегда в культуре и истории нашего народа, что каждый из людей в дальнейшем будет помнить о том, как выглядит женщина, достойная уважения не только своего мужчины, но и всего царства, женщина, пред которой захочется поклониться за все её страдания и мольбы о спасении своего государства и своего единственного и любимого мужа. Ярославна несет в себе верность и благородную любовь, самую высокую и чистую любовь. Для неё Игорь — не просто любимый мужчина, он для неё символ и смысл жизни. Без Игоря она постоянно плачет и страдает, она просто не в состоянии прожить без того, кому навсегда отдала своё сердце.
9 класс
Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн.
Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто “Слово” спел,
Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
Или русских женщин лики все в тебе слиты?
Ты — Наташа, ты — и Лиза: и Татьяна — ты!
В.Брюсов
В истории нашей литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Каждый человек со школьной скамьи, думаю, помнит Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Толстого, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» А.Пушкина, Сонечку Мармеладову из «Преступления и наказания» Ф.Достоевского и других и может о них рассказать. А вот о Ярославне из «Слова о полку Игореве» лично мне помнится только плач, да и то в общих чертах. С таким не очень приятным для себя открытием я столкнулась, прочтя предложенные темы сочинений для Каяльских чтений 2014 года. Решив восполнить пробелы в своих знаниях, я прочла массу литературы, и предо мной предстал образ Ярославны.
Ярославна — реальное историческое лицо, жена русского Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. Её родителями были галицкий князь Ярослав Осмомысл и княгиня Ольга Юрьевна. Они дали своей дочери прекрасное, на мой взгляд, имя – Ефросиния, что означает «радость». На Руси было принято замужнюю женщину называть не по имени, а по отчеству или по имени мужа. Так и стала она Ярославной, хотя на момент описываемых в «Слове о полку Игореве» событий ей всего 16 лет.
Разорённая Русь, терзаемая княжескими междоусобицами, была лёгкой добычей воинственных кочевников. «Слово» рассказывает о походе на половцев князя Игоря, который пошёл со своей дружиной на врагов ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игорево войско, а его самого взяли в плен.
С Ярославной мы знакомимся, когда она плачет на воротах в Путивле-Граде, мысленно стремясь к месту битвы Игоря с половцами, где, по её представлениям, лежит раненый князь, желая омыть и заживить его раны:
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Почему в Путивле, где правил сын князя Игоря Владимир, а не в Новгород-Северском? Может потому, что он был гораздо южнее Новгород-Северского, а именно с юга должно было возвращаться войско Игоря? А может, проводила Ярославна мужа до этого города и осталась там ждать его?
Легко представляю себе картину: вот стоит Ярославна на стенах древнего путивльского кремля, взгляд её устремлён в бесконечную даль; горестно сжав руки, взывает она к силам природы за помощью. Тяжело приходится этой юной ещё, но уже так несчастной женщине, которая не знает, жив ли её муж. И льются слёзы боли, отчаяния. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает своё горе в плаче. Но плач её – не горестное причитание об умершем, не слова скорби и воспоминаний о совместно прожитых годах, а моление, заклинание к силам природы помочь князю и его воинам. Она напрямую обращается к богам: «О ветре, ветрило…» – это обращение к Стрибогу, «О светло – пресветлое солнце…» – обращение к Хорсу. Другими словами, она начинает волховать. Именно поэтому идёт она на путивльский заборол (на самую высокую точку местности) рано утром, чтобы остаться «незнаемой», то есть, тайно.
С выразительными заклинаниями княгиня обращается к трём силам природы: к солнцу, ветру и далёкому от Каялы Днепру. И в каждом её обращении – прямой упрек. «Ветру Ветрилу» Ярославна ставит в укор то, что во время битвы он веял со стороны половцев:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
В обращении к Днепру-Славутичу она просит «прилелеять» к ней её милого ладу:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна обращается к Днепру потому, что он силён и могуч и был верным союзником другим князьям в походах против половцев:
Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Звучат из уст княгини слова упрёка и в адрес «трижды светлого солнца» за то, что его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска, что мучило жаждой воинов во время битвы в безводной степи:
Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
В обращении к ветру и солнцу, как видим, никакие просьбы не высказываются, а лишь подразумеваются: Ярославна мысленно просит природные стихийные силы сменить гнев на милость и не мешать спасению Игоря, его возвращению на родину. Но обращается к силам природы она как к живым и всесильным божествам, и слова звучат, как заговор или молитва. И уже по-другому представляешь себе Ярославну: она устремлена в небо, чтобы загородить собой солнце, которое « жаждою стянуло лук походный», и остановить ветер, который «стрелы половецкие вздымает,
мечет их на русские полки». Ещё мгновение, и Ярославна оборотится кукушкою и взлетит над Дунаем, а дорогу ей «кажуть» лебеди, устремляющиеся в землю «незнаемую».
Но почему кукушкою? Знаток славянской народной поэзии Ф.И.Буслаев писал, что кукушка – славянский символ тоскующей женщины: и несчастной в браке, и одинокой солдатки, и женщины, оплакивающей смерть мужа, сына или брата. Но Ярославна – кукушка летит к любимому не для того, чтобы оплакать его на поле битвы, а чтобы вернуть его к жизни! В древнерусском тексте это звучит так: «зегзицею незнаема рано кычеть». Мне очень понравилась прочитанная мысль о том, что слово «зигзица», образованное по правилам русского языка из слова «зигзаг», означает «двойная молния». В. Даль в своем словаре упоминает очень похожее слово – згица, то есть искра. Следовательно, выражение может иметь смысл: мечет молнии, призывает молнии свыше – обращается к богу-громовержцу Перуну, покровителю князей и дружин.
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И героиня «Слова о полку Игореве» в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Чувства Ярославны не могут оставить равнодушными людей, испытавших в жизни любовь и привязанность к другому человеку. Кем предстаёт князь Игорь перед нами? Первым князем, попавшим в плен? Князем, для которого поход кончается бесславным поражением? Князем, неудача которого ободрила половцев, позволила им поверить в свои силы, что привело к новому их нашествию на Русь? Да, именно так. Но только не для Ярославны, плач которой по утерянному мужу пропитан нежностью, теплотой, горячим сочувствием. В её плаче Игорь – «сокол», «солнце красное». И сила её любви помогает Игорю бежать из плена и вернуться домой.
Таким предстал передо мной образ Ярославны – первой женщины –героини в русской литературе: образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. И закончить разговор о ней мне хочется словами Н.Рыленкова:
Путивльский шлях. Полынная тоска,
Твой ждущий взгляд сквозь слёзы – синий-синий.
Вошла ты Ярославною в века,
А в терему осталась Ефросиньей…
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Апаринская средняя общеобразовательная школа
ученицы 11 класса
Садовниковой Анны Ивановны
Учитель – Болгова И.Ф.
В 1185 году неизвестным автором написано “Слово о полку Игореве”. Важные и значащие события для Киевской Руси описаны автором, в дальнейшем они послужили объединению и укреплению государства.
Однако не менее важным оказался тот факт, что в произведение воссозданы образы киевских князей, их войска и русских женщин. Одна из таких героинь Ярославна, жена князя Игоря Святославовича.
Образ Ярославны лиричен и поэтичен, она нежна и прекрасна, однако одновременно с этим очень трагичен и печален. В жене князя Игоря автор объединил самые лучшие качества женщины и подруги. Он создал образ русской женщины, которая живет для мужа, семья, является ему соратницей и хранительницей очага.
Много позже женщинам снова придется отвоевывать свое высокое положение рядом с мужчинами, доказывая, что они имеет право влиять не только на семейный быт. Однако в Киевской Руси женщина была именно таковой – верной и преданной опорой мужа, его тылом.
Ярославна плачет о гибели дружины своего князя на стене Путивля, этот плачь ритуальный и традиционный, однако из ее уст он очень искренний и правдивый. Она действительно горюет, хочет быть рядом со своим “ладой”, хочет помочь ему.
Однако не в ее человеческих силах сделать что-то, и тогда Ярославна обращается к силам природы. И хотя Русь давно крещена, это языческое обращение к Днепру, солнцу и ветру выдает скорее отчаяние женщины, нежели отступление от веры. Обращение к силам природы вежливое, но в то же время и с упреком, ведь ветер помогает врагам переносить их стрелы в сторону русской дружины.
Образ Ярославны закончен и самодостаточен, она вмещает в себя просто вселенскую печаль о поражении русских воинов. Она плачет не только о полонении Игоря, она плачет обо всех тех, кто не вернется с этого сражения, о тех, кто получил раны и увечья.
И в этом плаче передается скорбь всей русской земли о случившемся: славные воины пошли защищать родину, однако лютый враг оказался сильнее.
Образ Ярославны вдохновлял многих русских классиков. Характер этой героини брали за основу Пушкин и Тургенев, Некрасов и Толстой. “Слово о полку Игореве” на современный русский язык переводилось известнейшими писателями Заболоцким и Жуковским, и их переводы каждый по-своему прекрасны.
Однако намного лучше читать “Слово” в оригинале, поскольку его автор был человеком талантливым с неповторимым ощущением прекрасного.
“Слово полку Игореве”- жемчужина древнерусской литературы, где повествуется о неудачном походе дружины князя Игоря против половцев в 1185 году. Неизвестный автор “Слова” с болью рассказывает о трагедии этого похода, о тех междоусобицах князей, которые способствовали ослаблению Руси.
Особое место автор “Слова” отводит образу жены князя Игоря, княгине Евфросинии Ярославне.( вот примерно так можно начать сочинение о женском образе в “Слове о полку Игореве”) В основной части следует раскрыть светлый образ Ярославны, рассказать о ее качествах: патриотизме, верности, мудрости, близости к природе.
Следует привести цитаты из “Плача Ярославны”, когда она, стоя на крепостной стене, обращается к силам природы: ветру, солнцу, Днепру…. Она не дает никакой политической оценки происходящему. Она просто горюет, как истинная женщина, о том, что не может полететь, словно птица к своему “милому ладе”.
В плаче Ярославны слышна боль всех женщин, проводивших своих мужчин на смерть и позор, и сама Ярославна скорбит обо всех русских воинах-защитниках Родины.
Силы природы помогают Ярославне. Ветер доносит ее плач в половецкие степи, где в плену томится Игорь.
Любовь жены придает ему сил, и он бежит из плена. И тут сама природа, видимо, по слезной просьбе и заклинаниям Ярославны помогает князю Игорю. Река Донец укрывает его от врагов туманами, зеленая шелковая трава смягчает стук шагов. У Игоря обостряются все чувства: в своей жажде свободы, Игорь словно забывает, что он человек. Автор сравнивает князя то с горностаем, то с белым гоголем, то с серым волком. Так он спешит к своей Ярославне и к своей родине. В заключение даем заключительную характеристику женскому образу “Слова”
Делаем акцент на собирательности этого образа, в котором отражены лучшие черты русских женщин: самоотверженность, высокие моральные качества, способность беззаветно любить, патриотизм.
Сочинение на тему “Ярославна – пленительный женский образ в Слове о полку Игоревне
Ответы:
В 1185 году неизвестным автором написано «Слово о полку Игореве». Важные и значащие события для Киевской Руси описаны автором, в дальнейшем они послужили объединению и укреплению государства. Однако не менее важным оказался тот факт, что в произведение воссозданы образы киевских князей, их войска и русских женщин. Одна из таких героинь Ярославна, жена князя Игоря Святославовича. Образ Ярославны лиричен и поэтичен, она нежна и прекрасна, однако одновременно с этим очень трагичен и печален. В жене князя Игоря автор объединил самые лучшие качества женщины и подруги. Он создал образ русской женщины, которая живет для мужа, семья, является ему соратницей и хранительницей очага. Много позже женщинам снова придется отвоевывать свое высокое положение рядом с мужчинами, доказывая, что они имеет право влиять не только на семейный быт. Однако в Киевской Руси женщина была именно таковой — верной и преданной опорой мужа, его тылом. Ярославна плачет о гибели дружины своего князя на стене Путивля, этот плачь ритуальный и традиционный, однако из ее уст он очень искренний и правдивый. Она действительно горюет, хочет быть рядом со своим «ладой», хочет помочь ему. Однако не в ее человеческих силах сделать что-то, и тогда Ярославна обращается к силам природы. И хотя Русь давно крещена, это языческое обращение к Днепру, солнцу и ветру выдает скорее отчаяние женщины, нежели отступление от веры. Обращение к силам природы вежливое, но в то же время и с упреком, ведь ветер помогает врагам переносить их стрелы в сторону русской дружины. Образ Ярославны закончен и самодостаточен, она вмещает в себя просто вселенскую печаль о поражении русских воинов. Она плачет не только о полонении Игоря, она плачет обо всех тех, кто не вернется с этого сражения, о тех, кто получил раны и увечья. И в этом плаче передается скорбь всей русской земли о случившемся: славные воины пошли защищать родину, однако лютый враг оказался сильнее. Образ Ярославны вдохновлял многих русских классиков. Характер этой героини брали за основу Пушкин и Тургенев, Некрасов и Толстой. «Слово о полку Игореве» на современный русский язык переводилось известнейшими писателями Заболоцким и Жуковским, и их переводы каждый по-своему прекрасны. Однако намного лучше читать «Слово» в оригинале, поскольку его автор был человеком талантливым с неповторимым ощущением прекрасного.
Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из «Слова о полке Игореве» веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью к родной земле. И кажется, что Ярославна – вся русская земля, которая плачет за своими сыновьями. Где-то на Дунае, будто «и чайка-жалобница», стонет Ярославна, ожидая своего мужа.
А ее муж – это великий князь Игорь, который попал в плен к половцам. Как тяжело приходится этой несчастной женщине, которая даже не знает, жив ли ее муж! И льются слезы боли, отчаяния, тоскливые слезы большой любви. Плачет Ярославна, а в ее плаче слышны голоса всех женщин, мужья которых сложили головы на чужбине или оказались в плену. Плач Ярославны в Путивле не просто обращение жены к мужу, это олицетворенная Русь, которая зовет к себе своих защитников. И она оплакивает Игоря не только как мужа, но и как защитника Родины, который потерпел поражение в битве с врагами. Она обращается к трем силам природы. Ветру Ярославна ставит в укор за то, что веял хиновскими стрелами на воинов ее мужа (во время битвы ветер веял со стороны половцев): «Почему метаешь хиновские стрелы на воинов моего народа?» У Днепра-Славуты она просит лелеять на своих волнах ее мужа. На солнце Ярославна жалуется за то, что мучило жаждой русских воинов во время битвы в безводной степи. Плачет Ярославна, чтобы умилостивить природу, чтобы услышала она тот стон, который идет по всем русским землям. Не может эта верная женщина-патриотка терпеть несправедливость, которая идет от захватчиков-половцев. И ее плач, ее бессмертные слова – это и женская тоска, и обвинение сил природы, которые вместо того чтобы помогать русским воинам, старались их погубить. Автор «Слова» создал бессмертный образ русской женщины с такой поэтической силой, что небольшой по объему «Плач Ярославны» стал шедевром мировой литературы.
В плаче столько поэтических чувств, столько деятельной любви и искренней преданности, столько содержится в обращениях к ветру, Днепру-Славуте, к солнцу живых намеков на реальное положение воинов во время тяжелой битвы и после нее, что не остались равнодушными даже силы природы! Ярославна — образ идеальной русской женщины, женщины-патриотки, он живет и до сих пор в наших сердцах. Живет, как напоминание о большой любви, о верности, о любви к родной земле. Ярославна – это символ Русской земли, которая тоскует по своим защитникам, а ее плач – не только поэтическое творение, а и реальный разговор. Я верю, что еще долгие-долгие года она будет образцом верности и любви для будущих поколений.
Образ Ярославны занимает не большой по объему отрывок из “Слова … “, но в смысловом, эмоциональном аспекте “плач Ярославны” является одним из самых важных открывков.
Плач Ярославны трогательно показывает нежную любовь Ефросинии (Ярославны) к своему мужу Игорю. (Я буду использовать в качестве цитат перевод Заболоцкого, ибо он самый поэтичный; но для более точного знания оригинального текста советую также прочитаю перевод Д. С. Лихачева) .
Ярославна обращается к стихиям: воде (Дунай) , ветру, Солнцу. В ее отчаянной песне слышна надежда на то, что Игорь остался жив: “Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”, но в тоже время она понимает, что скорее всего ее возлюбенный убит: “Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.”
Ярославна злится на природу: к ветру и Солнцу она не взывает, а ругает их: “Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море
За кормою волны колыхать?”
“Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?”
А к Днепру царевна именно взывает, просит, умоляет: “Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”
И все-таки последним словом Ярославны становится именно мысль о смерти Игоря, Солнце “горем переполнили колчан”, как образно выразился Заболоцкий.
Плая Ярославны показывает всю трагедию этого необдуманного поступка Игоря. Не только себя он погубил, не только дружину, в первую очередь, он погубил сердце Ярославны.
В девятнадцатом веке автор одного из стихотворных переложений «Слова о полку Игореве» поэт Аполлон Майков высказал предположение, что в плаче Ярославны можно представить присутствие самого Игоря: «Обстановка этого плача будет: степь, утро, закуковала кукушка, напомнившая особенно живо Игорю его Ярославну, как видел он ее в последний раз на степе в Путивле… Там она стоит и обращает вопли свои в пустынную степь — к ветру, к реке, к солнцу, горюя и тоскуя любящим сердцем, чуя постоянно беду над милым…»
Итак, образ Ярославны воплотил в себе женскую верность, неизбывную заботу о близком человеке, ушедшем сражаться за родную землю. Этим образом открывается необъятная галерея обаятельных русских женщин, созданных последующими веками развития русской истории и литературы. Критик Евгений Осетров писал о развитии образа Ярославны в дальнейшей протяженности российской истории: «Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой. Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в «землю басурманскую», вызволяла пленных из неволи; она — Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она — старостиха Василиса в памятном 1812 году». Этот перечень можно продолжить образом матери из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», героинями поэм и стихотворений Николая Алексеевича Некрасова и многими другими образами представительниц русского народа, которых мы встречаем в русской классической литературе. Если же приблизиться к нашему времени и вспомнить годы Великой Отечественной войны, то и тогда далекие потомки Ярославны поддерживали в трудную годину своих мужей и сыновей. «Просто ты умела ждать, как никто другой», — утверждал, обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения Константина Сергеевича Симонова «Жди меня». А героине поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» выпала тяжелая доля пережить трагедию ожидания родных, попавших в сталинские застенки, когда в бесконечных очередях у тюремного окошка толпились десятки тысяч жен, матерей, дочерей и сестер…
Любовь к родине и своим близким, верность, доброта, забота — вот те черты характера русской женщины, которые отражены в классической русской литературе. А первым таким образом была и остается Ярославна, созданная безымянным автором «Слова о полку Игореве».
В 1185 году неизвестным автором написано «Слово о полку Игореве». Важные и значащие события для Киевской Руси описаны автором, в дальнейшем они послужили объединению и укреплению государства.Однако не менее важным оказался тот факт, что в произведение воссозданы образы киевских князей, их войска и русских женщин. Одна из таких героинь Ярославна, жена князя Игоря Святославовича.Образ Ярославны лиричен и поэтичен, она нежна и прекрасна, однако одновременно с этим очень трагичен и печален. В жене князя Игоря автор объединил самые лучшие качества женщины и подруги. Он создал образ русской женщины, которая живет для мужа, семья, является ему соратницей и хранительницей очага.Много позже женщинам снова придется отвоевывать свое высокое положение рядом с мужчинами, доказывая, что они имеет право влиять не только на семейный быт. Однако в Киевской Руси женщина была именно таковой — верной и преданной опорой мужа, его тылом.Ярославна плачет о гибели дружины своего князя на стене Путивля, этот плачь ритуальный и традиционный, однако из ее уст он очень искренний и правдивый. Она действительно горюет, хочет быть рядом со своим «ладой», хочет помочь ему.Однако не в ее человеческих силах сделать что-то, и тогда Ярославна обращается к силам природы. И хотя Русь давно крещена, это языческое обращение к Днепру, солнцу и ветру выдает скорее отчаяние женщины, нежели отступление от веры. Обращение к силам природы вежливое, но в то же время и с упреком, ведь ветер помогает врагам переносить их стрелы в сторону русской дружины.Образ Ярославны закончен и самодостаточен, она вмещает в себя просто вселенскую печаль о поражении русских воинов. Она плачет не только о полонении Игоря, она плачет обо всех тех, кто не вернется с этого сражения, о тех, кто получил раны и увечья.И в этом плаче передается скорбь всей русской земли о случившемся: славные воины пошли защищать родину, однако лютый враг оказался сильнее.Образ Ярославны вдохновлял многих русских классиков. Характер этой героини брали за основу Пушкин и Тургенев, Некрасов и Толстой. «Слово о полку Игореве» на современный русский язык переводилось известнейшими писателями Заболоцким и Жуковским, и их переводы каждый по-своему прекрасны.Однако намного лучше читать «Слово» в оригинале, поскольку его автор был человеком талантливым с неповторимым ощущением прекрасного.
Ярославна осознает, что она – слабая женщина не способна физически помочь супругу, да еще и на таком большом расстоянии. Но сила ее духа так велика, что даже природные стихии прислушиваются к ее мольбам.
Напимер, Ярославна просит солнышко, чтобы оно не так сильно и горячо своими лучиками припекало милого Игоря и его войско. Ветер – чтобы его стихия не вредила русичам, а, наоборот, пособляла им. Днепр должен донести до милого ее сердцу лады всю силу любви его ненаглядной женушки и силу ее духа.
А о себе она говорит, как бы обратилась кукушкой девушка, полетела бы на речку Каялу, намочила свои шёлковые рукава и устремилась бы туда, на поле боя, где милый лада раненый. И утерла бы раны милому, ненаглядному…
Образ Ярославны – это не просто образ русской женщины, верной жены. Ярославна – это образ широкий, она воплотила в себе будто бы всю Русь-матушку. Она символизирует еще и надежду на хорошее в будущем. Ярославна – символ, что, возможно, вернется к ней милый лада Игорь, что заживут они дальше в любви и согласии. Также образ Ярославны олицетворяет собой трагизм, тоску по ушедшим в мир иной навеки.
Если проводить параллели с прототипом, то важно знать, что и реальная жена Игоря дождалась своего ладу домой. Но счастье их продлилось недолго, в 1187 году ее больше не стал под этим небом.
Вариант 3
С давних времен утешением, помощью, обителью добра и успокоения для любого русского мужчины считалась женщина. Точно так же и автор «Слово о полку Игореве» передаёт нам образ Ярославны — жены Игоря. В наше время очень многие понятия предаются переосмыслению, понятие «жены» — не исключение. Сейчас очень многие говорят о том, что никто никому ничего не должен, говорят о равноправии в отношениях, но мало кто говорит об истинной любви. Ярославна не просто любила своего Игоря, она была предана ему на всю жизнь, предана своего князю-мужу и своему государству, неудачи которого она оплакивает со всей искренностью.
Имени Ярославны читатель не знает, потому как Ярославна — это отчество девушки, на которой женился Игорь. Она — не просто яркий образ русской жены, которую все мы привыкли принимать исходя из истории, Ярославна — это действительно сокровище Игоря, а вместе с тем и хранительница его сердца, переживающая о его неудачах, как о своих собственных. Ярославна — это воплощение жены из пословицы «муж и жена — одна Сатана». Ярославна горько и жалобно оплакивает гибель полка своего мужа, заточение Игоря в темнице и в принципе неудачный поход.
Действия произведения происходят уже во времена, когда Русь была крещена, но Ярославна в своём плаче ещё обращается к языческим богам и явлениям, что свидетельствует о том, что в минуты горести и отчаяния любящая супруга и спутница по жизни всегда и всяческими путями будет способствовать тому, чтобы помочь своему супругу.
Ярославна — это не просто женщина князя Игоря, это женщина всей Руси, потому что она оплакивает каждого погибшего воина, переживает за каждого человека, который был рядом с её мужем и за каждого человека, который ещё остался на Руси. Ярославна — это символ великодушие души русской женщины, её необъятность.
Я думаю, что образ жены Игоря останется навсегда в культуре и истории нашего народа, что каждый из людей в дальнейшем будет помнить о том, как выглядит женщина, достойная уважения не только своего мужчины, но и всего царства, женщина, пред которой захочется поклониться за все её страдания и мольбы о спасении своего государства и своего единственного и любимого мужа. Ярославна несет в себе верность и благородную любовь, самую высокую и чистую любовь. Для неё Игорь — не просто любимый мужчина, он для неё символ и смысл жизни. Без Игоря она постоянно плачет и страдает, она просто не в состоянии прожить без того, кому навсегда отдала своё сердце.
9 класс
Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн.
Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто “Слово” спел,
Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
Или русских женщин лики все в тебе слиты?
Ты — Наташа, ты — и Лиза: и Татьяна — ты!
В.Брюсов
В истории нашей литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Каждый человек со школьной скамьи, думаю, помнит Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Толстого, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» А.Пушкина, Сонечку Мармеладову из «Преступления и наказания» Ф.Достоевского и других и может о них рассказать. А вот о Ярославне из «Слова о полку Игореве» лично мне помнится только плач, да и то в общих чертах. С таким не очень приятным для себя открытием я столкнулась, прочтя предложенные темы сочинений для Каяльских чтений 2014 года. Решив восполнить пробелы в своих знаниях, я прочла массу литературы, и предо мной предстал образ Ярославны.
Ярославна — реальное историческое лицо, жена русского Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. Её родителями были галицкий князь Ярослав Осмомысл и княгиня Ольга Юрьевна. Они дали своей дочери прекрасное, на мой взгляд, имя – Ефросиния, что означает «радость». На Руси было принято замужнюю женщину называть не по имени, а по отчеству или по имени мужа. Так и стала она Ярославной, хотя на момент описываемых в «Слове о полку Игореве» событий ей всего 16 лет.
Разорённая Русь, терзаемая княжескими междоусобицами, была лёгкой добычей воинственных кочевников. «Слово» рассказывает о походе на половцев князя Игоря, который пошёл со своей дружиной на врагов ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игорево войско, а его самого взяли в плен.
С Ярославной мы знакомимся, когда она плачет на воротах в Путивле-Граде, мысленно стремясь к месту битвы Игоря с половцами, где, по её представлениям, лежит раненый князь, желая омыть и заживить его раны:
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Почему в Путивле, где правил сын князя Игоря Владимир, а не в Новгород-Северском? Может потому, что он был гораздо южнее Новгород-Северского, а именно с юга должно было возвращаться войско Игоря? А может, проводила Ярославна мужа до этого города и осталась там ждать его?
Легко представляю себе картину: вот стоит Ярославна на стенах древнего путивльского кремля, взгляд её устремлён в бесконечную даль; горестно сжав руки, взывает она к силам природы за помощью. Тяжело приходится этой юной ещё, но уже так несчастной женщине, которая не знает, жив ли её муж. И льются слёзы боли, отчаяния. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает своё горе в плаче. Но плач её – не горестное причитание об умершем, не слова скорби и воспоминаний о совместно прожитых годах, а моление, заклинание к силам природы помочь князю и его воинам. Она напрямую обращается к богам: «О ветре, ветрило…» – это обращение к Стрибогу, «О светло – пресветлое солнце…» – обращение к Хорсу. Другими словами, она начинает волховать. Именно поэтому идёт она на путивльский заборол (на самую высокую точку местности) рано утром, чтобы остаться «незнаемой», то есть, тайно.
С выразительными заклинаниями княгиня обращается к трём силам природы: к солнцу, ветру и далёкому от Каялы Днепру. И в каждом её обращении – прямой упрек. «Ветру Ветрилу» Ярославна ставит в укор то, что во время битвы он веял со стороны половцев:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
В обращении к Днепру-Славутичу она просит «прилелеять» к ней её милого ладу:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна обращается к Днепру потому, что он силён и могуч и был верным союзником другим князьям в походах против половцев:
Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Звучат из уст княгини слова упрёка и в адрес «трижды светлого солнца» за то, что его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска, что мучило жаждой воинов во время битвы в безводной степи:
Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
В обращении к ветру и солнцу, как видим, никакие просьбы не высказываются, а лишь подразумеваются: Ярославна мысленно просит природные стихийные силы сменить гнев на милость и не мешать спасению Игоря, его возвращению на родину. Но обращается к силам природы она как к живым и всесильным божествам, и слова звучат, как заговор или молитва. И уже по-другому представляешь себе Ярославну: она устремлена в небо, чтобы загородить собой солнце, которое « жаждою стянуло лук походный», и остановить ветер, который «стрелы половецкие вздымает,
мечет их на русские полки». Ещё мгновение, и Ярославна оборотится кукушкою и взлетит над Дунаем, а дорогу ей «кажуть» лебеди, устремляющиеся в землю «незнаемую».
Но почему кукушкою? Знаток славянской народной поэзии Ф.И.Буслаев писал, что кукушка – славянский символ тоскующей женщины: и несчастной в браке, и одинокой солдатки, и женщины, оплакивающей смерть мужа, сына или брата. Но Ярославна – кукушка летит к любимому не для того, чтобы оплакать его на поле битвы, а чтобы вернуть его к жизни! В древнерусском тексте это звучит так: «зегзицею незнаема рано кычеть». Мне очень понравилась прочитанная мысль о том, что слово «зигзица», образованное по правилам русского языка из слова «зигзаг», означает «двойная молния». В. Даль в своем словаре упоминает очень похожее слово – згица, то есть искра. Следовательно, выражение может иметь смысл: мечет молнии, призывает молнии свыше – обращается к богу-громовержцу Перуну, покровителю князей и дружин.
Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И героиня «Слова о полку Игореве» в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Чувства Ярославны не могут оставить равнодушными людей, испытавших в жизни любовь и привязанность к другому человеку. Кем предстаёт князь Игорь перед нами? Первым князем, попавшим в плен? Князем, для которого поход кончается бесславным поражением? Князем, неудача которого ободрила половцев, позволила им поверить в свои силы, что привело к новому их нашествию на Русь? Да, именно так. Но только не для Ярославны, плач которой по утерянному мужу пропитан нежностью, теплотой, горячим сочувствием. В её плаче Игорь – «сокол», «солнце красное». И сила её любви помогает Игорю бежать из плена и вернуться домой.
Таким предстал передо мной образ Ярославны – первой женщины –героини в русской литературе: образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. И закончить разговор о ней мне хочется словами Н.Рыленкова:
Путивльский шлях. Полынная тоска,
Твой ждущий взгляд сквозь слёзы – синий-синий.
Вошла ты Ярославною в века,
А в терему осталась Ефросиньей…
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Апаринская средняя общеобразовательная школа
ученицы 11 класса
Садовниковой Анны Ивановны
Учитель – Болгова И.Ф.
В 1185 году неизвестным автором написано “Слово о полку Игореве”. Важные и значащие события для Киевской Руси описаны автором, в дальнейшем они послужили объединению и укреплению государства.
Однако не менее важным оказался тот факт, что в произведение воссозданы образы киевских князей, их войска и русских женщин. Одна из таких героинь Ярославна, жена князя Игоря Святославовича.
Образ Ярославны лиричен и поэтичен, она нежна и прекрасна, однако одновременно с этим очень трагичен и печален. В жене князя Игоря автор объединил самые лучшие качества женщины и подруги. Он создал образ русской женщины, которая живет для мужа, семья, является ему соратницей и хранительницей очага.
Много позже женщинам снова придется отвоевывать свое высокое положение рядом с мужчинами, доказывая, что они имеет право влиять не только на семейный быт. Однако в Киевской Руси женщина была именно таковой – верной и преданной опорой мужа, его тылом.
Ярославна плачет о гибели дружины своего князя на стене Путивля, этот плачь ритуальный и традиционный, однако из ее уст он очень искренний и правдивый. Она действительно горюет, хочет быть рядом со своим “ладой”, хочет помочь ему.
Однако не в ее человеческих силах сделать что-то, и тогда Ярославна обращается к силам природы. И хотя Русь давно крещена, это языческое обращение к Днепру, солнцу и ветру выдает скорее отчаяние женщины, нежели отступление от веры. Обращение к силам природы вежливое, но в то же время и с упреком, ведь ветер помогает врагам переносить их стрелы в сторону русской дружины.
Образ Ярославны закончен и самодостаточен, она вмещает в себя просто вселенскую печаль о поражении русских воинов. Она плачет не только о полонении Игоря, она плачет обо всех тех, кто не вернется с этого сражения, о тех, кто получил раны и увечья.
И в этом плаче передается скорбь всей русской земли о случившемся: славные воины пошли защищать родину, однако лютый враг оказался сильнее.
Образ Ярославны вдохновлял многих русских классиков. Характер этой героини брали за основу Пушкин и Тургенев, Некрасов и Толстой. “Слово о полку Игореве” на современный русский язык переводилось известнейшими писателями Заболоцким и Жуковским, и их переводы каждый по-своему прекрасны.
Однако намного лучше читать “Слово” в оригинале, поскольку его автор был человеком талантливым с неповторимым ощущением прекрасного.
“Слово полку Игореве”- жемчужина древнерусской литературы, где повествуется о неудачном походе дружины князя Игоря против половцев в 1185 году. Неизвестный автор “Слова” с болью рассказывает о трагедии этого похода, о тех междоусобицах князей, которые способствовали ослаблению Руси.
Особое место автор “Слова” отводит образу жены князя Игоря, княгине Евфросинии Ярославне.( вот примерно так можно начать сочинение о женском образе в “Слове о полку Игореве”)
В основной части следует раскрыть светлый образ Ярославны, рассказать о ее качествах: патриотизме, верности, мудрости, близости к природе.
Следует привести цитаты из “Плача Ярославны”, когда она, стоя на крепостной стене, обращается к силам природы: ветру, солнцу, Днепру…. Она не дает никакой политической оценки происходящему. Она просто горюет, как истинная женщина, о том, что не может полететь, словно птица к своему “милому ладе”.
В плаче Ярославны слышна боль всех женщин, проводивших своих мужчин на смерть и позор, и сама Ярославна скорбит обо всех русских воинах-защитниках Родины.
Силы природы помогают Ярославне. Ветер доносит ее плач в половецкие степи, где в плену томится Игорь.
Любовь жены придает ему сил, и он бежит из плена. И тут сама природа, видимо, по слезной просьбе и заклинаниям Ярославны помогает князю Игорю. Река Донец укрывает его от врагов туманами, зеленая шелковая трава смягчает стук шагов. У Игоря обостряются все чувства: в своей жажде свободы, Игорь словно забывает, что он человек. Автор сравнивает князя то с горностаем, то с белым гоголем, то с серым волком. Так он спешит к своей Ярославне и к своей родине.
В заключение даем заключительную характеристику женскому образу “Слова”
Делаем акцент на собирательности этого образа, в котором отражены лучшие черты русских женщин: самоотверженность, высокие моральные качества, способность беззаветно любить, патриотизм.
Сочинение на тему “Ярославна – пленительный женский образ в Слове о полку Игоревне
Ответы:
В 1185 году неизвестным автором написано «Слово о полку Игореве». Важные и значащие события для Киевской Руси описаны автором, в дальнейшем они послужили объединению и укреплению государства. Однако не менее важным оказался тот факт, что в произведение воссозданы образы киевских князей, их войска и русских женщин. Одна из таких героинь Ярославна, жена князя Игоря Святославовича. Образ Ярославны лиричен и поэтичен, она нежна и прекрасна, однако одновременно с этим очень трагичен и печален. В жене князя Игоря автор объединил самые лучшие качества женщины и подруги. Он создал образ русской женщины, которая живет для мужа, семья, является ему соратницей и хранительницей очага. Много позже женщинам снова придется отвоевывать свое высокое положение рядом с мужчинами, доказывая, что они имеет право влиять не только на семейный быт. Однако в Киевской Руси женщина была именно таковой — верной и преданной опорой мужа, его тылом. Ярославна плачет о гибели дружины своего князя на стене Путивля, этот плачь ритуальный и традиционный, однако из ее уст он очень искренний и правдивый. Она действительно горюет, хочет быть рядом со своим «ладой», хочет помочь ему. Однако не в ее человеческих силах сделать что-то, и тогда Ярославна обращается к силам природы. И хотя Русь давно крещена, это языческое обращение к Днепру, солнцу и ветру выдает скорее отчаяние женщины, нежели отступление от веры. Обращение к силам природы вежливое, но в то же время и с упреком, ведь ветер помогает врагам переносить их стрелы в сторону русской дружины. Образ Ярославны закончен и самодостаточен, она вмещает в себя просто вселенскую печаль о поражении русских воинов. Она плачет не только о полонении Игоря, она плачет обо всех тех, кто не вернется с этого сражения, о тех, кто получил раны и увечья. И в этом плаче передается скорбь всей русской земли о случившемся: славные воины пошли защищать родину, однако лютый враг оказался сильнее. Образ Ярославны вдохновлял многих русских классиков. Характер этой героини брали за основу Пушкин и Тургенев, Некрасов и Толстой. «Слово о полку Игореве» на современный русский язык переводилось известнейшими писателями Заболоцким и Жуковским, и их переводы каждый по-своему прекрасны. Однако намного лучше читать «Слово» в оригинале, поскольку его автор был человеком талантливым с неповторимым ощущением прекрасного.
Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из «Слова о полке Игореве» веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью к родной земле. И кажется, что Ярославна – вся русская земля, которая плачет за своими сыновьями. Где-то на Дунае, будто «и чайка-жалобница», стонет Ярославна, ожидая своего мужа.
А ее муж – это великий князь Игорь, который попал в плен к половцам. Как тяжело приходится этой несчастной женщине, которая даже не знает, жив ли ее муж! И льются слезы боли, отчаяния, тоскливые слезы большой любви. Плачет Ярославна, а в ее плаче слышны голоса всех женщин, мужья которых сложили головы на чужбине или оказались в плену. Плач Ярославны в Путивле не просто обращение жены к мужу, это олицетворенная Русь, которая зовет к себе своих защитников. И она оплакивает Игоря не только как мужа, но и как защитника Родины, который потерпел поражение в битве с врагами. Она обращается к трем силам природы. Ветру Ярославна ставит в укор за то, что веял хиновскими стрелами на воинов ее мужа (во время битвы ветер веял со стороны половцев): «Почему метаешь хиновские стрелы на воинов моего народа?» У Днепра-Славуты она просит лелеять на своих волнах ее мужа. На солнце Ярославна жалуется за то, что мучило жаждой русских воинов во время битвы в безводной степи. Плачет Ярославна, чтобы умилостивить природу, чтобы услышала она тот стон, который идет по всем русским землям. Не может эта верная женщина-патриотка терпеть несправедливость, которая идет от захватчиков-половцев. И ее плач, ее бессмертные слова – это и женская тоска, и обвинение сил природы, которые вместо того чтобы помогать русским воинам, старались их погубить. Автор «Слова» создал бессмертный образ русской женщины с такой поэтической силой, что небольшой по объему «Плач Ярославны» стал шедевром мировой литературы.
В плаче столько поэтических чувств, столько деятельной любви и искренней преданности, столько содержится в обращениях к ветру, Днепру-Славуте, к солнцу живых намеков на реальное положение воинов во время тяжелой битвы и после нее, что не остались равнодушными даже силы природы! Ярославна — образ идеальной русской женщины, женщины-патриотки, он живет и до сих пор в наших сердцах. Живет, как напоминание о большой любви, о верности, о любви к родной земле. Ярославна – это символ Русской земли, которая тоскует по своим защитникам, а ее плач – не только поэтическое творение, а и реальный разговор. Я верю, что еще долгие-долгие года она будет образцом верности и любви для будущих поколений.
Образ Ярославны занимает не большой по объему отрывок из “Слова … “, но в смысловом, эмоциональном аспекте “плач Ярославны” является одним из самых важных открывков.
Плач Ярославны трогательно показывает нежную любовь Ефросинии (Ярославны) к своему мужу Игорю. (Я буду использовать в качестве цитат перевод Заболоцкого, ибо он самый поэтичный; но для более точного знания оригинального текста советую также прочитаю перевод Д. С. Лихачева) .
Ярославна обращается к стихиям: воде (Дунай) , ветру, Солнцу. В ее отчаянной песне слышна надежда на то, что Игорь остался жив: “Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”, но в тоже время она понимает, что скорее всего ее возлюбенный убит: “Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.”
Ярославна злится на природу: к ветру и Солнцу она не взывает, а ругает их: “Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море
За кормою волны колыхать?”
“Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?”
А к Днепру царевна именно взывает, просит, умоляет: “Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!”
И все-таки последним словом Ярославны становится именно мысль о смерти Игоря, Солнце “горем переполнили колчан”, как образно выразился Заболоцкий.
Плая Ярославны показывает всю трагедию этого необдуманного поступка Игоря. Не только себя он погубил, не только дружину, в первую очередь, он погубил сердце Ярославны.
В девятнадцатом веке автор одного из стихотворных переложений «Слова о полку Игореве» поэт Аполлон Майков высказал предположение, что в плаче Ярославны можно представить присутствие самого Игоря: «Обстановка этого плача будет: степь, утро, закуковала кукушка, напомнившая особенно живо Игорю его Ярославну, как видел он ее в последний раз на степе в Путивле… Там она стоит и обращает вопли свои в пустынную степь — к ветру, к реке, к солнцу, горюя и тоскуя любящим сердцем, чуя постоянно беду над милым…»
Итак, образ Ярославны воплотил в себе женскую верность, неизбывную заботу о близком человеке, ушедшем сражаться за родную землю. Этим образом открывается необъятная галерея обаятельных русских женщин, созданных последующими веками развития русской истории и литературы. Критик Евгений Осетров писал о развитии образа Ярославны в дальнейшей протяженности российской истории: «Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой. Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в «землю басурманскую», вызволяла пленных из неволи; она — Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она — старостиха Василиса в памятном 1812 году». Этот перечень можно продолжить образом матери из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», героинями поэм и стихотворений Николая Алексеевича Некрасова и многими другими образами представительниц русского народа, которых мы встречаем в русской классической литературе. Если же приблизиться к нашему времени и вспомнить годы Великой Отечественной войны, то и тогда далекие потомки Ярославны поддерживали в трудную годину своих мужей и сыновей. «Просто ты умела ждать, как никто другой», — утверждал, обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения Константина Сергеевича Симонова «Жди меня». А героине поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» выпала тяжелая доля пережить трагедию ожидания родных, попавших в сталинские застенки, когда в бесконечных очередях у тюремного окошка толпились десятки тысяч жен, матерей, дочерей и сестер…
Любовь к родине и своим близким, верность, доброта, забота — вот те черты характера русской женщины, которые отражены в классической русской литературе. А первым таким образом была и остается Ярославна, созданная безымянным автором «Слова о полку Игореве».