Сочинение на тему по литературе 6 класс

7 вариантов

  1. русская и зарубежная литература
    на свободную тему
    СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
    Песнь о вещем Олеге
    В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.
    О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, .умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.
    Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в “Песни о вещем Олеге”. А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.
    Пушкин любил и знал русскую историю, “предания веков”. В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.
    Волхвы не боятся могучих владык.
    И княжеский дар им не нужен.
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:
    Из мертвой главы гробовая змея,
    Шипя, между тем выползала.
    Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.
    Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина
    “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” состоят из 5 повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”. Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться.
    “Повести Белкина” задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово “любовь”. Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои “Повестей Белкина” (кроме повести “Гробовщик”) счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.
    Пушкин высмеивает “романтические наклонности” своих героев, противопоставляет им здравый смысл, реальную жизнь со своими проблемами, своим сюжетом. Он разрешает банальные конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. От этого “Повести Белкина” имеют магнетическое влияние на читателя, который в начале повести может думать: “Хорошо, что я не на его (ее) месте”, а в конце истории: “А как бы я поступил(а) на месте героя?”
    В “Повестях Белкина” есть мрачное предсказание неразрешимости ситуации, печального ее конца. Но стремление героев жить так, как они хотят, пусть даже это будут хлопотные будни, вселяют надежду на то, что каждый герой — творец своего счастья.
    Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина Метель
    (сочинение-размышление)
    А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина и принес неожиданное благополучие его дочери, случайная обида поставила на грань гибели молодого графа Б. из повести “Выстрел”. В повести “Метель” роковая случайность — метель, закружившая героев и “подменившая” женихов.
    Марья Гавриловна Р., героиня “Метели”, описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с “почтовым ящиком” в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку…
    В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной.
    Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж;, так как по закону у нее есть муж;, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат… неизвестно на ком.
    А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу.
    Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
    Метель в повести А. С. Пушкина
    (сочинение-раздумье)
    А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.
    Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
    В повести “Метель” автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.
    Герои “Метели” — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже “жизнь за него отдать”, батюшка согласился венчать… И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу человека соединены узами брака, но не могут надеяться на любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти друг друга.
    Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.
    Бунт крестьян против несправедливости
    (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”)
    В своем романе “Дубровский” А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.
    Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.
    Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.
    После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.
    Благородство против подлости
    (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”)
    А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и “дикость” дворянства, в романе “Дубровский” выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.
    Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных “идолов”.
    Бунт в душе народа почти всегда выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы.
    Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.
    А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.
    В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.
    МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
    Тема свободы и изгнания
    (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы”)
    В стихотворениях М, Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и летать. М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами-странниками, но если тучи мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгнание. Поэт перечисляет причины, которые могут изгонять свободного:
    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
    Зависть ли тайная? Злоба лъ открытая?
    Или на вас тяготит преступление?
    Или друзей клевета ядовитая?
    Но нет ответа, и поэт понимает, что только скука и внутренний холод гонят тучи, а это, по-моему, не свобода, а прозябание.
    Восточное сказание “Три пальмы” также пронизано свободой, только три пальмы и ручей не оценили ее:
    И стали три пальмы на бога роптать:
    “На то лъ мы родились, чтоб здесь увядать?
    Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
    Колеблемы вихрем и зноем палимы,
    Ничей благосклонный не радуя взор?..
    Не прав твой, о небо, святой приговор!”
    Мне кажется, что М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда “сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий!” Насладившись теплом костра, наутро караван отправился в путь.
    И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный…
    …Иныне все дико и пусто кругом
    — Не шепчутся листья с гремучим ключом:
    Напрасно пророка о тени он просит —
    Его лишь песок раскаленный заносит…
    Почему пострадали пальмы и ручей, который высохнет?
    Потому что всегда нужно ценить свободу, потому что никто со стороны ее не оценит, скорее, уничтожит или искалечит. Внутренняя свобода должна быть тайной одного человека, а не показным достоянием всего общества.
    НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ
    Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова “Левша”
    У “Левши” удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и “состряпал” из них своего “Левшу”.
    Между тем “Левша” придуман Лесковым от первого до последнего слова. И все якобы “народные” словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек. Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. Массы называют “молчаливым народом”. У Лескова он заговорил.
    “Левша” — невеселая сказка, в ней как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью — боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху “без мелкоскопов”, учившиеся “по Псалтырю и Полусоннику”. Но… ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует.
    Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет “без бойла”, завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский “секрет”, которого не открыли ни цари, ни генералы.
    А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нету у него “тугамента”. Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, “Левша уже кончался, потому что у него затылок о паратет раскололся”. И, умирая, открыл “секрет”: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся!
    Но не дошел важный “секрет” до государя. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин; “У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”.
    Ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей — это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то — резьба… Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
    Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину.
    НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
    Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя
    (По книге “Вечера на хуторе близ Диканьки”)
    “Поздравляю публику с истинно веселою книгою” – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной ¦ поэтичностью и красотой народных преданий. Настоящий герой книги — народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах.
    Украинские сказки — страшные и завораживающие одновременно, в них не всегда добро вознаграждается явно, но в конце концов приходит воздаяние за все поступки — дурные и хорошие.
    “Майская ночь, или Утопленница” основывается на многих легендах о “неупокоенных душах”, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. Вместе с другими русалками она пытается наказать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка “не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ”.
    Русалка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красавицу Галю, но хитрый отец парубка сам имеет виды на девушку и “не слышит”, когда сын просит позволения жениться. Левко и русалка встречаются во сне. Панночка рассказывает парню о своей мачехе и просит: “Помоги мне, найди ее!”
    Просьба оказывается легко выполнимой: понаблюдав, как русалки играют “в коршуна”, Левко сразу видит одну, которой нравится быть злым и хищным коршуном, которая не так прозрачна и чиста, “внутри у нее что-то чернеется”. Благодарная панночка помогает Левку соединить свою жизнь с любимой девушкой.
    История, рассказанная Гоголем, пронизана лиризмом, украинскими песнями, окутана поэтической грустью. В ней много доброты и нет христианской непримиримости по отношению к самоубийцам. Они не прокляты, они несчастны;
    Н. В. Гоголь вырос в атмосфере украинской песни и сказки, прекрасно передал ее в своих книгах, сумел увлечь читателей поэзией народных малороссийских преданий.

  2. ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
    А.С. Пушкин. Роман “Дубровский”
    1. Народ в романе А.С. Пушкина “Дубровский”.
    2. Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина “Дубровский”.
    3. Образ Маши Троекуровой в романе А.С. Пушкина “Дубровский”.
    4. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина “Дубровский”.
    Н.В. Гоголь. Повесть “Тарас Бульба”
    1. Тарас Бульба – патриот земли русской.
    2. Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем?
    3. Остап и Андрий – братья и враги. (Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.)
    4. Образ народа в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.
    М.М. Пришвин. Сказка-быль “Кладовая солнца”
    1. Единство человека и природы в сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”.
    2. Сказка и быль в “Кладовой солнца” М.М. Пришвина.
    3. Чему научила меня сказка-быль М.М. Пришвина “Кладовая солнца”?
    В.П. Астафьев. Рассказ “Конь с розовой гривой”
    1. Нравственный выбор моего ровесника в рассказе  В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.
    2. Юмор в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.
    3. Образы детей в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.
    4. Образы взрослых в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.

  3. 3
    Текст добавил: рыжий мальчик

    Дорогие друзья!
    Перед вами книга, в которой представлены сочинения по литературе для учащихся 6-го класса средней школы. Данные тексты написаны на основе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, В. Г. Распутина и других русских писателей XIX–XX веков и посвящены как прозаическим произведениям, так и поэзии. Темы сочинений соответствуют уровню знаний учащихся 6-го класса и затрагивают проблемы, обсуждаемые на уроках литературы.
    Не торопитесь списывать наши тексты. Сначала прочитайте сочинение на интересующую вас тему и подумайте, что бы вы могли сказать о затронутой проблеме, согласны ли вы с мнением автора, что бы вы хотели добавить или изменить, а затем используйте предложенный текст в качестве образца для написания собственного сочинения.
    Желаем успехов!
    Содержание:
    Тема Родины в древнерусской литературе 1
    Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина 1
    Мотив неволи в стихотворении А. С. Пушкина “Узник” 2
    Композиция повести А. С. Пушкина “Выстрел” 2
    Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” 2
    Образ главного героя в романе А. С. Пушкина “Дубровский” 2
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова 3
    Образ поэта-изгнанника в лирике М. Ю. Лермонтова 3
    Юмор в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” 3
    Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” 4
    Народная доля в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” 4
    Образ русского народа в сказе “Левша” Н. С. Лескова 4
    Особенности жанра сказа “Левша” Н. С. Лескова 5
    Особенности конфликта в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” 5
    Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 5
    Смысл названия рассказа А. П. Платонова “В прекрасном и яростном мире” 5
    Сатира в произведениях М. М. Зощенко 6
    Герой-обыватель в произведениях М. М. Зощенко 6
    Особенности жанра сказки-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” 6
    Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” 6
    Сила добра в рассказе В. Г. Распутина “Уроки французского” 7
    Становление личности в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” 7
    Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века 7
    Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 8

    Ольга Ушакова
    Готовые сочинения по литературе. 6 класс

    Дорогие друзья!
    Перед вами книга, в которой представлены сочинения по литературе для учащихся 6-го класса средней школы. Данные тексты написаны на основе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, В. Г. Распутина и других русских писателей XIX–XX веков и посвящены как прозаическим произведениям, так и поэзии. Темы сочинений соответствуют уровню знаний учащихся 6-го класса и затрагивают проблемы, обсуждаемые на уроках литературы.
    Не торопитесь списывать наши тексты. Сначала прочитайте сочинение на интересующую вас тему и подумайте, что бы вы могли сказать о затронутой проблеме, согласны ли вы с мнением автора, что бы вы хотели добавить или изменить, а затем используйте предложенный текст в качестве образца для написания собственного сочинения.
    Желаем успехов!

    Тема Родины в древнерусской литературе

    Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться… к их заботе о благе родины.
    Д. С. Лихачёв
    Одним из самых замечательных явлений древнерусской литературы были летописи. В каждом крупном городе велись записи исторических событий, которые делали учёные-летописцы.
    “Повесть временных лет” – самый древний памятник русской литературы, дошедший до наших дней – была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. “Повесть” рассказывает о том, как жили наши предки в далёком прошлом, об их обычаях и традициях в мирное время и в период войн. Летописец восхищается подвигом защитников родной земли, прославляет князей, для которых борьба с врагами Отечества была важнее междоусобных войн и личных интересов.
    В летописи нередко включались как исторические документы, так и целые литературные произведения с историческим содержанием. Таким произведением является “Сказание о Кожемяке”.
    Перед нами разворачиваются события, произошедшие в период борьбы русских князей с племенами печенегов. Реальный исторический деятель князь Владимир ведёт бесконечные войны за независимость родной земли. В очередной раз русским войскам предстоит битва. Печенеги предлагают устроить поединок своего самого сильного воина и русского витязя. Однако в русском стане не находится такого богатыря. Князь Владимир в отчаянии. И тут неожиданно старый воин предлагает отправить на бой своего младшего сына. Нетрудно представить душевные муки отца, добровольно обрекающего сына на возможную гибель. Но судьба Родины важнее личного благополучия.
    Молодой человек не выказывает трусости. Он лишь просит князя Владимира испытать его силу. Успешно выдержав проверку, Кожемяка отправляется на бой и побеждает. Русские воины возвращаются домой с победой, а князь Владимир решает основать на месте боя город, чтобы прославить подвиг молодого витязя.
    Летописец восхищается мужеством русских людей, которые ценой собственной жизни и жизни своих близких защищают родную землю.

    Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен…
    А. С. Пушкин
    Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее. Молодые люди из знатных дворянских семей не только изучали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззрения, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, которые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.
    Стихотворение “Товарищам” – одно из ранних тво-рений Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лирический герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жизненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым расставанием.
    Разлука ждёт нас у порогу,
    Зовёт нас света дальний шум,
    И всякий смотрит на дорогу
    С волненьем гордых, юных дум.
    Кого-то ждёт карьера военного, кого-то – государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность происходящего подчёркивает “высокая” лексика, (слова “кров”, “думы”, “почести” и т. д.). Однако это не лишает произведение лёгкого авторского юмора.
    Иной, под кивер спрятав ум,
    . . . . . . . . . . . . . .
    Красиво мёрзнет на параде,
    А греться едет в караул…
    Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.
    Одно из самых известных произведений Пушки– на, посвящённых лучшему другу, – стихотворение “И. И. Пущину”, созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин особенно скучал по своим друзьям. Пущин оказался первым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.
    Стихотворение написано в жанре послания, поэтому его отличают повышенная эмоциональность, выразительные эпитеты, обращения к адресату.
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, “заточеньем”. Однако стихотворение, несмотря на грустную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнанного поэта сменяются радостью от встречи с близким человеком. В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!
    Конец стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.
    Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.

  4. Описание картины Васнецова «Алёнушка»
    Сочинение «Дом моей мечты»
    Сочинение «Мой класс»
    Сочинение «Мой любимый уголок природы»
    Сочинение на тему «Алые паруса», 6 класс
    Сочинение на тему «Берегите природу», 6 класс
    Сочинение на тему «В чём смысл жизни?»
    Сочинение на тему «Великая Отечественная война»
    Сочинение на тему «Владимир Дубровский и Маша Троекурова»
    Сочинение на тему «Встреча с художником»
    Сочинение на тему «Городской человек редко встречается с землёй»
    Сочинение на тему «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый»
    Сочинение на тему «Если бы я был учителем»
    Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?»
    Сочинение на тему «Зимнее утро»
    Сочинение на тему «Интересная встреча», 6 класс
    Сочинение на тему «Когда моя мама училась в школе», 6 класс
    Сочинение на тему «Левша – народный герой», 6 класс
    Сочинение на тему «Мое любимое время года»
    Сочинение на тему «Мой выходной день»
    Сочинение на тему «Мой класс», 6 класс
    Сочинение на тему «Один день из моей жизни»
    Сочинение на тему «Почему Дубровский стал разбойником?»
    Сочинение на тему «Правда ли что весна – лучшее время года?», 6 класс
    Сочинение на тему «Приведи в порядок планету»
    Сочинение на тему «Слово как источник счастья»
    Сочинение на тему «Театр жив, пока у него есть зрители»
    Сочинение на тему «Химия – это область чудес»
    Сочинение на тему «Чему я удивился?», 6 класс
    Сочинение на тему «Что я вижу из окна своего дома?», 6 класс
    Сочинение о Дубровском, 6 класс (по литературе)
    Сочинение-описание на тему «Моя комната», 6 класс
    Сочинение-описание природы зимой, 6 класс
    Сочинение по картине А.А. Рылова «Цветистый луг»
    Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка», 6 класс
    Сочинение по картине Герасимова «Дары осени», 6 класс
    Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса), 6 класс
    Сочинение по картине Дейнеки «Зима. Девочка у окна»
    Сочинение по картине Дубовского «Радуга», 6 класс
    Сочинение по картине Жуковского «Осень. Веранда», 6 класс
    Сочинение по картине Крымова «Зимний вечер», 6 класс
    Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег», 6 класс
    Сочинение по картине «Лесистый берег» (Левитан)
    Сочинение по картине «Первые зрители» (Е.В.Сыромятникова), 6 класс
    Сочинение по картине Петрова-Водкина «Портрет мальчика», 6 класс
    Сочинение по картине Пластова «Жатва», 6 класс
    Сочинение по картине Пластова «Ужин трактористов», 6 класс
    Сочинение по картине «После дождя» (А.М.Герасимов)
    Сочинение по картине Решетникова «Прибыл на каникулы», 6 класс
    Сочинение по картине Яблонской «Утро», 6 класс
    Сочинение по рассказу Лескова «Тупейный художник»
    Сочинение «Школа будущего»
    «Школа моей мечты» – Сочинение
    Поделиться:

  5. Трудно или легко делать добро?
    (Притча о милосердном самарянине)
    Библия является книгой книг. В ней можно найти ответы на многие вопросы. В виде притч в ней рассказывается о тех или иных поступках человека, о добре и зле, равнодушии и жестокости, о благополучных и несчастных людях, о чувствах, которые одолевают их в каверзных ситуациях.
    Такой является и притча о милосердном самарянине в Новом завете. В притче говорится о человеке, который отправился в Иерихон из Иерусалима. По дороге его ограбили и избили разбойники и оставили на дороге умирать. Мимо него прошли три человека: священник, левит и са-марянин. У каждого из них были свои убеждения: у священника — что ему по иудейскому обычаю запрещено прикасаться к мертвому, у левита — что этот человек не является ему ни родственником, ни другом, ни знакомым, у самарянина — что по существующим правилам запрещено общаться с иудеями.
    Священник, первый помощник страждущих, увидев избитого человека, быстро прошел мимо. Левит подошел к человеку, посмотрел на него и пошел дальше. Никто из них не оказал помощи, хотя оба являлись служителями религиозного культа.
    Самарянин же, человек другой веры, помог иудею: перевязал его раны, отвез в гостиницу и оплатил все расходы за лечение. Для самарянина избитый являлся не иноверцем, а прежде всего человеком, нуждающимся в помощи. На тот момент он не думал о себе, не думал о своем благополучии, а
    думал о ближнем своем. Поэтому самарянину легко было сделать добро, а священник и левит не смогли переступить через ступеньку предвзятости и остались холодными и равнодушными к чужому горю.
    ГОМЕР
    Героя Эллады в поэме “Илиада”
    История народа, как правило, начинается с фантастических пересказов мифов и красивых легенд. В этих творениях всегда спрятано зерно истории, окаймленное и приукрашенное фантазией.
    Уже в первом тысячелетии до нашей эры древние греки слушали рифмованные истории о троянской войне и приключениях хитроумного Одиссея. Ученые долгое время считали, что события, которые описаны в эпических поэмах “Илиада” и “Одиссея”, больше мифологические, чем исторические. Авторство этих поэм приписывалось древнегрече-скому странствующему певцу Гомеру. А в семидесятых годах XIX века археолог Шлиман в раскопках на побережье Эгейского моря нашел ту самую Трою, об осаде которой рассказывается в “Илиаде”.
    Если верить Гомеру, война между ахейцами и троянцами произошла в результате похищения троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Менелая — известной красавицы Елены. Это событие произошло не без помощи верховного бога Зевса, который искал повод для втягивания народов в уничтожающие войны. В своей поэме Гомер не только рассказывает о дальнейших событиях, но и описывает беспримерное мужество и отвагу героев Эллады.
    Описывая боевые сражения, автор неоднократно подчеркивает бесстрашие и самоотверженность любимцев народа — Ахилла и Гектора. Именно они являются воплощением идеала человека, мужчины, героя. Разгневанный Гектор, словно страшный ураган, заклинал троянцев скорее преодолеть ров.
    Герою был дан знак свыше — он видел исцарапанную до крови змею, которая укусила орла. Но Гектор, не щадя себя, вместе с воинами громил башни, разбивал бойницы, выдирал из земли мощные бревна, подпирающие крепостной вал. И именно Гектор прорвался первым сквозь ахейский вал, завоевав наивысшую славу.
    Подчеркивая мощь Гектора, Гомер обращает внимание на то, что он был похож; на самого бога войны и всегда находился впереди. Тело героя прикрывал щит, обтянутый грубой шкурой и обитый медью. На голове Гектора поблескивал шлем с длинной черной гривой, развевающейся на ветру. Ему, конечно, известно чувство страха, но Гектор научился с ним бороться, так как война — это обязательство перед родителями, сыном и всеми соотечественниками. Жена героя Андромаха умоляет его не рисковать жизнью, остаться в крепости, но он отказывается. Гектор не может оставить своих воинов, свой народ в такую минуту. Гомер мастерски рисует теплые отношения между героем Трои и Андромахой. Жена тревожится и просит мужа быть осторожным, на что Гектор неясно советует ей беречь сердце от тяжких’ треволнений.
    Один из эффектнейших эпизодов “Илиады” — бой между Ахиллом и Гектором. Выхватив из ножен тяжелый меч, Гектор бросился на Ахилла, как мощный горный орел сквозь тучи бросается на ягненка или зайца. Ахилл ждал его, могущественный и страшный в своем воинском совершенстве: огромный щит закрывал его грудь, а на шлеме сияла пышная золотая грива, которую выковал бог Гефест. Во время поединка Гектор был смертельно ранен. Чувствуя приближение смерти, герой тревожится о родителях, маленьком сыне и молодой жене.
    Обоим участникам поединка присуще яростное желание победить и прославиться, а также — воинская доблесть. К тому же Гомер показывает, какой благородный характер у Ахилла. Он искренний, честный и верный товарищ. Это человек пылкий, подверженный сильным страстям. Ему не чуждо сострадание. Именно непобедимый Ахилл воплощает в себе образ воина тех времен, образы Гектора и Ахилла олицетворяют морально-этические идеалы народа.
    Поэмы Гомера, слепого бездомного странника, стали гимном отваги и мужества, ума и честного труда.
    ДЖОНАТАН СВИФТ
    Старая Англия сквозь уменьшительное стекло
    (По роману Д. Свифта “Путешествие Гулливера”)
    Великий английский сатирик Джонатан Свифт прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Жители Ирландии относились к нему с уважением и считали его своим защитником. Именно тесное общение с бедными ремесленниками и сельскими жителями дало писателю возможность понять, что народ является создателем истории.
    В известном романе “Путешествие Гулливера” Джонатан Свифт в виде сказки, но остро, сатирично описал жизнь, которая его окружала. “Путешествие Гулливера” — это рассказ о современной для писателя Англии в аллегорической форме. Свифт открыто показал, какими в действительности являются король, парламент, мораль и привычки представителей высшего общества. Современники увидели в описании выдуманной страны Лилипутии множество тонких намеков на английскую общественность начала XVIII века. Например, читатели легко угадывали в войне между Лилипутией и Блефуску напряженные отношения между Англией и Францией, в лилипутском императоре — короля Георга I, а также многих известных деятелей Англии того времени.
    Свифт выдумал маленькую страну, чтобы легче было показать несовершенство государственных устоев Англии. Свифт как писатель-просветитель заявляет, что современная ему Англия — далека от идеала державы. Он сделал смешным лилипутского императора с его претензиями на мировое господство. Сквозь физическую уменыпенность этих людишек острее проступают их жестокость, коварство и сытое довольство собой. Эти черты характера вполне соответствуют императорам и министрам. Например, на высокие посты в Лилипутии назначаются те претенденты, которые выигрывают в соревнованиях танцев на канате, а не те, кто честен, доблестен и честолюбив. Автор очень умело сравнивает лилипутскую политическую партию с лидерами английской партии. Политики различаются между собою лишь высотой каблуков, зато ведут жаркую борьбу друг с другом. Еще одна пародия присутствует в этой части “Путешествия Гулливера” — высмеивание протестантской и католической церквей. Они уподобляются сектам, которые спорят, с какой стороны разбивать яйцо.
    Гулливер, попав в Лилипутию, сразу же капитулирует: не сопротивляется, позволяет заковать себя в цепи, разговаривает вежливо, склоняет голову перед императором. Но любая власть не является справедливой. Гулливера обвиняют в измене, и лилипутское правосудие выносит приговор — ослепить Человека-Гору. Гулливеру удается бежать. Свифт подчеркивает, что человек, который покорился обстоятельствам, превращается в духовного лилипута. Это касается даже одаренных людей. К концу путешествия Гулливер приходит к выводу, что герои человечества — это те, кто борется с тиранией: “С наибольшим удовольствием я останавливал взгляд на людях, которые уничтожали тиранов и узурпаторов, и на тех, кто освобождал угнетенный и обманутый народ”.
    Никто так строго, как Свифт, не критиковал пороки тех, кто правит миром. Но писатель не видел той силы, которая могла бы преодолеть тягу к злу и насилию. Великий сатирик видел обнищание родной Ирландии и верил в простой народ, в его ум, честность, энергию. В современной Ирландии все происходит “не по Свифту”, но это уже другая история.
    СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
    Наша квартира
    (сочинение-описание)
    Я живу с родителями в большом новом доме на седьмом этаже. Переехали мы сюда недавно, но уже привыкли к новому помещению: оно намного лучше прежнего.
    Когда входишь в квартиру, сразу оказываешься в большой и просторной прихожей. Возле одной стены — вешалка и шкаф, возле другой — трюмо. Рядом — дверь в кухню, а с другой стороны, справа, вход в нашу комнату и спальню родителей.
    Детская комната у нас просторная и светлая, с выходом на лоджию. Хозяйничаем в” детской мы с братом вдвоем. В нашей комнате стоят две кровати: моя и Митина. Левый угол занимают платяной шкаф и шкаф для игрушек и книжек. У нас хорошая библиотека, где собраны самые интересные книжки. Возле стены, справа, стоят письменный стол с книжными полками и тумбочка для магнитофона и телевизора.
    За письменным столом я делаю уроки, рисую; честно говоря, он не всегда выглядит опрятно, поэтому мама иногда сердится на меня.
    На книжных полках стоят учебники и книжки из серии “Детская энциклопедия”, которые я время от времени люблю перелистывать. Среди книг есть немного свободного места, там у меня лежат- красивые камешки, найденные в горах, горная осока, листья разных растений из Никитского ботанического сада. Все это аккуратно расставлено, и каждое утро, открывая глаза, я вижу эту красоту, которая напоминает, что лето вскоре вернется и мы всей семьей опять поедем к ласковому морю.
    Еще в нашей комнате много игрушек, которые я подарил Мите, но он никак не привыкнет к тому, что их нужно убирать.
    Теперь вы представляете, как выглядит моя квартира. Приходите к нам в гости и увидите, как у нас чисто и уютно.
    Комната моей подруги
    (сочинение-описание)
    Мы с Оксаной, моей одноклассницей, дружим уже восемь лет, и я часто хожу к ней в гости. Мне очень нравится бывать у нее дома, потому что там я чувствую себя спокойно и уютно.
    Комната Оксаны аккуратная, светлая, скромно меблированная. Возле окна стоит письменный стол и два стула. На столе – вазочка с карандашами и фломастерами, фотография в старинной рамке, несколько тетрадей и любимая книга. Недалеко от двери – швейная машинка, ведь Оксана — настоящая мастерица. С первого класса она шьет и моделирует одежду. Сначала она делала это для кукол, а теперь — и для себя. Напротив машинки — диван-кровать, застеленная синим покрывалом. На диване сидит любимая кукла Маша, с которой Оксана уже давно не играет, но продолжает шить ей красивые наряды.
    В левом углу комнаты стоит старинный книжный шкаф, на полках которого аккуратно сложены учебники, художественные книги, альбомы с фотографиями.
    В правом углу – платяной шкаф. На полу лежит темно-зеленый ковер, на котором Оксана часто раскладывает свои выкройки, рисунки новых моделей одежды и журналы.
    Окна комнаты украшают шторы из прозрачной голубой ткани. Мне кажется, что все здесь соответствует характеру хозяйки, поэтому в комнате так уютно.
    Дыхание осени
    (сочинение-описание)
    Незаметно промелькнуло беззаботное знойное лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах, полях, на речках и озерах. Ранним утром уже очень холодно, а днем солнышко еще пригревает, напоминая о лете. Отдыхают после продолжительной тяжелой работы поля. Отдали хозяевам свой щедрый урожай сады. Во всем чувствуется холодное дыхание осени.
    Серое нёбо все чаще затягивают тучи, и накрапывает мелкий надоедливый дождь.
    Словно о чем-то задумавшись, стоит грустный и молчаливый лес. Вскоре деревья лишатся своего пышного убранства и откроют свои ветви холодным дождям и вьюгам. Медленно кружится в воздухе кленовый листок. Старый дуб печально поскрипывает на опушке, как будто задумался перед продолжительным зимним сном. Возле покрытого мхом трухлявого пенька выстроились в ряд стройные опята. Здесь их видимо-невидимо, и все так и просятся в корзину.
    Трава пожелтела и наклонилась к земле, только маленькие бледно-красные звездочки вереска радуют глаз.
    Высоко в небе делают прощальный круг стаи журавлей. Они летят на юг и печально курлычут, напоминая в последний раз, что пришла осень.
    В такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, и мы грустим и думаем о смысле жизни и своем предназначении на этой удивительной земле.
    Летний день
    (сочинение-описание)
    Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа: весело щебечут птицы, листва разворачивает к солнцу свои ладони, радостно порхают яркие бабочки, начинают работу муравьи, жучки. Плоды покрываются румянцем от соприкосновения с теплыми и ласковыми лучами. И травы, питаясь земными соками, набирают силу, поднимаются к солнцу.
    К середине дня солнце зависает в зените, воздух раскаляется, поэтому лучше играть в тени или же купаться в водоеме.
    К вечеру жара спадает. Солнышко устало и уходит, уступает место раннему месяцу. Они некоторое время видны на небе одновременно. Затем к месяцу постепенно присоединяются первые звезды, небо становится темнее, глубже. Легкий ветерок убаюкивает листву до завтрашнего рассвета, птицы и дневные бабочки, жучки и муравьи прячутся, а на смену им вылетают ночные бабочки и комары.
    В. Васнецов. “Богатыри*’
    (сочинение по картине)
    Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина “Богатыри”.
    Художник изобразил на картине трех былинных богатырей — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов -кочевников.
    Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук* зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи — любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе! Слева от Ильи самый младший из трех богатырей – Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович – на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями.
    В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Каждый, кто читает их, по-разному представляет себе героев-богатырей. И только огромный талант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам как бы воочию увидеть мужественных бесстрашных богатырей, образы которых с такой художественной силой воплощены в русском фольклоре.
    И. Левитан. “Золотая осень”
    (сочинение по картине)
    В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего как пейзажист. Левитан — создатель так называемого “пейзажа настроения”. Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
    На картине “Золотая осень” мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.
    Пейзаж “Золотая осень” изображает самое лирическое из времен года. “Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса”, — так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
    Глядя на картину “Золотая осень”, зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
    Горе-рыбак и рыбачка
    (сочинение-рассказ)
    Как-то летом мы всей семьёй поехали на рыбалку. Пока мы с папой разбирали снасти, мама собирала поблизости хворост. Папа расставил удочки, а мы с мамой развели костер.
    Рассвет уже отступил, уводя за собой туман. Поплавки мирно покачивались на воде, не предвещая никакой поклевки. Я немного заскучал и пошел к костру. Мама сидела на берегу, любуясь яркими солнечными бликами на воде, а папа периодически проверял наживки на крючках и называл нас горе-рыбаками. А потом мама попросила у папы удочку, насадила на крючок наживку и забросила в воду. Не прошло и минуты, как поплавок требовательно запрыгал на воде, мы подбежали к маме, подсказывая ей, как подсечь рыбу. И мама вытащила небольшого карася, возмущенно бьющего хвостом. Папа немного подумал и предложил маме насадить наживку на все крючки. Вот тут-то и началась у нас настоящая рыбалка.
    Вечером, когда мы ели настоящую уху, приготовленную на костре, папа сказал, что больше без мамы на рыбалку не поедет, так как он и раньше слышал, что женщины — удачливые рыболовы, а сегодня в этом убедился.
    Удивительное — рядом
    (сочинение-рассказ)
    Летом я с родителями отдыхал в лесу. Мы поселились на базе отдыха. Наш домик находился среди сосен, их лапы заглядывали в наши окна. Выглянув рано утром в окно, я видел рыжих белок, перескакивающих с сосны на сосну. Если они были голодны, то опускались на землю.
    Каждый раз, когда мы отправлялись в глубь леса на поиски грибов и ягод, птицы тревожно вскрикивали, и по макушкам елей звук уходил далеко-далеко, передаваясь по цепочке. Я предположил, что птицы, которые находятся ближе к нам, предупреждают других, что в их направлении движутся люди. Они подают сигнал тревоги. Мама с папой подтвердили мою мысль. А папа сказал, что люди часто из-за своей халатности устраивают лесные пожары или разоряют птичьи гнезда, поэтому лесные жители боятся человека.
    Мне было обидно и больно за людей, которые делают это, но я был рад, что заметил беспокойное поведение птиц. В дальнейшем я постараюсь их не пугать и не тревожить. Наблюдать за природой можно, не разрушая ее.
    Мой друг Алеша
    (сочинение-заметка в газету)
    У меня есть друг Алеша, который с семи лет занимается боксом. Он намного сильнее и выше меня. В нашем дворе мальчики его не трогают, но со всеми остальными задираются.
    Однажды вечером я возвращался от бабушки, и в подворотне встретил Шурку с ватагой. Они отобрали у меня бабушкины гостинцы, рассыпали пирожки и стали подбрасывать их ногами. Я бросился на Шурку, забыв о страхе. Просто я представил мою бабушку, которая простояла целый день на кухне, сколько труда она вложила в гостинец. На помощь мне пришел Алешка. Опомнился я только тогда, когда мальчишки разбежались, а рядом со мной возились Шурка с Алешкой. Алеша держал Шурку за шиворот, приговаривая, что чужой труд нужно уважать, а хлеб — беречь. Когда зареванный Шурка убежал, мы молчали, нам не нужны были слова, мы друг друга понимали.
    Мой любимый предмет — математика
    (сочинение-рассуждение)
    Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.
    Математика — основа точных наук. Без них невозможно построить корабль и самолет, автомобили и метрополитены, даже строительство домов требует точности. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение.
    Я с большим старанием и желанием учу начальный курс математики, потому что ее знание приведет меня к алгебре, геометрии, физике, высшей математике. Это те ступени, которые я,должен преодолеть, чтобы стать хорошим программистом. Работа на компьютере, создание новых интересных программ — вот моя мечта. И я осуществлю ее. Мое будущее связано с математикой.

  6. Как научится писать сочинение, 6 класс, Практикум, Издание для дополнительного образования, Пособие для учителей, родителей и школьников, Куманова Н.В., 2006.
    Пособие предназначено учителям, старшеклассникам и их родителям для индивидуальной и классной работы. Брошюра может быть использована не только для индивидуальной, но и для классной коллективной работы.
    Подготовка к сочинению – работа трудная и кропотливая. Эта брошюра поможет научиться отобрать к теме необходимый материал из произведения, логически выстроить его, сделать вывод, указать роль художественных средств.
    6. Пишем сочинение.
    1. Положи перед собой чистые листы бумаги.
    2. Постарайся задать себе все возможные вопросы, которые помогут в раскрытии темы.
    3. Все пришедшие в голову вопросы запиши на черновике.
    4. Подумай, помогут ли ответы на них отразить идейно-художественные особенности произведения, выявить необходимые для анализа фрагменты, эпизоды, сцены произведения; полностью ли отражена тема, звучат ли в вопросах ключевые слова темы.
    5. Распредели записанные вопросы по темам или по степени сложности.
    6. Постарайся выстроить их в нужной логической последовательности.
    7. Сначала ответь на каждый из них устно, затем письменно.
    8. Следи за качеством ответа: его полнотой, аргументированностью, соответствием приведенного примера сделанному выводу, грамотностью своей письменной речи (не допускай в одном предложении употребления однокоренных слов, грамматически неправильных образований в морфологии и синтаксисе; следи за правильным употреблением слов, справляясь об их значениях в любом толковом словаре, пользоваться которым можно даже на экзамене в школе; проверь правильность написания слов, «трудных» с точки зрения орфографии, по орфографическому словарю).

    Упражнение 19.
    Вопросы к теме «Образ учителя в рассказе».
    1. Что для тебя значит слово «учитель»?
    2. Соответствует ли образ Лидии Михайловны твоему представлению об учителе?
    3. Какую роль в рассказе имеет посвящение? (Анастасия Прокопьевна Копылова – мама драматурга Александра Вампилова, учительница, посвятившая детям всю свою жизнь).
    4. Проиллюстрируй примерами из текста следующие качества Лидии Михайловны (не забудь послесловие]:
    – душевная щедрость;
    – доброта;
    – истинная любовь к детям;
    – отсутствие боязни потерять работу из-за нетрадиционных методов помощи детям:
    – желание ободрить, поддержать, помочь;
    – чувство собственного достоинства в поведении учительницы.
    5. Какое воздействие образ Лидии Михайловны оказал на мальчика?
    6. Объясни смысл предисловия.
    7. Одиннадцатилетний мальчик или зрелый человек дает оценку прошлому и рассуждает о законах доброты?
    8. Какой урок преподает тебе и другим читателям В.Г. Распутин?
    Содержание.
    1. Требования к умениям и навыкам
    2. Чего следует избегать.
    3. Виды вступлений
    4. Размышляем над проблемами
    5. Сочинять – значит думать
    6. Пишем сочинение.
    7. А зачем заглядывать в словари?.
    8. Вспомнить все.
    9. Работа над темой и текстом сочинения.
    10. Что важно не упускать из поля зрения при написании сочинения.
    11. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок.
    Упражнения 1-6.
    12. Как готовиться к написанию сочинения
    I часть. Сочинения по литературе 19 века
    Упражнения 713.
    II часть. Сочинения по лирике русских поэтов 19 века
    Упражнения 14 – 15.
    III часть. Сочинения по литературе 20 века.
    Упражнения 16 – 19.
    Приложение 1. Словарь
    Приложение 2. Знаки препинания при цитатах
    Приложение 3. Размер стиха
    Ключи

  7. В своём сочинение я хочу рассказать о жизни главного героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Владимир Андреевич Дубровский родился в Кистенёвке, в семье небогатого помещика. Мама у него умерла рано, и воспитанием по большей части занимался отец. Чтобы обеспечить светлое будущее сына отец отправляет его в Петербург жить и учиться. Дубровский находится там до двадцати пяти лет, но однажды, получает письмо, которое изменяет всю его жизнь. Письмо было отправлено его старой няней. Говорилось в нём: «Государь ты наш, Владимир Андреевич,- я твоя старая нянька, решилась тебе доложить, о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и сидит, как дитя глупое. Приезжай ты к нам соколик мой ясный …» Испугался Владимир, собрал вещи и отправился в Кистенёвку к отцу. По приезду он узнает о случившемся. А было вот что.
    Отец его встретил старого друга со службы – Троекурова. Был он очень важной персоной, однако мог себе позволить дружбу с не богатым дворянином. Однако дружба эта пользы не принесла. Мелкая ссора, переросшая в большой конфликт, лишила поколение Дубровских родового имения.
    Вернувшись, домой, попав к постели умирающего отца, лишенный родного дома Владимир разозлился на несправедливость жизни. Во всех бедах он обвинял Троекурова. Бороться со злом Дубровский решил по — своему. Уйдя жить в лес, он стал разбойником. Однако грабил только богатых помещиков.
    Но жизнь принесла ему новые испытания. В душе молодого человека вспыхнули нежные чувства к девушке, которая искала его помощи. Мария – дочь Троекурова оказалась в сложной ситуации. Её собирались выдать замуж, за старого князя Верейского. Дубровский договорился с Машей, что поможет ей, но не смог оправдать надежд. Не успел он вовремя отобрать её у Верейского. Схватил он карету с уже обручёнными супругами, однако не сдавался и предлагал Марии бежать. Но благородство девушки не позволило принять предложение любимого. С разбитым сердцем Владимир был вынужден отступить.
    В конце произведения Дубровский исчезает из родных мест. «По некоторым сведениям, он отправился за границу». Никто его больше не видел и оставшиеся годы его жизни более не описаны.
    Это трогательное произведение очень поучительно, в нём можно видеть потери и тяжесть переживаний связанных с ними. Владимир стал даже убивать и грабить, а всё из-за того, что не пощадили его отца. Возможно, Троекуров не хотел так жестоко поступать с Андреем Гавриловичем Дубровским, а сделал это неосознанно. Но не вернёшь совершенного. Одно событие может изменить жизнь человека безвозвратно.
    Вася.К. 6 класс 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *