Сочинение на тему побег игоря из плена

5 вариантов

  1. «Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием…монгольских полчищ».Карл Маркс.Известнейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написано на рубеже XII-XIII веков. Поводом для его написания послужило нашествие татаро-монгольских орд. В это время Русь была ослаблена княжескими противостояниями, и автор с горестью пишет:Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же».И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать.Пока точно неизвестно, кто был автором поэмы, однако существует множество гипотез относительно этого.В поэме описывается неудачный поход князя Игоря на половцев. В экспозиции дается краткое описание Игоря и причин похода на половцев, завязка – выступление русских войск, кульминация – поражение князя Игоря, а развязка – побег Игоря из половецкого плена. Композиция «Слова…» полностью соответствует основной авторской идее – призыву к объединению Руси. Главными действующими лицами являются князь Игорь, его брат Всеволод, князь Святослав и жена Игоря Ярославна.Игорь – храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением к своей дружин, Игорь говорит:«Братья и дружина!Лучше быть убиту от мечей,Чем от рук поганых полонёну!Сядем, братья, на лихих коней,Да посмотрим синего мы Дону!»Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова…». Однако автор характеризует Игоря как позитивно, так и негативно. Это связано с тем, что после трагического поражения Игоря военное положение Руси значительно ухудшилось, армия ослабла, а половцы проникли дальше в глубь Руси.Близок к Игорю по многим чертам и его брат Всеволод: отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличает Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. В связи с этим автор называет Всеволода «Буй Тур». «Буй» – значит отважный, сильный, храбрый, гордый, а «Тур» – символ мужества и силы. Все эти черты в полной мере характерны Всеволоду.Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав – умудренный государственным и жизненным опытом исторический деятель. Его «золотое слово» занимает центральное место в произведении.Светлый образ русской женщины дан в «Слове…» в лице Ярославны, жены князя Ярослава. Ее плач имеет немаловажное значение для всей поэмы.Огромную роль в поэме играет природа. Она вместе с Игорем радуется при победе, тужится и печалится при поражении. Например, она предвещает поражение перед второй битвой с половцами:В час раннийкровавые зори свет возвещают;черные тучи с моря идут.Мне кажется, что «Слово о полку Игореве» – одно из гениальнейших произведений русской литература, которое служит достоянием русского народа!

  2. 2
    Текст добавил: КаЛаБок_ПаВеСиЛсЯ

    Сочинение на тему” образ русской земли в слове о полку Игоре” по плану
    1) вступление
    2) основная часть
    А) пейзаж накануне битвы с половцами
    Б) как природа переживает поражение князя Игоря
    В) плач Ярославны ,о чем она просит?
    Г) как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
    Д)Какого роль рефрена “о Русская земля!Уже ты за холмом”?
    3)заключение

    Ответы:

    1.        «Слово о полку Игореве» – величайшее произведение древнерусской литературы, написанное неизвестным автором в конце XII. В «Слове» рассказывается о неудачном походе на половцев под предводительством князя Игоря Святославовича. Но автору  важно не только пересказать данное историческое событие. В «Слове» происходит глубокое, эмоциональное и лирическое осмысление этого похода, призыв к объединению русских князей против общего врага. 2.        Одним из главных героев «Слова» являются не только люди, но и сама природа. Перед началом похода она предостерегает князя Игоря дурным предзнаменованием: происходит затмение солнца, и русские дружины оказываются скрытыми тенью. Князь пытается не обращать внимания на дурной знак, но и звери вторят небесным светилам. 3.        Когда князь терпит поражение, природа тоже не остается безучастной: автор описывает, как исполненная жалости поникла степь, и склонили ветви деревья. Смерть двух молодых князей Олега и Святослава сравнивается с двумя прекрасными месяцами, упавшими за море и погасшими. 4.        Одним из центральных эпизодов «Слова» является «Плач Ярославны». Ярославна княгиня, жена князя Игоря, ожидающая его возвращения в Путивле. В своем плаче она обращается к природе (ветру, реке, солнцу), молит о спасении князя Игоря, но и упрекает природу за то, что та помогала половцам и погубила русское войско.  5.        И, как будто послушав Ярославну, природа помогает князю Игорю сбежать из плена: ветра указывают ему путь, птицы и звери подсказывают дорогу и ликуют, когда побег удается. 6.        Хотя «Слово заканчивается хорошо, героям нужно было преодолеть множество испытаний, чтобы спасти свои жизни и вернуться домой. Постоянно повторяющийся рефрен: «О русская земля! Уже ты за холмом» подчеркивает мотив тоски о родине. 7.        Показывая горестные итоги похода, печальные события современной ему России: княжеские междоусобицы, разорение городов и гибель храбрых воинов, автор предсказывает: сила Руси — в её единстве, в союзничестве между княжествами, только вместе возможно победить врага.

  3. Вчитываясь в строки «Слова о полку Игореве», я вижу, насколько точно и четко автор пытается передать образ древней Руси. Автор показывает чувства любви к своей родине, к родной русской земле.
    В содержании великого «Слова …» речь идет о разъединении русской земли и народа. Это стало трагедией, которая принесла печальные результаты. Великие князья, в борьбе за славу, совершенно потеряли разум, вследствие чего разрушили целостную и единую Русь.
    Начинается «Слово …» с повествования автора. Он владеет мастерством описания битвы, он может четко передать все те эмоции, все действия, которые происходили на полях боя и сражения.
    В основе данного произведения лежат исторические события, которые рассказаны автором с проявлением любви к родине, к простому народу.
    Главным персонажем является князь Игорь, на которого падает роль и надежда освободителя захваченных земель. Вчитываясь в строки «Слова …» мы замечаем, как меняется отношение автора к великому князю. В одних ситуациях, он восхищается поступками полководца, в других осуждает их. Иногда нам кажется, что он всегда наблюдает за князем, находится с ним рядом, поэтому и может так четко и глубоко оценить его действия.
    Вот, к примеру, сцена побега князя Игоря из плена. Мы словно погружаемся в смысл написанного, мы видим, как мчится Игорь – скоком и летом. Автор считает шаг Игоря смелым и отважным. Он старается наделить положительными качествами и других героев. Нам вспоминается Всеволод, который, забыв о болезненных ранениях, о доме и семье, бьется на поле боя до последнего, за родную и святую землю. Но, такие самоотверженные качества князей все-таки не позволили им выиграть главную битву. Разногласие привело к поражению.
    Благодаря истинному творческому мастерству автора, мы, можем наблюдать за происходящей картиной битвы не только в сухом, историческом разрезе. События разбавлены некоторыми лирическими отступлениями, обыденными рассказами о былых временах и летах. Эти художественные вставки помогают понять смысл происходящего, причины всего случившегося.
    А как же автор любит родную Русь. С помощью художественной речи он показывает нам свой патриотизм, свою преданность земле русской. Именно с такими чувствами и эмоциями было написано «Слово о полку Игореве». Автор, не ведая страха, осуждает князей в разъединении и советует исправить такую фатальную ошибку. А мы, в свою очередь, наблюдаем за великолепной, реалистичной картиной, которая открылась перед нами после прочтения строк «Слова … ».

  4. Ярославна просит “светлое и тресветлое” Солнце, Днепр
    и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена.
    Это своего рода заклинание, обращенное к силам
    природы.
    Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему “милому
    ладе”.
    И природа в “Слове о полку Игореве” отзывается на эту просьбу.
    Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег.
    Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на
    своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая
    под сенью деревьев.
    С помощью природы князь благополучно совершает побег.
    Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни.
    Природа устраивает всё так, что он остается незамеченным.
    Мысль о побеге внушил Игорю “мужь, родом половчин,
    именемь Лавор.
    Находившиеся в плену с Игорем сын тысяцкого и конюший
    присоединились к уговорам, и князь “«приим во сердце свет их…
    и возиска бежати”.
    Выбрав удобное время, когда сторожившие его половцы напились
    кумыса, Игорь выбрался из шатра, добрался до реки, “и перебред,
    и вседе на конь и тако поидоста сквозь вежа”.
    Далее упомянуто лишь, что Игорь “иде пешь 11 ден до города Донця”.
    Из описания побега в “Слове” больше всего внимания
    уделено описанию сочувствующей беглецам природе.

  5. Школьное сочинение Слово о полку Игореве — величественная достопримечательность гения нашего народа. «Слово о полку Игореве» — выдающаяся достопримечательность древнерусской литературы. Из «Слова …» мы узнаем о жизни нашего народа в древности, о его героической борьбе с врагами. В поэме неизвестный нам автор с большим мастерством нарисовал мужественных защитников Русской земли от половцев в XII веке. Когда читаем поэму, в нашем воображении отчетливо встают мужественные предки — защитники Русской земли. С какой любовью автор рисует их образы! По всему видно, что он глубоко любит родную землю. Среди всех персонажей поэмы на первом плане мы видим храброго князя Игоря и отважную жену, с которой он выступил в поход против врагов. «Слово о полку Игореве» — выдающаяся достопримечательность культуры восточных славян, живой источник трех братских литератур — украинской, русской, белорусской. Из «Слова …» мы узнаем о жизни наших предков, об их величественную борьбу с различными завоевателями. Защищать русскую землю от половцев было главной задачей русских князей XI-XII веков. В основу сюжета «Слова …» положены рассказ о неудачно завершен поход новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом на степных кочевников-половцев. Поход состоялся весной 1185. После первой удачной битвы Игорь потерпел поражение и вместе с союзниками попал в плен к половцам. «Слово …» написано вскоре после этих событий, очевидно, не позже 1187 году. О походе Игоря на половцев рассказывается и в летописях — Лаврентьевской (кратко) и Ипатьевской (более подробно). Повествование в «Слове …» начинается в мрачных, тревожных тонах, в предчувствии неминуемой беды и ведется дальше скорбно и взволнованно. Но заканчивается рассказом о побеге Игоря из плена, возвращение на русскую землю, где его радостно встречают соотечественники.
    С первых строк поэмы он выступает перед нами как патриот: мужественно защищает родную землю от злейшего врага Киевской Руси — половцев. Святейший обязанность для него — залить-и-пси, верным своей Родине, даже отдать за нее свою жизнь, но проч нрадиты ее. Поэтому он и говорит такие глубоко патриотические слова: «Братья и дружина! Лучше же бы Потятим быть, чем пленным быть ». Игорь — верного Русской земли. Такими же патриотами и Верными защитниками родной земли были и его воины. им дорога Меть Родины, они, как и их князь, также готовы отдать др. нее свою жизнь. Поэтому смело и отважно сражаются они с врагами. Игорь — бесстрашный и решительный. Силы природы предвещали ему Неудачу, приметы были плохие, и Игорь не вернул своих полков, ее еще и большей решимостью бесстрашно пошел на половцев. В бою Игорь ведет себя как мужний и храбрый воин. Мужеством князей Игоря и Всеволода увлекается киевский князь Святослав. Он говорит: «Ваши храбрые сердца в жестоком харамузи скованы, а и пидвази закаленные. Вместе с тем автор подчеркивает и благородство Игоря. Князь роаумие, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка, и поэтому не оставляет в беде Всеволода. Он не бросает своего брата на Вотали врагам, когда тот попал в трудное положение, немедленно спешит ему на помощь. Когда же жена Игоря начала испытывать поражения, то князь не оставляет поля боя, а, как буйный тур, бьется вместе с воинами до конца. Игорь потерпел поражение в борьбе с половцами, что действовал безрассудно. Он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем Святославом. Да и поход он мог бы отложить, ведь природа предвещала ему неудачу, будто предупреждала, чтобы Игорь подождал, Игорь был слишком самоуверенным, и его необдуманные действия привели к поражению. Прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор, вместе с тем, осуждает его легкомыслие, честолюбие, он подчеркивает, что только в совместной борьбе, объединенными усилиями всех князей можно разгромить половцев.
    Князь Игорь Святославич несколько раз побеждал половцев. Первая победа — 1174, затем он дважды побеждает их в 1183 году. В марте 1185 он желает помочь киевскому князю Святославу в походе на половцев, но ему не удалось осуществить свое намерение. Примерно через 2 месяца после этого Игорь отправился на половцев, не согласовав своих действий с Святославом. Своекорыстная политика князей и бояр, обострение междоусобной борьбы на Руси, раздробление Киевского государства, ослабление Киева и власти киевского князя — все это давало половцам возможность беспрепятственно нападать на Русскую землю, разорять и грабить ее. Русские князья не смогли нанести окончательного удара половцам не потому, что между ними не было согласия, и это сводило на нет успех предыдущих побед. В таких условиях и выступал Игорь в поход.
    «Слово …» с предельной краткостью и большой художественной выразительностью рисует картину второй трагической битвы Игоря с половцами:
    Черная земля под копытами, костьми засеяна, Кровью полита, — тоской сошли той кости На Русской земле!
    Автор «Слова …» — пламенный патриот, которому дороги честь и благополучие Руси. Он призывает князей объединиться в борьбе против общего бедствия — половцев и стать «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Свя-тославлича» Поэт-гражданин активно вмешивается в события, которые могли стать трагическими для Русской земли. Он осуждает пагубные проявления княжеской вражды, высоко поднимает авторитет киевского князя Святослава как выразителя и защитника интересов всей Русской земли. Автор «Слова …» не только великий художник, но и выдающийся публицист, прекрасно понимает политическую обстановку тогдашней Руси. Поражение Игоря он понимает не только в плане поведения Игоря, но и в плане политической судьбы Руси. Публицистический талант художника ярко проявился в его призыве к князьям отбросить распри и постоять за Русскую землю. Подробное описание похода говорит о том, что автор сам был участником битвы. Ему близки и понятны не только ратные подвиги дружинников, но и братские чувства жалости к уставшего боем воина, и горе матери, оплакивает своего юного сына Ростислава, и преданная любовь Ярославны, он ласково и сочувственно говорит о близких его сердцу людей. Вероятно, автор «Слова …» был не просто дружинником, а человеком высшего сословия, потому обнаружить такие глубокие знания истории, книжной литературы могла именно такое лицо.
    В Запеве поэмы он скромно решает начать ее по рассказам того времени, а не по «замыслу» Бояново. Боян был одарен буйной поэтической фантазией, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». На деле же автор «Слова …» проявляет огромную силу поэтического таланта. В «Слове …» все живое, подвижное, изменчивое, природа живая, одухотворенная, деятельная, неотделима от мира человека. Она предвещает поражение затмением солнца, истребляет сено от жалости, беспокойно ведут себя птицы, звери. Природа помогает Игорю при побеге из плена: полночь море заиграло, туман идет столбами — вихрями, Игорю-князю бог путь представляет Из земли Половецкой На землю Русскую.
    Ярославна обращается к силам природы, вымаливая жизнь и свободу своему любимому строю мой князь: О ветер, парус! Почему, господин, силой виеш?
    — Плачет-скорбит Ярославна. Она верит в чудодейственную силу реки Каялы, вода которой может исцелить раны Игоря. Как к человеку обращаются герои к силам природы, и те им помогают. Этот замечательный патриотическое произведение призывает русских князей прекратить раздоры, объединиться перед лицом угрозы нападения. В этом основной смысл «Слова», который не потерял актуальности и в наши времена.
    красно понимает политическую обстановку тогдашней Руси. Поражение Игоря он понимает не только в плане поведения Игоря, но и в плане политической судьбы Руси. Публицистический талант художника ярко проявился в его призыве к князьям отбросить распри и постоять за Русскую землю. Подробное описание похода говорит о том, что автор сам был участником битвы. Ему близки и понятны не только ратные подвиги дружинников, но и братские чувства жалости к уставшего боем воина, и горе матери, оплакивает своего юного сына Ростислава, и преданная любовь Ярославны, он ласково и сочувственно говорит о близких его сердцу людей. Вероятно, автор «Слова …» был не просто дружинником, а человеком высшего сословия, потому обнаружить такие глубокие знания истории, книжной литературы могла именно такое лицо.
    В Запеве поэмы он скромно решает начать ее по рассказам того времени, а не по «замыслу» Бояново. Боян был одарен буйной поэтической фантазией, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». На деле же автор «Слова …» проявляет огромную силу поэтического таланта. В «Слове …» все живое, подвижное, изменчивое, природа живая, одухотворенная, деятельная, неотделима от мира человека. Она предвещает поражение затмением солнца, истребляет сено от жалости, беспокойно ведут себя птицы, звери. Природа помогает Игорю при побеге из плена: полночь море заиграло, туман идет столбами — вихрями, Игорю-князю бог путь представляет Из земли Половецкой На землю Русскую.
    Ярославна обращается к силам природы, вымаливая жизнь и свободу своему любимому строю мой князь: О ветер, парус! Почему, господин, силой виеш?
    — Плачет-скорбит Ярославна. Она верит в чудодейственную силу реки Каялы, вода которой может исцелить раны Игоря. Как к человеку обращаются герои к силам природы, и те им помогают. Этот замечательный патриотическое произведение призывает русских князей прекратить раздоры, объединиться перед лицом угрозы нападения. В этом основной смысл «Слова», который не потерял актуальности и в наши времена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *