Сочинение на тему почему базаров умирает

7 вариантов

  1. Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность — такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут quot;отцамиquot;.
    Вс течт, вс меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове — выход из статуса quot;детейquot;, роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм — они вс равно пробьются наружу.
    Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнтся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.
    Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.
    Если судить поверхностно, не вникая в суть романа И. Тургенева Отцы и дети, то Базаров умирает от тифа из-за своей неосторожности. Но его смерть символична, писатель не мог такого героя оставить в живых. Базаров взял на себя слишком большую и немыслимую ответственность он решил, что человек может ВС, и слишком большую роль отвл материальному в жизни. Любовь, искусство по его понятиям были ничто . Поэтому писатель и решил сделать такой трагический финал.
    Но трогательная любовь вызвала в душе Базарова мятеж, бурное противоречие. Напоследок он понял, что есть и высшие чувства.

  2. Более полутора веков этот вопрос возникает у каждого прочитавшего произведение и желающего разобраться в замысле автора, его отношении к персонажам. Вначале это были современники писателя, которым, казалось бы, это сделать было легче всего, просто спросив: “Почему такой конец?”. Они и спрашивали, но не все смогли понять ответ: ведь у каждого своё мировоззрение, которое ох как нелегко изменить.
    Казалось бы, уже написано о “лишних людях”, что же ещё нового можно сказать? Но Тургенев рассмотрел новые нюансы – нигилизм. И именно на это попытался обратить внимание публики.
    Толчком к написанию романа послужили мысли о бренности всего сущего, возникшие после того, как он узнал об обстоятельствах смерти молодого врача. То есть вначале сложился финал, а уж на нём был выстроен весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа – в последних сценах.
    Таким образом, смерть Базарова была предопределена заранее и уж во всяком случае не являлась неожиданностью для самого автора, как об этом говорилось в критических статьях впоследствии. Дескать, “не хотел его смерти, любил героя, а как ему в таких жизненных условиях быть?” – не готово общество принять в своё лоно. Руководствуясь этими “исследованиями творчества”, писали сочинения в школах по “образу”. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, почва не подготовлена.
    Надо вспомнить, каково было отношение Тургенева к революционным преобразованиям общества, которые всегда несут неизбежное насилие и разрушение, а также его воззрения на отношения человека с природой. Казалось бы, какой тогда герой ближе самому автору? Но на протяжении всего романа мы видим старание не быть ни на чьей стороне: объективность – такова авторская позиция. Зато совершенно ясно высказано сожаление, что совершенно невозможно примирить ни отцов, ни детей, пока последние сами не станут “отцами”.
    Всё течёт, всё меняется. И вот, как только начали происходить эти изменения в Базарове – выход из статуса “детей”, роман и закончился. Но как! Это самое лучшее место в романе, герой полностью раскрывается и можно увидеть, что ничто человеческое ему, оказывается, не чуждо. Как бы глубоко не помещались и к тому же насильно не выпускались любовь, романтизм – они всё равно пробьются наружу.
    Но тем не менее от своих идеалов он не отказывается, и мы понимаем, что проживи он дольше, начнётся уже борьба внутри него, когда нигилизм и духовность будут стараться одержать верх. А это сюжет уже другого романа.
    Поэтому только смерть могла стать преградой на пути этих изменений. Но зато, умирая физически, он не умирает духовно.

  3. Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров. Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно – за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли классика в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли, и таким образом, якобы, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность. И это ему удалось.
    Согласно традиции русской классической литературы, смерть героя чаще всего означает крушение внутреннего мира, и, как следствие, неправоту его взглядов на жизнь (вспомним Рудина, Печорина). Но, в данном случае, умирает герой не от безысходности, и его смерть – не капитуляция. Это можно доказать при детальном рассмотрении сцены смерти Базарова.
    Этот эпизод является одним из кульминационных в романе. Причина смерти – заражение крови, которое произошло при попадании трупного яда в ранку (Базаров вскрывал труп и порезался). На первый взгляд, эта причина кажется случайной, но в ней заложен глубокий смысл. Евгений умирает в работе, в стремлении к познанию ещё непознанного.
    В этой сцене Тургенев показал читателю человека, переосмыслившего мир, взглянувшего на него с другой стороны. Перед нами другой Базаров, которому присущи простые человеческие чувства, ранее скрываемые им от друзей и близких. Это и любовь, и романтизм. «Я вас любил!.. Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная, красивая…» –слышим мы от человека, который раньше женщину «бабой» называл.
    Базаров мужественно встречает опасность и, зная, что должен умереть, находит в себе силы шутить с отцом. «Экой ты охотник до практики!» -говорит Евгений ему. Базаров пытается по возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть!». Но и они знают, что это не так. Евгений говорит о смерти как материалист, не думает ни о душе, ни о загробном мире: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст, ты знаешь!».
    Этот эпизод играет важную роль в раскрытии образа, так как в нём показана вся сущность Базарова. Здесь мы видим и твёрдость характера героя, который не трусит перед смертью, и непреклонность материалистических убеждений. Евгений на просьбу отца исполнить христианский долг отвечает: «Я подожду… ведь и беспамятных причащают». Отказ от исповеди выражен более чем ясно, ведь Базаров знает, что доживает последние часы. И отец это понимает: «Старик поднялся, сел в кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы». Евгений с честью выдержал трудное испытание и показал непреклонность своих убеждений. Нам ясно, что он атеист.
    В этом эпизоде Тургенев показал, что Базаров способен к глубокому чувству. Всё напускное исчезает в Евгении перед лицом смерти, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Человечность и откровенность проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… послушайте… ведь я не целовал вас, тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Значение этих слов Базарова особенно велико, так как это его последние слова, и он, просящий Аркадия «не говорить красиво», сам заговорил как поэт.
    Приводя Базарова к смерти. Тургенев не встаёт на сторону «отцов», так как смерть героя обусловлена логикой развития образа. Ведь именно перед смертью Евгений понимает, что он любит Одинцову… Так он проходит традиционное для романов классика испытание любовью. И если Рудин отказывается от чувств, боится сознаться в них, то Базаров принимает любовь, хотя и слишком поздно. Также смерть – это испытание на прочность характера, и Базаров опять с честью его выдерживает. Он до последней минуты не позволял себе склониться перед постигшим его несчастьем: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Всё равно: вилять хвостом не стану». Его душевные метания связаны лишь с тем, что смерть лишает его возможности действовать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!». И если Кирсанов во время дуэли умирает духовно («Да он и был мертвец…»), то Базаров умирает физически, но его дух не сломлен.
    Такую многогранность образа Тургенев мог показать, лишь поставив героя в неожиданные для него условия. А так как ни влюблённость, ни дружба не смогли поколебать неприступную стену сердца Базарова, и только смерть выбивалась из «графика» его жизни, то писателю ничего не оставалось кроме того, чтобы «умертвить» своего героя.
    Беру!

  4. На протяжении всего романа «Отцы и дети» автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале произведения – это убежденный нигилист, полностью отрицающий все жизненные принципы и устои, то к заключению мы видим человека, который начинается сомневаться в своих взглядах.
    Великая заслуга Тургенева в том, что он сумел показать образ Базарова так, что читатель убежден в его уме и большом внутреннем потенциале, который герой использует неправильно. Уже с середины романа Базаров начинает понимать бессмысленность своих убеждений. Серьезным испытанием для него стало чувство любви, которое он отрицал, но внезапно почувствовал сам. Он растерялся, видя постепенное разрушение своей теории нигилизма.
    Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.
    Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут. Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.
    В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России. Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день.
    Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход. У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.
    Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.

  5. На вопрос, почему Тургенев умертвил Базарова, одной фразой не ответить. Для этого нужно понять характер героя, его мировоззрение, образ жизни, противостояние поколений. Произведение было написано в 1862 г. Евгений Базаров стал одним из самых ярких персонажей.
    Чаще всего смерть главного героя происходит из-за крушения надежд и внутреннего мира персонажа, изменения взглядов. Однако у Тургенева Базаров не капитулировал, и погиб не от безвыходности. Об этом явственно говорит кульминационная сцена. Причиной смерти главного героя стало заражение крови, после попадания в нее трупного яда, когда Евгений делал вскрытие.
    С одной стороны, причина – банальная случайность, но именно в такой смерти заложен глубокий смысл. Базаров умер, работая, стремясь к новым познаниям. Если вспомнить, каким герой был вначале произведения, то становится понятным, что он изменился, переосмыслил многие ценности, пересмотрел свои взгляды.
    Новый Евгений-романтик совсем непохож на человека, который женщин называл «бабами». Он научился любить, смог мужественно встретить опасность. Даже зная, что умирает, Базаров шутил с отцом, чтобы успокоить родителей. Этот эпизод важен, он показывает новую сущность главного героя.
    Перед лицом смерти с него слетает все напускное, душа обнажена и видно, что Евгений способен на глубокие чувства, человечность, мужество. Последние его слова обращены к Одинцовой, с которой он заговорил как поэт, хотя ранее презирал такое обращение.
    Становится понятным, почему Тургенев умертвляет Базарова. Это логическая развязка. Только перед смертью герой понял, что он действительно любит Одинцову. Базаров прошел испытание любовью хоть и поздно, но принимает ее. Другая причина смерти – испытание прочности характера, которое герой также выдерживает с честью. Однако при жизни дружба и любовь не смогли пробить неприступное сердце героя, поэтому автору потребовалось умертвить своего героя, чтобы смерть выбила его из хладнокровной колеи.

  6. Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.
    Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя.
    Базаров — сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”. Для нею не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.
    Базаров — нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание — всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — “труд на пользу общества”, его главная задача — “жить для великой цели обновления мира”.
    Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.
    Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.
    Смерть Базарова — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.
    Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. “Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.
    Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.
    Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
    Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная…
    Беру!

  7. На протяжении всего романа «Отцы и дети» автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале произведения – это убежденный нигилист, полностью отрицающий все жизненные принципы и устои, то к заключению мы видим человека, который начинается сомневаться в своих взглядах.
    Великая заслуга Тургенева в том, что он сумел показать образ Базарова так, что читатель убежден в его уме и большом внутреннем потенциале, который герой использует неправильно. Уже с середины романа Базаров начинает понимать бессмысленность своих убеждений. Серьезнм испытанием для него стало чувство любви, которое он отрицал, но внезапно почувствовал сам. Он растерялся, видя постепенное разрушение своей теории нигилизма.
    Особое место занимает в романе «Отцы и дети» смерть Базарова. Этот эпизод в полной мере показывает его внутреннюю силу и богатство его натуры. Именно перед смертью герой понимает всю несостоятельность прошлой жизни, ее моменты, например, дуэль Базарова с Павлом Кирсановым.
    Он очень хочет жить, но осознает, что смерть неизбежна. Перед ее лицом он понимает, что ни химия, ни биология, ни медицина, ни любая другая наука ничем ему не помогут. Перед смертью бессильны все. К нему приходит озарение, что в жизни главное, а что является сильным заблуждением.
    В этот момент он полностью убеждается, что совсем не нужен своей России. Да и что он для нее сделал? Гораздо меньше, чем те люди, которые работают изо дня в день.
    Ему не хочется умирать, но смерть для него, пожалуй, единственно верный выход. У него разрушены все принципы, и на смену им ничего не придумано. И Базаров понимает это, принимая достойно свою участь.
    Эпизод смерти героя отразил весь его внутренний потенциал, борьбу, которая не прекращалась в нем с момента крушения теории «нигилизма». Его губит не смерть от тифа, его губит стремление отказаться от всего человеческого и вечного, тех вещей, которые позволяют на земле жить.
    Информация, представленная в этой статье, поможет учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Смерть Базарова» и «Базаров перед лицом смерти».
    Cмерть Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» – информация для сочинения | источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *