Ситуация войны, мне кажется, выступает своеобразным катализатором проявления человеком своих душевных качеств. Когда от нас требуется стремительность действий, скорость и точность реакции, мы невольно будем руководствоваться тем показателем нравственности, который складывался со временем. Так в людях и обнаруживаются отвага и трусость, честность и плутовство, способность на великие чувства или малодушие. Герои произведения белорусского писателя В. Быкова сбегают из концлагеря, вынуждены скрываться от фашистов и случайно встречают друг друга в лесном предгории Альп. Рослый, молодцеватый, простой советский парень Иван, человек широкой души и строгих принципов, и хрупкая, настороженная итальянская девушка, покинувшая богатую семью из-за конфликта с отцом и оказавшаяся в плену у немцев. Что может объединять этих людей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего? Общая опасность, враг и цель. Именно эти факторы побудили Ивана взять на себя ответственность за судьбу Джулии, поверить ей и всячески поддерживать ее во время преодоления сложного зимнего горного пути. За непродолжительный срок молодые люди смогли взрастить в друг друге настоящее, высокое чувство, без уловок и фальши, чувство, побуждающее не сдаваться и двигаться вперед. На протяжении всего произведения герои претерпевают жестокий голод, холод, неимоверную усталость, но продолжают идти к своей цели. Наконец, когда фашисты настигают их, Иван самоотверженно спасает жизнь своей подруге и обрекает себя на верную гибель. Для него этот жест естественен и не требует лишних колебаний и размышлений, он исходит подсознательно, герой просто чувствует, что так надо. Подобный мотив возникает и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где простые солдаты, идущие на смерть, не испытывают страха; именно внутренний стержень человека, его любовь к Родине побуждает просто и честно совершать свою работу. В другом произведении В. Быкова, «Сотников», герои – представители партизанского отряда, долгое время скрывавшиеся от фашистов и попавшие к ним в плен. На протяжении всей повести перед нами раскрываются характеры главных героев – Сотникова и Рыбака, обнаруживаются черты, дающие ясное представление о патриотизме и психологии предательства, дающие ответ на вопрос: почему пути двух людей, воюющих плечом к плечу во имя общего дела в начале произведения, так резко расходятся в его конце? Именно компромиссность лжепринципов, слабость духом и откровенная трусость отделяет условного лжепатриота от патриота истинного. А сколько еще подобных примеров можно найти среди всемирной художественной литературы? Знакомясь с ними читатель представляет в воображении поступки тех или иных героев, внутреннее дает оценку их действиям, размышляет над ними с точки зрения морали и на этой базе делает выводы о том, что есть правильно, а что – нет. Я привела лишь спектр проблем, затронувших лично меня в произведениях В. Быкова и Л.Н. Толстого. Разумеется, у каждого читателя на разных жизненных этапах возникают свои вопросы; их бесчисленное множество и осветить их все практически невозможно.
Данная работа очень показательна в плане владения письменной речью. Ученик демонстрирует богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций. Он легко облекает свои мысли в точную, выразительную словесную форму. В то же время в сочинении есть несколько очевидных речевых ошибок разных типов (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы и т.п. В соответствии с указанными выше требованиями по критерию №4 сочинение заслуживает оценки «зачет». Фрагмент № 12
В мире написано множество стихов, и все они посвящены кому-то или чему-то. Кто-то пишет стихи о любви, кто-то в своем произведении восторгается Родиной, а кто-то – красотой природы. Но мало кто задавался вопросом: «Почему люди пишут стихи?» Некоторые думают, что стихи пишутся ради славы. Нет. Я считаю, что люди пишут стихи ради достижения определенной цели, но и они у всех разные. Кто-то хочет сделать приятное любимому человеку, кто-то хочет изменить мир к лучшему и сделать его чище и добрее, а кто-то хочет призвать народ встать на защиту Отечества. В своих лирических произведениях А.С. Пушкин затрагивал множество тем. Одной из самых излюбленных тем, поднимаемых писателем, является любовная. Автор в своих произведениях писал о несчастной любви. Как например в стихотворении: «***» Я вас любил, любовь еще быть может, Во мне угасла не совсем. Также очень много стихов Пушкин посвятил свободе. Это такие произведения как, например, «К морю» и «Орел». В этих лирических произведениях писатель использовал много символических предметов. Это такие предметы как: бушующее море, поднебесные горы, ветер, орел и многое другое. Мы вольные птицы, пора, брат, пора. Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляют лишь ветер да я. Однако, А.С. Пушкин свои стихи писал не только для народа, но и для властей и для самого императора Александра I. В своем знаменитом стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин показал черты ярого, необузданного и жестокого барства на фоне прекрасной, живописной деревенской природы. Невозможно забыть лирику писателя, которую он посвятил дружбе с Пущиным и Чаадаевым. Любезный именинник, О Пущин дорогой. Прибрел к тебе пустынник С открытою душой. Любви надежды тихой славы Недолго тешил нас обман. Исчезли юные забавы Как сон, как утренний туман.
Ученику не удалось удержаться в рамках ответа на вопрос темы. Первый абзац представляет собой размышление общего характера и в целом соответствует теме. Однако как только наступает очередь конкретных примеров, ученик не справляется с литературным материалом и подменяет ответ на вопрос обычным обзором тем лирики А.С.Пушкина, причем достаточно примитивным и эклектичным. Первый абзац логически не сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в сочинении нет. В то же время все высказанные выше замечания в большей степени относятся к критериям №1, 2. По критерию №3 работа оценена «зачетом», поскольку общая канва сочинения, хотя и без заключения, учеником выстроена.
Сочинение несвободно также от ряда других ошибок, в том числе фактических. Анализ сочинений по критерию №4 «Качество письменной речи»
Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их речевого оформления.
Некоторые люди начинают писать стихи, чтобы выделиться из толпы окружающих. Дети, которым не хватает тепла со стороны близких и у которых есть проблемы с заведением дружеских связей, нередко начинают сочинять стихотворения, чтобы почувствовать себя кем-то более значимым. Впрочем, сюда же можно отнести и сочинение прозы. В этом случае стихотворчество является своеобразной формой протеста. Такие стихи обычно максималистичны, не слишком красивы и правильны. Со временем, если человек находит другую мотивацию для написания стихов, осознает их в качестве своего призвания, его творчество качественно улучшается.
Стихосложение может стать формой своеобразной психотерапии. С помощью стихов можно выразить свои чувства, эмоции, переживания. Многие поэты замечают, что стихотворения помогают им избавиться от навязчивых мыслей и чувств: добиваясь идеальных формулировок, ритма и рифм, стихотворцы освобождают себя от слишком сильных переживаний, негатива, сложных эмоций.
Стихотворение в своей лаконичности, сложности, формализованности как бы усиливает имеющиеся эмоции и чувства, делает их острей и ярче. Поэтому многие поэты пишут стихи в периоды депрессий, подавленности, угнетенности. Стихосложение может помочь в самопознании, иногда оно может продемонстрировать какие-то темные стороны, позволяет осознать их и возможно начать работать с ними. Прежде всего, это касается стихотворений, написанных в сложные периоды жизни. Нужно отметить, что многие поэты не могут работать над стихотворениями, когда в их жизни все хорошо.
Стихи ради славы
Несмотря на то, что большинство поэтов утверждают, что пишут стихи «для себя», признание важно для них, как и для любых других людей. Написание стихотворений, особенно, если сложился свой стиль, своя манера работы со словами, может принести признание, известность и славу. Особенно это касается тех поэтов, которые пишут острые и злые стихи на злободневные темы, подобное творчество просто не может уходить «в стол». К счастью, социальные сети значительно упростили распространение любого словесного творчества.
Далеко не все поэты готовы писать стихи на заказ. Даже при отличном владении словом, этот процесс становится довольно мучительным, поскольку вдохновение в этом случае приходит не всегда. Однако написание стихов — не худший способ заработать на жизнь, пусть он и доступен немногим.
В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
Я считаю, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несет миру поэзия. Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать имена А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. Бродского. Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим “Зимнее утро”. Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение “Я вас любил…”. Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь “Что пройдет, то будет мило”.
Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, “космической” поэзии Ф. И. Тютчева. Лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву – признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной,
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный…
Что такое поэзия? Вроде все просто – стихотворные строки, рифма, ритм… Но если задуматься, то понимаешь, что не только в этом заключается значение этого слова. Поэзия… Это строки, написанные самой душой автора. В них его душа, чувства, переживания и надежды. В них – жизнь и чувство. И поэтому нельзя пренебрегать стихами, ведь каждый из них неповторим, особенный.
По моему мнению, стихи нужно читать всем. и малым, и взрослым. Вообще, нужно читать не только стихи, но и прозу, драматические произведения. Детям это поможет сати умнее, осведомленнее, развить их творческие навыки. Взрослым же поэзия поможет отвлечься от проблем, помечтать и пробудить чувства.
И не только свой внутренний мир обогащает человек, когда читает стихи. Она еще и учится. Учится анализировать, сравнивать, понимать. В конце концов, начинает различать разные жанры стихотворений, различные направления поэзии. Человек, читающий стихи, интересуется еще и грамотно и красиво говорить, обогащает свой словарный запас. Нельзя не считаться с тем, что чтение помогает развить грамотность письма – благодаря памяти мы подсознательно запоминаем правописание слов, правила расстановки разделительных знаков, и это все понадобится нам в дальнейшей жизни. Нельзя не упомянуть, что люди, которые читают стихи вслух, имеют лучшую дикцию и развивают свои ораторские способности, они работают и над актерскими способностями…
Но самое главное, что дает нам чтение поэзии, это, во-первых, развитая культура. Мы обогащаем ее, знакомясь с поэтическим достоянием человечества, изучая новые стихотворения новых поэтов, возвращаясь к классикам. Во-вторых, поэзия способствует обогащению нашей души. Ведь она направлена на аідчуття, на эмоции. Стихи должны пробуждать наше чувство, именно в этом их основная фунция. Даже если вам вдруг не понравился какой-то стих, вызвал возмущение – это неплохо, ведь главное – он не оставил вас равнодушным! Поэзия должна прикоснуться к душе – это ее главное предназначение!
У каждого человека должен быть любимый поэт. Тот, стихи которого она знает, понимает. Стихи которого близки человеку настолько, что кажется, будто пишет он о ней самой. Если такового поэта нет, то, как на меня, человек не может развиваться и самосовершенствоваться в полной мер.
Вы когда-нибудь задавались вопросом «Почему люди пишут стихи?». Или вас больше волнует вопрос «Как научиться писать стихи»?
Сейчас я попробую разобраться с первым вопросом, но поверьте, придет время и для ответа на вопрос второй.
Итак, для чего человек пишет стихи?
Буду судить по себе и делать выводы:
Я начала писать стихи, потому что в детстве я ничем не выделялась среди остальных. Кроме того, я получала мало тепла от близких мне людей. Поэтому я решила сделать что-нибудь этакое, чтобы меня заметили. И в результате я в четвертом классе написала стишок-считалку. Я рассказала его учительнице в школе и она меня похвалила! Это меня так воодушевило, что я решила и дальше пробовать писать. Значит, человек пишет стихи для того, чтобы выделиться, чтобы его заметили, обратили на него внимание.
В детстве я нередко сочинял заведомый вздор только для того, чтобы вызвать удивление окружающих. (Чарлз Дарвин)
Дальше я писала стихи и читала их учителям, воспитателям, чтобы они меня похвалили. Значит, человек пишет ради похвалы.
Немного позже я попала в другую школу, где никто не мог знать, что я пишу стихи. Я не могла об этом просто объявить, но так как творчество уже стало частью моей жизни, я стала просто писать для себя. Хотя, что значит «для себя»!? Вернее будет звучать, потому что они во мне уже копились, и их надо было выплеснуть на бумагу. Это как освобождение. Это, знаете, когда пристанет навязчивая мысль и не избавиться от нее никак. Точно так же ко мне приставали строчки будущих стихотворений. Значит, люди пишут, чтобы высвободиться.
Моя жизнь так сложилась, что я очень многое пережила. А в связи со всем этим возникало много переживаний, эмоций, волнений души. И не с кем ими поделиться или в обычном разговоре это не получается. А вот когда пишешь стихотворение, то все эти эмоции и переживания выливаются на бумагу. А благодаря свойствам стиха, это проще сделать не в прозе. Ведь есть чувства, которые невозможно описать, но их можно облечь в образы, что очень характерно для поэзии. Значит, стихи пишут, чтобы выразить свой внутренний мир, чувства, переживания.
Потом я захотела, чтобы мои стихи прочитали другие люди. Я захотела заявить о себе и стала печататься в газетах. Значит, человек пишет ради славы. Он жаждет признания.
Иногда благодаря своим же стихам человек познает сам себя. У меня такое было не раз. Приведу только один, самый неожиданный для меня пример: после тяжелейшего расставания с моим бывшим гражданским мужем я на эмоциях написала стихотворение «Ненавижу!». Когда я его перечитала, я ужаснулась, что во мне может ТАКОЕ сидеть. Я работала над этим, я работала над собой. И хотя я уже не смогла ничего исправить, на него я стала уже смотреть не с ненавистью, а с жалостью и благодарностью. Значит, при написании стихов люди занимаются самопознанием.
Сейчас я пишу просто потому, что я это полюбила всем сердцем. Мне нравится перебирать слова, подыскивать рифму, чувствовать ритм. И так приятно это ощущение, когда находишь что-то воистину потрясающее и выражающее мои мысли! А еще мне приятно перечитывать то, что у меня получилось. То есть я наслаждаюсь и самим творчеством и его результатами. Еще я люблю экспериментировать. Вот, например, стихотворение про чай я написала, просто взяв слова с самой пачки из-под чая. Акростихи — один из моих самых удачных и интересных экспериментов. Значит, люди пишут стихи, потому что это интересно, увлекательно и им просто это нравится!
Еще я пишу на очень злободневные темы. Возможно, если бы я просто читала нотации, никто бы и не обратил внимания. А вот через стихи проще достучаться, так как это не голая мораль и сама форма обращения привлекательна. Значить, человек пишет стихи, чтобы высказаться о важном и быть услышанным.
Вдобавок ко всему я надеюсь, что после меня останется хоть что-то нетленное. То есть и после смерти… Как у Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Значит, люди пишут, чтобы обрести бессмертие.
И конечно же, многие из нас хотят зарабатывать не на нудной и тяжелой работе, а на том, что увлекательно – на своем хобби. Поэтому я еще пишу стихи на заказ. Так что некоторые пишут и ради денег.
Если кто-то думает, что неправильно это — писать за деньги, то вообще: все лучше делать только от души! Но кушать-то хочется
Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать! (А.С. Пушкин)
Вот и все! Я охватила все свои мотивы творчества. Думаю, что у многих, кто занимается стихосложением, мотивы те же. Если я ошибаюсь, поправьте меня. А может, вы знаете еще почему люди пишут стихи?
Кстати, а вы когда-нибудь задумывались о том, как самим написать стихи? Вот вроде и хочется, но не получается? Если это про вас, то подписывайтесь – и вскоре у вас будет возможность этому научиться! Вы все таланты! Или кто-то хочет заявить о себе: «Я – бездарь»? Думаю, здесь таких нет! От души: Недавно наткнулась на замечательное исполнение стихотворения Сергея Есенина – моего любимого поэта и идеала в литературе. Не могу не поделиться этим с вами. Уделите пару минут – не пожалеете!
Чтобы быть в курсе всех новых событий на блоге Полосатая Жизнь, оформите подписку здесь! Я Вам всегда рада!!
А чтобы сделать мне приятное, пробежитесь по кнопочкам соцсетей
Ситуация войны, мне кажется, выступает своеобразным катализатором проявления человеком своих душевных качеств. Когда от нас требуется стремительность действий, скорость и точность реакции, мы невольно будем руководствоваться тем показателем нравственности, который складывался со временем. Так в людях и обнаруживаются отвага и трусость, честность и плутовство, способность на великие чувства или малодушие.
Герои произведения белорусского писателя В. Быкова сбегают из концлагеря, вынуждены скрываться от фашистов и случайно встречают друг друга в лесном предгории Альп. Рослый, молодцеватый, простой советский парень Иван, человек широкой души и строгих принципов, и хрупкая, настороженная итальянская девушка, покинувшая богатую семью из-за конфликта с отцом и оказавшаяся в плену у немцев. Что может объединять этих людей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего? Общая опасность, враг и цель. Именно эти факторы побудили Ивана взять на себя ответственность за судьбу Джулии, поверить ей и всячески поддерживать ее во время преодоления сложного зимнего горного пути. За непродолжительный срок молодые люди смогли взрастить в друг друге настоящее, высокое чувство, без уловок и фальши, чувство, побуждающее не сдаваться и двигаться вперед. На протяжении всего произведения герои претерпевают жестокий голод, холод, неимоверную усталость, но продолжают идти к своей цели. Наконец, когда фашисты настигают их, Иван самоотверженно спасает жизнь своей подруге и обрекает себя на верную гибель. Для него этот жест естественен и не требует лишних колебаний и размышлений, он исходит подсознательно, герой просто чувствует, что так надо.
Подобный мотив возникает и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где простые солдаты, идущие на смерть, не испытывают страха; именно внутренний стержень человека, его любовь к Родине побуждает просто и честно совершать свою работу.
В другом произведении В. Быкова, «Сотников», герои – представители партизанского отряда, долгое время скрывавшиеся от фашистов и попавшие к ним в плен. На протяжении всей повести перед нами раскрываются характеры главных героев – Сотникова и Рыбака, обнаруживаются черты, дающие ясное представление о патриотизме и психологии предательства, дающие ответ на вопрос: почему пути двух людей, воюющих плечом к плечу во имя общего дела в начале произведения, так резко расходятся в его конце? Именно компромиссность лжепринципов, слабость духом и откровенная трусость отделяет условного лжепатриота от патриота истинного.
А сколько еще подобных примеров можно найти среди всемирной художественной литературы? Знакомясь с ними читатель представляет в воображении поступки тех или иных героев, внутреннее дает оценку их действиям, размышляет над ними с точки зрения морали и на этой базе делает выводы о том, что есть правильно, а что – нет.
Я привела лишь спектр проблем, затронувших лично меня в произведениях В. Быкова и Л.Н. Толстого. Разумеется, у каждого читателя на разных жизненных этапах возникают свои вопросы; их бесчисленное множество и осветить их все практически невозможно.
Данная работа очень показательна в плане владения письменной речью. Ученик демонстрирует богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций. Он легко облекает свои мысли в точную, выразительную словесную форму. В то же время в сочинении есть несколько очевидных речевых ошибок разных типов (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы и т.п. В соответствии с указанными выше требованиями по критерию №4 сочинение заслуживает оценки «зачет».
Фрагмент № 12
В мире написано множество стихов, и все они посвящены кому-то или чему-то. Кто-то пишет стихи о любви, кто-то в своем произведении восторгается Родиной, а кто-то – красотой природы. Но мало кто задавался вопросом: «Почему люди пишут стихи?» Некоторые думают, что стихи пишутся ради славы. Нет. Я считаю, что люди пишут стихи ради достижения определенной цели, но и они у всех разные. Кто-то хочет сделать приятное любимому человеку, кто-то хочет изменить мир к лучшему и сделать его чище и добрее, а кто-то хочет призвать народ встать на защиту Отечества.
В своих лирических произведениях А.С. Пушкин затрагивал множество тем. Одной из самых излюбленных тем, поднимаемых писателем, является любовная. Автор в своих произведениях писал о несчастной любви. Как например в стихотворении: «***»
Я вас любил, любовь еще быть может,
Во мне угасла не совсем.
Также очень много стихов Пушкин посвятил свободе. Это такие произведения как, например, «К морю» и «Орел». В этих лирических произведениях писатель использовал много символических предметов. Это такие предметы как: бушующее море, поднебесные горы, ветер, орел и многое другое.
Мы вольные птицы, пора, брат, пора.
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер да я.
Однако, А.С. Пушкин свои стихи писал не только для народа, но и для властей и для самого императора Александра I. В своем знаменитом стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин показал черты ярого, необузданного и жестокого барства на фоне прекрасной, живописной деревенской природы.
Невозможно забыть лирику писателя, которую он посвятил дружбе с Пущиным и Чаадаевым.
Любезный именинник,
О Пущин дорогой.
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой.
Любви надежды тихой славы
Недолго тешил нас обман.
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.
Ученику не удалось удержаться в рамках ответа на вопрос темы. Первый абзац представляет собой размышление общего характера и в целом соответствует теме. Однако как только наступает очередь конкретных примеров, ученик не справляется с литературным материалом и подменяет ответ на вопрос обычным обзором тем лирики А.С.Пушкина, причем достаточно примитивным и эклектичным. Первый абзац логически не сопряжен с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в сочинении нет. В то же время все высказанные выше замечания в большей степени относятся к критериям №1, 2. По критерию №3 работа оценена «зачетом», поскольку общая канва сочинения, хотя и без заключения, учеником выстроена.
Сочинение несвободно также от ряда других ошибок, в том числе фактических.
Анализ сочинений по критерию №4 «Качество письменной речи»
Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их речевого оформления.
Некоторые люди начинают писать стихи, чтобы выделиться из толпы окружающих. Дети, которым не хватает тепла со стороны близких и у которых есть проблемы с заведением дружеских связей, нередко начинают сочинять стихотворения, чтобы почувствовать себя кем-то более значимым. Впрочем, сюда же можно отнести и сочинение прозы. В этом случае стихотворчество является своеобразной формой протеста. Такие стихи обычно максималистичны, не слишком красивы и правильны. Со временем, если человек находит другую мотивацию для написания стихов, осознает их в качестве своего призвания, его творчество качественно улучшается.
Стихосложение может стать формой своеобразной психотерапии. С помощью стихов можно выразить свои чувства, эмоции, переживания. Многие поэты замечают, что стихотворения помогают им избавиться от навязчивых мыслей и чувств: добиваясь идеальных формулировок, ритма и рифм, стихотворцы освобождают себя от слишком сильных переживаний, негатива, сложных эмоций.
Стихотворение в своей лаконичности, сложности, формализованности как бы усиливает имеющиеся эмоции и чувства, делает их острей и ярче. Поэтому многие поэты пишут стихи в периоды депрессий, подавленности, угнетенности. Стихосложение может помочь в самопознании, иногда оно может продемонстрировать какие-то темные стороны, позволяет осознать их и возможно начать работать с ними. Прежде всего, это касается стихотворений, написанных в сложные периоды жизни. Нужно отметить, что многие поэты не могут работать над стихотворениями, когда в их жизни все хорошо.
Стихи ради славы
Несмотря на то, что большинство поэтов утверждают, что пишут стихи «для себя», признание важно для них, как и для любых других людей. Написание стихотворений, особенно, если сложился свой стиль, своя манера работы со словами, может принести признание, известность и славу. Особенно это касается тех поэтов, которые пишут острые и злые стихи на злободневные темы, подобное творчество просто не может уходить «в стол». К счастью, социальные сети значительно упростили распространение любого словесного творчества.
Далеко не все поэты готовы писать стихи на заказ. Даже при отличном владении словом, этот процесс становится довольно мучительным, поскольку вдохновение в этом случае приходит не всегда. Однако написание стихов — не худший способ заработать на жизнь, пусть он и доступен немногим.
В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
Я считаю, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несет миру поэзия. Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать имена А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. Бродского. Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим “Зимнее утро”. Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение “Я вас любил…”. Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь “Что пройдет, то будет мило”.
Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, “космической” поэзии Ф. И. Тютчева. Лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву – признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной,
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный…
Что такое поэзия? Вроде все просто – стихотворные строки, рифма, ритм… Но если задуматься, то понимаешь, что не только в этом заключается значение этого слова. Поэзия… Это строки, написанные самой душой автора. В них его душа, чувства, переживания и надежды. В них – жизнь и чувство. И поэтому нельзя пренебрегать стихами, ведь каждый из них неповторим, особенный.
По моему мнению, стихи нужно читать всем. и малым, и взрослым. Вообще, нужно читать не только стихи, но и прозу, драматические произведения. Детям это поможет сати умнее, осведомленнее, развить их творческие навыки. Взрослым же поэзия поможет отвлечься от проблем, помечтать и пробудить чувства.
И не только свой внутренний мир обогащает человек, когда читает стихи. Она еще и учится. Учится анализировать, сравнивать, понимать. В конце концов, начинает различать разные жанры стихотворений, различные направления поэзии. Человек, читающий стихи, интересуется еще и грамотно и красиво говорить, обогащает свой словарный запас. Нельзя не считаться с тем, что чтение помогает развить грамотность письма – благодаря памяти мы подсознательно запоминаем правописание слов, правила расстановки разделительных знаков, и это все понадобится нам в дальнейшей жизни. Нельзя не упомянуть, что люди, которые читают стихи вслух, имеют лучшую дикцию и развивают свои ораторские способности, они работают и над актерскими способностями…
Но самое главное, что дает нам чтение поэзии, это, во-первых, развитая культура. Мы обогащаем ее, знакомясь с поэтическим достоянием человечества, изучая новые стихотворения новых поэтов, возвращаясь к классикам. Во-вторых, поэзия способствует обогащению нашей души. Ведь она направлена на аідчуття, на эмоции. Стихи должны пробуждать наше чувство, именно в этом их основная фунция. Даже если вам вдруг не понравился какой-то стих, вызвал возмущение – это неплохо, ведь главное – он не оставил вас равнодушным! Поэзия должна прикоснуться к душе – это ее главное предназначение!
У каждого человека должен быть любимый поэт. Тот, стихи которого она знает, понимает. Стихи которого близки человеку настолько, что кажется, будто пишет он о ней самой. Если такового поэта нет, то, как на меня, человек не может развиваться и самосовершенствоваться в полной мер.
Вы когда-нибудь задавались вопросом «Почему люди пишут стихи?». Или вас больше волнует вопрос «Как научиться писать стихи»?
Сейчас я попробую разобраться с первым вопросом, но поверьте, придет время и для ответа на вопрос второй.
Итак, для чего человек пишет стихи?
Буду судить по себе и делать выводы:
Я начала писать стихи, потому что в детстве я ничем не выделялась среди остальных. Кроме того, я получала мало тепла от близких мне людей. Поэтому я решила сделать что-нибудь этакое, чтобы меня заметили. И в результате я в четвертом классе написала стишок-считалку. Я рассказала его учительнице в школе и она меня похвалила! Это меня так воодушевило, что я решила и дальше пробовать писать.
Значит, человек пишет стихи для того, чтобы выделиться, чтобы его заметили, обратили на него внимание.
В детстве я нередко сочинял заведомый вздор только для того, чтобы вызвать удивление окружающих. (Чарлз Дарвин)
Дальше я писала стихи и читала их учителям, воспитателям, чтобы они меня похвалили.
Значит, человек пишет ради похвалы.
Немного позже я попала в другую школу, где никто не мог знать, что я пишу стихи. Я не могла об этом просто объявить, но так как творчество уже стало частью моей жизни, я стала просто писать для себя. Хотя, что значит «для себя»!? Вернее будет звучать, потому что они во мне уже копились, и их надо было выплеснуть на бумагу. Это как освобождение. Это, знаете, когда пристанет навязчивая мысль и не избавиться от нее никак. Точно так же ко мне приставали строчки будущих стихотворений.
Значит, люди пишут, чтобы высвободиться.
Моя жизнь так сложилась, что я очень многое пережила. А в связи со всем этим возникало много переживаний, эмоций, волнений души. И не с кем ими поделиться или в обычном разговоре это не получается. А вот когда пишешь стихотворение, то все эти эмоции и переживания выливаются на бумагу. А благодаря свойствам стиха, это проще сделать не в прозе. Ведь есть чувства, которые невозможно описать, но их можно облечь в образы, что очень характерно для поэзии.
Значит, стихи пишут, чтобы выразить свой внутренний мир, чувства, переживания.
Потом я захотела, чтобы мои стихи прочитали другие люди. Я захотела заявить о себе и стала печататься в газетах.
Значит, человек пишет ради славы. Он жаждет признания.
Иногда благодаря своим же стихам человек познает сам себя. У меня такое было не раз. Приведу только один, самый неожиданный для меня пример: после тяжелейшего расставания с моим бывшим гражданским мужем я на эмоциях написала стихотворение «Ненавижу!». Когда я его перечитала, я ужаснулась, что во мне может ТАКОЕ сидеть. Я работала над этим, я работала над собой. И хотя я уже не смогла ничего исправить, на него я стала уже смотреть не с ненавистью, а с жалостью и благодарностью.
Значит, при написании стихов люди занимаются самопознанием.
Сейчас я пишу просто потому, что я это полюбила всем сердцем. Мне нравится перебирать слова, подыскивать рифму, чувствовать ритм. И так приятно это ощущение, когда находишь что-то воистину потрясающее и выражающее мои мысли! А еще мне приятно перечитывать то, что у меня получилось. То есть я наслаждаюсь и самим творчеством и его результатами. Еще я люблю экспериментировать. Вот, например, стихотворение про чай я написала, просто взяв слова с самой пачки из-под чая. Акростихи — один из моих самых удачных и интересных экспериментов.
Значит, люди пишут стихи, потому что это интересно, увлекательно и им просто это нравится!
Еще я пишу на очень злободневные темы. Возможно, если бы я просто читала нотации, никто бы и не обратил внимания. А вот через стихи проще достучаться, так как это не голая мораль и сама форма обращения привлекательна.
Значить, человек пишет стихи, чтобы высказаться о важном и быть услышанным.
Вдобавок ко всему я надеюсь, что после меня останется хоть что-то нетленное. То есть и после смерти… Как у Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Значит, люди пишут, чтобы обрести бессмертие.
И конечно же, многие из нас хотят зарабатывать не на нудной и тяжелой работе, а на том, что увлекательно – на своем хобби. Поэтому я еще пишу стихи на заказ.
Так что некоторые пишут и ради денег.
Если кто-то думает, что неправильно это — писать за деньги, то вообще: все лучше делать только от души! Но кушать-то хочется
Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать! (А.С. Пушкин)
Вот и все! Я охватила все свои мотивы творчества. Думаю, что у многих, кто занимается стихосложением, мотивы те же. Если я ошибаюсь, поправьте меня. А может, вы знаете еще почему люди пишут стихи?
Кстати, а вы когда-нибудь задумывались о том, как самим написать стихи? Вот вроде и хочется, но не получается? Если это про вас, то подписывайтесь – и вскоре у вас будет возможность этому научиться! Вы все таланты! Или кто-то хочет заявить о себе: «Я – бездарь»? Думаю, здесь таких нет!
От души: Недавно наткнулась на замечательное исполнение стихотворения Сергея Есенина – моего любимого поэта и идеала в литературе. Не могу не поделиться этим с вами. Уделите пару минут – не пожалеете!
Чтобы быть в курсе всех новых событий на блоге Полосатая Жизнь, оформите подписку здесь! Я Вам всегда рада!!
А чтобы сделать мне приятное, пробежитесь по кнопочкам соцсетей