По моему мнению, в том, что Митрофан из комедии Д.Фонвизина “Недоросль”, неуч, невежа и грубиян больше всего виноваты его родители. В особенности мать – госпожа Простакова. Она с детства баловала сына, потакала его капризам, не подозревая, что оказывает ему “медвежью услугу”. Сама без образования, Простакова нанимает мнимых учителей, которые дают Митрофану сомнительные знания. Отец же его показан как слабовольный человек, который не смеет перечить своей властной жене, и в воспитании сына не принимает должного участия.
Первая причина – потрясающая лень самого ученика и полное непонимание им, для чего вообще нужна учеба. Ведь он дворянин, ему и так обязаны все дать. Вторая – потворство митрофанову тунеядству со стороны родных, в первую очередь матери. С одной стороны, Простакова вроде понимала, что обучение нужно, с другой, постоянно тревожилась, как бы чадо не переутомилось от наук. Третья – состав так называемых учителей. Среди них ни одного профессионального педагога. Арифметике Митрофана учил отставной солдат Цифиркин, грамматике – полуграмотный алкоголик Кутейкин, выгнанный из семинарии, иностранному языку – жулик и полный неуч Вральман. Только Цифиркин пытался что-то дать ученику, остальные “педагоги” мало того, что немного сами знали и умели, так еще и откровенно пренебрегали своими обязанностями. Поэтому уровень образования Митрофанушки и был ниже уровня плинтуса.
Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры поведения, речи.
Яркий пример тому – главный герой комедии Митрофанушка.
Единственный ребенок в семье, любимец матери, он вырос абсолютным невеждой, лодырем, бездельником, обжорой, озорником, эгоистом. Безграничная любовь матери, граничащая со вседозволенностью, сделала из обожаемого сына человека очень глупого, невежественного, ограниченного и самодовольного.
Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос.
Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. Ее отношение к сыну вызывает умиление. Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.
Один из них недоучившийся семинарист Кутейкин, другой – отставной солдат Цыфиркин. Они знают немного. Их попытки научить Митрофана хотя бы этому немногому не имеют никакого положительного результата. Все их усилия безуспешны. А все потому, что главным воспитателем, не признающим никаких авторитетов, была и остается саамам Простакова со своей «твердой логикой» и такой же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке(арифметике)». Ее невежество сыграло злую шутку: честным учителям (Кутейкину и Цыфиркину) она решительно предпочла бывшего кучера немца Вральмана за то, что «он дитя не неволит». Мало того, что сам не учит, но и других учить не дает.
Господин Простаков и дядя Скотинин также не могли положительно повлиять на Митрофана, так как сами не были людьми добродеятельными. Один безвольный, слово не может сказать без приказа жены, другой помешан на свиньях, которые для него дороже всех на свете. Оба абсолютно невежественные и безграмотные.
Вот такие люди и окружают нашего Митрофана.
Он сын своей матери: невежественный, бессердечный, не уважающий и не любящий никого. В конце комедии мать пытается найти опору в сыне в трудной ситуации, а он хладнокровно дает понять, чтобы она оставила его в покое. Что посеешь – то и пожнешь!
Откуда же взяться доброте и сочувствию у Митрофана, если он даже не знает, что это такое.
Все его окружение антидобродеятельно, и он их персонаж.
Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры поведения, речи.
Яркий пример тому – главный герой комедии Митрофанушка.
Единственный ребенок в семье, любимец матери, он вырос абсолютным невеждой, лодырем, бездельником, обжорой, озорником, эгоистом. Безграничная любовь матери, граничащая со вседозволенностью, сделала из обожаемого сына человека очень глупого, невежественного, ограниченного и самодовольного.
Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос.
Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. Ее отношение к сыну вызывает умиление. Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.
Один из них недоучившийся семинарист Кутейкин, другой – отставной солдат Цыфиркин. Они знают немного. Их попытки научить Митрофана хотя бы этому немногому не имеют никакого положительного результата. Все их усилия безуспешны. А все потому, что главным воспитателем, не признающим никаких авторитетов, была и остается саамам Простакова со своей «твердой логикой» и такой же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке(арифметике)». Ее невежество сыграло злую шутку: честным учителям (Кутейкину и Цыфиркину) она решительно предпочла бывшего кучера немца Вральмана за то, что «он дитя не неволит». Мало того, что сам не учит, но и других учить не дает.
Господин Простаков и дядя Скотинин также не могли положительно повлиять на Митрофана, так как сами не были людьми добродеятельными. Один безвольный, слово не может сказать без приказа жены, другой помешан на свиньях, которые для него дороже всех на свете. Оба абсолютно невежественные и безграмотные.
Вот такие люди и окружают нашего Митрофана.
Он сын своей матери: невежественный, бессердечный, не уважающий и не любящий никого. В конце комедии мать пытается найти опору в сыне в трудной ситуации, а он хладнокровно дает понять, чтобы она оставила его в покое. Что посеешь – то и пожнешь!
Откуда же взяться доброте и сочувствию у Митрофана, если он даже не знает, что это такое.
Все его окружение антидобродеятельно, и он их персонаж.
Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». Она, написанная в 1781 году, и по сей день остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. В комедии четко описывается, к чему приводит лень и чрезвычайная любовь родителей. В комедии недорослем является Митрофан, взрослый юноша, который во всем слушается свою мать.
Митрофан – безграмотный, невоспитанный юноша, любящий вкусно покушать. В семье Простаковых главной является Госпожа Простакова, властная, необразованная, чрезвычайно льстивая женщина. Она считает, что люди должны уважать ее за то, что она дворянка, и ей совсем необязательно быть образованным человеком. Отец Митрофана – робкий, покорный, необразованный человек. Для него как сказала жена, так и должно быть.
Условия воспитания Митрофана были очень хорошие. Он жил в богатой семье, родители в нем души не чаяли, все разрешали, кормили на убой, от чего ему иногда становилось дурно. Учителя занимались с ним персонально, приходили на дом, но от этого было немного толку, так как к своим шестнадцати годам Митрофан знал только существительное и прилагательное.
Кутейкин и Цыфиркин не были учителями по профессии и, скорее всего, просто не могли правильно преподнести знания Митрофану. Второй причиной был Вральман – большой подлиза, вечно срывавший занятия Кутейкина и Цыфиркина. Как только начинался урок, откуда-то неожиданно появлялся Вральман, размахивающий руками и кричащий: «Ай, ай, ай! Уморить хотят ребенка! Матушка ты моя!» На что Простакова заканчивала урок и распускала учителей. Общество не меньше виновато в безграмотности населения, в том, что не могло заинтересовать людей учебой и не могло проявить большего внимания таким, как Митрофанушка. Поэтому-то у них нет закалки, они не готовы к жизни в обществе. Скорее всего, он просто повторит жизнь своего отца, но это не факт; не все женщины терпимы и выносливы, и никакой женщине не нужен муж, который ничего не умет делать. Кто же виноват в том, что таких людей, как Митрофан становится все больше? Воспитание, родители, общество, вырастившее таких людей. И, конечно, сам человек. Если он не хочет учиться, его никто не заставит.
Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
“Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов ” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.
Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.
Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.
К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь» . Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) ; у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно» , невеждой и безнравственным существом.
По моему мнению, в том, что Митрофан из комедии Д.Фонвизина “Недоросль”, неуч, невежа и грубиян больше всего виноваты его родители. В особенности мать – госпожа Простакова. Она с детства баловала сына, потакала его капризам, не подозревая, что оказывает ему “медвежью услугу”. Сама без образования, Простакова нанимает мнимых учителей, которые дают Митрофану сомнительные знания. Отец же его показан как слабовольный человек, который не смеет перечить своей властной жене, и в воспитании сына не принимает должного участия.
Первая причина – потрясающая лень самого ученика и полное непонимание им, для чего вообще нужна учеба. Ведь он дворянин, ему и так обязаны все дать. Вторая – потворство митрофанову тунеядству со стороны родных, в первую очередь матери. С одной стороны, Простакова вроде понимала, что обучение нужно, с другой, постоянно тревожилась, как бы чадо не переутомилось от наук. Третья – состав так называемых учителей. Среди них ни одного профессионального педагога. Арифметике Митрофана учил отставной солдат Цифиркин, грамматике – полуграмотный алкоголик Кутейкин, выгнанный из семинарии, иностранному языку – жулик и полный неуч Вральман. Только Цифиркин пытался что-то дать ученику, остальные “педагоги” мало того, что немного сами знали и умели, так еще и откровенно пренебрегали своими обязанностями. Поэтому уровень образования Митрофанушки и был ниже уровня плинтуса.
Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры поведения, речи.
Яркий пример тому – главный герой комедии Митрофанушка.
Единственный ребенок в семье, любимец матери, он вырос абсолютным невеждой, лодырем, бездельником, обжорой, озорником, эгоистом. Безграничная любовь матери, граничащая со вседозволенностью, сделала из обожаемого сына человека очень глупого, невежественного, ограниченного и самодовольного.
Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос.
Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. Ее отношение к сыну вызывает умиление. Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.
Один из них недоучившийся семинарист Кутейкин, другой – отставной солдат Цыфиркин. Они знают немного. Их попытки научить Митрофана хотя бы этому немногому не имеют никакого положительного результата. Все их усилия безуспешны. А все потому, что главным воспитателем, не признающим никаких авторитетов, была и остается саамам Простакова со своей «твердой логикой» и такой же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке(арифметике)». Ее невежество сыграло злую шутку: честным учителям (Кутейкину и Цыфиркину) она решительно предпочла бывшего кучера немца Вральмана за то, что «он дитя не неволит». Мало того, что сам не учит, но и других учить не дает.
Господин Простаков и дядя Скотинин также не могли положительно повлиять на Митрофана, так как сами не были людьми добродеятельными. Один безвольный, слово не может сказать без приказа жены, другой помешан на свиньях, которые для него дороже всех на свете. Оба абсолютно невежественные и безграмотные.
Вот такие люди и окружают нашего Митрофана.
Он сын своей матери: невежественный, бессердечный, не уважающий и не любящий никого. В конце комедии мать пытается найти опору в сыне в трудной ситуации, а он хладнокровно дает понять, чтобы она оставила его в покое. Что посеешь – то и пожнешь!
Откуда же взяться доброте и сочувствию у Митрофана, если он даже не знает, что это такое.
Все его окружение антидобродеятельно, и он их персонаж.
Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры поведения, речи.
Яркий пример тому – главный герой комедии Митрофанушка.
Единственный ребенок в семье, любимец матери, он вырос абсолютным невеждой, лодырем, бездельником, обжорой, озорником, эгоистом. Безграничная любовь матери, граничащая со вседозволенностью, сделала из обожаемого сына человека очень глупого, невежественного, ограниченного и самодовольного.
Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос.
Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. Ее отношение к сыну вызывает умиление. Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.
Один из них недоучившийся семинарист Кутейкин, другой – отставной солдат Цыфиркин. Они знают немного. Их попытки научить Митрофана хотя бы этому немногому не имеют никакого положительного результата. Все их усилия безуспешны. А все потому, что главным воспитателем, не признающим никаких авторитетов, была и остается саамам Простакова со своей «твердой логикой» и такой же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке(арифметике)». Ее невежество сыграло злую шутку: честным учителям (Кутейкину и Цыфиркину) она решительно предпочла бывшего кучера немца Вральмана за то, что «он дитя не неволит». Мало того, что сам не учит, но и других учить не дает.
Господин Простаков и дядя Скотинин также не могли положительно повлиять на Митрофана, так как сами не были людьми добродеятельными. Один безвольный, слово не может сказать без приказа жены, другой помешан на свиньях, которые для него дороже всех на свете. Оба абсолютно невежественные и безграмотные.
Вот такие люди и окружают нашего Митрофана.
Он сын своей матери: невежественный, бессердечный, не уважающий и не любящий никого. В конце комедии мать пытается найти опору в сыне в трудной ситуации, а он хладнокровно дает понять, чтобы она оставила его в покое. Что посеешь – то и пожнешь!
Откуда же взяться доброте и сочувствию у Митрофана, если он даже не знает, что это такое.
Все его окружение антидобродеятельно, и он их персонаж.
Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». Она, написанная в 1781 году, и по сей день остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. В комедии четко описывается, к чему приводит лень и чрезвычайная любовь родителей. В комедии недорослем является Митрофан, взрослый юноша, который во всем слушается свою мать.
Митрофан – безграмотный, невоспитанный юноша, любящий вкусно покушать. В семье Простаковых главной является Госпожа Простакова, властная, необразованная, чрезвычайно льстивая женщина. Она считает, что люди должны уважать ее за то, что она дворянка, и ей совсем необязательно быть образованным человеком. Отец Митрофана – робкий, покорный, необразованный человек. Для него как сказала жена, так и должно быть.
Условия воспитания Митрофана были очень хорошие. Он жил в богатой семье, родители в нем души не чаяли, все разрешали, кормили на убой, от чего ему иногда становилось дурно. Учителя занимались с ним персонально, приходили на дом, но от этого было немного толку, так как к своим шестнадцати годам Митрофан знал только существительное и прилагательное.
Кутейкин и Цыфиркин не были учителями по профессии и, скорее всего, просто не могли правильно преподнести знания Митрофану. Второй причиной был Вральман – большой подлиза, вечно срывавший занятия Кутейкина и Цыфиркина. Как только начинался урок, откуда-то неожиданно появлялся Вральман, размахивающий руками и кричащий: «Ай, ай, ай! Уморить хотят ребенка! Матушка ты моя!» На что Простакова заканчивала урок и распускала учителей. Общество не меньше виновато в безграмотности населения, в том, что не могло заинтересовать людей учебой и не могло проявить большего внимания таким, как Митрофанушка. Поэтому-то у них нет закалки, они не готовы к жизни в обществе. Скорее всего, он просто повторит жизнь своего отца, но это не факт; не все женщины терпимы и выносливы, и никакой женщине не нужен муж, который ничего не умет делать. Кто же виноват в том, что таких людей, как Митрофан становится все больше? Воспитание, родители, общество, вырастившее таких людей. И, конечно, сам человек. Если он не хочет учиться, его никто не заставит.
Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
“Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!”
Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,- любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов ” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой!”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка?”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”. Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например Цыфиркин: “ Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите”. А Митрофан огрызался: “Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады”. “ Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век позади остаемся”. Мал и беден словарь Митрофана. “ Пострел их побери и с Еремеевной”: так он отзывался о своих учителях и няне.
Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.
Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, но в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, Есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многие зависит от воспитания детей родителями.
К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо. Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать с их трудностями и проблемами. Надо вразумить его, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит на всю жизнь он останется недорослем и неучем.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь» . Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) ; у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно» , невеждой и безнравственным существом.