Сочинение на тему почему не нужно ссорить искусства между собой

2 варианта

  1. 1
    Текст добавил: Настроен на 8.1

    Питер Брейгель (Старший). Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. 1567
    Зачем нужно искусство? Одни скажут — для отдыха, другие — для удовольствия, третьи — для самовыражения художника. Безусловно, отчасти это верно, но только отчасти. Искусство — это прежде всего документ эпохи, в нем отражаются мысли, чаяния, вера, надежда поколения, которое передает свое послание следующим поколениям. В то же время искусство — это особый способ выразить идею, словесно, визуально, музыкально, чтобы она была услышана, воспринята и не утрачена во времени. И этот запечатленный образ, написанный текст человек другой эпохи способен понять и расшифровать. Можно сказать, что искусство служит проводником для передачи идеи новому поколению. Ярким примером тому служит Евангелие, которое не только запись Слова Божия, но и великое произведение словесного искусства, вдохновлявшее в течение веков многих художников, поэтов, композиторов. Можно сказать, что евангельский текст создан людьми в синергии с Богом, он богодухновенный. Но в определенной степени искусство становится искусством, когда в нем присутствует вдохновение свыше, человеку ведь дан этот дар от Бога — возможность творить. Вопрос только в том, какая идея, мысль руководит художником. Что он хочет сказать своим современникам и будущим поколениям? Оставит он свидетельство веры и любви или ненависти и разрушения?
    С появлением человека на земле появляется и искусство. Мы находим изображения на стенах пещер, каменные изваяния и глиняные фигурки, расписную керамику и изделия из кости, относящиеся к доисторическому периоду, когда не было письменности. Все это говорит о том, что древние люди стремились создавать не только утилитарные вещи, полезные и необходимые для выживания, но и то, что несет радость, украшает жизнь, научает чему-то, приподнимает человека над обыденностью существования.
    Способность к творчеству — это то, что отличает человека от животных. На первый взгляд в природе мы находим нечто подобное: птицы вьют гнезда, бобры строят хатки, социальное устройство пчел и муравьев поражает своей организованностью. Но в течение тысячелетий жилища бобров и птичьи гнезда не изменяются в своем устройстве, они не превращаются в архитектуру с изменяющимися стилями, которая поражает красотой, а не только пригодна для жилья. Технология изготовления пчелами меда и устройство муравейников тоже не меняются и не совершенствуются. Вложенный Богом инстинкт не развивается, а работает всегда и везде одинаково, тогда как человек способен к развитию своих талантов, он постоянно ищет чего-то нового и пытается создать то, чего еще не было до него. Это свойство роднит его с Богом, который создает мир из ничего и творит все новое.
    Именно Бог Творец вложил в человека способность к творчеству, мы созданы по Его образу и подобию. Бог — величайший Художник, по-гречески «творец» — «поэтес», «поэт». Бог творит мир по законам красоты и гармонии, пишет его как прекрасную поэму, создает как великолепную архитектуру, как грандиозную музыкальную симфонию. И этим прекрасным миром Бог любовался как произведением искусства: «И увидел Бог, что хорошо весьма!» И человека Бог создал для того, чтобы было с кем радоваться красоте творения, чтобы был кто-то, кто может оценить эту красоту, кто может ее хранить и возделывать, продолжать и развивать, постигать и воспевать!
    Искусство, без сомнения, родилось в раю, хотя мы не знаем, каким оно было. Но ясно, что человек не мог не восхищаться премудростью Божьей. Можно представить, что Адам, как впоследствии Давид, восклицал: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих!» (Пс 103:24). И если творение воспевает Творца, то венец творения, человек, созданный, чтобы воспевать Его, должен был стать регентом этого хора, дирижером великой звучащей вселенной.
    Но случилось так, что Адам не исполнил возложенную на него миссию, утратил рай, лишился возможности созерцать Бога лицом к лицу, при этом он не перестал ощущать гармонию мира и слышать музыку сфер, не утратил способности к творчеству. Но его искусство стало во многом ностальгией по утраченному раю. Отдаляясь от Бога и порабощаясь твари, человек стал ощущать потребность в творчестве как самовыражении, оно стало криком его души, плачем, молитвой. Он открыл познавательные возможности творчества и стал развивать коммуникативные функции искусства. Но нередко свои божественные способности он обращал на благо себе, отдаляясь от Бога. Конечно, время от времени в искусстве прорывалась тоска по Богу, желание увидеть Бога, приблизиться к Нему. И это рождало великие произведения искусства. Однако, утратив знание Бога, человек изощрял свою фантазию, выдумывал Бога или богов, пытался прорваться в закрытый для него рай при помощи искусства, наделяя его магической силой, граничащей порой с инфернальными сферами. Как и всё в мире после грехопадения, искусство обрело двойственность: оно могло и приводить к Богу, и уводить от Него.
    Но Бог, зная об этом, стал воспитывать Свой народ, ограждая его от опасностей. Вторая заповедь Декалога, запрещающая изображать Бога в любом образе, потому что Бог превыше всего тварного, мыслимого и изобразимого, поставила своего рода ограждение для человеческого творчества. В этом проявилась забота Бога о человеке, чтобы он не впадал в идолопоклонство. Эта заповедь не отрицает искусства, Бог не отнимает у человека творчества и способности создавать прекрасное, но учит видеть в красоте истину. Библия говорит, что Бог Сам давал указания, как создать скинию и Храм, как их украсить, какие выткать узоры и какими драгоценными камнями выложить одежды первосвященников. И древние евреи научались через искусство служить Богу. Богослужение, музыкальные инструменты, многочисленные хоры — все это, несомненно, относится к области искусства, и все это успешно развивается в среде богоизбранного народа. Но самым удивительным явлением в еврейской культуре был Давид Псалмопевец, пример высокого искусства, совершенного творчества, которое прекрасно по форме и глубоко по содержанию и на протяжении тысячелетий вдохновляет поэтов. Псалмы свидетельствуют о глубокой вере евреев, и это передается из поколения в поколение вплоть до нашего времени. В Библии есть пример чистой поэзии — это Песнь песней, лирическая поэма о любви юноши и девушки. Это потом толкователи и мудрецы будут читать ее аллегорически, как рассказ о взаимоотношении души и Бога, Христа и Церкви, но изначально все-таки это поэма о простой человеческой любви, написанная удивительным слогом, с яркими метафорами и острым сюжетом.
    В Библии много разных жанров, которые отражают разнообразные формы литературного искусства: исторические хроники и притчи, риторика и эпос, драма и трагедия, пословицы и поговорки, плачи и даже элементы юмора и т. д. Такое жанровое разно­образие Книги книг говорит о том, что еврейский народ был, несомненно, талантлив и что Бог давал его талантам проявляться и развиваться.
    Но зачем все это Богу и зачем человеку? Для чего вообще нужно искусство? Библия, понятно, это божественное послание человечеству, переданное через избранный Богом народ всему миру. Это послание формировалось веками, складывалось постепенно, накапливалось, передавалось сначала чрез устную традицию, чтобы из поколения в поколение сохранялась память о великих деяниях Бога. Потом это предание было записано, теперь оно читается и осмысливается. Но ведь в идеале все искусство таково — это послание одного поколения другим, будущим, это послание одного народа — другим, одного человека — другому человеку. Мы говорили о дописьменных эпохах, именно через искусство мы узнаем, чем жил, во что верил, как понимал мир древний человек. О жизни исчезнувших народов, например майя и ацтеков в Южной Америке, мы тоже узнаем из их искусства, исследуя раскопки городов, пирамидальных храмов, причудливые изображения на рельефах и т. д. Да и более близкие к нам эпохи передают нам свое послание через картины, скульптуры, словесное и музыкальное творчество. Это и послание, и обмен дарами, воспитание души, а порой и откровение. Если бы не было музыки Баха, как бы мы поняли, на какую высоту может взойти молитва?! Если бы не было «Божественной комедии» Данте, мы бы не задумывались над тем, какими путями проходят человеческие души, неся с собой груз своих грехов, и как велико милосердие Божье, которое открывает путь искупления. Какие-то произведения нам понять легко, и мы воспринимаем вложенную в них идею сразу, какие-то хранят загадку, которую пытаются разгадать целые поколения, как, например, улыбка Джоконды, а иные вызывают ожесточенные споры, как «Черный квадрат» Малевича. Искусство дает нам возможность почувствовать, что мир прекрасен и сложен, разнообразен и многолик, что в нем есть разные сферы, разные грани, разные языки.
    Господь каждому человеку дает свой талант, а кому и несколько, и, реализуя эти дары, человек приумножает богатство Божьего мира. Если он закопает свой дар, даже из благочестивых намерений, мир Божий обеднеет, человечество много потеряет. Если употребит дар не на добро, а на зло, станет противником Божьим и разрушителем мира. Но Бог поругаем не бывает, слава Герострата оборачивается вечным позором и проклятием в веках. Это тоже способ передачи предупреждения другим поколениям.
    Искусство — это школа человечества, но обучение в этой школе происходит не столько через разум, сколько через чувства, через воспитание души. Даже спорное искусство заставляет нас задумываться о нас самих и о мире, в котором мы живем. Главное, научиться видеть и воспринимать, слышать сквозь голоса земные голос Творца, а сквозь образы, созданные людьми, уметь прозревать образ Божий. Иногда нужно большое искусство, которое сможет затронуть самые глубокие струны нашей души, чтобы мы поняли какую-то истину. Не случайно Господь прибегал к притчам, объясняя тайны Царства Небесного, и это были яркие красивые образы, преподнесенные с изяществом истинного поэта: «Царство небесное подобно неводу… подобно закваске… подобно горчичному зерну и т. д.»
    Так зачем нужно искусство? Один мудрый человек сказал так: «Искусство — это не спасение, но мудрый посох для тех, кто следует по пути спасения».
    Автор: Ирина Языкова
    Фото: wikiart.org; gettyimages.ru

  2. Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.
    Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека, помогают ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации. Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.
    Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного) , в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.
    Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.
    Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась магия, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с помощью магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.
    Постепенно древние люди, с помощью естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство. Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих способностей человека. Это говорит о духовном росте древних людей, ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.
    Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью. 2 Нравится Пожаловаться1 ОТВЕТВаня Воднев 1 год назадУченик (124)Религия всегда была с человечеством, и не было ни одного народа, у которого бы издревле не было религии, что говорит о том, что религиозность это неотъемлемое качество человека. о трудовой теории, в первобытном обществе первобытное изобразительное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач [17]. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности [18]. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке [19], датируются 75 тысячелетием до н. э. и более (см.: Пещера Бломбос). В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.
    Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями [20].
    Первобытное искусство было синкретичным. По утверждению отдельных авторов, оно берёт начало в доречевых навыках и приёмах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации. [21] Коммуникативная утилитарность первобытного творчества, наряду с развитием эстетического аспекта, ярко наблюдается в дополиграфический фольклорпериод культур всех народов. Также существуют теории о искусстве как биологической функции (художественном инстинкте).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *