Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.
Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.
В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.
Измена и верность – взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.
Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой – воровство, третий – подлость, четвертый – предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.
Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.
Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение.
Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей, и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.
Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.
Маловерие апостола Петра
Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру, и на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.
Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог Всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень, или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?
Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам всем хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.
Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному.
Но мы Ему не верим – мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога – это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.
Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.
Притча о горчичном зерне
Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит, – и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.
Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку, – дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.
И вот так во всем. А причина – в неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой Промысл, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.
Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому, по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец – Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит, – не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить.
Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.
Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.
Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение – «подвиг веры», потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-божески и можем поступить по-человечески, – если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.
Драма «Гроза» позволяет читателям познакомиться с «тёмным царством» и «лучом света». Атмосфера домостроя присутствует в течение всей сюжетной игры пьесы. Так какие же грехи являются поистине злом человеческим, а какие заслуживают прощения?
Главные герои драмы грешны. Исключением не является и Катерина, которую принято считать лучом света в тёмном царстве. Для Кабанихи и всего старшего поколения она – настоящая грешница. Катерина отказывается от традиций типичного домостроя. Она не «воет» в ожидании своего мужа, перечить свекрови, в общем, не соответствует идеалу Кабанихи, потому что отказывается от общепринятых традиций.
Сама Кабаниха для автора и читателей-погрязшая в грехах женщина. Кабаниха живёт в собственное удовольствие, не принимает во внимание желания сына, невестки и дочери Вари. Она держит в страхе всех домочадцев, не дает сыну жить взрослой и самостоятельной жизнью. От её самолюбия страдают все. Именно Кабаниха источник грехов в городе Калинове.
Брат кабанихи Дикой очень похож на сестру. Из-за него город погряз во взятках. Он грубый, жадный человек, а ведь это страшные грехи человечества. Его боятся не только домочадцы, но и остальные жители провинциального города.
Варя – дочь Кабанихи, постоянно обманывает и ослушивается мать. Читатель может оправдать её поступки, но лукавость по-прежнему остается грехом. Поэтому эта героиня точно такая же грешница, как и все остальные. Существует немало конкретных поступков Вари, которые вряд ли можно назвать правильными. Она не только обманывает, но и учит это делать Катерину. Но этот обман совершается во благо. Варя приспособилась жить не по законам матери, а по велению собственной души. Ее желание помочь Катерине затмевает совершенные грехи.
Таким образом, Калинов предстает перед нами грешным и душным городом. Финал пьесы прямое тому доказательство. Катерина кончает жизнь самоубийством, Варя сбегает из дома со своим возлюбленным. Жизнь всех Калиновцев далека от идеала, но именно это и хотел показать автор. Вред домостроя существовал, а такие пороки человека как взяточничество, ложь, самолюбие – приводят к ужасным последствиям. Грехи Катерины и Вари заслуживают прощения, ведь совершались они из-за жизненных условий. Кабаниха не даёт героиням легко и свободно дышать, она хочет подчинить их контролю, поэтому ее грехи невозможно отпустить, точно как и у Дикого. В глубине души Катерина понимает, что совершенные грехи заслуживают наказание, но ее покаяние освобождает от них. История Кабанихи и ее брата напротив не позволяет ни простить, ни объяснить их действий. Следовательно, о покаянии с их стороны не может идти речи.
Хочется воскликнуть: «Оправдать зло нельзя ни в коем случае!” Но подождите осуждать, ведь все на свете относительно. А если человек доведен до отчаяния? А может быть, на крайние меры его вынуждает безграничная любовь? Наша жизнь столь сложна и непредсказуема, что трудно судить человека, не разобравшись во всех обстоятельствах. Ведь сказано было мудрейшим: “Кто безгрешен, пусть первым бросит камень”. Нет, что бы там ни было, а бывают такие ситуации, когда зло нужно оправдать. Самыми лучшими примерами тому служат произведения нашей великой русской литературы.
Вспомним бедную Лизу – героиню одноименной повести Николая Михайловича Карамзина. Эта девушка совершила ужасное злодеяние – самoубийствo. Этот грех считается одним из самых ужасных преступлений. Но разве у нас поднимется рука бросить в нее камень осуждения? Жестокая судьба сначала поманила несчастную девушку обещанием большой любви, а потом подвергла растлению и предательству. Лиза до последнего отказывалась верить, что любимый человек – подонок и ничтожество. Каково же ей было удостовериться в этом! Разочарование, отчаяние, ужас её были столь невыносимы, что все мысли смешались. “Если самый лучший в мире человек такой, то как же жить?” – вот что, наверное, думала она. Самoубийствo казалось ей тогда единственным выходом из этого жестокого мира, в котором ради денег можно растоптать самое святое – любовь.
А Соня Мармеладова? Ведь героиня романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» тоже совершает зло. Такой грех называется прелюбодеянием. Но кто же ей судья? Ведь перед ней был сложнейший выбор: смотреть на голодных братишек и сестру или сделать хоть что-то? Соня поступила так, как требовала от неё совесть, так как ее любовь к отцу и к несчастным, ни в чём не повинным детям была безмерна. Зря Раскольников думает, что между ним и Соней можно поставить знак равенства. Нельзя! Она приносит в жертву себя, а он – другого человека. Его оправдать трудно, а ее не только можно, но и нужно.
Великие русские писатели – это гуманисты и просветители, их произведения всегда отличаются неоднозначным подходом к человеку. Каждому из нас надо усвоить, что не бывает одинаковых судеб, ведь никто не знает, какие страдания пережил тот, кто совершил то или иное зло. Законы беспощадны, но люди милосердны. И на примерах героинь Карамзина и Достоевского мы убеждаемся в том, что зло иногда подлежит оправданию.
Мне кажется, что она покончила с собой, потому что осознала свою порочность. Девушка не смогла себе простить это увлечение. Островский намекает читателям, что измена не должна поощряться и должна быть наказана. Вот поэтому в этом произведении такой трагичный финал.
Если человек изменяет Родине, чего не хватает ему? Швабрин из повести «Капитанская дочка» перешел на сторону Пугачева, предав тем самым всех обитателей Белогорской крепости. Этим поступком он показал всю низость своего характера, свою беспричинную слабость, эгоизм и нежелание сражаться с врагом. Для Швабрина нет ничего важнее собственной жизни. Всеми этими качествами он вызывает презрение у всех однополчан. Пресмыкаться перед главным врагом народа – это самое худшее, что может быть в жизни.
На предательство человека толкает много причин. Ошибочно считать, что виновником измены является сам предатель. Как показывают жизненные ситуации или эпизоды из литературных произведений, в такой ситуации виноваты оба. Недопонимание, желание большего, страх, эгоизм толкают человека на низкие поступки. Только человек со строгими принципами, как Татьяна Ларина из «Евгения Онегина», не может совершить такого опрометчивого поступка только потому что это противоречит ее естеству.
Наиболее ярким примером является эпизод из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», когда автор рассказывает о предательстве Иуды. Иуда внешне быт светлым и чистым человеком, но душа его наполнена тёмным нравом. Он не просто предал, а продал жизнь Иешуа. Деньги стали главным оружием свободы и решили судьбу Иешуа. Этот момент ещё раз подчёркивает тему предательства, о которой писали в романах прошлых веков. Но их значимость велика и в наше время. Люди со временем стали ещё злее и агрессивнее. Если раньше они были подвержены общественному порицанию, то сейчас к ним относятся чаще нейтрально.
Тема предательства также рассматривается в повести Гоголя «Тарас Бульба». Андрий, уходя из своего стана, взял последний хлеб и унес его врагам. Он не подумал о своих соотечественниках, друзьях, что они остались голодными и им негде найти еду. Он воевал против своих, отрёкся от родственников. Андрий – настоящий предатель, изменник Родины. Он и не чувствовал себя предателем, не просил прощения. Хотя его поступок, не просто предательство, а дезертирство.
Подводя итог, хочется сказать, что предательство – человеческий грех, от которого обществу не получается избавиться. Простить предателя можно человеку с большим и добрым сердцем, но предатели не меняются, а их плохие поступки будут повторяться. Чтобы искоренить такой грех, нужно отказаться от предателей, сделать их изгоями общества. Может тогда, они задумаются над своим мировоззрением и начнут ценить и любить мир вокруг себя, а не поддаваться искушениям.
Блуд – это любая интимная близость до брака. А если муж и жена изменяют друг другу – это ещё более тяжкий грех ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ. Сюда же относится сожительство, рукоблудие и прочий разврат.
Почему-то принято считать, что тема целомудрия и девства касается только женщин. И часто именно их винят во всех грехах и последствиях блуда. Но надо признать, что мужчина в этом вопросе несёт ОГРОМНУЮ ответственность, потому что сам Господь наградил его особым статусом: быть главным – значит ЗА ВСЕ держать ответ. И что же получается? Тот, кто должен подавать пример благочестивой доброй жизни, охранять женщину от зла – соблазняет, оскверняет её, врет и предаёт?
“Это нужно для здоровья, воздержание вредно, девушки сами лезут и стали очень доступными, и в конце концов грех на женщине, а мужчина тут не при чем. Да и все друзья засмеют, если я буду не как все” – как только мужчины не оправдывают грех блуда. Грош цена таким друзьям. И вообще ни с кем и никогда не обсуждайте свою личную жизнь (кроме покаяния на Исповеди у батюшки).
А что касается здоровья, то его нам даёт ТОЛЬКО Бог! Кто и когда от греха и грязи стал здоровее и счастливее? Горе тем врачам, выдумавшим эти лживые теории, толкая мужчин к смертному греху. Оправдание, что “блуд для здоровья” – это так же безумно, если сказать, что мол пойду изобью до смерти с десяток-другой человек, зато мышцы подкачаю, зарядку сделаю. Блуд – это такой же страшный грех, как и убийство!!!
Во все века на Руси мужчины славились своими высочайшими духовными качествами и христианскими добродетелями – силой духа, благородством, смирением, достоинством, великодушием… Александр Невский, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Николай II и сонм святых, среди которых великие полководцы, воины, князья – все они были верующими православными людьми – это гордость страны, ведь они спасали свои семьи и Родину, умирали за Христа, не жалея жизни и проявляя высшую степень любви и благородства.
А что сейчас? Чем сейчас кичатся современные мужчины в большинстве своём: карьерой, деньгами, машинами и что самое страшное – количеством соблазнённых женщины? Разве грязь и материальные блага, добытые неправедным путём – это показатель успеха? Заметим также, что никогда ранее мужчины не были так озабочены своим внешним видом (обычно это удел женщин). Для чего?
Особенно остро тема блуда касается тех мужчин, кто чего-то в этой жизни добился – какого-то статуса, положения, финансовых успехов. Женщины для них становятся вещами и чем больше их, тем лучше – и это уже маниакальная страсть. На женщин спорят, их коллекционируют, ненужных выкидывают. Многие из таких мужчин начинают верить в себя до такой степени, что по своему безумству идут против САМОГО БОГА и Его Святых Заповедей! Смешно и страшно. Один ангел тоже когда-то возгордился так, что навсегда стал бесом.
Многие мужчины сетуют на то, что сейчас мало порядочных женщин – почти все легкодоступные. Сложно оспорить. Но, положа руку на сердце, достойны ли гулящие мужчины чистых порядочных девушек? Поэтому блудники выбирают блудниц. Обычно у гулящих мужчин девиз один: “Наше дело не рожать – насладился и бежать”. А страшные последствия блуда, в частности АБОРТ – это мужской грех! Мужчина прямой соучастник детоубийства.
Что получается? Мужчина, который призван быть настоящим духовным воином, становится просто марионеткой в руках дьявола? А женщины, также во тьме ходящие, легко попадают в эти смертельные сети лжи, порока и извращений. Что самое жуткое – сами искушают сильный пол. И что получают? Слезы и страдания, унижение, предательство и бесконечные измены. Если мужчина блудит до брака и не раскаивается в этом, став мужем, он не остановится и возможно будет блудить ещё больше. Бежать надо от таких “мужчин”! Они сами тонут в греховном болоте и женщин тянут в эту пропасть.
Не надо подстраиваться под беснующийся мир, который уже давно сошёл с ума. Надо слушать только свою совесть и БОГА! Есть выражение: “Умер в 30, погребён в 60”. Блуд страшен тем, что делает из нас духовных мертвецов, когда сердце каменеет, а грех становится нормой. Это начало конца… А если не дай Бог война??? Смогут ли защитить Родину те, кто привык предавать, кто погряз в блуде и чьи мысли только об “этом”? Законченные блудники обычно жалкие трусы. Храбрый и сильный мужчина никогда не скатится до блуда и предательства. А что делают с предателями на войне?
Безответственность, инфантильность и страшная безумная ГОРДЫНЯ прячется за мужским блудом. Это гнусное воровство, уподобление животным. Стремление за блудными наслаждениями можно сравнить с наркоманской зависимостью, причём уже смертельной стадии. Это словно собака, которая лижет языком железную пилу и, уже истекая кровью, не может остановиться. Это ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ ИГРА! Рушатся семьи, отцы уходят из семьи, бросают родных детей, устраивают бойни и скандалы, предают, меняют женщин в несметном количестве и на что надеются? Если мужчина глава семьи, то ЭТО ОН ВИНОВАТ, потому что главный.
Ни один грех, особенно такой тяжкий как блуд, не останется без наказания и воздаяние будет очень страшным. Духовные законы работают, даже если человек не верит в них. Как священник, исповедуя сотни мужчин разного возраста и статуса свидетельствую: неминуемое горе, беды и болезни приходят в жизнь блудников. И часто мужчина сам понимает, что ему очень плохо, больно и одиноко, даже когда внешне все кажется хорошо. Он не догадывается почему так сильно мается душа… Но дай Бог, если человек все-таки успевает покаяться, решительно бросает грех блуда и встаёт на путь исправления. Ведь после смерти покаяния уже не будет. А смерть может прийти в любой момент.
Целомудрие, молитва, жизнь с Богом, участие в Таинствах Исповеди и Причастия – это колоссальная и единственно-спасительная сила. Недаром на веру и Церковь так нападают, потому что только Бог может нас спасти. Дьявол же сделает все возможное, чтобы нас погубить! А через блуд – самый действенный и простой способ уничтожить человека и довести его до полного отчаяния. И здесь нет никакого среднего состояния. Или ты вор или не вор. Или ты убийца или не убийца. Или ты с Богом или ты с дьяволом. Выбор за нами…” Священник Петр Гурьянов
(371 слово) К сожалению, далеко не все люди способны оставаться верными, несмотря ни на что, поэтому большинству из нас грозит столкновение с предательством: кому-то выпадет измена любимого, кому-то – удар в спину от друга, а кто-то поверит на слово тому, кто не хозяин своему слову. Что же из этого самое ужасное? Каждый ответит по-своему, но для меня самый страшный грех – это измена самому себе. И многие литературные примеры могу это подтвердить.
В рассказе Чехова «Ионыч» герой опошлился, как и среда его обитания. Из одаренного, романтичного, полного жизни молодого человека он превратился в тучного и скучного обывателя, который презирает свои прошлые попытки выделиться из толпы. Он достиг устойчивого материального положения, хорошего статуса в городе, но стал груб и раздражителен, ведь от его идеалов не осталось и следа. Получив отказ от Екатерины, Старцев потерял веру в себя и в то, что было ему небезразлично: дарования, стремления, возвышенные цели. Дмитрий изменил себе, оставив вместе с любовью все мечты, которые раньше позволяли ему защититься от губительного влияния мещанской усредненности. Он смешался с безынициативными, тусклыми и глупыми людьми, населявшими земство. Если бы ему, молодому, дерзкому и умному мечтателю, показали его будущее, он в ужасе отшатнулся бы от этого жалкого зрелища. Так мерзко выглядит только предательство самого себя.
Многие писатели не смогли обойти тему измены в своих книгах. Известные примеры предательства из литературы:
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Это, пожалуй, самая известная иллюстрация предательства и наказания за него. Андрий, младший сын главного героя, в честь которого названа повесть, предаёт родную страну и отца, перейдя на сторону врага из-за любви. Тарас Бульба верен родной земле. Не в силах простить поступок своего ребёнка, он убивает его.
Джоан Роулинг, серия книг о Гарри Поттере. Северус Снейп, преподаватель зельеварения и декан одного из хогвартских факультетов, позже — учитель защиты от Тёмных искусств и директор Школы чародейства и волшебства, предал главного злодея Волдеморта и его приспешников. На протяжении многих лет Снейп был тайным шпионом противника Пожирателей смерти и правой рукой Волдеморта. Несмотря на многолетнюю уверенность читателей в противоположном, Снейп оказался на стороне добра и очень многое сделал для спасения главного героя и победы над антагонистом. Он поплатился жизнью за свою неверность и верность одновременно.
Джордж Оруэлл «1984». Герои известного романа-антиутопии, Уинстон и Джулия, совершили мыслепреступление, и однажды им приходится ответить за это. Уинстон предал Джулию и их любовь, не выдержав физических и психических мучений. Позже мужчина узнаёт, что и его подруга совершила предательство. В этом случае персонажей нелегко судить, так как сложно представить, что они пережили, прежде чем решиться на предательский поступок.
Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее можно прочитать об измене Наташи Ростовой Андрею Болконскому. Это была ошибка юной, слабой, конформной и неопытной девушки. Позже героиня доказала Андрею, что ее чувства были искренними.
Уильям Шекспир «Король Лир». Пьеса — настоящий кладезь предателей (Лир, Регана, Гонерилья, Эдмунд). Все они в конце умирают.
М. Шолохов «Судьба человека». В этом рассказе предатель — герой Крыжнев, который собирался спасти себя ценой жизни другого человека и выдать взводного-коммуниста немцам. Андрей Соколов, главное действующее лицо, задушил предателя, потому что на войне предательство непростительно.
Клайв Льюис «Хроники Нарнии». Эдмунда Певенси предал брата и сестру, а также продал учителя за такие пустяки, как рахат-лукум, ласковое обращение и 30 серебряников. Из-за недостатка человеческого тепла трудный подросток попал в неприятности. Но всё закончилось хорошо: Эдмунд — прекрасный пример раскаяния за содеянное и даже полного искупления своей вины кровью. Кроме того, став королём Нарнии, герой получил прозвище Справедливый благодаря ловкой дипломатии и мудрости.
Это, конечно, не все, но довольно популярные примеры предательства и аргументы из литературы. Они толкают читателей на размышления о том, что предательство — это плохо и наказуемо. Ещё один вывод, который можно сделать после прочтения Гарри Поттера: иногда предательство вполне оправдано и, более того, является настоящим героизмом. Порой предатели сожалеют о своём поступке, и случается хеппи-энд с заглаживанием вины.
Лучшие цитаты
О преданных и предавших написано и сказано много фраз, спето много песен и снято немало кинематографических произведений. Топ-5 цитат:
«Предатели предают прежде всего себя самих» (Плутарх).
«Нельзя возвращаться к предателям. Нельзя. Локти кусайте, землю жуйте, но не возвращайтесь туда, где когда-то вас предали» (Жан Рено).
«Когда-нибудь ты поймёшь, что бывают люди, которые никогда не предают, но для этого придётся пройти через очень много предательств» (Константин Хабенский).
«Честность и верность — это дорогой подарок, которого от дешёвых людей не стоит ожидать» (Джордж Бернард Шоу).
«Верить клятвам предателя — всё равно что верить благочестию дьявола» (Елизавета I).
Лучше всего, конечно, знать о понятии «предательство», его видах и чем отличается супружеская измена от государственной только в теории. Но, к сожалению, все так или иначе проходят через это.
Предательское поведение приводит к боли, разочарованию, иногда даже к потере смысла жизни. Решение, прощать ли предателей, в итоге остаётся за каждым, кто дал нож в руки не тому человеку.
Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.
Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.
В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.
Измена и верность – взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.
Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой – воровство, третий – подлость, четвертый – предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.
Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.
Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение.
Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей, и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.
Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.
Маловерие апостола Петра
Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру, и на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.
Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог Всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень, или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?
Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам всем хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.
Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному.
Но мы Ему не верим – мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога – это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.
Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.
Притча о горчичном зерне
Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит, – и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.
Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку, – дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.
И вот так во всем. А причина – в неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой Промысл, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.
Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому, по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец – Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит, – не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить.
Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.
Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.
Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение – «подвиг веры», потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-божески и можем поступить по-человечески, – если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.
Драма «Гроза» позволяет читателям познакомиться с «тёмным царством» и «лучом света». Атмосфера домостроя присутствует в течение всей сюжетной игры пьесы. Так какие же грехи являются поистине злом человеческим, а какие заслуживают прощения?
Главные герои драмы грешны. Исключением не является и Катерина, которую принято считать лучом света в тёмном царстве. Для Кабанихи и всего старшего поколения она – настоящая грешница. Катерина отказывается от традиций типичного домостроя. Она не «воет» в ожидании своего мужа, перечить свекрови, в общем, не соответствует идеалу Кабанихи, потому что отказывается от общепринятых традиций.
Сама Кабаниха для автора и читателей-погрязшая в грехах женщина. Кабаниха живёт в собственное удовольствие, не принимает во внимание желания сына, невестки и дочери Вари. Она держит в страхе всех домочадцев, не дает сыну жить взрослой и самостоятельной жизнью. От её самолюбия страдают все. Именно Кабаниха источник грехов в городе Калинове.
Брат кабанихи Дикой очень похож на сестру. Из-за него город погряз во взятках. Он грубый, жадный человек, а ведь это страшные грехи человечества. Его боятся не только домочадцы, но и остальные жители провинциального города.
Варя – дочь Кабанихи, постоянно обманывает и ослушивается мать. Читатель может оправдать её поступки, но лукавость по-прежнему остается грехом. Поэтому эта героиня точно такая же грешница, как и все остальные. Существует немало конкретных поступков Вари, которые вряд ли можно назвать правильными. Она не только обманывает, но и учит это делать Катерину. Но этот обман совершается во благо. Варя приспособилась жить не по законам матери, а по велению собственной души. Ее желание помочь Катерине затмевает совершенные грехи.
Таким образом, Калинов предстает перед нами грешным и душным городом. Финал пьесы прямое тому доказательство. Катерина кончает жизнь самоубийством, Варя сбегает из дома со своим возлюбленным. Жизнь всех Калиновцев далека от идеала, но именно это и хотел показать автор. Вред домостроя существовал, а такие пороки человека как взяточничество, ложь, самолюбие – приводят к ужасным последствиям. Грехи Катерины и Вари заслуживают прощения, ведь совершались они из-за жизненных условий. Кабаниха не даёт героиням легко и свободно дышать, она хочет подчинить их контролю, поэтому ее грехи невозможно отпустить, точно как и у Дикого. В глубине души Катерина понимает, что совершенные грехи заслуживают наказание, но ее покаяние освобождает от них. История Кабанихи и ее брата напротив не позволяет ни простить, ни объяснить их действий. Следовательно, о покаянии с их стороны не может идти речи.
Хочется воскликнуть: «Оправдать зло нельзя ни в коем случае!” Но подождите осуждать, ведь все на свете относительно. А если человек доведен до отчаяния? А может быть, на крайние меры его вынуждает безграничная любовь? Наша жизнь столь сложна и непредсказуема, что трудно судить человека, не разобравшись во всех обстоятельствах. Ведь сказано было мудрейшим: “Кто безгрешен, пусть первым бросит камень”. Нет, что бы там ни было, а бывают такие ситуации, когда зло нужно оправдать. Самыми лучшими примерами тому служат произведения нашей великой русской литературы.
Вспомним бедную Лизу – героиню одноименной повести Николая Михайловича Карамзина. Эта девушка совершила ужасное злодеяние – самoубийствo. Этот грех считается одним из самых ужасных преступлений. Но разве у нас поднимется рука бросить в нее камень осуждения? Жестокая судьба сначала поманила несчастную девушку обещанием большой любви, а потом подвергла растлению и предательству. Лиза до последнего отказывалась верить, что любимый человек – подонок и ничтожество. Каково же ей было удостовериться в этом! Разочарование, отчаяние, ужас её были столь невыносимы, что все мысли смешались. “Если самый лучший в мире человек такой, то как же жить?” – вот что, наверное, думала она. Самoубийствo казалось ей тогда единственным выходом из этого жестокого мира, в котором ради денег можно растоптать самое святое – любовь.
А Соня Мармеладова? Ведь героиня романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» тоже совершает зло. Такой грех называется прелюбодеянием. Но кто же ей судья? Ведь перед ней был сложнейший выбор: смотреть на голодных братишек и сестру или сделать хоть что-то? Соня поступила так, как требовала от неё совесть, так как ее любовь к отцу и к несчастным, ни в чём не повинным детям была безмерна. Зря Раскольников думает, что между ним и Соней можно поставить знак равенства. Нельзя! Она приносит в жертву себя, а он – другого человека. Его оправдать трудно, а ее не только можно, но и нужно.
Великие русские писатели – это гуманисты и просветители, их произведения всегда отличаются неоднозначным подходом к человеку. Каждому из нас надо усвоить, что не бывает одинаковых судеб, ведь никто не знает, какие страдания пережил тот, кто совершил то или иное зло. Законы беспощадны, но люди милосердны. И на примерах героинь Карамзина и Достоевского мы убеждаемся в том, что зло иногда подлежит оправданию.
Мне кажется, что она покончила с собой, потому что осознала свою порочность. Девушка не смогла себе простить это увлечение. Островский намекает читателям, что измена не должна поощряться и должна быть наказана. Вот поэтому в этом произведении такой трагичный финал.
Если человек изменяет Родине, чего не хватает ему? Швабрин из повести «Капитанская дочка» перешел на сторону Пугачева, предав тем самым всех обитателей Белогорской крепости. Этим поступком он показал всю низость своего характера, свою беспричинную слабость, эгоизм и нежелание сражаться с врагом. Для Швабрина нет ничего важнее собственной жизни. Всеми этими качествами он вызывает презрение у всех однополчан. Пресмыкаться перед главным врагом народа – это самое худшее, что может быть в жизни.
На предательство человека толкает много причин. Ошибочно считать, что виновником измены является сам предатель. Как показывают жизненные ситуации или эпизоды из литературных произведений, в такой ситуации виноваты оба. Недопонимание, желание большего, страх, эгоизм толкают человека на низкие поступки. Только человек со строгими принципами, как Татьяна Ларина из «Евгения Онегина», не может совершить такого опрометчивого поступка только потому что это противоречит ее естеству.
Наиболее ярким примером является эпизод из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», когда автор рассказывает о предательстве Иуды. Иуда внешне быт светлым и чистым человеком, но душа его наполнена тёмным нравом. Он не просто предал, а продал жизнь Иешуа. Деньги стали главным оружием свободы и решили судьбу Иешуа. Этот момент ещё раз подчёркивает тему предательства, о которой писали в романах прошлых веков. Но их значимость велика и в наше время. Люди со временем стали ещё злее и агрессивнее. Если раньше они были подвержены общественному порицанию, то сейчас к ним относятся чаще нейтрально.
Тема предательства также рассматривается в повести Гоголя «Тарас Бульба». Андрий, уходя из своего стана, взял последний хлеб и унес его врагам. Он не подумал о своих соотечественниках, друзьях, что они остались голодными и им негде найти еду. Он воевал против своих, отрёкся от родственников. Андрий – настоящий предатель, изменник Родины. Он и не чувствовал себя предателем, не просил прощения. Хотя его поступок, не просто предательство, а дезертирство.
Подводя итог, хочется сказать, что предательство – человеческий грех, от которого обществу не получается избавиться. Простить предателя можно человеку с большим и добрым сердцем, но предатели не меняются, а их плохие поступки будут повторяться. Чтобы искоренить такой грех, нужно отказаться от предателей, сделать их изгоями общества. Может тогда, они задумаются над своим мировоззрением и начнут ценить и любить мир вокруг себя, а не поддаваться искушениям.
Блуд – это любая интимная близость до брака. А если муж и жена изменяют друг другу – это ещё более тяжкий грех ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ. Сюда же относится сожительство, рукоблудие и прочий разврат.
Почему-то принято считать, что тема целомудрия и девства касается только женщин. И часто именно их винят во всех грехах и последствиях блуда. Но надо признать, что мужчина в этом вопросе несёт ОГРОМНУЮ ответственность, потому что сам Господь наградил его особым статусом: быть главным – значит ЗА ВСЕ держать ответ. И что же получается? Тот, кто должен подавать пример благочестивой доброй жизни, охранять женщину от зла – соблазняет, оскверняет её, врет и предаёт?
“Это нужно для здоровья, воздержание вредно, девушки сами лезут и стали очень доступными, и в конце концов грех на женщине, а мужчина тут не при чем. Да и все друзья засмеют, если я буду не как все” – как только мужчины не оправдывают грех блуда. Грош цена таким друзьям. И вообще ни с кем и никогда не обсуждайте свою личную жизнь (кроме покаяния на Исповеди у батюшки).
А что касается здоровья, то его нам даёт ТОЛЬКО Бог! Кто и когда от греха и грязи стал здоровее и счастливее? Горе тем врачам, выдумавшим эти лживые теории, толкая мужчин к смертному греху. Оправдание, что “блуд для здоровья” – это так же безумно, если сказать, что мол пойду изобью до смерти с десяток-другой человек, зато мышцы подкачаю, зарядку сделаю. Блуд – это такой же страшный грех, как и убийство!!!
Во все века на Руси мужчины славились своими высочайшими духовными качествами и христианскими добродетелями – силой духа, благородством, смирением, достоинством, великодушием… Александр Невский, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Николай II и сонм святых, среди которых великие полководцы, воины, князья – все они были верующими православными людьми – это гордость страны, ведь они спасали свои семьи и Родину, умирали за Христа, не жалея жизни и проявляя высшую степень любви и благородства.
А что сейчас? Чем сейчас кичатся современные мужчины в большинстве своём: карьерой, деньгами, машинами и что самое страшное – количеством соблазнённых женщины? Разве грязь и материальные блага, добытые неправедным путём – это показатель успеха? Заметим также, что никогда ранее мужчины не были так озабочены своим внешним видом (обычно это удел женщин). Для чего?
Особенно остро тема блуда касается тех мужчин, кто чего-то в этой жизни добился – какого-то статуса, положения, финансовых успехов. Женщины для них становятся вещами и чем больше их, тем лучше – и это уже маниакальная страсть. На женщин спорят, их коллекционируют, ненужных выкидывают. Многие из таких мужчин начинают верить в себя до такой степени, что по своему безумству идут против САМОГО БОГА и Его Святых Заповедей! Смешно и страшно. Один ангел тоже когда-то возгордился так, что навсегда стал бесом.
Многие мужчины сетуют на то, что сейчас мало порядочных женщин – почти все легкодоступные. Сложно оспорить. Но, положа руку на сердце, достойны ли гулящие мужчины чистых порядочных девушек? Поэтому блудники выбирают блудниц. Обычно у гулящих мужчин девиз один: “Наше дело не рожать – насладился и бежать”. А страшные последствия блуда, в частности АБОРТ – это мужской грех! Мужчина прямой соучастник детоубийства.
Что получается? Мужчина, который призван быть настоящим духовным воином, становится просто марионеткой в руках дьявола? А женщины, также во тьме ходящие, легко попадают в эти смертельные сети лжи, порока и извращений. Что самое жуткое – сами искушают сильный пол. И что получают? Слезы и страдания, унижение, предательство и бесконечные измены. Если мужчина блудит до брака и не раскаивается в этом, став мужем, он не остановится и возможно будет блудить ещё больше. Бежать надо от таких “мужчин”! Они сами тонут в греховном болоте и женщин тянут в эту пропасть.
Не надо подстраиваться под беснующийся мир, который уже давно сошёл с ума. Надо слушать только свою совесть и БОГА! Есть выражение: “Умер в 30, погребён в 60”. Блуд страшен тем, что делает из нас духовных мертвецов, когда сердце каменеет, а грех становится нормой. Это начало конца… А если не дай Бог война??? Смогут ли защитить Родину те, кто привык предавать, кто погряз в блуде и чьи мысли только об “этом”? Законченные блудники обычно жалкие трусы. Храбрый и сильный мужчина никогда не скатится до блуда и предательства. А что делают с предателями на войне?
Безответственность, инфантильность и страшная безумная ГОРДЫНЯ прячется за мужским блудом. Это гнусное воровство, уподобление животным. Стремление за блудными наслаждениями можно сравнить с наркоманской зависимостью, причём уже смертельной стадии. Это словно собака, которая лижет языком железную пилу и, уже истекая кровью, не может остановиться. Это ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ ИГРА! Рушатся семьи, отцы уходят из семьи, бросают родных детей, устраивают бойни и скандалы, предают, меняют женщин в несметном количестве и на что надеются? Если мужчина глава семьи, то ЭТО ОН ВИНОВАТ, потому что главный.
Ни один грех, особенно такой тяжкий как блуд, не останется без наказания и воздаяние будет очень страшным. Духовные законы работают, даже если человек не верит в них. Как священник, исповедуя сотни мужчин разного возраста и статуса свидетельствую: неминуемое горе, беды и болезни приходят в жизнь блудников. И часто мужчина сам понимает, что ему очень плохо, больно и одиноко, даже когда внешне все кажется хорошо. Он не догадывается почему так сильно мается душа… Но дай Бог, если человек все-таки успевает покаяться, решительно бросает грех блуда и встаёт на путь исправления. Ведь после смерти покаяния уже не будет. А смерть может прийти в любой момент.
Целомудрие, молитва, жизнь с Богом, участие в Таинствах Исповеди и Причастия – это колоссальная и единственно-спасительная сила. Недаром на веру и Церковь так нападают, потому что только Бог может нас спасти. Дьявол же сделает все возможное, чтобы нас погубить! А через блуд – самый действенный и простой способ уничтожить человека и довести его до полного отчаяния. И здесь нет никакого среднего состояния. Или ты вор или не вор. Или ты убийца или не убийца. Или ты с Богом или ты с дьяволом. Выбор за нами…”
Священник Петр Гурьянов
(371 слово) К сожалению, далеко не все люди способны оставаться верными, несмотря ни на что, поэтому большинству из нас грозит столкновение с предательством: кому-то выпадет измена любимого, кому-то – удар в спину от друга, а кто-то поверит на слово тому, кто не хозяин своему слову. Что же из этого самое ужасное? Каждый ответит по-своему, но для меня самый страшный грех – это измена самому себе. И многие литературные примеры могу это подтвердить.
В рассказе Чехова «Ионыч» герой опошлился, как и среда его обитания. Из одаренного, романтичного, полного жизни молодого человека он превратился в тучного и скучного обывателя, который презирает свои прошлые попытки выделиться из толпы. Он достиг устойчивого материального положения, хорошего статуса в городе, но стал груб и раздражителен, ведь от его идеалов не осталось и следа. Получив отказ от Екатерины, Старцев потерял веру в себя и в то, что было ему небезразлично: дарования, стремления, возвышенные цели. Дмитрий изменил себе, оставив вместе с любовью все мечты, которые раньше позволяли ему защититься от губительного влияния мещанской усредненности. Он смешался с безынициативными, тусклыми и глупыми людьми, населявшими земство. Если бы ему, молодому, дерзкому и умному мечтателю, показали его будущее, он в ужасе отшатнулся бы от этого жалкого зрелища. Так мерзко выглядит только предательство самого себя.
Многие писатели не смогли обойти тему измены в своих книгах. Известные примеры предательства из литературы:
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Это, пожалуй, самая известная иллюстрация предательства и наказания за него. Андрий, младший сын главного героя, в честь которого названа повесть, предаёт родную страну и отца, перейдя на сторону врага из-за любви. Тарас Бульба верен родной земле. Не в силах простить поступок своего ребёнка, он убивает его.
Джоан Роулинг, серия книг о Гарри Поттере. Северус Снейп, преподаватель зельеварения и декан одного из хогвартских факультетов, позже — учитель защиты от Тёмных искусств и директор Школы чародейства и волшебства, предал главного злодея Волдеморта и его приспешников. На протяжении многих лет Снейп был тайным шпионом противника Пожирателей смерти и правой рукой Волдеморта. Несмотря на многолетнюю уверенность читателей в противоположном, Снейп оказался на стороне добра и очень многое сделал для спасения главного героя и победы над антагонистом. Он поплатился жизнью за свою неверность и верность одновременно.
Джордж Оруэлл «1984». Герои известного романа-антиутопии, Уинстон и Джулия, совершили мыслепреступление, и однажды им приходится ответить за это. Уинстон предал Джулию и их любовь, не выдержав физических и психических мучений. Позже мужчина узнаёт, что и его подруга совершила предательство. В этом случае персонажей нелегко судить, так как сложно представить, что они пережили, прежде чем решиться на предательский поступок.
Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее можно прочитать об измене Наташи Ростовой Андрею Болконскому. Это была ошибка юной, слабой, конформной и неопытной девушки. Позже героиня доказала Андрею, что ее чувства были искренними.
Уильям Шекспир «Король Лир». Пьеса — настоящий кладезь предателей (Лир, Регана, Гонерилья, Эдмунд). Все они в конце умирают.
М. Шолохов «Судьба человека». В этом рассказе предатель — герой Крыжнев, который собирался спасти себя ценой жизни другого человека и выдать взводного-коммуниста немцам. Андрей Соколов, главное действующее лицо, задушил предателя, потому что на войне предательство непростительно.
Клайв Льюис «Хроники Нарнии». Эдмунда Певенси предал брата и сестру, а также продал учителя за такие пустяки, как рахат-лукум, ласковое обращение и 30 серебряников. Из-за недостатка человеческого тепла трудный подросток попал в неприятности. Но всё закончилось хорошо: Эдмунд — прекрасный пример раскаяния за содеянное и даже полного искупления своей вины кровью. Кроме того, став королём Нарнии, герой получил прозвище Справедливый благодаря ловкой дипломатии и мудрости.
Это, конечно, не все, но довольно популярные примеры предательства и аргументы из литературы. Они толкают читателей на размышления о том, что предательство — это плохо и наказуемо. Ещё один вывод, который можно сделать после прочтения Гарри Поттера: иногда предательство вполне оправдано и, более того, является настоящим героизмом. Порой предатели сожалеют о своём поступке, и случается хеппи-энд с заглаживанием вины.
Лучшие цитаты
О преданных и предавших написано и сказано много фраз, спето много песен и снято немало кинематографических произведений. Топ-5 цитат:
«Предатели предают прежде всего себя самих» (Плутарх).
«Нельзя возвращаться к предателям. Нельзя. Локти кусайте, землю жуйте, но не возвращайтесь туда, где когда-то вас предали» (Жан Рено).
«Когда-нибудь ты поймёшь, что бывают люди, которые никогда не предают, но для этого придётся пройти через очень много предательств» (Константин Хабенский).
«Честность и верность — это дорогой подарок, которого от дешёвых людей не стоит ожидать» (Джордж Бернард Шоу).
«Верить клятвам предателя — всё равно что верить благочестию дьявола» (Елизавета I).
Лучше всего, конечно, знать о понятии «предательство», его видах и чем отличается супружеская измена от государственной только в теории. Но, к сожалению, все так или иначе проходят через это.
Предательское поведение приводит к боли, разочарованию, иногда даже к потере смысла жизни. Решение, прощать ли предателей, в итоге остаётся за каждым, кто дал нож в руки не тому человеку.