Сочинение на тему почему погибла катерина в пьесе гроза

10 вариантов

  1. Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и «ессилен противостоять ее деспотизму.Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  2. Тема: – Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  3. Почему погибла Катерина . Появление «Грозы» было встречено ожесточенными спорами в литературной среде. Если Тургенев видел в драме Островского «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта», то другие (например, критик журнала «Наше время» Н. Ф. Павлов) объявили пьесу безнравственной, не удовлетворяющей «взыскательности просвещенных требований». Точка зрения Тургенева представляется все же более отвечающей действительности.
    Центральным персонажем драмы является Катерина, которую Добролюбов справедливо окрестил «лучом света в темном царстве». Натура впечатлительная, чуткая, честная, она задыхается в атмосфере злости и ненависти, царящей в доме Кабанихи («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… что в могилу! В могиле лучше…»), в затхлой атмосфере целого города («Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»)..
    К этой невыносимой обстановке присоединяется постоянная и беспросветная отчужденность по отношению к внешнему миру, которая так не свойственна ее душе, любящей и стремящейся к воле («Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»). Единственное, что является для нее глотком счастья, — это любовь к Борису, да и ту она считает тяжким грехом, за которым, по ее представлениям, должна последовать жестокая кара.
    Катерине сложно смириться с бессмысленностью своего существования. Смерть она понимает как освобождение. Истерзанная душа поддается на уговоры сердца… и Катерина свободна.

  4. Островский А. Н.

    Сочинение по произведению на тему: Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал. Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить.». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь. было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.
    ostrovskiy/groza47

  5. Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.
    ?

  6. 6
    Текст добавил: РэЙк_БеЗ_ФэЙк

    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и «ессилен противостоять ее деспотизму.Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  7. Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» – значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина – натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность – это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения- совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие – из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные – о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть – он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», – говорит она. Это новое смутное чувство – просыпающееся чувство личности – принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» – делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», – признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование – в силу объективных условий жизни – не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  8. Почему погибла Катерина. Появление «Грозы» было встречено ожесточенными спорами в литературной среде. Если Тургенев видел в драме Островского «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта», то другие (напри­мер, критик журнала «Наше время» Н. Ф. Павлов) объявили пьесу безнравственной, не удовлетворяющей «взыскательности просве­щенных требований». Точка зрения Тургенева представляется все же более отвечающей действительности.
    Центральным персонажем драмы является Катерина, кото­рую Добролюбов справедливо окрестил «лучом света в темном царстве». Натура впечатлительная, чуткая, честная, она задыха­ется в атмосфере злости и ненависти, царящей в доме Кабанихи («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… что в могилу! В могиле лучше…»), в затхлой ат­мосфере целого города («Опять жить? Нет, нет, не надо… нехо­рошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»).
    К этой невыносимой обстановке присоединяется постоянная и беспросветная отчужденность по отношению к внешнему миру, которая так не свойственна ее душе, любящей и стремящейся к воле («Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иног­да кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»). Единственное, что является для нее глотком счастья, — это лю­бовь к Борису, да и ту она считает тяжким грехом, за которым, по ее представлениям, должна последовать жестокая кара.
    Катерине сложно смириться с бессмысленностью своего суще­ствования. Смерть она понимает как освобождение. Истерзанная душа поддается на уговоры сердца… и Катерина свободна.

    читать похожие:

    Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
    Катерина Н. С. Лескова в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» и Катерина А. Н. Островского в пьесе «Гроза»
    Кто виноват в гибели Катерины? (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
    «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский) (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

  9. Сочинения по литературе: Почему погибла катерина Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую Красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная.
    Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность. Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира.
    Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями.
    «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство.
    По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара).
    Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений. Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально. Исследователь творчества Островского А.
    Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *