Сочинение на тему почему погибла катерина

9 вариантов

  1. Главная
    Рефераты – Разное
    Островский а. н. – Почему погибла катерина – сочинение
    Островский а. н. – Почему погибла катерина
    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» – значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина – натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность – это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения- совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие – из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные – о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть – он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», – говорит она. Это новое смутное чувство – просыпающееся чувство личности – принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» – делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», – признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование – в силу объективных условий жизни – не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  2. Островский А. Н.

    Сочинение по произведению на тему: Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал. Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить.». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь. было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  3. Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» – значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина – натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность – это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения- совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие – из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные – о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть – он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», – говорит она. Это новое смутное чувство – просыпающееся чувство личности – принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» – делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», – признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование – в силу объективных условий жизни – не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  4. Сочинения по литературе: Почему погибла катерина Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую Красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная.
    Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность. Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира.
    Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями.
    «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство.
    По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара).
    Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений. Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально. Исследователь творчества Островского А.
    Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

  5. Почему погибла Катерина. Появление «Грозы» было встречено ожесточенными спорами в литературной среде. Если Тургенев видел в драме Островского «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта», то другие (напри­мер, критик журнала «Наше время» Н. Ф. Павлов) объявили пьесу безнравственной, не удовлетворяющей «взыскательности просве­щенных требований». Точка зрения Тургенева представляется все же более отвечающей действительности.
    Центральным персонажем драмы является Катерина, кото­рую Добролюбов справедливо окрестил «лучом света в темном царстве». Натура впечатлительная, чуткая, честная, она задыха­ется в атмосфере злости и ненависти, царящей в доме Кабанихи («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… что в могилу! В могиле лучше…»), в затхлой ат­мосфере целого города («Опять жить? Нет, нет, не надо… нехо­рошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»).
    К этой невыносимой обстановке присоединяется постоянная и беспросветная отчужденность по отношению к внешнему миру, которая так не свойственна ее душе, любящей и стремящейся к воле («Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иног­да кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»). Единственное, что является для нее глотком счастья, — это лю­бовь к Борису, да и ту она считает тяжким грехом, за которым, по ее представлениям, должна последовать жестокая кара.
    Катерине сложно смириться с бессмысленностью своего суще­ствования. Смерть она понимает как освобождение. Истерзанная душа поддается на уговоры сердца… и Катерина свободна.

    читать похожие:

    Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
    Катерина Н. С. Лескова в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» и Катерина А. Н. Островского в пьесе «Гроза»
    Кто виноват в гибели Катерины? (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
    «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский) (по драме А. Н. Островского «Гроза»)


  6. Сочинения по литературе:
    Почему погибла катерина

    Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза»,
    окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты
    ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же
    заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была
    случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла
    Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее
    натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее
    обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером.
    В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит
    не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств:
    искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.
    Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки
    формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве,
    воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила,
    «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на
    ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь
    «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение
    странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней
    впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое
    возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая
    и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного
    духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина,
    по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка
    духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в
    ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое,
    драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное
    царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто
    из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь
    выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из
    числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много
    слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине
    мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую
    минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и
    оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон
    по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему
    понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее
    душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках,
    беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее
    деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла»,
    только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда
    сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с
    обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить
    стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура
    героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое
    необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это
    новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее
    форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть
    некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой
    и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами,
    образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего
    дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По
    убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье»,
    в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость
    характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства,
    всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих
    поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и
    правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного
    царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как
    советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней
    борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а
    удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг
    нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой
    оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет
    дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое
    делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она
    больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности
    летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что
    «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине
    и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым
    требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных
    условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким
    утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и
    потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит
    трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.
    Сочинения по литературе:
    Островский А. Н.
    Луч света в темном царстве
    Отчего люди не летают
    Решительный, цельный, русский характер катерины
    Я любви искала и не нашла
    “Отчего люди не летают!”.
    “Темное царство” в пьесе А. Островского “Гроза”
    «Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия
    «Луч света» и «Темное царство» в пьесе «Гроза»
    «Отцы» и «Дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся»
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза» дикой и кабаниха
    «Темное царство» в пьесе островского «Гроза»
    А) дикой и кабаниха. Основные черты самодурства.
    А) что отличает катерину от обывателей города калинова
    А. Н. Островский
    А. Н. Островский. *Снегурочка*.
    А. Н. Островский. Путь греха катерины кабановой и катерины измайловой
    Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского
    Авторские ремарки в пьесе А. Н. Островского
    Александр николаевич островский
    Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского *Гроза*.
    Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни*. Л. Н. Толстой.
    Был ли выход у катерины кабановой
    Быт и нравы «Темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы города калинова
    Быт и нравы города калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
    Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского *Гроза*
    В 1878 Г. Островским была написана одна из его известнейших пьес, *Бесприданница*
    Варвара и катерина в драме А. Н. Островского “Гроза”
    Великий русский драматург
    Второстепенные персонажы в драме островского *Гроза*.
    В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»
    В чем заключается символический смысл заглавия пьесы *Гроза*
    Вызов дикой силе
    Героини А. Н. Островского
    Героиня пьес островского *Гроза*, *Бесприданница*, *Снегурочка*
    Город калинов
    Город калинов. Климат, географическое положение и обычаи
    Дикой и кабаниха
    Дикой и кабаниха. Основные черты самодурства
    Дикой и кабаниха — «Самодуры русской жизни»
    Дикой и кабаниха — основные черты самодурства
    Душевная драма катерины
    Душевная драма катерины.
    Душевная драма катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
    Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Женские образы
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»
    Жертвы *Темного царства* в пьесе *Гроза
    Жестокие нравы города калинова
    Жизнь города калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Значение второстепенных персонажей в драме островского *Гроза*
    Значение ремарки в пьесе А. Н. Островского
    Идея обреченности *Темного царства* в драме *Гроза*
    Идея обреченности «Темного царства» в драме «Гроза»
    Изображение купеческого быта и нравов вдрамеа. Н. Островского «Гроза»
    Каким представляла катерина бориса, и каким он оказался
    Катерина – луч света в темном царстве
    Катерина – луч света в темном царстве
    Катерина в кругу героев пьесы
    Катерина и борис в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина и варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина и варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе
    Катерина и лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Катерина и лариса кто сильнее
    Катерина и марфа игнатьевна кабановы в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Красота души катерины
    Кто же катерина слабое существо или сильная женщина
    Луч света в темном царстве.
    Любовь или неспособность выстоять в мире «Золотого тельца»
    Люди с горячим сердцем
    Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского *Гроза*
    Мир героев островского
    Можно ли кулигина считать положительным героем
    Молодое поколение в драме «Гроза»
    Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Народные истоки характера катерины
    На чьей стороне драматург
    Новаторство А. Н. Островского
    Нравы дома кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза».
    Обличение чиновничества на страницах пьесы А. Н. Островского«Доходное место»
    Образ «Жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского
    Образ екатерины, его идейный смысл в драме А. Н. Островского *Гроза*
    Образ катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского «Гроза».
    Особенности конфликта в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
    Особенности конфликта в пьесе А. Н. Островского
    Осуждение нравственной слабости драме отровского «Гроза»
    Отражение времени на страницах произведений xix века
    Повторит ли варвара судьбу своей матери
    Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского
    Последнее свидание катерины с борисом
    Почему добролюбов назвал характер катерины “Русским сильным характером”
    Почему катерина – «Луч света в темном царстве»
    Почему катерина названа добролюбовым «Лучом света в темном царстве»
    Почему кулигина нельзя назвать «Лучом света в темном царстве»
    Почему Н. А. Добролюбов назвал катерину *Сильным русским характером*
    Почему Н. А. Добролюбов назвал катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «Сильным русским характером»
    Почему Н. Добролюбов назвал катерину “Сильным русским характером”
    Почему погибла катерина
    Почему страдала в семье кабановых впечатлительная и пылкая катерина
    Поэтическая сказка А. Н. Островского «Снегурочка»
    Преступление и наказание катерины кабановой и катерины измайловой
    Причины гибели катерины
    Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза»
    Проблема покаяния в пьесе А. Н. Островского
    Проблематика пьесы островского “Гроза”
    Проблема человеческого достоинства
    Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»
    Проблемы нравственности в пьесах А. Н. Островского
    Протест катерины в драме А. Островского “Гроза”
    Прощание катерины с тихоном.
    Психологизм драмы А. Н. Островского *Бесприданница*
    Пути греха катерины кабановой и катерины измайловой.
    Пьеса А. Н. Островского «Гроза»
    Пьеса А. Н. Островского «Лес»
    Роль внутреннего монолога в создании характера героя.
    Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Роль природы в переживаниях действующих лиц
    Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии xix века.
    Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского
    Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского
    Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии xix века.
    Русский характер катерины
    Русское купечество в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Семья и общество в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Сила характера катерины
    Сила характера катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Сила характера катерины и трагическая острота ее конфликта с *Темным царством* в драме А. Н. Островского *Гроза*. Образ катерины в оценке Н. А. Добролююбова
    Символика в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Символика имен в пьесах А. Н. Островского “Гроза”, “Бесприданница” и “Лес”.
    Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Слабые и сильные характеры в драме гроза
    Смысл названия драмы «Гроза»
    Смысл названия драмы А. Н. Островского *Гроза*
    Смысл названия драмы А. Островского “Гроза”
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Способы отражение авторского взгляда на мир в комедии А. Н. Островского
    Судьба бесприданницы
    Судьба и душевная трагедия катерины
    Судьба катерины
    Судьбы дворянства в комедии А. Н. Островского «Лес»
    Тёмное царство в драме островского «Гроза» дикой и кабаниха.
    Такие разные женские лица
    Театр в театре в комедии А. Н. Островского «Лес»
    Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Тема любви в «Грозе» А. Н. Островского
    Темное царство* в драме А. Н. Островского *Гроза* дикой и кабаниха.
    Темное царство в драме *Гроза*
    Темы «Горячего сердца» и «Темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Трагедия женской судьбы (по пьесе А. Н. Островского)
    Трагическая судьба ларисы в «Темном царстве»
    Фольклорная основа пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»
    Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского “Гроза”
    Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Характеры «Темного царства» в пьесах А. Н. Островского
    Хозяева и жертвы “Темного царства”
    Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Художественные функции пейзажа в пьесах А. Н. Островского *Гроза* и А. П. Чехова *Вишневый сад*
    Что означает самоубийство катерины – ее победу или поражение
    Чья точка зрения мне ближе
    Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем в целые годы*. Ф. Достоевский.
    Как понимал счастье корчагин и как понимаю его я
    О комедии А. Н. Островского “Горячее сердце”
    Павел корчагин и его героическое поколение в романе Н. Островского «Как закалялась сталь»
    Проблема авторства романа “Как закалялась сталь”
    Уроки жизни романа Н. Островского *Как закалялась сталь*,
  7. Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
    красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» — значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
    По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность — это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
    Замужество Катерины и резкая перемена ее положения— совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие — из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные — о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть — он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму.
    Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», — говорит она. Это новое смутное чувство — просыпающееся чувство личности — принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» — делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
    Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
    Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование — в силу объективных условий жизни — не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.
    ?

  8. Помогите пожалуйста написать сочинение на тему: “Почему погибла Катерина?”
    в произведении Островского Гроза (только не из интернета).

    Ответы:

    Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русско­го характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но, не­смотря на душевную силу и твердый характер, Катерина погибает. Почему?
    С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтает о том, чтобы летать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не созда­на для жизни в «темном царстве».
    Но, с другой стороны, она родилась, сформироваласьвтойже сре­де, чтои Кабаниха, Тихон, Дикойидругие.Рассказожизнивдевиче-стве—один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мо­тив которого—все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем Не тужила, точно птичка на воле… что хочу, бывало, то и делаю», —рассказывает Катерина.
    Весь круг ее жизни ее — домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с об­щим, что является душой патриархального мироощущения. Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под не­воли».
    В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к ми­ру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновен­ное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю», — говорит она.
    Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу свеей религиозности, воспринимает как страшный, несмы­ваемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные запо­веди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгра­нична.
    Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я сТоЮ над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится. Уезжает Тихон — рушится надежда найти опору в люб­ви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Эти слова — предвестие гибели. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это сча­стье кончается.
    Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсут­ствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», — говорит Катерина. Гибель Ка­терины предрешена й неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима, потому что ни ее само­сознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться нару­жу и расцвести ярко в «темном царстве».

  9. Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русско­го характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но, не­смотря на душевную силу и твердый характер, Катерина погибает. Почему?
    С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтает о том, чтобы летать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не созда­на для жизни в «темном царстве».
    Но, с другой стороны, она родилась, сформироваласьвтойже сре­де, чтои Кабаниха, Тихон, Дикойидругие.Рассказожизнивдевиче-стве—один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мо­тив которого—все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем Не тужила, точно птичка на воле… что хочу, бывало, то и делаю», —рассказывает Катерина.
    Весь круг ее жизни ее — домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с об­щим, что является душой патриархального мироощущения. Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под не­воли».
    В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к ми­ру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновен­ное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю», — говорит она.
    Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу свеей религиозности, воспринимает как страшный, несмы­ваемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные запо­веди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгра­нична.
    Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я сТоЮ над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», — признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится. Уезжает Тихон — рушится надежда найти опору в люб­ви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису. Эти слова — предвестие гибели. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это сча­стье кончается.
    Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсут­ствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», — говорит Катерина. Гибель Ка­терины предрешена й неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима, потому что ни ее само­сознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться нару­жу и расцвести ярко в «темном царстве».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *