Сочинение на тему почему страдает и терзается раскольников после преступления
6 вариантов
Роман «Преступление и наказание», написанный Ф. М. Достоевским в 1866 году, признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе. В данном произведении автором поднимается множество проблем и вопросов. Одним из них является вопрос – «Почему страдает и терзается Родион Раскольников?» Лишь проанализировав величайшее произведение Ф.М. Достоевского можно найти ответ на поставленный вопрос. совесть раскольников преступление наказание
Родион Романович Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», появляется перед читателем на первых страницах произведения. Внешне это самый обычный молодой человек, бедный, одетый в лохмотья, бывший студент, доведённый до отчаянного положения. Но именно в его душе разворачивается сложнейший нравственный конфликт всего человечества – имеет ли человек право преступить закон во имя высшей цели или нет. По мнению Раскольникова все люди делятся на два типа – «твари дрожащие» и те, кто «право имеют». Излагая свои мысли в статье, Родион пишет, что величайшие личности, «творцы истории», нарушают законы, их не останавливают ни жертвы, ни кровь, ни насилие. Именно такие люди, по мнению Раскольникова, имеют власть нам всем «муравейником», руководят всей «тварью дрожащей».
Р. Раскольников задаётся вопросом, а к какой же категории принадлежит он: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Преступив закон, он убивает старушку – процентщицу Алёну Ивановну и её сестру Елизавету. Этот день, день преступления, оказался для него роковым. Всё, что было дальше, до каторги, до финальной встречи Роди с Соней в «Эпилоге» – это наказание. На страницах романа читатель видит, что эксперимент Раскольникова над собой не удался, убийство привело его к другому результату, нежели чем тот, которого он ожидал. Герой не может совладать с собой, он мучается, страдает, терзает себя, постоянно находится в состоянии, близком к сумасшествию, в нём происходит внутренняя борьба. Он не похож ни на Лужина, ни на Свидригайлова, которые, совершив преступление, продолжают спокойно жить дальше, не обращая внимания на свои прошлые грехи. Родиону не удаётся жить по правилам людей, которые «право имеют». Совесть, мучающая Раскольникова после убийства, именно она объединяет его с человечеством и не даёт ему спокойно пожинать плоды своего преступления.
Спустя две недели Р. Р. Раскольников является на явку с повинной. Признание Родиона в убийстве не было искренним раскаянием. Он не разочаровался в идее, а страдает лишь от того, что не вынес её, сделал «явку с повинной». Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. «Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушку!», – говорит Раскольников Соне Мармеладовой, той единственной девушке, которой он посмел открыться, рассказать всю правду. Именно она сыграла решающую роль в «воскрешении» героя, именно она поняла, что «нет никого теперь несчастнее в целом свете» и последовала за ним в Сибирь, на каторгу.
Я считаю, что Родион Романович Раскольников, идя по жизненному пути, испытал немало страданий, мучений и горя. Он нарушил одну из основных христианских заповедей: «Не убей» и понёс за это тяжелейшее наказание, которое заключалось не в ссылке, а в душевных муках, вызванных убийством и его признанием. В дальнейшем герой найдёт примирение с жизнью в любви к Соне и « всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка покажутся ему внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». Родион Раскольников встаёт на путь возрождения, его ждёт новая жизнь.
Размещено на Allbest.ru
Ему всё время кажется, что сейчас его придут арестовывать, что вот-вот раскроется вся суть его гнилой душонки.
Именно поэтому Родион Раскольников страдает и терзается, не выдерживая таких душевных терзаний, сам отправляется сдаваться с поличным, решив понести заслуженное наказание.
elhow.ru
Почему страдает и терзается Родион Расскольников
Философско-психологический роман «Преступление и наказание». Страдания и терзания Родиона Раскольников. Характеристика образа человека совершившего преступление.
Борьба добра и зла, муки совести и раскаяние в убийстве главного героя произведения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Роман «Преступление и наказание», написанный Ф.
М. Достоевским в 1866 году, признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе. В данном произведении автором поднимается множество проблем и вопросов.
Одним из них является вопрос — «Почему страдает и терзается Родион Раскольников?» Лишь проанализировав величайшее произведение Ф.М. Достоевского можно найти ответ на поставленный вопрос. совесть раскольников преступление наказание
Родион Романович Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», появляется перед читателем на первых страницах произведения.
Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ: ведь он же смог!
Раскольникова интересует не столько судьба Наполеона, сколько его «моральный кодекс»: завоевал Европу, пролил столько крови! Был капралом – стал императором! Раскольников рассуждает: «Чем этот человек отличается от меня? Тем, что посмел».
Так постепенно теория Раскольникова начинает воплощаться в жизнь. Он решает убить старуху-процентщицу не потому, что беден – Раскольников так и не воспользовался украденными вещами, деньгами, а Соне говорит: «Знаешь, Соня…что я тебе скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь…счастлив был! Знай ты это!»
Таким образом, бедность – не главная причина убийства.
Не является главной причиной убийства и желание помочь таким образом матери: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества.
Вздор. не столько деньги мне нужны были, как другое…»
Так что же привело Раскольникова к убийству?
Увлечение идеей сильной личности. Сильная личность, по мнению Раскольникова, может позволить себе всё.
И он захотел стать ею. Но сначала необходимо было проверить себя – кто он? Убийство как раз и было для Раскольникова самопроверкой: способен ли он «переступить» через нормы нравственности тех, кого он называет «твари дрожащие».
В Правилах используются следующие основные понятия и термины: (Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу) Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним […]
Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок» социально-психологического сопровождения […]
Блуд и наказание О покаянии и блуде Проповедь в Неделю блудного сына Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих. (Лк. 15: 18–19) Сегодняшнее Святое Евангелие, как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же […]
Недорогие дома для круглогодичного проживания Недорогие дома для круглогодичного проживания Иметь тёплый загородный дом мечтает каждый. Возможность возведения построек из бруса для многих превращает мечту в реальность. Благодаря своим эстетическим и эксплуатационным характеристикам, этот строительный материал […]
Исправление ошибок через суд Каков порядок и условия исправления ошибок в решении суда? Какие документы выдает суд после вступления в законную силу определения об исправлении ошибок в решении суда ? КАС РФ статья 184.
Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушку!», — говорит Раскольников Соне Мармеладовой, той единственной девушке, которой он посмел открыться, рассказать всю правду. Именно она сыграла решающую роль в «воскрешении» героя, именно она поняла, что «нет никого теперь несчастнее в целом свете» и последовала за ним в Сибирь, на каторгу.
Я считаю, что Родион Романович Раскольников, идя по жизненному пути, испытал немало страданий, мучений и горя.
Он нарушил одну из основных христианских заповедей: «Не убей» и понёс за это тяжелейшее наказание, которое заключалось не в ссылке, а в душевных муках, вызванных убийством и его признанием. В дальнейшем герой найдёт примирение с жизнью в любви к Соне и « всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка покажутся ему внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом».
“Солгал он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать” — так говорит о Раскольникове следователь в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Что же Порфирий Петрович подразумевал под этими словами и почему Раскольников долго испытывал терзания после совершения преступления? На эти два главных вопроса попытаемся ответить, проанализировав произведение.
Начнем с того, что толчком для совершения преступления Раскольниковым послужила его теория, истинность которой он хотел доказать на практике.
Суть идеи заключалась в том, что люди подразделялись на два класса: “твари дрожащие” и “право имеющие”. Родион причислял себя к последним. Увлеченный положениями наполеонизма, он считал себя человеком талантливым и уникальным, именно тем, кому разрешается “перешагнуть” через кровь ради своей цели. Раскольников утверждал, что нужно приносить в жертву “тварей дрожащих”, которые ничего не значат в обществе, и только мешают людям высшего класса.
Так Родион думал, что убив старуху, он наладит жизнь свою и своей семьи, даже Дуне не придется выходить замуж за аморального Лужина. Алена Ивановна уже старая женщина, никому не нужна, пользы в ее существовании нет, а вот выгода от ее жизни придет после смерти, когда “высший человек” получит ее богатства.
Раскольников убивает старуху-процентщицу.
Почему страдает и терзается раскольников после преступления мини сочинение
А дальше была цель, о которой он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Он думал убить и остаться спокойным.
Но совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Он страдает оттого, что «переступить-то он переступил, да на этой строке и остался». Раскольников понял, что он – обыкновенный, как все: «вошь, тварь дрожащая».
Возможен ли для Раскольникова путь назад?
Итак, Раскольников страдает не потому, что совершил убийство, и даже не одно. Его страдание связано с тем, что «проба» показала, кто он есть на самом деле, а также непреодолимо отделила его от мира людей: «Разве я старуху убил? Я себя убил!»
Но это осознание и даже внешнее покаяние не изменило направление мыслей героя. Даже на каторге он не желает отступить от своей теории. Он думает, что просто у него, именно у него, не получилось. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».
Но идея неподсудности героя ещё живёт в нём. Внутреннее покаяние в его душе ещё не произошло. В эпилоге романа Достоевский даёт надежду на «возвращение Раскольникова». Но это всего лишь надежда…
100-000-pochemu.info
Еще по теме:
Дорога ее элементы правила поведения на дороге Дорога и ее элементы 1.2.
Почему страдает и терзается раскольников после преступления ответ
Все пошло по плану, благосостояние получено.
Но Раскольникову не удается жить спокойно в достатке, как он задумал. Его терзает и мучает собственная совесть, являющаяся индикатором бесчеловечного поступка.
Он ошибался, причисляя себя к “право имеющим”. Это убийство подтвердило его обыкновенность и заурядность. Ведь Наполеона не терзали угрызения совести, когда он заставил армию переплывать вброд реку из-за чего погибли сотни людей. Наполеон был жестокий, в отличие от Родиона, растрогавшегося из-за убийства старухи и ее сестры.
Таким образом, Родион Раскольников страдает не от совершения преступления.
Даже отправляясь на каторгу, Раскольников не осознавал своей вины, а только презирал себя за слабость и за то, что теория его провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” — так рассуждал герой романа. А вот автор произведения все же намекает на то, что осознание содеянного придет к нему позже.
Раскольников придумал себе теорию, вольно или невольно возвысив себя над миром с его мелкими грешными людишками. Почему-то он решил, что может самолично творить “правосудие” над падшими людьми типа старухи-процентщицы. Возможно, он верил по-детски, что, избавив мир от этой старухи, он – именно он, Раскольников – сделает мир чище, светлее и лучше. Может быть, он ждал, что мир будет ему чрезвычайно благодарен?
И вот преступление совершено. Но ничего из ожидаемого Раскольников не увидел. Да и сам мир для него изменился в еще более худшую сторону. Теперь душа его покоя не находит, терзается, он испытывает дикое разочарование, презрение к самому себе.
Совесть ли это так мучает его? Вовсе нет.
Ему обидно стало вдруг осознать, что он не отличается от окружения своего, что он не “сверхчеловек” (не “супергерой”, как сейчас говорят), что он так же грешен, и даже больше. Его преступление не возвысило его над другими. Более того, теперь страх, чувство вины, присоединившаяся болезнь загоняют его практически в депрессию. Он не желает быть “посредственностью”, “серой мышью”, но понимает, что таковым и является, что ему самому придется с этим смириться – и это приносит ему мучительную душевную боль. Крушение надежд и ожиданий, ощущение себя простым маленьким смертным человеком – вот в чем причина страданий Раскольникова.
После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» – говорил он Соне, осознавая свой поступок.
Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.
Юлия
С первых строк романа о Раскольникове читатель погружается в разгадывание некой двуединой тайны: что и как собирается свершить герой и чем больна его душа, какие проблемы духа пытается он разрешить. Встреча с Мармеладовым, чтение письма матери, сон об избиении лошади показывают глубину страданий и интенсивность размышлений Раскольникова, которые то укрепляют его намерение, то вдруг отталкивают от страшной и отвратительной мысли. А тем временем Раскольников обдумывает детали будущего преступления, которое все еще остается не названным («это» ) и посещает процентщицу, чтобы сделать свою «.пробу» . Только в конце пятой главы, когда и подготовка к преступлению, и внутренняя борьба Раскольникова достигают предела, и когда сам он, будущий убийца, возвращается домой, «как приговоренный к смерти» , в повествовании впервые возникает точное определение: «такая-то старуха, на которую готовится покушение»
Для Достоевского характерен не просто авантюрный, а криминальный сюжет, ибо социальные, идейные, психологические противоречия, доведенные в его романах до крайности, герой пытается разрешить, вернее, взорвать единоличным отчаянным бунтом – преступлением. Все моменты, все повороты в истории преступления или его раскрытия исполнены глубокого психологического, нравственного смысла. Гениальной формулой такого нерасторжимого единства было название романа «Преступление и наказание» . (Мы уже говорили о том, что тема наказания нравственного возникает в романе задолго до преступления)
Русские декаденты, в первую очередь Д. Мережковский и Лев Шестов, легко доказали несостоятельность наивно-моралистического толкования «Преступления и наказания» . Оно опровергалось самим текстом романа, теми тонкими, гибкими и диалектичными речами, в которых Раскольников сам, по воле автора, выражал свою идею. К тому же наивно-моралистическая и наивно-религиозная дидактика не могла объяснить всемирно-исторического значения «Преступления и наказания» . Она снижала художественное достоинство романа, низводя мастерство Достоевского в лучшем случае до мастерства психологического анализа, хотя сам-то Достоевский неоднократно и совершенно недвусмысленно доказывал, что психология сама по себе не в состоянии поднять искусство до гениальной высоты.
Предлагая Каткову свой не написанный еще роман, Достоевский осторожно и отчасти даже двусмысленно характеризовал его как антинигилистический, как такой, который ни в чем не может, противоречить направлению «Русского вестника» . В литературе о Достоевском нет недостатка в антинигилистических толкованиях «Преступления и наказания» . Иногда его просто называют самым крупным и единственно художественным антинигилистическим романом, ставя его таким образом в ряд со «Взбаламученным морем» Писемского, с «Некуда» и «На ножах» Лескова. Достоевский, писал Н. Страхов, «взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое уклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма» . «Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальшекоторой уже почти некуда иОднако .«Преступление и наказание» слишком явно не влезало в антинигилистический ряд, и образ Раскольникова слишком явно выделялся па фоне образов нигилистов, созданных даже Писемским или Лесковым. Тогда, особенно в школьном и университетском преподавании, «Преступление и наказание» стали толковать в обыденно-моралистическом смысле, с церковно-христианским оттенком: с Раскольниковым произошло «нравственное чудо» . Раскольников убил, но в нем заговорила совесть, он покаялся и принял каторгу, как наказание за грех, с тем чтобы очиститься страданием; покаяние и наказание и привели его от греховной индивидуальной гордыни к покорности, к преклонению перед положительным государственным и церковным законом.
Психопатологическая версия объяснения, романа отпала сама собою.
Рядом с наивно-моралистической трактовкой образа Раскольникова одно время стало фигурировать психопатологическое объяснение его личности и его преступления. В. Чиж, известный психиатр, наш
Согласно теории Раскольникова, на свете существует два типа людей: обыкновенные, в задачи которых входит только размножение и полное подчинение жизни, и необыкновенные, которые вершат судьбы людей и великие дела для эпохи. Именно эти необыкновенные люди имеют право на любые преступления ради достижения своих великих целей, и даже обязаны их совершать. В глазах современников такие люди выглядят жестокими, но потомки признают их великими людьми. К числу таких личностей Раскольников относит Ньютона и Наполеона, а также и себя. Именно из-за этой теории Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы.
Эксперимент над собой
Чтобы доказать себе, что он относится к категории «право имеющих», Раскольников решается на жестокий эксперимент. Он пытается противопоставить себя «обыкновенным» людям, которые не могут ничего изменить, считая, что имеет право быть подлинным двигателем истории. Сомневаясь в своем решении, он видит различные «знаки судьбы», которые еще больше приближают его к решению совершить убийство. Он искренне считает, что преступление он совершает ради блага ближних и даже всего человечества, он видит в поступке именно ту силу, которой наделены «право имеющие». Подслушав накануне пьяный разговор в трактире о том, что убийство Алены не было бы преступлением, если бы украденные деньги убийца раздал беднякам, Родион решает так и поступить, проверив тем самым причастность свою к категории необыкновенных людей.
Роман «Преступление и наказание», написанный Ф. М. Достоевским в 1866 году, признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе. В данном произведении автором поднимается множество проблем и вопросов. Одним из них является вопрос – «Почему страдает и терзается Родион Раскольников?» Лишь проанализировав величайшее произведение Ф.М. Достоевского можно найти ответ на поставленный вопрос. совесть раскольников преступление наказание
Родион Романович Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», появляется перед читателем на первых страницах произведения. Внешне это самый обычный молодой человек, бедный, одетый в лохмотья, бывший студент, доведённый до отчаянного положения. Но именно в его душе разворачивается сложнейший нравственный конфликт всего человечества – имеет ли человек право преступить закон во имя высшей цели или нет. По мнению Раскольникова все люди делятся на два типа – «твари дрожащие» и те, кто «право имеют». Излагая свои мысли в статье, Родион пишет, что величайшие личности, «творцы истории», нарушают законы, их не останавливают ни жертвы, ни кровь, ни насилие. Именно такие люди, по мнению Раскольникова, имеют власть нам всем «муравейником», руководят всей «тварью дрожащей».
Р. Раскольников задаётся вопросом, а к какой же категории принадлежит он: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Преступив закон, он убивает старушку – процентщицу Алёну Ивановну и её сестру Елизавету. Этот день, день преступления, оказался для него роковым. Всё, что было дальше, до каторги, до финальной встречи Роди с Соней в «Эпилоге» – это наказание. На страницах романа читатель видит, что эксперимент Раскольникова над собой не удался, убийство привело его к другому результату, нежели чем тот, которого он ожидал. Герой не может совладать с собой, он мучается, страдает, терзает себя, постоянно находится в состоянии, близком к сумасшествию, в нём происходит внутренняя борьба. Он не похож ни на Лужина, ни на Свидригайлова, которые, совершив преступление, продолжают спокойно жить дальше, не обращая внимания на свои прошлые грехи. Родиону не удаётся жить по правилам людей, которые «право имеют». Совесть, мучающая Раскольникова после убийства, именно она объединяет его с человечеством и не даёт ему спокойно пожинать плоды своего преступления.
Спустя две недели Р. Р. Раскольников является на явку с повинной. Признание Родиона в убийстве не было искренним раскаянием. Он не разочаровался в идее, а страдает лишь от того, что не вынес её, сделал «явку с повинной». Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. «Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушку!», – говорит Раскольников Соне Мармеладовой, той единственной девушке, которой он посмел открыться, рассказать всю правду. Именно она сыграла решающую роль в «воскрешении» героя, именно она поняла, что «нет никого теперь несчастнее в целом свете» и последовала за ним в Сибирь, на каторгу.
Я считаю, что Родион Романович Раскольников, идя по жизненному пути, испытал немало страданий, мучений и горя. Он нарушил одну из основных христианских заповедей: «Не убей» и понёс за это тяжелейшее наказание, которое заключалось не в ссылке, а в душевных муках, вызванных убийством и его признанием. В дальнейшем герой найдёт примирение с жизнью в любви к Соне и « всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка покажутся ему внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». Родион Раскольников встаёт на путь возрождения, его ждёт новая жизнь.
Размещено на Allbest.ru
Ему всё время кажется, что сейчас его придут арестовывать, что вот-вот раскроется вся суть его гнилой душонки.
Именно поэтому Родион Раскольников страдает и терзается, не выдерживая таких душевных терзаний, сам отправляется сдаваться с поличным, решив понести заслуженное наказание.
elhow.ru
Почему страдает и терзается Родион Расскольников
Философско-психологический роман «Преступление и наказание». Страдания и терзания Родиона Раскольников. Характеристика образа человека совершившего преступление.
Борьба добра и зла, муки совести и раскаяние в убийстве главного героя произведения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Роман «Преступление и наказание», написанный Ф.
М. Достоевским в 1866 году, признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе. В данном произведении автором поднимается множество проблем и вопросов.
Одним из них является вопрос — «Почему страдает и терзается Родион Раскольников?» Лишь проанализировав величайшее произведение Ф.М. Достоевского можно найти ответ на поставленный вопрос. совесть раскольников преступление наказание
Родион Романович Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», появляется перед читателем на первых страницах произведения.
Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ: ведь он же смог!
Раскольникова интересует не столько судьба Наполеона, сколько его «моральный кодекс»: завоевал Европу, пролил столько крови! Был капралом – стал императором! Раскольников рассуждает: «Чем этот человек отличается от меня? Тем, что посмел».
Так постепенно теория Раскольникова начинает воплощаться в жизнь. Он решает убить старуху-процентщицу не потому, что беден – Раскольников так и не воспользовался украденными вещами, деньгами, а Соне говорит: «Знаешь, Соня…что я тебе скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь…счастлив был! Знай ты это!»
Таким образом, бедность – не главная причина убийства.
Не является главной причиной убийства и желание помочь таким образом матери: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества.
Вздор. не столько деньги мне нужны были, как другое…»
Так что же привело Раскольникова к убийству?
Увлечение идеей сильной личности. Сильная личность, по мнению Раскольникова, может позволить себе всё.
И он захотел стать ею. Но сначала необходимо было проверить себя – кто он? Убийство как раз и было для Раскольникова самопроверкой: способен ли он «переступить» через нормы нравственности тех, кого он называет «твари дрожащие».
В Правилах используются следующие основные понятия и термины: (Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу) Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним […]
Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок» социально-психологического сопровождения […]
Блуд и наказание О покаянии и блуде Проповедь в Неделю блудного сына Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих. (Лк. 15: 18–19) Сегодняшнее Святое Евангелие, как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же […]
Недорогие дома для круглогодичного проживания Недорогие дома для круглогодичного проживания Иметь тёплый загородный дом мечтает каждый. Возможность возведения построек из бруса для многих превращает мечту в реальность. Благодаря своим эстетическим и эксплуатационным характеристикам, этот строительный материал […]
Исправление ошибок через суд Каков порядок и условия исправления ошибок в решении суда? Какие документы выдает суд после вступления в законную силу определения об исправлении ошибок в решении суда ? КАС РФ статья 184.
Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушку!», — говорит Раскольников Соне Мармеладовой, той единственной девушке, которой он посмел открыться, рассказать всю правду. Именно она сыграла решающую роль в «воскрешении» героя, именно она поняла, что «нет никого теперь несчастнее в целом свете» и последовала за ним в Сибирь, на каторгу.
Я считаю, что Родион Романович Раскольников, идя по жизненному пути, испытал немало страданий, мучений и горя.
Он нарушил одну из основных христианских заповедей: «Не убей» и понёс за это тяжелейшее наказание, которое заключалось не в ссылке, а в душевных муках, вызванных убийством и его признанием. В дальнейшем герой найдёт примирение с жизнью в любви к Соне и « всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка покажутся ему внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом».
“Солгал он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать” — так говорит о Раскольникове следователь в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Что же Порфирий Петрович подразумевал под этими словами и почему Раскольников долго испытывал терзания после совершения преступления? На эти два главных вопроса попытаемся ответить, проанализировав произведение.
Начнем с того, что толчком для совершения преступления Раскольниковым послужила его теория, истинность которой он хотел доказать на практике.
Суть идеи заключалась в том, что люди подразделялись на два класса: “твари дрожащие” и “право имеющие”. Родион причислял себя к последним. Увлеченный положениями наполеонизма, он считал себя человеком талантливым и уникальным, именно тем, кому разрешается “перешагнуть” через кровь ради своей цели. Раскольников утверждал, что нужно приносить в жертву “тварей дрожащих”, которые ничего не значат в обществе, и только мешают людям высшего класса.
Так Родион думал, что убив старуху, он наладит жизнь свою и своей семьи, даже Дуне не придется выходить замуж за аморального Лужина. Алена Ивановна уже старая женщина, никому не нужна, пользы в ее существовании нет, а вот выгода от ее жизни придет после смерти, когда “высший человек” получит ее богатства.
Раскольников убивает старуху-процентщицу.
Почему страдает и терзается раскольников после преступления мини сочинение
А дальше была цель, о которой он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Он думал убить и остаться спокойным.
Но совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Он страдает оттого, что «переступить-то он переступил, да на этой строке и остался». Раскольников понял, что он – обыкновенный, как все: «вошь, тварь дрожащая».
Возможен ли для Раскольникова путь назад?
Итак, Раскольников страдает не потому, что совершил убийство, и даже не одно. Его страдание связано с тем, что «проба» показала, кто он есть на самом деле, а также непреодолимо отделила его от мира людей: «Разве я старуху убил? Я себя убил!»
Но это осознание и даже внешнее покаяние не изменило направление мыслей героя. Даже на каторге он не желает отступить от своей теории. Он думает, что просто у него, именно у него, не получилось. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».
Но идея неподсудности героя ещё живёт в нём. Внутреннее покаяние в его душе ещё не произошло. В эпилоге романа Достоевский даёт надежду на «возвращение Раскольникова». Но это всего лишь надежда…
100-000-pochemu.info
Еще по теме:
Дорога ее элементы правила поведения на дороге Дорога и ее элементы 1.2.
Почему страдает и терзается раскольников после преступления ответ
Все пошло по плану, благосостояние получено.
Но Раскольникову не удается жить спокойно в достатке, как он задумал. Его терзает и мучает собственная совесть, являющаяся индикатором бесчеловечного поступка.
Он ошибался, причисляя себя к “право имеющим”. Это убийство подтвердило его обыкновенность и заурядность. Ведь Наполеона не терзали угрызения совести, когда он заставил армию переплывать вброд реку из-за чего погибли сотни людей. Наполеон был жестокий, в отличие от Родиона, растрогавшегося из-за убийства старухи и ее сестры.
Таким образом, Родион Раскольников страдает не от совершения преступления.
Даже отправляясь на каторгу, Раскольников не осознавал своей вины, а только презирал себя за слабость и за то, что теория его провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” — так рассуждал герой романа. А вот автор произведения все же намекает на то, что осознание содеянного придет к нему позже.
Раскольников придумал себе теорию, вольно или невольно возвысив себя над миром с его мелкими грешными людишками. Почему-то он решил, что может самолично творить “правосудие” над падшими людьми типа старухи-процентщицы. Возможно, он верил по-детски, что, избавив мир от этой старухи, он – именно он, Раскольников – сделает мир чище, светлее и лучше. Может быть, он ждал, что мир будет ему чрезвычайно благодарен?
И вот преступление совершено. Но ничего из ожидаемого Раскольников не увидел. Да и сам мир для него изменился в еще более худшую сторону. Теперь душа его покоя не находит, терзается, он испытывает дикое разочарование, презрение к самому себе.
Совесть ли это так мучает его? Вовсе нет.
Ему обидно стало вдруг осознать, что он не отличается от окружения своего, что он не “сверхчеловек” (не “супергерой”, как сейчас говорят), что он так же грешен, и даже больше. Его преступление не возвысило его над другими. Более того, теперь страх, чувство вины, присоединившаяся болезнь загоняют его практически в депрессию. Он не желает быть “посредственностью”, “серой мышью”, но понимает, что таковым и является, что ему самому придется с этим смириться – и это приносит ему мучительную душевную боль. Крушение надежд и ожиданий, ощущение себя простым маленьким смертным человеком – вот в чем причина страданий Раскольникова.
После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» – говорил он Соне, осознавая свой поступок.
Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.
Юлия
С первых строк романа о Раскольникове читатель погружается в разгадывание некой двуединой тайны: что и как собирается свершить герой и чем больна его душа, какие проблемы духа пытается он разрешить. Встреча с Мармеладовым, чтение письма матери, сон об избиении лошади показывают глубину страданий и интенсивность размышлений Раскольникова, которые то укрепляют его намерение, то вдруг отталкивают от страшной и отвратительной мысли. А тем временем Раскольников обдумывает детали будущего преступления, которое все еще остается не названным («это» ) и посещает процентщицу, чтобы сделать свою «.пробу» . Только в конце пятой главы, когда и подготовка к преступлению, и внутренняя борьба Раскольникова достигают предела, и когда сам он, будущий убийца, возвращается домой, «как приговоренный к смерти» , в повествовании впервые возникает точное определение: «такая-то старуха, на которую готовится покушение»
Для Достоевского характерен не просто авантюрный, а криминальный сюжет, ибо социальные, идейные, психологические противоречия, доведенные в его романах до крайности, герой пытается разрешить, вернее, взорвать единоличным отчаянным бунтом – преступлением. Все моменты, все повороты в истории преступления или его раскрытия исполнены глубокого психологического, нравственного смысла. Гениальной формулой такого нерасторжимого единства было название романа «Преступление и наказание» . (Мы уже говорили о том, что тема наказания нравственного возникает в романе задолго до преступления)
Русские декаденты, в первую очередь Д. Мережковский и Лев Шестов, легко доказали несостоятельность наивно-моралистического толкования «Преступления и наказания» . Оно опровергалось самим текстом романа, теми тонкими, гибкими и диалектичными речами, в которых Раскольников сам, по воле автора, выражал свою идею. К тому же наивно-моралистическая и наивно-религиозная дидактика не могла объяснить всемирно-исторического значения «Преступления и наказания» . Она снижала художественное достоинство романа, низводя мастерство Достоевского в лучшем случае до мастерства психологического анализа, хотя сам-то Достоевский неоднократно и совершенно недвусмысленно доказывал, что психология сама по себе не в состоянии поднять искусство до гениальной высоты.
Предлагая Каткову свой не написанный еще роман, Достоевский осторожно и отчасти даже двусмысленно характеризовал его как антинигилистический, как такой, который ни в чем не может, противоречить направлению «Русского вестника» . В литературе о Достоевском нет недостатка в антинигилистических толкованиях «Преступления и наказания» . Иногда его просто называют самым крупным и единственно художественным антинигилистическим романом, ставя его таким образом в ряд со «Взбаламученным морем» Писемского, с «Некуда» и «На ножах» Лескова. Достоевский, писал Н. Страхов, «взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое уклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма» . «Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальшекоторой уже почти некуда иОднако .«Преступление и наказание» слишком явно не влезало в антинигилистический ряд, и образ Раскольникова слишком явно выделялся па фоне образов нигилистов, созданных даже Писемским или Лесковым. Тогда, особенно в школьном и университетском преподавании, «Преступление и наказание» стали толковать в обыденно-моралистическом смысле, с церковно-христианским оттенком: с Раскольниковым произошло «нравственное чудо» . Раскольников убил, но в нем заговорила совесть, он покаялся и принял каторгу, как наказание за грех, с тем чтобы очиститься страданием; покаяние и наказание и привели его от греховной индивидуальной гордыни к покорности, к преклонению перед положительным государственным и церковным законом.
Психопатологическая версия объяснения, романа отпала сама собою.
Рядом с наивно-моралистической трактовкой образа Раскольникова одно время стало фигурировать психопатологическое объяснение его личности и его преступления. В. Чиж, известный психиатр, наш
Согласно теории Раскольникова, на свете существует два типа людей: обыкновенные, в задачи которых входит только размножение и полное подчинение жизни, и необыкновенные, которые вершат судьбы людей и великие дела для эпохи. Именно эти необыкновенные люди имеют право на любые преступления ради достижения своих великих целей, и даже обязаны их совершать. В глазах современников такие люди выглядят жестокими, но потомки признают их великими людьми. К числу таких личностей Раскольников относит Ньютона и Наполеона, а также и себя. Именно из-за этой теории Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы.
Эксперимент над собой
Чтобы доказать себе, что он относится к категории «право имеющих», Раскольников решается на жестокий эксперимент. Он пытается противопоставить себя «обыкновенным» людям, которые не могут ничего изменить, считая, что имеет право быть подлинным двигателем истории. Сомневаясь в своем решении, он видит различные «знаки судьбы», которые еще больше приближают его к решению совершить убийство. Он искренне считает, что преступление он совершает ради блага ближних и даже всего человечества, он видит в поступке именно ту силу, которой наделены «право имеющие». Подслушав накануне пьяный разговор в трактире о том, что убийство Алены не было бы преступлением, если бы украденные деньги убийца раздал беднякам, Родион решает так и поступить, проверив тем самым причастность свою к категории необыкновенных людей.