Сочинение на тему почему тургенев убил базарова

9 вариантов

  1. Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров. Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно – за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли классика в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли, и таким образом, якобы, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность. И это ему удалось.
    Согласно традиции русской классической литературы, смерть героя чаще всего означает крушение внутреннего мира, и, как следствие, неправоту его взглядов на жизнь (вспомним Рудина, Печорина). Но, в данном случае, умирает герой не от безысходности, и его смерть – не капитуляция. Это можно доказать при детальном рассмотрении сцены смерти Базарова.
    Этот эпизод является одним из кульминационных в романе. Причина смерти – заражение крови, которое произошло при попадании трупного яда в ранку (Базаров вскрывал труп и порезался). На первый взгляд, эта причина кажется случайной, но в ней заложен глубокий смысл. Евгений умирает в работе, в стремлении к познанию ещё непознанного.
    В этой сцене Тургенев показал читателю человека, переосмыслившего мир, взглянувшего на него с другой стороны. Перед нами другой Базаров, которому присущи простые человеческие чувства, ранее скрываемые им от друзей и близких. Это и любовь, и романтизм. «Я вас любил!.. Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная, красивая…» –слышим мы от человека, который раньше женщину «бабой» называл.
    Базаров мужественно встречает опасность и, зная, что должен умереть, находит в себе силы шутить с отцом. «Экой ты охотник до практики!» -говорит Евгений ему. Базаров пытается по возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть!». Но и они знают, что это не так. Евгений говорит о смерти как материалист, не думает ни о душе, ни о загробном мире: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст, ты знаешь!».
    Этот эпизод играет важную роль в раскрытии образа, так как в нём показана вся сущность Базарова. Здесь мы видим и твёрдость характера героя, который не трусит перед смертью, и непреклонность материалистических убеждений. Евгений на просьбу отца исполнить христианский долг отвечает: «Я подожду… ведь и беспамятных причащают». Отказ от исповеди выражен более чем ясно, ведь Базаров знает, что доживает последние часы. И отец это понимает: «Старик поднялся, сел в кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы». Евгений с честью выдержал трудное испытание и показал непреклонность своих убеждений. Нам ясно, что он атеист.
    В этом эпизоде Тургенев показал, что Базаров способен к глубокому чувству. Всё напускное исчезает в Евгении перед лицом смерти, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Человечность и откровенность проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… послушайте… ведь я не целовал вас, тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Значение этих слов Базарова особенно велико, так как это его последние слова, и он, просящий Аркадия «не говорить красиво», сам заговорил как поэт.
    Приводя Базарова к смерти. Тургенев не встаёт на сторону «отцов», так как смерть героя обусловлена логикой развития образа. Ведь именно перед смертью Евгений понимает, что он любит Одинцову… Так он проходит традиционное для романов классика испытание любовью. И если Рудин отказывается от чувств, боится сознаться в них, то Базаров принимает любовь, хотя и слишком поздно. Также смерть – это испытание на прочность характера, и Базаров опять с честью его выдерживает. Он до последней минуты не позволял себе склониться перед постигшим его несчастьем: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Всё равно: вилять хвостом не стану». Его душевные метания связаны лишь с тем, что смерть лишает его возможности действовать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!». И если Кирсанов во время дуэли умирает духовно («Да он и был мертвец…»), то Базаров умирает физически, но его дух не сломлен.
    Такую многогранность образа Тургенев мог показать, лишь поставив героя в неожиданные для него условия. А так как ни влюблённость, ни дружба не смогли поколебать неприступную стену сердца Базарова, и только смерть выбивалась из «графика» его жизни, то писателю ничего не оставалось кроме того, чтобы «умертвить» своего героя.
    Беру!

  2. На вопрос, почему Тургенев умертвил Базарова, одной фразой не ответить. Для этого нужно понять характер героя, его мировоззрение, образ жизни, противостояние поколений. Произведение было написано в 1862 г. Евгений Базаров стал одним из самых ярких персонажей.
    Чаще всего смерть главного героя происходит из-за крушения надежд и внутреннего мира персонажа, изменения взглядов. Однако у Тургенева Базаров не капитулировал, и погиб не от безвыходности. Об этом явственно говорит кульминационная сцена. Причиной смерти главного героя стало заражение крови, после попадания в нее трупного яда, когда Евгений делал вскрытие.
    С одной стороны, причина – банальная случайность, но именно в такой смерти заложен глубокий смысл. Базаров умер, работая, стремясь к новым познаниям. Если вспомнить, каким герой был вначале произведения, то становится понятным, что он изменился, переосмыслил многие ценности, пересмотрел свои взгляды.
    Новый Евгений-романтик совсем непохож на человека, который женщин называл «бабами». Он научился любить, смог мужественно встретить опасность. Даже зная, что умирает, Базаров шутил с отцом, чтобы успокоить родителей. Этот эпизод важен, он показывает новую сущность главного героя.
    Перед лицом смерти с него слетает все напускное, душа обнажена и видно, что Евгений способен на глубокие чувства, человечность, мужество. Последние его слова обращены к Одинцовой, с которой он заговорил как поэт, хотя ранее презирал такое обращение.
    Становится понятным, почему Тургенев умертвляет Базарова. Это логическая развязка. Только перед смертью герой понял, что он действительно любит Одинцову. Базаров прошел испытание любовью хоть и поздно, но принимает ее. Другая причина смерти – испытание прочности характера, которое герой также выдерживает с честью. Однако при жизни дружба и любовь не смогли пробить неприступное сердце героя, поэтому автору потребовалось умертвить своего героя, чтобы смерть выбила его из хладнокровной колеи.

  3. “Отцы и дети” – произведение законченное, образ нигилиста высветили со всех сторон:внешний облик, взгляды, занятия и отношения к окружающим. Все перебрал автор, даже нежданную историю влюбленности (многие люди такого склада никогда не встречаются с такими близкими по духу дамами и живут в иллюзии свой устойчивости). Сцена смерти в романе о характере, о типаже социальном – необходима. И отказываться от описания поведения перед лицом гибели, даже при симпатии к герою главному, не хотелось бы. Врач наблюдает свою болезнь с летальным исходом, не веря ни в души бессмертие, ни в то, что медицина всех спасет. Ещё одна причина того, что Тургенев умертвил Базарова – статичность героя. Что про него ещё можно сочинить? Гоняться за женщинами наш нигилист не будет, не положит жизнь за народ, который презирает за невежество. Карьеру делать, искать место в механизме прогнившем, монархическом – тоже нет. Как отец прослужит врачом в глуши. Будет бобыль самый натуральный, поскольку единственная симпатичная ему женщина не захотела его любви, а брак не был никогда ценностью. Не наделает глупостей, не потеряет иллюзий, не будет бороться за свою карьеру. Бесперспективный для романа персонаж, который и в 60 лет бы смущал окружающих сарказмом и резал бы лягушек. У четы Кирсановых Аркаши и Кати ещё 10 раз все может поменяться за годы брака; у Кирсанова- старшего сын Митя совсем мелкий; и кто знает, какие ещё слухи будут ходить об Анне Сергеевне? Даже Кукшина может забросить архитектуру и поехать в Париж или на Сахалин, куда в голову взбредет. Евгений – разочарован и недвижим.

  4. Евгений уверен в том, что человеку нужно лишь то, что может принести пользу, а лирики и чувств для него не существует. Очевидно, что Базаров неглуп, он обладает внутренним потенциалом. Но убеждения героя не только неправильны, но и вредны, потому как противоречат законам самой жизни и человеческой сущности.
    Постепенно молодой человек начинает отклоняться от своих жизненных принципов. Любовь, которую герой неожиданно почувствовал к Анне Одинцовой, стала для него серьезным ударом, ведь Базаров всегда отрицал ее существование. Она заставила героя осознать, что теории, на которых строилась его жизнь, оказались ошибочными.
    Евгений решает уехать в родительский дом, чтобы восстановиться. Там с ним происходит роковая случайность. Во время вскрытия тифозного больного герой сам заражается и вскоре понимает, что обречен: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
    Его поведение перед смертью отражает все богатство и силу натуры Базарова. Молодой человек очень хочет жить, но осознает неумолимость смерти. Он также понимает, что химия, медицина и физика, которые ранее были его «богами», оказались ложными и помочь ему не смогут. Есть силы необъяснимые, которые выше любого человека. И Базаров даже приходит к тому, что задумывается о настоящем Боге. Он просит своего отца помолиться о нем: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
    Приближение смерти приносит Базарову озарение, понимание того, что по-настоящему важно в жизни, а что является заблуждением. Смерть этого непростого героя поставила точку в его внутреннем противостоянии. Этот эпизод окончательно убеждает нас, читателей, что теория нигилизма в корне неверна и бесперспективна для людей.

  5. Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого — Евгений Базаров. Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно — за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли классика в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли, и таким образом, якобы, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова — это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность. И это ему удалось.
    Согласно традиции русской классической литературы, смерть героя чаще всего означает крушение внутреннего мира, и, как следствие, неправоту его взглядов на жизнь (вспомним Рудина, Печорина). Но, в данном случае, умирает герой не от безысходности, и его смерть — не капитуляция. Это можно доказать при детальном рассмотрении сцены смерти Базарова.
    Этот эпизод является одним из кульминационных в романе. Причина смерти — заражение крови, которое произошло при попадании трупного яда в ранку (Базаров вскрывал труп и порезался). На первый взгляд, эта причина кажется случайной, но в ней заложен глубокий смысл. Евгений умирает в работе, в стремлении к познанию ещё непознанного.
    В этой сцене Тургенев показал читателю человека, переосмыслившего мир, взглянувшего на него с другой стороны. Перед нами другой Базаров, которому присущи простые человеческие чувства, ранее скрываемые им от друзей и близких. Это и любовь, и романтизм. «Я вас любил!.. Любовь — форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная, красивая…» –слышим мы от человека, который раньше женщину «бабой» называл.
    Базаров мужественно встречает опасность и, зная, что должен умереть, находит в себе силы шутить с отцом. «Экой ты охотник до практики!» -говорит Евгений ему. Базаров пытается по возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть!». Но и они знают, что это не так. Евгений говорит о смерти как материалист, не думает ни о душе, ни о загробном мире: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст, ты знаешь!».
    Этот эпизод играет важную роль в раскрытии образа, так как в нём показана вся сущность Базарова. Здесь мы видим и твёрдость характера героя, который не трусит перед смертью, и непреклонность материалистических убеждений. Евгений на просьбу отца исполнить христианский долг отвечает: «Я подожду… ведь и беспамятных причащают». Отказ от исповеди выражен более чем ясно, ведь Базаров знает, что доживает последние часы. И отец это понимает: «Старик поднялся, сел в кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы». Евгений с честью выдержал трудное испытание и показал непреклонность своих убеждений. Нам ясно, что он атеист.
    В этом эпизоде Тургенев показал, что Базаров способен к глубокому чувству. Всё напускное исчезает в Евгении перед лицом смерти, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Человечность и откровенность проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… послушайте… ведь я не целовал вас, тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…”
    Значение этих слов Базарова особенно велико, так как это его последние слова, и он, просящий Аркадия «не говорить красиво», сам заговорил как поэт.
    Приводя Базарова к смерти. Тургенев не встаёт на сторону «отцов», так как смерть героя обусловлена логикой развития образа. Ведь именно перед смертью Евгений понимает, что он любит Одинцову… Так он проходит традиционное для романов классика испытание любовью. И если Рудин отказывается от чувств, боится сознаться в них, то Базаров принимает любовь, хотя и слишком поздно. Также смерть — это испытание на прочность характера, и Базаров опять с честью его выдерживает. Он до последней минуты не позволял себе склониться перед постигшим его несчастьем: «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Всё равно: вилять хвостом не стану». Его душевные метания связаны лишь с тем, что смерть лишает его возможности действовать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!». И если Кирсанов во время дуэли умирает духовно («Да он и был мертвец…»), то Базаров умирает физически, но его дух не сломлен.
    Такую многогранность образа Тургенев мог показать, лишь поставив героя в неожиданные для него условия. А так как ни влюблённость, ни дружба не смогли поколебать неприступную стену сердца Базарова, и только смерть выбивалась из «графика» его жизни, то писателю ничего не оставалось кроме того, чтобы «умертвить» своего героя.

  6. Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров. Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно – за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли классика в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли, и таким образом, якобы, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность. И это ему удалось.
    Согласно традиции русской классической литературы, смерть героя чаще всего означает крушение внутреннего мира, и, как следствие, неправоту его взглядов на жизнь (вспомним Рудина, Печорина). Но, в данном случае, умирает герой не от безысходности, и его смерть – не капитуляция. Это можно доказать при детальном рассмотрении сцены смерти Базарова.
    Этот эпизод является одним из кульминационных в романе. Причина смерти – заражение крови, которое произошло при попадании трупного яда в ранку (Базаров вскрывал труп и порезался). На первый взгляд, эта причина кажется случайной, но в ней заложен глубокий смысл. Евгений умирает в работе, в стремлении к познанию ещё непознанного.
    В этой сцене Тургенев показал читателю человека, переосмыслившего мир, взглянувшего на него с другой стороны. Перед нами другой Базаров, которому присущи простые человеческие чувства, ранее скрываемые им от друзей и близких. Это и любовь, и романтизм. «Я вас любил!.. Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная, красивая…» –слышим мы от человека, который раньше женщину «бабой» называл.
    Базаров мужественно встречает опасность и, зная, что должен умереть, находит в себе силы шутить с отцом. «Экой ты охотник до практики!» -говорит Евгений ему. Базаров пытается по возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть!». Но и они знают, что это не так. Евгений говорит о смерти как материалист, не думает ни о душе, ни о загробном мире: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст, ты знаешь!».
    Этот эпизод играет важную роль в раскрытии образа, так как в нём показана вся сущность Базарова. Здесь мы видим и твёрдость характера героя, который не трусит перед смертью, и непреклонность материалистических убеждений. Евгений на просьбу отца исполнить христианский долг отвечает: «Я подожду… ведь и беспамятных причащают». Отказ от исповеди выражен более чем ясно, ведь Базаров знает, что доживает последние часы. И отец это понимает: «Старик поднялся, сел в кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы». Евгений с честью выдержал трудное испытание и показал непреклонность своих убеждений. Нам ясно, что он атеист.
    В этом эпизоде Тургенев показал, что Базаров способен к глубокому чувству. Всё напускное исчезает в Евгении перед лицом смерти, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Человечность и откровенность проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… послушайте… ведь я не целовал вас, тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Значение этих слов Базарова особенно велико, так как это его последние слова, и он, просящий Аркадия «не говорить красиво», сам заговорил как поэт.
    Приводя Базарова к смерти. Тургенев не встаёт на сторону «отцов», так как смерть героя обусловлена логикой развития образа. Ведь именно перед смертью Евгений понимает, что он любит Одинцову… Так он проходит традиционное для романов классика испытание любовью. И если Рудин отказывается от чувств, боится сознаться в них, то Базаров принимает любовь, хотя и слишком поздно. Также смерть – это испытание на прочность характера, и Базаров опять с честью его выдерживает. Он до последней минуты не позволял себе склониться перед постигшим его несчастьем: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Всё равно: вилять хвостом не стану». Его душевные метания связаны лишь с тем, что смерть лишает его возможности действовать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!». И если Кирсанов во время дуэли умирает духовно («Да он и был мертвец…»), то Базаров умирает физически, но его дух не сломлен.
    Такую многогранность образа Тургенев мог показать, лишь поставив героя в неожиданные для него условия. А так как ни влюблённость, ни дружба не смогли поколебать неприступную стену сердца Базарова, и только смерть выбивалась из «графика» его жизни, то писателю ничего не оставалось кроме того, чтобы «умертвить» своего героя.

  7. 7
    Текст добавил: НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК

    Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров. Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно – за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли классика в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли, и таким образом, якобы, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность. И это ему удалось.
    Согласно традиции русской классической литературы, смерть героя чаще всего означает крушение внутреннего мира, и, как следствие, неправоту его взглядов на жизнь (вспомним Рудина, Печорина). Но, в данном случае, умирает герой не от безысходности, и его смерть – не капитуляция. Это можно доказать при детальном рассмотрении сцены смерти Базарова.
    Этот эпизод является одним из кульминационных в романе. Причина смерти – заражение крови, которое произошло при попадании трупного яда в ранку (Базаров вскрывал труп и порезался). На первый взгляд, эта причина кажется случайной, но в ней заложен глубокий смысл. Евгений умирает в работе, в стремлении к познанию ещё непознанного.
    В этой сцене Тургенев показал читателю человека, переосмыслившего мир, взглянувшего на него с другой стороны. Перед нами другой Базаров, которому присущи простые человеческие чувства, ранее скрываемые им от друзей и близких. Это и любовь, и романтизм. «Я вас любил!. . Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная, красивая…» –слышим мы от человека, который раньше женщину «бабой» называл.
    Базаров мужественно встречает опасность и, зная, что должен умереть, находит в себе силы шутить с отцом. «Экой ты охотник до практики!» -говорит Евгений ему. Базаров пытается по возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть!». Но и они знают, что это не так. Евгений говорит о смерти как материалист, не думает ни о душе, ни о загробном мире: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст, ты знаешь!».
    Этот эпизод играет важную роль в раскрытии образа, так как в нём показана вся сущность Базарова. Здесь мы видим и твёрдость характера героя, который не трусит перед смертью, и непреклонность материалистических убеждений. Евгений на просьбу отца исполнить христианский долг отвечает: «Я подожду… ведь и беспамятных причащают». Отказ от исповеди выражен более чем ясно, ведь Базаров знает, что доживает последние часы. И отец это понимает: «Старик поднялся, сел в кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы». Евгений с честью выдержал трудное испытание и показал непреклонность своих убеждений. Нам ясно, что он атеист.
    В этом эпизоде Тургенев показал, что Базаров способен к глубокому чувству. Всё напускное исчезает в Евгении перед лицом смерти, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Человечность и откровенность проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… послушайте… ведь я не целовал вас, тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Значение этих слов Базарова особенно велико, так как это его последние слова, и он, просящий Аркадия «не говорить красиво», сам заговорил как поэт.
    Приводя Базарова к смерти. Тургенев не встаёт на сторону «отцов», так как смерть героя обусловлена логикой развития образа. Ведь именно перед смертью Евгений понимает, что он любит Одинцову… Так он проходит традиционное для романов классика испытание любовью. И если Рудин отказывается от чувств, боится сознаться в них, то Базаров принимает любовь, хотя и слишком поздно. Также смерть – это испытание на прочность характера, и Базаров опять с честью его выдерживает. Он до последней минуты не позволял себе склониться перед постигшим его несчастьем: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Всё равно: вилять хвостом не стану». Его душевные метания связаны лишь с тем, что смерть лишает его возможности действовать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!». И если Кирсанов во время дуэли умирает духовно («Да он и был мертвец…»), то Базаров умирает физически, но его дух не сломлен.
    Такую многогранность образа Тургенев мог показать, лишь поставив героя в неожиданные для него условия. А так как ни влюблённость, ни дружба не смогли поколебать неприступную стену сердца Базарова, и только смерть выбивалась из «графика» его жизни, то писателю ничего не оставалось кроме того, чтобы «умертвить» своего героя.
    «
    1
    2
    »

  8. Категория: Сочинения по роману Отцы и дети
    Роман И. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются Павел Петрович и его брат Николай Петрович Кирсановы, а молодого – Евгений Базаров. Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: «Не понятно – за кого Тургенев». Именно поэтому появление в печати «Отцов и детей» вызвало широкий общественный резонанс. Представители старшего поколения, «отцы», обвиняли классика в том, что он почти сатирически изобразил Кирсанова в сцене дуэли, и таким образом, якобы, выступил на стороне молодого поколения. А «дети» были уверены, что смерть Базарова – это несомненное поражение молодых и утверждение правильности взглядов «отцов». Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность. И это ему удалось.
    Согласно традиции русской классической литературы, смерть героя чаще всего означает крушение внутреннего мира, и, как следствие, неправоту его взглядов на жизнь (вспомним Рудина, Печорина). Но, в данном случае, умирает герой не от безысходности, и его смерть – не капитуляция. Это можно доказать при детальном рассмотрении сцены смерти Базарова.
    Этот эпизод является одним из кульминационных в романе. Причина смерти – заражение крови, которое произошло при попадании трупного яда в ранку (Базаров вскрывал труп и порезался). На первый взгляд, эта причина кажется случайной, но в ней заложен глубокий смысл. Евгений умирает в работе, в стремлении к познанию ещё непознанного.
    В этой сцене Тургенев показал читателю человека, переосмыслившего мир, взглянувшего на него с другой стороны. Перед нами другой Базаров, которому присущи простые человеческие чувства, ранее скрываемые им от друзей и близких. Это и любовь, и романтизм. «Я вас любил!.. Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная, красивая…» –слышим мы от человека, который раньше женщину «бабой» называл.
    Базаров мужественно встречает опасность и, зная, что должен умереть, находит в себе силы шутить с отцом. «Экой ты охотник до практики!» -говорит Евгений ему. Базаров пытается по возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть!». Но и они знают, что это не так. Евгений говорит о смерти как материалист, не думает ни о душе, ни о загробном мире: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст, ты знаешь!».
    Этот эпизод играет важную роль в раскрытии образа, так как в нём показана вся сущность Базарова. Здесь мы видим и твёрдость характера героя, который не трусит перед смертью, и непреклонность материалистических убеждений. Евгений на просьбу отца исполнить христианский долг отвечает: «Я подожду… ведь и беспамятных причащают». Отказ от исповеди выражен более чем ясно, ведь Базаров знает, что доживает последние часы. И отец это понимает: «Старик поднялся, сел в кресло и, взявшись за подбородок, стал кусать себе пальцы». Евгений с честью выдержал трудное испытание и показал непреклонность своих убеждений. Нам ясно, что он атеист.
    В этом эпизоде Тургенев показал, что Базаров способен к глубокому чувству. Всё напускное исчезает в Евгении перед лицом смерти, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Человечность и откровенность проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте, – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… послушайте… ведь я не целовал вас, тогда… дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Значение этих слов Базарова особенно велико, так как это его последние слова, и он, просящий Аркадия «не говорить красиво», сам заговорил как поэт.
    Приводя Базарова к смерти. Тургенев не встаёт на сторону «отцов», так как смерть героя обусловлена логикой развития образа. Ведь именно перед смертью Евгений понимает, что он любит Одинцову… Так он проходит традиционное для романов классика испытание любовью. И если Рудин отказывается от чувств, боится сознаться в них, то Базаров принимает любовь, хотя и слишком поздно. Также смерть – это испытание на прочность характера, и Базаров опять с честью его выдерживает. Он до последней минуты не позволял себе склониться перед постигшим его несчастьем: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Всё равно: вилять хвостом не стану». Его душевные метания связаны лишь с тем, что смерть лишает его возможности действовать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!». И если Кирсанов во время дуэли умирает духовно («Да он и был мертвец…»), то Базаров умирает физически, но его дух не сломлен.
    Такую многогранность образа Тургенев мог показать, лишь поставив героя в неожиданные для него условия. А так как ни влюблённость, ни дружба не смогли поколебать неприступную стену сердца Базарова, и только смерть выбивалась из «графика» его жизни, то писателю ничего не оставалось кроме того, чтобы «умертвить» своего героя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *