Публикации по теме:
Подготовка дошкольника к обучению в школе
Введение Одна из главных трудностей, с которой встречается ребёнок в школе – это овладение письмом. Многие дети не умеют вовремя остановиться,.
Предшкольная подготовка детей
Введение Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском.
Конспект занятия для подготовительных групп (подготовка детей к обучению в школе) №9
Необходимый материал для занятия: Мяч, Демонстрационный материал с геометрическими фигурами, Бланки.
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»
Цель: построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Эпиграф:.
Консультация для родителей «Подготовка к школе»
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ, КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного.
Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе»
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Критерии готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе 4 2. Советы родителям по подготовке ребенка.
Опыт работы «Подготовка детей к школе в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
представлен на Межрегиональной Конференции в г. Иваново. 1 Слайд. «Подготовка детей к школе в ДОУ, с учетом ФГОС ДО» 2 Слайд. «Быть.
Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Федеральный государственный стандарт дошкольного образованияопределяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они.
Протокол родительского собрания подготовительной группы «Подготовка детей к школе»
ПРОТОКОЛ №1 родительского собрания подготовительной группы №8 от 17 сентября 2015 года Тема: «Подготовка детей к школе» Всего: 28 человек.
Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе. Первые ступеньки грамоты»
Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе» «Первые ступеньки грамоты» Цель: помочь родителям, не имеющим педагогического образования,.
Подготовка детей к школе
Готовность ребёнка к школе определяется прежде всего его физическим и психическим развитием. Любые отклонения в здоровье могут стать помехой в учёбе. Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня : ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку, в любую погоду обязательно бывать на воздухе, причём не просто гулять, а активно двигаться. Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения, он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется. Ребёнок не должен перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких пальцев и кистей рук. А сильное утомление ведёт к раздражительности, агрессивности ребёнка. Излишняя возбудимость или заторможенность снижают способность к обучению, в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказывается на отношениях с товарищами.
Вторым важным показателем готовность к обучению является объём знаний, которыми овладел ребёнок до школы, наличие у него определённого кругозора: представления о предметах, явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Все эти знания обеспечивает программа детского сада. Но и родители должны учить ребёнка слушать, запоминать, рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений. Почаще родители должны задавать детям вопросы: как? почему? Побольше общаться, разговаривать с ними. Развитие речи помогает ребёнку связно говорить, чётко излагать свои мысли, тренирует память, обогащает речь, развивает мышление, что очень важно для обучения.
До школы дети должны научиться себя обслуживать: одеваться, завязывать шнурки, готовить своё рабочее место, убирать за собой, выполнять несложные физические упражнения, владеть иглой ножницами, карандашом, кистью. Родители должны учить своих детей выполнять поручения. Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он его выполнил, если он начал рисовать или лепить, пусть доведёт дело до конца.
Если желания ребёнка не совпали с желанием товарищей, пусть прислушается к их мнению , уступит в чём-то, пусть ребёнок научится уважать окружающих людей . Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым людям, уметь вежливо извиниться, попросить прощения. У таких детей легко складываются отношения с товарищами, со взрослыми. Очень важно, чтобы у ребёнка было желание учиться, интерес к школе. Родителям ни в коем случае нельзя пугать детей школой, учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься, начинают запугивать, тем самым наносят вред своему ребёнку.
Очень полезно до школы развивать у детей моторику рук ,путём рисования, лепки, конструирования, эти дети успешно овладевают навыками письма. По математике должны уметь считать до 20 и обратно, знать предыдущие и последующие числа в пределах десятка, сравнивать предметы по размеру, знать геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, круг.
Обучение детей чтению, можно учить родителям, но с правильным произношением звуков, иначе трудней переучивать.
Если у детей проблемы с речью, необходимо проконсультироваться с логопедом, вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи.
Понятие готовности ребенка к школе
В современном мире, большая часть детей начинает обучение в школе с шести лет, когда ребенок отвечает определенным требованиям.
Поучается, дети могут отправиться в школу, только тогда, когда он достиг того уровня, который позволит ему успешно пройти среднее образование, а также самостоятельно правится с требованиями воспитательно-образовательного учреждения.
Во многих специальных справочниках можно найти подробные и наиболее четкие определения для характеристики ребенка, который готов переступить порог школы. Однако ни для кого не секрет, что у родителей и воспитателей абсолютно разное представление о том, каким должен быть ребенок, готовый к школе, о том, какие стороны его личного характера и умения должны быть развиты в наивысшей степени, чтобы справиться с той нагрузкой, что ляжет на его плечи.
Отмечу, что большинство родителей уверено – самое необходимое для их детей – общее развитие, а именно: хорошее физическое здоровье, умственная и социальная развитость.
Многие же считают, что кроме умственных способностей ничего более ребенку не требуется, мотивируя свою точку зрения тем, что в первом классе наиболее распространенная проблема среди детей – понимания формулировок в учебной литературе. Также фактор развития технического прогресса также играет большую роль, ведь именно он способствует повышению знаний у современного человека, а значит и для детей это самое важное.
Намного меньше число родителей считаю, что для ребенка не менее важно и социальное развитие, подразумевая под этим эмоционально-нравственное развитие. Ни для кого не секрет, что большинство родителей делают упор при подготовке дошкольника к дальнейшему обучению именно на те направления, которые напрямую связаны со школьными предметами. Они подчеркивают, что в – первую очередь необходимо развить внимательность детей, затем обратиться к пополнению знаний, развитию памяти, мышлению и речи, а на последок, усилить интерес к школе.
Кто-то уверен, что необходимо одобрять, и даже поощрять волевые качества ребенка, стремиться сделать из него целеустремленного, настойчивого и прилежного человека, а также развивать дисциплинированность и активность, то есть, обращать внимание на поведение в целом. В частном порядке обращается внимание и на ручные умения, моторику.
К сожалению, многие взрослые убеждены, что не нужно учить детей читать, считать и писать, однако, именно такое развитие навыков необходимо при поступлении в первый класс. Родители аргументируют такую позицию потерей у ребенка интереса к дальнейшему обучению в школе, невнимательностью на уроках.
Еще одна причина, по которой родители избегают обучения детей письменности и счету – незнание норм. Из-за того, что многие не понимают, как должно проходить обучение этим навыкам, они принимают решение возложить эту заботу на учителей. Чтение и письмо – сугубо школьные дисциплины, которые должны осваиваться ребенком лишь при поддержке специально подготовленных педагогов.
Другая категория родителей стремиться научить своих детей всем этим навыкам, деть и ночь, проводя с ними время за тренировками. Они считают, что темп развития ребенка в школе благодаря этому ускориться, что детям будет проще освоиться и воспринимать информацию на уроках, а также из учебной литературы, а значит, помочь им снять напряжение, меньше волноваться и спокойно учиться уже тем навыкам, что преподаются в школьных заведениях.
Доклад на тему: «Подготовка ребенка к школе».
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.
Все дети шестилетнего возраста приходят в школу с огромным желанием учиться. Они уверены, что все сумеют сделать, что все у них получиться.
Первый год учебы имеет огромное значение не только в жизни ребенка, но и родителей. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Это сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей, и ограничений. Теперь ребенок каждый день должен ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. А главное – заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». В поддержании у первоклассников этой позиции неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ваш ребенок прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда веселым и жизнерадостным. И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе. Многие из вас считают, что для этого достаточно научить его читать, считать, писать. Однако для полноценного воспитания этого недостаточно. Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Поэтому первоочередной заботой родителей и воспитателей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью занятий с ним.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в школу, необходимы знания об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения, ребенок начнет отличать живое от неживого, растение от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при усвоении, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым.
Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.
Так же обстоит дело со счетом – он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, знания числа и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания.
Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Однако даже в этих условиях, часть детей обнаруживает интеллектуальную пассивность, и для ее преодоления требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.
Уровень развития познавательной деятельности включает в себя и определенные качества восприятия и мышления ребенка. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.
Обучение в школе, систематическое усвоение знаний предъявляют высокие требования к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление природы.
Ребенок от природы любознателен. Он очень рано начинает интересоваться окружающим миром. Все малыши – «почемучки». От того, как взрослые отвечают на их бесчисленные вопросы, и зависит, угаснет или разовьется природная любознательность ребят.
Скажем, когда ребенок задает вопрос о причинах каких-либо явлений, взрослый может прямо ответить на него, даже объяснить, а может так организовать опыт самого ребенка, что ответ будет найден им самим. Например, малыш спрашивает: «Почему у стола 4 ножки»? Можно сказать: «Иначе он упадет», и ребенок этим ответом удовлетворится. Но поддержит ли это его пытливость, создаст ли желание задуматься над физическими закономерностями окружающего? Вряд ли. Во всяком случае в значительно меньшей степени, чем тогда, когда мы поступим иначе: вывернем одну ножку у игрушечного стола и предложим ребенку поставить на этот угол достаточно тяжелый предмет, допустим деревянный кубик. Малыш убедиться сам, что стол потерял устойчивость, и легко найдет этому объяснение: «Потому что положили тяжелое, а здесь не подперто».
Подготовка ребенка к школе включает также формирование элементарных математических навыков и представлений развитие сообразительности.
Большинство детей, поступающих в 1 класс, умеет считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью говорят, что могут сосчитать до тысячи. Родители таких детей часто высказывают опасение, что их ребенку будет скучно на уроках математики, где вначале считают в пределах десятка. Иллюстрация к этому – типичный пример из практики.
Пятилетний Вова – гордость своих родителей – бойко и уверенно считал до 100. Мама и папа с удовольствием демонстрировали «математические способности» сына при любом подходящем случае. Однажды одному из гостей родители сообщили о том, что их сын растет очень сообразительным и у него наверняка будут большие успехи в математике, и предложили убедиться в том, как он замечательно умеет считать. Вова, серьезно сдвинув брови, затараторил: «1, 2, 3… 35, 36…» «Подожди, подожди,- сказал гость. – Ты лучше скажи мне, сколько ног у собаки?» Вова на несколько секунд задумался, было видно, что он не понимает чего от него хотят, мотнул головой и сказал: «Нет, лучше я вам до 100 посчитаю».
Дело в том, что дети нередко заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа, Такой счет не развивает мышление ребенка, а, напротив, притупляет его математические способности. Поэтому, обучая дошкольника счету, необходимо учить его пересчитывать конкретные предметы: кубики, мячики, игрушки и т.д. Только в этом случае в сознании ребенка образуется связь между числом и количеством.
Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники при решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну, больше, меньше, старше, моложе, раньше, позже, глубже, мельче, короче, длиннее и т.д.; путают правую и левую стороны;
В начале школьного обучения от ребенка не требуется знание больших чисел. Но до поступления в школу необходимо, чтобы он умел сознательно считать в пределах 10; знал прямой и обратный счет первого десятка, представлял себе состав названного числа, т.е. умел разложить это число на слагаемые; решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: « На столе лежало 5 книг. Положили еще 2 книги. Сколько всего книг стало на столе»; «К Ване пришел товарищ. Мама дала им 6 яблок и посоветовала разделить поровну. По сколько яблок получил каждый?»
Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о числе связывать определенное представление о той или иной совокупности предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь считать три предмета; пересчитать их по порядку: один, два, три; Сложить в одну группу, например: три листочка, три карандаша, три яблока; нарисовать названное количества кружков, квадратиков, домиков; показать на пальцах.
Уже на первых уроках маленькие школьники выполняют несложные упражнения в тетрадях. При групповой форме обучения у учителя нет возможности контролировать каждого ученика, поэтому необходимо, чтобы будущий первоклассник хорошо ориентировался на странице в тетради и в книге, знал, где расположена правая, левая, верхняя и нижняя стороны листа и его середина; имел представление о том, что начинать писать надо слева в верхней части листа, а не посередине, как это делает большинство дошкольников.
Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к усвоению письма и выполнению графических упражнений; во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.
Следует помнить, что потребность «писать по-письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Напротив, интерес к чтению у детей старшего дошкольного возраста возникает спонтанно, и уже на шестом году жизни они знают много букв, просят взрослых научить их читать, некоторые овладевают навыком чтения самостоятельно, почти без взрослого. Возраст от 6 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом для обучения чтению. В этом возрасте нормально развивающийся легко и с удовольствием учится читать. Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, к тому же современные дошкольники мало рисуют, раскрашивают, лепят; поэтому выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят: им трудно и, следовательно, не интересно.
Из-за плохой подвижности пальцев, недостаточной координации у детей, как правило, плохой почерк. Чтобы этого избежать, следует укрепить мышцы пальцев рук, выполняя определенные упражнения:
– массаж кистей рук;
– пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
– лепка фигур;
– выполнение движений с мелкими предметами ( мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
– выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
– специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур, с одинаковым нажимом. Перед такой работой ставятся задачи: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое.
Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. Это может привести к стойкому нежеланию выполнять письменные работы в школе. В этом случае нужно постараться заинтересовать его вначале красивой тетрадкой, новыми карандашами и т.д., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Для того, чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результатов своих действий.
Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «неположено» лавиной обрушиваются на первоклассников. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам надо адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Период адаптации к школе, связанный с присоблением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на целый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от помощи родителей.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит и от родителей первоклассника.
Главной задачей дошкольного учреждения на дошкольной ступени образования сохранить самостоятельность дошкольного детства и сформировать фундаментально личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.
Основным источником проблем связанных с переходом ребенка из детского сада в школу – новизна проживания ситуации для родителей и самого ребенка.
Образы будущей школы, учителя, а также фантазии взрослых о предстоящей учебе имеют выраженный черный или белый цвет. Дошкольное учреждение проводит профилактику школьных страхов, внимание родителей переключает на понятие, критерии оценки ситуации и снижает напряженность ожидания начала школьного обучения.
Необходимо проводить опросы родителей, что их больше волнует.
Возможно групповая и индивидуальная работа психолога по профилактики школьных страхов.
Главное направление работы психологов, дефектологов, воспитателей направлены на профилактику школьных страхов – внесение конструктивных оттенков в создаваемые образы, смещение внимание родителей на понятные, земные критерии оценки ситуации и через это снижение напряженности ожидания начала школьного обучения.
В практике чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6-8 лет.
Недостаточное речевое развитие детей, в том числе речевой памяти.
Неполные зрительные и зрительно пространственные представления.
Задержка развития мелкой моторики рук.
Недостаточно развитие внимание.
Недостаточно развития произвольность.
Нарушение формирования учебной мотивации.
Проблемы эмоционально – личностного развития (страхи, агрессия).
Проблемы поведения ().
Высокая утомляемость.
Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничество с логопедом, преподавателем дефектологом. Остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом.
Иными словами психолог направляет коррекционно-развивающую работу в той мере, в какой проблемные зоны развития ребенка соответствуют его компетенции.
Надо сказать, что данные исследования свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием.
Поддержка ребенка в овладении школьными навыками – задача, решение которой может определить всю его дальнейшую жизнь.
Жизненность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказывается более важным в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других.
Известно у большинства детей 6-7 лет есть проблемы с вниманием. Внимание связанно с работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это же, чьи мамы имели осложнения беременности в родах, однако встречаются и другие причины. Утомления чаще всего бывает двух видов. Однако проявляется классически: уставший ребенок начинает зевать, становиться сонным, работу выполняет формально. Нужно дать ему отдохнуть или переключить на более привлекательную и интересную деятельность. Другой вид утомления может обнаружить: чем больше ребенок устал, тем более подвижен он становится. Это проявляется так же в отвлекаемости, дети начинают реагировать на все случайные раздражители, выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и не вредно заставлять сидеть тихо: набегавшийся, активный ребенок постепенно может вернуться к учению. Наконец время от времени встречаются дети, которые испытывают перенасыщение, скуку, они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя. При утомлении у детей ухудшается:
переключение (уставший ребенок не способен следить за мыслью воспитателя)
концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок)
распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работ)
У детей УО слабые формы внимания.
Т.к. внимание связанно с произвольностью или волей. Если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель – можно говорить о произвольном внимании. Именно способность к произвольному вниманию является главной учебной деятельностью. Говоря о ребенке как о невнимательном, мы имеем ввиду произвольное внимание.
Произвольность обусловлена общим развитием ребенка в особенности речевым.
Способность в произвольном внимании, следованию поставленной цели формируется постоянно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Психологи рекомендуют воспитателям и родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка это его работа, как потом его работа стать учение.
Ребенок, преступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Поддержать ребенка в овладении школьными навыками – задача решение которой можно определить всю его дальнейшую жизнь.
Необходимым условием для школы – это социальная зрелость, то есть потребность в общении со сверстниками и взрослыми умение подчиняться определенному режиму, владеть понятием школьной ситуации. Педагоги создают условия для общениях в игре на занятиях и индивидуальных занятиях.
Одним из условий школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это прежде всего способность к целенаправленной психической деятельности, при которой достижении цели требует от ребенка усилий воли, внимания, эмоционального напряжения.
Ребенок к школе должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство с предметами и объединять их по выявленным признакам в группы (овощи, фрукты в основном дети знают продолжить мебель, посуда, игрушки и т.д.), а так же распознавать различия и сходство предметов в окружающем мире (деревья, кусты, транспорт).
Воспитателям обратить внимание на сенсорное развитие детей в основном дети знают 6 основных цветов (называют розовый, оранжевый, голубой) продолжить учить сравнивать геометрические фигуры с целью обнаружения сходств и различий, развивать умения обобщать.
Очень важно, чтобы ребенок к школе понимал разговорную речь и сам владел ею в соответствии с нормами родного языка, связность и последовательность высказываний, выразительность: воспитание фонетического слуха и способности к слуховому анализу устной речи: воспитание у детей любви к книге.
Но, речь для старшего дошкольника уже не только средство общения, но и предмет специального осознания и изучения. Поэтому перед учителями – дефектологами ставится следующие задачи: устранение недостатков произношения позволяет предупредить те огромные трудности в овладении учебным материалом в школе, которые могут возникать из-за дефектов речи.
Устранение недостатков произношения педагогам следует рассматривать, прежде всего, как предотвращение неуспеваемости по родному языку. Нужно учитывать, что недостатки произношения, как и другие виды речевых нарушений, нередко могут являться причиной серьезных отношений в развитии психики ребенка. Учитель – дефектолог проводит индивидуальную работу с детьми по исправлению дефектов речи у детей в индивидуальных тетрадях для воспитателей готовят задания (стихи, речевки, упражнения, слова, слоги ля-ля-ля, да-да-да-да и т.д.)
Дефектологу необходимо поддерживать постоянную связь с воспитателями, родителями.
Проводим упражнения тонкой моторики рук, желательно придерживаться следующих психолого-педагогических условий:
соблюдать признаки постепенности и умеренности нагрузки, опираться на игру, чередовать нагрузки с рекламационными упражнениями;
упражнение должно доставлять ребенку удовольствие, не превышать 10-15 минут;
оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;
ни в коем случае не заставлять переписывать (будет получаться все хуже и хуже)
Постановка руки. Многие дети имеющие трудности с письмом неправильно держат карандаш.
Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Педагог должен показать детям образец штриховки.
Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами.
Завязывание и развязывание узелков и бантиков, заплетение и расплетение.
Вырезание ножницами по контуру.
Изготовление мелких поделок из бумаги.
работа с мелким контуром, мозаикой.
Проведение пальчиковой гимнастики обязательно до и после выполнения упражнений по штриховки и письму.
Количество повторений каждого упражнения можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.
В ходе выполнения заданий у ребенка формируются произвольное внимание, определенные волевые качества.
Будут задействованы память, мышление, воображение.
У 6-7 летних детей усиливается чувствительность к разным воздействиям взрослого. Это пробуждает к внимательному отношению Соль стороны педагогов и оказанию ребенку поддержки.
?Введение
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания само ценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности,социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена “готовность к школе” и подходы к его дальнейшему изучению.
Подготовка ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением подготовка к школеявляется ряд новообразований развития, которые начинают “заявлять” о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в подготовке к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхожденияв ситуацию школьного образа жизни.
Становление подготовки к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития вдошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутногорассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему подготовки к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенкадошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый классмассовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
– социальный,
– психологический,
– эмоционально – волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Всовременной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия “подготовки”, или “школьной зрелости”.
Вместе с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка.
Цель курсовой работы: исследование подготовки детей дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: подготовка детей к обучению в школе.В процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Подбор методов исследования, направленные на изучение подготовки детей к обучению.
3. Анализ полученных результатов.
4. Обоснование полученных выводов.
5. Дать рекомендации учителям и родителям по…
Публикации по теме:
Подготовка дошкольника к обучению в школе
Введение Одна из главных трудностей, с которой встречается ребёнок в школе – это овладение письмом. Многие дети не умеют вовремя остановиться,.
Предшкольная подготовка детей
Введение Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском.
Конспект занятия для подготовительных групп (подготовка детей к обучению в школе) №9
Необходимый материал для занятия: Мяч, Демонстрационный материал с геометрическими фигурами, Бланки.
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»
Цель: построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Эпиграф:.
Консультация для родителей «Подготовка к школе»
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ, КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного.
Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе»
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Критерии готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе 4 2. Советы родителям по подготовке ребенка.
Опыт работы «Подготовка детей к школе в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
представлен на Межрегиональной Конференции в г. Иваново. 1 Слайд. «Подготовка детей к школе в ДОУ, с учетом ФГОС ДО» 2 Слайд. «Быть.
Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Федеральный государственный стандарт дошкольного образованияопределяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они.
Протокол родительского собрания подготовительной группы «Подготовка детей к школе»
ПРОТОКОЛ №1 родительского собрания подготовительной группы №8 от 17 сентября 2015 года Тема: «Подготовка детей к школе» Всего: 28 человек.
Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе. Первые ступеньки грамоты»
Рекомендации родителям из серии «Подготовка к школе» «Первые ступеньки грамоты» Цель: помочь родителям, не имеющим педагогического образования,.
Подготовка детей к школе
Готовность ребёнка к школе определяется прежде всего его физическим и психическим развитием. Любые отклонения в здоровье могут стать помехой в учёбе. Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня : ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку, в любую погоду обязательно бывать на воздухе, причём не просто гулять, а активно двигаться. Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения, он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется. Ребёнок не должен перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких пальцев и кистей рук. А сильное утомление ведёт к раздражительности, агрессивности ребёнка. Излишняя возбудимость или заторможенность снижают способность к обучению, в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу, отрицательно сказывается на отношениях с товарищами.
Вторым важным показателем готовность к обучению является объём знаний, которыми овладел ребёнок до школы, наличие у него определённого кругозора: представления о предметах, явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Все эти знания обеспечивает программа детского сада. Но и родители должны учить ребёнка слушать, запоминать, рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений. Почаще родители должны задавать детям вопросы: как? почему? Побольше общаться, разговаривать с ними. Развитие речи помогает ребёнку связно говорить, чётко излагать свои мысли, тренирует память, обогащает речь, развивает мышление, что очень важно для обучения.
До школы дети должны научиться себя обслуживать: одеваться, завязывать шнурки, готовить своё рабочее место, убирать за собой, выполнять несложные физические упражнения, владеть иглой ножницами, карандашом, кистью. Родители должны учить своих детей выполнять поручения. Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он его выполнил, если он начал рисовать или лепить, пусть доведёт дело до конца.
Если желания ребёнка не совпали с желанием товарищей, пусть прислушается к их мнению , уступит в чём-то, пусть ребёнок научится уважать окружающих людей . Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым людям, уметь вежливо извиниться, попросить прощения. У таких детей легко складываются отношения с товарищами, со взрослыми. Очень важно, чтобы у ребёнка было желание учиться, интерес к школе. Родителям ни в коем случае нельзя пугать детей школой, учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься, начинают запугивать, тем самым наносят вред своему ребёнку.
Очень полезно до школы развивать у детей моторику рук ,путём рисования, лепки, конструирования, эти дети успешно овладевают навыками письма. По математике должны уметь считать до 20 и обратно, знать предыдущие и последующие числа в пределах десятка, сравнивать предметы по размеру, знать геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, круг.
Обучение детей чтению, можно учить родителям, но с правильным произношением звуков, иначе трудней переучивать.
Если у детей проблемы с речью, необходимо проконсультироваться с логопедом, вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи.
Понятие готовности ребенка к школе
В современном мире, большая часть детей начинает обучение в школе с шести лет, когда ребенок отвечает определенным требованиям.
Поучается, дети могут отправиться в школу, только тогда, когда он достиг того уровня, который позволит ему успешно пройти среднее образование, а также самостоятельно правится с требованиями воспитательно-образовательного учреждения.
Во многих специальных справочниках можно найти подробные и наиболее четкие определения для характеристики ребенка, который готов переступить порог школы. Однако ни для кого не секрет, что у родителей и воспитателей абсолютно разное представление о том, каким должен быть ребенок, готовый к школе, о том, какие стороны его личного характера и умения должны быть развиты в наивысшей степени, чтобы справиться с той нагрузкой, что ляжет на его плечи.
Отмечу, что большинство родителей уверено – самое необходимое для их детей – общее развитие, а именно: хорошее физическое здоровье, умственная и социальная развитость.
Многие же считают, что кроме умственных способностей ничего более ребенку не требуется, мотивируя свою точку зрения тем, что в первом классе наиболее распространенная проблема среди детей – понимания формулировок в учебной литературе. Также фактор развития технического прогресса также играет большую роль, ведь именно он способствует повышению знаний у современного человека, а значит и для детей это самое важное.
Намного меньше число родителей считаю, что для ребенка не менее важно и социальное развитие, подразумевая под этим эмоционально-нравственное развитие. Ни для кого не секрет, что большинство родителей делают упор при подготовке дошкольника к дальнейшему обучению именно на те направления, которые напрямую связаны со школьными предметами. Они подчеркивают, что в – первую очередь необходимо развить внимательность детей, затем обратиться к пополнению знаний, развитию памяти, мышлению и речи, а на последок, усилить интерес к школе.
Кто-то уверен, что необходимо одобрять, и даже поощрять волевые качества ребенка, стремиться сделать из него целеустремленного, настойчивого и прилежного человека, а также развивать дисциплинированность и активность, то есть, обращать внимание на поведение в целом. В частном порядке обращается внимание и на ручные умения, моторику.
К сожалению, многие взрослые убеждены, что не нужно учить детей читать, считать и писать, однако, именно такое развитие навыков необходимо при поступлении в первый класс. Родители аргументируют такую позицию потерей у ребенка интереса к дальнейшему обучению в школе, невнимательностью на уроках.
Еще одна причина, по которой родители избегают обучения детей письменности и счету – незнание норм. Из-за того, что многие не понимают, как должно проходить обучение этим навыкам, они принимают решение возложить эту заботу на учителей. Чтение и письмо – сугубо школьные дисциплины, которые должны осваиваться ребенком лишь при поддержке специально подготовленных педагогов.
Другая категория родителей стремиться научить своих детей всем этим навыкам, деть и ночь, проводя с ними время за тренировками. Они считают, что темп развития ребенка в школе благодаря этому ускориться, что детям будет проще освоиться и воспринимать информацию на уроках, а также из учебной литературы, а значит, помочь им снять напряжение, меньше волноваться и спокойно учиться уже тем навыкам, что преподаются в школьных заведениях.
Доклад на тему: «Подготовка ребенка к школе».
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка.
Все дети шестилетнего возраста приходят в школу с огромным желанием учиться. Они уверены, что все сумеют сделать, что все у них получиться.
Первый год учебы имеет огромное значение не только в жизни ребенка, но и родителей. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Это сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей, и ограничений. Теперь ребенок каждый день должен ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. А главное – заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». В поддержании у первоклассников этой позиции неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ваш ребенок прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда веселым и жизнерадостным. И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе. Многие из вас считают, что для этого достаточно научить его читать, считать, писать. Однако для полноценного воспитания этого недостаточно. Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Поэтому первоочередной заботой родителей и воспитателей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью занятий с ним.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в школу, необходимы знания об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения, ребенок начнет отличать живое от неживого, растение от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при усвоении, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым.
Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.
Так же обстоит дело со счетом – он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, знания числа и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания.
Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Однако даже в этих условиях, часть детей обнаруживает интеллектуальную пассивность, и для ее преодоления требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.
Уровень развития познавательной деятельности включает в себя и определенные качества восприятия и мышления ребенка. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.
Обучение в школе, систематическое усвоение знаний предъявляют высокие требования к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление природы.
Ребенок от природы любознателен. Он очень рано начинает интересоваться окружающим миром. Все малыши – «почемучки». От того, как взрослые отвечают на их бесчисленные вопросы, и зависит, угаснет или разовьется природная любознательность ребят.
Скажем, когда ребенок задает вопрос о причинах каких-либо явлений, взрослый может прямо ответить на него, даже объяснить, а может так организовать опыт самого ребенка, что ответ будет найден им самим. Например, малыш спрашивает: «Почему у стола 4 ножки»? Можно сказать: «Иначе он упадет», и ребенок этим ответом удовлетворится. Но поддержит ли это его пытливость, создаст ли желание задуматься над физическими закономерностями окружающего? Вряд ли. Во всяком случае в значительно меньшей степени, чем тогда, когда мы поступим иначе: вывернем одну ножку у игрушечного стола и предложим ребенку поставить на этот угол достаточно тяжелый предмет, допустим деревянный кубик. Малыш убедиться сам, что стол потерял устойчивость, и легко найдет этому объяснение: «Потому что положили тяжелое, а здесь не подперто».
Подготовка ребенка к школе включает также формирование элементарных математических навыков и представлений развитие сообразительности.
Большинство детей, поступающих в 1 класс, умеет считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью говорят, что могут сосчитать до тысячи. Родители таких детей часто высказывают опасение, что их ребенку будет скучно на уроках математики, где вначале считают в пределах десятка. Иллюстрация к этому – типичный пример из практики.
Пятилетний Вова – гордость своих родителей – бойко и уверенно считал до 100. Мама и папа с удовольствием демонстрировали «математические способности» сына при любом подходящем случае. Однажды одному из гостей родители сообщили о том, что их сын растет очень сообразительным и у него наверняка будут большие успехи в математике, и предложили убедиться в том, как он замечательно умеет считать. Вова, серьезно сдвинув брови, затараторил: «1, 2, 3… 35, 36…» «Подожди, подожди,- сказал гость. – Ты лучше скажи мне, сколько ног у собаки?» Вова на несколько секунд задумался, было видно, что он не понимает чего от него хотят, мотнул головой и сказал: «Нет, лучше я вам до 100 посчитаю».
Дело в том, что дети нередко заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа, Такой счет не развивает мышление ребенка, а, напротив, притупляет его математические способности. Поэтому, обучая дошкольника счету, необходимо учить его пересчитывать конкретные предметы: кубики, мячики, игрушки и т.д. Только в этом случае в сознании ребенка образуется связь между числом и количеством.
Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники при решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну, больше, меньше, старше, моложе, раньше, позже, глубже, мельче, короче, длиннее и т.д.; путают правую и левую стороны;
В начале школьного обучения от ребенка не требуется знание больших чисел. Но до поступления в школу необходимо, чтобы он умел сознательно считать в пределах 10; знал прямой и обратный счет первого десятка, представлял себе состав названного числа, т.е. умел разложить это число на слагаемые; решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: « На столе лежало 5 книг. Положили еще 2 книги. Сколько всего книг стало на столе»; «К Ване пришел товарищ. Мама дала им 6 яблок и посоветовала разделить поровну. По сколько яблок получил каждый?»
Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о числе связывать определенное представление о той или иной совокупности предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь считать три предмета; пересчитать их по порядку: один, два, три; Сложить в одну группу, например: три листочка, три карандаша, три яблока; нарисовать названное количества кружков, квадратиков, домиков; показать на пальцах.
Уже на первых уроках маленькие школьники выполняют несложные упражнения в тетрадях. При групповой форме обучения у учителя нет возможности контролировать каждого ученика, поэтому необходимо, чтобы будущий первоклассник хорошо ориентировался на странице в тетради и в книге, знал, где расположена правая, левая, верхняя и нижняя стороны листа и его середина; имел представление о том, что начинать писать надо слева в верхней части листа, а не посередине, как это делает большинство дошкольников.
Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к усвоению письма и выполнению графических упражнений; во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.
Следует помнить, что потребность «писать по-письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Напротив, интерес к чтению у детей старшего дошкольного возраста возникает спонтанно, и уже на шестом году жизни они знают много букв, просят взрослых научить их читать, некоторые овладевают навыком чтения самостоятельно, почти без взрослого. Возраст от 6 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом для обучения чтению. В этом возрасте нормально развивающийся легко и с удовольствием учится читать. Вместе с тем, физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, к тому же современные дошкольники мало рисуют, раскрашивают, лепят; поэтому выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят: им трудно и, следовательно, не интересно.
Из-за плохой подвижности пальцев, недостаточной координации у детей, как правило, плохой почерк. Чтобы этого избежать, следует укрепить мышцы пальцев рук, выполняя определенные упражнения:
– массаж кистей рук;
– пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
– лепка фигур;
– выполнение движений с мелкими предметами ( мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
– выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
– специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур, с одинаковым нажимом. Перед такой работой ставятся задачи: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое.
Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. Это может привести к стойкому нежеланию выполнять письменные работы в школе. В этом случае нужно постараться заинтересовать его вначале красивой тетрадкой, новыми карандашами и т.д., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Для того, чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результатов своих действий.
Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «неположено» лавиной обрушиваются на первоклассников. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам надо адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Период адаптации к школе, связанный с присоблением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на целый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от помощи родителей.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит и от родителей первоклассника.
Главной задачей дошкольного учреждения на дошкольной ступени образования сохранить самостоятельность дошкольного детства и сформировать фундаментально личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.
Основным источником проблем связанных с переходом ребенка из детского сада в школу – новизна проживания ситуации для родителей и самого ребенка.
Образы будущей школы, учителя, а также фантазии взрослых о предстоящей учебе имеют выраженный черный или белый цвет. Дошкольное учреждение проводит профилактику школьных страхов, внимание родителей переключает на понятие, критерии оценки ситуации и снижает напряженность ожидания начала школьного обучения.
Необходимо проводить опросы родителей, что их больше волнует.
Возможно групповая и индивидуальная работа психолога по профилактики школьных страхов.
Главное направление работы психологов, дефектологов, воспитателей направлены на профилактику школьных страхов – внесение конструктивных оттенков в создаваемые образы, смещение внимание родителей на понятные, земные критерии оценки ситуации и через это снижение напряженности ожидания начала школьного обучения.
В практике чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6-8 лет.
Недостаточное речевое развитие детей, в том числе речевой памяти.
Неполные зрительные и зрительно пространственные представления.
Задержка развития мелкой моторики рук.
Недостаточно развитие внимание.
Недостаточно развития произвольность.
Нарушение формирования учебной мотивации.
Проблемы эмоционально – личностного развития (страхи, агрессия).
Проблемы поведения ().
Высокая утомляемость.
Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничество с логопедом, преподавателем дефектологом. Остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом.
Иными словами психолог направляет коррекционно-развивающую работу в той мере, в какой проблемные зоны развития ребенка соответствуют его компетенции.
Надо сказать, что данные исследования свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием.
Поддержка ребенка в овладении школьными навыками – задача, решение которой может определить всю его дальнейшую жизнь.
Жизненность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказывается более важным в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других.
Известно у большинства детей 6-7 лет есть проблемы с вниманием. Внимание связанно с работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это же, чьи мамы имели осложнения беременности в родах, однако встречаются и другие причины. Утомления чаще всего бывает двух видов. Однако проявляется классически: уставший ребенок начинает зевать, становиться сонным, работу выполняет формально. Нужно дать ему отдохнуть или переключить на более привлекательную и интересную деятельность. Другой вид утомления может обнаружить: чем больше ребенок устал, тем более подвижен он становится. Это проявляется так же в отвлекаемости, дети начинают реагировать на все случайные раздражители, выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и не вредно заставлять сидеть тихо: набегавшийся, активный ребенок постепенно может вернуться к учению. Наконец время от времени встречаются дети, которые испытывают перенасыщение, скуку, они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя. При утомлении у детей ухудшается:
переключение (уставший ребенок не способен следить за мыслью воспитателя)
концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок)
распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работ)
У детей УО слабые формы внимания.
Т.к. внимание связанно с произвольностью или волей. Если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель – можно говорить о произвольном внимании. Именно способность к произвольному вниманию является главной учебной деятельностью. Говоря о ребенке как о невнимательном, мы имеем ввиду произвольное внимание.
Произвольность обусловлена общим развитием ребенка в особенности речевым.
Способность в произвольном внимании, следованию поставленной цели формируется постоянно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Психологи рекомендуют воспитателям и родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка это его работа, как потом его работа стать учение.
Ребенок, преступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Поддержать ребенка в овладении школьными навыками – задача решение которой можно определить всю его дальнейшую жизнь.
Необходимым условием для школы – это социальная зрелость, то есть потребность в общении со сверстниками и взрослыми умение подчиняться определенному режиму, владеть понятием школьной ситуации. Педагоги создают условия для общениях в игре на занятиях и индивидуальных занятиях.
Одним из условий школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это прежде всего способность к целенаправленной психической деятельности, при которой достижении цели требует от ребенка усилий воли, внимания, эмоционального напряжения.
Ребенок к школе должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство с предметами и объединять их по выявленным признакам в группы (овощи, фрукты в основном дети знают продолжить мебель, посуда, игрушки и т.д.), а так же распознавать различия и сходство предметов в окружающем мире (деревья, кусты, транспорт).
Воспитателям обратить внимание на сенсорное развитие детей в основном дети знают 6 основных цветов (называют розовый, оранжевый, голубой) продолжить учить сравнивать геометрические фигуры с целью обнаружения сходств и различий, развивать умения обобщать.
Очень важно, чтобы ребенок к школе понимал разговорную речь и сам владел ею в соответствии с нормами родного языка, связность и последовательность высказываний, выразительность: воспитание фонетического слуха и способности к слуховому анализу устной речи: воспитание у детей любви к книге.
Но, речь для старшего дошкольника уже не только средство общения, но и предмет специального осознания и изучения. Поэтому перед учителями – дефектологами ставится следующие задачи: устранение недостатков произношения позволяет предупредить те огромные трудности в овладении учебным материалом в школе, которые могут возникать из-за дефектов речи.
Устранение недостатков произношения педагогам следует рассматривать, прежде всего, как предотвращение неуспеваемости по родному языку. Нужно учитывать, что недостатки произношения, как и другие виды речевых нарушений, нередко могут являться причиной серьезных отношений в развитии психики ребенка. Учитель – дефектолог проводит индивидуальную работу с детьми по исправлению дефектов речи у детей в индивидуальных тетрадях для воспитателей готовят задания (стихи, речевки, упражнения, слова, слоги ля-ля-ля, да-да-да-да и т.д.)
Дефектологу необходимо поддерживать постоянную связь с воспитателями, родителями.
Проводим упражнения тонкой моторики рук, желательно придерживаться следующих психолого-педагогических условий:
соблюдать признаки постепенности и умеренности нагрузки, опираться на игру, чередовать нагрузки с рекламационными упражнениями;
упражнение должно доставлять ребенку удовольствие, не превышать 10-15 минут;
оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;
ни в коем случае не заставлять переписывать (будет получаться все хуже и хуже)
Постановка руки. Многие дети имеющие трудности с письмом неправильно держат карандаш.
Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Педагог должен показать детям образец штриховки.
Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами.
Завязывание и развязывание узелков и бантиков, заплетение и расплетение.
Вырезание ножницами по контуру.
Изготовление мелких поделок из бумаги.
работа с мелким контуром, мозаикой.
Проведение пальчиковой гимнастики обязательно до и после выполнения упражнений по штриховки и письму.
Количество повторений каждого упражнения можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.
В ходе выполнения заданий у ребенка формируются произвольное внимание, определенные волевые качества.
Будут задействованы память, мышление, воображение.
У 6-7 летних детей усиливается чувствительность к разным воздействиям взрослого. Это пробуждает к внимательному отношению Соль стороны педагогов и оказанию ребенку поддержки.
?Введение
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания само ценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности,социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена “готовность к школе” и подходы к его дальнейшему изучению.
Подготовка ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением подготовка к школеявляется ряд новообразований развития, которые начинают “заявлять” о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в подготовке к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхожденияв ситуацию школьного образа жизни.
Становление подготовки к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития вдошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутногорассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему подготовки к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенкадошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый классмассовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
– социальный,
– психологический,
– эмоционально – волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Всовременной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия “подготовки”, или “школьной зрелости”.
Вместе с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка.
Цель курсовой работы: исследование подготовки детей дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: подготовка детей к обучению в школе.В процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Подбор методов исследования, направленные на изучение подготовки детей к обучению.
3. Анализ полученных результатов.
4. Обоснование полученных выводов.
5. Дать рекомендации учителям и родителям по…