Сочинение на тему подготовка зверей к зиме

6 вариантов

  1. Лиса и волк

    Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.
    Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.
    Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

    Речевые упражнения по теме «Как животные готовятся к зиме?». Играем со словами

    Игра «Где чей дом?». Угадай, как продолжить

    В берлоге живет…
    В норе может жить…
    В хатке живет…
    В дупле живет…
    Под кустиком живет…
    Если малыш ошибается, то можно поиграть в такую игру под названием «Помоги малышам найти домик». Малыши — зверюшки заблудились и потеряли свои домики. Где же их ждут мамы? Куда надо отнести бельчонка? А куда зайчонка? Где ждет малыша мама-медведица? А где ждет бобренка папа-бобр? Куда надо идти барсучонку? А куда ежонку? В игре малыш быстро запомнит, кто где живет. Для игры можно использовать игрушки или картинки.

    «Продолжи предложение»

    В зимнем лесу никогда не встретишь…
    В зимнем лесу можно встретить…
    Осенью меняют шубки…
    Осенью еж…

     «Назови животных ласково».

    Белка – белочка,
    лиса — … (лисичка),
    медведь – (медведюшко, мишка),
    заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),
    еж — … (ежик).

    Игра «Построим мост. Самое длинное предложение об осени»

    Возьмите фишки. В роли фишек могут выступать любые мелкие предметы: карандаши, шишки, пуговицы, ракушки, камешки, бруски из строительного материала или детали конструктора. Можно вырезать квадраты из плотного цветного картона. Одна фишка — это одно слово. Выкладываете одну фишку и называете одно слово. Например, «еж». Ребенок выкладывает вторую фишку и называет второе слово, присоединяя его к первому: «Бежит». «Еж бежит». Вы выкладываете третью фишку и называете третье слово. Можно называть два слова, если используется предлог: «По лесу. Еж бежит по лесу». Но каждое слово — это одна фишка! Спросите ребенка: «А это какое слово? Это слово «по». А это слово «лесу». Вместе получилось : по лесу». Далее ребенок добавляет свое слово. Например, «Осеннему». Получилось уже такое предложение: «Еж бежит по осеннему лесу» и у Вас выложено 5 фишек. Продолжайте расширять это предложение сколько сможете. Например, Ваш конечный итог может выглядеть так: «Колючий веселый еж бежит по осеннему золотому лесу и несет на спине сухие листочки». Правило — одно слово только один раз используется в предложении, чтобы не получилось «масло масляное» ??
    Я обычно использую игровой вариант этого упражнения.Мы с детьми «строим мост» от одного берега реки до другого из наших фишек.
    На старых обоях чертим два берега, через которые надо построить мост. Можно нарисовать «берега» мелом на линолеуме или выложить веревочки.
    Обговариваем, зачем нужен этот мост. Например, козленок заблудился, ему надо домой, а  реку он переплыть  не может. Если мы построим мост из слов, то он перейдет по нему. Но мост нужен длинный, поэтому слов нам потребуется много!
    Строим мост из слов, то есть составляем предложение. А заодно знакомимся с термином «предложение», учимся подбирать красивые образные выражения и строить сложные предложения в своей речи!
    Когда мост готов, наш герой бежит весело по нему к маме.
    Возможно строить предложения — мосты с любыми словами и в любой игровой ситуации: нужно машине проехать на другой берег, нужно Айболиту пройти к больному мишке и т.д. Можно строить не мост, а дорогу.

    Диалоги – драматизации на тему «Как животные готовятся к зиме». Лесной разговор

    Как провести диалог животных в осеннем лесу — драматизацию с ребенком

    Собрались звери на лесной полянке и начали о своих делах друг другу рассказывать. «Я буду зимовать в дупле»,  — сказала белочка. – «А на зиму я припасла себе еду – засушила грибы, собрала орехи и желуди».
    «А я, — буду спать в берлоге», — басом сказал медведь. – Мне сейчас надо много съесть еды, чтобы всю зиму я смог спокойно спать. Зимой мне еда не нужна. Я приготовил себе берлогу. В  ней я буду спать зимой».
    Разыграйте с ребенком этот разговор и продолжите его от лица разных зверей. Можно ввести и других персонажей – птиц  и насекомых. Пусть птицы расскажут, как они собираются улетать в дальние края, а насекомые поведают о том, как они прячутся в щелки да под кору от холодов и морозов.  Каждый персонаж рассказывает от себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.
    Для диалогов можете использовать игрушки – зайку, лису, мишку, мышку, белочку. Можно вырезать силуэты зверюшек или использовать картинки. Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме. И что еще важно – малыш учиться применять полученные знания в жизни! Это гораздо лучше и эффективнее, чем «мучать» ребенка вопросами: «А как заяц готовился к зиме? Вспомни, а как барсук готовился к зиме? Вспомни…» Ребенок вспомнит, а через несколько дней… забудет!  А вот ту информацию, которую ребенок использовал в игре, он не забудет никогда! Ведь это было им прожито и прочувствовано, это было интересно и эмоционально, это было так ярко и увлекательно! Играйте и развивайте малыша в игре! И успех будет гарантирован!
    Дети очень любят разыгрывать такие диалоги зверей с помощью пальчикового театра. Пальчиковый театр не обязательно покупать или шить или вязать. Можно его быстро сделать из подручных материалов, имеющихся в каждом доме.

    Как просто можно сделать пальчиковый театр по теме «Как животные готовятся к зиме»

    Нарисуйте сами животных или распечатайте готовые картинки и наклейте каждую на тонкую полоску плотного картона. Ширина полоски примерно 1см. Длина 7-8 см. Можно картинки раскрашивать, а можно оставить такими как есть – черно-белыми. Раскрашивать картинки цветными карандашами очень полезно для ребенка. Это развивает мелкую моторику, поэтому можете привлечь малыша к этому делу. Ведь готовить игрушки для своей будущей игры всегда интересно для ребенка!
    Возьмите полосу картона шириной 3-4 см и длиной примерно 8-10 см. Склейте из нее с помощью скотча «колечко» на пальчик ребенка. Точный размер детали зависит от размера пальчика ребенка – «колечко» должно свободно на него надеваться и сниматься, но при этом не должно спадать с пальца.
    Готовую полоску картона с приклеенным к ней изображением животного вставьте вовнутрь «колечка» и наденьте на пальчик. Можно менять персонажей, вставляя их в «колечко» и доставая их. Получается пальчиковый театр.
    В этом пальчиковом театре один ребенок может как выполнять роль одного животного, так и играть несколько ролей. Каждое животное рассказывает о том, как оно подготовилось к зиме.
    Для проведения диалога – игры малышу понадобиться Ваша помощь. Возьмите на себя одну из ролей, задавайте вопросы, подсказывайте новые сюжеты и темы для обсуждения!

     

    Сюжеты для игры — драматизации с детьми на тему

    «Как животные готовятся к зиме»

    Как основу для такой драматизации детьми диалога между животными, можно взять народную песенку.
    Тень-тень-потетень,
    Выше города плетень,
    Сели звери на плетень,
    Похвалялися весь день.
    И далее зверюшки начинают похваляться, как они к зиме подготовились. Для малыша 3-4 лет достаточно использовать самые простые персонажи – заяц, белка, еж, мышка, медведь, лиса и волк.
    Для более старших детей 5-7 лет можно взять как основу для драматизации диалога животных рассказ Николая Сладкова. Пусть ворон задает вопросы животным, а они ему отвечают. Сначала мама может взять на себя роль ворона и задавать вопросы зверюшкам о том, как они к зиме готовятся. Потом поменяйтесь ролями. Каждый раз меняйте состав животных, отвечающих на вопрос Ворона.

  2. Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
    Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём?
    Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.
    Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.
    Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.
    Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
       Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.
      Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.
    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.
       Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.
      Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.
      Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

  3. В зимнее время лесные животные стараются прятаться от пронизывающего ветра и холода. Некоторые зверушки используют для этого норы или естественные укрытия. Древесные обитатели устраиваются на зимовку в дуплах, которые отыскивают в стволах толстых деревьев. А вот медведь, например, почти на всю зиму заваливается спать в берлогу, поэтому для него проблема обеспечения кормом и водой не является насущной.
    Как хищные, так и травоядные животные стараются меньше времени проводить на открытом пространстве. Но время от времени голод все же заставляет зверей покидать укромные места и отправляться на поиски пропитания. Сложно приходится хищникам, которые вынуждены в погоне за добычей преодолевать сугробы. Да и мелким животным трудно бывает докопаться сквозь толщу снега до вкусных стеблей кустарников. Чаще всего травоядные довольствуются корой и молодыми побегами растений.

    Что лесные животные пьют зимой

    Когда устанавливается устойчивый снежный покров, лесным животным становится все сложнее добраться до воды. Выход из положения они находят в буквальном смысле этого слова под ногами. Чтобы утолить жажду, звери лижут или поедают снег. Такой способ, конечно, не назовешь очень удобным, но он помогает зверям восполнить недостаток жидкости в организме. Некоторым животным достаточно лишь той влаги, которая поступает в организм вместе с растительной и другой пищей.
    Сложнее всего зимой приходится кабану. В летнее время представители этого вида пьют чаще и больше других животных. Кабаны по этой причине летом стараются держаться ближе к водоемам. Потребность в воде заставила их использовать в пищу самые сочные и богатые жидкостью корма. Даже в зимнее время дикие свиньи восполняют недостаток воды, отыскивая под слоем снега сочные корневища. Вместе с таким кормом кабаны, подобно другим животным, активно поедают снег.
    К счастью для лесных зверей, не все водоемы в зимнее время покрываются коркой льда. Почти всегда животные могут отыскать полыньи или другие открытые места, где течет вода. Очень часто к местам такого водопоя животные прокладывают настоящие тропы, хорошо видимые на снегу. Этим признаком нередко пользуются охотники, которые в поисках дичи ориентируются на те места в лесу, где имеется доступ к открытой воде.
    В тех лесах, где развито охотничье хозяйство, очень часто егеря и охотники стараются принимать меры для того, чтобы в трудные для жизни времена обеспечить животных водой искусственным способом. С этой целью на водоемах проделывают проруби, а в лесных массивах устанавливают поилки. В подкормку животных также стараются включать сочные корма, которые содержат в себе какое-то количество воды.

  4.  Скребицкий Г.А. Сказка «Всяк по-своему»

    Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный, голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже прятаться от врагов в густой траве.
    — Ты у меня молодец, — сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. — Лежи здесь тихонько под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник, отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.
    И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит.
    Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его обитателями — птицами и зверьками.
    Стояли погожие дни, еды кругом было вволю, а в густой траве, в кустах легко спрятаться от врагов.
    Зайчишка жил себе, не тужил. Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.
    * * *
    Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.
    Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.
    Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и не находил.
    Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы — звери и птицы — о чём-то хлопочут, что-то делают.
    Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.
    Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.
    — Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? — спросил он.
    — Как — зачем? — ответила белка. — Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?
    — Нет, — отвечал зайчишка, — я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.
    — Плохи твои дела, — покачала головой белка. — Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни мохом все щели.
    — Да у меня и гнезда нет, — смутился зайчишка. — Я сплю под кустиком, где придётся.
    — Ну, это уж никуда не годится! — развела лапками хозяйственная белка. — Не знаю, как ты зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.
    И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.
    Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.
    Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.
    — Здравствуй, косой, — ответил барсук. — Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.
    — А зачем ты её выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.
    — К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.
    — А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, — сказал заяц.
    — Не слушай её, — махнул лапой барсук. — Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.
    — Нет, я не умею нору копать, — ответил зайчишка. — Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.
    — Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. — Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.
    Побежал зайка дальше, выбежал на берег лесной речушки. Выбежал и насторожился.
    Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки. «Бобр, он самый и есть», — разглядел заика и в два прыжка очутился возле него.
    — Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.
    — Да вот тружусь, подгрызаю осину, — не спеша отвечал бобр. Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри у меня тепло, уютно.
    — А как же в твой домик войти? — спросил Зайчишка. — Входа нигде не видно.
    — Вход в мою хатку устроен внизу, под водой. Доплыву я до островка, нырну до самого дна, там и вход в свой домик найду. Лучше нет звериного домика, чем моя хатка. Давай вместе её утеплим к зиме, вместе и зимовать будем.
    — Нет, — отвечал зайчишка, — нырять и плыть под водой я не умею, сразу же утону, лучше я под кустиком перезимую.
    — Зря не хочешь со мной зимовать, — отвечал бобр и принялся грызть осинку.
    А зайчишка заковылял дальше, прочь от реки, обратно в лес.
    Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей листвы выглянул старый знакомец — ёжик.
    — Здорово, дружище! — крикнул он. — Ты что это такой невесёлый, уши развесил?
    — Огорчили меня приятели, — отвечал зайчишка. — Говорят, нужно на зиму тёплое гнёздышко или хатку строить, а я не умею.
    — Хатку строить? — рассмеялся ёжик. — Вот глупости! Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер тебе не страшны.
    — Нет, — отвечал зайчишка, — проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я поминутно от каждого шороха просыпаюсь.
    — Ну, тогда делай как знаешь, — ответил ёжик. — Прощай, мне пора местечко себе для зимнего сна присмотреть.
    И зверёк снова скрылся в кустах.
    Поплёлся зайчишка дальше по лесу. Бродил, бродил. Уже и ночь прошла, утро настало. Выбрался он на полянку. Глядит — на ней много много дроздов собралось. Все деревца облепили и по земле скачут кричат, трещат, спорят о чём-то.
    — О чём вы спорите? — спросил зайчишка дрозда, который сидел к нему поближе.
    — Да вот обсуждаем, когда нам лететь отсюда на зиму в тёплые страны.
    — А разве в нашем лесу вы зимовать не останетесь?
    — Что ты, что ты! — удивился дрозд. — Зимой выпадет снег, укроет всю землю и ветви деревьев. Где же тогда еду раздобыть? Летим с нами на юг, там зимою тепло и всякой еды вволю.
    — Ты разве не видишь, у меня и крыльев нет, — грустно ответил заяц. — Я ведь зверёк, а не птица. Звери летать не умеют.
    — Вот и неправда, — возразил дрозд. — Летучие мыши тоже зверьки, а летают не хуже нас, птиц. Они уже улетели на юг, в тёплые страны.
    Зайчишка ничего не ответил дрозду, махнул только лапкой да и побежал прочь.
    «Как же я зимовать буду? — тревожно думал он. — Все звери и птицы каждый по своему к зиме готовятся. А у меня нет ни тёплого гнёздышка, ни запасов еды, и лететь на юг я не сумею. Наверное, мне придётся умереть от голода и холода».
    * * *
    Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая шерсть сменялась новой — пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги, бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.
    «Как же мне теперь от врагов прятаться? — с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица и ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли. Однако и там белая шубка легко могла его выдать зоркому глазу хищника.
    Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и холодное.
    Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.
    Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом зимы.
    Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.
    Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.
    Найти её было не так уж трудно — снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых маленьких кустиков.
    Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.
    «По таким следам любой враг меня легко может найти», — подумал косой.
    Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем раньше, запутал свои следы.
    Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.
    Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.
    «Зима не так уж страшна», — решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.
    Но таким приятным оказалось только начало зимы, а потом дело пошло всё хуже и хуже. Снегу нападало очень много. Его почти невозможно было разрыть, чтобы добраться до уцелевшей зелени. Зайчишка напрасно бегал по высоким сугробам в поисках пищи. Не часто удавалось ему пожевать какую-нибудь торчавшую из-под снега веточку.
    Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.
    «Дай-ка и я попробую, — подумал зайчишка. — Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»
    Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.
    «Значит снег большой беды не наделал, — решил косой. — Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».
    Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.
    «Ух, как холодно!» — говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.
    Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.
    На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы — тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.
    — Ну, наелись — пора отдохнуть, — сказал старый тетерев своим собратьям. — Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.
    «Какие же могут быть норки у тетеревов?» — удивился зайчишка.
    Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.
    «Неужели же там тепло?» — удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.
    С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.
    * * *
    И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.
    Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.
    На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли — не белая, а серенькая.

  5. ПРОСТЫЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРИМЕРЫ НА ТЕМУ – КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ
    Жирным шрифтом выделены главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
    1)Все звери готовятся к приходу зимы.
    1)Звери готовятся к зиме осенью.
    3)Осенью звери делают запасы на зиму.
    4)От зимнего мороза диких зверей спасает их тёплая меховая шуба.
    5)У всех зверей к зиме для защиты от холодов шерсть становится густой.
    6)У всех диких животных к зиме происходит линька.
    7)К приходу зимы у зверей вырастает густой теплый подшёрсток.
    8)К холодам у некоторых зверей для защиты от врагов меняется окрас шерсти.
    9)Лесные животные меняют свои летние шубку на зимние, более пушистые и тёплые.
    10)У лисы вырастает густой тёплый мех.
    11)Заяц меняет серую шубку на белую.
    12)К зиме заяц сменил серую шубку на белую.
    13)В белой шубке заяц сливается со снегом и скрывается от врагов.
    14)Заяц зимой прячется и спит в снегу, под елками.
    15)В белой шубке заяц становится незаметным.
    16)Белки, суслики, хомяки устраивают целые кладовые с огромными запасами пищи.
    17)Белка меняет яркую рыжую шубку на серую.
    18)Белка делает на зиму запасы и прячет их в мох, под корнями деревьев.
    19)К зиме белочка в кладовых откладывает орешки, сушит на ветках грибочки.
    20)Под кладовую белка отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки.
    21)Белка насаживает грибы на обломанные сучки и сушит.
    22)Не страшна зима белке и ее деткам – бельчатам.
    23)К холодам белка спешит заготовить побольше грибов, орехов и жёлудей.
    24)Белка утепляет своё дупло пухом, соломкой.
    25)Мышь к зиме запасает в норке зерно.
    26)С осени мышки делают запасы.
    27)Полевка роет под хлебными колосьями себе норку.
    28)Под землей у мышки есть спальня и несколько кладовых.
    29)Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.
    30)Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.
    31)Медведь тоже готовится к зиме.
    32)Медведь все лето наедает жирок: кушает вкусные ягоды, ловит рыбу.
    33)Медведь делает себе берлогу, укладывается в нее и спит там всю зиму.
    34)Медведь с осени копит жир, много ест и зимой крепко спит.
    35)Медведи и кроты засыпают до весны.
    36)У волка к зиме на лапах отрастает густая шерсть. Он может двигаться по снегу, как на лыжах, не проваливаясь.
    37)Некоторые животные хорошо наедаются за осенние месяцы – запасаются пищей.
    38)Летучие мыши, ежи и медведи проводят зиму в глубоком сне.
    39)Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.
    40)Ближе к осени барсук начинает накапливать жир.
    41)Барсук ловко ловит грызунов, лягушек, ящериц, выкапывает червей.
    42)К холодам барсук чистит нору, натаскивает мох, опавшую листву и устраивает постель.
    43)К холодам барсук накапливает жир и ложится спать на всю зиму.
    44)Бобр к холодам утепляет свою хатку в речке.
    Назад в раздел

  6. Ольга Сулимина
    Проект «Подготовка зверей к зиме» старший возраст

    Проект «Подготовка зверей к зиме»

    [/b]
    Актуальность. Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
    Дети имеют довольно скудные сведения о диких животных Смоленщины, об их повадках и жизнедеятельности. Поэтому необходимо более расширенно познакомить их с фауной Смоленского края.
    Для поддержания интереса к изучению природы с детьми старшего дошкольного возраста был разработана проектная деятельность, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
    Цель проекта:
    Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных нашей полосы.
    Задачи:
    • расширить и систематизировать знания детей о подготовке диких животных леса к зиме;
    • познакомить детей с Красной книгой Смоленской области;
    • развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
    • воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
    • обогатить предметно-развивающую среду;
    • вовлечь родителей в проект.
    Вид проекта: исследовательски – творческий
    Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
    Предполагаемые результаты реализации проекта:
    • обогащение знаний детей о сезонных изменениях в жизни диких животных нашего края;
    • знакомство с Красной книгой Смоленской области;
    • развитие творческих способностей детей;
    • формирование бережного отношения к природе;
    • создание «Копилки» познавательной информации;
    • повышение интереса родителей к проектной деятельности.

    Этапы проекта:

    [/b]

    1. Подготовительный

    На первом этапе сбора информации использовался метод «трёх вопросов»
    Что мы знаем?
    • Чем дикие животные отличаются от домашних
    • Сказки про животных
    • Медведь зимой спит в берлоге
    • Заяц к зиме меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно
    • Белка питается семенами и орехами
    Что мы хотим узнать?
    • Что такое «Красная книга»?
    • Зачем нужно охранять диких животных?
    • Какие животные нашего края занесены в «Красную книгу»?
    • Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?
    • Как зимуют медведь и ёж?
    • Какое жилище у бобра?
    • Чем питаются животные зимой в лесу?
    Как найти ответы на свои вопросы?
    • Спросить у родителей, дедушки, бабушки
    • Спросить у воспитателя
    • Спросить у старших сестёр, братьев
    • Посмотреть в энциклопедии
    • Посмотреть мультфильм, телепередачу
    • Посмотреть в «Красной книге»
    • Сходить на экскурсию в музей
    По проекту предварительная работа:
    • изучение методической литературы;
    • подбор интернет – ресурсов по теме проекта;
    • организация предметно-развивающей среды (подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, атрибутов)

    2. Основной

    (виды деятельности)
    Игровая деятельность
    Творческие игры
    Цель игр: расширять знания детей о диких животных, воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
    • Сюжетно-ролевые: «Зоопарк», телепередача «В мире животных»
    Игры с правилами
    Цель д/игр: закрепить знания о внешнем виде животных леса, местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.
    • Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Чьи следы?», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Помоги белочке сделать на зиму запасы», «Дорисуй животное», «Где чей хвост?», «Чей детёныш?» «Назови семью», «Закончи предложение», и др.
    • Разрезные картинки
    • Игры- лабиринты
    • Игры-загадки
    Двигательная
    Цель игр: развивать физические качества и обогащать двигательный опыт, формировать потребность в двигательной активности.
    • Физминутки о диких животных
    • Имитация характерных движений лесных животных (используется нестандартное оборудование)
    • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Хитрая лиса», «Волк во рву»
    Коммуникативная
    Цель: расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме.
    • Экскурсия в библиотеку на тематическую выставку: ««Писатели о диких животных»
    • Рассматривание детских энциклопедий о животных
    • Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме»
    ООД «Как лесные звери-медведь и белка готовятся к зиме»
    • Просмотр видеофильма, мультфильмов о диких животных леса
    Продуктивная деятельность]
    Цель: развивать эстетическое восприятие образа животных поздней осенью и умение передавать увиденное в рисунках, поделках
    Раскраски животных нашей полосы
    ООД Пластилинография «Лесные жители»
    Задание: обвести шаблоны зверей на картон, подобрать цвет пластилина и заполнить форму.
    ООД Рисование «Дикие животные Смоленского края»

    ООД Конструирование из бумаги по технике оригами «Лисичка с челочкой»
    Познавательно-исследовательская деятельность
    Цель: расширить и систематизировать знания детей о подготовке диких животных леса к зиме
    • Виртуальная экскурсия по лесам Смоленского края
    ООД Опыты на тему «Подготовка зверей к зиме»
    Опыт 1. «Почему заяц зимой белый?»
    «Летом – серый, зимой – белый» – почему так говорят? Ответ на этот вопрос дети находят сами. Предлагается рассмотреть силуэт белого зайчика на белом и зелёном фоне. Смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда заяц меняет свою шубку к зиме?

    Опыт 2. «Почему белка меняет шубку зимой»?

    Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются детям на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Дети сами догадываются на основе этого опыта.
    Опыт 3. «Какая шубка теплее?»
    В холодную погоду взять на прогулку две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, теплую. Предложить детям желающим надеть сначала легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснить, что животным на зиму тоже нужна теплая одежда. Но рукавичек, шапочек, курток у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
    Решение проблемных ситуаций:
    – Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?
    – Как зимуют медведь и ёж?
    – Какое жилище у бобра?
    – Как помочь исчезающим диким животным?
    – Чем питаются животные зимой в лесу?
    Обзор животных нашей полосы на карте Смоленской области
    Восприятие художественной литературы
    Цель: дать детям представления о жизни диких животных в лесу, о их особенностях, повадках. Развивать слуховую память, воображение, умение пересказывать тексты. Воспитать у детей интерес к чтению, слушанию литературных произведений о мире животных.
    • Рассматривание с детьми иллюстраций по рассказам М. Пришвина, Е. Чарушина;
    • Чтение художественных произведений: В. Бианки «Готовятся к зиме», «Купанье медвежат»; М. Пришвина «Ёж», «Жил-был медведь»; К. Д. Ушинского «Жалобы зайки»; Е. Чарушина «Волчишко», «Страшный рассказ»; Сухомлинского «Как ёжик готовился к зиме»; Д. Зуева «Тайны леса», «Волки»; Г. Скребицкого «Белка», «Заяц»; И. Соколова-Микитова «Медвежья семья», «Лоси»; А. Клыкова «Лисица»; Н. Сладкова «Лиса и заяц» и др.
    • Заучивание и драматизация стихотворения “Есть в лесу под ёлкой хата” П. Воронько;
    загадки о животных леса
    Летом мед ел и малину,
    Чтобы сытым спать всю зиму.
    Тише, дети! Не шуметь!
    Пусть спокойно спит… (медведь)
    Догадайтесь, кто же это?
    В шубку рыжую одета.
    И не рыба, и не птица.
    Это — хитрая. (лисица)
    Он в лесу дремучем рос,
    Серой шерстью весь оброс.
    В зайцах вкусных знает толк
    Злой голодный серый… (волк)
    Самый маленький олень,
    Легкий и изящный,
    Зимой серо-рыжий,
    Летом рыже-яркий. (косуля)
    У него иголочки,
    Как в лесу на елочке.
    Зверя лучше не тревожь!
    Он колючий. Это (еж)
    Лапки у него и уши
    Словно сделаны из плюша.
    Знает девочка и мальчик —
    Любит есть морковку (зайчик)
    Кто по зарослям идет,
    На ходу листву жует?
    Лучше с ним гулять поврозь.
    Этот зверь — рогатый… (лось)
    Этот зверь с двумя клыками,
    Очень мощными ногами
    С лепёшкой на носу,
    Роет землю он в лесу. (кабан)
    Бродит хищный кот в лесах
    С кисточками на ушах.
    Дальше от него держись —
    Быстро нападает (рысь)
    • заучивание скороговорок, чистоговорок, пальчиковых игр, пословиц и поговорок о диких животных.
    Работа с родителями
    • Консультация для родителей «Ребёнок в мире природы»
    • Привлечение к созданию альбома с творческими работами детей «Что мы знаем о животных леса» (красочно оформленная информация, стихи, загадки о диких животных Ф. -А 4)
    • Маршрут выходного дня: предложить провести активно выходные на природе, повторить правила поведения в лесу, обратить внимание на красоту леса поздней осенью.

    3. Заключительный этап проекта

    [/b]
    Викторина – игра «В мире лесных животных»
    Альбом «Что мы знаем о животных леса»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *