Сочинение на тему подвиг в деяниях твоих

9 вариантов

  1. Что означает подвиг? Определений этого слова существует великое множество. Толковый словарь говорит следующее: подвиг –  героический поступок, который человек совершает в опасных условиях, где раскрываются его лучшие качества. И одно из них – человечность. Подвиг – это благое деяние, которое может принести пользу другим, но вред самому себе. Также подвигом можно назвать преодоление собственных страхов, комплексов, улучшение собственных качеств.
    Подвиг нельзя совершить осознано. Ничто не может заставить человека пойти на него. Когда наступает опасность и кто-то попал в беду, человек на мгновение остается наедине с внутренним «Я». Будь это долг или совесть, это не важно. В этот момент человек решает, стоит ли помочь бедолаге или нет? Готов ли ты сам пострадать, пошатнуть свою жизнь ради спасения порой совершенно незнакомого человека? В настоящее время очень мало людей готовы пойти на это. Большинство проявляют страх. Очень часто мы наблюдаем на улице людей, которые просят о помощи, но многие не обращают на них внимание. Может быть люди и хотят помочь, но все равно жестоко проходят мимо. А некоторым даже наплевать, они думают лишь о себе. Но, несмотря на это, в нашем мире есть небольшая доля добрых людей, которые, не думая, пожертвуют всем ради спасения. И неважно человек это или животное.
    Наверняка все хоть раз задумывались, смогут ли они сами пойти на подвиг? Хватит ли им духу пойти на «смерть» ради кого-то? Это, прежде всего, зависит от самого человека, его воспитания и мировоззрения. Что родители, что школа учат ценить жизнь, проявлять любовь к Родине. А это решает, какое будет будущее поколение.
    Если сравнивать поколение, которое живет сейчас, с поколением времен Великой Отечественной Войны, то отличия окажутся колоссальными. В те ужасные времена людей, которые шли на подвиги, было гораздо больше. Они рисковали собой, погибали ради того, чтобы спасти своих близких или боевых товарищей.
    Совершали подвиги все: мужчины, женщины и дети. Если вспомнить начало войны, то тогда несколько тысяч школьников, студентов взяли оружие и отправились защищать Родину. Они не боялись, чувство долга брало верх над страхом. Здесь надо сказать большое спасибо их воспитанию.
    Можно сделать вывод, что подвиг – это не действие, а убеждение в правильности дела, за которое отдают жизнь.

  2. Например, кто-то тонет или гибнет на пожаре. Один при этом в растерянности стоит рядом, а другой бросается в огонь или в воду, спасать гибнущего человека, делая это, порой, ценой собственной жизни.
    Бывают подвиги случайные, когда человек внезапно, под действием критической ситуации проявляет мужество и самоотверженность, так как понимает, что сейчас все зависит от него. А бывает, что вся жизнь человека становится одним большим подвигом. Примером может служить жизнь Екатерины Михайловны Бакуниной, сестры милосердия, героини двух войн – Крымской войны 1855 года, где она подавала пример терпения и мужества при героической обороне Севастополя, и русско-турецкой войны 1877 года, во время которой она руководила всей работой сестер милосердия на Кавказе. Остальное, мирное время, она посвятила развитию земских больниц – что в условиях бесконечных эпидемий также было героизмом. А сколько знает история героев-ученых, которые добывали ценные знания для человечества, порой жертвуя своим здоровьем и жизнью!
    Первые полеты в космос тоже были подвигом – ведь техника была ненадежна, слишком мало было известно об условиях полета.
    Жизнь часто создает условия для подвига. Совершать ли его, – каждый решает сам. И все же только мужественный человек может называться Человеком.

  3. «Подвиг твой бессмертен, солдат»
    Героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. Наш народ чтит память воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Много памятников и обелисков героям стоит на нашей земле… В День Победы, 9 мая, наши соотечественники возлагают цветы к Вечному огню на площади Левченко.
    В истории каждого народа можно найти примеры личного мужества. Много героев было и в истории России. Это и Иван Сусанин, и Александр Матросов, и Н.Ф. Гастелло. В годы Великой Отечественной войны героизм проявляли и взрослые, и дети.
    Мне хочется рассказать о своём земляке, о судьбе одного лётчика, Здоровцеве Степане Ивановиче.
    Ему ль отваги занимать,
    Он мстит за всё своё,
    Он любит Родину, как мать,
    Он кровный сын её.
    Эти поэтические строки очень точно характеризуют Героя Советского Союз, лётчика Здоровцева С.И., чьё имя навсегда вписано в историю района, области и нашей страны.
    В далёком 1916 году никто и предположить не мог, что в семье красноармейца Ивана Григорьевича и Александры Меркурьевны Здоровцевых родится будущий герой. Как вспоминали очевидцы, рос Степан тщедушным, часто болел, кружилась голова. Когда пришло время учиться, родители определили сына в начальную хуторскую школу. Степан Иванович выглядел намного младше своих сверстников. Как только появился в первом классе, сразу же дали ему прозвище Карасик. Я думаю, что ему было обидно это слышать в свой адрес, но ничто не могло погасить в нём желания учиться. Мама, с которой у Степана Ивановича были очень тёплые отношения, строго воспитывала сына. Главное, о чём она заботилась, это чтобы рос он честным, правдивым. «Хуже нет, когда человек на враньё лёгок, – не раз повторяла она.- Такой человек плохой, ненадёжный. А ты должен быть надёжным, таких людей уважают, ценят». После окончания начальной школы родители все силы приложили, чтобы дать сыну образование, чтобы не пришлось Степану, как когда-то его отцу, пасти кулацкий скот. Вместе с братом Степана отвезли в Семикаракорск и определили обоих в 7 класс. Затем ребята продолжили учёбу в Константиновской средней школе. Далее Степан продолжил обучение в тракторно-механической школе, поскольку здоровье родителей было подорвано, нужно было получать профессию, чтобы помогать отцу с матерью. Так Степан Иванович оказался в Астрахани в судоремонтных мастерских. Это был период формирования стойкого характера будущего героя. Для себя молодой человек решил, что в трудных и опасных ситуациях нельзя теряться, пасовать. Надо собирать силу и волю и преодолевать трудности.  Здоровцев С.И. обучается на курсах водолазов. Не бросая этих, поступает в аэроклуб. Конечно, было трудно, и не раз посещала мысль бросить занятия. Но будущий прославленный лётчик вспоминал мудрую пословицу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Именно поэтому его имя регулярно висело на Красной доске в аэроклубе. Степан Иванович не мыслил своё будущее без неба. Так в январе 1939 года он добровольно поступает учиться в Сталинградское военное авиационное училище. И здесь его фотография в течение всей учёбы не снималась с Доски почёта.
    С первых дней войны Степан Иванович Здоровцев на фронте в составе 158-го истребительского авиационного полка, где будучи командиром звена ведёт борьбу с фашистами. Задачей этого полка было прикрытие воздушных подходов к Ленинграду в районе Пскова. А в короткие минуты затишья он пишет домой жене и дочери, сообщая, что жив, здоров, что проводит свою боевую жизнь день и ночь в краснокрылом истребителе, что в день приходится делать по 5-6 боевых вылетов. 28 июня 1941 года стал для него самым замечательным и в тот же момент опасным днём: он сбил фашистского бомбардировщика. Шёл всего седьмой день войны. Степан Иванович в воздушном бою с тремя вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил самолёт противника. Сам благополучно вернулся на свой аэродром. 8 июля 1941 года Здоровцеву С.И. было присвоено звание Героя Советского Союза. Нам землякам нужно гордиться донским казаком Степаном Здоровцевым, который первым получил высшую награду Родины в годы Великой Отечественной войны. Награждён орденом Ленина.
    Но не суждено было Степану Ивановичу вернуться домой, обнять жену и дочь. 9 июля 1941 года при выполнении боевого задания в районе Пскова пропал без вести. Зачислен навечно в списки воинской части. На Волге именем героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани и Волгограде – улицы. В Астрахани установлен памятник. По традиции на торжествах, посвященных Дню победы, в нашем школьном музее звучат вот эти строки, принадлежащие перу русского поэта Александра Твардовского:
    И сколько ещё себя
    в схватках лихих
    Покажут советские люди!
    Мы многих прославим,
    но этих троих
    Уже никогда не забудем.
    Запомним же русские
    их имена,
    Что дороги будут для внуков,
    Здоровцев Степан –
    командир их звена,
    Пилот Харитонов и Жуков.
    Герой Советского Союза Здоровцев С.И.

  4. Подвиг является, прежде всего, поступком и его может совершить только благородный человек, который обладает высокими моральными качествами, для него не чужда нравственность и он готов сделать много ради людей, находящихся рядом с ним. Подвиги совершались в течение всей истории и многие из них уже превратились в легенды, которые передаются из поколения в поколение.
    Так, всегда очень интересно читать о поступках такого древнегреческого героя, как Геракл. Считается, что он совершил двенадцать великих подвигов и простые люди не были способны на такие поступки. Поэтому раньше считалось, что совершить великое дело мог только необычный человек.
    Но со временем все изменилось и мы видим, что даже самый простой человек может совершить величественный подвиг. Это доказали наши дедушки и бабушки, которые не взирая на свою молодость, не смотря ни на что, пошли на войну защищать свою Родину. Поэтому они великие герои, которые, не боясь смерти, ринулись в бой и одержали победу.
    Мне очень понравилось стихотворение Рождественского, которое отображало именно эту тему. Он рассказал о маленьком человеке, который жил обычной жизнь, но ворвалась война в его тихую жизнь, и он пошел защищать свое Отечество. Он решился на героический подвиг, но был убит. Когда в честь этого маленького человека возводили статую, то на всей земле не нашли столько мрамора, сколько бы хватило, чтобы вырубить этого героя в полный рост.
    Сейчас в современном мире тоже многие люди способны совершать поступки и не редко ради этого им приходится преодолевать большие трудности, которые не всем могут оказаться по силам. Мне кажется, что сегодня можно считать подвигом, то как другие люди, не заботясь о собственном благополучии, пытаются помочь нуждающимся в поддержке. И неважно это будет материальная помощь или словесная. О высоких моральных качествах может говорить и то, как люди пытаются помочь сиротам, посещая детские дома и принося им гостинцы. Благодаря таким визитам дети не чувствуют себя такими одинокими.
    К сожалению, не все люди способны на поступки. Далеко не каждый сможет оторваться от собственных дел и, невзирая на занятость, указать человеку путь или перевести бабушку через дорогу, дать денег просящему. Не все подберут котенка, который лишился без хозяина. Поэтому в наше время подвиги так высоко ценятся, ведь они являются очень редким явлением и по силам только добрым людям, которые не требуют признания, им не важна слава, они просто бескорыстно хотят помочь другому человеку.

  5. В наше время люди стали мыслить более приземисто. Их интересуют вещи, которые материальны, и большинство проблем, так или иначе связаны с достатком, работой. Не знаю, уместно ли говорить о том, что мы стали менее духовны, но такие понятия как честь, долг нам становятся все менее понятны с каждым годом. Более того, некоторые люди, особенно это касается молодежи, идут на поводу у пропаганды массовой культуры и считают глупыми такие чувства как совесть, сочувствие и даже любовь.
    Мне не нравится то, что происходит с нами, ведь люди, которые забывают о духовном или же по-другому моральном, а мыслят полностью материальными категориями, совершенно не способны на поступок. Поступок с большой буквы. Тот, который не колеблясь можно назвать подвигом.

    Подвиг

    Подвиг — это поступок, героический поступок, совершая который человек проявляет все свои лучшие качества: героизм, отвагу, способность к самопожертвованию. Мне тяжело точно дать определение слову «подвиг», ведь это не простой научный термин. За этим словом стоит нечто большее.
    Одним из главных, если выразиться техничным языком, составляющих подвига, мне кажется тот факт, что человек совершая его рискует своим здоровьем, а иногда и жизнью, но при этом не требует совершенно ничего взамен. Так человек, который заходит в горящий дом, солдат, который закрывает своим телом товарища, люди, которые ступают на тонкий лед, чтобы помочь утопающему, все они совершают подвиг.

    Героические профессии

    Меня очень радует то, что еще существуют такие героические профессии как спасатели, пожарные, полицейские и солдаты, которые дают возможность людям проявлять такие высокие качества.
    Способность совершить подвиг это то, что по моему мнению отличает нас от машин и животных, то без чего человечество не сможет существовать в будущем.

    Вариант 2

    Многие люди, читая различные произведения, смотря фильмы о войне и других трагических событиях, задаются вопросом о том, что же такое подвиг? Ответ на этот вопрос можно получить лишь индивидуальный. Для этого следует порассуждать.

  6. Уж не знаю зачем, но размещаю свое школьное сочинение на тему Подвиг здесь.
    P.S. Сказано – больше публицистики, значит больше.
    Подвиг.
    Мужество – добродетель,
    в силу которой люди в опасностях
    совершают прекрасные дела.
    Аристотель
    Что такое подвиг? Для каждого это понятие звучит по-разному. Все зависит от восприятия этого мира. Для кого-то подвигом является спасение сотен людей от какой-то глобальной катастрофы, для некоторых бескорыстный поступок по отношению к другому, кто-то считает подвигом честность, а для других подвиг просто вовремя проснуться. Все эти самые разные «подвиги» объединяет одно – это дела. Дела и поступки, совершенные людьми не ради корысти.
    Сейчас модно говорить, что, мол, время подвигов прошло, и все славные деяния были совершены предыдущими поколениями. Я не согласна с этим. Время подвигов не прошло и никогда не пройдет. Для того, чтобы доказать это стоит разобраться с некоторыми понятиями. Одно из них – кто совершает это. Обычно, когда говорят о подвигах, на ум приходят высокие мускулистые мачо-супермены в трусах поверх трико и с длинным развевающимся плащом за спиной. Но в реальной жизни настоящие деяния совершают обычные люди. Да-да, именно они. И примеров тому стони тысяч. Взять к примеру те же лесные пожары, столь участившиеся в последние года. Кто тушит их? Кто спасает людей из горящих селений? Ответ прост – простые спасатели и пожарники. Можно отмахнуться тем, что это их работа. Отнюдь. Никто их не заставляет рисковать своими жизнями и лезть в самое пекло. Они это делают сознательно и не ради выгоды. Они – герои. Или, к примеру, взять одну из самых ужасных катастроф современности – аварию на Чернобыльской атомной электростанции. Это была поистине чудовищная трагедия, которая до сих пор отражается в виде больных детей и зараженных землях. Но если бы не ликвидаторы все могло быть намного хуже. Кто же были эти ликвидаторы, которые спасли половину Европы и России от еще большей катастрофы? Ими были простые пожарные, выехавшие в ту страшную ночь на вызов, и работники станции – все они скончались в первые недели. Ими были милиционеры, помогавшие обезвредить загрязненную почву, шахтёры, которые откачали заражённую воду и предотвратили её попадание в Днепровский комплекс, водители, медики, военные и рабочие, которые принимали участие в дезактеваци территории и постройке саркофага – все они отдали свое здоровье, ради будущего своей страны и своих близких, не ради выгоды. Как видно, это были простые люди. Мы никогда не забудем их подвига.
    Теперь же вторая составляющая – время. Тут же ответ очень прост – все зависит от нас самих. Никогда не поздно совершить подвиг. И он не обязательно должен быть героическим спасением утопающего или закрытие озоновый дыры своим телом. Главное, чтобы этот поступок был от чистого сердца и с благими намерениями. Вот и всё.
    Подвиги – это неотъемлемая часть нашей с вами жизни. Без них мир погибнет, погрязнув в безразличие и бессердечие. Совершайте подвиги. Творите добро. И мир ответит тем же.

  7. Подвиг – это героический поступок, совершая который человек проявляет свои лучшие качества: героизм, отвагу, способность к самопожертвованию. Каждый ли человек способен на подвиг? Я думаю, что нет. Подвиг способен совершить только человек с достаточно зрелой личностью и с высоким уровнем нравственности. Только такая духовно сильная личность может проявить свои лучшие качества в экстремальной ситуации.
    К примеру, бывает такое, что кто-то тонет или гибнет на пожаре. Один человек при этом может в растерянности стоять рядом, а другой бросается в огонь или в воду, спасая гибнущего человека, даже если ему будет стоить это жизни.
    Бывают подвиги спонтанные, это когда человек, случайно попадая в критическую ситуацию, проявляет мужество и самоотверженность. В такие моменты человек почти не думает о себе, для него главное – спасти чью-то жизнь. Бывает и такое, что вся жизнь человека становится одним большим подвигом. Например, я знаю историю одной женщины, её звали Екатерина Михайловна Бакунина. Она сестра милосердия, героиня двух войн – Крымской войны 1855 года, где она была наглядным примером терпения и мужества при героической обороне Севастополя, и русско-турецкой войны 1877 года, где она руководила всей работой сестёр милосердия на Кавказе. В мирное время она развивала земские больницы, что также можно отнести к героическому поступку. Ведь тогда были бесконечные эпидемии, уносящие жизни огромного количества людей. А сколько учёных сделали свои открытия, порой жертвуя своим здоровьем и даже жизнью!
    В жизни всегда есть место подвигу. А совершать подвиг или нет – это уже дело каждого, ведь на подвиг способны не все. Одно я могу сказать с уверенностью – если перестанут совершаться подвиги, то жизнь станет невыносимой!

  8. Подвигом я считаю и работу Микеланджело Буонаротти, итальянского скульптора и художника, который, лёжа на спине, расписал плафон Сикстинской капеллы площадью в шестьсот квадратных метров. Это был титанический труд в течение четырёх лет!
    Не могу не согласиться с автором текста в том, что под­виг требует внутренней силы. Он действительно невозмо­жен без твёрдого характера и мужества.
    Вариант 3
    Я считаю, что подвиг — это важное дело, совершённое в труднейших условиях. Он иногда требует от человека ог­ромных усилий, душевных и физических.
    Так, Б. Кремнев, автор текста, называет подвигом созда­ние Бетховеном Второй симфонии.
    С автором текста сложно не согласиться. Несмотря на страх потерять слух и профессию, композитор ухватился за возможность писать музыку. Он победил отчая­ние, сохранил уверенность в своих силах, пока­зав себя борцом, творящим во имя людей, и соз­дал прекрасное произведение.
    Также примером подобного подвига может служить судьба лётчика Алексея Маресьева. Лишившись обеих ног, он впоследствии сумел вновь сесть за штурвал самолёта. Си­ла воли и самовоспитание помогли ему жить полноценной жизнью.
    Подвиги, я уверен, совершают мужественные люди.
    Вариант 4
    Подвиг — это героический поступок, когда человек, пре­одолевая себя, совершает почти невозможное. Когда говорят о подвиге, сразу вспоминаются герои Великой Отечествен­ной войны. Это они, проявляя героизм, отвоевали мир на земле. Но самоотверженные поступки совершаются не толь­ко на полях сражений.
    Доказательства этой мысли можно найти в тексте Б. Кремнева. Когда Бетховен понял, что его болезнь неизле­чима, он «вступил в схватку с судьбой». Музыка, ради ко­торой жил композитор, стала спасением для него.
    Бетховен отвоевал у болезни такие высоты, о каких не­возможно и помыслить: он создал величайшее творение — Вторую симфонию. И в ней нет «ни одной мрач­ной нотки, ни единого намёка на боль и страдание». Это и есть настоящий подвиг!
    Такие люди, как Бетховен, способные бросить вызов трудностям и мужественно преодолеть их, заслуживают уважения и восхищения.
    Вариант 5
    Подвиг — это такой поступок, когда человек, преодоле­вая свои возможности, совершает невозможное. Конечно, на этом пути могут быть и минуты сомнений, но важен лишь результат.
    Бетховен, ощутив потерю слуха, вначале надеялся, что «всё пройдёт само собой», но, когда узнал, что «болезнь не­излечима», не опустил руки. Жизнь его превратилась в борьбу с болезнью, а музыка в этом поединке стала его со­юзником.
    И композитор вышел победителем в схватке с недугом. Более того, в этот период он пишет «одно из самых радостных и светлых творений» — Вторую симфо­нию. Погружённый в пучину несчастья, Бетховен совершил почти невозможное: создал гимн радости и счастья.

  9. (1 вариант)
    Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читателей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неисчерпаема, необъятна; трудно перечислить все, что написано о войне. В своем сочинении я хочу прежде всего рассказать о подвиге писателей-фронтовиков. Подвиг советского народа был также подвигом литературы.
    В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий. П. Коган.
    Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».
    Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и …писали.
    О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой.
    Среди писателей-фронтовиков были и женщины. Совсем юная Ю. Друнина писала о себе и своих сверстницах:
    Нет, это горят не хаты
    – То юность моя в огне.
    Идут по войне девчата,
    Похожие на парней.
    Ей же принадлежат незабываемые строки:
    Я только раз видала рукопашный.
    Раз – наяву. И тысячу – во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.
    Да, было страшно: земля содрогалась от разрывов бомб и грохота гитлеровских танков, рева самолетов, стонов раненых; было страшно видеть умирающих рядом, но люди совершали самоотверженные поступки. Мне хочется отметить, что писатели рассказывали о жестоких днях правдиво, без прикрас, продолжая традиции Л. Н. Толстого, провозгласившего правду важнейшим принципом творчества.
    Произведения писателей звали людей на борьбу против врагов, воодушевляли на подвиги. Глубокое влияние на людей оказывала песня «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Так, например, в своих воспоминаниях командир батальона, попавшего во вражеское окружение, пишет: «Люди, уже отчаявшиеся победить, обрели веру в себя и выиграли сражение, услышав из рубки приемника:
    Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,
    – Идет война народная, Священная война».
    Я преклоняюсь перед тем, что, попадая в тяжелейшие условия, писатели и поэты оставались верными своему делу. Татарский поэт Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. Но он не сломался, не смирился со своей судьбой, не встал на колени перед врагами. В плену Муса Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию. Но поэт был предан, а затем переведен в берлинскую тюрьму Моабит. Брошенный в каменный мешок Моабитской тюрьмы, скованный по рукам и ногам, но не сломленный духом, Муса не прекратил борьбы. Теперь у него осталось единственное оружие – слово.
    Не преклоню колен, палач, перед тобою,
    Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
    Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,
    Хотя ты голову отрубишь мне, злодей
    Это стихотворение – самоотверженный поединок Джалиля в Моабите с фашистскими палачами, свидетельство огромной силы духа, непоказного, спокойного мужества.
    Размышляя о подвиге человека на войне, я невольно вспоминаю книгу Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Мы привыкли, что война – дело мужское, а Борис Васильев сумел повернуть тему войны такой стороной, которая меня поразила – война и девушки. Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак… Каждая из них могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни. В. Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, – самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Басков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.
    Нельзя не сказать о подвиге людей, которые работали в тылу, ибо хлеб, взращенный трудом женщин и детей, – это тоже оружие, и сила этого оружия велика.
    Поражает мужество ленинградцев. Именно они отстояли город от натиска гитлеровских полчищ, именно они создали ледовую дорогу, сохранили нужные производства. Ленинградцы сберегли чистоту и абсолютный порядок, творили искусство под сплошным артиллерийским обстрелом и беспрерывной бомбежкой.
    Ольга Берггольц, поэтесса-блокадница, «дыша одним дыханием с Ленинградом», писала об этих днях:
    Горжусь, что в эти дни, как никогда,
    мы знали вдохновение труда.
    В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
    где смерть, как тень, тащилась по пятам,
    такими мы счастливыми бывали,
    такой свободой бурною дышали,
    что внуки позавидовали б нам.
    Для моего поколения Великая Отечественная война – далекая история. Но история, которая волнует нас, учит дорожить свободой Родины, учит доброте, человечности, любви к людям. Тема подвига человека на войне вечна.
    (2 вариант)
    В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведения, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»), В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Сашка») и др.
    Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического осмысления подвига народа.
    События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточенные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было некуда. И возникает вопрос: кто виноват в этом? Кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей.
    Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега – малограмотный человек, «…читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны – кулаками, зубами…». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
    Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
    В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться – уже немалая удача» и «„.с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих – и будь здоров».
    Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка умен, сообразителен, ловок – об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести – отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
    В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем – способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств не совершал».
    «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самом трудной должности – солдатской», – писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.
    Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фронтовика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печати в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Критик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от слепоты. Главная мысль – постижение сущности войны всеми героями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным. Но в страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их представления о жизни.
    Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель политрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товарищей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейтенант Ястребов.
    Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор, восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.
    Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином, до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими товарищами.
    Прошло пятьдесят лет, как отгремели победные залпы над Берлином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества советских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать писателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему долгу, к Родине, к народу.
    (3 вариант)
    Поэт-фронтовик сказал: «Война – жесточе нету слова…» Уже для многих поколений оно олицетворяет ненависть и страх, боль и смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая жестокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сынов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла литература оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не воспеть его для грядущих поколений? Множество литераторов брали на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы древних летописей, и признанные классики русской литературы. Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в летописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
    Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который направил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти герои, а с ними и великое множество других не будут забыты. Подчас же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фашистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сына. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея. Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его душа должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения. Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда должен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы навсегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь небольшая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жизни становится Ванюшка – маленький мальчик, встреча с которым освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи. Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не подвиг?
    В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу. Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал».
    Еще один подвиг душевный, внутренний – это подвиг Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Человек, оставшийся без ног, передвигающийся на протезах, сумел сделать практически невозможное.
    ийся на протезах, сумел сделать практически невозможное. Он заставил почувствовать самого себя полноценным человеком. Алексей обладает настолько сильной жаждой жизни, желанием действовать, что не может смириться с ролью калеки, уготованной ему безжалостной судьбой. Мересьев, пройдя через боль и страдания, достигает своей заветной цели, он вновь поднимается в небо. Алексей совершает подвиг силы воли и упорства в достижении поставленной цели.
    Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма, способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям, способность выбора пути перед лицом смерти. Именно этим проблемам посвящена одна из лучших повестей В. Быкова – «Сотников».
    Быков подробно прослеживает поведение Рыбака и Сотникова в плену. Он показывает, как слепая жажда жизни приводит к измене, как сильный, ловкий и смелый человек может оказаться предателем. Рыбак – это «не враг по убеждению и не подлец по натуре». Он смелый и мужественный партизан. Но все эти качества сохраняются в нем до того момента, пока не нужно заплатить за убеждения жизнью. Одной из причин, которые привели Рыбака к предательству, Быков считает его нравственную неразвитость. Об этом думает перед смертью Сотников: «Рыбак был неплохим партизаном. Но как человек и гражданин, безусловно, не добрал чего-то. Впрочем, откуда было и добрать Рыбаку, который после своих пяти классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг…» В Рыбаке сильна жажда жизни, но в нем нет способности оценивать себя, свои поступки, и поэтому легко его сломать. В этой повести автор раскрывает и рождение подвига. С момента ареста Сотников перестает думать о себе, о своей жизни. До самой смерти его мысли заняты тем, чтобы спасти женщину, у которой они прятались. Определяющей чертой характера Сотникова автор показал верность гражданскому долгу. Он не прячется за спину другого, не перекладывает долю своей ответственности на чужие плечи. Ответственность перед людьми – это и есть, по мнению автора, проявление той высокой моральной силы, которая заключена в человеке. Подвигом было поведение Сотникова в фашистском застенке, подвигом была и его смерть. Он остался человеком до конца своей жизни и умирает непокоренным. Быков показывает, что путь к подлинному мужеству и героизму труден. Готовность к подвигу воспитывает вся жизнь.
    Великолепна повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Невозможно читать ее без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом и заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого.
    Вспоминая историю Великой Отечественной войны, нельзя забывать еще об одной форме героизма, еще об одном подвиге. Это подвиг труда, который, не жалея сил, свершали старики, женщины, дети. Они, как и их отцы, сыновья, мужья на фронте, сражались с врагом в тылу, сражались, не щадя свою жизнь.
    Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим потомкам никак нельзя забыть тот бессмертный подвиг, который совершил наш народ, каждый солдат в отдельности. Подвиг ради будущего своих детей, ради мира на нашей планете. И так жаль, что для достижения всего этого потребовалось так много жизней и так много подвигов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *