Сочинение на тему поэмы гроза

8 вариантов

  1. Пьесу «Гроза» написал знаменитый писатель Александр Николаевич Островский. Данное произведение считается верхом его литературной деятельности.
    Все происходит в одном очень интересном городе под названием Калинов. Рядом находится знаменитая река Волга. Кроме этого здесь идет описание природы, а также всего города и его жителей. Жители города никому никогда не помогают, а живут только для себя.
    Главной героиней в этом произведении стала Катерина, которая совсем не хочет жить как все остальные люди. Она никого никогда не обманывает, а всем старается помогать и выручать из любой ситуации. Все жители считают ее просто ненормальной. Она хочет жить спокойно, а главное – честно. Катерина никого никогда не хочет унижать или оскорблять, как это порой делает ее муж. Также она совсем не хочет прятаться ото всех. А ведь в этом произведении есть человек, который всю свою жизнь этим и занимается, и зовут ее Варвара Кабанова.
    Неожиданно в город приезжает родственник Дикого. Ему, также как и нашей главной героине, не нравятся все порядки, которые здесь установили. Как только Борис увидел Катю, то практически сразу в нее влюбился, и оказалось, что девушка тоже. Борис помог ей справиться со всем этим и теперь у нее словно выросли крылья за спиной, теперь она способна бороться со всеми, кто устанавливает такие порядки. Больше всего на свете ей хочется бросить мужа и уехать со своим любимым человеком хоть на край света. И ей совсем не важно, что про нее будут думать все окружающие. Вот только Борис оказался совсем другим человеком. Ему очень важно то, что о нем думают люди.
    В этом произведении нужно еще затронуть тему конфликта между героями. Варвара очень сильно боится того, что ее могут обокрасть, да к тому же она тайно встречается с любимым человеком, и чтобы этого никто не узнал, она запирает постоянно свою калитку.
    Тихон живет до сих пор с матерью и должен постоянно слушать все, что она ему скажет и подчиняться ей. С другой стороны Катя старается жить совсем по-другому, но жить так не получается. А остальных устраивает их жизнь и они ничего не собираются в ней менять.
    Вместе со статьёй «Сочинение по произведению Островского «Гроза» читают:
    Сочинение на тему: Основной конфликт в пьесе Островского «Гроза»
    Сочинение на тему: Смысл названия пьесы Островского «Гроза»

  2. Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.
    В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами. Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света». Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».

    Кабанова Марфа Игнатьевна

    Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.
    По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха – безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.

    Дикой Савел Прокофьевич

    Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана – купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им. Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев – искусственный, напускной. Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.

  3. Естественно ясно, что бояться стоит именно молнию, впрочем, громоотводы и соблюдения техники безопасности при грозе минимизируют риск пострадать от неё. И потому если не бояться, одеться в водонепроницаемую одежду или просто выглянуть в окно можно увидеть удивительное светопреставление.
    Небеса, озаряемые сполохами зарниц, крупные капли дождя, порывы ветра, клубящиеся тучи, на половину, а то и на всё небо. Удивительные зигзаги молний. Иногда одиночные, а иногда расцветающие букетами искривлённых закрученных под невероятными углами, светящихся линий, опускающихся с небес на землю.
    Особенно красиво любоваться этим погодным явлением, этим проявлением небесной стихии со склона горы, когда она лишь подходит к месту нахождения смотрящего. Внизу уже темно, так как тучи медленно, но неотвратимо наползают, приближаясь к подножию горы. Сколько видно глазу «небесные горы» состоящие из грозовых туч, единым фронтом наступают на свободный участок синего неба.
    Ветер только-только начинает доносить первые отголоски далёкого грома. Но молнии видны уже с такого расстояния, они поражают, завораживают. И с каждой минутой гроза приближается, донося первые капли дождя, как будто морские брызги. Описать всю красоту этого удивительного явления наблюдаемого с большой высоты очень и очень сложно. Но не стоит забывать о безопасности и вовремя покинуть склон, укрывшись в безопасном месте. Ведь гроза это проявление сил природы прекрасное, но всё же очень опасное…

  4. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
    С образом Катерины в драме связан мотив простора. Она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. С самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». Но ведь она родилась и росла в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие.
    Рассказ Катерины о жизни до замужества – один из самых трогательных монологов. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю».
    Всю ее настоящую жизнь составляют – домашняя работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. В реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. Даже когда Варвара выслушала рассказ Катерины, сказала: «Да, ведь у нас тоже самое». А Катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи».
    В Катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». Это чувство – чувство личности. В Катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. Ту любовь, которая просыпается в Катерине, она сама. В силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. Она хочет быть чистой и безупречной.
    Когда она осознает свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. Она признается Варваре: « Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все рушится: уезжает Тихон – опора в любви, Варвара дает ей ключ от калитки. В разговоре с Борисом Варвара говорит: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!». Эти слова можно считать предвестием гибели. Сознание греха полностью овладевает героиней.
    Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоу***ство Катерина говорит: «Все равно уж душу свою погубила». Гибель Катерины неотвратима, как бы ни повели себя окружающие ее люди. Смерть Катерины – ее победа, результатом которой стало появление «луча» в «темном царстве

  5. “Трагическое стечение обстоятельств, которое привело Катерину к гибели”
    «Гроза» А. Н. Островского – драма или трагедия?
    «Луч света в темном царстве»
    «Луч света» и «темное царство» в пьесе «Гроза»
    «Отчего люди не летают!» (Образ Катерины в пьесе А. Островского «Гроза»).
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха
    «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха
    «Темное царство» в изображении А. Н. Островского.
    «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза»
    «Темное царство» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»
    «Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза»
    Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза»
    Анализ монологов Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского “Гроза”.
    Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского “Гроза”.
    Был ли выход у Катерины Кабановой?
    Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
    Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы города Калинова
    Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
    Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского “Гроза”
    Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского «Гроза»)
    В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского «Гроза»?
    В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского “Гроза”?
    В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
    Второстепенные персонажи в драме “Гроза”
    Вызов дикой силе
    Героиня пьес А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»
    Город Калинов и его обитатели
    Город Калинов и его обитатели (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Город Калинов.
    Гроза, разразившаяся в двух драмах А.Н. Островского – «Бесприданница»и «Гроза»
    Две Катерины в русской литературе (по произведениям А.Н. Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
    Две Катерины в русской литературе (по произведениям А.Н. Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
    Дикой и Кабаниха (исключение в русском купечестве или они типичны?)
    Дикой и Кабаниха – «Самодуры русской жизни»
    Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства
    Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по драме А. Н. Островского “Гроза”)
    Драма «Гроза», ее создание и проблематика.
    Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Островского “Гроза”)
    Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
    Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
    Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Женская доля (по пьесе А. Островского «Гроза»).
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского«Гроза» и «Лес»
    Жертвы “темного царства” в пьесе “Гроза”
    Жестокие нравы города Калинова
    Жить не по лжи
    Значение второстепенных персонажей в драме А. Островского «Гроза»
    Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
    Изображение купеческого быта и нравов в драмеА.Н. Островского «Гроза»
    Изображение купечества в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Лес»
    Кабаниха – безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Каждый выбирает для себя…
    Каждый выбирает для себя…
    Как бы я поступила на месте Катерины?
    Как раскрывается тема семьи в пьесе Островского «Гроза»
    Какие образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими?
    Каким представляла Катерина Бориса и каким он оказался?
    Какой художественный образ ярче воплощает “жестокость нравов” города Калинова: Дикой или Кабаниха?
    Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)?
    Калинов и калиновцы (по драме Островского «Гроза»)
    Катерина – «Луч света в темном царстве»
    Катерина в кругу героев пьесы А. Островского «Гроза»
    Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Катерина и Варвара. Чья жизненная позиция ближе тебе?
    Катерина и Кабаниха – два полюса калиновского мира
    Катерина и Лариса: две женщины – одна судьба.
    Катерина и Лариса: кто сильнее? (по пьесам А. Островского «Греза» и «Бесприданница»)
    Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Катерина Кабанова в критических статьях А.Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»
    Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза»
    Катерина как трагический характер.
    Комическое и ужасное в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”)
    Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина?
    Кто Катерина – «решительный русский характер» или слабовольная женщина?
    Кто такая Катерина – «решительный русский характер» или слабовольная женщина? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»).
    Мини-сочинение “В городе Калинове” (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
    Мир города Калинова и Обломовка
    Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Молодое поколение в драме «Гроза»
    Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Молодое поколение в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Молодое поколение в пьесе «Гроза»
    Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    На чьей стороне драматург? (по пьесе А. Островского «Гроза»)
    Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”)
    Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образ «жестокого мира» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образ города в произведениях А.Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
    Образ и нравы города Калинова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Образ Катерины
    Образ Катерины
    Образ Катерины в драме А.Н.Островского “Гроза”
    Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образ Кулигина в пьесе Островского
    Образы Кулигина и Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
    Одинока ли Катерина в своем протесте?
    Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза».
    Осуждение нравственной слабости в драме Островского «Гроза»
    Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы «Гроза» А.Н.Островского) по статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»
    Повторит ли Варвара судьбу своей матери?
    Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев)
    Последнее свидание Катерины и Бориса
    Последнее свидание Катерины с Борисом
    Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
    Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
    Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?
    Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?
    Почему Катерина – “Луч света в темном царстве”?
    Почему Катерина – «луч света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
    Почему Катерина названа Добролюбовым «Лучом света в темном царстве»? (по произведению А.Н.Островского «Гроза»)
    Почему Катерина решилась на самоубийство?
    Почему Кулигина нельзя назвать «лучом света в темном царстве»?
    Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, «сильным русским характером»?
    Почему Н. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»?
    Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины “cильным русским” характером?
    Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
    Почему Островский назвал драму «Гроза»
    Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?
    Почему уходит в прошлое мир “тёмного царства”?
    Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой
    Применимо ли к Катерине изречение «без вины виноватая»? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Причины гибели Катерины
    Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Проблема покаяния в пьесе А. Островского «Гроза»
    Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»
    Проблематика пьесы Островского «Гроза»
    Проблемы человеческого достоинства в пьесе “Гроза”
    Продолжение пьесы Островского
    Протест Катерины в драме А. Островского «Гроза»
    Прощание Катерины с Тихоном. (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского “Гроза”.)
    Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.
    Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)
    Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
    Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Роль природы в переживаниях действующих лиц
    Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А.Н.Островский. «Гроза»)
    Роль Феклуши в системе образов пьесы «Гроза»
    Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А.Н.Островский. «Гроза».)
    Русский характер Катерины («Гроза»)
    Русское купечество в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Самодуры и их жертвы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Семья и общество в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Сила характера Катерины (по драме Островского «Гроза»)
    Сила характера Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»
    Символика в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Символика заглавия пьесы А. Островского «Гроза».
    Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес»
    Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Система персонажей в драме А.Н. Островского “Гроза”
    Система персонажей в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Система персонажей в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А.Н. Островского «Гроза»)
    Смысл названия драмы «Гроза»
    Смысл названия драмы А. Островского «Гроза»
    Смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”
    Смысл названия и образная символика в драме “Гроза”
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А.Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова).
    Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой.
    Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
    Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
    Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
    Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
    Существует ли истинная любовь в пьесе Островскго “Гроза”
    Сцена с ключом (анализ эпизода из второго действия драмы А.Н. Островского «Гроза»)
    Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского “Гроза”
    Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
    Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
    Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
    Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”)
    Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза»)
    Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза»
    Характеристика города Калинова и его жителей (по «Грозе» Островского)
    Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского
    Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?
    Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А.Н.Островского “Гроза”)
    Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)

  6. 6
    Текст добавил: Всему миру на диво

    Название своей знаменитой пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон.
    Кроме того, гроза играет свою собственную, определённую ей Островским роль на протяжении всей драмы. Например, в первом действии, когда Катерина начинает отдалённо намекать Варваре о своём увлечении, начинается гроза, как бы предостерегая её. В четвёртом же действии гроза приходит как предвестник трагедии, которая должна вот-вот произойти в пьесе. При этом Островский дал свободу грозе только один раз – лишь единожды она наконец-то разразилась, когда Катерина признавалась своему супругу и его матери в своей измене.
    На протяжении всего действия пьесы Островского «Гроза», это природное явление провоцирует персонажей на те или иные поступки. Например, подталкивает Катерину к признанию. При этом драматург задействует грозу и в переносном смысле. Супруг Катерины Тихон именует материнскую брань именно «грозою».
    Сама же гроза воспринимается разными персонажами по-своему. Дикой считает, что гроза – это послание людям в наказание за грехи, считает, что её необходимо страшиться. В противоположность ему мнение Кулигина – он считает, что гроза оживляет всё вокруг – природу, растения, весь мир.
    И, конечно же, показательно отношение к грозе главной героине – Катерины. По её мнению, гроза – это наказанье, посланное Богом. При этом её не пугает наказание, ей страшен сам грех, совершённый ею.
    Исходя из всего написанного выше, я считаю, что грозу можно смело назвать одним из главных персонажей одноимённой пьесы Островского.

  7. Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству.
    Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! … Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдницаНе с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила БорисаВедь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя.Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис – причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себяБудучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.
    Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше… Опять житьНет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.
    Пьесу «Гроза» Островский написал в 1859 году в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому, пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название «Гроза». Гроза происходит не только как природное явление, действие разворачивается под звуки грома, но и как внутреннее явление – герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом, для одних – это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих – это «голос свыше», который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.
    В душе Катерины происходит, никому, невидимая гроза, гроза для нее – это кара небесная, «рука Господня», которая должна покарать ее за измену мужу: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет Есо всеми помыслами лукавыми». Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в «геенне огненной» за свое греховное чувство.
    Для механика Кулигина гроза – грубое проявление природных сил, созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над «громом», который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю». Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.
    Для Тихона гроза – это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалом этих на ногах нет».
    Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза – это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.
    Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один ни один с людской молвой. «Здесь страшнее!» – говорит Борис, убегая с места моления всего города.
    Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова, в мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии, над головами вновь засияет солнце.Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» образ Катерины трактовал как «стихийный протест, доведенный до конца», а самоубийство – как силу вольнолюбивого характера: «горько такое освобождение; но что же делать, когда другого нет».
    Я считаю, что пьеса Островского «Гроза» была своевременна и способствовала борьбе с угнетателями.

  8. 8
    Текст добавил: Рэйн-Майнкрафт

    Много произведений русских классиков мы изучали на уроках литературы. Об одном из произведений я хотела бы рассказать. Это драма Островского «Гроза».
    Она заинтересовала меня своим содержанием, особенно очаровала и привлекла мое внимание главная героиня драмы — Катерина.
    Развитие действия драмы построено на взаимоотношениях людей. Показывая жизнь героев, их чувства и переживания, Островский особо выделил на примере главной героини — Катерины чувство, которое живет вечно и на котором основана жизнь, — любовь.
    «…Любовь — это прекрасный сон, который снится только избранным», — писал Шота Руставели. И, говоря о Катерине, нельзя не согласиться с этим высказыванием.
    Чистая, нежная любовь дается только людям с огромным сердцем и большой душой. Любовь нагрянет внезапно, подкрадется неслышно, закружит, как вихрь, и никуда не деться от нее. Человек забывает обо всем плохом, он погружается в свое чувство, окунается в эмоции. Вот так любовь захватила и Катерину, сделала ее счастливой и в то же время самой несчастной женщиной.
    Образ Катерины — наиболее яркий и сложный из всех образов пьесы «Гроза». Муж ее Тихон не может, да, скорее, и не пытается понять ее душевный мир. Катерина терпит самодурство Кабанихи (матери Тихона). Характер Катерины — сильный и свободолюбивый. Катерина — это «вольная птица» по своему душевному настрою.
    «…Отчего люди не летают? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».
    Повстречав на всем пути Бориса, она отдается любви до конца, ничего не требуя взамен, и… погибает. Кто виноват в ее смерти? На это трудно дать точный ответ; можно назвать много
    причин, среди которых будет такая, как уклад жизни, в котором живет Катерина. Она погибает потому, что миром правит «темное царство», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим. Катерина резко отличается от представителей «темного царства», даже от Бориса, которого она полюбила, почувствовав себя счастливой на миг, и который оставляет ее.
    Я думаю, смерть Катерины — это вызов всему темному в человеческой жизни. Почему Катерина решилась на самоубийство, ведь это грех, ведь она могла бы остаться жить в «темном царстве», смирясь с его порядками и законами, но не таков ее характер.
    Своей смертью она хотела, наверное, выразить протест против окружающей ее жестокости и в какой-то мере оправдать себя, свои отношения с Борисом, свою любовь. Ведь Катерина — женщина религиозная, а любовь к Борису для замужней женщины — грех. Добролюбов называет Катерину «русским, сильным характером», «лучом света в темном царстве». На протяжении всей пьесы чувствуется приближение грозы, которая разразилась в конце драмы. Мне кажется, что гроза — это символ свободы, и она у Островского не просто как явление природы, а как потрясение существующих устоев. Задумываясь над поступками персонажей пьесы, следя за изменениями событий в ней, я замечала изменение чувств и взглядов жителей города Калинова.
    Смерть Катерины по-разному отразилась на героях пьесы, осо- бенно это затронуло Тихона, и впервые в жизни он выражает свое мнение, вступает на миг (пусть даже на миг) в борьбу с «темным царством», восклицая: «Вы ее погубили, вы, вы…» Он как бы забывает, с кем разговаривает, перед кем дрожал всю жизнь. Тихон впервые произносит, что он не может жить в этой семье: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    Произведение Островского, на мой взгляд, сделало шаг вперед во всей нашей литературе. Оно вызвало и вызывает интерес у читателей.
    Я считаю, что эта драма, безусловно, заслуживает внимания как читателей, так и критиков и дает нам повод для размышления над взаимоотношениями людей, для развития чувства доброты к окружающим, а также возможность оценить всепоглощающую любовь и открыть в себе новые качества души и новые душевные стремления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *