Сочинение на тему поэт и поэзия

10 вариантов

  1. Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире?
    В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы…
    Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.
    Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом” также посвящено теме поэта и поэзии. Поэт тоскует о тех временах, когда он “писал из вдохновенья, не из платы”. Но слава лирического героя отобрала у него покой: “свет узнал и раскупил” его “сладкозвучные творенья”. Но “гоненье низкого невежды” и “восхищение глупца” вовсе не стоят того, чтобы творить ради них, считал Пушкин. Светская чернь недостойна вдохновения великого поэта. Восхищению толпы, славе в свете лирический герой предпочитает свободу. Но книгопродавец возражает:
    Наш век — торгаш; в сей век железный
    Без денег и свободы нет.
    Он хочет приобрести рукопись новой поэмы поэта и предлагает:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Что ж медлить?
    Поэт соглашается, но выражая свое согласие, резко переходит на прозу: “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”. Ведь в продаже своего творчества никакой поэзии нет. Поэту дан дар от Бога, он призван “глаголом жечь сердца людей”, а не продавать свои стихи. Но такова жизнь, и в этом – трагедия для истинного певца, для великого поэта.
    Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с “толпой”, то есть светской чернью, посвящены стихотворения “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”.
    В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт – обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”:
    Молчит его святая лира;
    Душа вкушает хладный сон,
    И меж детей ничтожных мира,
    Быть может, всех ничтожней он.
    Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”,
    На берега пустынных волн,
    В широкошумные дубровы…
    Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей.
    Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы:
    К какой он цели нас ведет?
    О чем бренчит? Чему нас учит? –
    толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них – пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство:
    Какая польза нам от ней? –
    говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”:
    Подите прочь – какое дело
    Поэту мирному до вас!
    В разврате каменейте смело,
    Не оживит вас лиры глас!
    Душе противны вы, как гробы.
    Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.
    Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.
    Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда
    …пускай толпа его бранит
    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
    И в детской резвости колеблет твой треножник.
    Об одиночестве поэта и непонимании читателей говорится и в стихотворении “Эхо”. Настроение автора в начале и в конце этого произведения неодинаково. В начале Пушкин рассказывает о том, как рождаются стихи. Любой звук побуждает поэта к творчеству, вселяет вдохновение: и рев зверя, и гром, и пение девушки, и крик пастухов. У поэта “на всякий звук” есть “свой отклик в воздухе пустом”. Именно поэтому певец и сравнивается с эхом. Но, как и эхо, ответа на свои “отклики” поэт не получает. Таким образом, концовка стихотворения печальна, ведь судьба поэта подчас трагична: не все его призывы пробуждают сердца людей, не всем близки его стихи.
    В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни. Александр Сергеевич желает сохранить независимость своего таланта от посягательств на него со стороны света. Этим настроением проникнуто стихотворение “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину?
    …Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться здесь и там…
    Именно это автор считает высшим счастьем, истинными правами. Это та цель, к которой, по мысли Александра Сергеевича, следует стремиться. Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. Обращаясь к Музе, автор призывает ее быть послушной “веленью Божию”, воспринимать равнодушно “хвалу и клевету” и, главное, “не оспоривать глупца”. Этот призыв обращен к поэту, которому предстоит творить в будущем.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

  2. Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова была проблема цели и места поэзии в жизни, назначения поэта, его роли в обществе.
    А. С. Пушкин всем своим творчеством утверждал единство поэзии и реальной жизни. Для него поэт являлся человеком, наделенным божественным даром. Муза не должна отворачиваться от людей, считая недостойным обращать внимание на простые сюжеты. Поэт для Пушкина — это пророк, способный своим творчеством влиять на общество. Этой теме посвящено стихотворение «Пророк», в котором слышится голос автора, призывающего поэта:
    «Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим. Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной жаждой» или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний. Это глубокое убеждение самого Пушкина, который в стихотворении «Памятник» обращается к музе с наставлением:
    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    А. С. Пушкин до самой смерти оставался преданным своим убеждениям, вере в высокое предназначение поэзии, силу и способности поэта-гражданина, поэта-пророка.
    Эти взгляды полностью разделял и преемник Пушкина М. Ю. Лермонтов. В его творчестве звучат те же мотивы, но время наложило свой отпечаток на стихотворения поэта. В годы реакции судьба поэта была очень тяжела. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом, который раньше был грозным оружием, верой и правдой служил своему хозяину. А теперь кинжал стал игрушкой, он никому не нужен. Так и поэт утратил свое назначение, променял на золото могучий голос. Раньше слова поэта поднимали дух людей, звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Лермонтову больно наблюдать, каким мелким и обманчивым стало поэтическое творчество. Он с горечью спрашивает, надеясь на лучшее будущее:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    Лермонтов сам испытал всю тяжесть положения поэта-пророка в современном ему обществе. В стихотворении «Пророк» героя ожидает совсем другая судьба, нежели героя одноименного стихотворения Пушкина. Людям не был нужен «Божий дар» пророка, ему приходится жить в лесу, прятаться от людей:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Именно так «ближние» и поступали с Пушкиным и Лермонтовым, жизнь которых оборвалась в самом расцвете творческих сил. Погиб Пушкин, пал на дуэли Лермонтов, но в России нашелся человек, ставший продолжателем дела великих художников.
    Н. А. Некрасов все свое творчество посвятил русскому народу. Лирика поэта служила для современников образцом гражданственности. Поэт, прежде всего, должен быть гражданином, говорил Некрасов, служить народу:
    С твоим талантом стыдно спать.
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать…
    Некрасов призывает поэзию быть выразительницей народных интересов. Поэт обязан писать о народе и для народа:
    Будь гражданин! Служа искусству,
    Для блага ближнего живи,
    Свой гений подчиняя чувству
    Всеобнимающей любви…
    Эта же тема звучит и в стихотворении «Элегия». Некрасов утверждает, что поэзия не может забыть о страданиях и чаяниях простого народа, потому что именно в этом ее высокое предназначение. Самое достойное для лиры:
    Толпе напоминать, что бедствует народ
    В то время, как она ликует и поет.
    К народу возбуждать вниманье сильных мира…
    Поэзия Некрасова, как и лирика Пушкина и Лермонтова, имела огромное влияние на умы и сердца людей. Эти великие русские поэты подняли поэтическое творчество на недосягаемую высоту, заслужив славу и признание потомков. И слова Некрасова можно смело отнести к каждому из гениальных поэтов России:
    Я лиру посвятил народу своему…
    Пушкин и Лермонтов — два гения русской литературы, два великих русских поэта. В разное время они создавали свои шедевры. Расцвет творчества Пушкина пришелся на период общественного подъема в русском обществе. А. С. Пушкин был хорошо знаком со многими из тех, кто «шел в огонь за честь Отчизны». Лермонтов же творил в годы реакции, наступившей после разгрома восстания на Сенатской площади. Однако поэзия Лермонтова так же свободолюбива, как и лирика Пушкина, и в стихотворениях обоих поэтов сильны патриотические мотивы.
    А. С. Пушкина с юных лет волновала тема России, ее народа, славной истории. В своих романтических стихах поэт воспевает свободную Родину:
    Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
    Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
    Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
    За Русь, за святость алтаря.
    Молодой поэт окончил Лицей, росло его поэтическое мастерство. Тема патриотизма не переставала звучать в творчестве Пушкина. Подлинный патриотизм для него был связан с борьбой за свободу. Поэт призывает к самоотверженному служению родной стране. Это главная идея стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», оды «Вольность». Послание «К Чаадаеву» отражает взгляды, которые объединяли поэта с будущими декабристами. Пушкин призывает своего друга бороться за свободу России. Любовь к ней неразрывна с борьбой за ее счастье:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В дружеском послании поэт ставит проблему единства личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в стихотворении, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства. Стихотворение «Деревня» с большой остротой поднимает проблему уничтожения крепостного права, освобождения страны от рабства. Пушкин возмущен тем, что творится в стране, которую он так любит. Невозможно любование родной природой до тех пор, пока «барство дикое» угнетает «рабство тощее». Поэт с болью в сердце спрашивает:
    Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Но Пушкин верит, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». И после разгрома восстания декабристов он остался верен идеалам передовых людей эпохи. В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион» Пушкин прославляет великий подвиг декабристов, совершенный на благо страны. В 30-е годы патриотизм в лирике Пушкина особенно ярко проявился в дни польского восстания. Поэт выступает не защитником монархии и не врагом польского народа, а русским патриотом, думающим о судьбе России:
    Но вы, мучители палат,
    Легкоязычные витии,
    Вы, черни бедственный набат,
    Клеветники, враги России!
    В стихотворении «Памятник», которое является своеобразным подведением итогов поэтической деятельности, Пушкин говорит, что всегда оставался гуманистом, вольнолюбцем и патриотом. До самой смерти поэт был верен своим идеалам.
    Смерть Пушкина «разбудила» Лермонтова. Неизвестный ранее поэт стал знаком каждому русскому человеку. Ненависть к крепостному праву, жажда свободы, протест против самодержавия роднили его с передовыми людьми эпохи.Подлинным образцом гражданской лирики Лермонтова явилось стихотворение «Смерть поэта», в котором прозвучал отклик русского поэта на великую утрату. Остро волновала поэта тема общественного поведения человека. Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он желал счастья своей стране, русскому народу, противопоставляя свой патриотизм казенному патриотизму:
    Люблю Отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой…
    Поэт восхищается русской природой, народными праздниками. Лермонтов ненавидит «страну рабов», «страну господ». Он обращается к славному периоду жизни России, победившей Наполеона. Поэт говорит о силе русского характера, о мужестве простого народа, защищавшего Родину:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Лермонтов прославляет ратный подвиг, героизм народа в войне:
    Изведал враг в тот день немало,
    Что значит русский бой удалый,
    Наш рукопашный бой!..
    Вот он, истинный патриотизм! Именно так Лермонтов понимал чувство любви к России, и это нашло свое отражение и произведениях поэта.
    Трудно переоценить значение поэзии Пушкина и Лермонтова. А. С. Пушкин заложил основу русской лирики, М. Ю. Лермонтов «подхватил знамя» из рук убитого Пушкина. Оба поэта-гражданина воспевали Россию, свободную от «рабства и цепей». И этим они заслужили историческое бессмертие, любовь и благодарность потомков.

  3. 3
    Текст добавил: ТАЩУСЬ С ЕЁ АРОМАТА

    Сочинение на тему: «Поэзия», как писать его, если не влюблен? Здесь речь не идет о чувствах к конкретному человеку. Каждый из нас ежедневно радуется жизни – это и есть любовь.Как бы беден и пуст был мир без поэзии, живописи и других видов искусства. Они выполняют важную роль в нашем становлении, делают из нас настоящего человека: глубоко чувствующего, сопереживающего, интеллигентного, интеллектуального, помогают формированию нашего мировоззрения. Они подсказывают нам правильный путь.
    «Поэзия — форма любви», – так сказал о ней известный писатель Михаил Пришвин. И действительно, ничто так хорошо не отражает наши эмоции и состояния, как поэзия. Читая стихотворения, невольно ощущаешь силу того чувства, которое испытывает поэт к любимому человеку, семье, родине.
    О любви вообще сложно рассказать. Даже самые красивые слова будут блеклыми и невыразительными по сравнению с той бурей страстей, которые переживает человек в этом состоянии. Здесь на помощь прозе приходит поэзия, проявляя красоту этого чувства. О поэзии говорят, что это «музыка слов», «живопись, которую слышат».
    Леонардо да Винчи сравнивал поэзию с живописью. Он говорил: «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат».
    Человеку свойственно «чувство прекрасного», к которому он постоянно тяготеет. Но то, что прекрасно для одного, может быть безразлично для другого, но это уже другой вопрос. Здесь все упирается в индивидуальные предпочтения.
    Творческие способности у всех людей различные, но есть то, что объединяет всех – люди способны чувствовать, испытывать ощущения, горевать и радоваться. Если человек не в состоянии воспринимать мир на уровне чувств – это уже отклонение.
    Именно чувства, эмоции, размышления – это предшественники поэзии, то, что ее рождает и развивает. Это относится и к другим видам искусства. Ближе всего к поэзии по эмоционально-чувственному восприятию, на мой взгляд, живопись и музыка. И поэт, и художник, и музыкант – все творят, пропуская мир через собственное сердце, которое и рождает шедевры, живущие не одно поколение.
    Поэзия, как и другие виды искусства, создают творение, согретое теплотой собственного сердца, которое становится всеобщим достоянием и бережно передается потомкам. Возможно, таким образом, накапливается лучшее, что есть в человеческой природе.
    Как писать сочинение на тему: «Поэзия» подскажет внутренний романтик, живущий в душе каждого человека. Поэзия помогает увидеть прекрасные и необычные стороны в самых обыкновенных вещах, в той простой жизни, которая каждый день окружает нас. Можно с уверенностью сказать, что поэзия учит любить.
    Стихи не отличаются многословием, они емкие, содержательные по смыслу, как будто, читатель знает о тех чувствах, которые описывает поэт.
    Много стихотворений, посвященных любви к Родине. Особенно это касается русских поэтов. Здесь вспоминается творчество Пушкина, Есенина, Блока.
    Какую бы тему не раскрывало стихотворение, оно погружает в глубину, радует созвучием слов и смыслов, проявляет чувства, окрыляет. Читая поэзию, сопереживаешь вместе с автором, наполняешься вдохновением.
    Статьи

  4. Сквозь все творчество Пушкина проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Однако, как бы ни была трудна судьба по­эта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожи­дали, он все же осознанно избирает путь литературного творче­ства: «Мой жребий пал; я лиру избираю».
    Пушкин в своих стихах стремился осознать и передать силу воздействия поэзии на общество. Свои стремления он выразил элегии «Деревня».
    О, если б голос мой умел сердца тревожить!
    Почто в груди моей горит бесплодный жар
    И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?
    Пушкинское понимание роли поэта и поэзии наиболее полно выразилось в стихотворении «Пророк». Автор размышляет о том, куда должен двигаться поэт, чтобы его поэзия принесла пользу обществу. Здесь поэт отождествляется с пророком, призванным служить людям, тревожить их мысль, пробуждать к постижению жизни. С древних времен пророк представляется истолкователем божьей воли, беспристрастным судьей настоящего и предсказате­лем будущего. Пророк — всегда томим «духовной жаждою», он выступает защитником угнетенных. Трудный процесс превра­щения простого человека в глашатая истины и отражен в стихо­творении Пушкина. После прикосновения серафима поэту-пророку понятно все — «неба содроганье» и «дольней лозы про­зябанье». Серафим вырвал «грешный язык» и вложил в уста его «жало мудрыя змеи».
    И сердце трепетное вынул,

  5. Пушкин является создателем лирической концепции творчества, в ней он выразил свои представления о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества. О творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского “памятника нерукотворного” – поэтические манифесты – “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”.
    “Элегия” – именно с творчеством связываются “наслаждения”, которые помогут преодолеть усталость жизни, настроения тоски и отчаянья:
    И ведаю, мне будет наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь…
    “Поэт” – квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт – сложное существо, отмеченное Богом, наделенным частью его творящей силы, но явл. обычным земным человеком…
    “Осень” (33) – здесь перед нами “тайной тайных” его души – процесс творчества. Исток творчества – восприятие осенней природы. Здесь, как и во многих других стихах (“19 октября” 1825, “Зимнее утро”) проводит параллели между состоянием природы и его души: “Унылая пора! Очей очарованье!”. Т.к. в осени соединяется умирание и нетленная красота, то это символ соединения жизни и смерти ? символ гармонии. Этот момент – как бы “творчество” природы и поэт ощущает себя частью силы, рождающей гармонию:
    И пробуждается поэзия во мне:
    Душа стесняется лирическим волненьем,
    Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
    Излиться наконец свободным проявленьем…
    Итак, жизнь поэта – это череда “уходов” и “приходов” от людей. Он уходит в мир поэтических снов, в мир творчества, и возвращается, чтобы уйти снова. Поэт – существо двуприродное – от земли и от Бога.
    “Пророк” не поэт:
    Общее различное “вещие” зрение и слух.
    одинаково важны для людей.
    Бог – и никто другой призывает их к служению. поэт пророк живет среди людей, пока не захвачен вдохновеньем.
    сердце поэта – не “угль, пылающий огнем”, а обычное “трепетное”. нет пророка “в заботах суетного света”.
    Люди внемлют пророкам “в священном ужасе” – не так, как поэта.
    “Поэт и толпа”: Поэт “волнует, мучит, как своенравный чародей” сердца людей. Поэт, в отличие от пророка, гибок – его голос может быть не только нежными и чарующими, но и гневными, беспощадными:
    Молчи, бессмысленный народ,
    Поденщик, раб нужды, забот!
    Несносен мне твой ропот дерзкий…
    Самое главное, что есть у поэта, но в чем отказано пророку – собственная воля. Бог избирает поэта для другого – для творчества.
    Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. “Поэт и толпа” – Пушкин не называет те слои, которые противостоят ему, он создает обобщенный облик публики, берущейся судить о том, чего она не может или не хочет понять.
    Однако Пушкин твердо придерживается принципа профессионального отношения к публике: “не продается вдохновенье, / но можно рукопись продать.” Голос певца должен быть слышен и ясен публике, но она не должна вмешиваться в процесс тв-ва.
    В сонете “Поэту”: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение “толпы”. Никто не должен вторгаться в мир поэта. В нем только одна дорога – ее пролагает сам поэт, по ней не может пройти обычный человек, “непосвященный” – и в конце этой дороги – “плоды любимых дум”, добытые “подвигом благородным”. Пушкин говорит, что поэт может судить себя лишь высшим судом, но это не означает, что отходят все другие; каждый может высказать свое мнение, но никто не может навязывать свое.
    Твердость, решительность, взыскательность, презрение к “суду глупца”, к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению “непосвященных”. Именно верность этим принципам и ведет его к бессмертию. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (36) – завещание русской поэзии:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

  6. Михаил Лермонтов
    Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на русскую литературу
    Родился: 15.10.1814, Москва
    Умер: 27.07.1841 (26 лет)
    Популярные произведения М.Ю. Лермонтова
    Бородино
    Вадим
    Выхожу один я на дорогу
    Когда волнуется желтеющая нива…
    Парус
    Пророк
    Демон
    Мцыри
    Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Герой нашего времени
    Другие сочинения по произведению Лермонтова
    «Мой Лермонтов» (1)
    «Мой Лермонтов» (2)
    Биография М.Ю. Лермонтова
    Поэт и гражданин: Михаил Юрьевич Лермонтов
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Образ лирического героя в творчествве Лермонтова
    Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.
    Тема любви в лирике Лермонтова
    Лирика Лермонтова
    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – единство творчества
    Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова
    Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.Лермонтова
    Читая стихотворения М. Ю. Лермонтова
    «Что такое Родина» (2)
    Что такое для нас Лермонтов
    Произведения Лермонтова
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова.
    Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    Поэт Лермонтова
    Сочинение «Тема поэта и поэзии»
    Лермонтов – все сочинения
    Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века — Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в поэзии Лермонтова можно наблюдать становление талантливого поэта-гуманиста. В ранний период для Михаила Юрьевича поэт — это художник, который стремится излить на бумаге те чувства, что правят его душой. Новый день несет свежие переживания, прежние мысли остаются в стихах, а творец поглощен уже новой идеей. Об этом пишет автор в своем раннем стихотворении “Поэт”.
    По мере развития взглядов поэта на мир (после поражения восстания декабристов, наступления реакции) литературный герой из страстного, одержимого преобразователя мира превращается в не способного ни к чему человека. Он полон сил, подобно Печорину, но не знает, к чему их приложить. Поэзия, по мнению автора, уподобляется кинжалу: ранее он был серьезным орудием, ныне — лишь ценное украшение. В этот исторический период поэт не видит возможности для себя быть вдохновителем преобразований, властителем душ:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенъе?
    Стихи Лермонтова наполняются болью, страданием, чувством непреодолимого одиночества. Автор и его герой мечутся, не зная, к чему теперь их жизнь, поэзия, творчество:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Лермонтов в своих стремлениях изменить мир одинок, поэтому в его стихотворениях с еще большей силой звучит тема потерянности, скуки, духовного одиночества. В глазах современников, окружающих его, поэт предстает эгоистом, обращенным лишь к своим переживаниям и разочарованиям. Сам же автор ощущает себя подвижником, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества:
    Я жить хочу! хочу печали
    Любви и счастию назло;
    Они мой ум избаловали
    И слишком сгладили чело.
    Ни у одного поэта еще не были так красивы хандра, скука, одиночество, неверие в любовь. Способность к передаче мелодичности, музыкальности речи, даже в печали, показала величайший талант Лермонтова, его тонкое чувство ритма. Образы золотой тучки, одинокого паруса сливаются с образом автора, плывущего в полном одиночестве по волнам бурной жизни. Он превращается в созерцателя событий, не пытающегося их изменить, а лишь желающего передать атмосферу современности для потомков, для нас. Эта отстраненность, дистанцированность от событий — результат не желания уйти от действительности, а отразить ее как можно правдивее, без прикрас. Поэт показывает фальшь любви, дружбы, упрекает своих соотечественников в легкомыслии:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно.
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Мы видим, что, обращаясь к будущему, Лермонтов уподобляется пророку. Судьба таких людей печальна — одиночество, непризнанность современниками, отчужденность, но I именно такие личности движут нас на подвиги, смягчают злобу, несут радость потомкам. Об этом говорит сам поэт в одном I из последних своих стихотворений “Пророк”:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенъе пророка,
    В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды, чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Лермонтов доказал свое призвание пророка. Его произведения волнуют души читателей конца XX века.
    Расцвет творчества поэта пришелся на период после смерти Пушкина. Но Михаил Юрьевич не был оттеснен “солнцем русской поэзии”, а, наоборот, стал достойной сменой ему, развивая и углубляя в своем творчестве уже несколько иные мотивы. Его стихи обрели бессмертие, а их автор — всемирное признание и любовь многих поколений читателей. Одинокий при жизни, Лермонтов и после смерти остается загадкой для нас.

  7. Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире?
    В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы…
    Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка — “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” —”угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.
    Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом” также посвящено теме поэта и поэзии. Поэт тоскует о тех временах, когда он “писал из вдохновенья, не из платы”. Но слава лирического героя отобрала у него покой: “свет узнал и раскупил” его “сладкозвучные творенья”. Но “гоненье низкого невежды” и “восхищение глупца” вовсе не стоят того, чтобы творить ради них, считал Пушкин. Светская чернь недостойна вдохновения великого поэта. Восхищению толпы, славе в свете лирический герой предпочитает свободу. Но книгопродавец возражает:
    Наш век — торгаш; в сей век железный
    Без денег и свободы нет.
    Он хочет приобрести рукопись новой поэмы поэта и предлагает:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Что ж медлить?
    Поэт соглашается, но выражая свое согласие, резко переходит на прозу: “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”. Ведь в продаже своего творчества никакой поэзии нет. Поэту дан дар от Бога, он призван “глаголом жечь сердца людей”, а не продавать свои стихи. Но такова жизнь, и в этом — трагедия для истинного певца, для великого поэта.
    Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с “толпой”, то есть светской чернью, посвящены стихотворения “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”.
    В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт — обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”:
    Молчит его святая лира;
    Душа вкушает хладный сон,
    И меж детей ничтожных мира,
    Быть может, всех ничтожней он.
    Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”,
    На берега пустынных волн,
    В широкошумные дубровы…
    Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей.
    Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы:
    К какой он цели нас ведет?
    О чем бренчит? Чему нас учит? —
    толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них — пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство:
    Какая польза нам от ней? —
    говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”:
    Подите прочь — какое дело
    Поэту мирному до вас!
    В разврате каменейте смело,
    Не оживит вас лиры глас!
    Душе противны вы, как гробы.
    Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.
    Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.
    Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда
    …пускай толпа его бранит
    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
    И в детской резвости колеблет твой треножник.
    Об одиночестве поэта и непонимании читателей говорится и в стихотворении “Эхо”. Настроение автора в начале и в конце этого произведения неодинаково. В начале Пушкин рассказывает о том, как рождаются стихи. Любой звук побуждает поэта к творчеству, вселяет вдохновение: и рев зверя, и гром, и пение девушки, и крик пастухов. У поэта “на всякий звук” есть “свой отклик в воздухе пустом”. Именно поэтому певец и сравнивается с эхом. Но, как и эхо, ответа на свои “отклики” поэт не получает. Таким образом, концовка стихотворения печальна, ведь судьба поэта подчас трагична: не все его призывы пробуждают сердца людей, не всем близки его стихи.
    В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни. Александр Сергеевич желает сохранить независимость своего таланта от посягательств на него со стороны света. Этим настроением проникнуто стихотворение “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину?
    …Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться здесь и там…
    Именно это автор считает высшим счастьем, истинными правами. Это та цель, к которой, по мысли Александра Сергеевича, следует стремиться. Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. Обращаясь к Музе, автор призывает ее быть послушной “веленью Божию”, воспринимать равнодушно “хвалу и клевету” и, главное, “не оспоривать глупца”. Этот призыв обращен к поэту, которому предстоит творить в будущем.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

  8. Характерной особенностью русской лирики во все времена была ее гражданственность, наполненность общественной проблематикой, патриотический пафос. Тема поэта и поэзии волновала С. Есенина на протяжении всей жизни. Он пытался понять и как можно более точно проследить свое поэтическое родословное древо. Писал он об этом в своей статье «Ключи Марии», упоминал в поэмах и стихах.
    Например, в стихотворении «Поэт» Есенин рассказывает о нелегкой доле поэта, подчеркивая, в каких тяжелых условиях (на чердаке, при свече) рождаются стихи («песни грустных дум»). Для поэтического творчества не существует материального мерила. В стихотворении подчеркивается явная несоизмеримость душевных затрат в процессе создания стихов и материального вознаграждения, показывается альтруистический характер поэтического творчества. По тематике это довольно сильно напоминает «Разговор с фининспектором о поэзии» В. Маяковского: «Изводишь слова единого ради тысячи тонн словесной руды».
    В другом стихотворении, которое также называется «Поэт», Есенин на первый план выдвигает патриотическую направленность поэзии. Правдивость провозглашается одним из главных критериев художественности:
    Тот поэт, врагов кто губит,
    Чья родная правда мать,
    Кто людей, как братьев, любит
    И готов за них страдать.
    Другим непременным условием настоящей лирики является творческая свобода, дающая возможность соблюсти «правду жизни», сказать людям слово о них и о жизни. В стихотворении «Быть поэтом — это значит то же…» Есенин писал:
    Быть поэтом — это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души.
    Поэтическое творчество требует от автора полной самоотдачи, величайшего напряжения душевных струн.
    Никакие другие соображения никогда не заслоняли в поэзии С. Есенина главного: стремления достойно воспеть любимую Россию, родной дом, увековечить в лирике близких, дорогих сердцу людей, обыденную жизнь простого русского села.
    Своим гуманизмом, органичностью, приверженностью традициям Есенин в понимании назначения поэзии был близок к русским классикам. В маленькой поэме «Русь бесприютная» он прямо называет имена тех, чьи традиции свято чтил в литературе:
    В них Пушкин
    Лермонтов,
    Кольцов,
    И наш Некрасов в них…
    Одним из стихотворений, в которых наиболее ярко проявились представления Есенина о предназначении поэта и поэзии, является стихотворение «О Русь, взмахни крылами…».
    Это произведение поэт читал на открытии памятника поэту Алексею Кольцову, имя которого упоминается во второй строфе. В произведении названы и другие имена: поэт религиозной и крестьянской ориентации Н. Клюев и А. Чапыгин, создатель исторических романов о крестьянском движении. Упоминает поэт и себя в этом ряду. Дело в том, что в переломную эпоху начала XX века в обществе было много споров о дальнейших путях развития России. Есенин связывал идеальное общественное устройство с патриархальным крестьянским укладом, поэтому и в лирике был приверженцем новокрестьянского направления.
    Центральным образом, который передает особенности понимания Есениным этой темы, является дорога, символизирующая выбор исторического и творческого пути. Рисуя бескрайние просторы родной земли, автор подчеркивает необходимость широты горизонтов для свободного полета творчества, утверждает, что подлинная поэзия должна быть тематически масштабной. В основе есенинского отношения к славе лежит не эгоистическое стремление выделиться, прослыть известным, а попытка сказать свое слово в истории и сделать это слово услышанным.
    Есенин подчеркивает органичность создаваемых им и его единомышленниками образов, близость к природе («Изтрав мы вяжем книги»). Поэтическая новизнаже видится ему в оптимистическом пафосе грядущей литературы:
    Довольно гнить и ноять,
    И славить взлетом гнусь —
    Уж смыла, стерла деготь
    Воспрянувшая Русь.
    В образной форме поэт подчеркивает, что критический пафос, долгое время господствующий в передовой литературе XIX века, необходимо сменить, обновив при этом проблематику произведений.
    Итак, тема предназначения поэта и поэзии у Есенина крайне многогранна. Наряду с темой родины она занимает центральное место в его творчестве. Быть с народом в его радостях и бедах, бескорыстно служить людям — в этом истинное предназначение поэта. Прослеживая свои поэтические «родственные» связи, Есенин отдает дань классической традиции, вбирая в свое творчество лучшие ее достижения и выводя на новый, неведомый доселе уровень.
    Народность поэзии Есенина, ее глубоко народный характер, высочайший гуманизм сделали его одним из самых любимых русских поэтов.

  9. Творческий облик М. И. Цветаевой необычайно многогранен: перед читателем предстает самобытный поэт и неожиданный прозаик, оригинальный драматург и тонкий мемуарист, исследователь литературы и глубокий, парадоксальный мыслитель. Поэтесса — яркая индивидуальность. Сама Цветаева писала: “Большим поэтом может быть всякий — большой поэт. Для большого поэта достаточно большого поэтического дара. Для великого самого большого дара — мало, нужен равноценный дар личности: ума, души, воли и устремление этого целого к определенной цели, то есть устроение этого целого”.
    В Цветаевой в полной мере отразились все перечисленные ею черты личности, определяющие большой дар: пытливый ум, постоянно осваивающий все новые высоты, страстное, “безмерное” сердце, отзывающееся на любое впечатление бытия, неутолимая потребность любить, жадный, никогда не угасавший интерес к жизни и людям, глубинное понимание исторических судеб России и мира.
    У каждого настоящего, мыслящего поэта — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Ахматовой — в творчестве обязательно отражаются его раздумья о назначении поэта и поэзии. Мысль Цветаевой также сосредоточена на постижении своей роли, своего места в литературе. По мере роста и созревания ее поэтического таланта растет и драматическое ощущение себя в мире, выраженное, например, в раннем стихотворении:
    Захлебываясь от тоски,
    Иду одна, без всякой мысли,
    И опустились и повисли
    Две тоненьких моих руки.
    Еще в юные годы из отношения к Пушкину и его творчеству у нее выкристаллизовалась та система ценностей и миропонимания, которая так ярко проявилась в творчестве: “…я поделила мир на поэта — и всех, и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались”.
    В стихотворениях, посвященных этой теме, образ лирической героини будто растворяется, уходит из поэзии, и стихи обретают по-пушкински личностную, авторскую интонацию. Цветаева смело поэтически обыгрывает даже собственное имя — “Кто создан из камня, кто создан из глины…”.
    В исповедальном, вполне автобиографическом стихотворении “У первой бабки — четыре сына…” она именно о себе, причудливо совмещающей противоположности, восклицает:
    Обеим бабкам я вышла внучка:
    Чернорабочий и белоручка!
    В этих строках — не просто осознание противоречивости своего характера, в них Цветаева как никто другой ощущает амбивалентность творчества — горения и черновой работы.
    Цветаеву не прельщает только лишь земной путь “в поте пишущего” и “в поте пащущего”, потому что труд поэта она рассматривает как служение, исполненное высочайшего смысла, озаренное божественным огнем:
    Нам знакомо иное рвение:
    Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
    Дуновение — вдохновение!
    Цветаева элегически замечает: “Стихи растут, как звезды и как розы!”, но элегичность у поэтессы — редкий и обманчивый гость. Стихотворение “Знаю, умру на заре! На которой из двух…” завершается немыслимой у других поэтов строкой:
    Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
    В этих словах — сущность Цветаевой: она всю себя, до самых потаенных глубин отдала поэзии.
    Марина Цветаева, безусловно, верила в свой талант, но понимала, что для достижения успеха талант необходимо умножить на упорный труд. Цикл “Стол” — ода поэтессы поэтической работе: “Мой письменный вьючный мул”. Неистребимое прилежание Цветаева готова поставить себе в заслугу и не без гордости оглядывает созданное тяжелым трудом поэта, уподобленным труду землепашца:
    Ты — стоя, в упор, я — спину
    Согнувши — пиши! пиши! —
    Которую десятину
    Вспахали, версту — прошли,
    Покрыли: письмом — красивей
    Не сыщешь в державе всей!
    Не меньше, чем пол-России
    Покрыто рукою сей!
    Цветаева взяла себе за правило, что “каждой строчки сегодня — последний срок”, любила слово “ремесло” и считала труд лучшим учителем. Можно только догадываться, какой ценой достигнута та виртуозная легкость и монолитность стихотворений, которые поражают читателя.
    В поэте Цветаевой всегда были дороги мужество преодоления, упорство труда, преданность своему ремеслу и призванию. Цветаева пишет: “Нет, надо писать стихи.
    Нельзя дать ни жизни, ни эмиграции… этого торжества: заставить поэта обойтись без стихов… Вам (нам) дано в руки что-то, чего мы не вправе ни выронить, ни переложить в другие руки (которых — нет)…”
    Песенное ремесло для поэтессы, по словам К. Павловой, — “святое ремесло”. До самого конца не покидала Цветаеву убежденность в значимости поэтического слова. “Милый не вечен, но вечен — Мир. Не понапрасну служим”, — писала она. Сознание этого “не понапрасну служим” поддерживало поэтессу в ту пору, когда приходилось отвоевывать “у жизни, как она есть” духовное пространство для творчества. Поэт, по Цветаевой, воплощает в себе черты Воина и Защитника, стоящего на страже подлинных ценностей. В поисках истины, за ее познание он платит своим сердцем, своей жизнью:
    Дано мне отплытье
    Марии Стюарт…
    Цветаева была убеждена, что ее диалог с читателем не будет прерван. Она верила, что когда-то “в нужный срок” каждое ее слово отзовется в сердцах других. Как она и предвидела, настал ее час, наступил “свой черед” ее стихам:
    На трудных тропах бытия
    Мой спутник — молодость моя.
    Бегут, как дети по бокам,
    Ум с глупостью, в середке — сам.
    А впереди — крылатый взмах:
    Любовь на золотых крылах.
    А этот шелест за спиной —
    То поступь Вечности за мной.
    Наследуя от художников минувших эпох ответственное отношение к слову, Цветаева и в своих читателях хочет видеть то же уважение и понимание высокой миссии слова. Она убеждена: не прихотью “изменчивой моды”, не тщеславным желанием повторить, что “на устах у всех”, должно диктоваться обращение к поэту. Только готовность к познанию, к нелегкой душевной работе обусловит ту настоящую творческую радость, которую ощутит вдумчивый читатель.
    Живя в сложное время, Цветаева во главу своей жизни поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, многие бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Стихотворчество для Цветаевой — образ жизни, без него она просто не мыслила своего существования. Она писала много, в любом состоянии души. Поэтесса не раз признавалась, что стихи ее “сами пишутся”, что они “растут, как звезды и как розы”, “льются настоящим потоком”.
    Сравнение с потоком как нельзя более подходит к творчеству Цветаевой, потому что неудержимую магию ее стихотворений невозможно заковать ни в какие границы. Магией поэтессы ее устремления, порывы чувств и мыслей словно воплощаются в стихах, которые, отделяясь от ее творящего духа, обретают жизнь и свободу. Мы почти ощутимо видим и слышим, как они летят
    По нагориям,
    По восхолмиям,
    Вместе с зорями,
    С колокольнями…
    Вчитываясь в стихотворения Цветаевой, начинаешь понимать, что она воспринимала поэзию как живое существо, как возлюбленного: она была с ней на равных и, следуя закону Любви, отдавала всю себя без остатка, и чем больше отдавала, тем больше получала взамен. Эта священная любовь к поэзии требовала от Цветаевой всегда оставаться самой собой, быть беспощадно честной в суде над своими мыслями и чувствами.
    Тому, кто обладает поэтическим, пророческим голосом, “долг повелевает — петь”. Поэтическое призвание для Цветаевой — “как плеть”, а тех, кто не способен петь, она называет счастливцами и счастливицами. И в этом она абсолютно искренна, потому что каждый настоящий поэт в своих стихотворениях жертвенно проживает мучительные состояния, соблазны, искушения ради того, чтобы читатели учились жизни, опираясь на их духовный опыт.

  10. Поэт и поэзия – Пушкин, Лермонтов, Некрасов
    Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Лучших русских писателей и поэтов мысли об этом волновали особенно сильно, потому что нигде литература не была так тесно связана с освободительным движением, как в России. Рылеев, поэт-декабрист, первым провозгласил в качестве поэтического кредо теорию гражданской поэзии: «Я не поэт, а гражданин,» – заявил он, закрепив мученической смертью свой девиз о том, что поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за передовые идеалы своего времени.
    Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он предъявлял к поэту – в первую очередь к себе – очень высокие требования. Самого строгого отношения к своим писаниям, самой большой взыскательности требовал он от настоящего поэта.
    Ты сам свой высший суд, –
    Писал он в стихотворении «Поэту»:
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд. … Ты им доволен ли, взыскательный художник? … Доволен? Так пускай толпа его бранит.
    В 1836 году, незадолго до своей трагической гибели, Пушкин писал:
    И долго буду тем любезен я народу, … Что чувства добрые я лирой пробуждал, … Что в мой жестокий век восславил я Свободу … И милость к падшим призывал.
    В этих словах выразилось кредо поэта.
    Как же шел Пушкин к бессмертию?
    Вся бурная юность поэта протекала в неустанном творческом труде, и вместе с ростом поэта углублялось его представление о роли и назначении поэзии.
    Вольнолюбивая лирика Пушкина уже готовила ему судьбу великого поэта, потому что была откликом на события эпохи. Именно вольнолюбивая лирика определила этапы жизни Пушкина. В них ярко выражена позиция поэта-певца вольности, выразителя идей передовой дворянской молодежи, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических настроений.
    В оде «Вольность» поэт отказывается от «изнеженной лиры» и видит свое назначение в том, чтобы воспевать свободу.
    Приди, сорви с меня венок, … Разбей изнеженную лиру.
    Пушкин защищал независимость поэта, он считал творчество возвышающим и спасительным. Об этом он писал в стихотворении «К поэту».
    Поэт! Не дорожи любовию народной, … Восторженных похвал пройдет минутный шум. … Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, … Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Поэт не должен дорожить восторженными похвалами. Поэт – это певец вечных идеалов. Пушкин уподоблял поэта пророку, которому дано глаголом жечь сердца людей. С презрением относится поэт к великосветской черни, которая не понимала и отвергала подлинную поэзию.
    «Пророк» – поэтическая аллегория, где поэт изображен библейским пророком. Человек «влачится» в «пустыне мрачной», томимый «духовной жаждою». (В первоначальной редакции было «великой скорбью»). На перепутье ему является посланец бога – Серафим.
    В том, что совершается с путником далее, – и раскрываются требования к поэту.
    Моих зениц коснулся он… … Отверзлись вещие зеницы, … Как у испуганной орлицы, … Моих ушей коснулся он – … И их наполнил шум и звон. … И внял я неба содраганье… … И гад морских подводный ход…
    Чувства поэта обострены необычайно: он «внимает», то есть слышит и понимает всё звучание жизни (даже шорох произрастающей в долине лозы).
    Диапозон его восприятия огромен. (От «горнего полета ангелов» до движения «гад морских» в подводных глубинах).
    Не может быть у поэта «лукавого», «празднословного» языка. Голос его должен быть правдив и мудр. Но самое главное для него – горячее сердце, исполненное вечно живой любовью к людям.
    И он мне грудь рассек мечом … И сердце трепетное вынул, … И угль, пылающий огнем, … Во грудь отверстую водвинул.
    Непросто, нелегко быть поэтом: жало мудрой змеи вложено в его «замершие» уста «десницею кровавой». Стихотворение заканчивается заповедью поэту:
    Восстань, пророк, … И виждь, и внемли, … Исполнись волею моей, … И обходя моря и земли, … Глаголом жги сердца людей.
    Идея поэта, его произведений волнует читателей. Но воздействие его произведений становится по-настоящему сильным только в том случае, если он умеет «глаголом» жечь «сердца людей». Содержание стихотворения связано с событиями современности: с восстанием и казнью декабристов. В первой редакции иным был конец стихотворения:
    Восстань, восстань, пророк России …
    Есть сведения, что листок со стихотворением «Пророк», имевший эту резкую политическую концовку, Пушкин по приезде из ссылки в Москву захватил с собою во дворец. Поэт намеревался отдать его Николаю 1, «гнусному убийце» декабристов, если бы исход встречи кончился для Пушкина трагически.
    Лермонтов, живший в годы мрачной реакции и не имевший возможности громко, во всеуслышанье сказать свое поэтическое слово, облитое горечью и злостью, тосковал о том времени, когда поэт воспламенял бойца для битвы, когда стих поэта звучал, как колокол на башне вечевой.
    В стихотворении «Поэт» Лермонтов высказал свой взгляд на роль и назначение поэта. В стихотворении звучит призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!»: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!». Слово «пророк» рифмуется здесь с «клинок». Аллегорический образ кинжала объединяется с образом поэта-пророка.
    Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов. Здесь и мысль о том, что настоящее искусство нуждается «богатой резьбы». Сожалея о превращении боевой силы в развлечение толпы, автор тоскует о том, что миновало время битв, что оно сменилось «веком изнеженным».
    В стихотворении Лермонтова благородная тревога за судьбу родной литературы выражена аллегорически и прямо: автор открыто противопоставляет современную поэзию предшествующей ей. Настоящая поэзия воспламеняла бойца на битвы, свет внимал ей в «немом благоговении», а поэзия 30-х годов 19-го века ложная, украшательская, помогает скрывать истину, а в результате она «покрыта ржавчиной презрения». Взгляд на поэзию, выраженный в стихотворении Лермонтова близок к пушкинскому. Ощутима близость слов: «глаголом» жечь «сердца людей» [Пушкин] и «воспламенять бойца для битвы» [Лермонтов].
    И у Лермонтова главное стихотворение названо «Пророк». Здесь также главная тема – тема поэта и общества. Но лермонтовский пророк теряет библейскую величественность и становится ближе к людям. Он постиг людей, обладает «всеведеньем», хочет пробудить в людях стремление к лучшей жизни, проповедует «любви и правды чистое учение», и в то же время обличает «злобу и порок». Противопоставляя изгнанника-пророка старцам, господствующим в «шумном граде», Лермонтов показывает их самовольное торжество.
    Видя лишь унижение пророка, старцы не понимают главного: пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду им от любви и правды, дух его не сломлен.
    Продолжая лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов оказал несомненное влияние на Некрасова. В раннем сборнике «Мечты и звуки» есть стихотворение «Тот не поэт», в котором намечаются демократические взгляды Некрасова на назначение поэта. Стихотворение заканчивается словами:
    Кто у одра страдающего брата … Не пролил слез, в ком состраданья нет, … Кто продает себя толпе за злато, … Тот не поэт!
    Муза поэта – сестра истерзанного, измученного народа.
    Вчерашний день, в часу шестом … Зашел я на Сенную, … Там били женщину кнутом, … Крестьянку молодую. … Ни звука из ее груди, … Лишь бич свистал, играя… … И Музе я сказал: «Гляди! … Сестра твоя родная!»
    В стихотворении «Муза» поэт снова заявляет, что его Муза – спутница бедняков. Противопоставляя Музе ласковой, поющей и прекрасной свою неласковую Музу, он пишет:
    Но рано надо мной отяготели узы … Другой неласковой и незлобивой Музы, … Печальной спутницы печальных бедняков, … Рожденных для труда, страданья и оков.
    В стихотворении «Блажен незлобивый поэт» дается противопоставление двух поэтов – незлобивого поэта и поэта – обличителя толпы, ее страстей и заблуждений, уводящего от острых вопросов жизни в мир «спокойного искусства». С нескрываемой иронией говорит он о популярности незлобивого поэта среди современников. Симпатия Некрасова на стороне поэта-обличителя.
    Свой поэтический манифест Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге «Поэт и гражданин». В стихотворении резко противопоставлены позиции людей: страстная гражданственность одного, равнодушие, уход от общественных интересов другого. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
    Н. А. Некрасов, продолжая традицию Пушкина и Лермонтова, поэтов-декабристов, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим течением 60-70-х годов. Поэт-гражданин, поэт трибун. Некрасов был певцом народной жизни, свое творчество он посвятил борьбе за свободу народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *