Сочинение на тему поэт

15 вариантов

  1. Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус, Николая Гумилева, Александра Блока, Владимира Маяковского и других поэтов восхищают изяществом формы, богатством содержания, глубиной чувств. Для меня серебряный век русской литературы – это прежде всего творчество Сергея Есенина.
    Известный русский поэт Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования. Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу. На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.
    Природа в поэзии Есенина не просто оживлена, она очеловечена. Например, в стихотворении «Буря» лес «охнул», ковыль «зашептался с эхом», река «ревёт сердито», а сама буря «плачет у окошка». Не менее прекрасна есенинская «Пороша», в которой «дремлет лес под сказку сна», а сосна сравнивается со старушкой, повязавшейся косынкой и опершейся на клюку. Описывая природу, поэт напоминает нам, что человек – ее частица. Так, в стихотворении «Звезды» автор обращается к небесным светилам, уверенный в том, что именно они владеют силой «знания жгучего» и скрывают что-то самое главное. Очаровывает известное произведение «Отговорила роща золотая», наполненное глубоким философским содержанием. Когда его читаешь, начинаешь понимать, что жизнь быстротечна и сравнить ее можно с рощей, которая «отговорила милым языком».
    Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце. Я снова и снова перечитываю лирические откровения поэта: «Руки милой – пара лебедей» – песнь о любви и гармонии, «Глупое сердце, не бейся!» – размышление о том, способно ли сердце на сильное чувство, «Заметался пожар голубой» – посвящение любимой женщине и многие другие, восхищаясь глубиной описываемых эмоций.


  2. В лирике А. С. Пушкина тема поэта и поэзии занимает очень важное место. Вполне понятен интерес Пушкина к этой теме. Один из гениальнейших поэтов мирового значения, прекрасно знакомый с поэзией всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, он написал более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. “Разговор книгопродавца с поэтом“, “Пророк“, “Поэт“, “Поэт и толпа“, “Поэту“, “Эхо“, “Памятник” – вот важнейшие стихотворения Пушкина на эту тему.
    Кто такой поэт? Каково его место в обществе? Каким должно быть его творчество? Как он должен относиться к окружающему миру? Посмотрим, какие ответы дает Александр Сергеевич на эти нелегкие вопросы.
    Рассматривая эту тему в лирике Пушкина, мне кажется, что прежде всего нужно обратиться к его шедевру “Пророк“. Это стихотворение, написанное в 1826 году, рассказывает читателю о духовных качествах и назначении поэта. Название и содержание произведения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим “Духовной жаждой“, и тут ему является посланник Божий шестикрылый серафим”. Он наделяется необычной для человека остротой видения:
    Перстами легкими, как сон,
    Моих зениц коснулся он.
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.

    А далее:
    Моих ушей коснулся он, –
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полёт,
    И гад морских подводный ход,
    И дальней лозы прозябанье
    Теперь поэт одарен тонким чувством восприятия жизни, он избавлен от сомнений и страха, но этого мало:
    И он мне грудь рассёк мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнём,
    Во грудь отверстую водвинул

    Итак, поэт, по мнению Пушкина, должен стремиться к знанию и моральной чистоте, он должен обладать гениальной прозорливостью, способностью видеть и понимать то, что часто недоступно обычным людям, а главное, даром речи, душой, способной глубоко чувствовать и переживать. Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, – возлагают на него трудную задачу. Его миссия – “Глаголом жечь сердца людей“, то есть нести людям правду, бороться со злом, способствовать прогрессу жизни, пробуждать в душе человека лучшее, что есть в нем.
    Стихотворение “Эхо” также немаловажно рассмотреть для более ясного понимания мыслей Пушкина о поэте. Написанное в 1831 году, оно отражает настроение поэта в момент наибольшего обострения отношений его с дворянским обществом. Поэт чувствует себя одиноким среди пустых людей, занятых погоней за ничтожными целями. Светское общество не понимало и не ценило творческой деятельности поэта, было чуждо и враждебно ему.
    Все стихотворение – это как бы одно большое сравнение: поэт подобен эху. Как эхо откликается на все звуки мира, так и поэт отражает в своем творчестве все явления окружающей его жизни. Но, подобно же эху, поэт не находит отклика своим призывам.
    21 августа 1836 года Пушкин написал стихотворение “Памятник“. Это произведение как бы является поэтическим выражением многолетних раздумий гениального поэта над вопросами о назначении искусства, о существенных сторонах своего творчества, о своих заслугах перед Родиной и народом. Он говорит о том, что к его “Нерукотворному памятнику” “Не зарастет народная тропа“, то есть народ будет обращаться к его произведениям как к неиссякаемому источнику идейно-нравственных и художественных ценностей. Великий поэт считает, что его ответственная миссия выполнена:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал?
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

    Поэт обращался ко всем народам своей Родины как к равным членам одной семьи (“И назовет меня всяк сущий в ней язык. И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык“).
    Памятник поэта вознесся над “главою непокорной” выше Александрийского столпа. Пушкин имел право говорить об этом. Никакие преследования правительства и его прислужников не сломили свободолюбивых взглядов.
    В идейно-художественном отношении “ПамятникПушкина стоит неизмеримо выше, чем стихотворения на ту же тему, созданные предшественниками поэта (Гораций, Ломоносов, Державин). Насколько значительнее в общественно-политическом отношении заслуги Поэта (с большой буквы Поэта!) перед народом, отмеченные им в своем “Памятнике“: борьба за свободу, защита угнетенных (“Падших“), воспитание “Добрых чувств“.
    Итак, твердость, решительность, взыскательность, презрение к “Суду глупца“, к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению “непосвященных”. Именно верность этим принципам и ведет его к бессмертию. Стихотворение “Памятник” является завещанием русской поэзии:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

  3. Перед тем как начинать писать сочинение на тему «Любимый поэт серебряного века», необходимо как следует разобраться в теоретической части. Название «серебряный век» охватывает рубеж конца XIX и начала XX вв. Чаще всего под этим термином понимается культура, деятельность поэтов и философов и расцвет лирики определенного характера. Серебряному веку предшествовал век золотой. К нему относились времена, в которые творил Пушкин, поэты-лицеисты, Лермонтов, Гоголь и другие светила русской классической литературы, то есть начало XIX века и далее.

    Отличительные особенности творчества этого времени

    Серебряный век не связывается с расцветом культуры, как, например, в европейской истории эпоха Ренессанса. Нет, для литературы русской это столетие может считаться наоборот, закатом, так как ушли в прошлое декаденство, а в строках, написанных поэтами, налицо прослеживалась ностальгия по ушедшим временам, неспособность найти себя в новом мире после того, как самодержавие Российской империи сменилось на так называемую власть народа. К самым известным поэтам серебряного века относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, К. Бальмонт, А. Блок.

  4. Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова была проблема цели и места поэзии в жизни, назначения поэта, его роли в обществе.
    А. С. Пушкин всем своим творчеством утверждал единство поэзии и реальной жизни. Для него поэт являлся человеком, наделенным божественным даром. Муза не должна отворачиваться от людей, считая недостойным обращать внимание на простые сюжеты. Поэт для Пушкина — это пророк, способный своим творчеством влиять на общество. Этой теме посвящено стихотворение «Пророк», в котором слышится голос автора, призывающего поэта:
    «Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим. Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной жаждой» или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний. Это глубокое убеждение самого Пушкина, который в стихотворении «Памятник» обращается к музе с наставлением:
    Веленью Божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.
    А. С. Пушкин до самой смерти оставался преданным своим убеждениям, вере в высокое предназначение поэзии, силу и способности поэта-гражданина, поэта-пророка.
    Эти взгляды полностью разделял и преемник Пушкина М. Ю. Лермонтов. В его творчестве звучат те же мотивы, но время наложило свой отпечаток на стихотворения поэта. В годы реакции судьба поэта была очень тяжела. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом, который раньше был грозным оружием, верой и правдой служил своему хозяину. А теперь кинжал стал игрушкой, он никому не нужен. Так и поэт утратил свое назначение, променял на золото могучий голос. Раньше слова поэта поднимали дух людей, звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Лермонтову больно наблюдать, каким мелким и обманчивым стало поэтическое творчество. Он с горечью спрашивает, надеясь на лучшее будущее:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    Лермонтов сам испытал всю тяжесть положения поэта-пророка в современном ему обществе. В стихотворении «Пророк» героя ожидает совсем другая судьба, нежели героя одноименного стихотворения Пушкина. Людям не был нужен «Божий дар» пророка, ему приходится жить в лесу, прятаться от людей:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Именно так «ближние» и поступали с Пушкиным и Лермонтовым, жизнь которых оборвалась в самом расцвете творческих сил. Погиб Пушкин, пал на дуэли Лермонтов, но в России нашелся человек, ставший продолжателем дела великих художников.
    Н. А. Некрасов все свое творчество посвятил русскому народу. Лирика поэта служила для современников образцом гражданственности. Поэт, прежде всего, должен быть гражданином, говорил Некрасов, служить народу:
    С твоим талантом стыдно спать.
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать…
    Некрасов призывает поэзию быть выразительницей народных интересов. Поэт обязан писать о народе и для народа:
    Будь гражданин! Служа искусству,
    Для блага ближнего живи,
    Свой гений подчиняя чувству
    Всеобнимающей любви…
    Эта же тема звучит и в стихотворении «Элегия». Некрасов утверждает, что поэзия не может забыть о страданиях и чаяниях простого народа, потому что именно в этом ее высокое предназначение. Самое достойное для лиры:
    Толпе напоминать, что бедствует народ
    В то время, как она ликует и поет.
    К народу возбуждать вниманье сильных мира…
    Поэзия Некрасова, как и лирика Пушкина и Лермонтова, имела огромное влияние на умы и сердца людей. Эти великие русские поэты подняли поэтическое творчество на недосягаемую высоту, заслужив славу и признание потомков. И слова Некрасова можно смело отнести к каждому из гениальных поэтов России:
    Я лиру посвятил народу своему…
    Пушкин и Лермонтов — два гения русской литературы, два великих русских поэта. В разное время они создавали свои шедевры. Расцвет творчества Пушкина пришелся на период общественного подъема в русском обществе. А. С. Пушкин был хорошо знаком со многими из тех, кто «шел в огонь за честь Отчизны». Лермонтов же творил в годы реакции, наступившей после разгрома восстания на Сенатской площади. Однако поэзия Лермонтова так же свободолюбива, как и лирика Пушкина, и в стихотворениях обоих поэтов сильны патриотические мотивы.
    А. С. Пушкина с юных лет волновала тема России, ее народа, славной истории. В своих романтических стихах поэт воспевает свободную Родину:
    Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
    Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
    Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
    За Русь, за святость алтаря.
    Молодой поэт окончил Лицей, росло его поэтическое мастерство. Тема патриотизма не переставала звучать в творчестве Пушкина. Подлинный патриотизм для него был связан с борьбой за свободу. Поэт призывает к самоотверженному служению родной стране. Это главная идея стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», оды «Вольность». Послание «К Чаадаеву» отражает взгляды, которые объединяли поэта с будущими декабристами. Пушкин призывает своего друга бороться за свободу России. Любовь к ней неразрывна с борьбой за ее счастье:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В дружеском послании поэт ставит проблему единства личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в стихотворении, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства. Стихотворение «Деревня» с большой остротой поднимает проблему уничтожения крепостного права, освобождения страны от рабства. Пушкин возмущен тем, что творится в стране, которую он так любит. Невозможно любование родной природой до тех пор, пока «барство дикое» угнетает «рабство тощее». Поэт с болью в сердце спрашивает:
    Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Но Пушкин верит, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». И после разгрома восстания декабристов он остался верен идеалам передовых людей эпохи. В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион» Пушкин прославляет великий подвиг декабристов, совершенный на благо страны. В 30-е годы патриотизм в лирике Пушкина особенно ярко проявился в дни польского восстания. Поэт выступает не защитником монархии и не врагом польского народа, а русским патриотом, думающим о судьбе России:
    Но вы, мучители палат,
    Легкоязычные витии,
    Вы, черни бедственный набат,
    Клеветники, враги России!
    В стихотворении «Памятник», которое является своеобразным подведением итогов поэтической деятельности, Пушкин говорит, что всегда оставался гуманистом, вольнолюбцем и патриотом. До самой смерти поэт был верен своим идеалам.
    Смерть Пушкина «разбудила» Лермонтова. Неизвестный ранее поэт стал знаком каждому русскому человеку. Ненависть к крепостному праву, жажда свободы, протест против самодержавия роднили его с передовыми людьми эпохи.Подлинным образцом гражданской лирики Лермонтова явилось стихотворение «Смерть поэта», в котором прозвучал отклик русского поэта на великую утрату. Остро волновала поэта тема общественного поведения человека. Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он желал счастья своей стране, русскому народу, противопоставляя свой патриотизм казенному патриотизму:
    Люблю Отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой…
    Поэт восхищается русской природой, народными праздниками. Лермонтов ненавидит «страну рабов», «страну господ». Он обращается к славному периоду жизни России, победившей Наполеона. Поэт говорит о силе русского характера, о мужестве простого народа, защищавшего Родину:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Лермонтов прославляет ратный подвиг, героизм народа в войне:
    Изведал враг в тот день немало,
    Что значит русский бой удалый,
    Наш рукопашный бой!..
    Вот он, истинный патриотизм! Именно так Лермонтов понимал чувство любви к России, и это нашло свое отражение и произведениях поэта.
    Трудно переоценить значение поэзии Пушкина и Лермонтова. А. С. Пушкин заложил основу русской лирики, М. Ю. Лермонтов «подхватил знамя» из рук убитого Пушкина. Оба поэта-гражданина воспевали Россию, свободную от «рабства и цепей». И этим они заслужили историческое бессмертие, любовь и благодарность потомков.

  5. ФИО: Утебалиева Аида Акбулатовна
    Дата рождения: 13.04.1999 год.
    Номинация: Сочинение
    Школа: ОСШ им. У. Сахипова, 9 класс
    Адрес: ЗКО, Жанибекский район, Куйгенкулскйй сельский округ
    Телефон: +77027951954
    Ответственное лицо: Куйгенкулский сельский библиотека
    Мой любимый поэт – Сергей Есенин
    … И это Я!
    Я гражданин, села…
    (С. А. Есенин)
    План:
    I. Сергей Есенин – яркая звезда русской литературы.
    II. Творчество поэта …
    a) Деревенский человек, мечтатель, мягкий парень.
    б) Любовь к природе.
    III. Значение стихов Сергея Есенина в русской поэзии.
    Мой любимый поэт – Сергей Есенин. Его стихи вдохновляют меня… Когда читаешь стихи Есенина усиливается чувство любови к Родине, к природе. Он –«деревенский человек, мечтатель, мягкий парень» любящий свою Родину. Его стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Все те чувства, которые с таким умением вложил поэт в свои произведения, без всяких трудностей, даже молниеносно, воспринимаются читателями. От стихов Есенина веет духом народной жизни, а причиной послужило и то, что с раннего детства поэт был близок к миру народной поэзии.
    Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: «Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками». В 1904 году Сергея Есенина повели в Константиновскую земскую школу, где он учился пять лет, хотя по плану Сергей должен был получать образование в течении четырех лет (т.к. в Константиновской земской школе было четыре класса образования), но из-за плохого поведения Сергея Есенина оставили на второй год. В 1909 году Сергей Александрович Есенин окончил Константиновскую земскую школу и родители определили Сергея в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики, в 30 км от Константинова. Его родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем, хотя сам Сергей мечтал о другом. В Спас – Клепиковской учительской школе Сергей Есенин познакомился с Гришей Панфиловым, с которым он потом долго переписывался. В 1912 году Сергей Александрович Есенин, окончив школу, переехал в Москву и поселился у отца в общежитии для приказчиков. Отец устроил Сергея работать в контору, но вскоре Есенин ушёл оттуда и устроился работать в типографию. И Сытина в качестве подчитчика (помощника корректора). Там он познакомился с Анной Романовной Изрядновой и вступил с ней в гражданский брак. 1 декабря 1914 года у Анны Изрядновой и Сергея Есенина родился сын Юрий. Он настолько любил свой родной край, что всегда писал о ней…
    Его стихи рассказывают о любви поэта к своей Родине, к природе родного края. Многие стихи поэта положены на музыку. Например: «Отговорила роща золотая»
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально улетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю жизнь и творчество поэта. Она продолжается и в нас. Куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет в родные, милые с детства места. Поэт очень- очень любил природу, ту природу которое он видел своих мыслях. Для большей убедительности без конца и края можно говорить о хорошем в произведениях поэта, но всего не перескажешь. Так много хорошего в лирике Есенина. Его поэзию я люблю за ее простоту, доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил Есенин в свои произведения. За его огромную и неизмеримую любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней, озерными гладями.
    Мне нравится его ” родной край с его обширными полями, ярким ласковым солнцем, душистым сеном, росой на рассвете, пением птиц”. Есенин написал очень много стихотворений о природе, об осени, о березах, которые стоят, словно “большие свечи”, о белоснежных черемухах, о нагнувшихся вербах, о колючих мрачных елях.
    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.
    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.
    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.
    «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзий, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком», – писал о поэте М. Горький.
    Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, свою поэтическую родословную вел от А.Кольцова. Всерьез изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек. В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой автобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». К Пушкинской емкости, органичности он приходит в поздних стихах. Личность Есенина была соткана из пртиворечий: он всегда стемился к духовному покою, согласию с собой и людми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротось и бунтарство, ранимость и дерзость – эта полярность, двойственность натуры выразилась в Есенинской лирике. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Рдина, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:
    Быть поэтом – это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души.
    Есенин в богатейшей поэтической культуре «серебрянного века» с первых своих стихов показал собственное лицо: пришел со своим пониманием поэтического слова:
    Туча кружево в роще связала,
    Закручился пахучий туман.
    Сергей Есенин пережил признание, славу и нападки критиков, но у Есенина всегда оставался читател, для которого творчества поэта было бесконечно близким и дорогим. Сегодня Есенин занимает свое полноправное место в русской поэзии ХХ века и в читательских сердцах.
    Использованные литературы:
    Есенин С.
    Стихотворения и поэмы /вступ. Статья И.С.Эвентова. Сост. и подг. текста И.С.Эвентова и И.В.Алексахиной, примеч. И.В. Алексахиной.-Л.:Сов.писатель, 1986.- 464с.- 8 илл.- 1л.портр.- Б-ка поэта. Большая сер.
    Есенин С.
    Стихотворения. Поэмы /Сост. и вступит. Статья А.: Козловского.-М.: Худож. Лит.,1982.- 479 с.- Классики исовременники.-Поэтич. Б-ка.
    Есенин С.
    Собрание сочинений. В 2 томах/Сост. И коммент. Ю.Л.Прокушева.-М.: Сов. Россия: Современник,1990.-384 с. Т.2: Стихотворения – Проза – Статьи – Письма.
    :

  6. Трудно сказать, чья поэзия мне нравиться больше. Я не смею давать оценку и сравнивать таких великих женщин, чьи строки достучались до самого сердца. Лирика Ахматовой и Цветаевой понятна каждой женщине. Когда я читаю стихи из сборников поэтесс, то становлюсь невероятно близкой к ним, создается впечатления разговора по душам с подругой. Женщины в их произведениях и жены, и матери, и любовницы, они постают перед читателем во всевозможных образах. Кто, как не женщина, может так тонко описать чувства, которые испытывает представительница слабого пола в той или иной ситуации. Именно поэтому стихи Ахматовой и Цветаевой так близки читательницам. Каждая девушка, которая читает произведения, находит в них себя, находит советы и ответы на многие вопросы.
    Обе писательницы прожили достаточно сложную жизнь и это, безусловно, сказалось на творчестве. Эпоха революций и репрессий, потеря дорогих и близких людей, разлука с детьми, все это пережили эти сильные женщины. Наверное, они смогли справиться с трудностями только потому, что делились всем, оставляли всю свою боль на бумаге. Эта искренность очень чувствуется, поэтому поэзия Ахматовой и Цветаевой такая понятная, простая и любимая. Ведь они писали о себе, о переживаниях и трудностях, в их стихах нет ничего вымышленного.
    Лирика этих двух поэтесс всегда будет актуальна, их стихи хочется читать, перечитывать, учить на память. И, несмотря на то, что в поэзии «Серебряного века» в основном отличились мужчины, затмить оригинальную манеру, чувственность и искренность двух великих поэтесс никому не удалось.

  7. Поэт и поэзия – Пушкин, Лермонтов, Некрасов
    Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Лучших русских писателей и поэтов мысли об этом волновали особенно сильно, потому что нигде литература не была так тесно связана с освободительным движением, как в России. Рылеев, поэт-декабрист, первым провозгласил в качестве поэтического кредо теорию гражданской поэзии: «Я не поэт, а гражданин,» — заявил он, закрепив мученической смертью свой девиз о том, что поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за передовые идеалы своего времени.
    Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он предъявлял к поэту – в первую очередь к себе – очень высокие требования. Самого строгого отношения к своим писаниям, самой большой взыскательности требовал он от настоящего поэта.
    Ты сам свой высший суд, —
    Писал он в стихотворении «Поэту»:
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд. … Ты им доволен ли, взыскательный художник? … Доволен? Так пускай толпа его бранит.
    В 1836 году, незадолго до своей трагической гибели, Пушкин писал:
    И долго буду тем любезен я народу, … Что чувства добрые я лирой пробуждал, … Что в мой жестокий век восславил я Свободу … И милость к падшим призывал.
    В этих словах выразилось кредо поэта.
    Как же шел Пушкин к бессмертию?
    Вся бурная юность поэта протекала в неустанном творческом труде, и вместе с ростом поэта углублялось его представление о роли и назначении поэзии.
    Вольнолюбивая лирика Пушкина уже готовила ему судьбу великого поэта, потому что была откликом на события эпохи. Именно вольнолюбивая лирика определила этапы жизни Пушкина. В них ярко выражена позиция поэта-певца вольности, выразителя идей передовой дворянской молодежи, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических настроений.
    В оде «Вольность» поэт отказывается от «изнеженной лиры» и видит свое назначение в том, чтобы воспевать свободу.
    Приди, сорви с меня венок, … Разбей изнеженную лиру.
    Пушкин защищал независимость поэта, он считал творчество возвышающим и спасительным. Об этом он писал в стихотворении «К поэту».
    Поэт! Не дорожи любовию народной, … Восторженных похвал пройдет минутный шум. … Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, … Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Поэт не должен дорожить восторженными похвалами. Поэт – это певец вечных идеалов. Пушкин уподоблял поэта пророку, которому дано глаголом жечь сердца людей. С презрением относится поэт к великосветской черни, которая не понимала и отвергала подлинную поэзию.
    «Пророк» – поэтическая аллегория, где поэт изображен библейским пророком. Человек «влачится» в «пустыне мрачной», томимый «духовной жаждою». (В первоначальной редакции было «великой скорбью»). На перепутье ему является посланец бога – Серафим.
    В том, что совершается с путником далее, — и раскрываются требования к поэту.
    Моих зениц коснулся он… … Отверзлись вещие зеницы, … Как у испуганной орлицы, … Моих ушей коснулся он — … И их наполнил шум и звон. … И внял я неба содраганье… … И гад морских подводный ход…
    Чувства поэта обострены необычайно: он «внимает», то есть слышит и понимает всё звучание жизни (даже шорох произрастающей в долине лозы).
    Диапозон его восприятия огромен. (От «горнего полета ангелов» до движения «гад морских» в подводных глубинах).
    Не может быть у поэта «лукавого», «празднословного» языка. Голос его должен быть правдив и мудр. Но самое главное для него – горячее сердце, исполненное вечно живой любовью к людям.
    И он мне грудь рассек мечом … И сердце трепетное вынул, … И угль, пылающий огнем, … Во грудь отверстую водвинул.
    Непросто, нелегко быть поэтом: жало мудрой змеи вложено в его «замершие» уста «десницею кровавой». Стихотворение заканчивается заповедью поэту:
    Восстань, пророк, … И виждь, и внемли, … Исполнись волею моей, … И обходя моря и земли, … Глаголом жги сердца людей.
    Идея поэта, его произведений волнует читателей. Но воздействие его произведений становится по-настоящему сильным только в том случае, если он умеет «глаголом» жечь «сердца людей». Содержание стихотворения связано с событиями современности: с восстанием и казнью декабристов. В первой редакции иным был конец стихотворения:
    Восстань, восстань, пророк России …
    Есть сведения, что листок со стихотворением «Пророк», имевший эту резкую политическую концовку, Пушкин по приезде из ссылки в Москву захватил с собою во дворец. Поэт намеревался отдать его Николаю 1, «гнусному убийце» декабристов, если бы исход встречи кончился для Пушкина трагически.
    Лермонтов, живший в годы мрачной реакции и не имевший возможности громко, во всеуслышанье сказать свое поэтическое слово, облитое горечью и злостью, тосковал о том времени, когда поэт воспламенял бойца для битвы, когда стих поэта звучал, как колокол на башне вечевой.
    В стихотворении «Поэт» Лермонтов высказал свой взгляд на роль и назначение поэта. В стихотворении звучит призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!»: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!». Слово «пророк» рифмуется здесь с «клинок». Аллегорический образ кинжала объединяется с образом поэта-пророка.
    Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов. Здесь и мысль о том, что настоящее искусство нуждается «богатой резьбы». Сожалея о превращении боевой силы в развлечение толпы, автор тоскует о том, что миновало время битв, что оно сменилось «веком изнеженным».
    В стихотворении Лермонтова благородная тревога за судьбу родной литературы выражена аллегорически и прямо: автор открыто противопоставляет современную поэзию предшествующей ей. Настоящая поэзия воспламеняла бойца на битвы, свет внимал ей в «немом благоговении», а поэзия 30-х годов 19-го века ложная, украшательская, помогает скрывать истину, а в результате она «покрыта ржавчиной презрения». Взгляд на поэзию, выраженный в стихотворении Лермонтова близок к пушкинскому. Ощутима близость слов: «глаголом» жечь «сердца людей» [Пушкин] и «воспламенять бойца для битвы» [Лермонтов].
    И у Лермонтова главное стихотворение названо «Пророк». Здесь также главная тема – тема поэта и общества. Но лермонтовский пророк теряет библейскую величественность и становится ближе к людям. Он постиг людей, обладает «всеведеньем», хочет пробудить в людях стремление к лучшей жизни, проповедует «любви и правды чистое учение», и в то же время обличает «злобу и порок». Противопоставляя изгнанника-пророка старцам, господствующим в «шумном граде», Лермонтов показывает их самовольное торжество.
    Видя лишь унижение пророка, старцы не понимают главного: пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду им от любви и правды, дух его не сломлен.
    Продолжая лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов оказал несомненное влияние на Некрасова. В раннем сборнике «Мечты и звуки» есть стихотворение «Тот не поэт», в котором намечаются демократические взгляды Некрасова на назначение поэта. Стихотворение заканчивается словами:
    Кто у одра страдающего брата … Не пролил слез, в ком состраданья нет, … Кто продает себя толпе за злато, … Тот не поэт!
    Муза поэта – сестра истерзанного, измученного народа.
    Вчерашний день, в часу шестом … Зашел я на Сенную, … Там били женщину кнутом, … Крестьянку молодую. … Ни звука из ее груди, … Лишь бич свистал, играя… … И Музе я сказал: «Гляди! … Сестра твоя родная!»
    В стихотворении «Муза» поэт снова заявляет, что его Муза – спутница бедняков. Противопоставляя Музе ласковой, поющей и прекрасной свою неласковую Музу, он пишет:
    Но рано надо мной отяготели узы … Другой неласковой и незлобивой Музы, … Печальной спутницы печальных бедняков, … Рожденных для труда, страданья и оков.
    В стихотворении «Блажен незлобивый поэт» дается противопоставление двух поэтов – незлобивого поэта и поэта – обличителя толпы, ее страстей и заблуждений, уводящего от острых вопросов жизни в мир «спокойного искусства». С нескрываемой иронией говорит он о популярности незлобивого поэта среди современников. Симпатия Некрасова на стороне поэта-обличителя.
    Свой поэтический манифест Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге «Поэт и гражданин». В стихотворении резко противопоставлены позиции людей: страстная гражданственность одного, равнодушие, уход от общественных интересов другого. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
    Н. А. Некрасов, продолжая традицию Пушкина и Лермонтова, поэтов-декабристов, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим течением 60-70-х годов. Поэт-гражданин, поэт трибун. Некрасов был певцом народной жизни, свое творчество он посвятил борьбе за свободу народа.

  8. Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века — Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в поэзии Лермонтова можно наблюдать становление талантливого поэта-гуманиста. В ранний срок для Михаила Юрьевича поэт — это художник, который стремится излить на бумаге те чувства, что правят его душой. Новый день несет свежие переживания, прежние мысли остаются в стихах, а творец поглощен уже новой идеей. Об этом описывает автор в своем раннем стихотворении “Поэт”.
    По мере развития взглядов поэта на мир (после поражения восстания декабристов, наступления реакции) литературный герой из страстного, одержимого преобразователя мира превращается в не способного ни к чему человека. Он полон сил, подобно Печорину, но не знает, к чему их приложить. Поэзия, по мнению автора, уподобляется кинжалу: ранее он был серьезным орудием, ныне — лишь ценное украшение. В тот самый исторический срок поэт не видит возможности для себя быть вдохновителем преобразований, властителем душ:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту политическая элита, которой свет
    Внимал в немом благоговенъе?
    Стихи Лермонтова наполняются болью, страданием, чувством непреодолимого одиночества. Автор и его герой мечутся, не зная, к чему теперь их жизнь, поэзия, творчество:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Лермонтов в своих стремлениях изменить мир одинок, поэтому в его стихотворениях с ещё большей силой звучит тема потерянности, скуки, духовного одиночества. В глазах современников, окружающих его, поэт предстает эгоистом, обращенным лишь к своим переживаниям и разочарованиям. Сам же автор ощущает себя подвижником, готовым к дерзким преобразованиям во имя человечества:
    Я существовать хочу! хочу печали
    Любви и счастию назло;
    Они мой ум избаловали
    И слишком сгладили чело.
    Ни у одного поэта ещё не были так красивы хандра, скука, одиночество, неверие в любовь. Способность к передаче мелодичности, музыкальности речи, более того в печали, показала величайший талант Лермонтова, его тонкое чувство ритма. Образы золотой тучки, одинокого паруса сливаются с образом автора, плывущего в полном одиночестве по волнам бурной жизни. Он превращается в созерцателя событий, не пытающегося их изменить, а лишь желающего передать атмосферу современности для потомков, для нас. Эта отстраненность, дистанцированность от событий — результат не желания уйти от реальности, а отразить ее как можно правдивее, без прикрас. Поэт показывает фальшь любви, дружбы, упрекает своих соотечественников в легкомыслии:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно.
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Мы видим, что, обращаясь к будущему, Лермонтов уподобляется пророку. Судьба таких людей печальна — одиночество, непризнанность современниками, отчужденность, но I как раз такие личности движут нас на подвиги, смягчают злобу, несут радость потомкам. Об этом говорит сам поэт в одном I из последних своих стихотворений “Пророк”:
    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенъе пророка,
    В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
    Провозглашать я стал любви
    И правды, чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Лермонтов доказал свое призвание пророка. Его произведения волнуют души читателей конца XX века.
    Расцвет творчества поэта пришелся на срок после смерти Пушкина. Но Михаил Юрьевич не был оттеснен “солнцем русской поэзии”, а, наоборот, стал достойной сменой ему, развивая и углубляя в своем творчестве уже несколько иные мотивы. Его стихи обрели бессмертие, а их автор — всемирное признание и любовь многих поколений читателей. Одинокий при жизни, Лермонтов и после смерти остается загадкой для нас.

  9. Мой любимый поэт – Сергей Есенин
    Мой любимый поэт – Сергей Есенин. Его стихи вдохновляют меня… Когда читаешь стихи Есенина усиливается чувство любови к Родине, к природе. Он –«деревенский человек, мечтатель, мягкий парень» любящий свою Родину. Его стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Все те чувства, которые с таким умением вложил поэт в свои произведения, без всяких трудностей, даже молниеносно, воспринимаются читателями. От стихов Есенина веет духом народной жизни, а причиной послужило и то, что с раннего детства поэт был близок к миру народной поэзии.
    Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: «Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками». В 1904 году Сергея Есенина повели в Константиновскую земскую школу, где он учился пять лет, хотя по плану Сергей должен был получать образование в течении четырех лет (т.к. в Константиновской земской школе было четыре класса образования), но из-за плохого поведения Сергея Есенина оставили на второй год. В 1909 году Сергей Александрович Есенин окончил Константиновскую земскую школу и родители определили Сергея в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики, в 30 км от Константинова. Его родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем, хотя сам Сергей мечтал о другом. В Спас – Клепиковской учительской школе Сергей Есенин познакомился с Гришей Панфиловым, с которым он потом долго переписывался. В 1912 году Сергей Александрович Есенин, окончив школу, переехал в Москву и поселился у отца в общежитии для приказчиков. Отец устроил Сергея работать в контору, но вскоре Есенин ушёл оттуда и устроился работать в типографию. И Сытина в качестве подчитчика (помощника корректора). Там он познакомился с Анной Романовной Изрядновой и вступил с ней в гражданский брак. 1 декабря 1914 года у Анны Изрядновой и Сергея Есенина родился сын Юрий. Он настолько любил свой родной край, что всегда писал о ней…
    Его стихи рассказывают о любви поэта к своей Родине, к природе родного края. Многие стихи поэта положены на музыку. Например: «Отговорила роща золотая»
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально улетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю жизнь и творчество поэта. Она продолжается и в нас. Куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет в родные, милые с детства места. Поэт очень- очень любил природу, ту природу которое он видел своих мыслях. Для большей убедительности без конца и края можно говорить о хорошем в произведениях поэта, но всего не перескажешь. Так много хорошего в лирике Есенина. Его поэзию я люблю за ее простоту, доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил Есенин в свои произведения. За его огромную и неизмеримую любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней, озерными гладями.
    Мне нравится его ” родной край с его обширными полями, ярким ласковым солнцем, душистым сеном, росой на рассвете, пением птиц”. Есенин написал очень много стихотворений о природе, об осени, о березах, которые стоят, словно “большие свечи”, о белоснежных черемухах, о нагнувшихся вербах, о колючих мрачных елях.
    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.
    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.
    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.
    «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзий, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком», – писал о поэте М. Горький.
    Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, свою поэтическую родословную вел от А.Кольцова. Всерьез изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек. В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой автобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». К Пушкинской емкости, органичности он приходит в поздних стихах. Личность Есенина была соткана из пртиворечий: он всегда стемился к духовному покою, согласию с собой и людми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротось и бунтарство, ранимость и дерзость – эта полярность, двойственность натуры выразилась в Есенинской лирике. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Рдина, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:
    Быть поэтом – это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души.
    Есенин в богатейшей поэтической культуре «серебрянного века» с первых своих стихов показал собственное лицо: пришел со своим пониманием поэтического слова:
    Туча кружево в роще связала,
    Закручился пахучий туман.
    Сергей Есенин пережил признание, славу и нападки критиков, но у Есенина всегда оставался читател, для которого творчества поэта было бесконечно близким и дорогим. Сегодня Есенин занимает свое полноправное место в русской поэзии ХХ века и в читательских сердцах.

  10. Мой любимый поэт – Сергей Есенин
    Мой любимый поэт – Сергей Есенин. Его стихи вдохновляют меня… Когда читаешь стихи Есенина усиливается чувство любови к Родине, к природе. Он –«деревенский человек, мечтатель, мягкий парень» любящий свою Родину. Его стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Все те чувства, которые с таким умением вложил поэт в свои произведения, без всяких трудностей, даже молниеносно, воспринимаются читателями. От стихов Есенина веет духом народной жизни, а причиной послужило и то, что с раннего детства поэт был близок к миру народной поэзии.
    Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: «Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками». В 1904 году Сергея Есенина повели в Константиновскую земскую школу, где он учился пять лет, хотя по плану Сергей должен был получать образование в течении четырех лет (т.к. в Константиновской земской школе было четыре класса образования), но из-за плохого поведения Сергея Есенина оставили на второй год. В 1909 году Сергей Александрович Есенин окончил Константиновскую земскую школу и родители определили Сергея в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики, в 30 км от Константинова. Его родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем, хотя сам Сергей мечтал о другом. В Спас — Клепиковской учительской школе Сергей Есенин познакомился с Гришей Панфиловым, с которым он потом долго переписывался. В 1912 году Сергей Александрович Есенин, окончив школу, переехал в Москву и поселился у отца в общежитии для приказчиков. Отец устроил Сергея работать в контору, но вскоре Есенин ушёл оттуда и устроился работать в типографию. И Сытина в качестве подчитчика (помощника корректора). Там он познакомился с Анной Романовной Изрядновой и вступил с ней в гражданский брак. 1 декабря 1914 года у Анны Изрядновой и Сергея Есенина родился сын Юрий. Он настолько любил свой родной край, что всегда писал о ней…
    Его стихи рассказывают о любви поэта к своей Родине, к природе родного края. Многие стихи поэта положены на музыку. Например: «Отговорила роща золотая»
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально улетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю жизнь и творчество поэта. Она продолжается и в нас. Куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет в родные, милые с детства места. Поэт очень- очень любил природу, ту природу которое он видел своих мыслях. Для большей убедительности без конца и края можно говорить о хорошем в произведениях поэта, но всего не перескажешь. Так много хорошего в лирике Есенина. Его поэзию я люблю за ее простоту, доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил Есенин в свои произведения. За его огромную и неизмеримую любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней, озерными гладями.
    Мне нравится его ” родной край с его обширными полями, ярким ласковым солнцем, душистым сеном, росой на рассвете, пением птиц”. Есенин написал очень много стихотворений о природе, об осени, о березах, которые стоят, словно “большие свечи”, о белоснежных черемухах, о нагнувшихся вербах, о колючих мрачных елях.
    На пушистых ветках
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзий, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком», — писал о поэте М. Горький.
    Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, свою поэтическую родословную вел от А.Кольцова. Всерьез изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек. В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой автобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». К Пушкинской емкости, органичности он приходит в поздних стихах. Личность Есенина была соткана из пртиворечий: он всегда стемился к духовному покою, согласию с собой и людми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротось и бунтарство, ранимость и дерзость – эта полярность, двойственность натуры выразилась в Есенинской лирике. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Рдина, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:
    Быть поэтом – это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души.
    Есенин в богатейшей поэтической культуре «серебрянного века» с первых своих стихов показал собственное лицо: пришел со своим пониманием поэтического слова:
    Туча кружево в роще связала,
    Закручился пахучий туман.
    Сергей Есенин пережил признание, славу и нападки критиков, но у Есенина всегда оставался читател, для которого творчества поэта было бесконечно близким и дорогим. Сегодня Есенин занимает свое полноправное место в русской поэзии ХХ века и в читательских сердцах.

  11. Пушкин является создателем лирической концепции творчества, в ней он выразил свои представления о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества. О творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского “памятника нерукотворного” – поэтические манифесты – “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”.
    “Элегия” – именно с творчеством связываются “наслаждения”, которые помогут преодолеть усталость жизни, настроения тоски и отчаянья:
    И ведаю, мне будет наслажденья
    Меж горестей, забот и треволненья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь…
    “Поэт” – квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт – сложное существо, отмеченное Богом, наделенным частью его творящей силы, но явл. обычным земным человеком…
    “Осень” (33) – здесь перед нами “тайной тайных” его души – процесс творчества. Исток творчества – восприятие осенней природы. Здесь, как и во многих других стихах (“19 октября” 1825, “Зимнее утро”) проводит параллели между состоянием природы и его души: “Унылая пора! Очей очарованье!”. Т.к. в осени соединяется умирание и нетленная красота, то это символ соединения жизни и смерти ? символ гармонии. Этот момент – как бы “творчество” природы и поэт ощущает себя частью силы, рождающей гармонию:
    И пробуждается поэзия во мне:
    Душа стесняется лирическим волненьем,
    Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
    Излиться наконец свободным проявленьем…
    Итак, жизнь поэта – это череда “уходов” и “приходов” от людей. Он уходит в мир поэтических снов, в мир творчества, и возвращается, чтобы уйти снова. Поэт – существо двуприродное – от земли и от Бога.
    “Пророк” не поэт:
    Общее различное “вещие” зрение и слух.
    одинаково важны для людей.
    Бог – и никто другой призывает их к служению. поэт пророк живет среди людей, пока не захвачен вдохновеньем.
    сердце поэта – не “угль, пылающий огнем”, а обычное “трепетное”. нет пророка “в заботах суетного света”.
    Люди внемлют пророкам “в священном ужасе” – не так, как поэта.
    “Поэт и толпа”: Поэт “волнует, мучит, как своенравный чародей” сердца людей. Поэт, в отличие от пророка, гибок – его голос может быть не только нежными и чарующими, но и гневными, беспощадными:
    Молчи, бессмысленный народ,
    Поденщик, раб нужды, забот!
    Несносен мне твой ропот дерзкий…
    Самое главное, что есть у поэта, но в чем отказано пророку – собственная воля. Бог избирает поэта для другого – для творчества.
    Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. “Поэт и толпа” – Пушкин не называет те слои, которые противостоят ему, он создает обобщенный облик публики, берущейся судить о том, чего она не может или не хочет понять.
    Однако Пушкин твердо придерживается принципа профессионального отношения к публике: “не продается вдохновенье, / но можно рукопись продать.” Голос певца должен быть слышен и ясен публике, но она не должна вмешиваться в процесс тв-ва.
    В сонете “Поэту”: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение “толпы”. Никто не должен вторгаться в мир поэта. В нем только одна дорога – ее пролагает сам поэт, по ней не может пройти обычный человек, “непосвященный” – и в конце этой дороги – “плоды любимых дум”, добытые “подвигом благородным”. Пушкин говорит, что поэт может судить себя лишь высшим судом, но это не означает, что отходят все другие; каждый может высказать свое мнение, но никто не может навязывать свое.
    Твердость, решительность, взыскательность, презрение к “суду глупца”, к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению “непосвященных”. Именно верность этим принципам и ведет его к бессмертию. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (36) – завещание русской поэзии:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца;
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

  12. Поэт в России – больше, чем поэт
    Поэт в России-больше, чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождаться
    лишь тем, в ком бродит
    гордый дух гражданства,
    кому уюта нет, покоя нет.
    Поэт в ней – образ века своего
    и будущего призрачный прообраз.
    Е. А. Евтушенко.
    У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами европейский 18 век родилось мнение о том, что они должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих и римских богах и богинях, о природе, о легких темах. Потом появились романтики, воспевающие неземное. Но во все времена среди поэтов были те, кто стремился пером бороться за свободу и права человека против рабства и тирании.
    В России, лишенной свободной политической и общественной деятельности, среди сочинителей, писавших, по выражению Белинского, гладкие и легкие стихи, выделялся голос тех, чей стих “звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”.
    Великие русские поэты… Они “глаголом жгли сердца людей”. Это о них говорит Е.Евтушенко в своей “Молитве перед поэмой”, это к ним он обращается за советом и помощью.
    Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
    свою раскованную речь,
    свою пленительную участь
    как бы шаля, глаголем жечь.
    Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
    своей презрительности яд
    и келью замкнутой души,
    где дышит, скрытая в тиши,
    недоброты твоей сестра
    лампада тайного добра.
    Дай, Некрасов…
    … мне подвиг мучительный твой,
    чтоб идти, волоча всю Россию,
    как бурлаки идут бечевой.
    ( Далее Евтушенко обращается к другим поэтам).
    Да, русские поэты были больше, чем поэты. Они были совестью страны, властителями дум, выразителями народных чаяний. И правительство воспринимало их не только как писателей, но порой как личных врагов. Известны отзывы Николая 1 на гибель Пушкина и Лермонтова. Да, судьба русских поэтов трагическая.
    Русский гений издавна венчает
    Тех, которые мало живут,
    О которых народ замечает:
    ” У счастливого недруги мрут,
    У несчастного друг умирает…”.
    Как точно написал Некрасов.
    Мартиролог – это список замученных страдальцев. Имеет этот список и русская литература. Особенно много в нем поэтов. Рылеев, Одоевский, Пущин, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Полежаев, Шевченко и другие. Имеет длинный мортиролог, к сожалению, и советская поэзия, Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак и другие.
    Но сегодня хочется остановиться на судьбе четырех только русских поэтов. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
    Коротка и непроста жизнь каждого из них. Но у всех она отдана служению родине, искусству, народу. И каждому из них правительство готово было предъявить свой счет за то, что они высмеивали недостатки, прославляли свободу, ненавидели тиранию.
    Грибоедов, так остро и зло высмеявший тупость, пошлость, отсутствие высоких интересов, ненависть к просвещению у московских тузов, создавший образ передового, свободолюбивого человека им в противовес, погиб в Персии. Правительство, по-видимому, было непричастно к смерти своего посла, сыграл роль роковой случай. Но что в Петербурге вздохнули с облегчением, несомненно.
    В двадцать лет уже отправленный в ссылку, близкий к декабристам, Пушкин даже в пору своего приближения ко двору был подозрителен царю. Напрасно искал поэт в Николае 1 черты сходства с Петром, напрасно ждал от него “милости к падшим”. Царь оказался мастером интриг. Да и как было простить поэту, который “восславил свободу”, смеялся над покойным Александром 1, заявлял, что будь на то случай, примкнул бы к декабристам. Да и разве мог Пушкин стать дворцовым поэтом, чтобы “брать из рук” царя и вельмож крохи их милостей? Нет, какие бы зигзаги ни усматривали мы в его судьбе и в отношениях с двором, он всегда оставался честью и совестью нации.
    А Лермонтов! Уже его стихотворение “Погиб поэт…” (“Смерть поэта”) должно навсегда сделать его опальным. А он пишет:
    Прощай, немытая Россия;
    Страна рабов, страна господ…
    Да мог ли Николай, всю жизнь добивавшийся парадного блеска, стерпеть такое?
    Николай Алексеевич Некрасов был первым поэтом в России, писавшим не только о народе, но и для народа…
    Эти поэты заложили великие традиции русской поэзии и литературы, которым были верны Блок, Есенин, Пастернак и многие другие. Они всегда останутся в памяти народа не только как великие граждане России. Не потому ли так тревожно бьется сердце, когда мы вступаем на землю Михайловского, Тархан или Грешнева?

  13. Обзор этот уместно начать с переводы оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Это произведение близко к тексту перевел М.В.Ломоносов, а вот Державин и Пушкин уже сделали вольный перевод, применительно к себе и к своим заслугам перед русской словесностью. Первый поставил себе в заслугу «забавный русский слог» и дерзать «истину царям с улыбкой говорить». Пушкин же – то, что пробуждал звуками своей лиры «добрые чувства» и был певцом Свободы в «жестокий век».
    Пушкина эта тема занимала часто. Например, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» утверждается право поэта продавать свои стихи, при этом не продаваясь самому. В сонете «Поэту» отстаивается право поэта идти своей дорогой, не обращая внимания ни на похвалу, ни на критику. Главное – самооценка, удовлетворение от написанного. Поэт откликается чуткой душой на всё, но в ответ не всегда получает отклик – такова мысль стихотворения «Эхо». «Пророк» — одна из вершин пушкинской лирики. Божий огонь должен помочь поэту «глаголом жечь сердца людей».
    М.Ю.Лермонтов как бы заново переписывает некоторые стихотворения Пушкина, например, того же «Пророка». В одноименном стихотворении говорится о том, что участь поэта-пророка незавидная – он изгнанник, его презирают и издеваются над ним.
    Н.А.Некрасов наполнил эту тему гражданским звучанием. Тогда и прозвучала его, ставшая знаменитой формула: «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан». Кстати, гораздо раньше поэт-декабрист К.Ф.Рылеев еще более категорично утверждал: «Я не Поэт, а Гражданин». И эхом вторят строки нашего современника – поэта Евгения Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем поэт». Так было, и отрицать это невозможно.
    Обращались к теме и поэты «серебряного века»: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Вплоть до нашего времени, когда пермский поэт Алексей Решетов написал пронзительные строки о том, что стихи пишутся «чистой кровью», а также «с красной начинаются строки И красной завершаются строкою». Потому что слово поэта – это его дело. Какое слово – такое и дело.

  14. Мне очень нравится поэзия Серебряного века. Это тяжелое для России время подарило множество замечательных поэтов. Мне нравится творчество Гумилева, Цветаевой, Есенина. Но особое место в моем сердце занимает Александр Александрович Блок.
    Прекрасны его стихи о любви, интересны и замечательны произведения, описывающие город, отнимающий у людей душу… Но, как ни странно, больше всего меня привлекает его восприятие революции. Я хочу рассказать о его удивительной поэме «Двенадцать». Мне кажется, большинство людей недооценивают это произведение, потому что так и не сумели увидеть поразительную красоту его рваного ритма. Кто еще смог настолько ярко, образно передать страшные годы революции? Для меня больше никто. Все в поэме «Двенадцать» говорит о том, что Блок гений, гений, умеющий чувствовать, видеть, здраво оценивать все происходящее вокруг.
    Поэт воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления:
    Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер —
    На всем божьем свете!
    Для поэта революция — это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости».
    Гибнущий мир в поэме — это «барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ поп», «вития», которым неуютно под ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития пророчит гибель России. Но за этим он имеет в виду не всю огромную страну, а именно их старый уклад, прежнюю сытую и бессмысленную жизнь.
    Природная стихия четко окрашена в контрастные цвета:
    Черный вечер.
    Белый снег.
    Стихия человеческая же подобна природной, поэтому все людские эмоции окрашиваются в два контрастных цвета: «черная злоба» и «святая злоба». Для поэта очевидны трагические противоречия революции: борьба за «светлое будущее» происходит через грабежи, насилие, убийства, безнравственность. И все же Блок пытается осмыслить на протяжении всего произведения, несет ли революционная стихия только разрушение или способна еще и к созиданию.
    Во главе поэмы стоит образ двенадцати красногвардейцев. Это патруль, призванный навести революционный порядок. Но трагичность заключается в том, что эти люди сами неуправляемы. Они подобны буре, ветру, их чувства, эмоции, поступки непредсказуемы. Внешне эти «блюститель порядка» напоминают скорее уголовников:
    В зубах цигарка, примят картуз,
    На спину б надо бубновый туз…
    Но, с другой стороны, отношение к ним поэта весьма неоднозначно. Ведь это еще и простые русские ребята, одетые в рванье, готовые отдать жизнь за пока еще неясные им самим цели революции:
    Как пошли наши ребята
    В красной гвардии служить —
    В красной гвардии служить —
    Буйну голову сложить.
    Но поступки этих персонажей не вызывают у читателя особой симпатии:
    Эх, эх!
    Позабавиться не грех!
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!
    Они грабят, мародерствуют, убивают не своих врагов, а невинных людей. В этом плане символична смерть Катьки, которую из Петруха убивает также стихийно, поддавшись минутной вспышке ревности. Блок подчеркивает трагичность этой смерти, так как убивают женщину — Богородицу, Незнакомку, Прекрасную Даму.
    Святыня и грех в поэме сливаются. На протяжении всего произведения красногвардейцы постоянно отрекаются от Христа:
    От чего тебя упас
    Золотой иконостас?
    Да и сам поэт три раза повторяет фразу: «Эх, эх, без креста!». Он видит, что герои идут «без имени святого», которое является символом нравственности, чистоты души русского человека. Но все-таки двенадцати красногвардейцам не удается полностью выкинуть Христа из своей жизни, он появляется в конце поэмы вместо ожидаемого врага:
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Исус Христос.
    Важно то, что Христос идет поступью «надвьюжной», то есть, надстихийной. Как и две тысячи лет назад, он пришел для того, чтобы помочь всем заблудшим возродиться.
    В поэме мы видим, что для Блока не могло быть однозначной оценки революционных событий, однозначного их приятия. Поэт понимал неизбежность всего происходящего, но так и не смог принять жестоких, подчас безнравственных и бесчеловечных методов революции.

  15. Дополнительные сочинения по данной теме
    Вопросы и ответы к стихотворениям А. С. Пушкина
    1. Назовите основные мотивы лирики А. С. Пушкина и соответствующие им стихи.
    Вольнолюбивая лирика – “К Лицинию”, “В Сибирь”, “Арион”, “Анчар”, “К Чаадаеву”;
    Значение поэта и поэзии – “Пророк”, “Поэт”, “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Памятник”;
    Любовная – “Мадона”, “Что в имени тебе моем”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”;
    Дружба – “К другу стихотворцу”, “И. И. Пущину”, “К Чаадаеву”, “19 октября 1825 г.”.
    2. Раскройте смысл стихотворения “Арион”.
    В стихотворении “Арион” А.
    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Четвертый вариант)
    И неподкупный голос мой
    Был эхо русского народа.
    А. С. Пушкин
    Раздумья о смысле жизни, о цели творчества как главного дела жизни характерны для всех прогрессивных писателей и поэтов мира. Особенно выразительно эти ноты звучат в творчестве русских писателей и поэтов.
    Александра Сергеевича Пушкина, являющегося “началом всех начал” в русской классической литературе, на протяжении всего творческого пути волновала тема поэта и поэзии, взаимоотношений поэта и общества, славы и вдохновения.
    В первом опубликованном стихотворении “К другу
    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Третий вариант)
    В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение “К другу стихотворцу” содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку:
    Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеетИ, перьями скрипя, бумаги не жалеет.Хорошие стихи не так легко писать…
    Молодой автор прекрасно понимает, что судьба
    Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Послание к Юдину»
    Какой вы представили себе мечту юного Пушкина о будущем? Верит ли поэт в возможность осуществления своей мечты?
    Мечта поэта обращена к его детским воспоминаниям. Это подмосковное имение Захарово, в котором он бывал у родных. Поэт описывает дом, свои занятия. Все это – из воспоминаний о прошлом. Он сам утверждает, что мечтам дано воплотиться только во сне.
    В стихотворении есть несколько синонимов, которые определяют призвание автора. Уже в первой строфе он “резвый
    Стихотворения Пушкина, посвященные поэту и поэзии («Арион», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)
    У Пушкина есть несколько стихотворений, посвящённых поэтам и поэзии. Их пафос – в утверждении особой судьбы поэта, в небесности, неотмирности того дара, что притягивает взоры множества людей.
    В стихотворении “Арион” поэт изобразил себя как волшебного певца, уподобившись древнегреческому герою-певцу Орфею, принимавшему участие в походе аргонавтов с другими героями. Но Пушкин писал о настоящем в аллегорической форме, поэтому чёлн, на котором они все плыли, разбился, а спасся лишь один поэт, как символ
    А. С. Пушкин о назначении поэзии. «Глаголом жги сердца людей…»
    Тоскует он в забавах мира,
    Людской чуждается молвы,
    К ногам народного кумира
    Не склонит гордой головы.
    А. С. Пушкин
    Великий русский поэт А. С. Пушкин за “вою короткую жизнь написал более восьмисот стихотворений. Их тематика различна. Но особенно сильно волнует Пушкина тема предназначения поэзии и роли поэта. Сохраняя верность декабристскому, гражданскому пониманию задач поэзии (“Пророк”), Пушкин в то же время говорит о трагичности судьбы поэта в современном ему мире, его одиночестве и непонимании “толпой” (“Разговор
    Вопросы и ответы к жизни и творчеству Е. А. Евтушенко
    Какие социальные, нравственные, эстетические проблемы поднимаются в стихах Е. А. Евтушенко?
    Евтушенко принадлежит к социально активным поэтам, рожденным идеями 60-х годов прошлого века. Тематика его стихотворений богата и разнообразна. В них и отражение детских впечатлений военных лет, и обличение сталинизма, и утверждение доброты, чистой любви, дружбы, восхваление внешней и духовной красоты человека, утверждение гражданского назначения поэта в России, поэта, свободно выражающего свои мысли и чувства, не раболепствующего перед власть имущими. К

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *