Сочинение на тему поэзия для меня

8 вариантов

  1. 2
    Текст добавил: ЛЬЯНА ЛОГКАЯ

    Поэзия в жизни человека
    План
    1. Литература в жизни
    человека.
    2. Хорошие стихи – это тайна.
    а) Нужна ли поэзия?
    б) «Любовь прекрасна и грустна».
    3. Значение поэзии для человека.
    Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться, но
    когда ее нет, люди задыхаются. Е. Винокуров
    Книги окружают нас с
    детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер,
    телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Чаще всего,
    если человек любит читать, то читает он прозу. Одни любят фантастику и детективы, другие – исторические и любовные
    романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии
    прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого
    есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
    Хорошие стихи –
    всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические
    строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть
    и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем
    в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел
    то, на что раньше не обращал внимания. Ведь заметил же Ф. Тютчев:
    Есть в
    осени первоначальной Короткая, но дивная
    пора — Весь день стоит как бы
    хрустальный, И лучезарны вечера.
    Нередко возникает
    вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить
    человека эмоционально. Поэзия – это жизнь, это мечта и, конечно же, это любовь. Не зря же у всех поэтов есть
    прекрасные стихи о любви.
    Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же
    какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.
    Так писала Анна Ахматова. А Александр
    Пушкин любимую женщину называет «гением
    чистой красоты». Он напоминает о том, что красотой нужно дорожить, оберегать ееот «шумной суеты», не забывать даже в несчастье. Любовь – это то, без
    чего человек жить не может, а любовь не может жить без поэзии.
    Любовь прекрасна и грустна. И все на свете ясно — Грустна для
    третьего она, А для двоих прекрасна.
    Конечно, ничего бы
    не случилось, если бы не было стихотворений. Мир бы не рухнул, но был бы беднее
    в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда рядом с нами. Как не замечаем того, к чему
    привыкли.
    Поэзия – удивительная
    вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить
    чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности,
    будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.
    указывают путь. Для
    других это просто маленькие огоньки». «Хорошо видит только сердце.
    Главного глазами не увидишь». Трогательно
    описывается встреча и дружба Маленького принца и лиса. Мудрый лис предлагает
    мальчику приручить себя и дает самое главное наставление: «Мы ответственны за тех, кого приручили».
    Экзюпери напоминает и нам, живущим в XXI веке, об ответственности за наши поступки, о том, что
    нельзя мириться со злом, о том, каким должен быть человек. Произведение убеждает нас, что дружба – великое и
    сильное чувство, которое необходимо каждому
    из нас. Повесть «Маленький принц» можно считать завещанием летчика, писателя, философа.
    Это завещание адресовано всем людям. Его нужно внимательно читать, иначе можно
    пропустить главное.

  2. Поэзия В Жизни Человека
    План
    1. Литература в жизни человека.
    2. Хорошие стихи – это тайна.
    а) Нужна ли поэзия?
    б) «Любовь прекрасна и грустна».
    3. Значение поэзии для человека.
    Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются.
    Е. Винокуров
    Книги окружают нас с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Чаще всего, если человек любит читать, то читает он прозу. Одни любят фантастику и детективы, другие – исторические и любовные романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.
    Хорошие стихи – всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания. Ведь заметил же Ф. Тютчев:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора —
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера.
    Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Поэзия – это жизнь, это мечта и, конечно же, это любовь. Не зря же у всех поэтов есть прекрасные стихи о любви.
    Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
    Очертанья столицы во мгле.
    Сочинил же какой-то бездельник,
    Что бывает любовь на земле.
    Так писала Анна Ахматова. А Александр Пушкин любимую женщину называет «гением чистой красоты». Он напоминает о том, что красотой нужно дорожить, оберегать ее от «шумной суеты», не забывать даже в несчастье. Любовь – это то, без чего человек жить не может, а любовь не может жить без поэзии.
    Любовь прекрасна и грустна.
    И все на свете ясно —
    Грустна для третьего она,
    А для двоих прекрасна.
    Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихотворений. Мир бы не рухнул, но был бы беднее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда рядом с нами. Как не замечаем того, к чему привыкли.
    Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

  3. В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
    Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
    Я считаю, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несет миру поэзия. Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать имена А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. Бродского. Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
    Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим «Зимнее утро». Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение «Я вас любил…». Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь «Что пройдет, то будет мило».
    Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, «космической» поэзии Ф. И. Тютчева. Лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
    Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву — признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной,
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный…
    Поэзия развивает ум и душу человека. Есть много замечательных поэтов, чье творчество практически невозможно воспринимать без определенной «тренировки». Поэтому творчество Иосифа Бродского можно изучать только в старших классах. Бродский — поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не «где», а «когда». И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, «когда» Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
    Творчество Бродского отличается своей особенной философией. Философия — это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и смело работал над поэтической формой своих стихотворений. Он часто использует прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
    Темно-синее утро в заиндевевшей раме
    Напоминает улицу с горящими фонарями,
    ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
    толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
    Там звучит «Ганнибал» из худого мешка на стуле,
    сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
    что до черной доски, от которой мороз по коже,
    так и осталась черной. И сзади тоже.
    Исходя из всего выше сказанного, приходишь к выводу, что поэзия необходима человечеству, особенно людям 21 века. Развивая технические стороны жизни, никогда нельзя забывать о духовном развитии. Иначе прогресс будет чрезмерно однобоким. В век компьютеров и машин человеку необходимо постоянное напоминание о душе. Я считаю, что поэзия — это лучшая духовная пища для любого развитого человека.

  4. Поэзия, как и проза — один из основных типов искусства слова, который имеет важное значение в мировой литературе разных эпох и поколений.
    С давних времен, начиная со средних веков и заканчивая недалеким прошлым, поэзия проявляется во всех сферах жизни человека: то ли в быту, то ли на работе, или даже на войне. Вспомнить лишь, как поет народ веселые песни на праздниках, или как воины поют с патриотическим настроем перед боем. Прекрасные рыцари средневековья пели серенады под балконами очаровательных леди, а благородные джентльмены 19-го века декламировали стихи дорогим их сердцу дамам. Таким образом все они выражали свои чувства. С помощью поэзии легко можно передать настроение и эмоции человека, его отношение к тому или иному происходящему событию, самые нежные и возвышенные чувства.
    Лирика или роман в стихах, драма или поэма — это, в первую очередь, стихотворные произведения, которые отличаются от прозы способами организации художественной речи и ритсостроением. В поэзии взаимодействие стихотворной формы со словами создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, невоплотимые иным способом.
    Множество мастеров слова, знаменитых, всем известных и не очень, делятся своей радостью, печалью, восхищением, взволнованностью, мудростью, смелостью или страхом именно с помощью стихов.
    Но поэзия не только прекрасна, она еще и многообразна. Такие произведкния, как хокку или танка, тоже можно назвать поэзией, несмотря на то, что в них нет никакой рифмы и определенного ритма. В этих «свободных стихах» тоже видно те же человеческие чувства, красоту природу и др.
    Наверное, и сегодня поэзия является верным путником по всей жизни человека. Весна и осень, закаты и рассветы, романтика и любовь, трели птиц и шум морского прибоя — все это поэзия, которую мы часто не замечаем в таких простых и привычных нам вещах.

  5. Там люди в кучах, за оградой,
    Не дышат утренней прохладой,
    Ни вешним запахом лугов,
    Любви стыдятся, мысли гонят,
    Торгуют волею своей,
    Главы под идолами клонят И просят денег да цепей.
    Таким стремлением к абсолютной свободе — и физической и духовной — проникнуты образы практически всех положительных героев лири­ки Пушкина. Эта тяга к освобождению от любых оков, тяга к независимости очень близка моему сердцу.
    Мне глубоко симпатичен лирический герой А. С. Пушкина тем, что всегда это — гордая, само­стоятельная личность, знающая себе цену, имею­щая высокие цели и идеалы, обладающая внут­ренней силой, силой духа, наделенная поэтиче­ской, возвышенной душой. Эта личность не может жить в неволе, точно так же, как не может жить и в одиночестве — потому стремится не просто убе­жать, а найти родственную душу, найти свое сча­стье среди людей.
    Герой Пушкина не может жить без дружбы, без любви — тех чувств и отношений, которые обла­гораживают, возвышают душу человека. Именно из его стихотворений я узнала, какой должна быть настоящая любовь, — я научилась любить искрен­не, открыто, всем сердцем:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Поэт говорит о любви словами, наполненны­ми силой, искренностью и чистотой. Конечно, любовь изменчива и преходяща, но сердце чело­века пустеет без нее и даже в страдании остается возвышенно-прекрасным. Только Пушкин мог так написать:
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Герой стихотворений А. С. Пушкина — чело­век высоких нравственных качеств, чистой души, искренних чувств. Любя женщину, он мо­жет желать ей только счастья — поэтому даже при расставании говорит:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    «Что составляет содержание мелких пьес Пуш­кина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладающие поэтом и бывшие непосред­ственным источником счастья и горя всей его жиз­ни», — писал известный русский критик В. Г. Бе­линский. Любовь делает человека глубже и бла­городнее, помогает ему увидеть истинную красо­ту человека и человеческих чувств, обогащает его внутренний мир, внося отраду и блаженство в его душу. Лирическому герою А.С. Пушкина неведо­мо чувство одиночества, потому что любовь посто­янно живет в его душе:
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    И больше не нужно слов — все понятно, все чувства поэта тотчас же отзываются в сердце каж­дого, кто читает эти строки.
    Поэзия Пушкина близка и дорога мне тем, что она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как нужно жить, чтобы оставить след на Земле, остаться в памяти грядущих поколений. Его сти­хи учат правильному, оптимистическому отно­шению к жизни, что бывает так необходимо в минуты душевных тревог, сомнений и разочаро­ваний. В такие минуты я всегда открываю сбор­ник стихотворений великого поэта, со страниц которого звучат искренние уверенные слова:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Живость, впечатлительность, способность ув­лекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаж­дущее любви и дружбы, способность привязывать­ся к человеку всеми силами души, горячий тем­перамент — вот отличительные черты лирическо­го героя в произведениях Пушкина, то, что помо­гало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на ра­зочарования и сложности творческого пути само­го поэта. Этому учимся и мы, читая его произве­дения, направленные на воспитание и восхвале­ние всего прекрасного, что есть в человеке. Лири­ка А. С. Пушкина — прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

  6. Поэзия Андрея Дементьева воодушевляет, порой успокаивает и даже лечит, поднимает настроение, когда тебе плохо, – делает человека душевнее, чище и честнее, по крайней мере, перед самим собой. Этим мне близка лирика любимого поэта. Кто хотя бы раз окунулся в поэзию Андрея Дементьева, уже не расстанется с его творчеством никогда. Среди звездной плеяды поэтов яркая звезда Андрея Дементьева не погаснет.
    Федотова ЛН итоговая
    Тема № 5. Год литературы.
    Уже давно отгремела война…
    Время? Время дано.
    Это не подлежит обсужденью.
    Подлежишь обсуждению ты,
    разместившийся в нем.
    Наум Коржавин.
    Уже давно отгремела война, но звуки ее слышны и в наше время. Каждый, кто рождается на этой земле, что содрогнулась от взрывов бомб и гитлеровских танков двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, обязан знать и помнить о Великой Отечественной войне.
    Все дальше уходят от нас военные годы. Но почему с таким интересом до сих пор читаются книги о тех, кто остался там, на полях сражений, кто победил смерть своей героической гибелью? Может быть, потому, что, напоминая о сражениях прошлых лет, они связаны тысячью незримых нитей с нашими днями, помогают нам, живущим в двадцать первом веке, по книгам о военной поре судить, чем жил русский человек, каким был его духовный мир, что его печалило и радовало.
    Стойкость, сила человека в бою, подвиг – это все нашло отражение в лучших произведениях нашей литературы. Это повести Б.Васильева, Ю.Бондарева, В.Кондратьева, В.Некрасова и много других. Однако на меня неизгладимое впечатление произвела повесть В.Быкова «Сотников», прочитанная еще в школе. До сих пор не перестает удивлять меня это замечательное произведение
    Быков пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Он пишет так, что никого не оставляет равнодушным. Писателя интересует то суровое испытание, которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота?
    Быков изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Ее нравственные уроки должны помочь нам разобраться в сегодняшних проблемах.
    В повести Василя Быкова «Сотников» герои показаны в предельно драматических обстоятельствах, накануне самого крайнего испытания всех духовных и физических сил.
    Автор рассказывает о двух главных героях – Сотникове и Рыбаке. Почему в одних и тех же бесчеловечных обстоятельствах фашистского плена Сотников погибает как герой, а Рыбак соглашается стать полицаем?
    Сотников на войне с самых первых дней. Первый бой стал для него последним в том смысле, что он попал в плен. Затем побег, снова плен, опять побег. В настойчивом стремлении вырваться из плена чувствуется решительность, сила, мужество характера Сотникова. После удачного побега он попадает в партизанский отряд, проявляя здесь себя как смелый, решительный партизан. Однажды он остается в прикрытии с Рыбаком, когда их отряд напоролся на карателей. В бою Сотников спасает товарища. После этого они вместе спали, вместе ели из одного котелка. Больной Сотников идет на очередное здание с Рыбаком, в то время как двое здоровых партизан отказываются.
    Уже в начале повести намечен резкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, больным Сотниковым. Мрачноватый, нескладный, неуступчивый Сотников не сразу и не просто завоевывает мое уважение и симпатию. И даже поначалу возникает какая-то неприязнь: зачем он, больной, пошел на это задание и только сковывает действия Рыбака.
    Есть в Сотникове и безоглядная категоричность. Вот один из эпизодов. Герои в поисках продовольствия зашли в избу к старосте. Сотникова не трогает ни сочувствие старостихи, заметившей, что он болен, ни ее видимое добросердечие. Был у него случай, когда такая же как будто женщина, «с виду сама простота, с благообразным лицом, в белом платочке на голове», как описывает ее Быков, так же ругавшая Германию и предложившая поесть, послала в это время за полицией, а он еле ноги унес. От чрезмерной доверчивости Сотникова отучила война.
    Я думаю, что в таком поведении героя – логика его характера: принять чью-то помощь для него – значит взять на себя обязательство отплатить тем же, и он не желает добра людям, связавшимся с врагами. Сотников вытравил в себе все то, что могло обернуться слабостью. Однако он жил и боролся для людей, стремился сделать для них все, что было в его силах. Не случайно в последние минуты жизни, стоя уже с петлей на шее, Сотников захотел видеть людей. Поймав взгляд худенького бледного мальчишки в буденовке и понимая, как невыносимо ребенку зрелище казни, находит силы, чтобы поддержать его. Он улыбнулся мальчишке одними глазами – «ничего, браток». Наверное, никогда не забудет мальчишка этой обращенной к нему последней улыбки партизана, как сам Сотников не забыл подвиг седого полковника, когда был в плену.
    Быков в этом произведении подчеркивает, что мужество и героизм не исчезают бесследно, а передаются из поколения в поколение. Главное для Сотникова – уйти из жизни «по совести». Он погибает не в бою, а в единоборстве с полицейской машиной, с собственной физической слабостью. Он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. И в этом его подвиг, его нравственное восхождение, противопоставленное падению Рыбака. Что главное для Рыбака? Это выжить любой ценой. Сотников думал только о том, как умереть достойно, так как выжить не было никакой возможности. Рыбак же хитрит, изворачивается, обманывает сам себя и в результате сдает врагам свои позиции. Эгоист, он наделен инстинктивным чувством самосохранения. Он считает, что в минуту опасности каждый думает о себе, и ему ни до кого и ни до чего нет дела. Повествование о Рыбаке заканчивается неудачной попыткой самоубийства, после которой наступит примирение с предательством.
    Много раз я задавала себе вопрос: возможно ли нравственное возрождение Рыбака? Об этом можно только догадываться. Неизвестно, что будет с ним дальше. Но разве честно и смело прожитая жизнь не могла служить гарантией, что Рыбак останется тем, кем был раньше?
    Неостановимо движение времени, но живет и будет жить память о Великой Отечественной войне, о том, какой тяжелой ценой оплачена победа в ней. Закончить сочинение мне бы хотелось стихотворением Виктора Кочеткова:
    Отгремела война,
    Уже давней историей стала.
    А никак не отпустит
    Тревожную память бойца.
    От фугасов и мин
    Мы очистили наши кварталы,
    Но какой же сапер
    Разминирует наши сердца?
    Эти строки в полной мере можно отнести к повести Василя Быкова «Сотников», напряженно драматической, но простой по стилю, построению и языку, решающей задачи, которые сам писатель признает для себя главными: «… исследовать не войну (это задача историков), а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне».
    Тема №4. Путь.
    Жизненные искания Печорина (по роману М.Ю..Лермонтова «Герой нашего времени»).
    «Герой нашего времени» – первый русский реалистический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Вот раскрыть эту-то «историю души человеческой» и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе.
    Главный герой – Печорин – молодой дворянин 25 лет. «Он был среднего роста»; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни… Его походка была небрежна и ленива…он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера». По какой-то причине этот петербургский аристократ оказался армейским офицером на Кавказе, едет туда через Тамань, потом вместе с Грушницким участвует в боях и через некоторое время встречается с ним в Пятигорске («Княжна Мери»). После дуэли он живет с Максим Максимычем в крепости («Бэла»), оттуда выезжает на две недели в казачью станицу («Фаталист»). По выходе в отставку, вероятно, живет в Петербурге, путешествует. Во Владикавказе он случайно встречается с Максим Максимычем и странствующим офицером («Максим Максимыч»). Лермонтов умалчивает про жизнь Печорина до службы на Кавказе. Читатель имеет очень скудную информацию о жизни Печорина в Петербурге. Мы знаем лишь то, он ищет свой путь на протяжении долгих лет.
    Ему, как и Евгению Онегину из одноименного романа А.С.Пушкина, наскучил «высший свет». Оба героя глубоко разочарованы в обществе. Они «насытились» всеми прелестями столицы: балы и театры для них скучны и однообразны. Сам Печорин говорит о себе: «Моя душа испорчена светом». И объясняет – почему: «В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…».
    Понимая, что в обществе, где он находится, никто не сможет понять его, он порывает с ним и едет на Кавказ. «Это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно; через месяц я … привык к их жужжанию и близости смерти…» Может показаться, что Печорин ко всему быстро привыкает и становится равнодушным. Скорее, это маска самозащиты. Герой все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”. Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает.
    Его страстная натура глубоко раскрылась в любви к Бэле. Но, к сожалению, он погубил девушку. Как, впрочем, изломаны судьбы Мери и Веры. По его вине разрушена и жизнь «мирных контрабандистов», когда он во время своего путешествия оказывается в «скверном городишке» Тамань и пытается раскрыть их тайну. Мы вновь и вновь убеждаемся, что на протяжении всей жизни Печорина его действия несут не положительный, а отрицательный заряд.
    Как человек, обладающий критическим умом и способностью анализировать свои поступки, он размышляет о смысле жизни, задумывается часто над вопросом: для какой цели родился? Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, он сам же отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
    В повести «Фаталист» герой вновь мучительно ищет ответ на вопрос: можно ли изменить судьбу? О испытывает свою судьбу. Ему никто не приказывает обезоруживать убийцу, и, вообще, это не его дело. Но он хочет проверить, зависит ли что-нибудь от человека? Если сегодня ему предопределено остаться живым, то он останется живым. И ничто не сможет изменить это предопределение. Поэтому он идет на опасный эксперимент и остается жив.
    Да, проверил судьбу. Испытал себя. А дальше что? Любви нет. Семьи нет. Для общества ничего не сделал. Богатые силы его души так и не нашли достойного применения, жизнь этой самобытной, неординарной натуры растрачена на пустяки и окончательно опустошена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *