Сочинение на тему поэзия это словесная живопись

14 вариантов

  1. И.Шишкин  «На севере диком»
    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей всё, что в пустыне далекой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.
    М.Лермонтов
    Шишкин Иван Иванович (1832-1898) —
    не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу «ученым образом» (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Он запечатлел в своих картинах красоту и величие русской природы: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща». Шишкин считается мастером пейзажного рисунка
    Певцом русского леса  называют И.Шишкина. Его лес – зеленое царство. Так и хочется прислушаться к едва  заметному шороху листьев, пению птиц.
    Иван Иванович Шишкин
    (1832 -1898)
    Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Стихи писал с самого раннего детства.
    Его творчество пронизано духом свободы, жаждой подвига. Творчество Лермонтова  оказало огромное влияние на всю последующую литературу. В 37 лет поэт погиб во время дуэли.
    Михаил Юрьевич
    Лермонтов
    (1814-1841)
    Шишкин И. И. «Перед грозой» (1884)
    Перед грозой
    Вмиг пред грозой набегающий трепет
    Листья деревьев тревожит.
    Ветер из облака образы лепит,
    Формы чудесные множит.
    Пыль поднялась по широкой дороге,
    Громче смятение птичье.
    Все на земле в ожиданье , в тревоге.
    В небе и блеск и величье.
    Капель начальных послышится лепет,
    Волен, певуч, многовесен…
    В миг пред грозой набегающий трепет-
    Это ль предчувствие песен?
    Брюсов
    Валерий Яковлевич
    (1873-1924)
    А.Саврасов  Весенний пейзаж с избой.
    Весенний вечер
    Тихо струится река серебристая
    В царстве вечернем зеленой весны.
    Солнце садится за горы лесистые.
    Рог золотой выплывает луны.
    Запад подернулся лентою розовой,
    Пахарь вернулся в избушку с полей,
    И за дорогою в чаще березовой
    Песню любви затянул соловей.
    Слушает ласково песни глубокие
    С запада розовой лентой заря.
    С нежностью смотрит на звезды далекие
    И улыбается небу земля.
    Есенин С.
    Алексей Саврасов – художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Конечно, и до Саврасова в России были пейзажисты. Но их произведения более походили на копии итальянских и французских пейзажей, и не имели ничего общего с родиной, русским духом.    Именно Саврасов первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля.
    Алексей Кондратьевич
    Саврасов
    (1830-1897)
    Сергей Александрович
    Есенин
    (1895-1925)
    «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин. Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
    Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы — почти всегда настоящее художественное открытие.

         Золотая осень                                              

    Осень. Сказочный чертог,
    Всем открытый для обзора.
    Просеки лесных дорог,
    Заглядевшихся в озера.
    Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
    Липы обруч золотой —
    Как венец на новобрачной.
    Лик березы — под фатой
    Подвенечной и прозрачной.
    Погребенная земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В желтых кленах флигеля,
    Словно в золоченых рамах.
    Где деревья в сентябре
    На заре стоят попарно,
    И закат на их коре
    Оставляет след янтарный.
    Где нельзя ступить в овраг,
    Чтоб не стало всем известно:
    Так бушует, что ни шаг,
    Под ногами лист древесный.
    Где звучит в конце аллей
    Эхо у крутого спуска
    И зари вишневый клей
    Застывает в виде сгустка.
    Осень. Древний уголок
    Старых книг, одежд, оружья,
    Где сокровищ каталог
    Перелистывает стужа.
    Б.Пастернак
    Борис Леонидович Пастернак
    (  1890 – 1960)
    российский поэт и писатель  , лауреат  Нобелевской премии по литературе (1958)
    Исаак Ильич Левитан     (1860 — 1900)
    Исаак Левитан – самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.
    Левитан наполнил наш русский пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России – у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим.
    Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.Вот что сказал о творчестве Левитана поэт Е.Баратынский :
    С природой одною он жизнью дышал:
    Ручья разумел лепетанье,
    И говор древесных листов понимал,
    И чувствовал трав прозябанье;
    Была ему звездная книга ясна,
    И с ним говорила морская волна.
    Левитана называют создателем «пейзажа настроения». В своих работах он передавал эмоциональное состояние природы – приподнято-возвышенное на картине «Март», скорбное на полотне «Над вечным покоем», грустное – в картине «Золотая осень». Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в типический образ России, открывается Березовой рощей (1885 — 1889). Он говорил: «Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».
    РУБЦОВ Николай Михайлович (1936-11971), русский поэт. Дипломная работа в Литинституте — знаменитая в последствии книга “Звезда полей” (1967). В сборниках стихов “Душа хранит” (1969) и “Сосен шум” (1970) острая боль русских людей за судьбу своей Родины. У поэта -обостренное чувство Родины.  Выбитые на его надгробии строки “Россия, Русь! Храни себя, храни!” выражают главную духовно-нравственную линию в стихах этого поэта. Уважительное и любовное отношение к деревне, восприятие человека и природы как гармонично целого, верность отчему дому, Родине, духовным ценностям предыдущих поколений русских людей сделали поэзию Рубцова преемственницей творчества Есенина, объединяя ее со стихами Тютчева, Фета,
    И. Левитан “Вечерний звон” 1892
    ЛЕВИТАН
    В глаза бревенчатым лачугам
    Глядит алеющая мгла.
    Над колокольчиковым лугом
    Собор звонит в колокола.
    Звон заокольный и окольный,
    У окон, около колонн.
    Звон колоколен колокольный,
    И колокольчиковый звон.
    И колокольцем каждым в душу—
    И  колокольцем  каждым в душу
    Любого русского спроси!
    Звонит, как в колокол, не глуше,
    Звон  левитановской Руси!
    Н. Рубцов
    Исаак Левитан. Тихая обитель 1890 Третьяковская галерея
    МОНАСТЫРЬ
    Крестом высоким осененный,
    Вдали от сел и городов,
    Один стоишь ты, окруженный
    Густыми купами дерев.
    Вокруг глубокое молчанье
    И только с шелестом листов
    Однообразное журчанье
    Живых сливается ручьев,                                                                                                                                                                                                                                       И ветерок прохладой веет,
    И тень бросают дерева,
    И живописно зеленеет
    Полян высокая трава.
    О, как сыны твои счастливы!
    В твоем безмолвии святом
    Они страстей своих порывы
    Смирили бденьем и постом;
    Их сердце отжило для мира,
    Ум с суетою незнаком,
    Как будто светлый ангел мира
    Их осенил своим крестом,
    И внемлет вечное бог слово,
    Их тяжкий труд благословив,
    Святых молитв живое слово                                          Иван Саввич Никитин
    И гимнов сладостный призыв.                                                (1824-1861)
    И.Никитин
    Федор Васильев . Оттепель.
    Третьяковская Галерея, Москва
    Февраль.
    Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочащая слякоть
    Весною черною горит.
    Достать пролетку. За шесть гривен
    Чрез благовест, чрез клик колес
    Перенестись туда, где ливень
    Еще шумней чернил и слез.
    Где, как обугленные груши,
    С деревьев тысячи грачей
    Сорвутся в лужи и обрушат
    Сухую грусть на дно очей.
    Под ней проталины чернеют,
    И ветер криками изрыт,
    И чем случайней, тем вернее
    Слагаются стихи навзрыд.
    Б.Пастернак
    В 1871 году Васильев создал одно из главных своих произведений — картину «Оттепель», которая была представлена в 1871 годуна конкурсе  и удостоилась первой премии. Эта картина  вся проникнута тоской и грустью навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни.
    Васильев, стремясь к выражению сильных чувств, искал яркие, необычные состояния природы, сложную жизнь неба, напряжение перед грозой, оттепель посреди зимы.
    Ф.Васильев продолжает свое открытие русской природы, стремясь разглядеть в ней самое сокровенное, неповторимое, что свойственно только ей: певучую мягкость линий,
    Двадцать три года было Федору Васильеву, когда жестокая и неумолимая болезнь оборвала его жизнь. Всего несколько лет вдохновенного творческого труда смог он посвятить любимому искусству, но и в этот короткий срок его блестящее и щедрое дарование успело раскрыться многими своими сторонами и обогатить русскую живопись новым и своеобразным виденьем пейзажа родной страны.
    Источники   информации:
    Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер.- М., Рус. яз., 1990;
    Н.В.Банников «Три века русской поэзии» М. «Просвещение» 1986
    В.Марацман. Времена года. Беседы о поэзии. М., «Открытый мир», 1995 г.
    Календарь русской поэзии/ сост. А.П.Голубев М: Дрофа, 2010год
    О.Д.Ушакова  Образ природы в произведениях русских поэтов, писателей и художников. СПб Издательский  дом «Литера»,2009
    http://www.artsait.ru/art/k/kiprenskiy/main.htm – биографии русских художников;
    http://mirizo.ru/izo/izo_1/izo_2.html – галерея картин художников;

  2. Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Н. Заболоцкий
    Живопись – один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними… Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн… Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
    Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Ее глаза – как два тумана.
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенъе смертных мук.
    Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза.
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

  3. Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Н. Заболоцкий
    Живопись — один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними… Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн… Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
    Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Ее глаза — как два тумана.
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенъе смертных мук.
    Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза.
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

  4. 4
    Текст добавил: О_о я-переживу-2012 о_О

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Н. Заболоцкий
    Живопись — один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними… Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн… Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
    Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Ее глаза — как два тумана.
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенъе смертных мук.
    Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза.
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

  5. 5
    Текст добавил: СеРДцЕ_РаЗБиТо_ТоБоЙ

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Н. Заболоцкий
    Живопись — один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними… Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн… Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
    Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого «Любите живопись, поэты!» и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Ее глаза — как два тумана.
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза — как два обмана.
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно «мерцают». Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

  6. 6
    Текст добавил: (= ВЕСЕЛЫЙ ПОМИДОР =)

    Сочинение на тему: «Поэзия», как писать его, если не влюблен? Здесь речь не идет о чувствах к конкретному человеку. Каждый из нас ежедневно радуется жизни – это и есть любовь.Как бы беден и пуст был мир без поэзии, живописи и других видов искусства. Они выполняют важную роль в нашем становлении, делают из нас настоящего человека: глубоко чувствующего, сопереживающего, интеллигентного, интеллектуального, помогают формированию нашего мировоззрения. Они подсказывают нам правильный путь.
    «Поэзия — форма любви», – так сказал о ней известный писатель Михаил Пришвин. И действительно, ничто так хорошо не отражает наши эмоции и состояния, как поэзия. Читая стихотворения, невольно ощущаешь силу того чувства, которое испытывает поэт к любимому человеку, семье, родине.
    О любви вообще сложно рассказать. Даже самые красивые слова будут блеклыми и невыразительными по сравнению с той бурей страстей, которые переживает человек в этом состоянии. Здесь на помощь прозе приходит поэзия, проявляя красоту этого чувства. О поэзии говорят, что это «музыка слов», «живопись, которую слышат».
    Леонардо да Винчи сравнивал поэзию с живописью. Он говорил: «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат».
    Человеку свойственно «чувство прекрасного», к которому он постоянно тяготеет. Но то, что прекрасно для одного, может быть безразлично для другого, но это уже другой вопрос. Здесь все упирается в индивидуальные предпочтения.
    Творческие способности у всех людей различные, но есть то, что объединяет всех – люди способны чувствовать, испытывать ощущения, горевать и радоваться. Если человек не в состоянии воспринимать мир на уровне чувств – это уже отклонение.
    Именно чувства, эмоции, размышления – это предшественники поэзии, то, что ее рождает и развивает. Это относится и к другим видам искусства. Ближе всего к поэзии по эмоционально-чувственному восприятию, на мой взгляд, живопись и музыка. И поэт, и художник, и музыкант – все творят, пропуская мир через собственное сердце, которое и рождает шедевры, живущие не одно поколение.
    Поэзия, как и другие виды искусства, создают творение, согретое теплотой собственного сердца, которое становится всеобщим достоянием и бережно передается потомкам. Возможно, таким образом, накапливается лучшее, что есть в человеческой природе.
    Как писать сочинение на тему: «Поэзия» подскажет внутренний романтик, живущий в душе каждого человека. Поэзия помогает увидеть прекрасные и необычные стороны в самых обыкновенных вещах, в той простой жизни, которая каждый день окружает нас. Можно с уверенностью сказать, что поэзия учит любить.
    Стихи не отличаются многословием, они емкие, содержательные по смыслу, как будто, читатель знает о тех чувствах, которые описывает поэт.
    Много стихотворений, посвященных любви к Родине. Особенно это касается русских поэтов. Здесь вспоминается творчество Пушкина, Есенина, Блока.
    Какую бы тему не раскрывало стихотворение, оно погружает в глубину, радует созвучием слов и смыслов, проявляет чувства, окрыляет. Читая поэзию, сопереживаешь вместе с автором, наполняешься вдохновением.
    Статьи

  7. Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Н. Заболоцкий
    Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
    Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенъе смертных мук.
    для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза.
    Со дна души моей мерцают
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

  8. Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

    Сочинение по произведению на тему: Поэзия и живопись слились

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Н. Заболоцкий
    Живопись — один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними. Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн. Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
    Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Ее глаза — как два тумана.
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенъе смертных мук.
    Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза.
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.
    freeform/raznoe509

  9. Главная
    Рефераты – Разное
    Сочинения на свободную тему – Поэзия и живопись слились – сочинение
    Сочинения на свободную тему – Поэзия и живопись слились
    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Н. Заболоцкий
    Живопись – один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними… Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн… Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
    Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Ее глаза – как два тумана.
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенъе смертных мук.
    Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза.
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

  10. Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Н. Заболоцкий
    Живопись — один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними… Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн… Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников.
    Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Ее глаза — как два тумана.
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенъе смертных мук.
    Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза.
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

  11. Связь поэзии и живописи не сводится только к иллюстрации. Часто при публикации поэтических произведений используются репродукции картин. Есть художественные произведения и литературные, которые рассматриваются в паре. Однако необходимо заметить, что поэзия и живопись два самостоятельных вида искусства, и составление таких пар является условным. Например, по традиции картину «Бурлаки на Волге», написанную И. Е. Репиным, рассматривают при изучении стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге». Сюжет картины пересекается с одним из эпизодов стихотворения, и часто используется в качестве иллюстрации к нему. Часто с тематикой произведений Некрасова перекликаются картины Саврасова. Кроме общей сюжетной линии такие произведения объединяют и метод передачи образа поэтом и художником.
    Таким образом, связь русской живописи и поэзии достаточно тесная, поэзия находит свое отражение в картинах известных живописцев, а также в иллюстрациях.

    Русская поэзия и музыка

    Взаимодействие поэзии и музыки выражается в широком проникновении реалий музыкальной жизни в поэтические произведения. Словесное отражение музыкальной реальности актуализирует ценности, которые несет в себе музыка. Понятие музыки в поэтических текстах переосмысливается. Образ музыки распыляется в обозначения музыкальных жанров, в названия инструментов.
    В истории русской культуры особенно выделяется 19 век. Этот период характеризуется совместным долгим течением поэзии и музыки. Хотя музыка и поэзия были неразрывно связаны во все времена, именно в этот период развития культуры эта связь наиболее тесная.
    Русская поэзия в 19 веке, имевшая огромный общественный авторитет и и идейно-психологическое влияние, часто обращается к музыке, которая выступает в качестве воплощения прекрасного, идеального, и является эстетическим и нравственным камертоном.
    Особое значение музыки в поэзии обусловлено активным взаимодействием словесного и музыкального искусства. Музыка является источником вдохновения в поэтическом творчестве. Этим определяется музыкальный генезис многих произведений русской поэзии.
    Русская поэзия открыла в себе область «музыки слова», в которой выстраивается иерархическая система музыкальных ценностей, к которым относятся красота и величие классической музыки, русская песня, «согретая печалью», тоска цыганского романса и т.д.

  12. 12
    Текст добавил: Я и есть ваш Умед

    Живопись — один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними… Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн… Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников. Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого «Любите живопись, поэты!» и рисовала в своем детском воображении прекрасный образ Струйской, которой посвящены эти строки. Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил поэт состояние этой необыкновенной женщины!
    Ее глаза — как два тумана.
    Полуулыбка, полуплач,
    Ее глаза — как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно «мерцают». Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины. Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания.
    Соединенъе двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг.
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенъе смертных мук.
    Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю:
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза.
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником. Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама жизнь, которую художник пытался отразить в своем творчестве.
    Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве.
    Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.
    В веселой, притопывающей песенке нет и десятка слов, а перед глазами возникает солнце, вороха соломы, рокочущая веялка, девушки в повязанных до бровей платках. Частушек у народа многие десятки тысяч; большинство их хранит неповторимую интонацию самобытного душевного движения, рождающего однострофную песню-миниатюру, многоголосую, светлую, реагирующую на слабые моменты жизни человека. В частушке фольклор достигает яркого самовыражения исполнителя, отсюда и вариации одного и того же текста, разные его оттенки: Не запью я свое горе И ни пивом,i ни вином: Я те, милка, не забуду И ни вечером, ни днем! Не запить мне свово горюшка Ни пивом, ни вином: Не забыть своих сыночков Мне ни ноченькой, ни днем!.. После отмены крепостного права в деревне пошатнулись старозаветные бытовые устои, и эмоциональный мир личности начал постепенно высвобождаться из «вековых цепей». Именно в этот период повсеместно распространяется частушка. Сельская лирика всегда идеализировала действительность (достаточно вспомнить лирическую песню), в частушке же ощутимо меняется художественная форма, приобретая гибкость пословицы и загадки. В частушечной культуре зазвенели ручьи разговорной речи, сборники частушек, словно открываясь гомону ярмарочной толпы, полнятся шумным многоголосьем. Мы с миленочком расстались — Оба мы заплакали. Золотые наши слезы На дорожку капали.
    С частушкой народное искусство обрело свободу речевого жеста, и образ лирического героя стал раскрываться через социальную и психологическую характерность высказывания человека, через прямое соответствие слова и интонации персонажа его облику и душевному состоянию. От дружка письмо пришло, От маменьки скрывается В черной юпочке в кармане: . Каждый день читается. Я сидела на угоре На той на высоте… Дай ты, боже, помоложе — По моей по красоте! Частушка способна говорить о чувстве, не называя его самого. Я рассыпала часы — Сбила серебриночки. Не часы рассыпала — Горячие слезиночки. Исключительная зоркость жанра, внимание к едва уловимым, к тенью набегающим чувствам, к подробностям и оттенкам человеческого поведения сделали частушку искусством предельной психологической правды. В ту сторонушку взглянула — Все равно как побыла. Платочком беленьким махнула — Все равно как отдала. Частушка отражала молодой задор, тайное признание, иносказание, обещание встречи и преддверие разлуки. Достигая абсолютных высот лиризма, частушка утончила художественную культуру индивидуального высказывания.
    В ней душа народа вообще, а говорящего, и вместе с тем она необыкновенно универсальна, отражает дух нации, юмор, непременно присутствующий в большинстве текстов. Ай ты, мила, попляши: Твои ножки хороши! Твои щечки как цветочки, — Целовать их разреши! Не умерла частушка и в наши дни, она заметно погрубела, приобрела остро сатирический оттенок, но осталась столь же ярким и самобытным видом фольклора, непременным атрибутом народных гуляний и праздников. У парнишки моего Новая хваленая: В четырех водах умоется — И все-таки зеленая! У меня миленок — летчик, Я его невеста. Если сяду в самолет, Самолет — ни с места!

  13. Концепция взаимодействия поэзии и живописи, сложившаяся в русском авангарде, стала одной из наиболее продуктивных форм воплощения новой философии искусства. Взаимо­связь поэтического и живописного искусства в той или иной мере была характерна для многих течений авангарда в начале XX века. Эта проблема разрабатывалась в творчестве кубистов, итальянских футуристов, орфистов, вортицистов, дадаистов, конструктивистов и сюрреалистов. В русском авангарде взаимодействие поэзии и живописи было актуально практически без исключения для всех направлений. Однако наиболее интенсивное и программное развитие эти идеи получили в творчестве поэтов и живописцев – футуристов и кубофутуристов. У футуристов взаимодействие поэзии и живописи осуществлялось на разных уровнях – теоретическом, художественно-теоретическом, представленном многочисленными выступлениями на лекциях и диспутах, в театральных постановках, в издании литографированных книг. Проявилось оно и в параллельной разработке в живописных и поэтических произведениях многих формальных элементов: фактура, сдвиг, диссонанс, открытые композиции, вариативность, дискретность пространства. К тому же ведущие поэты-футуристы были одновременно профессиональными художниками (В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк, Е.Г.Гуро, А.Е.Кручёных). Живописью увлекались и участвовали в нескольких выставках В.В.Каменский, Н.Д.Бурлюк, И.Г.Терентьев. С другой стороны, многие художники, близкие к кубофутуризму, писали стихи, как, например, К.С.Малевич, О.В.Розанова, П.Н.Филонов.
    «Мир становится точно сквозным» (Г.В.Флоровский. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С.455), видимое, чувственно воспринимаемое прочитывается как отзвук мира незримого – это постоянные мотивы русской культуры начала века. Наиболее последовательно они были разработаны в символизме. Именно на почве своеобразного отзвука одной реальности в языке другой осуществлялось в символизме взаимодействие искусств. При этом следует отметить, что в основе его лежала панмузыкальная концепция. И в слове, и в живописном произведении подчёркивалась и выявлялась музыкальная природа. Эстетика кубофутуристов отчасти продолжала эту проблематику времени. Однако для них более значимой оказывается, говоря условно, панживописная концепция. Идеалом поэзии будетлян стали «слова, которыми можно видеть, слова-глаза, слова-руки, которыми можно делать» (В.Хлебников. Творения. М., 1986. С.524). Именно поэтому футуристическое слово непременно должно было иметь свой особый «предметный», зримый образ. Футуристическая поэзия оперирует преимущественно теми словами, о которых говорит Н.Бурлюк: «Иные слова никак нельзя печатать, так как для них нужен почерк автора», «многие идеи могут быть переданы лишь идеографическим письмом». Идеалом будетлян можно считать предметное умозрение. С ним связаны установки на выявление «самосвойственности» поэтического и живописного искусства, раскрытие их конкретно-материальной природы – живописи как таковой, слова и буквы как таковых. Одно из направлений в разработке проблемы взаимодействия поэтического и живописного языка у будетлян связано со снятием всех наслоений времени и выходом к первичным условиям возникновения искусства слова и искусства изображения. С одной стороны, происходило постепенное приближение живописного изображения к знаковости, сближение его с беспредметным символизмом буквы. С другой – актуализация в поэтическом произведении его до-рациональных, до-языковых истоков, отсылающих к чувственному опыту зрения и осязания.
    Среди наиболее важных деклараций и манифестов, в которых взаимодействие поэтического и изобразительного искусства получило програм­мные формулировки, надо назвать доклады Маяковского «О новейшей поэзии» (1912) и Д.Бурлюка «Изобразительные элементы российской фонетики» (1913), статьи Кручёных «Новые пути слова» (1913) и Н.Бурлюка «Поэтические начала», «Supplementum к поэтическому контрапункту» (1914). Декларации Кручёных и В.В.Хлебникова (в «Садке судей-2», «Слово как таковое», «Буква как таковая», все – 1913) провозглашали установку футуристической поэзии на взаимодействие с изобразительным искусством. В 1913 происходит объединение «Союза молодёжи» и «Гилеи», что также стало стимулом для сотрудничества поэтов и художников.
    Книга в искусстве начала века часто становилась тем полигоном, где визуальный и словесный мир не просто соседствовали друг с другом, но вступали в сложные взаимодействия. Литографические издания поэтов-будетлян (первые издания вышли в 1912) стали одной из главных форм реализации футуристического взаимодействия поэзии и изобразительного искусства. Сам рисунок расположения текста на странице, шрифт или собственно авторский почерк оказываются важными компонентами футуристической поэзии. Кроме того, иллюстрации на страницах литографических книг также нередко становились визуальным продолжением поэтического текста.
    Традиционная метафора мира как книги учитывалась кубофутуристами, но смысл её менялся на противоположный. Не внешний мир трактовался подобием книги с её логоцентристской структурой, а книга представала подобием природного пространства. Естественным и не подчинённым рассудку законам природы уподоблялось и всё искусство. «Законы творчества – законы природы», – утверждал Н.И.Кульбин (ЦГАЛИ СПб. Ф.1497. Оп.1. Ед.хр.147). Чтение такой книги организовывалось не по принципу рационального соотнесения знака с обозначаемым им, а скорее уподоблялось обживанию природного пространства. На страницах футуристических книг возникало совершенно особое художественное пространство, больше соответствующее логике мифа с его фантастическими метаморфозами и одновременно сотканное из ощущений и ритмов современной жизни. Страницы будетлянских изданий открывали перед читателем и зрителем пространство, в котором нет строгого разграничения словесных и зрительных образов, где воссоздаются в живописных или буквенных знаках «пути-письмена душевных движений» (название одной из картин Розановой). В нём свободно существуют самые алогичные образы, игнорируются законы «бодрствующего сознания», так как все его «нелепые формы не эхо и калька природы, а эхо внутренней психики творца» (В.Марков. Принципы нового искусства // Союз молодёжи. 1912. №2. С.15). Пространство футуристических книг насыщено пустотами, аритмией и диссонансами, принципиально фрагментарно и лишено линейной, причинной связности. Аналогичны были и законы самих поэтических произведений, размещавшихся на страницах футуристических изданий. В поэзии (например, у Кручёных) слово существует только в вероятностных отношениях с семантикой. Оно апеллирует скорее к подсознательному уровню восприятия, в большей степени даже к своего рода телесной интуиции, чем к понятийному уровню. Некоторые рисунки в футуристических изданиях также воспроизводят скорее интуитивно угадываемые жесты, психологические импульсы, движения, предваряющие само изображение, подобно «артикуляционным движениям», предшествующим звуку. Схожим образом строилось пространство на многих кубофутуристических картинах. На алогичных полотнах Малевича («Англичанин в Москве»; «Авиатор»; 1913) пространство прерывисто, в нём соединяются диспропорциональные и разномасштабные фрагменты, возникают провалы и пустоты – вне-изобразительные красочные плоскости. Наконец, в нём одномоментно совмещаются реальности разных уровней: реальности языка – буквы, слова – и реальности предметного мира. В какой-то мере это даже не столько изобразительное пространство, сколько пространство свое­образного знакового, приближающегося к пиктографии письма.
    «Поэтическое слово чувственно», «мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью» – эти лозунги футуристических деклараций указывают на значимость для эстетики будетлян визуального компонента в произведении искусства. Поэзия футуристов даёт многочисленные примеры усвоения «живописных» приёмов. Это и введение смысловых и звуковых сдвигов в слове, в поэтической строке, сопоставимое с приёмами кубистической живописи. Это и соотнесение содержания слова с его «начертательной характеристикой», и в целом повышенное внимание к визуальной структуре, форме стиха. Это и возрастание в футуристической поэзии звукового ряда согласных, по определению будетлян,– «носителей цвета, понятий фактуры». Это и сама образность многих поэтических произведений футуристов, основанная преимущественно на зрительных и цветовых представлениях. В более широком плане можно говорить об ориентации структуры поэтического языка футуристов на передачу предметного, пространственного восприятия, что выражается, в частности, в игнорировании линейного времени, в котором традиционно разворачивается текст литературного произведения, в стремлении воспроизвести одномоментное зрительно-пространственное восприятие.
    При этом существенным было и влияние на живопись идей, разработанных в футуристической поэзии. Речь прежде всего идёт о новом подходе футуристов к проблеме почерка, визуального образа текста. А шире – к проблеме письма как способу фиксации психических процессов, как к своеобразным стенограммам душевного мира и волевых импульсов. Ещё в 1909 Кульбин организовал выставку «Треугольник», на которой наряду с живописью были представлены рукописные автографы литераторов, интересующие многих, по словам Кульбина, как отражение личности писателя. «В почерке полагая составляющую поэтического импульса», утверждая, «что настроение изменяет почерк во время написания, что почерк, свое­образно изменённый настроением, передаёт это настроение читателю независимо от слов» (В.Хлебников, А.Кручёных. Буква как таковая // Манифесты и программы русских футуристов. Мюнхен, 1968. С.60), футуристы рассматривали индивидуальную манеру письма как средство воплощения в чувственных формах нематериального опыта, переживаемого человеком. Эти идеи оказали определённое воздействие на живописцев. Как в почерке можно угадать состояние души пишущего, так и живопись способна воплощать внутренние ритмы художника, создающего картину. Интерпретация изобразительного произведения как своего рода письмен, как «эха внутренней психики творца» сказывается в акцентировании в живописи и графике элементов, связанных с самим процессом написания, с «почерком» живописца. С этим связано и возрастающее значение такой категории, как ритм. Причём интересуют футуристов не декоративные возможности ритмизации картинной плоскости, а ритм обработки картинной поверхности, ритм письма, передающий движение руки художника. Акцентируется линия, воспроизводящая уже не столько предмет, сколько сам жест её начертания. Линия, понимаемая как след, оставленный рукой, идущей за эмоцией, настроением.
    Почти для всех футуристических изданий характерно стремление к образно-изобразительному истолкованию самого письма, буквы. Буква трактовалась кубофутуристами в соотношении с её внутренней сущностью. «Буква есть идеально-конкретный символ зачатия мира (слова) … Буква имеет свой рисунок – звук – полёт – дух… Каждая буква – строго индивидуальный мир, символическая концентрация которого даёт нам точное определение внутренней и внешней сущности» (В.Каменский. Его-моя биография великого футуриста. М., 1918. С.123). Как известно, будетляне в своих поисках графической выразительности буквы обращались к опыту древнерусского искусства, к средневековой рукописной книге. Однако существует важное отличие в футуристической трактовке слова и буквы от понимания их в древнерусской традиции. Внутренняя сущность слова и, соответственно, его графический образ в футуризме лишены того абсолютного, пребывающего характера, который отличает древнерусское письмо. В футуристических изданиях письмо лишено внеиндивидуальных, нейтральных свойств, сообщавших определённую статику, неизменный характер буквам в древнерусских книгах. Если в отношении древнерусской рукописной книги с долей условности можно говорить об индивидуальном почерке, поскольку он всегда ориентирован на приближение к надиндивидуальному образцу начертания буквы, заданному в уставах древнерусского письма, то для футуристов существенно именно не нейтральное, не норма в письме, а субъективный жест, индивидуальный почерк.
    Новый этап в истории взаимодействия поэзии и изобразительного искусства в русском авангарде связан с открытием беспредметности. Заумная поэзия, возникшая в кругу русских поэтов-футуристов, и беспредметное искусство находились в процессе постоянного взаимодействия, взаимовлияния. Если основной вектор футуристического этапа был связан с поиском средств для воплощения внутренней динамики, индивидуального ритма и «воскрешения слова» (В.Б.Шкловский), то во второй половине 1910-х и начале 1920-х основное направление поисков связано с движением от рукописности к коллажу, книгам-объектам, стихокартинам и к звуковой (фонетической) поэзии. Чистый звук и чистые беспредметные формы в изобразительном искусстве становятся в этот период основной формой взаимодействия поэтического и живописного искусств.
    Железобетонные поэмы Каменского, в которых он отказывается от линейного письма, располагая на странице в свободном порядке слова и ассоциативные цепочки слов, стали важным событием нового этапа. В поэмах Каменского существенную роль играют звукообразы, с помощью которых он стремится натурально воспроизвести, срисовать стихию переживаний и ощущений. Слова в них пытаются принять свойственную изобразительному искусству систему непосредственного соотношения с предметом, стать звуковым описанием предмета, звукоживописью. Не случайно сам Каменский экспонировал свои произведения на выставках в качестве «стихокартин» («Номер 4». 1914; «Бубновый валет». 1917).
    Коллаж в этот период оказывается одним из основных инструментов поиска новых аспектов взаимодействия визуального и поэтического искусств. В эти годы появляются произведения, в которых беспредметные наклейки из цветной бумаги рассматриваются как полноправный аналог поэтическому тексту. Прежде всего здесь надо упомянуть альбом «Вселенская война. Ъ» Кручёных и Розановой (1916), сборник «1918» (1917) и книгу В.Ф.Степановой «Гауст Чаба» (1919).
    Обращение к коллажу в творчестве Кручёных имело одним из истоков движение к границам и пределам языка. В своей заумной поэзии во второй половине 1910-х Кручёных последовательно разлагает язык на первичные элементы. Буква – её форма, её начертание, её тайный смысл – становится основным элементом его стихов. Кручёных часто выделяет графически отдельные буквы, помещая их в рамку, превращая в букву-картину, вставленную, наподобие коллажного вкрапления, в ткань стиха. В своих труднопроизносимых абстрактных звуковых композициях он стремится оживить исходные – физические – условия рождения речи. От смысла слова он идёт к чистому, беспредметному его звучанию, к «языку чистых эмоций», если использовать определение С.М.Третьякова. И одновременно к языку, теснейшим образом связанному с физиологией речи – артикуляцией, тембром голоса, жестом, сопровождающим речь. Обращение к технике коллажа, позволяющего заменить буквы вырезанными из цветной бумаги геометрическими формами (одновременно условными и материально-конкретными), было закономерным этапом в этих поисках. В чистой ритмической игре форм и цвета Кручёных искал выход к внеязыковым пластам человеческого опыта.
    Для Розановой коллаж и заумная звуковая поэзия также стали важным этапом творчества. В 1915–1916 она создаёт серию беспредметных коллажных композиций из цветной бумаги и в это же время она обращается к экспериментам в области звуковой поэзии. В экспериментах с коллажем Розанова предвосхищает многие свои открытия в беспредметной живописи – в цветописи. Цвет не соотносится с объектами внешнего мира и не имеет их характеристик: веса, пространственной глубины, объёма. Он понимается как некая сущность, данная нашему внутреннему взору. Такой цвет лишён той глубины, которой обладают предметы, но в нём присутствует едва уловимое внутреннее движение, соотносимое с движением света. Коллажные композиции Розановой (особенно с использованием прозрачной бумаги, пропускающей свет) построены как свободная от любых предметных ассоциаций цветосветовая среда. Они представляют собой зрительный аналог «языка чистых эмоций», который искали в заумных произведениях поэты. Для Розановой цвет и свет подобны чистому звуку в абстрактной поэзии. Они наделены условным, метафизическим смыслом и вместе с тем непосредственно связаны с живыми ритмами человеческой психики. Её коллажные работы схожи с экспериментами в области фонетической зауми, вычленяющей чистый звук как первоматерию речи, аналогичную свету.
    Наряду с Кручёных и Розановой свою оригинальную версию поэтического коллажа разрабатывает в конце 1910-х Степанова. В коллажах для книги Кручёных «Глы-Глы» (1918) и в своей книге стихов и коллажей «Гауст Чаба» она создаёт особую игровую механику деформации привычных границ логоцентричного мира. В книжных коллажах Степановой всегда сохраняется игровой момент ускользания смысла. В её книгах можно говорить лишь о следах языка, вовлечённых в хаотический поток непрерывного становления, который диктует свои законы миру материи. И одновременно в них создаётся поле напряжённой комбинаторики, монтажа смыслов, в какие-то моменты уже приближающееся к тем монтажам смысла, который будет интересовать советскую культуру.
    В начале 1920-х нужно отметить ещё одну грань взаимодействия поэтического и визуального. Разработанная художником и музыкантом М.В.Матюшиным концепция «расширенного смотрения» оказала непосредственное влияние на концепцию заумной поэзии А.В.Туфанова. Согласно Туфанову, фонема (основной конструктивный элемент беспредметной поэзии) разворачивается во времени, подобно тому как в концепции Матюшина цвет разворачивается в пространстве. Отталкиваясь от теории Матюшина, Туфанов предполагает создать новое синтетическое беспредметное искусство, рождающееся «из фонем, красок, линий, тонов, шумов».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *