Сочинение на тему поэзия пушкина

7 вариантов

  1. … неподкупный голос мой
    Был эхо русского народа.
    – А.С.Пушкин.
    В одном из своих стихотворений русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев сказал:
    Нет выше ничего предназначения поэта: святая правда — долг его, предмет — полезным быть для света.
    В полной мере это можно отнести к творчеству А.С.Пушкина. Вопросы о предназначении поэта и поэзии затрагивались и его предшественниками, но именно у Пушкина их разрешение получает особую философско-гражданскую окраску. Пушкин рано почувствовал в себе силу поэтического таланта. В 15 лет он писал:
    И знай, мой жребий пал: Я лиру избираю.
    Слова эти оказались пророческими. Александр Сергеевич был первым литератором-профессионалом, и говорил он об этом с иронией:
    Не продается вдохновенье. Но можно рукопись продать.
    Но полностью свое отношение к роли поэта Пушкин выразил в более поздних произведениях. В стихотворении «Пророк» (1826) он совершенно правильно говорит о том, каким должен быть поэт, говорит о призвании поэта. Прежде всего поэт, по мнению Пушкина, должен видеть все самое важное в окружающей его жизни, должен все слышать, должен обладать даром проникновенной и волнующей речи, даром глубоких переживаний, чтобы затем выполнить свое основное предназначение:
    Глаголом жечь сердца людей.
    К этому времени Пушкин настолько нравственно перерос светское общество, что между поэтом и этим обществом возникает конфликт, основанный на взаимном непонимании. И отсюда вытекает заметный у Пушкина мотив независимости поэтического творчества от запросов светской «черни», перед которой поэт «не клонит гордой головы». Он ясно говорит о себе и о других поэтах:
    Не для житейского волненья,
    Не для корысти, не для битв,
    Мы рождены для вдохновенья,
    Для звуков сладких и молитв.
    Может быть, это звучало слишком резко, но именно это хотел сказать поэт. И этот мотив повторяется много раз. Даже удивительно, что в светлом и солнечном творчестве Пушкина мотив отчужденности от светской толпы повторяется так часто! Еще ярче звучит он в стихотворении «Поэту», где, несомненно, Пушкин под словом «народ» подразумевает высший свет. Если раньше поэт говорил о том, что тщетно оживлять светскую толпу «гласом лиры», то здесь он говорит о том, что такая толпа не может быть «строгим ценителем и судьей», и поэтому творец — «сам свой высший суд».
    Поздний Пушкин — художник-реалист. Переход этот отразился также и на изображении поэтом процесса художественного творчества, которое теперь является результатом простого поэтического вдохновения без участия «Апполонов», «божественных глаголов» и т.п. Этот взгляд ярко выражен в стихотворении «Осень», написанном в 1833 году. А в несколько более раннем стихотворении «Эхо» Пушкин вскрывает всю сущность поэта, говоря о том, что поэт должен, как эхо, откликаться на все важнейшие события. Непонимание общества заставляет Пушкина сказать горькие слова: «Тебе все нет отзыва… Таков и ты, поэт». Такой взгляд — основной в пушкинской лирике. Пушкин подтвержает его всем своим творчеством, темами его и звуками. И в стихотворении «Памятник» он прямо подводит итог:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит…
    Таков Пушкин, таково его понимание роли поэта и поэзии в любом обществе.

  2. Первое, что бросается в глаза при чтении стихов Пуш­кина, — это их удивительная прелесть, яркость и ясность образов, сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами — ритмом, звуками.
    Стихи Пушкина надо читать очень внимательно, вду­мываясь в каждое слово, потому что каждое слово у него важно для понимания целого. Н.В.Гоголь писал в статье «Несколько слов о Пушкине»: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…»
    Неисчерпаем материал, который впервые художест­венно внес в русскую литературу Пушкин: характерные образы сверстников поэта, европейски просвещенной и страдающей молодежи XIX века, мир униженных и оскор­бленных, стихия крестьянской жизни и национально-ис­торический мир; великие социально-исторические кон­фликты и мир переживаний уединенной человеческой души, охваченной всепоглощающей идеей, которая стала ее судьбой, и т.д. И каждая из этих областей находила в дальнейшем развитии литературы своих великих художни­ков — замечательных продолжателей Пушкина — Лермон­това, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Салтыко­ва-Щедрина, Достоевского, Льва Толстого.
    Метод Пушкина можно определить как высшую худо­жественную объективность. Поэт отказывается от навязы­вания изображаемой им действительности авторских вку­сов, пристрастий, желаний. Он дает обобщение законов развития самой действительности, независимо от того, отвечают ли они намерениям автора. Это сказывается уже в первых романтически окрашенных стихотворениях.
    Но объективно отражая действительность, Пушкин не исключает и восприятие самого поэта-художника. Объек­тивность Пушкина — это пристальное внимание к другим людям, постоянно звучащее в его произведениях горячее сочувствие их радостям и страданиям.
    Общественная тема, тема народа и его судьбы, зани­мала одно из главных мест в его творчестве.
    В юношеском стихотворении «К Чаадаеву» (1818) Пушкин, говоря о страстном желании увидеть родину свободной, сравнивает силу и непосредственность этого желания с чувством страстного любовника:
    Мы ждем с томлением упования
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуту верного свидания.
    Поэта соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и еди­номыслия еще со времен учебы Пушкина в Царскосель­ском лицее. Тема вольнолюбивой дружбы вызывала при­вычные со школьной скамьи образы героев Древнего Рима и Древней Греции. Эти герои вызывали чувство благого­вейного восторга, служили примером высокой добродете­ли, вызывали восхищение человечества пламенной любо­вью к своему отечеству:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы
    Заключительные строки призывали к подвигу, кото­рый каждый понимал как революцию, как действие. Имен­но поэтому лучшее время жизни, самую сильную и само­отверженную пору надо посвятить Отчизне. Участие в подвиге, освобождающем Россию от самовластия, обеспе­чивало более прочную славу («И на обломках самовластья Напишут наши имена»).
    Это послание для последующих поколений стало ли­тературным памятником истинной дружбы, вдохновлен­ной общностью политических идеалов.
    В другом послании к Чаадаеву (1821) поэт выражает благодарность своему другу:
    Во глубину души вникая строгим взором,
    Ты оживлял ее советом иль укором…
    Здесь звучит мотив принимания дружбы как высокой ответственности за моральную чистоту друга, здесь и при­знательность за строгость, за совет, но главная благодар­ность выражена в строке: «Твой жар воспламенял к высо­кому любовь…» А высокое во времена Пушкина — это любовь к свободе, к «вольности святой».
    В духовной жизни поэта дружба играла огромную роль. Поэтому большое значение приобретали для него лирические послания к друзьям на празднование ежегодной годов­щины образования Лицея.
    Поэт посвящает вдохновенные строки каждому из друзей — Пущину, Горчакову, Дельвигу, Кюхельбекеру, благодаря их за то, что они, верные дружбе, посетили «поэта дом опальный…» Все стихотворение — гимн дружбе. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» — восклицает поэт («19 октября» (1825)).
    Для лирического героя Пушкина любовь — это глубо­кое, нравственно чистое, нежное и самоотверженное чув­ство, это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн в честь возвышенного, светлого чувства любви, это выражение безграничного уважения к женщине, это трогательная преданность любимой, это муки ревности.
    Редкое стихотворение Пушкина обладает такой попу­лярностью, как «Я помню чудное мгновенье…», посвященное А.П.Керн, написанное поэтом в изгнании в 1825 году.
    Пушкин начинает свое стихотворение с воспоминания о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петер­бургскую обстановку 1817-1820 годов, в годы, проведен­ные:
    В томлениях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты…
    События оборвали эту пору жизни поэта:
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты…
    Наступили тяжелые годы изгнания:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    Слезы, любовь, вдохновение — вот спутники подлин­ной жизни. Но подавленное состояние поэта продолжалось недолго, и к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Последние два стиха повторяют начальное четверости­шие. Они знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, жизнью, любовью. Любовь в жизни и творчестве поэта всегда была страстью, в высшей степени воплощающей ощущение жизненной полноты.
    Несколько нежных, поражающих своей трогательнос­тью стихотворений посвятил Пушкин Е.К.Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь («Сожженное письмо», «Талисман», «Ненастный день потух…», «Прощание»). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к женщине.
    Очень часто тема любви сливается у Пушкина с лири­ческим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Пример тому — чудесные строки стихотво­рения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написан­ного в мае 1829 года во время путешествия в Арзрум.
    Говоря о любви, поэт не употребляет ни развернутых сравнений, ни ярких эпитетов. Он пишет, кажется, совсем просто, непринужденно. Поражает лаконизм и точность предложений. Ясно ощущается прохлада и свежесть летней ночи, глухой рокот набегающих волн в звонкой тишине и такое же непосредственное, чистое и прекрасное, как сама природа, чувство поэта.
    Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.
    Своему излюбленному времени года поэт посвятил стихотворение «Осень». Простой и скромный пейзаж сред­ней России передан здесь во всей его поэтичности. Следует внимательно отнестись к эпиграфу: «Чего в мой дремлю­щий тогда не входит ум?», взятому из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь званская». Этим эпиграфом Пушкин утверждает тесную связь своего стихотворения со знаменитым посланием Державина, в котором прославля­ется покой и уединение на лоне сельской природы.
    У Пушкина мотив уединения, отхода от сует светской жизни также имеется, хотя и не играет такой большой роли, как у Державина. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, восприни­маемой им как знамение вечного обновления жизни:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Ощущение здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это стихотворение, придает ему оптимистическое, жизнеутверждающее звуча­ние:
    И с каждой осенью я расцветаю вновь…
    Эмоциональная окрашенность предметов не нарушает точной и наглядной картины, словно запечатленной на полотне кистью художника: последние листья, осыпаю­щиеся с деревьев, промерзшая дорога, застывший пруд — скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе.
    По манере письма «Осень» во многом близка к «Евге­нию Онегину». Здесь та же разговорная интонация, непри­нужденная беседа автора с читателями, многочисленные отступления от темы, иронические замечания, необычная для лирики свобода повествования. Автор разговаривает с читателем. Он не только рисует картину осени, но и рассказывает о деревенской жизни, о себе самом.
    За простым и естественным повествованием в стихо­творении стоит непосредственно сам автор, со своей умной, всепонимающей иронией, равно опасающийся и идиллии, и ложной патетики.
    В то же время в «Осени» основной является тема возникновения творчества, рождения поэзии, которой за­вершается стихотворение. Поэзия, творческое вдохновение пробуждается в результате жизненных наблюдений. Пол­нота бытия, богатство впечатлений от природы и рождает творческий порыв. Пушкин говорит здесь не о простом воспроизведении действительности. Он противопоставляет рождение творческого вдохновения обычному состоянию поэта.
    И забываю мир — ив сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне…
    Тема поэзии, творческого вдохновения возникает в результате этого неисчерпаемого богатства впечатлений от действительности, окружающей природы, полноты бытия.
    В окончательной редакции Пушкин завершает свое стихотворение вопросом: «Плывет. Куда ж нам плыть?», после которого ставит две строчки точек, означающих полную свободу ответа на этот вопрос. Тем самым сохра­няется возможность для поэта избрать любую тему, любой курс для своего поэтического корабля.
    Для Пушкина одной из важных тем творчества была тема призвания поэта. Стихотворение «Пророк» было на­писано осенью 1826 года.
    Библейский пророк прежде всего носитель правды, неподкупности, справедливости, обличитель владык мира сего, защитник интересов народа. Пророк Пушкина высту­пает как провозвестник истины: он «глаголом» должен «жечь сердца людей», но он прежде всего творец, охвачен­ный вдохновением. У Пушкина пророк несет людям муд­рость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Пушкин выражает не только свое понимание призвания поэта как обличителя пороков общества, как учителя жизни. Он показал в «Пророке» роль вдохновения, определяющего творчество подлинного поэта. Этот смысл стихотворения — рождение вдохновения — у Пушкина передан в библейской форме.
    Пушкинский поэт — пророк, хотя и обретает высокий божественный дар всеведения, не отрывается от земли. Его проникновение в тайны природы лишь результат его вдох­новения, творческого познания.
    «Пророк» Пушкина посвящен описанию рождения поэта, обретению им поэтического дара, свойственного не любому поэту, а лишь тому, кто, будучи «томим» «духовной жаждою», способен преодолеть в себе «малодушную» при­верженность к «заботам суетного света».
    Стихотворение написано не от лица автора, а от имени библейского пророка.
    Духовный жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился…
    — так говорит о себе пророк. Автор, в сущности, устраня­ется: не он говорит о пророке, а сам пророк рассказывает о себе, о нисшедшем на него вдохновении. Поэтому рас­сказ его выдержан в том библейском стиле, которым напи­сана книга пророка Исайи. Пользуясь библейскими обра­зами и мотивами, Пушкин изображает творческое прозрение поэта. Томящийся «духовной жаждой», внутрен­ней, еще не осознанной потребностью творчества, поэт «влачится» в «пустыне мрачной» в духовном одиночестве. Явление серафима знаменует рождение того вдохновения, которое отличает пророков и поэтов. В «Пророке» передана не только библейская образность и лексика, но и суровая, торжественная интонация речей пророков, скупой библей­ский синтаксис кратких предложений.
    Перечисление признаков и свойств ясновидения про­рока дано в нагнетании предложений, придает библейскую энергию интонации, гипнотизирует властность лаконичес­ки сжатых фраз:
    Моих ушей коснулся он, —
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье…
    Стихотворение является монологом, чем и мотивиро­ван высокий, торжественный ораторский стиль.
    Поэт в понимании Пушкина — пророк, который чуж­дается мнения «толпы», светской «черни», чья жизнь огра­ничена эгоистическими заботами о материальных благах, мнения людей, не понимающих его высоких целей. Поэт-пророк возвышается над обыденным, над разрозненными и внешними фактами жизни. Его поэтический взор, по мысли Пушкина, должен проникать в глубину явлений, не ограничиваясь их поверхностью.
    Пушкин был в полном смысле слова законным и полновластным наследником всех богатств мировой поэ­тической культуры. В то же время Пушкин ничего не заимствовал механически, а создавал свою собственную, непохожую на предшествующую и невозможную в прежних условиях, неповторимо своеобразную художественную сис­тему, которая приобретала общенациональные характер и значение.
    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный…» (1836) представляет своего рода поэтическое заве­щание Пушкина. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М.В.Ломоносовым, ее основные мотивы развивал и Г.Р.Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному фор­мулировали свое право на бессмертие.
    Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин — за поэтическую искрен­ность и гражданскую смелость.
    Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»). Он как бы и очерчивает географические границы своей славы, проро­чески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
    Тунгус, и друг степей калмык.
    Свой «нерукотворный» памятник, свою будущую по­смертную славу Пушкин связывает с существованием поэ­зии:
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Эти строки, как и многие другие в стихотворении, вызывают ряд ассоциаций, образов, знакомых по ранней лирике Пушкина.
    В четвертой, самой важной по содержанию строфе, Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смыс­ла своего творчества. Он утверждает, что право на всена­родную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Поэтому невольно вспоминаются слова В.Г.Белинского, сказанные всего через десять лет после написания Пушкиным этого стихотворения: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».
    В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей.
    Концовка стихотворения — традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть «послушна» только «веленью божию», т.е. голосу внутренней совести, голосу правды, и следовать собственному высокому предназначе­нию, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежест­венных глупцов. Разумеется, говоря о «невеждах» и «глуп­цах», Пушкин не был высокомерен, не отделял себя от других людей. Он лишь подчеркивал независимость своих суждений и мнений, свое право поэта идти туда, «куда влечет… свободный ум», подниматься все к новым и новым высотам творчества.
    И это чувство личного достоинства, гордого самоут­верждения и нашло свое великолепное и полное воплоще­ние в торжественно-величавых заключительных строках «Памятника»:
    Веленью божию, о муза, будь послушна,
    Обиды не страшась, не требуя венца,
    Хвалу и клевету приемли равнодушно
    И не оспаривай глупца.

  3. Пушкин есть явление чрезвычайное…
    Это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лег.
    Н. В. Гоголь
    Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит все дальше от нас, а Пушкин как будто все ближе. Ос новоположник и родоначальник русской литературы, он и ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Все новые и новые поколения перечитывают его произведения находя своих “Капитанскую дочку”, “Евгения Онегина”, “Медного всадника”, “Пиковую даму”.
    Неослабевающий интерес вызывает и жизнь, прожитая поэтом,— пушкинская биография.
    Образ Пушкина-поэта, воедино слитый в нашем сознании с образом Пушкина-человека, остается для каждого из нас светлым идеалом, яркой звездой добра и истины, к которой стремятся разум и душа человека. Он приходит к нам лукавым и добрым сказочником, проникает в детское сердце незатейливым стихом и напевом и остается на всю жизнь. Пушкин — наша первая, еще детская, поэтическая любовь.
    И дальше Пушкин продолжает жить с нами как певец жизнерадостного, жизнеутверждающего взгляда на мир, певец солнца, разума, певец свободы, как великий патриот и вестник светлого будущего, как честный борец против мракобесия, ханжества, против всего, что давит, унижает человеческую личность.
    Гордая, величавая поэзия Пушкина не била поклоны ни царю земному, ни царю небесному. Она прославляла Прекрасное, Доброе, Вечное.
    Пушкин был певцом свободы, обличителем тирании, деспотизма. В свой “жестокий век” он имел мужество написать слова, которые и революционеры 60-х годов использовали как призыв к боевым действиям:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите.
    Восстаньте, падшие рабы!
    Ода “Вольность” стала своеобразным манифестом декабристских идей, верность которым Пушкин пронес через всю свою творческую жизнь, Об этом свидетельствовало послание друзьям-декабристам, написанное в 1827 году (“Во глубине сибирских руд…”), когда все “коснело на Руси, дремля и раболепствуя покорно”. Это был гражданский подвиг поэта, который в стихах ссыльным друзьям не только сочувствует им, но и выражает страстную уверенность в том, что родина будет свободной:
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.
    О вольнолюбивых стихах Пушкина Адам Мицкевич сказал, что для того, чтобы отважиться написать подобное в России, нужна была смелость большая, нежели для того, чтобы поднять мятеж в Париже или Лондоне.
    Пушкин любил Россию, много думал о ее судьбе, о судьбе русского народа. Собрав воедино пушкинские высказывания о России, можно представить, какой он хотел видеть ее будущее. Прежде всего будущая Россия для Пушкина — это свободная страна, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря!
    Русь могучая и победоносная виделась Пушкину:
    Сильна ли Русь? Война и мор,
    И бунт, и внешних бурь напор Ее,
    беснуясь, потрясали —
    Смотрите ж: все стоит она’
    Читая и перечитывая лирику Пушкина, каждый русский человек, наверное, думает: “Мой Пушкин”. Это вполне объяснимо. “У нас ведь все от Пушкина”,— сказал Достоевский, имея в виду главную идею русской культуры и основные черты русской души: гуманизм, отзывчивость, веру в жизнь. Именно это привлекает нас в лирике Пушкина, богатой, несомненно, и другими темами.
    Пушкинская лирика тесно соприкасается с нашим днем, с нравственной и эстетической потребностью наших современников.
    Любовная лирика… “Я вас любил…”, “На холмах Грузии…”, послание А. П. Керн, “Признание”, “Мадонна”… Под влиянием этих стихов у молодого человека рождается представление об идеале женщины: “чистейшей прелести чистейший образец”, “гений чистой красоты”.
    Шедевр любовной лирики — стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”. Это одно из самых мелодичных стихотворений. Слова, найденные поэтом, очень просты, заставляют пережить то, что чувствовал поэт:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    О художественности любовной лирики Пушкина можно сказать, что это “мастерство”, но, пожалуй, больше подходит “волшебство”.
    Навсегда остаются в памяти стихи поэта, посвященные друзьям. Гимном благородному чувству дружбы звучат строки, обращенные к товарищам-лицеистам:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим н вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен…
    Философская лирика Пушкина знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, о жизни и смерти. В отчаянные моменты жизни .у Пушкина, великого жизнелюба, вырывалось сдавленным стоном:
    Дар напрасный, дар случайный.
    Жизнь, зачем ты мне дана? ‘
    Но заслуга Пушкина в том, что он учит преодолевать грусть, пессимистическое настроение, неверие вжизнь и счастье. Оптимистические ноты неизменно побеждают в стихах Пушкина:
    Если жизнь тебя обманет.
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Пушкин верил в человеческий разум, в то, что его бессмертный гений восторжествует над силами тьмы, невежества, варварства, деспотизма. Он верил, что жизнь будет построена на разумных основах:
    Да здравствуют музы, да здравствует разум!
    Ты, солнце святое, гори!
    Как эта лампада бледнеет
    Пред ясным восходом зари,
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет
    Пред солнцем бессмертным ума.
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    Поэзия Пушкина — светлый, неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой” всех, кто прикасается к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь.
    В 1880 году, в день открытия памятника великому Пушкину в Москве, А. Н. Островский сказал: “Пушкиным восхищались и умнели, Пушкиным восхищаются и умнеют”. Сегодня слова драматурга звучат не менее актуально, чем в те дни.
    Беру!

  4. Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире?
    В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы…
    Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.
    Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом” также посвящено теме поэта и поэзии. Поэт тоскует о тех временах, когда он “писал из вдохновенья, не из платы”. Но слава лирического героя отобрала у него покой: “свет узнал и раскупил” его “сладкозвучные творенья”. Но “гоненье низкого невежды” и “восхищение глупца” вовсе не стоят того, чтобы творить ради них, считал Пушкин. Светская чернь недостойна вдохновения великого поэта. Восхищению толпы, славе в свете лирический герой предпочитает свободу. Но книгопродавец возражает:
    Наш век — торгаш; в сей век железный
    Без денег и свободы нет.
    Он хочет приобрести рукопись новой поэмы поэта и предлагает:
    Не продается вдохновенье,
    Но можно рукопись продать.
    Что ж медлить?
    Поэт соглашается, но выражая свое согласие, резко переходит на прозу: “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”. Ведь в продаже своего творчества никакой поэзии нет. Поэту дан дар от Бога, он призван “глаголом жечь сердца людей”, а не продавать свои стихи. Но такова жизнь, и в этом – трагедия для истинного певца, для великого поэта.
    Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с “толпой”, то есть светской чернью, посвящены стихотворения “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”.
    В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт – обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”:
    Молчит его святая лира;
    Душа вкушает хладный сон,
    И меж детей ничтожных мира,
    Быть может, всех ничтожней он.
    Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”,
    На берега пустынных волн,
    В широкошумные дубровы…
    Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей.
    Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы:
    К какой он цели нас ведет?
    О чем бренчит? Чему нас учит? –
    толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них – пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство:
    Какая польза нам от ней? –
    говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”:
    Подите прочь – какое дело
    Поэту мирному до вас!
    В разврате каменейте смело,
    Не оживит вас лиры глас!
    Душе противны вы, как гробы.
    Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.
    Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.
    Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда
    …пускай толпа его бранит
    И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
    И в детской резвости колеблет твой треножник.
    Об одиночестве поэта и непонимании читателей говорится и в стихотворении “Эхо”. Настроение автора в начале и в конце этого произведения неодинаково. В начале Пушкин рассказывает о том, как рождаются стихи. Любой звук побуждает поэта к творчеству, вселяет вдохновение: и рев зверя, и гром, и пение девушки, и крик пастухов. У поэта “на всякий звук” есть “свой отклик в воздухе пустом”. Именно поэтому певец и сравнивается с эхом. Но, как и эхо, ответа на свои “отклики” поэт не получает. Таким образом, концовка стихотворения печальна, ведь судьба поэта подчас трагична: не все его призывы пробуждают сердца людей, не всем близки его стихи.
    В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни. Александр Сергеевич желает сохранить независимость своего таланта от посягательств на него со стороны света. Этим настроением проникнуто стихотворение “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину?
    …Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться здесь и там…
    Именно это автор считает высшим счастьем, истинными правами. Это та цель, к которой, по мысли Александра Сергеевича, следует стремиться. Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. Обращаясь к Музе, автор призывает ее быть послушной “веленью Божию”, воспринимать равнодушно “хвалу и клевету” и, главное, “не оспоривать глупца”. Этот призыв обращен к поэту, которому предстоит творить в будущем.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

  5. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором. Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность. Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни. Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем. Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…
    Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
    Я вас люблю, — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный,
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
    Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
    Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, на что ты мне дана.
    Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
    Веленью божьему, о муза, будь послушна…
    Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…

  6. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека… К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека.
    В. Г. Белинский
    Для меня А. С. Пушкин — идеал. Идеал культуры, нравственности, высоких чувств, жизненных принципов, взглядов, позиций. Его поэзия — это сама жизнь со всеми ее сложностями, переживаниями, проблемами и противоречиями. И в то же время — со всеми радостями, с упоением от счастья, любви, красоты, надежды. «О, если б голос мой умел сердца тревожить», — восклицал юный поэт. Сегодня его голос, как и десять, и пятьдесят, и сто лет назад волнует, тревожит и пробуждает наши сердца.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой Пробуждал…
    Эти слова великого поэта оказались пророческими. Его творчество действительно пробуждает в наших душах самые светлые, самые добрые, самые возвышенные чувства.
    Стихи поэта сопровождают нас всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Кто из нас не помнит замечательного вступления к первой главе поэмы «Руслан и Людмила», которое погружает нас в таинственный сказочный мир:
    У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
    А знаменитые сказки Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»!.. Волшебные и поучительные, мудрые и веселые — сколько в них добра, народной мудрости, юмора, лукавства. А каким удивительным по своей красоте поэтическим языком написаны они!
    На всю жизнь привили мне любовь к природе, к грустной, но прекрасной поре года услышанные еще в детстве строки из стихотворения «Осень»:
    Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
    Сколько нежности, теплоты, сколько настоящего волшебства, дивного очарования заключено в этих строках! Тот, кто способен так писать о природе, не может не любить ее — искренне, всем сердцем, сливаясь с ней и растворяясь в ее гармонии и красоте. И любой, кто читает эти строки, не может устоять перед силой чувства поэта, не может не полюбить окружающий мир так же преданно, так же нежно и самозабвенно, как любил его Александр Пушкин.
    Природа для поэта составляла все: в ней он находил ответы на многие жизненные вопросы, в ней искал гармонии, которой так не хватало ему в реальной жизни, в ней черпал образы и слова, чтобы выразить свои чувства, с ней сравнивал даже само поэтическое вдохновение, как в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом».
    В гармонии соперник мой
    Был шум лесов, иль вихорь буйный,
    Иль иволги напев живой.
    Иль ночью моря гул глухой,
    Иль шепот речки тихоструйной…
    Автор находит в природе самые большие ценности: волю, гармонию и красоту. Именно эти ценности составляли основу нравственных критериев самого Пушкина. Идеалы свободы, воли, справедливости поэт всегда ставил превыше всего. Особенно обострилось его чувство свободы во время ссылки. Воля для поэта — это не только свобода народа от угнетателей, это также свобода от «цепей судьбы», от собственных страстей. Так, свободолюбивый герой «Кавказского пленника» бежит из тесных городов на волю, ища полного раскрепощения, устав от духоты и замкнутости городской жизни:
    Когда б ты знала. Когда бы ты воображала Неволю душных городов! Там люди в кучах, за оградой, Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов. Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главы под идолами клонят И просят денег да цепей.
    Таким стремлением к абсолютной свободе — и физической и духовной — проникнуты образы практически всех положительных героев лирики Пушкина. Эта тяга к освобождению от любых оков, тяга к независимости очень близка моему сердцу.
    Мне глубоко симпатичен лирический герой А. С. Пушкина тем, что всегда это — гордая, самостоятельная личность, знающая себе цену, имеющая высокие цели и идеалы, обладающая внутренней силой, силой духа, наделенная поэтической, возвышенной душой. Эта личность не может жить в неволе, точно так же, как не может жить и в одиночестве — потому стремится не просто убежать, а найти родственную душу, найти свое счастье среди людей.
    Поэт говорит о любви словами, наполненными силой, искренностью и чистотой. Конечно, любовь изменчива и преходяща, но сердце человека пустеет без нее и даже в страдании остается возвышенно-прекрасным. Только Пушкин мог так написать:
    Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою…
    Герой стихотворений А. С. Пушкина — человек высоких нравственных качеств, чистой души, искренних чувств. Любя женщину, он может желать ей только счастья — поэтому даже при расставании говорит:
    Я вас любил так искренно, так нежно. Как дай вам бог любимой быть другим.
    « Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладающие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни», — писал известный русский критик В. Г. Белинский. Любовь делает человека глубже и благороднее, помогает ему увидеть истинную красоту человека и человеческих чувств, обогащает его внутренний мир, внося отраду и блаженство в его душу.
    И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
    И больше не нужно слов — все понятно, все чувства поэта тотчас же отзываются в сердце каждого, кто читает эти строки.
    Поэзия Пушкина близка и дорога мне тем, что она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как нужно жить, чтобы оставить след на Земле, остаться в памяти грядущих поколений. Его стихи учат правильному, оптимистическому отношению к жизни, что бывает так необходимо в минуты душевных тревог, сомнений и разочарований. В такие минуты я всегда открываю сборник стихотворений великого поэта, со страниц которого звучат искренние уверенные слова:
    Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись? В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
    Живость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент — вот отличительные черты лирического героя в произведениях Пушкина, то, что помогало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самого поэта. Этому учимся и мы, читая его произведения, направленные на воспитание и восхваление всего прекрасного, что есть в человеке. Лирика А. С. Пушкина — прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

  7. Поэт и поэзия – Пушкин, Лермонтов, Некрасов
    Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Лучших русских писателей и поэтов мысли об этом волновали особенно сильно, потому что нигде литература не была так тесно связана с освободительным движением, как в России. Рылеев, поэт-декабрист, первым провозгласил в качестве поэтического кредо теорию гражданской поэзии: «Я не поэт, а гражданин,» — заявил он, закрепив мученической смертью свой девиз о том, что поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за передовые идеалы своего времени.
    Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он предъявлял к поэту – в первую очередь к себе – очень высокие требования. Самого строгого отношения к своим писаниям, самой большой взыскательности требовал он от настоящего поэта.
    Ты сам свой высший суд, —
    Писал он в стихотворении «Поэту»:
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд. … Ты им доволен ли, взыскательный художник? … Доволен? Так пускай толпа его бранит.
    В 1836 году, незадолго до своей трагической гибели, Пушкин писал:
    И долго буду тем любезен я народу, … Что чувства добрые я лирой пробуждал, … Что в мой жестокий век восславил я Свободу … И милость к падшим призывал.
    В этих словах выразилось кредо поэта.
    Как же шел Пушкин к бессмертию?
    Вся бурная юность поэта протекала в неустанном творческом труде, и вместе с ростом поэта углублялось его представление о роли и назначении поэзии.
    Вольнолюбивая лирика Пушкина уже готовила ему судьбу великого поэта, потому что была откликом на события эпохи. Именно вольнолюбивая лирика определила этапы жизни Пушкина. В них ярко выражена позиция поэта-певца вольности, выразителя идей передовой дворянской молодежи, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических настроений.
    В оде «Вольность» поэт отказывается от «изнеженной лиры» и видит свое назначение в том, чтобы воспевать свободу.
    Приди, сорви с меня венок, … Разбей изнеженную лиру.
    Пушкин защищал независимость поэта, он считал творчество возвышающим и спасительным. Об этом он писал в стихотворении «К поэту».
    Поэт! Не дорожи любовию народной, … Восторженных похвал пройдет минутный шум. … Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, … Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Поэт не должен дорожить восторженными похвалами. Поэт – это певец вечных идеалов. Пушкин уподоблял поэта пророку, которому дано глаголом жечь сердца людей. С презрением относится поэт к великосветской черни, которая не понимала и отвергала подлинную поэзию.
    «Пророк» – поэтическая аллегория, где поэт изображен библейским пророком. Человек «влачится» в «пустыне мрачной», томимый «духовной жаждою». (В первоначальной редакции было «великой скорбью»). На перепутье ему является посланец бога – Серафим.
    В том, что совершается с путником далее, — и раскрываются требования к поэту.
    Моих зениц коснулся он… … Отверзлись вещие зеницы, … Как у испуганной орлицы, … Моих ушей коснулся он — … И их наполнил шум и звон. … И внял я неба содраганье… … И гад морских подводный ход…
    Чувства поэта обострены необычайно: он «внимает», то есть слышит и понимает всё звучание жизни (даже шорох произрастающей в долине лозы).
    Диапозон его восприятия огромен. (От «горнего полета ангелов» до движения «гад морских» в подводных глубинах).
    Не может быть у поэта «лукавого», «празднословного» языка. Голос его должен быть правдив и мудр. Но самое главное для него – горячее сердце, исполненное вечно живой любовью к людям.
    И он мне грудь рассек мечом … И сердце трепетное вынул, … И угль, пылающий огнем, … Во грудь отверстую водвинул.
    Непросто, нелегко быть поэтом: жало мудрой змеи вложено в его «замершие» уста «десницею кровавой». Стихотворение заканчивается заповедью поэту:
    Восстань, пророк, … И виждь, и внемли, … Исполнись волею моей, … И обходя моря и земли, … Глаголом жги сердца людей.
    Идея поэта, его произведений волнует читателей. Но воздействие его произведений становится по-настоящему сильным только в том случае, если он умеет «глаголом» жечь «сердца людей». Содержание стихотворения связано с событиями современности: с восстанием и казнью декабристов. В первой редакции иным был конец стихотворения:
    Восстань, восстань, пророк России …
    Есть сведения, что листок со стихотворением «Пророк», имевший эту резкую политическую концовку, Пушкин по приезде из ссылки в Москву захватил с собою во дворец. Поэт намеревался отдать его Николаю 1, «гнусному убийце» декабристов, если бы исход встречи кончился для Пушкина трагически.
    Лермонтов, живший в годы мрачной реакции и не имевший возможности громко, во всеуслышанье сказать свое поэтическое слово, облитое горечью и злостью, тосковал о том времени, когда поэт воспламенял бойца для битвы, когда стих поэта звучал, как колокол на башне вечевой.
    В стихотворении «Поэт» Лермонтов высказал свой взгляд на роль и назначение поэта. В стихотворении звучит призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!»: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!». Слово «пророк» рифмуется здесь с «клинок». Аллегорический образ кинжала объединяется с образом поэта-пророка.
    Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов. Здесь и мысль о том, что настоящее искусство нуждается «богатой резьбы». Сожалея о превращении боевой силы в развлечение толпы, автор тоскует о том, что миновало время битв, что оно сменилось «веком изнеженным».
    В стихотворении Лермонтова благородная тревога за судьбу родной литературы выражена аллегорически и прямо: автор открыто противопоставляет современную поэзию предшествующей ей. Настоящая поэзия воспламеняла бойца на битвы, свет внимал ей в «немом благоговении», а поэзия 30-х годов 19-го века ложная, украшательская, помогает скрывать истину, а в результате она «покрыта ржавчиной презрения». Взгляд на поэзию, выраженный в стихотворении Лермонтова близок к пушкинскому. Ощутима близость слов: «глаголом» жечь «сердца людей» [Пушкин] и «воспламенять бойца для битвы» [Лермонтов].
    И у Лермонтова главное стихотворение названо «Пророк». Здесь также главная тема – тема поэта и общества. Но лермонтовский пророк теряет библейскую величественность и становится ближе к людям. Он постиг людей, обладает «всеведеньем», хочет пробудить в людях стремление к лучшей жизни, проповедует «любви и правды чистое учение», и в то же время обличает «злобу и порок». Противопоставляя изгнанника-пророка старцам, господствующим в «шумном граде», Лермонтов показывает их самовольное торжество.
    Видя лишь унижение пророка, старцы не понимают главного: пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду им от любви и правды, дух его не сломлен.
    Продолжая лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов оказал несомненное влияние на Некрасова. В раннем сборнике «Мечты и звуки» есть стихотворение «Тот не поэт», в котором намечаются демократические взгляды Некрасова на назначение поэта. Стихотворение заканчивается словами:
    Кто у одра страдающего брата … Не пролил слез, в ком состраданья нет, … Кто продает себя толпе за злато, … Тот не поэт!
    Муза поэта – сестра истерзанного, измученного народа.
    Вчерашний день, в часу шестом … Зашел я на Сенную, … Там били женщину кнутом, … Крестьянку молодую. … Ни звука из ее груди, … Лишь бич свистал, играя… … И Музе я сказал: «Гляди! … Сестра твоя родная!»
    В стихотворении «Муза» поэт снова заявляет, что его Муза – спутница бедняков. Противопоставляя Музе ласковой, поющей и прекрасной свою неласковую Музу, он пишет:
    Но рано надо мной отяготели узы … Другой неласковой и незлобивой Музы, … Печальной спутницы печальных бедняков, … Рожденных для труда, страданья и оков.
    В стихотворении «Блажен незлобивый поэт» дается противопоставление двух поэтов – незлобивого поэта и поэта – обличителя толпы, ее страстей и заблуждений, уводящего от острых вопросов жизни в мир «спокойного искусства». С нескрываемой иронией говорит он о популярности незлобивого поэта среди современников. Симпатия Некрасова на стороне поэта-обличителя.
    Свой поэтический манифест Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге «Поэт и гражданин». В стихотворении резко противопоставлены позиции людей: страстная гражданственность одного, равнодушие, уход от общественных интересов другого. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
    Н. А. Некрасов, продолжая традицию Пушкина и Лермонтова, поэтов-декабристов, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим течением 60-70-х годов. Поэт-гражданин, поэт трибун. Некрасов был певцом народной жизни, свое творчество он посвятил борьбе за свободу народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *