Сочинение на тему погасло дневное светило

14 вариантов

  1. Главная тема элегии «Погасло дневное светило» — душевное распутье лирического героя. Он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:
    Я вижу берег отдалённый,
    Земли полуденной волшебные края…
    Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
    Для лирического героя окружающий его мир одушевлён. Он обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить его внутренний мир, его размышления над прожитой жизнью. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:
    Погасло дневное светило;
    На море синее вечерний пал туман.
    Эта экспозиция настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность. Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи — это время сумерек, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивают лирического героя на размышления.
    Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдалённому берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:
    И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
    Душа кипит и замирает;
    Мечта знакомая вокруг меня летает;
    Я вспомнил прежних лет безумную любовь…
    Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».
    Лирический герой стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания, невозможно и нежелаемо:
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
    По грозной прихоти обманчивых морей,
    Но только не к брегам печальным
    Туманной родины моей…
    Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей Точки. Лирический герой приходит к выводу, который становится главной идеей элегии:
    .. .но прежних сердца ран,
    Глубоких ран любви, ничто не излечило…
    Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведённых на родине, и комментарии. Он называет себя « искателем новых приключений ». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» длянего — «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, — «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознаёт, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.
    Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» — тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя — странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.
    Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано тактовиком — размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафосности и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и просты. Настроение лирического героя напоминает движение волны. Три участка тематического развития дают три всё более вздымающихся волны интонации. Этим поэт передаёт противоречивую экспрессию лирического монолога.
    Элегию «Погасло дневное светило» можно по праву назвать лучшим образцом элегической поэзии А. С. Пушкина.

  2. Александр Сергеевич Пушкин никогда не старался идти на поводу у торжествующей власти. Он открыто выражал свое недовольство в эпиграммах, которые адресовал и различным чиновникам, и самому императору. Конечно, такие вольности были наказы и Пушкина отправили в ссылку.
    По дороге в Бессарабию автор делал несколько остановок, где мог повидаться со своими друзьями и немного отдохнуть от поездки. И вот, одним из таких пунктов пребывания стала Феодосия – прекрасное, чарующие место. Именно здесь автор впервые увидел море, познакомился с его могучей силой и мощью. Однако, пребывая в недобром расположении духа, морская стихия показалась Пушкину мрачной, равнодушной по отношению к его проблемам. Именно в этот период своих глубоких размышлений, Александр Сергеевич и создает стихотворение «Погасло дневное светило».
    Душа поэта просто переполнена грустью. Он скучает по своей родине. Упоминая в строках выражение «послушное ветрило», Пушкин сравнивает его с самим собой. Ведь поэт, не став бороться, просто смирился со своим наказанием, с той ссылкой, в которую был вынужден отправиться.
    Вглядываясь в бескрайние морские просторы, Пушкин погружается в счастливые воспоминания из детства, в те годы безмятежной и спокойно жизни, когда он мог любить, веселиться, откровенничать с друзьями и быть счастливым. Но, по мнению автора, все осталось позади. Теперь, его будущее омрачено, ведь он далеко от своей страны, от родного и уютного дома.
    Не зная, сколько предстоит пробыть в ссылке, поэт решает проститься со всеми светлыми жизненными моментами. Данная черта характера относится к явному юношескому максимализму, который просто переполнял душу молодого поэта. Всякие мысли о светлом исходе данного отъезда категорически отвергались автором. На данном этапе Пушкин напоминает нам разбившийся о скалы корабль, который выбросило на чужие берега. Ему не откуда ждать помощи и утешения. Он одинок и отвергнут!
    Однако спустя какое-то время Александр Сергеевич осознает, что даже находясь вдали от родины, можно найти верных, преданных друзей, которые всегда поддержат и протянут руку помощи. Но… это будет потом! А сейчас поэт в растерянности, он горько пишет о тех ранах, которыми укрыто его сердце. И уже ничто их не излечит!

  3. Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…», написанное в августе 1820 года во время морского плавания с Раевскими, принято считать первой романтической элегией поэта.
    Автор включил ее в сборник «Стихотворений» 1826 года с пометой в оглавлении «Подражание Байрону». У Пушкина и Байрона было и некоторое сходство биографий, и похожее направление поэтической мысли. Жили они в одно и то же мятежное время, оба очень любили свободу.
    Стихотворение А. С. Пушкина связано также с поздними элегиями Батюшкова: переосмысление центральных мотивов, использование подобных поэтических формул, элементов языка. Диалог с Батюшковым открывается и завершается рефреном — звучащие строки, определяющие музыкальный тон стихотворения:
    Погасло дневное светило;
    На море синее вечерний пал туман.
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся надо мной, угрюмый океан.
    В центре биографического мифа, созданного Пушкиным о себе, оказывается образ поэта, пишущего ночью на корабле, вдали от родины, прекрасные стихи, начинающие в его творчестве новую страницу. Согласно слухам, в похожих обстоятельствах была сочинена элегия Батюшкова «Тень друга». Пушкин, видимо, хотел, чтобы его стихотворение и в этом отношении соотносилось с поэзией предшественника. На рубеже 1810 — 1820-х годов использование чьих-либо достижений считалось одним из условий настоящего поэтического творчества.
    Подзаголовок же элегии был вызван запросами читателей и литературной моды, так как к концу 1820 года Байрон стал кумиром русской поэтической аудитории.
    Стихотворение Пушкина отражает настроения в связи с переменой всей жизни поэта. Перед отъездом из столицы он писал Вяземскому: «Петербург душен для поэта. Я жажду краев чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу»:
    Я вижу берег отдаленный,
    Земли полуденной волшебные края;
    С волненьем и тоской туда стремлюся я,
    Воспоминаньем упоенный…

  4. В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и «философскую лирику». К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
    Одним из произведений, относящихся к «философской лирике», является стихотворение «Погасло дневное светило…»
    По форме данное стихотворение — элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно иным содержанием.
    Написано данное стихотворение было поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают на поэта воспоминания о минувших днях.
    Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к тому, что будет излагаться далее. Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь», все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман». В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались», края, где «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость» и откуда он «бежал» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило». В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически-романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становится ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам автор. Юность минула, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет, и в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективнее оценивать все происходящее вокруг — как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно. Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы ветрила и океана. Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы:
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
    Он призывает их и дальше производить свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия.
    Для придания большей выразительности языку, Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры («брега печальные», «пламя страсти», «легкокрылая радость»), эпитеты («угрюмый океан», «весна златая»), олицетворения («пал туман», «родились слезы», «душа кипит и замирает», «мечта летает», «лети, корабль, неси меня к пределам дальним»).
    Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек — как часть мудрой и справедливой природы. Даже задушевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства — неотъемлемая часть жизни.

  5. В творческом наследии Пушкина наряду с темами “поэта и поэзии”, любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
    Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение “Погасло дневное светило…”
    По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.
    Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.
    Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое “пал туман”. Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.
    Во второй части поэт вспоминает “прежних лет безумную любовь”; все, “чем он страдал”, “желаний и надежд томительный обман”.
    В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его “впервые чувства разгорались”; края, где “рано в бурях отцвела” на юг, оставив позади “минутной младости минутных друзей”. Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже “наперсницы порочных заблуждений” им “забыты”. Однако он тут же добавляет, что “прежних сердца ран”, “ран любви, ничто не излечило”.
    В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.
    Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы “ветрила” и “океана”. Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.
    Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия.
    Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти) , эпитеты (угрюмый океан) , олицетворения (родились слезы) .
    Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни

  6. Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение «Погасло дневное светило…»
    По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.
    Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.
    Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.
    Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман».
    В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались»; края, где «рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило».
    В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.
    Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы «ветрила» и «океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.
    Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия.
    Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).
    Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни.

  7. Стихотворение А.С.Пушкина «Погасло дневное светило…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

    Автор: Пушкин А.С.
    Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика…
    В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для поэта осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором Пушкин дал точную и емкую характеристику всех времен года и выразил свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно.
    Погасло дневное светило;
    На море синее вечерний пал туман.
    Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем «Свободная стихия» поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И хотя для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание об океане:
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
    В разбираемом стихотворении речь скорее идет не только о природе, сколько о прошлом поэта, о юношеских мечтах, о любви:
    Я вижу берег отдаленный,
    Земли полуденной волшебные края;
    С волненьем и тоской туда стремлюся я,
    Воспоминаньем упоенный…
    Увы, воспоминания печальны. И чем дальше читаешь стихотворение, тем трагичнее вырисовывается судьба автора, который хочет домой, на родину, но отвергает ее за предательство:
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
    По грозной прихоти обманчивых морей,
    Но только не к брегам печальным
    Туманной родины моей,
    Страны, где пламенем страстей
    Впервые чувства разгорались,
    Где музы нежные мне тайно улыбались,
    Где рано в бурях отцвела
    Моя потерянная младость.
    Где легкокрылая мне изменила радость
    И сердце хладное страданью предала.
    Таким образом, пушкинская лирика дает нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и многое узнать и понять в личности поэта. Поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренились в человеческом обществе и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который «духовной жаждою томим», является посланник Бога — «шестикрылый серафим».
    Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнять великую и благородную миссию. Тут уместно вспомнить отрывок другого стихотворения:
    … В тишине
    На руль склонясь, наш кормщик умный
    В молчанье правил грузный челн;
    А я — беспечной веры полн —
    Пловцам я пел…
    Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. «Я гимны прежние пою», — заявляет он. Хотя “… прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило…”.

  8. сочинение на тему: стихотворение “погасло дневное светило…” как образец романтической лирики Пушкина

    Ответы:

    В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
    Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение «Погасло дневное светило…»
    По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.
    Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.
    Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.
    Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман».
    В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались»; края, где «рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило».
    В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.
    Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы «ветрила» и «океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.
    Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия.
    Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).
    Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни

  9. Мегамозг
    В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем. Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение «Погасло дневное светило…» По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием. Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях. Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения. Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман». В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались»; края, где «рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило». В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно. Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы «ветрила» и «океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы. Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия. Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы). Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни

  10. В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
    Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение «Погасло дневное светило…»
    По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.
    Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.
    Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.
    Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман».
    В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались»; края, где «рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило».
    В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.
    Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы «ветрила» и «океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.
    Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия.
    Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).
    Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни

  11. Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…» (восприятие, истолкование, оценка)
    Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…», написанное в августе 1820 года во время морского плавания с Раевскими, принято считать первой романтической элегией поэта.
    Автор включил ее в сборник «Стихотворений» 1826 года с пометой в оглавлении «Подражание Байрону». У Пушкина и Байрона было и некоторое сходство биографий, и похожее направление поэтической мысли. Жили они в одно и то же мятежное время, оба очень любили свободу.
    Стихотворение А. С. Пушкина связано также с поздними элегиями Батюшкова: переосмысление центральных мотивов, использование подобных поэтических формул, элементов языка. Диалог с Батюшковым открывается и завершается рефреном — звучащие строки, определяющие музыкальный тон стихотворения:
    Погасло дневное светило;
    На море синее вечерний пал туман.
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся надо мной, угрюмый океан.
    В центре биографического мифа, созданного Пушкиным о себе, оказывается образ поэта, пишущего ночью на корабле, вдали от родины, прекрасные стихи, начинающие в его творчестве новую страницу. Согласно слухам, в похожих обстоятельствах была сочинена элегия Батюшкова «Тень друга». Пушкин, видимо, хотел, чтобы его стихотворение и в этом отношении соотносилось с поэзией предшественника. На рубеже 1810 — 1820-х годов использование чьих-либо достижений считалось одним из условий настоящего поэтического творчества.
    Подзаголовок же элегии был вызван запросами читателей и литературной моды, так как к концу 1820 года Байрон стал кумиром русской поэтической аудитории.
    Стихотворение Пушкина отражает настроения в связи с переменой всей жизни поэта. Перед отъездом из столицы он писал Вяземскому: «Петербург душен для поэта. Я жажду краев чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу»:
    Я вижу берег отдаленный,
    Земли полуденной волшебные края;
    С волненьем и тоской туда стремлюся я,
    Воспоминаньем упоенный…
    Мотив добровольного бегства является здесь основным:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья.
    Впервые в связи с этим в поэзии Пушкина намечаются черты психологического склада.
    Читатели восприняли горькие строки элегии «Погасло дневное светило» как признание автора. Эпитет «туманной» (родины) ассоциировался у них, конечно же, с туманами северной столицы:
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
    По грозной прихоти обманчивых морей,
    Но только не к брегам печальным
    Туманной родины моей.
    Здесь «пламенем страстей впервые чувства загорались», «рано в бурях отцвела… потерянная младость». Душевному состоянию поэта соответствовал ропот морской стихии.
    Используя художественные средства языка, А. С. Пушкин передает грустное, эпическое состояние души лирического героя, которому «легкокрылая… изменила радость».
    Поэт попытался соединить в своем стихотворении тему безнадежности (батюшковский мотив) и тему надежды. В результате текст элегии Пушкина оказался внутренне противоречивым, но не пессимистичным.

  12. Элегия «Погасло дневное светило» написано Пушкиным в ночь с 18 на 19 августа 1820 года при переезде из Феодосии в Гурзуф. В собрании стихотворений 1862 года она публикуется с пометкой «подражание Байрону». Основной эмоциональной темой стихотворения является ощущение душевного распутья лирического героя: он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:
    Я вижу берег отдаленный,
    Земли полуденной волшебные края:
    С волненьем и тоской туда стремлюся я,
    Воспоминаньем упоенный…
    Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
    Для лирического героя окружающий его мир одушевлен. Человек обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Они единственные, кто окружают его сейчас. Пусть лирический герой называет океан «угрюмым», его мысли заняты не тревогой об опасностях, таящихся в водной стихии; герой погружён в себя. Внутренний мир человека, его размышления над прожитой жизнью — вот что пытается донести до читателя поэт. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить это.
    Стихотворение написано в виде монолога лирического героя. Взгляд героя постоянно движется. Внутренний и внешний мир человека показан поэтом в их единстве. С первых строк элегии взгляд лирического героя рассеян. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:
    Погасло дневное светило;
    На море синее вечерний пал туман.
    Две начальные строки составляют первую часть элегии. Это экспозиция темы. Она настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи. Выбранное поэтом время — сумерки, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивает лирического героя на размышления.
    Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдаленному берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:
    И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
    Душа кипит и замирает;
    Мечта знакомая вокруг меня летает;
    Я вспомнил прежних лет безумную любовь…
    Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».
    В третьей части стихотворения мы узнаем, что поэт стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания лирического героя, невозможно и нежелаемо:
    Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
    По грозной прихоти обманчивых морей,
    Но только не к брегам печальным
    Туманной родины моей…
    Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей точки. Лирический герой приходит к определённому выводу, который становится главной идеей элегии:
    …но прежних сердца ран,
    Глубоких ран любви, ничто не излечило…
    Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведенных на родине, и комментарии. Для него это страна, «где пламенем страстей // Впервые чувства разгорались». Сложноподчиненное предложение, которое рисует подробную картину жизни поэта, имеет четыре придаточные части с союзным словом «где». Но, несмотря на его объёмность, третья часть не кажется громоздкой, а, наоборот, выглядит стройной и выразительной. «Потерянная младость» лирического героя рано отцвела, «легкокрылая радость» изменила ему и «сердце хладное страданью предала».
    Герой Пушкина называет себя «искателем новых приключений». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» для него — «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, — «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознает, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.
    Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» — тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя — странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.
    Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано так-товиком. Размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафоснос-ти и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и порой просты, именно поэтому стихотворение настолько легко и прозрачно.
    Настроение лирического героя напоминает движение волны. Три участка тематического развития дают три всё более вздымающихся волны интонации. Этим поэт передаёт противоречивую экспрессию лирического монолога.
    Элегию «Погасло дневное светило» можно по праву назвать лучшим образцом элегической поэзии А. С. Пушкина.

  13. А. С. Пушкин. Стихотворения

    “Погасло дневное светило”
    Произведение “Погасло дневное светило…” стало первым стихотворением нового периода пушкинского творчества и началом так называемого “крымского цикла” элегий. В этот цикл также входят стихотворения “Редеет облаков летучая гряда…”, “Кто видел край, где роскошью природы…”, “Мой друг, забыты мной следы минувших лет…”, “Простишь ли мне ревнивые мечты…”, “Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…”. Жанр – романтическая
    элегия.
    Композиция. Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой все мысли и чувства лирического героя устремлены к “отдаленному берегу”, цели путешествия. Во второй он вспоминает о покинутых “отеческих краях”. Части стихотворения противопоставлены друг другу: “отдаленный берег”, к которому стремится лирический герой, представляется ему “волшебным” краем, в который он стремится “с волненьем и тоской”. “Отечески края”, напротив, описываются как “брега печальные”, с ними связаны “желаний и надежд томительный обман”, “потерянная младость”,
    “порочные заблуждения” и т. д.
    Элегия “Погасло дневное светило…” знаменует начало романтического периода в творчестве Пушкина. Здесь звучит традиционная для романтизма тема бегства романтического героя. Стихотворение содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоскующий беглец, покинутая навсегда родина, намеки на “безумную любовь”, на обман и т. д.
    Следует отметить предельную романтичность пушкинских образов. Герой находится не просто на границе стихий (между океаном, небом и землей), а на границе дня и ночи; а также между “безумной любовью прежних лет” и “дальними пределами”. Все доведено до предела: не море, а “угрюмый океан”, не просто берег, а горы, не просто ветер, а и ветер и туман одновременно.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Пейзажная лирика А. С. Пушкина Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он…
    Лирические жанры ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Лирические жанры 1. Ода – жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А. С. Пушкина “Вольность”, ода “На день восшествия…” М. В. Ломоносова)….
    “И скучно и грустно” М. Ю. Лермонтов. Стихотворения “И скучно и грустно” Стихотворение написано в 1840 году. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Эта тема возникает уже в юношеских стихотворениях поэта….
    Периодизация творчества ЛИРИКА Периодизация творчества: 1. Ранний романтический период (40-е гг.). Произведения этого периода носят на себе печать ученичества. Первый сборник удостоился резкого критического отклика Белинского. Главная тема – тяжелая судьба “маленького…
    Анализ стихотворения Пушкина “Простишь ли мне мои ревнивые мечты Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, “нежное, благоуханное и грациозное” чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам…
    Тема поэта и поэзии в произведениях Некрасова Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть…
    Анализ стихотворения Бродского “Теперь все чаще чувствую усталость “Теперь все чаще чувствую усталость…” – стихотворение, написанное в 1960 году и относящееся к раннему творчеству Бродского. Литературоведы отмечают явное влияние на произведение лирики Баратынского – русского поэта-романтика девятнадцатого столетия….
    Идейно-художественное своеобразие рассказа ПОСЛЕ БАЛА ПОСЛЕ БАЛА Идейно-художественное своеобразие рассказа В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее…
    Как в стихотворении В. А. Жуковского “Море” решена проблема романтического двоемирия? Как в стихотворении В. А. Жуковского “Море” решена проблема романтического двоемирия? Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что для В. А. Жуковского ключевой элегический мотив произведения связан с системой…
    “Элегия (“Пускай нам говорит изменчивая мода…”) Н. А. Некрасов. Стихотворения “Элегия (“Пускай нам говорит изменчивая мода…”) “Элегия. А. Н. Еву” (“Пускай нам говорит изменчивая мода”) (1874) представляет собой образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Н….
    Сочиненин по картине Левитана “Вечер. Золотой плес” Исаака Ильича Левитана называли мастером пейзажа настроения. Он в любой вид вкладывал столько чувств и эмоций, что он просто не мог не восторгать. К известному волжскому периоду творчества автора относится…
    “Русь советская” С. А. Есенин. Стихотворения “Русь советская” Середина 1920-х – время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение и в поэзии Есенина:…
    “Я знаю, никакой моей вины” А. Т. Твардовский. Стихотворения “Я знаю, никакой моей вины…” Небольшое (всего шесть строк) стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…”, написанное в 1966 году, – один из шедевров Твардовского. Оно посвящено…
    ОБРАЗ МОРЯ В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА И В. А. ЖУКОВСКОГО КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ОБРАЗ МОРЯ В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА И В. А. ЖУКОВСКОГО Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный…
    Анализ стихотворения Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца Стихотворение А. С. Пушкина “Фонтану Бахчисарайского дворца” было написано в 1824 году во время его ссылки в село Михайловское, “в дальний северный уезд”. Поэт жил один в пустом доме, в…
    Анализ стихотворения Маяковского “Необычайное приключение Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса…
    Любовь, которая дарит крылья! Любовь… Что может быть лучше, чем поцелуи любимого? Что может быть хуже, чем неожиданная измена? У нее есть две стороны. По одной стоят счастливые, улыбающиеся пары, а на второй –…
    “Певучесть есть в морских волнах…” Ф. И. Тютчев. Стихотворения “Певучесть есть в морских волнах…” В стихотворении “Певучесть есть в морских волнах…” (1865) пытливая мысль и “ропот”, протест человека, не способного примириться со своей участью смертной…
    Смоленский Борис Моисеевич У Бориса Смоленского сходная судьба с Николаем Майоровым и Павлом Коганом. Б. Смоленский погиб в ноябре 1941 года с оружием в руках, простым солдатом, защищая нашу Родину. Смоленский полностью представитель…
    РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия “романтизм”. Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности,…
    Анализ элегии Жуковского “Вечер” Жуковский сделал элегию одним из главных жанров русского романтизма. Элегия – лирический жанр, который пришел из античной поэзии (с греч. – жалоба или печальная песня). Его отличительной особенностью является передача…
    Анализ стихотворения Блока “Глушь родного леса Усадьбу Шахматово, расположенную примерно в двадцати километрах от Москвы, дед Блока купил в 1874 году. Поэт отдыхал в ней каждое лето на протяжении практически всей жизни. Родители начали возить его…
    “Заплаканная осень, как вдова” Обзор творчества А. А. Ахматовой. Стихотворения “Заплаканная осень, как вдова…” Стихотворение “Заплаканная осень, как вдова…” было написано осенью 1921 года. А в конце августа этого же года был расстрелян Николай…
    Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” – Н. М. Карамзин Повесть “Бедная Лиза” является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть…
    Сочинение на тему: Роль друзей в жизни каждого человека Я считаю, что в жизни каждого человека должны быть Друзья. Ведь друзья нужны всем, даже тем, кто говорит, что обойдется без них. Друг – это не просто человек, с которым…
    ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПАРУС” ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПАРУС” 1 вариант Жажда свободы и борьбы – одна из основных тем в творчестве М. Ю. Лермонтова. Ярче всего, на мой…
    Мережковский Д. С Мережковский Д. С М. Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и…
    Сочиненин по картине Левитана “Лесистый берег” Мой любимый художник Левитан, он один из лучших кому удается довольно реалистично изобразить пейзажи. Он с 18 лет выставляет свои картины на выставках, и они пользуются неимоверной популярностью, и по…
    Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень…
    Философская лирика ЛИРИКА Философская лирика. К философской лирике можно отнести стихотворения Пушкина о природе, в которых отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку. В стихотворениях о природе Пушкин воплощал свое представление о мировом…
    “Погасло дневное светило”

  14. Анализ «Погасло дневное светило» Пушкин

    «Погасло дневное светило» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
    История создания
    Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьёй Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.
    Литературное направление, жанр
    «Погасло дневное светило» – один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона, в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону». Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда. Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда. Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».
    Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» – философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «изменницами младыми». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.
    Тема, основная мысль и композиция
    Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.
    Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
    Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.
    Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.
    В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.
    Итог стихотворения – всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.
    Послушное ветрило (так торжественно Пушкин называет парус) и угрюмый океан (на самом деле тихое Чёрное море) – это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с лёгкой грустью.
    Размер и рифмовка
    Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрёстная и кольцевая рифмовка. Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.
    Тропы и образы
    В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.
    Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.
    Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.
    Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.
    Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *