Сочинение на тему пойми живой язык природы и скажешь ты прекрасен мир

9 вариантов

  1. Стихи опубликовали, о поэте-самородке заговорили (некоторые называли его поэтом-дворником), его стихи переписывались и ходили по рукам. Первым по-настоящему оценил личность и поэзию Никитина Николай Иванович Второв, который ввёл Ивана Саввича в круг воронежской интеллигенции и в круг серьёзной литературы. В стихотворении, посвящённом Второву, Никитин обращается к нему как «к другу милому, единственному другу»:
    …Ты показал мне новый, лучший путь,
    На нем шаги мои направил,
    И примирил с людьми,
    и жизнь любить заставил,
    Развил мой ум, согрел мне грудь…
    Я помню все! Чтоб ни было со мною, —
    В одном себе по гроб не изменю:
    В день радости, в день горя —
    под грозою, —
    В моей душе твой образ сохраню.

    Второв познакомил Ивана Саввича с графом Д. Н. Толстым, который напечатал несколько его стихотворений в «Москвитянине», а в 1856 году выпустил в Петербурге первое издание стихотворений Никитина; он же преподнёс экземпляр сборника высочайшим особам, которые «удостоили поэта драгоценными подарками». Имя поэта становится известным. Сама обстановка в обществе — после Крымской войны и в преддверии крестьянской реформы — определила популярность его стихотворений о народной жизни, о вере и особенно очень искреннего, хотя и пафосного, стихотворения «Русь»:
    Под большим шатром
    Голубых небес –
    Вижу — даль степей
    Зеленеется.
    И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.
    По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
    Во все стороны …
    Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулася!
    У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
    Воля смелая?
    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов?..
    Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
    Назвать матерью,
    Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
    Сложить голову!

    А собственная жизнь поэта оставалась по-прежнему тяжёлой. Одному из своих друзей он пишет: «Читаю много, но ничего не делаю, и, право, не от лени. Несколько дней тому назад я заглянул домой — там кутёж! Сказал было старику, чтобы он поберёг своё и моё здоровье, поберёг деньги, — вышла сцена, да еще какая! Я убежал… и плакал навзрыд… Вот вам и поэзия!» Временами Иван Саввич доходил до мрачного пессимизма и, как когда-то, при первых шагах в поэзии, сомневался в своём таланте, теперь уже оценённом и признанном. Свою лепту в настроение вносило и то, что Никитин надорвал своё здоровье в пору работы на постоялом дворе, и его начали преследовать болезни. Летом 1855 года, простудившись во время купания, он сильно ослаб, долго не мог ходить. «Тоска страшная …» — писал он. В такие минуты на помощь приходит вера. Неслучайно, наверное, одно из стихотворений, написанных в эти годы, «обращено» к Новому Завету:
    Здесь все в чудно сжатой картине
    Представлено духом святым:
    И мир, существующий ныне,
    И бог, управляющий им,
    И сущего в мире значенье,
    Причина, и цель, и конец,
    И вечного сына рожденье,
    И крест, и терновый венец.
    Как сладко читать эти строки,
    Читая, молиться в тиши,
    И плакать, и черпать уроки
    Из них для ума и души!

    Иван Саввич так и не женился и, похоже, влюбляясь, не позволял развиться страсти, понимая, что не может ввести любимую в свой дом, в среду, где страдает сам. Интересный внешне (друг и биограф поэта М. Ф. Де-Пуле пишет о том, что в нём находили сходство с Шиллером), талантливый и глубоко страдающий, Никитин, несомненно, привлекал сердца незаурядных женщин. В пору своих первых поэтических успехов его радушно приняли в семействе помещиков Плотниковых, где он находил «минутное счастье под кровлей чужой». В доме было много молодых девушек. Одной из них — Н. В. Плотниковой — Никитин посвятил четверостишие:
    Как голубь, кротка и нежна,
    Как лань молодая, пуглива,
    О боже! Да будет она,
    Как ангел небесный, счастлива.

    Незадолго до печального конца жизнь подарила уже тяжело больному поэту роман с замечательной женщиной — настоящий роман, хотя и развивавшийся только на страницах писем. Письма Н. А. Матвеевой поэт сжёг перед смертью. Она же сохранила 14 его писем. «Вы уехали, — читаем мы в одном из них, — и в жизни моей остался пробел; меня окружает пустота, которую я не знаю, чем наполнить. Мне кажется, я ещё слышу ваш голос, вижу вашу кроткую, приветливую улыбку, но, право, мне от этого не легче: всё это тень ваша, а не вы сами. Как до сих пор живы в моей памяти — ясный солнечный день и эта длинная, покрытая пылью улица, и эти ворота, подле которых я стоял с поникшей головой, чуждый всему, что вокруг меня происходило, — видя только вас одну и больше никого и ничего! Как не хотелось, как тяжело было мне идти назад, чтобы приняться за свою хлопотливую, бестолковую работу, обратившись в живую машину, без ума и без сердца. Как живо всё это я помню!»
    Узнав, что Иван Саввич умирает, Н. А. Матвеева была готова приехать из своего имения в город и ухаживать за ним. Но он отказался — не желая обременять дорогую ему женщину видом страданий и ограждая от возможных последствий такого поступка для женщины её круга.
    Биографы Никитина и литературные критики справедливо отмечают, что у него мало стихотворений о любви. Но среди этих немногих есть замечательные — не пылкие, но сдержанно-трогательные:
    День и ночь с тобой жду встречи,
    Встречусь — голову теряю;
    Речь веду, но эти речи
    Всей душой я проклинаю.
    Рвется чувство на свободу,
    На любовь хочу ответа, —
    Говорю я про погоду,
    Говорю, как ты одета.
    Не сердись, не слушай боле:
    Этой лжи я сам не верю.
    Я не рад своей неволе,
    Я не рад, что лицемерю.
    Такова моя отрада,
    Так свой век я коротаю:
    Тяжело ль — молчать мне надо,
    Полюблю ль — любовь скрываю.

    В 1858 году в жизни поэта происходит радостное событие: он покупает книжный магазин. «Ура, мои друзья! — пишет он. — Прощай, постоялый двор!.. Прощайте, толки об овсе и сене! И ты, старушка Маланья, будившая меня до рассвета вопросом: вот в таком-то или таком горшке варить горох? — прощай, моя милая! Довольно вы все унесли у меня здоровья и попортили крови! Ура, мои друзья! Я плачу от радости…» Начался новый период жизни, увы, недолгий и совсем не такой радостный, каким он рисовался в надеждах и планах. Магазин имел успех, он стал любимым местом встреч горожан, своеобразным литературным клубом. Конечно, это не постоялый двор, но и новое дело требовало постоянных «меркантильных забот». Друзья упрекали Никитина, что он мало пишет, и это правда. Всё мучительнее протекали болезни. Осенью 1859 года внезапно умер близкий друг поэта И. А. Придорогин — в Воронеже (да и в целом мире) «стало меньше одним из самых лучших людей». В 1860 году — «на полпути» между смертью друга и своей собственной — Никитин напишет одно из лучших стихотворений — поминальный плач об ушедшем и о себе, о своей жизни, конец которой он уже ощущал физически.
    Вырыта заступом яма глубокая.
    Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
    Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
    Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, —
    Горько она, моя бедная, шла
    И, как степной огонек, замерла.
    Что же? Усни, моя доля суровая!
    Крепко закроется крышка сосновая,
    Плотно сырою землею придавится,
    Только одним человеком убавится…
    Убыль его никому не больна,
    Память о нем никому не нужна!..
    Вот она — слышится песнь
    беззаботная,
    Гостья погоста, певунья залетная,
    В воздухе синем на воле купается;
    Звонкая песнь серебром рассыпается…
    Тише!.. О жизни покончен вопрос.
    Больше не нужно ни песен, ни слез!

    Почти весь 1861 год поэт лежал прикованный к постели. Особенно тяжело ему было летом, когда разъезжались друзья. Старик отец, как всегда пьяный, и тут не оставлял сына в покое. По свидетельству Де-Пуле, наблюдавшего эти сцены, настолько мучительные (даже для него!), что «знакомые могли лишь желать Никитину скорой смерти», которая и наступила 16 октября 1861 года. На Митрофа-ньевское кладбище Воронежа его провожал весь город.
    Посмертная жизнь поэта оказалась счастливее жизни реальной. Его стихи регулярно переиздавали, даже включали в учебники. В родном городе ему поставили памятник, назвали его именем Музей литературы края, переименованный в 1953 году в Дом-музей И. С. Никитина. По иронии судьбы расположился он на бывшем постоялом дворе, который так не любил покойный поэт…

  2. М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма “Фацелия”, первая часть “Лесной капели”. В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, — собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Почему возможность счастья иногда пугает, страшит и почти добровольно принимается страдание? Этот писатель помог мне открыть себя, свой внутренний мир и, конечно же, мир окружающий.
    “Фацелия” — лирико-философская поэма, песнь о “звезде внутренней ” и о звезде “вечерней” в жизни писателя. В каждой миниатюре светит истинная поэтическая красота, определяемая глубиной мысли. Композиция позволяет проследить нарастание общей радости. Сложную гамму человеческих переживаний, от тоски и одиночества до творчества и счастья. Человек раскрывает свои думы, чувства, мысли не иначе, как тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельно, как активное начало, сама жизнь. Ключевые мысли поэмы выражены в названиях и в эпиграфах-афоризмах ее трех глав. “Пустыня”: “В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой”. “Росстань”: “Стоит столб, а от него идут три дороги: по одной, по другой, по третьей идти — везде беда разная, но погибель одна. К счастью, иду я не в ту сторону, где дороги расходятся, а оттуда назад, — для меня погибельные дороги от столба не расходятся, а сходятся. Я рад столбу и верной единой дорогой возвращаюсь к себе домой, вспоминая у росстани свои бедствия”. “Радость”: “Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и все сгореть огнем необычайной радости”.
    Перед нами — ступени судьбы самого писателя и любого творчески настроенного человека, способного осуществить себя, свою жизнь. А вначале была пустыня… одиночество… Боль утраты еще очень сильна. Но уже ощущается приближение небывалой радости. Два цвета, синий и золотой, цвет небес и солнца, начинают сиять нам с первых строк поэмы.
    Связь человека с природой у Пришвина не только физическая, но и более тонкая, душевная. В природе ему открывается то, что происходит с ним самим, и он успокаивается. “Ночью мысль какая— то неясная была в душе, я вышел на воздух… И вот тут-то я узнал в реке свою мысль о себе, что не виновен я тоже, как и река, если не могу перекликаться со всем миром, закрытый от него темными покрывалами моей тоски об утраченной Фацелии”. Глубокое, философское содержание миниатюр определяет и их своеобразную форму. Многие из них, насыщенные метафорами и афоризмами, помогающими предельно сгустить мысли, напоминают притчу. Стиль лаконичен, даже строг, без всякого намека на чувствительность, на украшательство. Каждая фраза необыкновенно емкая, содержательная. “Вчера эта река при открытом небе перекликалась со звездами, со всем миром. Сегодня закрылось небо, и река лежала под тучами, как под одеялом, и боль с миром не перекликалась, — нет!”. Всего в двух предложениях зримо представлены две различные картины зимней ночи, а в контексте — два разных душевных состояния человека. Слово несет на себе насыщенную смысловую нагрузку. Так, путем повторения усиливается впечатление по ассоциации: “… все равно оставалась рекой и сияла во тьме и бежала”; “…рыба… плескалась гораздо сильней и громче вчерашнего, когда звезды сияли и сильно морозило”. В двух заключительных миниатюрах первой главы появляется мотив бездны — как наказание за упущения в прошлом и как испытание, которое необходимо преодолеть.
    Но глава заканчивается жизнеутверждающим аккордом: “…и тог да может случиться, что человек победит даже смерть последним страстным желанием жизни”. Да, человек может победить даже смерть, и, конечно же, человек может и должен преодолеть свое личное горе. Все компоненты в поэме подчинены внутреннему ритму — движению мысли писателя. И нередко мысль оттачивается до афоризмов: “Иногда у сильного человека от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола”.
    Вторая глава “Росстань” и посвящена выявлению этой скрытой творческой силы. Здесь особенно много афоризмов. “Счастье творческое могло бы сделаться религией человечества”; “Нетворческое счастье — это довольство человека, живущего за тремя замками”; “Где любовь, там и душа”; “Чем тише сам, тем больше замечаешь движение жизни”. Связь с природой становится все теснее. Писатель ищет и находит в ней “прекрасные стороны души человека”. Очеловечивает ли Пришвин природу? В литературоведении не существует единого мнения на этот счет. Одни исследователи находят в произведениях писателя антропоморфизм (перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, на животных, на предметы). Другие же придерживаются противоположной точки зрения. В человеке получают продолжение лучшие стороны жизни природы, и он по праву может стать ее царем, но очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека:
    “Я стою и расту — я растение.
    Я стою, и расту, и хожу — я животное.
    Я стою, и расту, и хожу, и мыслю — я человек.
    Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо — все небо мое. И начинается симфония Бетховена, и тема ее: все небо — мое”. В художественной системе писателя важную роль играют развернутые сравнения и параллелизмы. В миниатюре “Старая липа”, завершающей вторую главу, раскрывается главный признак этого дерева — бескорыстное служение людям. Третья глава называется “Радость”. И радость действительно щедро рассыпана уже в самих названиях миниатюр: “Победа”, “Улыбка земли”, “Солнце в лесу”, “Птички”, “Эолова арфа”, “Первый цветок”, “Вечер освящения почек”, “Вода и любовь”, “Ромашка”, “Любовь”, Притча-утешение, притча-радость открывает эту главу: “Друг мой, ни на севере, ни на юге нет тебе места, если сам поражен… Но если победа, — а ведь всякая победа — это над самим собой, — если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, и весна останется тебе навсегда, одна весна, слава победе”.
    Окружающий мир предстает не только во всем великолепии красок, но озвучен и ароматно-душист. Диапазон звуков необычайно широк: от нежного, чуть уловимого звона сосулек, эоловой арфы, до мощных ударов ручья в кручу. И все разнообразные запахи весны писатель может передать одной-двумя фразами: “Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи…”.
    Неотъемлемыми структурными элементами в пейзажных зарисовках Пришвина являются художественное время и пространство. Например, в миниатюре “Вечер освящения почек” наступление темноты и смена картин вечернего лета переданы очень наглядно, зримо, с помощью слов — цветовых обозначений: “начало темнеть… стали исчезать почки, но капли на них светились…”. Четко очерчена перспектива, ощущается пространство: “Капли светились… одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу”. Человек, если он не нарушил согласия с окружающим миром, неотделим от него. Такое же напряжение всех жизненных сил, как в распускающемся лесу, и у него в душе. Метафорическое употребление образа распускающейся почки дает это почувствовать во всей полноте: “Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью”.
    В философском плане очень важна миниатюра “Лесной ручей”. В мире природы Михаила Михайловича особенно интересовала жизнь воды, в ней он видел аналоги с жизнью человеческой, с жизнью сердца. “Ничто не таится так, как вода, и только сердце человека иногда затаивается в глубине и оттуда вдруг осветит, как заря на большой тихой воде. Затаивается сердце человека, и оттого свет”, — читаем запись в дневнике. Или вот еще: “Помнишь, друг мой, дождь? Каждая капля отдельно падала, и капель этих всего было неисчислимые миллионы. Пока эти капли носились облаком и потом падали — это была наша жизнь человеческая в каплях. А после все капли сливаются, вода ручьями и реками собирается в океан, и опять испаряясь, вода океана порождает капли, и капли опять падают, сливаясь (…самый океан-то, может быть, и есть отраженный образ нашего человечества)”. Запись сделана 21 октября 1943 года в Москве.
    “Лесной ручеек” — это поистине симфония бегущего ручья, это и осмысление человеческой жизни, вечности. Ручей — “душа леса”, где “травы рождаются под музыку”, где “под звуки ручья раскрываются смолистые почки”, “и напряженные тени струй бегут по стволам”. И человек думает: рано или поздно, он тоже, как и ручей, попадает в большую воду и будет там также первым. Вода всем дает живительную силу. Здесь, так же как в “Кладовой солнца”, присутствует мотив двух разных путей. Вода разделилась и, обежав большой круг, вновь радостно сошлась. Нет разных дорог и у людей, у которых горячее и честное сердце. Эти дороги — к любви. Душа писателя обнимает собою все живое и здоровое, что есть на земле, и наполняется высшей радостью: “… пришла моя желанная минута и остановилась, и последним человеком от земли я первый вошел в цветущий мир. Ручей мой пришел в океан”.
    А на небосклоне зажигается вечерняя звезда. К художнику приходит женщина, и он ей, а не своей мечте говорит о любви. Любви к женщине Михаил Михайлович придавал особое значение. “Только через любовь можно найти себя как личность, и только личностью можно войти в мир любви человеческой”.
    Мы сейчас очень отдалились от природы, особенно городские жители. У многих же интерес к ней чисто потребительский. А если бы все люди так относились к природе, как М. М. Пришвин, то жизнь была бы содержательнее и богаче. И природа бы сохранилась. Поэма “Фацелия” указывает человеку путь из жизненного тупика, из состояния отчаяния. И может помочь не просто встать на твердую почву, но обрести радость. Это произведение для каждого человека, хотя Михаил Михайлович и говорил, что он пишет не для всех, а для своего читателя. Просто Пришвина нужно научиться читать и понимать.

  3. «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…» (И. С. Никитин)
    Дмитрий Сергеевич Мережковский — прозаик, поэт, драматург, религиозный философ, критик. Его первая книга «Стихотворения» вышла в 1888 г. Ев­ропейскую известность принесла прозаическая трилогия «Христос и Антихрист». Творчество Мережков­ского пронизано религиозными и патриотическими мотивами. В каждом его стихотворении природа вы­ступает как Божественный дар, источник невырази­мого наслаждения, объект поклонения.
    Стихи о родине у поэта неизменно сопровождают­ся описанием природы. Вот и в стихотворении Мереж­ковского «Родное» упоминается о близком шорохе свежего листа, о протяжном гуле однообразных сосен, о крепком запахе молодой березы, о теплом дожде, что струится во тьме ночной. Эти описания велико­лепно воссоздают картину родного края и вызывают некоторую грусть. «Родимые, печальные места!» — го­ворит автор, и эти слова свидетельствуют о том, что он в разлуке с родиной.
    Здесь — тише радость и спокойней горе,
    Живешь как в милом и безгрешном сне,
    И каждый миг, подобно капле в море,
    Теряется в бесстрастной тишине.
    В своем произведении автор передает грустное, щемящее ощущение тоски по родине. С помощью вы­разительных образных средств он рисует картину родного края. Он сравнивает дождь со слезами, и это делает очевидным безграничную печаль и ностальгические чувства автора. Это стихотворение о непрехо- длщих человеческих ценностях, к которым, безус­ловно, относится любовь к родине. В стихотворении «Не надо звуков» Мережковский описывает веющий над землей Божий дух. Ему внимают неподвижный пруд, безмолвный лес, темные небеса и молчаливые облака. Автор говорит о том, что, возможно, видит он сам и что навевает на него определенные мысли, на­страивает на лирический лад. Он говорит: «Не надо звуков» — есть то, что выше самых лучших слов.
    Несмотря на то что это короткое произведение, оно емко вмещает в себя глубокую мысль, озвучен­ную автором словами: «Учись тому теперь, что выше земных желаний, дел и слов». О Божественном духе знает все то, что существует помимо вмешательства человека, что было создано Богом и помнит своего со­здателя. Это произведение — своего рода напутствие людям, живущим на земле, которым зачастую и в са­мом деле стоит поучиться у природы. Чему? Навер­ное, на этот вопрос каждый должен ответить сам.

    читать похожие:

    Целительная сила искусства и живой природы (по сказке X. К. Андерсена «Соловей»)
    Картины природы в лирике М. Ю. Лермонтова
    И. С. НИКИТИН, А. К. ТОЛСТОЙ, А. И. МАЙКОВ «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»
    Поэтический язык «Слова о полку Игореве»

  4. Слова священные, слова времен былых, Когда они еще знакомо нам звучали… А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика, сама природа «гласит его устами». Невольно начинаешь трепетать, вчитываясь в его строки, причем в них нет особенной таинственности и искусственности. За внешней простотой и обыденностью открываются неповторимость и естественная красота, которые составляют основную прелесть его творений — любовь и гармонию.
    Слияние лирического «я» с внешним миром порой абсолютное. Автор раскрывается в произведении, вливая нам в Душу глубокое восприятие окружающего мира. На двойном стекле узоры Начертил мороз, Шумный день свои дозоры И гостей унес; Смолкнул яркий говор сплетней, Скучный голос дня: Благодатней и приветней Все кругом меня.
    Природа, любовь, поэзия — эти понятия родственны, они вы — Рансают сущность бытия. Человек счастлив, если живет в гармо — И11 с окружающим миром и самим собой. Это состояние передает своей поэзии А. А. Фет. Чувство умиротворенности в природе еРеливается в его душу и затем возвращается прекрасными сти — И — Природа обогащает поэта красотой, силой и величием, а он РИТ ей божественные звуки своей волшебной лиры. Стихи Фета музыкальны, они напевны и лиричны изнача но, не потому ли многие из них стали прекрасными романсам Только встречу улыбку твою Или взгляд уловлю твой отрадный, — .
    Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной. Про певца по зарям говорят, Будто розу влюбленною трелью Восхвалять неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью. Любовь и природа, они сродни друг другу, и когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота.
    Это прекрасно ощутил Фет и передал в своем творчестве Пусть говорят: «безыдейном и аполитичном», но поэзия должна быть величественной, обогащать душу человека прекрасными звуками, учить его жить в гармонии с миром, а эту «задачу» лирика Афанасия Афанасьевича выполняет великолепно. Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, смотреть на окружающих его добрыми и мудрыми глазами художника, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище духовно от высокого общения с творениями мастера. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью.
    Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью. В стихотворениях А. А. Фета очень часто звучат обращения, призывы выйти в этот большой и прекрасный мир, увидеть его красоту и прелесть, удивиться и обрадоваться Божьему творению.
    Полно спать: тебе две розы Я принес с рассветом дня. Сквозь серебряные слезы Ярче нега их огня. Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы… И роняют тихо слезы Ароматные цветы.
    Поэзия Фета активна, так как зовет от неги и безделья 1ИаГ нуть в эту большую и светлую жизнь, узнать любовь и красоту» ия и невзгоды, почувствовать гармонию окружающего во поелести и многообразии.

  5. Природа совершенна в своей красоте, и мастерство фотографа-пейзажиста проявляется в умении подчеркнуть очарование ландшафта, не нарушив естественной гармонии, уловить и запечатлеть нечто таинственное, открывшееся ему на мгновение. Фотохудожник Чже Вун Ю / Jae Woon U знакомит нас с необычайно красивой природой Южной Кореи. Художника Чже Вун Ю можно назвать певцом природной гармонии. Часто путешествуя, он просто не мог пройти мимо красоты открывающегося пейзажа. Фотографии Чже Вун Ю передают все великолепие и волшебство природных уголков Южной Кореи. Мы привыкли к тому, что это индустриальная страна с высокой плотностью населения. Автор легко сумел разубедить нас. Прекрасное чувство гармонии и композиции отлично сочетаются с зеркальными отражениями всех красок природы в каждой фотографии. Фотосерия называется “Страна чудес”. И создается впечатление, что мы попали действительно в страну чудес. Яркие цвета и обилие деталей, зеркальные отражения в глади вод и пронзительная тишина, ощутимая на каждом снимке – все это наделяет работы Чже Вун Ю особой привлекательностью. Художник выбирает для своих поэтических снимков берега озер и рек, именно здесь он находит вдохновение и с наслаждением наблюдает за зеркальными отражениями.

    “Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир!”
    И.С. Никитин

    “Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы.”
    С.Т. Аксаков

    «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
    Х.К. Андерсен



    “Человек несчастен лишь потому, что не знает природы.”
    Гольбах Поль Анри
    “Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я
    буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире.”
    В. Бианки

    “В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он
    своевременно поливает первое и истребляет второе.”
    Бэкон Фрэнсис

    “Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле.”
    Леонардо да Винчи

    “Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.”
    Леонардо да Винчи

    “Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо
    изучать.” Гарин Н. (Гарин-Михайловский)

    “Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим
    счастьем – значит жить.”
    Ф. Геблер

    “Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих
    эффектов.” (Г. Гейне)

    “Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое
    даром.” (Герцен А. И.)

    “Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны
    свои не выдает.” (И.В. Гёте.)

    “Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители.”
    (И.В. Гёте)

    “Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными
    становятся для нас ее чудеса.”
    (Ч. Дарвин)

    “Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одну часть своего
    тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-
    нибудь всю.” (Дидро Д.)


    “Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки,
    рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.”
    (Ф.М. Достоевский)

    Не случайно утром вспыхивают росы
    Светляками на ладонях у листвы,
    Так глядит на нас природа, будто просит
    Нашей помощи, защиты и любви.
    (Е. Евтушенко)

    “В ряду высоких эстетических наслаждений человека лежит наслаждение природой.”
    И.Н. Крамской (русский художник).

    “Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.”
    Пришвин М. М.

    “Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает.”
    Руссо Жан-Жак

    Я природой живу и дышу,
    Вдохновенно и просто пишу,
    Растворяясь душой в простоте,
    Я живу на земле в красоте.

    (И. Северянин)

    “Вода! Ты не имеешь ни цвета, ни запаха, ни вкуса, тебя не опишешь… Ты не просто
    необходима для жизни, ты есть жизнь.”
    Антуан де Сент-Экзюпери

    “Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав
    – невозможно не полюбить.” (А.Н. Сладков)

    Есть просто храм,
    Есть храм науки,
    А есть ещё — природы храм,
    С лесами, тянущими руки
    Навстречу солнцу и ветрам.
    Он свят в любое время суток,
    Открыт для нас в жару и стынь.
    Входя сюда,
    Будь сердцем чуток,
    Не оскверняй его святынь.

    (С.В.Смирнов)

    “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из
    гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с
    трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность.”
    (В.А. Сухомлинский)

    “Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание
    весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох
    снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину
    ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку
    природы.” (В.А. Сухомлинский)
    Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый
    черпает по мере разумения. (К.А. Тимирязев)

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…»
    (Ф.И. Тютчев)
    Фотографии взяты с сайта https://tiaurus.info/38407

  6. 1
    2
    Пойми живой язык природы, – И скажешь ты: прекрасен мир! И. С. Никитин Откуда возникает так называемое “чувство природы”? У одного человека оно есть, а у другого и за долгие годы жизни в окружении природы это чувство – в самом лучшем случае – остается, так сказать в зачаточном состоянии. Вот что пишет Василий Песков – любитель природы, человек необычайно талантливый, создавщий оригинальный жанр коротких рассказов – размышлений о природе. “Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался.” Природа – это мир, полный тайн, загадок, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные и душевные, где понятие “радость жизни” вдруг становится почти осязаемым. Есть люди особенно чуствительные ко всему, что мы называем природой. У одних это чувство природы бурное – красотища- то! Другие в эти минуты боятся обронить слово. А есть люди, душевный инструмент которых и особо чутко воспринимают нахлынувшие чувства, и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, живописи и музыке назвать можно много имен, обладающих этим даром. Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Есенин, Пришвин, Паустовский… Лев Толстой был способен заплакать от радости ощущения жизни. Он говорил: “Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом: в понимание счастья входит много другого! Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека, Но чувство спит. Кто разбудет его? Может это сделать умный, чуткий учитель. И этим учителем неожиданно может стать кто угодно – отец, мать, бабушка, всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка…
    3
    Вижу чудное приволье слова Ф. Савинова, музыка неизв. Автора из кинофильма «Мировой парень» Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля! Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря. Это русские картины, Это родина моя! Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья. Это русская сторонка, Это родина моя!
    4
    Валерий Александрович Гаврилин (17 августа 1939, Вологда 29 января 1999, Санкт-Петербург) советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985), Народный артист РСФСР (1985).
    5
    6
    Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни. Партитура произведения «концентрирует в себе самые разные принципы изложения: «Вокальный инструментализм», старинную лексику русского демественного пения и… частушки «под язык». Композитор во многом отражает звуковую палитру русской деревни недавнего прошлого, какую я, например, хорошо знал в период войны (Великой Отечественной. Л. М.)… Музыка «Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. Поэтому так органичен в ней художественный синтез, острые контрасты, когда, например, рядом с поющимся словом звучит «бессловесное» пение, пронзительно обнажающее тончайшие движения девичьей души», пишет В. Минин. 1, «Весело на душе» и 20, «Дорога» обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. 2, «Смерть разбойника» монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора. 3, 5, 7, 9, 13 и 19 «Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», пишет музыковед А. Тевосян. 6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий». 8, «Ти-ри-ри» изящная звукопись. 12, «Воскресенье», наполнен колокольными звонами. 15, «Страшенная баба» злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера. Кульминация произведения 17, «Молитва». Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Ее непосредственным продолжением становится 18, «Матка-река», полная стихийной могучей силы.

  7. Слова священные, слова времен былых, Когда они еще знакомо нам звучали… А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика, сама природа «гласит его устами». Невольно начинаешь трепетать, вчитываясь в его строки, причем в них нет особенной таинственности и искусственности. За внешней простотой и обыденностью открываются неповторимость и естественная красота, которые составляют основную прелесть его творений — любовь и гармонию. Слияние лирического «я» с внешним миром порой абсолютное. Автор раскрывается в произведении, вливая нам в Душу глубокое восприятие окружающего мира. На двойном стекле узоры Начертил мороз, Шумный день свои дозоры И гостей унес; Смолкнул яркий говор сплетней, Скучный голос дня: Благодатней и приветней Все кругом меня. Природа, любовь, поэзия — эти понятия родственны, они вы- Рансают сущность бытия. Человек счастлив, если живет в гармо- И11 с окружающим миром и самим собой. Это состояние передает своей поэзии А. А. Фет. Чувство умиротворенности в природе еРеливается в его душу и затем возвращается прекрасными сти- И- Природа обогащает поэта красотой, силой и величием, а он РИТ ей божественные звуки своей волшебной лиры. Стихи Фета музыкальны, они напевны и лиричны изнача но, не потому ли многие из них стали прекрасными романсам Только встречу улыбку твою Или взгляд уловлю твой отрадный, — . Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной. Про певца по зарям говорят, Будто розу влюбленною трелью Восхвалять неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью. Любовь и природа, они сродни друг другу, и когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота. Это прекрасно ощутил Фет и передал в своем творчестве Пусть говорят: «безыдейном и аполитичном», но поэзия должна быть величественной, обогащать душу человека прекрасными звуками, учить его жить в гармонии с миром, а эту «задачу» лирика Афанасия Афанасьевича выполняет великолепно. Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, смотреть на окружающих его добрыми и мудрыми глазами художника, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище духовно от высокого общения с творениями мастера. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью. В стихотворениях А. А. Фета очень часто звучат обращения, призывы выйти в этот большой и прекрасный мир, увидеть его красоту и прелесть, удивиться и обрадоваться Божьему творению. Полно спать: тебе две розы Я принес с рассветом дня. Сквозь серебряные слезы Ярче нега их огня. Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы… И роняют тихо слезы Ароматные цветы. Поэзия Фета активна, так как зовет от неги и безделья 1ИаГ нуть в эту большую и светлую жизнь, узнать любовь и красоту» ия и невзгоды, почувствовать гармонию окружающего во поелести и многообразии.

  8. 8
    Текст добавил: Дима Колесников

    Пойми живой язык природы и скажешь ты прекрасен мир 8230 Никитин

    Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных. Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии — человек сам создает свой эшафот, плаху…
    Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая мирно обитает на своей территории, пока однажды не приходит человек. Покой стаи, покой природы нарушен. Бессмысленное и грубое уничтожение сайгаков, описанное в романе, вызывает дрожь: «…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце… тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…» — так все видит волчица, которая теряет в огне пожара своих волчат. Но тем не менее природа, в отличие от человека, все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.
    Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев — Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он — человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.
    «Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.
    Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», — произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать — волчица», — думает он и видит волчицу. «Ты пришла…» — и голова его безвольно упала вниз»…
    Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *