Сочинение на тему покров день

8 вариантов

  1. Содержание
    1.Введение                                                                                          2
    2. Из истории создания праздника Покрова                                    2-5
    3. Покров Пресвятой Богородицы, от бед хранящий                                           5- 6
    4. Храмы Покрова   в честь
    Пресвятой Богородицы                                                                6-8
    5. Праздник Покрова – любимый престольный праздник                                                 жителей нашего села                                                                         9-11
    6. Заключение                                                                                   11-13
    7. Список использованной литературы                                             14
    Распахнулись синие дали
    Для любви, для тепла, для добра.
    Целый год мы все вместе ждали,
    Праздник светлого Покрова
    Введение
    Современные православные праздники имеют огромное значение как для Русской церкви, так и для всех православных христиан. Они посвящены воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и святых угодников, вся жизнь которых была великим примером самоотверженного служения Богу
    14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. День Покрова. Это великий праздник, один из самых чтимых в русском народе.
    Я родился и живу в селе Судосеве Большеберезниковского района, где престольным праздником является  праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Кое- что о нем  мне рассказывала моя бабушка. И у меня возникло  желание узнать как можно больше об этом православном празднике. Много интересного я узнал и изложил в своей работе, изучив разные источники.
    Из истории создания праздника Покрова
    Прошлое – это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать.
    К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло очень давно – историки до сих пор спорят, когда именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что произошло темной ночью во Влахернском храме Константинополя, вообще не имеет времени.
    Древний Царьград поражал современников своими храмами и дворцами, ипподромами и базарами, могучими каменными стенами. Людям начала третьего тысячелетия он не показался бы особенно большим – всего несколько сот жителей, даже внутри городских стен – нивы, огороды, виноградники, мирно пасущиеся стада… Но тогда это был один из крупнейших городов  обитаемого мира – столица огромной Византийской империи, царь городов и город царей.
    Владения Второго Рима простирались от Дуная на севере до Тигра и Ефрата на юге, от Кавказских гор на востоке до Адриатики на западе. Византия постоянно воевала, то приобретая новые земли, то обороняя от врагов собственные. Жители империи называли себя ромеями («римлянами»),
    и Константинополь был для них Новым Римом, где жили представители разных народов: греки, сирийцы, скифы, славяне. Всех их объединяла православная вера, сохраненная в чистоте с апостольских времен и закрепленная деяниями Вселенских Соборов.
    В 10 веке по этим улицам Константинополя бродил Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а по ночам подолгу молился в цареградских храмах.
    В Константинополе было много церквей, а одним из самых почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем – риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения.
    И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его.   Но  в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы». Предполагают, что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено,  и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями. Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные  собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!» Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…
    И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов.
    От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей, подобно молнии, блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 14 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет – моление Пречистой о грешном роде человеческом. Много свидетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины.
    Покров Пресвятой Богородицы, от бед хранящий
    А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже – от агарян, в 866 году – и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной. Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились – крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее. И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником.
    Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом. …А теперь перенесемся из знойного, роскошного и богатого Константинополя во Владимиро-Суздальскую землю XII века, в стольный град ее Владимир, где правил великий князь Андрей Боголюбский (1111-1174) – второй сын великого князя Юрия Долгорукого. Втянутый в бесконечную братоубийственную войну за главный на Руси Киевский престол, князь Андрей проявлял чудеса храбрости, не раз жизнь его висела на волоске. Но был он добр душою, мягок сердцем, более иного мечтал о мире в своей стране, о том, чтобы заступничество Пречистой, Ее чудесный покров защищали Русь от внешних врагов и от внутренней розни.
    Храмы  Покрова  в честь Богородицы
    Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова – в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…
    Там, где Нерль впадает в Клязьму,
    Среди травных покрывал,
    Шаль надев из белой бязи,
    Встала церковь Покрова.
    С.Леонтьев
    Словно яркая свеча озарил он все последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю горы во Владимире – огромный златоглавый Успенский собор. Над главными Золотыми воротами города – храм Положения ризы Богоматери
    Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Пришло время, и развеялась та тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник всей Русской земли и мира православного: «Богородица всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля дары приносит, яко Царице, Божией Матери», – читается на службе в праздник Покрова. Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах – в храмах и монастырях.
    Сколько раз Божия Матерь своим покровом спасала нашу родную страну! Когда казалось, что страна гибнет. Она через Свои чудотворные иконы проявляла особую заботу о нас и помогала освободить нашу Родину от завоевателей.
    В Республике Мордовия в последние годы много сил было приложено  возрождению и строительству храмов, в том числе и храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы.  Активные действия по возрождению храмов органично вписываются в государственную политику по духовному и национально-культурному обустройству Мордовии,  которая целенаправленно говорит о построении демократического государства, основанного на крепких традициях.  Сейчас в каждом  городе, в каждом районе, селе  стоят церкви, часовни, храмы,  где можно исповедоваться, причащаться, венчаться и проводить обряд отпевания усопших.
    Когда в селе есть храм, то у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.                                                                                      Ведётся восстановление  Покровского храма  и Дегилевке Большеберезниковского района . В конце XIX века каменную церковь строили всем миром, в 1898 году состоялось открытие. Удивительной красоты храм стал достопримечательностью окрестных мест, при нём начала работу первая в Дегилёвке школа. Однако после революции храм пришёл в упадок. Сняли и переплавили колокола, строгие лики святых долгие годы смотрели из-под высоких сводов на разрушение храма: осыпалась штукатурка, разрушались внешние стены. Восстановление церкви началось несколько лет назад и идёт полным ходом. Средства на реконструкцию вновь собирают всем миром, большую помощь оказывают местные предприниматели. До окончания работ ещё далеко, однако богослужения в храме уже идут. Внешнему и внутреннему убранству дегилёвской церкви далеко до совершенства, однако атмосфера духовности, благочиния ощущается здесь в полной мере. Кто знает, может, восстановление храма станет первым шагом к возрождению деревни?!..
    Сейчас этот храм восстанавливает иеромонах о.Флегонт
    Праздник Покрова – любимый престольный праздник                    жителей нашего села
    Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушает наши слезы. Вот почему этот праздник – один из любимых праздников жителей нашего села.  Да  и храм, который построен недавно в селе Судосеве, носит название Покрова. Здесь в храме на душе становится светло и спокойно. Каждый чувствует в себе торжество жизни над смертью, добра над злом.
    В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди ходят всегда в храм, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери. По христианскому учению Богородица, осеняя людей спасительным покровом, жалеет, защищает, спасает их.                                                                                                                                                                                                           Покров считался русскими крестьянами также днем перелома в годичном круговороте жизни. С этого дня, по их представлениям, начиналась зима:
    «С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», – а вместе с нею новые хозяйственные и семейные заботы.
    В нашей  деревне существовал обычай поздравлять друг друга в этот день с «первым ледком, первым снежком», т. е. с новым этапом хозяйственной жизни.
    По народным представлениям, ко дню Покрова Богородицы должен быть убран весь урожай с полей и большая часть урожая с огородов, что говорится в поговорках и пословицах: «На Покров – последний сбор плодов», «Пречистая мать засевает, а Покров собирает». А свою скотину крестьяне на Покров кормили последними снопами и дальше уже не выгоняли ее на пастбища, а переводили скот на приготовленный зимний корм. Существовало поверье, что в этот день на землю с небес спускается Богородица – «заступница усердная» со святыми угодниками, чтобы проверить, собран ли урожай, опустели ли крестьянские нивы, а также, чтобы помочь больным и немощным людям.
    Обычай требовал в этот день приступить к делам, связанным с зимним периодом годового цикла. В этот день все крестьяне перебирались из летних холодных помещений в теплые зимние избы, утепляли их, конопатили стены, углы, завалинки, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, хозяина добром». Крестьяне говорили: «Не ухитишь тепло до Покрова – изба будет не такова!» Во всех домах полагалось затопить русскую печь, даже там, где было еще тепло, при этом приговаривали: «Батюшка Покров! Натопи нашу печь без дров». Существующие на Покров мудрые пословицы и приметы служили хорошим результатом на практике: «Покров, натопи избу без дров», «Отлет журавлей до Покрова – на раннюю и холодную зиму», «На Покров ветер с востока – зима холодная», «На Покров до обеда осень – после обеда зима», «Не покрыл Покров землю снегом, не покроет и Рождество».
    Считалось, что день Покрова Пресвятой Богородицы имеет большое значение для предстоящих браков. С Покрова в русской деревне начинался период осенних свадеб, продолжавшийся до Филиппова дня (14/27 ноября), и посиделок, которые давали молодежи возможность выбрать брачную пару.
    В этот день девушки отправлялись в церковь, ставили свечку и во время литургии молились о том, чтобы скорее выйти замуж. В этот же день можно было пойти в лес, встать там на «кресты», т. е. перекресток двух дорог, и крикнуть: «Матушка Покров, землю покрой снежком, а меня, молоду, женишком!»
    День Покрова, рассказывала бабушка, рассматривался как девичий праздник, с которого начиналось время выбора женихов. Да и она сама вышла замуж сразу после праздника.
    Девушки отмечали этот день большой трапезой, главным блюдом которой были вареные петухи. После трапезы они ходили по деревне и пели:
    Если миленький колечко
    Подарит в Покров, любя,
    Должно знать мое сердечко,
    Полюбилась ему я.
    Взрослые женщины, наблюдая за девичьим гуляньем, говорили: «Теперь девки будут женихов ждать».
    Связь дня Покрова Богородицы с брачной тематикой объяснялась представлениями о Богородице как покровительнице и защитнице женщин, помогающей выйти замуж, способствующей деторождению, заступнице перед Богом. По мнению ученых, образ христианской Божьей Матери соединился в народном сознаний с древнейшими представлениями о женском божестве – покровительнице домашнего очага,  великой помощнице девушек и женщин. Этот обычай появился исходя из того, что в людях со святым покрывалом Пресвятой Богородицы, которым Она молилась за людей, ассоциировалась фата, которой укрывали голову девушки,  идущей под венец.
    Покров день был связан также и с поминанием «родителей» – предков, хранителей благополучия: домашнего очага, невидимых покровителей семьи. «Родителей» угощали первым блином, испеченным хозяйкой дома. Его укладывали в передний угол на божницу или на полку под божницу. Верили, что предки должны помочь потомкам пережить тяжелую зиму.
    Заключение
    Как правило, праздники и обычаи совпадают с земледельческими природными циклами, и это совсем не случайно. Все мы прекрасно знаем, что крестьянский быт зависел только от природы.                                                                Как показывают исследования, традиционные праздники и обряды сохранились до сих пор в среде пожилого, преимущественно сельского, населения, что позволяет сделать выводы о сохранности самобытной культуры русского населения Республики Мордовия. С другой стороны, можно отметить все возрастающий интерес молодежи к традиционной культуре, происходит возрождение православия, которое является духовным стержнем русской и российской культур.
    Я очень люблю свое село, которое  привольно раскинулось вдоль небольшой  речки Пичелейки. Окруженное лесами и полями, живет село своей жизнью, своими радостями и печалями. Здесь наша родина, здесь трудятся мои  родители.  Здесь живут наши родственники, здесь, на местном кладбище, похоронены наши предки. Здесь наши корни!
    Жители нашего села очень чтят любые православные праздники. Каждая семья, имея разный материальный достаток, старается  к любому  празднику накрыть праздничный стол, купить новую одежду. В последние годы праздник Покрова в нашем селе совпадает с Днем пожилых людей. Учащиеся с нашей школы совместно с сельскими жителями готовят к этому дню  праздничный концерт, на котором читают стихи, поют песни, частушки, играют на гармони.
    А сейчас в центре нашего села красуется прекрасный деревянный  храм Покрова – одна из достопримечательностей. Люди спешат сюда в надежде получить ответ на свой волнующий вопрос, получить духовную поддержку, успокоение для «страждущей души», найти умиротворение и покой. Особенно многолюдно в праздники. Молятся за здоровье близких, за то, чтоб дело ладилось, за успех в любом начинании, за упокой ушедших в мир иной.                                                                                                                                            Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания.  Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю и не станут искать счастья на чужой стороне.
    Церковь стала частью нашей жизни. Как рассказывает бабушка, в последнее время у нас нет постоянного батюшки. Но православные люди надеются, что это только временные трудности.
    Красивая, с голубой крышей, с золотыми куполами она является украшением нашего села, олицетворением добра и света. Хочется пожелать ей долгих лет жизни!
    Список используемой литературы и источников
    Брыжинский В. С. Серебряные цепочки. Изд.: Мордовское книжное издательство, 2002
    Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Михайличенко Е. В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Изд.: Изд-во Казанского университета, 1973
    Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. Изд.: Эксмо, 2003
    Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. Изд.: Издательство Мордовского педагогического института. Саранск, 2000
    Роганова Прасковья Ивановна, 1911 года рождения, с. Судосево Больше-Березниковского района, записи 2007 года
    Сахаров И. П. Сказания русского народа. Изд.: Спб, 1885
    Терещенко А. А. Быт русского народа. Изд.: Спб, 1848
    Потапкина Н.М. 1932 года рождения, с. Судосево Больше-Березниковского района.  Рассказы

  2. Перевезенцев С. В.
    Государственная раздробленность, характерная для русских земель в XII — начале XIII вв., конечно же, вызывала обеспокоенность у современников. Их, беспокоящихся, было не столь много, ибо в сознании людей того времени господствовали все же воззрения удельной эпохи и интересы отдельной земли, отдельного княжества, большинству были дороже и ближе, нежели интересы всей Русской земли.
    Уже в XII столетии появляются памятники, в которых поднимается роль одного из княжеств, как нового центра, способного возглавить Русские земли. Одним из наиболее ярких памятников подобного рода стало «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», написанное в 60-х годах XII в.
    Этот памятник примечателен тем, что в нем выражена важнейшая черта древнерусского мышления: претензии на власть обязательно должны иметь духовное, религиозное обоснование. Иначе говоря, в понимании наших предков политический центр государства обязательно должен исполнять роль и духовного, религиозного центра. Не случайно в годы феодальной раздробленности в каждом значительном стольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр как города, так и всего княжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городах отдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическую самостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простые жители городов придавали своим местным святыням — иконам, святым, монастырям, другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города в жизни Руси.
    Вот и сын Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич, прозванный позднее Боголюбским, в 1155 году, когда, поссорившись с отцом, уехал из Киева в Ростово-Суздальские земли, взял с собой чудотворную икону, хранившуюся в Вышгородском монастыре. Эта икона, доставленная в Киев из Константинополя около 1131 года, пользовалась особым авторитетом, ибо, по преданию, была написана самим святым евангелистом Лукой.
    Обосновавшись во Владимире, Андрей Юрьевич строит в ее честь Успенский собор, а саму икону окружает особым почитанием. Собору была выделена «десятина» «в торгах и стадах», а также села и слободы «с данями». В летописи особо подчеркнуто, что это был каменный собор, в отличие, видимо, от дубовой церкви, построенной Владимиром Мономахом в Ростове. Именно в Успенском соборе и вокруг иконы постепенно стало складываться своеобразное «летописание» Владимира и Андрея Боголюбского.
    Андрей Юрьевич считал эту икону и вообще Божию Матерь покровительницей своего княжества. Икона была украшена князем более чем 30 гривнами золота, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. С тех пор эта икона получила свое имя, под которым вошла в историю — чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Именно вокруг Владимирской иконы на Северо-Востоке Руси начинает развиваться и особый культ Пресвятой Богородицы, столь характерный для русского православного сознания.
    Вообще, согласно преданию, Пресвятая Богородица оказывала Свое покровительство двум доставшимся ей земным уделам — Иверии и горе Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов, благодаря заступничеству Божией Матери. Особенно стало почитаться чудо, совершенное в 910 г. — Богородица явилась во Влахернском храме Константинополя, простерла над верующими белый покров (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий.
    Религиозно-философский смысл этого чудесного явления оказался более чем значительным. С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери, как защитницы мира. Ведь Богородица рассматривалась как главная Заступница за людей перед Господом, покрывающая своим Покровом все истинное христианство. Через чудотворные иконы или собственными явлениями Богородица показывала людям Свою волю, и Сама решала, кто должен быть под ее защитой.
    С принятием христианства культ Божией Матери сразу же утверждается и на Руси. Владимир Святой посвящает Пресвятой Богородице главный храм Киева (известный также как Десятинная церковь), а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливает праздник — первый христианский праздник собственно Русской Церкви (отмечался 11 или 12 мая ежегодно). В числе первых икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получившие позднее прозвание Корсунских. В честь Успения Богородицы был освящен и главный храм Киево-Печерского монастыря — Великая Успенская церковь. Причем, согласно преданию, Богородица сама явилась греческим зодчим, построившим позднее этот храм, со словами: «Хочу церковь воздвигнуть себе на Руси, в Киеве».
    Скорее всего, «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» было создано при непосредственном участии Андрея Боголюбского, ведь свидетелем более половины чудес, записанных в «Сказании», был сам князь. Следовательно, Андрей Боголюбский видел в иконе державную заступницу создаваемой им новой столицы Северо-Восточной Руси.
    В то же время, чудотворная икона изначально выступает в «Сказании» и как общерусская, и даже, как общехристианская святыня. Об этом говорится уже в самом начале «Сказания»: “… Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает, — так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет”. А общерусская святость чудотворной иконы подчеркивается теми фактами чудес, которые совершаются с жителями иных городов.
    Интересно, что, согласно «Сказанию», инициатива перенесения иконы на Север исходит даже не от Андрея Юрьевича, а от самой Божией Матери — еще до решения князя уехать из Вышгорода, икона уже три раза чудесным образом сходила с места. И сам князь не просто уносит икону с собой, а смиренно просит Богородицу быть заступницей и посетить «новопросвещенных людей», которых князь полностью отдает под власть Богородицы — «да будут все в Твоей воле».
    По мере продвижения в Ростово-Суздальские земли, Андрей Боголюбский все больше убеждается в правоте своего выбора, доказательством чего служат многочисленные чудеса, совершенные иконой. Позднее появится свидетельство, которого нет в древнейшем варианте «Сказания» — о явлении Божией Матери Андрею Боголюбскому, которая повелела ему именно Владимир сделать столицей.
    Следовательно, уже в ранней редакции текста «Сказания» в еще неразработанной форме присутствует новое понимание значения Богородицы для Руси — Сама Пресвятая Божия Матерь, по воле Божией, устанавливает над Русью Свое особое покровительство. Таким образом, в «Сказание» впервые нашла выражение очень важная для всякого русского человека идея — Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под благодатный Покров Пресвятой Божией Матери и становится Третьим, наряду с Иверий и Афоном, Домом Богородицы на Земле.
    И знаменательно, что, по преданию, именно Андрей Боголюбский установил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который стал отмечаться ежегодно 1 (14) октября. Вскоре праздник Покрова Богородицы вошел в круг Двунадесятых праздников Русской Православной Церкви, более того, он отмечался и отмечается как один из главных православных праздников только на Руси.
    Андрей Боголюбский вообще придавал огромное значение утверждению почитания Божией Матери во Владимирской земле. Кроме Успенского собора он строит храмы Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова Богородицы на Нерли. И Богородица являла все новые знаки Своего покровительства. Так, именно новым чудом от иконы Владимирской Божией Матери современники объяснили победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году (описание этого чуда не вошло в раннюю редакцию «Сказания»).
    Но пока это особое покровительство Богородицы «Сказание» связывало только с Владимирской Русью. Иначе говоря, даже почитая икону Владимирской Божией Матери, как общерусскую святыню, «Сказание» подчеркивает, что только Владимир может претендовать на роль нового общерусского религиозно-политического центра. А сам князь Андрей Юрьевич Боголюбский за свои труды во славу православной веры был позднее канонизирован. День памяти: 4 (17) июля.
    В XII в. Пресвятая Божия Матерь явила еще один пример Своего заступничества. В 1170 г. случилось еще одно чудо, но теперь уже в Новгороде. Задумал суздальский князь завоевать Великий Новгород и послал к нему множество войска. В Лаврентьевской летописи рассказывается, что еще за три года до этого в Новгороде плакали три иконы Божией Матери, предвещая будущую беду. И вот ночью, перед штурмом, новгородский архиепископ Иоанн (в схиме Илия) услышал голос, который повелел ему вознести на стену икону Божией Матери из Спасской церкви. «И увидешь спасение городу», — сказал голос.
    На следующий день Иоанн вынес икону и поставил ее на городской стене. Одна из стрел попала в икону, тогда икона обратилась Своим ликом к городу и из очей Божией Матери полились слезы. «О чудо! — воскликнул Иоанн. — Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам Знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Суздальцы, увидев это чудо, смешались и были побеждены новгородцами.
    Позднее эту икону стали называть чудотворной Новгородской иконой Божией Матери «Знамение». На этой иконе представлено поясное изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и с образом благословляющего Младенца Христа на груди. На Руси такой тип изображения Божией Матери получил именование «Зна’мение» — чудо, знак милости Божий.
    После свершенного чуда в 1170 г., Новгородскую икону «Знамение» начали почитать во всем Новгороде, устроили в честь нее каменный Знаменский собор. Икона не раз являла чудеса — спасала Новгород от чумы, пожаров, нашествия врагов. В 1566 г. в городе вспыхнул сильный пожар. Новгородцы с крестным ходом пришли в Знаменскую церковь и молились перед чудотворной иконой. Затем ее пронесли по берегу Волхова, кропя святой водой на стремившийся в город огонь. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и пожар вскоре совсем прекратился.
    В XVI в. в. икона была признана общерусской святыней. Сегодня она хранится в новгородском соборе Святой Софии. День церковного празднования в честь Новгородской иконы «Знамение» установлен на 27 ноября (10 декабря).
    *** В XII в. на Руси жили и прославились своим подвижничеством многие святые. Так, в Новгороде особым почитанием пользовался преподобный Антоний Римлянин (ум. 1147) — основатель Рождественского Антониева монастыря. Сведения об Антонии Римлянине можно найти в Новгородской Первой летописи и в Житии, причем в основе Жития, возможно, лежат сведения раннего несохранившегося житийного текста, написанного вскоре после смерти самого Антония. Житие рассказывает, что Антоний был уроженцем Рима, сыном богатых родителей, православных греков. С юного возраста он желал стать монахом. Во время его молодости произошло разделение Церквей и православные подверглись гонениям, Антоний принял монашеский постриг. Он раздал все свое имущество нищим, а многие дорогие вещи сложил в бочку и бросил в море. Когда в Риме усилились гонения на сторонников греческого (православного) обряда, Антоний бежал. Поселившись на пустынном берегу моря, он молился на прибрежной скале. Однажды во время молитвы скала оторвалась от берега и поплыла, словно корабль. В канун Рождества Богородицы 5 сентября 1106 г. Антоний приплыл в Новгород. Убедившись, что в Новгороде исповедуют православную веру, Антоний с благословения новгородского епископа основал на берегу Волхова, где скала пристала к берегу, монастырь. Сначала была построена деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. Антоний стал первым игуменом монастыря, после его смерти монастырь стал называться Антониевым. Через год Антоний попросил рыбаков забросить сети в Волхов, и они чудесным образом вытащили ту самую бочку с драгоценностями, которую когда-то бросил в море. В ней оказались и церковная утварь с латинскими надписями. До наших дней уцелели серебряная позолоченная ложка западной работы и книжные оклады с лиможскими эмалями. На эти средства Антоний заложил в 1117 г. монументальный трехглавый собор Рождества Богородицы. На паперти был установлен и сохранился до сих пор тот самый камень, на котором Антоний прибыл в Новгород. Его ученик Кирик Новгородец при жизни Антония написал статью о счислении лет, и это говорит о том, что Антоний много заботился о просвещении иноков своего монастыря.
    Новгородская Первая летопись уточняет хронологическую канву жизни Антония в Новгороде. Благословение на основание монастыря преподобный получил не позднее 1109 г., монастырская церковь была заложена в 1117 г., освящена в 1119 г., расписана в 1125 г. А в 1127 г. Антоний начал строительство каменной трапезной в обители. По летописи, поставление Антония в игумены произошло зимой 1131/1132 г.
    Церковное прославление преподобного Антония Римлянина произошло в конце XVI в., когда 3 августа 1597 г. были обретены его нетленные мощи. День памяти: 17 (30) января, 3 (16) августа. Кстати, камень, на котором преподобный Антоний Римлянин приплыл в Новгород, сохранился до наших дней и хранится в западном приделе собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.
    Одним из крупнейших древнерусских мыслителей и православных подвижников XII в. был святитель Кирилл Туровский (ум. до 1182). Всю свою жизнь он прожил в Турове, небольшом городе на реке Припяти, центре Турово-Пинского княжества. Выходец из богатой семьи, Кирилл получил прекрасное богословское образование, кроме того, специально обучался красноречию. Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Стремясь к подвигам во имя Христова, и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он через некоторое время покидает обитель и затворяется «в столп» — уединенную башню, где предается духовному самосовершенствованию и литературным занятиям. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного князя Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа (это произошло до 1169 г.).
    Став епископом, Кирилл принимает активное участие в очередном акте церковно-политической борьбы. Дело в том, что владимирский князь Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некого Феодора, выгнав из города епископа-грека. Киевский митрополит Константин, тот самый, который сместил Климента Смолятича, резко воспротивился своевольству и, призвав на помощь константинопольского патриарха, потребовал отменить поставление. В итоге Андрей Боголюбский уступил, а «лжеепископ Феодорец», — как презрительно называют его летописные источники, — был обвинен в ереси и казнен в 1169 г. Во всех этих событиях Кирилл Туровский занимал сторону киевского митрополита. Более того, именно об обличении Феодорца, как главной заслуге Кирилла, говорится в его проложном Житие.
    Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван «вторым Златоустом», «просиявшим на Руси». Большой корпус произведений Кирилла Туровского, который дошел до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого древнерусского мыслителя в русском обществе. И это, конечно, не случайно, ведь Кирилл Туровский, как яркий, талантливый художник, великолепно владеющий словом, образом, стилем, умеющий так выстроить композицию, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевает. Не стоит забывать и другого факта — Кирилл Туровский писал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII–XIII вв. Из сочинений Кирилла Туровского особый интерес представляет его «Притча о человеческой душе и теле» (другое название — «Повесть о слепце и хромце»). Это и другие произведения Кирилла Туровского неоднократно исследовались и публиковались.
    Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями Отцов Церкви. И это было вполне заслуженно, ведь его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И.П. Еремин отмечал, что именно Кирилл Туровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова.
    Причем, Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин, 5:1–19), Кирилл Туровский пишет «Слово о расслабленном». В этом «Слове», домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.
    Интересно, что в своих произведениях Кирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Например, в основе «Притчи о человеческой душе и о теле» лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда («Беседа императора Антонина с раввином»). Где могла возникнуть славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х века или в Древней Руси, хорошо знакомой с иудеями и иудаизмом, сказать сегодня трудно.
    Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского — проблема человека и его служения Господу. Ведь, в самом деле, лишь человек, как «венец Творения» способен бороться за торжество Божией правды на земле.
    Кирилл создает в своих сочинениях настоящую похвальную песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. Но именно потому, что человек есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. В «Притче о человеческой душе и о теле» (второе название — «Слово о слепце и хромце») Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями существо взаимоотношений тела и души.
    Суть притчи такова. Некий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство — наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и обокрали все добро, за что и были наказаны.
    Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек — это Бог Отец, Его Сын — это Иисус Христос, виноградник — это земля и мир, а то, что внутри виноградника — рай, ограда вокруг виноградника — Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека — ангелы, пища — Слово Божие, незапертые ворота — устроенный Господом порядок и возможность познания «Божия существа». Наконец, образы хромца и слепца. «Хромец есть тело человеческое, а слепец есть душа», а вместе они — образ человека. При этом, «тело без душа хромо есть и не наречется человек, но труп».
    В толковании Кирилла, смысл притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное.
    Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т.е. душа) — именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: «Видишь, душевное бремя — грех».
    Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело — это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и, тем самым, обрекает человека на преступление перед Господом.
    Но в результате виновны оба — и хромец, и слепец. Первый — потому, что искушал, второй — потому что не устоял перед искушением. Причина же тому — забвение Божиих заповедей, излишняя забота о теле и безразличие к своей душе.
    Однако и это не главная причина. Основная причина совершения греха — забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресения, руководствуются именно страхом Божиим. В этом случае, Кирилл Туровский явно является продолжателем «линии Феодосия», развивающим именно византийскую традицию в русском православии. Это тем более заметно в сюжетах, посвященных Церкви. Вообще в толковании «Притчи о человеческой душе» Кирилл Туровский постоянно проводит идею Церкви, как главного вместилища Господней Благодати. При этом в его толкованиях появляются трактовки роли Церкви, которых не было в сочинениях, например, Илариона, Климента Смолятича или Иакова Мниха. Так, говоря о крещении Иларион и Иаков Мних пишут, прежде всего, о роли князя Владимира и, конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже совсем другие акценты, называя именно Церковь «матерью», питающей все живущее.
    Следовательно, теперь, в XII веке, в жизни русского общества значительно возрастает роль самой Церкви и именно с ней связывается сам факт крещения, а значит и возможности посмертного спасения. Более того, смысл служения Господу начинает связываться не с столько добрыми делами, сколько с ревностным исполнением обетов и ритуалов.
    Нельзя не рассмотреть и еще одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах «Притчи о человеческой душе и о теле» — проблему познания. Как можно заметить, у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако человек то и дело впадает в «Адамово высокомыслие» и, побуждаемый греховными желаниями, постоянно нарушает Божественный запрет. Тем самым человек обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл резко осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость «внутренней сущности» Бога.
    Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен, — каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.
    В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были более чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник «печерской идеологии», мистико-аскетической трактовки христианского вероучения.
    Следовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная забота о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т.д. Иначе говоря, истинный путь спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл приверженец самых суровых форм монашества — затворничества и столпничества. Ибо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему человек обязан посвятить свою земную жизнь.
    В «Слове о бельцах и монашестве» Кирилл Туровский утверждает, что монах должен быть носить самую грубую одежду — власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур. Монастырский устав должен быть таков, чтобы никто не имел своевольства, но жил под руководством игумена. И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах — это полный аскет и молчальник.
    Поэтому монастырь, в его понимании, — это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игумена Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех.
    Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в «Слове и похвале святым отцам Никейского собора» он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому «Притча о человеческой душе и о теле» — это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в конце 60-х — начале 70-х годов XII века по мотивам «дела Феодорца» («слепец» — это ростовский епископ Феодор, «хромец» — Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым).
    Но, если вспомнить, поучения преподобного Феодосия были направлены, прежде всего, к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше — он формулирует «печерский идеал» как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.
    Кирилл Туровский причислен к лику святых, день памяти — 28 апреля (по новому стилю — 11 марта).
    В XII столетии на Руси произошла и первая канонизация женщины. Преподобная Евфросиния Полоцкая (в миру — Предслава Святославна) (ок. 1110–1173) — основательница и игуменья женского Евфросиньевского Спасо-Преображенского монастырь в Полоцке. Родилась она в Полоцке, и была дочерью полоцкого князя Святослава и княгини Софьи. Предслава выросла необыкновенной красавицей, множество молодых князей сваталось к ней. Но юная красавица всем отказала и тайно удалилась в монастырь, где постриглась в монахини под именем Евфросинии. При полоцком Софийском соборе она начала переписывать своими руками книги, чтобы составить библиотеку для школы, которую намеревалась открыть. При поддержке епископа Ильи основала в окрестностях Полоцка женский Спасо-Преображенский монастырь и около 1128 г. стала его игуменьей. Здесь она собрала многих “младых девиц”, в том числе своих младших сестер Градиславу (в крещении Евдокия) и Звениславу (в крещении Евпраксия), и стала обучать их грамоте и рукоделью. Когда киевский князь Мстислав Владимирович сослал отца Евфросинии в Византию, она взяла на себя всю полноту власти по управлению Полоцким княжеством. Так, найдены свинцовые печати с погрудным изображением монахини-княжны Евфросинии. Около 1150 г. полоцкий зодчий Иоанн воздвиг в Евфросиньевском монастыре Спасо-Преображенския собор, сохранившийся до наших дней. В 1161 г. мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил по заказу Евфросиньи крест, который она подарила этой церкви. Полуметровый крест Евфросинии Полоцкой — ценное произведение прикладного искусства. Он был окован золотыми пластинами, изукрашен перегородчатыми эмалями, дорогими камнями и жемчугом. На боковых пластинах были помещены надписи на деловом и церковно-славянском языках. Крест был похищен в 1941 г. немецко-фашистскими захватчиками. Кроме каменного Спасо-Преображенского собора Евфросиния построила вторую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы и основала при этой церкви мужской монастырь.
    В 1173 г., во время паломничества в Константинополь и Иерусалим, Евфросиния заболела и скончалась. Ее тело погребли в Палестине. Но уже вскоре ей стали поклоняться как святой и преподобная Евфросиния Полоцкая была канонизирована. В 1187 г. мощи святой перенесли на Русь, в Киев, где они находятся и теперь в пещерах Киево-Печерского монастыря. День памяти: 23 мая (5 июня)

  3. Город Покров образовался из села того же названия, расположенного на небольшой речке Шитка. В древности на месте Покрова существовал мужской монастырь, первое упоминание о котором относится к 1506 г. В Писцовых книга Переславля-Залесского (1628-1631 гг.) монастырь отмечен под названием Антониева пустынь с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. На исходе 17 века  Антониева пустынь прекратила свое существование, а ее каменная церковь, построенная до 1679 года, была обращена в приходскую. В 1708-1710 гг. на острове Вяцкого озера возник новый монастырь – Островско-Введенская пустынь. Село Покров находилось на большой Московско-Владимирской дороге, примерно на полпути между старой и новой столицами Русского государства. Это и обусловило его развитие прежде всего как торгового, перевалочного пункта, где ночевали, кормили лошадей, запасались необходимым в пути. Радищев, Багратион, Пушкин, Герцен и многие другие путешествующие останавливались в Покрове, в его многочисленных заезжих и постоялых дворах. Издавна село славилось ямщиками, кузнецами, обслуживающими путников. Сама царица Екатерина II, по преданию, оценила работу местных кузнецов, подарив им луга у реки Киржач, до сих пор именуемые Царскими. Славилась Покровская округа гончарами и ткачами, рыболовами и охотниками, серебряных и золотых дел мастерами, а особо – плотниками, которые «не только избы строили, но и царские палаты украшали». Городом Покров стал в сентябре 1778 года по именному указу Екатерины II.
    Герб Покрова был утвержден в 1781 году. В верхней части герба помещен на красном поле лев, как символ губернского города Владимира, а в нижней, на синем поле – две руки, выходящие из облаков и держащие золотой покров, который и означает имя города. С этого же времени Покров стал застраиваться по плану, сформированному в 1788 и 1826 гг. При хорошо развитом сельском хозяйстве, Покровский уезд отличался своей промышленностью. Работали бумажно-ткацкие, шёлковые, суконные, гончарные, фарфорово-фаянсовые, медно-латунные, железоделательные, стеклянно-хрустальные, кирпичные заводы и фабрики и большое количество мелких кустарных производств.
    В рамках 15-летия деятельности в России компании “Крафт Фудс” жители Покрова получили необычный подарок – памятник “Шоколаду”, торжественное открытие которого состоялось 1 июля 2009 года на площади перед музеем Шоколада.
    Монумент словно создан из плитки шоколада и представляет собой образ сказочной Феи с шоколадкой в руке.
    “Шоколадная фея” сразу же стала талисманом для местных жителей. По поверью, если потереть бронзовую шоколадку в ее руке и загадать желание, то оно обязательно исполнится.
    Автором бронзовой скульптуры является Илья Шанин — победитель европейского конкурса фигур из песка, чьи работы представлены в городах Германии, Австрии и Бельгии.

  4. 4
    Текст добавил: Пророчащий Судьбу

    ГлавнаяНовости Смысл праздника Покрова Пресвятой Богоро…

    Смысл праздника Покрова Пресвятой Богородицы

    Петр Садыков
    13.10.2017
    9860
    В преддверии праздника Покрова Божией Матери хотелось бы сказать несколько слов об истории этого события, его значении, используя при этом некоторые гимнографические тексты праздника.
    14 октября (по старому стилю 1 октября) мы вспоминаем событие, произошедшее в Константинополе еще в начале X столетия.
    Тогда византийская столица находилась в осадном положении, и поэтому во время воскресного всенощного бдения молитва верующих была наполнена прошениями о сохранении их родного города. За Богослужением молились и святой Андрей, Христа ради юродивый, вместе со своим учеником Епифанием, которые в один момент увидели Божию Матерь, окруженную Ангелами и простирающую над собравшимися верующими Свой омофор. «Днесь бо Царица и Владычица всех, руце свои простерши к Сыну Своему, молится прилежно, просящи мира мирови, покрывающи люди от нахождения иноплеменных омофором милости Своея»[1], — поется в одной из стихир на «Господи воззвах» в день Покрова Богородицы. После этого явления враги отступили от города. Народ Божий увидел в произошедшем заступничество Спасителя и Его Матери: «Мати Божия со Ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословом за христианы молится Христу помиловати град и люди, славящия Тоя Покрова праздник»[2].
    Зачем возводить это событие в разряд великих праздников, ведь подобное заступничество Божией Матери в истории происходило ни раз?
    На Руси это событие начали праздновать во второй половине XII столетия при благоверном князе Андрее Боголюбском, и со временем праздник очень полюбился в нашем народе. Сейчас в России этот день больше почитаем, чем в Греции.
    Кто-нибудь может задаться вопросом: зачем возводить это событие в разряд великих праздников, ведь подобное заступничество Божией Матери в истории происходило ни раз (достаточно вспомнить как в августе 1395 года по молитвам москвичей перед Владимирской иконой Божией Матери татарские войска, по сути, ни с того ни с сего ушли обратно в степи)? Да и само избавление Константинополя от захватчиков носит, на первый взгляд, локальный характер, при чем здесь Россия? К тому же многие полагают, что иноплеменниками, пытавшимися захватить Константинополь, были именно восточные славяне, то есть наши предки, зачем же тогда придавать такое значение настоящему празднику?
    На все эти вопросы мы попытаемся ответить ниже, раскрыв глубокий смысл, вложенный нашими предками в это событие.
    Итак, практически сразу же после Крещения Руси в нашем Отечестве стали с особым почтением и любовью относиться к Божией Матери. Это выражается в большом количестве храмов и церковных праздников, посвященных Царице Небесной, об этом свидетельствует и церковная гимнография. В одной из стихир на вечерне в день праздника Покрова Богородицы упоминается предсказание одного из ветхозаветных пророков о величии Божией Матери, нас же автор песнопения называет свидетелями исполнения этого пророчества, так как «Горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников»[3], то есть везде прославляется Имя Богородицы. И в другом песнопении это событие называется «пророческое истинное сбытие»[4] — истинное исполнение пророчества (слово сбытие переводится с церковнославянского языка как осуществление[5]), пророчества о славе Божией и Его Матери.
    Все это объясняет то, почему в России с такой любовью был воспринят праздник Покрова Божией Матери. Наши предки осознали, что «это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией»[6], которая является в особо значимые, порой трудные, моменты нашей жизни.
    Наши предки осознали, что «это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.»
    Все богослужебные тексты в день праздника Покрова Божией Матери восхваляют нашу Заступницу, при этом прославляется не просто событие X столетия, но и все благодеяния, когда-либо оказанные человечеству: «из Тебе бо без семене родися Христос и сокруши всю демонскую лесть»[7], «Сею бо Адам от тли избавися»[8], «радуйся, демоны прогоняющи Твоим именем»[9].
    Мы вместе с автором канона обращаемся к Пречистой Деве со словами: «Во гласех пений, Дево, Тебе вопием, Всепетая: радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче и стамно, Манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»[10].
    Замечательный проповедник прошлого столетия митрополит Антоний Сурожский говорил: «Когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана»[11]. И это действительно так: омофор, который Божия Матерь подняла и простерла тогда над Константинопольским храмом, покрывает и поныне не какое-то конкретное государство или отдельно взятого человека, но весь народ Божий.
    Петр Садыков
    семинарист III курса

    Ключевые слова: Покров Божией Матери, Россия, смысл, пророчество
    [1]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 6-7.
    [2]Там же.
    [3]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 5.
    [4]Там же.
    [5]См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 23. — М., 1996. — С. 91.
    [6]Кречетов В., прот. Благодатный Покров // URL: http://www.pravmir.ru/blagodatnyj-pokrov/ (дата обращения: 05.10.2017 года).
    [7]Минея. Октябрь.— М.: Издательский Совет РПЦ.— С. 14.
    [8]Там же.
    [9]Там же. С. 16.
    [10]Там же. С. 12.
    [11]Антоний (Блум), митр. Проповедь в день Покрова Божией Матери // URL: http://www.mitras.ru/archive/061014.htm (дата обращения: 05.10.2017 года).

  5. Празднование Покрова дня проходит 14 октября, а в это время на Руси уже наступали первые похолодания, первые заморозки и снегопады. В это время по обычаю прекращались все работы в полях, делались все необходимые заготовки на предстоящую зиму, домашний скот уже не выгоняли пастись на луга. Начиналась «досуговая» жизнь. Именно с этими временными и погодными условиями связано множество обычаев и традиций, которыми сопровождается праздник Покрова дня. В это время характерны были девичьи посиделки, а также осенний сезон свадеб.

    Покров день- начало осеннего свадебного сезона

    Во многом свадебная традиция связывается с природными изменениями. Землю покрывает первый снежный покров. Белые, пушистые и чистые снега ассоциируются со свадебными одеяниями и самой свадьбой. Существовало поверье, что брак, который состоялся в день этого великого праздника, будет долгим, счастливым и наполненным любовью. Благодаря этому поверью многие девушки хотели обручиться именно в этот день, и в этот период проходила целая череда свадебных церемоний. Девушки, ещё не встретившие своего суженного, приходили в церковь и зажигали свечи перед ликом Богородицы, произнося молитвы для скорейшей встречи своего возлюбленного и молясь об удачном замужестве. Кроме того, проводились целые обряды, гадания и заговоры для заманивания суженного в дом незамужней девушки. Этот период праздника сопровождался всевозможными беседами, кантами, весельем и развлечениями.

    Покров день – день заступничества

    С давних времён Богородица считается заступницей. Военные люди перед тем как отправиться на сражение всегда произносили молитву о заступничестве и покровительстве. После возвращения с поля боя всегда благодарили Богородицу.

    Праздничные яства

    Покров день связан с последними сборами урожая, с заготовлением его на всю предстоящую зиму. В этот день стол должен был быть наполнен различными яствами, эта традиция и до сих пор сохранилась в некоторых украинских сёлах. Обязательным продуктом на столе должен быть хрен. Да ядрёный, чтоб аж дух пробивало! С хреном по традиции делали холодец, который был в этот день на столе. Помимо блюд из хрена на стол подавались различные салаты и специально испечённые пироги.

  6. Храмы всегда были символом духовной жизни человека. Они поднимали человека от земли к небу, обращали его душу к Богу. Создавая храмы, люди выбирали для них самые лучшие места под солнцем, самые светлые и высокие. Издревле на них не жалели ни времени, ни сил, ни денег. Они были главным в жизни людей и города. Первые храмы на Слобожанщине сооружали переселенцы из Приднепровья и Правобережья одновременно с созданием первых поселений.
    В 1657 году в Харькове была построена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, размещавшаяся немного южнее современного Успенского собора, в котором находится теперь органный зал.
    К концу XVII века в городе было шесть деревянных и два каменных храма. Один из них — Покровский, единственный дошедший до нас, и притом почти в первоначальном виде. Церковь эту строили казаки, проживавшие на ближайшем хуторе у берега Лопани. Это были опытные мастера, знакомые с народным зодчеством Украины и приемами московской архитектуры.
    По композиции церковь подобна трехсрубным деревянным церквам Украины с отдельно стоящими колокольнями, но она двухэтажная.
    В подклети расположена церковь во имя Трех Святителей, а на верхнем этаже — опоясанная «гульбищем» (галереей) однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Восьмигранные башенки верхнего храма как бы делятся на убывающие по величине ярусы и завершаются главками с крестами. Общая высота храма в его центральной части достигает почти пятидесяти метров.
    В конце XVIII века верхняя церковь была превращена в кафедральный собор, где помещалась почитаемая харьковчанами чудотворная икона Пресвятой Богородицы Озерянской, которую переносили сюда с 30 сентября по 22 апреля из Курянского монастыря крестным ходом. В усыпальнице погребали видных священнослужителей и особо именитых граждан, в том числе из рода Квиток.
    В двадцатые годы, после революции, храм и мужской монастырь, почти двести лет служивший обителью тех, кто посвятил свою жизнь Всевышнему, закрыли. Почти семьдесят лет понадобилось для восстановления справедливости. Но она восторжествовала. Территория храма освободилась от музеев и танков времен Отечественной войны — они перекочевали на площадь на другой стороне улицы. А во дворе церкви сейчас здание Епархии и возведенный в честь тысячелетия крещения Руси памятник Христу (едва ли не единственный в Украине). Островок живой истории, непрекращающейся жизни духа в современном цивилизованном городе, прямо в центре его. Стоит только войти в открытую резную калитку…

  7. 7
    Текст добавил: *_*УжАсНо КрУтАя*_*

    ? Спасибо)
    ? Здравствуйте Антонина Алексеевна! Спасибо за интересный материал!Я педагог дополнительного образования из Оренбурга и мы с учащимися сделали мультфильм по мотивам легенд старого Оренбурга писателя Десяткова Г.М. Этот материал может быть принят? Ваша идея очень интересная и познавательная для учащихся.
    ? Я б тоже притчу рассказать хотел.
    Надолго время не займу, поверьте!
    Вопрос касается … давно минувших дел
    (Насчёт `давно` – в источнике проверьте…).
    Один еврей живал о той порой.
    (Мне чужд антисемизм, но тем не мене:
    Ну что поделать, если наш герой
    Реально был, азохен вей, евреем!)
    Однажды он по скалам заблуждал.
    (Чего блуждал? Да кто же его знает).
    И там такое, братцы, увидал!
    Ну кто бы, не куря бы, мог представить?!
    Короче: шёл, и вдруг раздался хруст,
    Из искры быстро разгорелось пламя.
    Товарищ смотрит: о, какой-то куст.
    Объятый пламенем, и говорит словами!
    Еврей тот долго слушал этих слов.
    Потом взялись откуда-то скрижали.
    Послушал, взял и быстро был таков,
    Пока ему ещё чего не дали.
    Пришёл к своим, поведал, что к чему.
    Мол, так и так: куст, голоса с камнями…
    Но старый Герц задал вопрос ему:
    – А кто же, Мося, бы при этом с вами?!
    – Да никого… – ответил наш герой.
    – Я был один… – Достаточно, спасибо! –
    Промолвил Герц, мотая бородой
    И глядя как-то … Ну, пусть будет `криво`.
    – Ты нам сейчас рассказывал за то,
    Шо видел ТЫ ОДИН. Мы знаем сами,
    Что больше, на минуточку, НИКТО
    Не слышал слов, не видел куст и пламя?
    ========================
    … Ну вот и всё. Окончен мой притчак.
    Уверен более чем: на сегодня хватит.
    Ведь `Почему? – А потому! – Но как же так? – А так!`
    Не катит, милые… Ни капельки не катит!
    ? На сайте https://100balnik.com/ есть 5 и 9, частично 6,7,8
    ? Смените, юноша, компьютер. Ваш Пентиум-2 давно устарел. Что-то я
    даже припомнить не могу, когда последний раз видел в продаже
    системник с устройством, читающим дискеты. Ну а лезть в БИОС юным
    пользователям вообще не позволительно. Купите себе смартфон.
    А вот в школе…, да, не учат даже работе со смартфонами. Мало
    того, теперь смартфоны запрещают приносить с собой в школу.
    Смутно догадываюсь, что вы человек из прошлого века, если
    знаете, что такое дискета, а тем более – БИОС! Тогда вопрос:
    От кого вы здесь скрываетесь и прячете своё лицо? Ну, и…?
    ? Андрей Георгиевич, отличный материал!Спасибо.

  8. Сценарий праздника.
    До проведения праздника проводится подготовительная работа: экскурсия в лес или парк, конкурс на лучший рисунок о зиме, сочинение на темы «Зима в лесу» или «Зима пришла»; подбор и запись загадок, пословиц о зиме и зимних явлениях; составление альбома «Зима», сбор и наклейка иллюстраций; разучивание стихотворений, сказок о зиме.
    В день праздника украшают класс. На стенах вывешивают репродукции картин К. Юона «Русская зима», А. Пластова «Первый снег» и др., а также красиво оформленный плакат «Здравствуй, гостья-зима». На окна класса прикрепляют снежинки, силуэты зверей, сделанные из бумаги. На доске, имитируя зимний лес, приклеивают елочки, вырезанные из зеленой бумаги, на них нити серебристого дождя. По углам комнаты ставятся ветки деревьев, на них цепляется вата (снег), вырезанные из бумаги птицы: сороки, вороны, галки, воробьи, синички, снегири. Под ветками тоже снег из ваты, а по нему птицы «ходят» (силуэты птиц, приклеенных к вате). На стенке против доски — вырезанная из картона кормушка, и на ней тоже прикреплены силуэты птиц.
    К празднику разучивается игра «метелица» из книги Е. Благининой «Осень спросим», в которой участвуют ученики с ветками
    в руках, изображающие кустики; девочки-снежинки в белых платьях, на голове кокошники из фольги; девочка-метелица в белом длинном” платье; девочка-тучка в синем платье; мальчик-морозец в синем костюме с длинной белой бородой. Разучиваются танцы снежинок, конькобежцев, польки-снегурки, песни «Здравствуй, гостья-зима», «Здравствуй, зимушка-зима», «Снежинки» и др.
    Ведущий:
    Ребята, вы должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наш праздник посвящен русской зиме. (Открывает плакат «Здравствуй, гостья-зима».)
    Ведущий:
    Многие писатели и поэты описывают зимнюю природу. Вот, например, как делает это Скребицкий в рассказе «Четыре художника».
    Ученица.
    «Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
    Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Чудесная получилась картина»
    Выходят три ученика.
    1-й ученик:
    А как хорош пушистый снег,
    Летящий с высоты!
    Он повисает на ветвях,
    Как белые цветы.
    2-й ученик:
    Звенят сосульки в тишине —
    Осколки хрусталя,
    Уснули реки подо льдом,
    Под снегом спят поля.
    3-й ученик:
    Рисует по утру мороз
    Узоры на окне,
    Друзья, хорошая зима
    У нас в родной стране.
    1-й ученик:
    С неба падают снежинки,
    Словно белые пушинки,
    Покрывая все кругом
    Мягким бархатным ковром.
    2-й ученик:
    Солнце полно светлой ласки,
    Все блестит, как в дивной сказке,
    Пруд зеркальный недвижим
    Под покровом ледяным.
    3-й ученик:
    Зима пришла… За окнами,
    Где черных елок ряд,
    Пушистые и легкие
    Снежиночки летят.
    Летят, порхают, кружатся,
    Пушистые летят,
    И белым мягким кружевом
    Окутывают сад.
    Ведущий.
    – Много слов можно сказать об особенном природном явлении – первом снеге.
    (Выходит ученица и читает слова о первом снеге, написанными самостоятельно)
    4-й ученик:
    Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимой.
    5-й ученик (выходит и читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою-зимою»):
    Чародейкою зимою
    Околдован лес стоит —
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    И стоит он, околдован,—
    Не мертвец и не живой,—
    Сном волшебным очарован,
    Весь окутан, весь окован
    Легкой цепью пуховой…
    Солнце зимнее ли мечет
    На него свой луч косой —
    В нем ничто не затрепещет,
    Он весь вспыхнет и заблещет
    Ослепительной красой.
    Картина Пластова «Первый снег».
    (Ученицы дают описания картин о «Первом снеге»)
    Ведущий.
    Ребята, писатели и поэты много написали рассказов, сказок и стихотворений о зиме. Сейчас послушаем, а какие вы знаете стихотворения о зиме.
    Дети читают стихотворения И.З. Суриков «Детство (Р. Крыкпаев, И. Бурдин, П. Васькив)
    Ведущий
    Игра в снежки. Правила игры сообщает ученик.
    Ведущий.
    О первом снеге написано много прекрасных строк. В том числе и учениками нашего класса. Почитаем ваши сочинения.
    Учитель:
    Какие загадки о зиме и зимних явлениях вы знаете?
    Дети называют загадки:
    Скатерть бела, все поле одела.
    (Снег)
    Старик у ворот тепло уволок,
    Сам не бежит и стоять не велит.
    (Мороз)
    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет,
    Заплачет она и умрет.
    (Сосулька)
    Мы проворные сестрицы,
    Быстро бегать мастерицы.
    В дождь лежим, в мороз бежим,
    Уж такой у нас режим.
    (Коньки)
    Всю зиму лежал у плетня за избой
    В серебряных ножнах кинжал голубой.
    (Замерзший ручей)
    Покружились звездочки в воздухе немножко,
    Сели и растаяли на моей ладошке.
    (Снежинки)
    Ведущий.
    Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?
    Учащиеся:
    — Январь — году начало, зиме середина.
    — Новый год к весне поворот.
    — Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
    — Зима спросит, что летом припасено.
    — Лето собирает, зима подъедает.
    — Русская метелица шелком стелется.
    — Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
    — Декабрь — году конец, зиме начало.
    — Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
    — В зимний холод всякий молод.
    — Два друга — мороз да вьюга.
    — Новый год к весне поворот.
    Проект «Покров Пресвятой Богородицы» (подготовили ученицы класса)
    Выходят девочки на центральную скамейку и разговоры ведут:
    1 дев.: – Мне бабуля рассказала, как в церковь со свечой бежала.
    2 дев.: – На Покров – в великий день, рано ей вставать не лень?
    3 дев.: – В церкви свеча должна стоять, женихов чтоб собирать.
    4 дев.: – Ну и мы играть пойдем, может тоже соберем.
    Все дев.: – Покров, покрой землю снежком, а меня, младу, платком!
    Ведущий. Девушки на Руси всегда гадали о будущем, о своей судьбе и в шутку и всерьёз. Но чаще гаданья молодых девушек превращались в весёлую забаву.
    1) Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущего жениха будут звать так же.
    2) Под подушку клали гребень, трижды приговаривая: «Суженый, ряженый приди причесать мне голову!»
    3) Несколько девушек брали по лепёшке и, выбежав во двор, бросали их собаке. Гаданье предвещало, что первой выйдет замуж та, чью лепёшку первой съела собака.
    Учитель: Девушки гадали: по упавшему башмачку, по следам на снегу, по колодцу, по тени, по плеску воды и т.д.
    Игра «Ах, какая я красивая!»
    По окончанию игры ведущий говорит:
    – Только девицы поиграли, вдруг в ворота постучали.
    – Это женихи пришли и подарки принесли!
    Мал.: – Здравствуйте девицы, наши рукоделицы!
    – Что же вы скучаете? Видно нас поджидаете?
    Дев.: – А вы без нас то не гуляйте, нас с собою приглашайте!
    Проводятся игры:
    Нас больше. Задание состоит в том, чтобы на скамейке уместилось как можно больше ребят, чем в команде соперника.
    ИГРА «КОЛЕЧКО»
    «Вырежи снежинку»
    Игра «Плетень». Команды, жители деревень, встают лицом друг к другу и переплетают руки между собой. Звучит весёлая пляска, расцепляются, все пляшут. Музыка замолкает, надо собраться в свою команду, переплести руки. Игра повторяется несколько раз.
    Игра в снежки.
    Выходит группа учеников, в руках у них лыжи, коньки,
    хоккейные клюшки.
    1-й ученик:
    Перечеркнут снег лыжней,
    Тонкой и прямой.
    До чего у нас в краю
    Хорошо зимой!
    2-й ученик:
    Интересно резать лед
    Звонкими коньками,
    Сбросив варежки, лепить
    Мокрый снег руками.
    3-й ученик:
    Ледяную крепость брать
    В жарком поединке,
    Чтобы вам за воротник
    Сыпались снежинки.
    4-й ученик:
    Вместе с нами бой ведут
    И девчонки тоже,
    На снегурочек они
    В зимний день похожи.
    5-й ученик:
    И на солнце блещет лед
    Весело и строго,
    И зовет тебя вперед
    Зимняя дорога.
    Исполняется песня «Зимушка
    Ведущий: Сладко на душе становится, что жива песня русская, что традиции вновь возвращаются. Пели, чтобы ни делали, в горе, в радости – пели. С жатвы ехали – пели, на огороде, на заимке, со скотом, у колыбели – везде пели!
    А без песни какой Праздник!
    -зима».
    Все вместе учащиеся исполняют песню «Здравствуй, Зимушка-Зима!», слова Г. Ладонщикова, музыка Л. Маковской.
    Белым снегом все покрыло:
    И деревья, и дома,
    Свищет ветер легкокрылый (2раза).
    Здравствуй, Зимушка-Зима.
    Вьется снег замысловатый
    От полянки до холма.
    Это заяц напечатал (2раза).
    Здравствуй, Зимушка-Зима.
    Мы для птиц кормушки ставим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *