Сочинение на тему политика это не наука а искусство

6 вариантов

  1. Федеральное
    государственное образовательное
    бюджетное учреждение
    высшего образования
    «Финансовый
    университет при Правительстве Российской
    Федерации»

    (Финуниверситет)
    Тульский филиал
    Финуниверситета

    Кафедра «Экономика,
    менеджмент и маркетинг»

    ­­­­
    ЭССЕ
    по
    дисциплине «Теория политики»
    на тему:
    «Каким
    образом можно истолковать распространенное
    выражение “политика как наука и
    искусство”
    »
    Выполнила
    студентка:

    Константинова А.В.
    Форма
    обучения: очная
    Курс: 1
    Направление
    подготовки: менеджмент
    Профиль:
    корпоративное управление
    Личное дело
    № 100.261/170262
    Проверил
    преподаватель:

    Баринова В.И.
    Тула
    2017
    Вступление
    Приступая
    к изучению новой науки, мы сталкиваемся
    с множеством разнообразных проблем. В
    полной мере это относится и к науке о
    политике. Изучая данную проблему, я в
    первую очередь должна разобраться с
    таким сложным общественным явлением
    как «политика». Изучение политики как
    науки и как искусства поможет стать
    знатоком политических тонкостей, развить
    в себе политическую культуру.
    Политика
    как наука

    Приступая
    к изучению данного вопроса, мы должны
    уяснить ряд подвопросов. Во-первых,
    политика может рассматриваться как
    наука лишь в том смысле, если она может
    служить источником знаний об одной из
    жизненно важных сфер общества –
    политической. Во-вторых, политика сама
    должна строиться на основе соответствующих
    научных знаний и считаться с результатами
    действия объективных закономерностей
    общественного развития. В-третьих, она
    должна исходить из признания определяющей
    роли действия огромных масс людей, а
    также деятельности отдельных личностей,
    оказывающихся, в силу исторических
    обстоятельств, во главе партий, классов,
    государств, политических процессов и
    т.д. В-четвёртых, наукой политика является
    с тех пор, как человечеству стали известны
    законы общественного развития, в
    соответствии с которыми политические
    субъекты могут влиять на социальные
    процессы. Исторический опыт свидетельствует
    о том, что пренебрежение научными
    основами политики ведёт к снижению
    темпов социально-экономического
    развития, застойным явлениям, деградации
    общества. Как наука политика не может
    не вытекать из объективного анализа
    действительности, не опираться на выводы
    и положения, сформулированные в теории;
    в политике важно строго учитывать
    диалектику необходимости и случайности,
    необходимости и свободы, всё многообразие
    реальных условий.
    Наука
    о политике включает в себя широкий круг
    политических знаний: философию политики,
    политическую теорию, политическую
    социологию (изучающую политические
    институты и процессы в их социальном
    контексте), политическую психологию
    (занимающуюся исследованием психологических
    феноменов и факторов, влияющих на
    политическую деятельность), политическую
    экономию (изучающую систему отношений
    между людьми в процессе производства,
    распределения, обмена и потребления
    материальных благ), теорию и историю
    государства и права (исследующую
    закономерности и особенности возникновения
    и развития государственных и правовых
    институтов), политическую историю
    (изучающую и систематизирующую
    политические факты и события, происходящие
    в человеческой истории).
    Что
    такое политика, какова её структура,
    основные виды и функции? Политика (от
    греч. politika – государственное и общественное
    дело) – социальная деятельность в
    политической сфере общества, направленная
    главным образом на достижение, удержание,
    укрепление и реализацию государственной
    власти.
    Основными
    структурными элементами политики
    являются:
    политические
    отношения: взаимоотношения политической
    элиты и электората, политической власти
    и оппозиции, социальных общностей, групп
    по интересам, политических институтов,
    политических лидеров, групп поддержки
    и давления. Политическая организация
    общества составляет организационное
    ядро политики.
    Основными
    видами политики являются: внутренняя,
    внешняя, мировая. Основные направления
    политики: экономическая, социальная,
    национальная, демографическая, аграрная,
    культурная, техническая, экологическая,
    военная, геополитика и др.
    Социально
    значимыми функциями политики являются:
    выражение и защита политически важных
    интересов государств, социальных групп
    и слоёв общества, и индивидов; управление
    и руководство социально-политическими
    процессами в интересах конкретных
    политических отношений в обществе,
    интеграция различных слоёв населения
    и гармонизация их интересов. Главным
    же в политике является вопрос о
    политической власти, о том, кому она
    принадлежит, кто на неё претендует, от
    кого и к кому она переходит.
    Обратимся
    к Толковому словарю русского языка В.
    Даля и увидим, что понятие «политика»
    в первом значении определяется как
    наука государственного управления.1
    Характеризуя
    творческий подвиг К. Маркса, В.И. Ленин
    писал: «Величайшим завоеванием научной
    мысли явился исторический материализм
    Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих
    пор во взглядах на историю и на политику,
    сменились поразительно цельной и
    стройной научной теорией, показывающей,
    как из одного уклада общественной жизни
    развивается, вследствие роста
    производительных сил, другой, более
    высокий…» .1Классики
    марксизма характеризовали политику
    как отношения между классами, нациями,
    государствами, как участие в делах
    государства, направление государства,
    определение форм, задач, содержание
    деятельности государства.
    Политический
    социолог М. Вебер понимал политику в
    широком и узком смысле слова. В широком
    смысле слова политика «… охватывает
    все виды деятельности по самостоятельному
    руководству. Говорят о валютной политике
    банков, о школьной политике городской
    или сельской общины, о политике правления,
    руководящего корпорацией…» . В узком
    смысле слова политика, по Веберу, «…
    означает стремление к участию во власти
    или к оказанию влияния на распределение
    власти, будь то между государствами,
    будь то внутри государства между группами
    людей, которые оно в себе заключает».2
    Современное
    науковедение утверждает, что любая
    наука достигает зрелости, когда она
    переходит в парадигмальный статус.
    Ключевым понятием этой концепции науки
    является понятие парадигмы, которая
    означает совокупность философских,
    общенаучных и теоретических оснований.
    Фундаментальным значением для науки о
    политике являются те парадигмы, которые
    раскрывают сущность и природу политики,
    интерпретируют основополагающие
    источники развития. По-своему рассматривая
    природу политики, они, собственно, и
    превращают науку о политике в
    мультипарадигматическую науку. Сложились
    и завоевали признание четыре политические
    парадигмы: теологическая, натуралистическая,
    социальная и рационально-критическая.
    Теологическая
    парадигма обосновывает неизбежность
    сверхъестественной интерпретации
    политической власти.
    В
    современных условиях данные концептуальные
    подходы к пониманию политики и власти
    обладают очень скромной теоретической
    ролью.
    Натуралистическая
    парадигма пытается объяснить природу
    политики, исходя из доминирующих
    географических (территориальных,
    экономгеографических, физико-климатических),
    биологических (биологических величин,
    анатомических, врождённых психических
    инстинктивно-рефлекторных) факторов.
    Социальная
    парадигма стремится объяснить природу
    и происхождение политики через
    взаимодействие других сфер общественной
    жизни или социокультурных свойств
    политического субъекта.
    Сущность
    рационально-критической парадигмы
    состоит в стремлении объяснить природу
    политического взаимодействия людей не
    внешними по отношению к политике
    факторами, а её внутренними причинами,
    свойствами, элементами.
    Ключ
    в обосновании и понимании науки о
    политике лежит в различении её объекта
    и предмета. Объект науки – это данная
    реальность, представляющая ту или иную
    часть объективного мира.
    Объектом
    науки о политике является политическая
    сфера общества во взаимодействии с
    другими сферами.
    Предмет
    науки – это воспроизведение данной
    реальности на абстрактном уровне,
    основанное на выявлении наиболее
    значимых с научной и практической точки
    зрения закономерных связей и отношений
    этой реальности. 1Предметом
    науки о политике является политическое
    в его целостности, взятое в контексте
    исторического развития и отражающее
    социальную действительность.
    Выделим
    основные проблемы, которые изучает
    наука о политике:
    социально-философские
    и идейно-теоретические основания
    политики, системообразующие признаки
    и характеристики подсистемы политического,
    теория политики, политические учения
    и традиции, политические парадигмы,
    соответствующие тому или иному конкретному
    историческому периоду;
    взаимосвязь
    политики с другими явлениями общественной
    жизни, в том числе теми явлениями,
    которыми детерминирована политика
    В
    науке о политике, как и в любой другой
    науке, имеются следующие основные
    компоненты: знания и средства его
    получения. Возможны разные классификации
    подходов к изучению политики. Но в
    основном различают нормативный и
    эмпирический, аналитический подходы.
    Политологическое
    знание, как и в целом социальное знание,
    характеризуется двумя функциями:
    функцией объяснения политической
    действительности и функцией преобразования.
    Функцией
    науки является формулирование теорий
    и всеобщих законов. Теория – это абстрактная
    модель структуры объекта конкретной
    науки, включающая основные научные
    категории, принятые в качестве исходных
    в данной парадигме.
    Руководствуясь
    принципом взаимопроникающего единства
    исторического, логического и системного
    подходов в анализе общественных явлений,
    можно выделить три группы закономерностей
    политики:
    закономерности,
    выражающие существенные, необходимые,
    устойчивые связи между политикой и
    другими общественными явлениями. Кратко
    остановимся на общей характеристике
    каждой из названных групп.
    Закономерности
    первой группы носят общесоциологический
    характер. Здесь на первый план выдвигаются
    существенные закономерные связи политики
    с экономикой.
    Среди
    закономерностей второй группы следует
    выделить диалектическую взаимосвязь
    внутренней и внешней политики, при
    определяющей роли внутренней политики.
    Определяющая роль внутренней политики
    связана с тем, что она наиболее
    непосредственно и концентрированно
    реализует коренные цели и интересы
    господствующего класса, подчиняет
    решению внутренних задач. Другими
    внутренними закономерностями
    функционирования и развития политики
    являются: обусловленность политической
    деятельности определённой классовой
    политической идеологией; органическая
    зависимость формирования и совершенствования
    политических отношений, прежде всего
    от политической идеологии.
    Закономерности
    третьей группы по-разному проявляются
    в условиях различных общественно-экономических
    формаций. Так, милитаризация политики,
    несущей народам земного шара угрозу
    термоядерной войны, – важнейшая
    закономерность функционирования
    политики в условиях империализма.
    Наука
    о политике имеет и принципы. Слово
    «принцип» в переводе с латинского
    означает основное исходное положение
    какой-либо теории, учения, науки и т.д.
    Основными принципами науки о
    политике являются принцип развития,
    принцип системности, принцип конкретности,
    принцип взаимодействия, принцип
    объективности, классовый принцип.1
    Наиболее
    важными и часто используемыми методами
    науки о политике являются:
    диалектико-материалистический,
    социологический, нормативный,
    функциональный, бихевиористский,
    системный, сравнительный, исторический,
    позитивно-критический, методы эмпирических
    исследований.
    Задача
    науки о политике: получать достоверные
    политологические знания о процессах
    которые происходят в обществе. Главным
    критерием оценки политических событий
    выступает степень прогрессивности тех
    или иных преобразований. Под прогрессом
    понимается совершенствование социального
    устройства общества, реальная гуманизация
    всех сторон его жизни, переход от низших
    форм к высшим, от менее совершенных к
    более совершенным.
    Давая
    оценку отдаленному прошлому, необходимо
    помнить, что она не может быть оторвана
    от его непосредственных последствий и
    результатов. Длительность этих последствий
    может исчисляться веками. Достаточно
    вспомнить о Французской революции XVIII
    века и об Октябрьской революции 1917 года.
    Социальные революции – предметом
    ожесточённых споров и дискуссий. В.И.
    Ленин видел в революции «праздник
    эксплуатируемого и угнетённого народа».2
    Исторический опыт показывает, что
    революционные изменения нередко
    способствуют более эффективному решению
    социальных, экономических и политических
    проблем.
    Ещё
    более трудной задачей является оценка
    сегодняшних событий, социально-политических
    процессов. Это связано не только с
    недостаточными научными исследованиями,
    но и классовой принадлежностью,
    идеологической разобщенностью,
    ограниченной информацией. Но главной
    причиной, как отмечается в научной
    литературе, является то, что многие
    процессы и тенденции находятся в самом
    зародыше.
    Наука
    о политике занимается и политическим
    прогнозированием, которое означает
    разработку политического прогноза,
    суждений о будущем в политическом
    процессе. Политическое прогнозирование
    – это специальное научное исследование
    перспектив развития политической жизни,
    её процессов, событий, явлений. Оно
    должно тесно увязываться с другими
    видами прогнозирования (социальным,
    техническим, экономическим и т.п.). В
    настоящих условиях оно предполагает
    широкое использование новейших достижений
    науки, современных методик и возможностей
    вычислительной техники. Политическое
    прогнозирование – одна из сложнейших
    проблем, стоящих перед учёными. О
    сбывшихся, настоящих, будущих прогнозах,
    просчётах и ошибках можно судить по
    многочисленных примерам.
    Так,
    Россия с середины 90-х гг. стала иной
    страной по сравнению с серединой 80-х
    гг. ХХ столетия. Но самое парадоксальное
    заключалось в том, что ни одна
    социологическая и политическая теория
    не спрогнозировала таких коренных
    изменений в мире, в социалистическом
    лагере и в Советском Союзе. Были
    предчувствия и ожидания перемен, но
    таких глубоких перемен никто не ожидал.
    Представление
    о политических событиях и их разновременных
    последствиях позволяет учёному сделать
    вероятный прогноз некоторых кризисных
    ситуаций. Политический аналитик В.
    Соловей говорит, что сейчас в России
    существует ряд аналитических сценариев,
    прогнозирующих высокую вероятность
    крупного общенационального кризиса…
    Повторение чего-то похожего на Октябрь
    1917 года, а тем более на Гражданскую войну
    невозможно именно из-за русской слабости.
    Речь идёт о Смуте 2017 года как цикле
    русской истории.
    Одним
    из аспектов достоверности политологического
    знания в науке о политике выступает
    идеал. В принципе, идеал всегда существует
    объективно. Субъективно он нужен как
    источник оптимизма.
    Таким
    образом, мы рассмотрели политику как
    науку, которая является не только
    источником знания, но и помогает изучать
    социально-политические закономерности
    развития и функционирования общества.
    Политика
    как искусство

    Политика
    является искусством, поскольку имеет
    дело с субъективной стороной социальных
    процессов. Субъект политики (юр. – носитель
    прав и обязанностей) – источник политической
    активности, носитель предметно-практической
    деятельности, направленной на объект
    политики. В качестве субъекта политики
    могут выступать: индивид, рядовой или
    лидер, коллектив, класс, нация, этническая
    или конфессиональная группа и др.,
    большие и малые социальные группы,
    государство, мировое сообщество.
    Политика
    – «искусство возможного», однако политик
    должен обладать способностью и умением
    сознательно идти на риск, чтобы осуществить
    прорыв рамок возможного в текущий
    момент, перевести политические (и
    социальные) отношения на более высокий
    уровень (кажущийся сегодня невозможным).
    М.
    Вебер говорил, что в основном три качества
    являются решающими для политика: страсть,
    чувство ответственности, глазомер.
    Страсть понимается Вебером в смысле
    ориентации на существо дела: страстной
    самоотдачи «делу», тому богу или демону,
    который этим делом повелевает. Но только
    страсти недостаточно, нужна ещё
    ответственность перед этим делом. Под
    глазомером Вебер понимает способность
    с внутренней собранностью и спокойствием
    поддаться воздействию реальностей.1
    В
    политике как искусстве большое место
    занимает изучение закономерностей
    политического процесса, потребностей,
    ценностей и идеалов людей, без чего
    невозможно оптимизировать взаимодействие
    объективных условий,избежать серьёзных
    ошибок в политической деятельности.
    Действия политических субъектов –
    индивидов и общностей – не всегда
    предсказуемы. Политика является
    необычайной, увлекательной, но и очень
    сложной сферой деятельности, требующей
    высокого мастерства, умелого, искусного
    влияния государственных и общественных
    деятелей, партий на огромные людские
    массы, на соседние народы и государства
    в целях удержания их под своим воздействием.
    В политике нельзя рассчитать, а потом
    действовать. Нередко приходится на ходу
    решать сложные уравнения, вносить
    коррективы в принятые решения в процессе
    борьбы, которые до борьбы никакими
    научными подсчётами установить
    невозможно.
    Политика
    – область хитрости, порой обмана,
    заигрываний и просто большой и даже
    нередко не всегда чистой и честной игры.
    Политик, умный и ловкий (не всегда
    честный) государственный деятель;
    скрытый и хитрый человек, умеющий
    наклонять дела в свою пользу.
    Мастерство
    политика зависит от знания политической
    жизни, которая является категорией,
    охватывающей всё многообразие
    политического. Политическая жизнь –
    обобщение множества явлений и процессов
    политического характера, не поддающихся
    строго научному определению и принятой
    идентификации. В ней прямо или косвенно
    участвуют огромные массы людей, движимые
    определёнными экономическими и
    социально-политическими потребностями,
    интересами и целями.
    1
    Благодаря этому общественная жизнь
    политизируется, экономические, социальные,
    культурные и другие отношения и связи
    в той или иной степени приобретают
    политическую окраску.
    Активизация
    политической жизни происходит в
    критические, переломные эпохи и периоды,
    когда в обществе обостряются различные
    противоречия, возникают и быстро
    развиваются альтернативные движения,
    усиливаются кризисные явления и процессы.
    В.И. Ленин писал: «… вся политическая
    жизнь есть бесконечная цепь из бесконечного
    ряда звеньев. Всё искусство
    политика в том и состоит, чтобы найти и
    крепко-крепко уцепиться за такое именно
    звёнышко, которое всего меньше может
    быть выбито из рук, которое всего важнее
    в данный момент, которое всего более
    гарантирует обладателю звёнышка
    обладание всей цепью».2
    Ярким примером учёта таких звеньев
    явились новая экономическая политика,
    план ГОЭЛРО, политика индустриализации,
    коллективизации и культурной революции.
    Политик
    должен выражать настроения масс, ставить
    интересы общества выше личных. Поэтому
    даже политик, наделённый полномочиями
    первого лица государства, не обязательно
    становится лидером.
    Искусство
    политика состоит и в том, чтобы добиваться
    оптимального соотношения между
    политическими целями, методами и
    средствами их достижения.
    Основополагающими
    в политической деятельности выступает
    сознательно принятая цель. Между целью
    и средствами должно быть соответствие.
    Важное
    значение в политике имеет искусство
    политического маневрирования, включающее
    компромиссы, перегруппировку сил,
    временные отступления, выбор правильного
    момента для решительного удара и т.д.
    «Искусство возможного» требует от всех
    сторон, вовлечённых в политику, способности
    и готовности идти на компромиссы, поэтому
    политику можно было бы характеризовать
    так же как «искусство компромисса».
    Компромисс
    (в политике) (от лат. compromissum) – соглашение
    между противоположными различными
    мнениями, направлениями и т.д., достигнутое
    путём взаимных уступок. На уровне
    практического, обыденного сознания
    компромисс воспринимается как позиция
    «золотой середины».1
    Такой подход является одним из обязательных
    предварительных условий политического
    компромисса.
    Таким
    образом, мы рассмотрели политику как
    науку и искусство. Политика является
    наукой потому, что она служит источником
    знаний и сама должна строиться на основе
    научных знаний, познания социально-политических
    закономерностей. Политика является
    искусством, поскольку она имеет дело с
    субъективной стороной социальных
    процессов.
    Список
    использованных источников и литературы:

    1.Политология:
    Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А.
    Гуторова. М., 2015.
    Русская
    идея. М., 2012.- 560 С.
    2.
    Вебер М. Избранные произведения. М.,
    2010.- 707 С.
    3.
    Ленин В.И. Что делать? // Полн . собр. соч.
    Т. 6, Государственное издательство
    политической литературы М., 1963.
    4.Словарь
    В.И. Даля // [Электронный ресурс]. –
    http://slovardalja.net/
    1Словарь
    В.И. Даля // [Электронный ресурс]. –
    http://slovardalja.net/
    1Ленин
    В.И. Что делать? // Полн . собр. соч. Т. 6,
    Государственное издательство политической
    литературы М., 1963.С. 164.
    2Вебер
    М. Избранные произведения. М., 2010. С. 573
    1Политология:
    Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А.
    Гуторова. М., 2015.
    Русская
    идея. М., 2012. С. 170.
    11
    Политология: Учебник / Под ред. В.А.
    Ачкасова, В.А. Гуторова. М., 2015. С. 172
    2Ленин
    В.И. Что делать? // Полн . собр. соч. Т. 6,
    Государственное издательство политической
    литературы М., 1963. С.170
    1Вебер
    М. Избранные произведения. М., 2010. С. 578
    1Политология:
    Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А.
    Гуторова. М., 2015. С. 174
    2Ленин
    В.И. Что делать? // Полн . собр. соч. Т. 6,
    Государственное издательство политической
    литературы М., 1963. С. 172
    1Политология:
    Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А.
    Гуторова. М., 2015. С. 175

  2. Эссе на тему «Политика – наука и искусство, которые касаются каждого»
    Слово «политика» в переводе с древнегреческого языка означает искусство управления государством. В словарях это понятие определяется более точно: как направленная деятельность государства или общественных групп в различных сферах: экономике, социальных отношениях, безопасности и прочих.
    Лучшим афоризмом о политике я считаю слова древнегреческого мыслителя Перикла: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Как ни странно, это современное и актуальное утверждение.
    Сейчас в нашей стране далеко не каждый человек стремится разобраться в политике. Некоторые даже считают, что судить о политике имеют право только богатые и властные люди: «моя хата с краю, за кого скажут, за того и проголосую, кто больше даст, тот и хорош, а партия всегда права». Но при этом каждый человек зависит от общества, от государства. А значит, политика касается каждого из нас.
    Выходит парадокс – политика влияет на каждого, но многие ее игнорируют. Наверное, потому что однобоко понимают сам смысл политики. Я нашел в энциклопедиях несколько ее определений, и все разные. Например, одно из понятий гласит: «Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти». Выходит, если человек не заинтересован в борьбе за власть, но и политика не должна его интересовать? Более того, мне кажется, что сейчас в нашей стране даже сами политики понимают свою деятельность так и только так. Главное – получить власть и удержать ее. Ну, и использовать на благо… себя. А дальше хоть трава не расти.
    Происходит подмена цели: политик в первую очередь хочет удержать власть, а не действовать на благо общества. Помощники создают ему имидж, он говорит красивые речи, чтобы понравиться людям, принимает ненужные законы. Он занимается искусством риторики, вместо того, чтобы заниматься искусством политики: развивать экономику, решать проблемы в обществе.
    А ведь политика – это в первую очередь не «показуха», а действие. Ее считают одновременно наукой и искусством. Я считаю, что первая часть афоризма Перикла как раз и объясняет это. К настоящему политику должны предъявляться высокие требования.
    Политик должен быть человеком науки и образцом личности, потому что он берет на себя ответственность представлять интересы других людей в государстве. Это должен быть образованный, умный, дальновидный, уравновешенный человек. Политик — экономист, управленец, дипломат, оратор и мыслитель в одном лице. Немаловажно политику иметь высокие моральные принципы. Интересы общества он должен считать своими собственными. И жажда наживы или личные счеты не должны владеть этим человеком.
    Почему политика – искусство? В ней тоже нужно творчество. Политик создает новые идеи для управления государством, и ему тоже нужно вдохновение. Общество меняется каждый день, им нельзя управлять «по шаблону».
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  3. олитику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика. Это определяется вероятностным характером политического процесса, присутствием в политике как рациональных, так и иррациональных начал.
    Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, интуиция, мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика – искусство возможного. Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями. (взяла у старшей сестры!)

  4. Политика как наука и искусство
    Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика.
    Приближение политики к искусству объясняется вероятностным характером политического процесса (неполнотой информации в его исходных условиях, возможностью появления непредвиденных факторов, неопределенностью конечных результатов и т.п.). Поскольку политический процесс никогда не может быть полностью рациональным, а неконтролируемые процессы в политике нежелательные, то за организации и осуществления политического процесса и вообще дорогого политического действия возникает двойная задача: как-то компенсировать недостаток точного знания и вместе с тем удержаться в пределах рационального, чтобы не допустить безответственных решений и действий. Политика как искусство существенным образом определяет ее эффективность, характер методов, выбор тактики и профессиональное призвание политического деятеля.
    Смысл слова «политика» лучше всего выражает его этимология: греч. politike – искусство управления государством. Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства, в определении направления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти. Политика – это тонкое искусство государственного управления. Чтобы быть искусством, в высшем смысле этого слова, она должна опираться на достижения наук и соответствовать высшим критериям нравственности, (поскольку именно политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности. В структуре политической деятельности в самом общем виде просматриваются три основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. Задача всякой государственной власти заключается в том, чтобы на путях самостоятельного убеждения и стратегической целеустремленности обеспечить воспитание в народе законопослушания. Власть, подчиняясь принципам правопорядка, должна уметь усматривать стратегические политические и социально-экономические цели и компетентно творить право и порядок, связуя себя с правосознанием народа, с возвышением мотивации деловитости и духовности своего народа. «Высшее искусство управления состоит в том, чтобы твердо знать, каковы должны быть пределы власти, которую следует применять при различных обстоятельствах». Выполнение этих принципов является благоприятным условием народного признания. Настоящий политик привлекает к себе внимание и пользуется уважением прежде всего благодаря мудрой конструктивности своего мышления, широте и культуре духа. Политическая мудрость слагается из опыта и силы личного интеллекта. Но и то и другое предполагает мировоззренческие и методологические регулятивы: нельзя быть мудрым политиком, коль ты движешься «без руля и без ветрил», не ведая конечной цели своих деяний, т.е. того, во имя чего все предпринимается, что защищается и против чего осуществляется борьба. Политик обязан прогнозировать развитие ситуации и делать опережающие шаги. Власть предполагает не только обладание силой, но и наличие четкой программы действий, и приобретается лишь посредством служения людям. Для мудрой политической мысли крайне важен не только глобальный, но и дифференцированный подход, учитывающий уникальное в событиях и конкретных личностях.

  5. Эссе на тему «Политика – наука и искусство, которые касаются каждого»
    Слово «политика» в переводе с древнегреческого языка означает искусство управления государством. В словарях это понятиеопределяется более точно: как направленная деятельность государства или общественных групп в различных сферах: экономике, социальных отношениях, безопасности и прочих.
    Лучшим афоризмом о политике я считаю словадревнегреческого мыслителя Перикла: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Как ни странно, это современное и актуальное утверждение.
    Сейчас в нашей стране далеко некаждый человек стремится разобраться в политике. Некоторые даже считают, что судить о политике имеют право только богатые и властные люди: «моя хата с краю, за кого скажут, за того и проголосую, кто большедаст, тот и хорош, а партия всегда права». Но при этом каждый человек зависит от общества, от государства. А значит, политика касается каждого из нас.
    Выходит парадокс – политика влияет на каждого, номногие ее игнорируют. Наверное, потому что однобоко понимают сам смысл политики. Я нашел в энциклопедиях несколько ее определений, и все разные. Например, одно из понятий гласит: «Политика – этосфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти». Выходит, если человек не заинтересован в борьбе за власть, но и политика не должна его интересовать? Более того,мне кажется, что сейчас в нашей стране даже сами политики понимают свою деятельность так и только так. Главное – получить власть и удержать ее. Ну, и использовать на благо… себя. А дальше хоть трава нерасти.
    Происходит подмена цели: политик в первую очередь хочет удержать власть, а не действовать на благо общества. Помощники создают ему имидж, он говорит красивые речи, чтобы понравиться людям,принимает ненужные законы. Он занимается искусством риторики, вместо того, чтобы заниматься искусством политики: развивать экономику, решать проблемы в обществе.
    А ведь политика…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *