Сочинение на тему полтава пушкина

11 вариантов

  1. И несмотря на то, что большая часть произведения рассказывает об истории Мазепы и Марии, на самом деле она раскрывает исторические судьбы огромной страны, показывает изнутри события, происходящие во время Петровских реформ. Далеко не каждый задумывается о том, как они отражались на жизни каждого человека, какие изменения приходилось принимать рядовым гражданам, чтобы соответствовать новым государственным законам.
    Реформатор не всегда задумывался о каждом человеке в отдельности, он не имел такого права, его первостепенной задачей было движение страны вперед, благополучие державы в целом и возможностей развития на мировой арене. Именно поэтому Петр Первый попал в историю и ассоциируется у все с реформами, в корне изменившими привычный уклад жизни русского народа в целом.

    Вариант 3

    Произведение под названием «Полтава», которое написано знаменитым и популярным по всему миру писателем Пушкиным посвящено событиям, которые происходят в период Полтавской битвы. Данное произведение является самым интересным, а также самым противоречивым.
    Всю композицию произведения составляет три песни, выполненные в стихотворном стиле. В центре этого произведения образ Петра Великого.
    В первой песне рассказывается про Марию. Ее отец Кочубей является судьей. Ивану очень нравится Мария и он просит руки дочери у Кочубея. Но ни сама девушка, ни ее родители не согласны на такой брак, а все, потому что они являются родственниками. Кроме этого у Марии уже есть избранник, которого она очень сильно любит. Вот к нему-то девушка и сбегает из дома. Кроме этого здесь немного описывается война.
    Во второй части песни Кочубей старается разными способами избавиться от Мазепы. И для этого сначала он узнает обо всем, что задумал Мазепа, а потом уже отправляет доносчика, который должен все это рассказать Петру Великому. Конечно, все эти доносы не подтвердились, а Мазепа требует, чтобы с ним разобрались честно. Именно поэтому Кочубея сначала кидают в темницу, а через несколько часов казнят. И жена и дочь ничем ему не смогли помочь.
    В третьей части песни изображаются разные баталии, которые происходят во время Полтавской битвы. Гетман старается сделать все для того чтобы победить, но силы уже практически на исходе, а враги крепнут с каждой минутой. И тогда он решает просто исчезнуть отсюда. По дороге он встречает Марию, которая от всех перенесенных событий просто сошла с ума. Конечно, по этому поводу он очень расстроился, но ничем помочь ей не мог и поэтому отправился дальше. Эта часть была придумана писателем, а вот на самом деле она не сошла с ума, а просто отправилась жить в монастырь, где и осталась до конца своих дней.
    Здесь писателю удается раскрыть сразу же несколько проблем. Это судьба российского государства, а также и российского народа. А также разные личности, которые попали в центр этих событий. С наступлением войны с каждым днем захватывалось все больше и больше территорий, а также в этой войне страдали совсем невинные люди, которые не хотели этой войны, но ничего не смогли сделать, чтобы ее предотвратить.
    Многих совсем не интересовала судьба каждого человека, больше всего их интересовала страна, и как она будет жить дальше и продвигаться.

  2. «Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).
    В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось. Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».
    Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:

  3. Александр Пушкин в одно время увлекся исторической тематикой. У него возникает замысел написать поэму, в центре которой будет известная историческая личность – Петр I. Произведение создавалось на протяжении 1828-1829 годов. То есть, оно было написано автором под еще свежим впечатлением от неудачного декабристского восстания. Известно, что Пушкин поддерживал идею декабристов и был огорчен решением царя. В своей поэме поэт проводит параллель между ошибкой Петра I касательно казни верного подданного и ошибкой современной ему власти относительно декабристов.
    Название «Полтава» выбрано неспроста. В основу сюжета легло исторически важное событие – бой под Полтавой русских войск под началом Петра и шведских войск Карла XII. Это событие решило ход всей войны. Несмотря на предательство Ивана Мазепы, украинского гетмана, русские войска победили, тем самым укрепив русскую державу. Автор считает это заслугой мудрого правителя Петра.
    Тема поэмы «Полтава»: раскрытие сильной личности Петра I на фоне рассказа о главном сражении в ходе русско-шведской войны начала 18 века.
    Идея поэмы «Полтава»: воспевание силы русского царя-реформатора Петра I, осуждение предательства в образе Ивана Мазепы.
    Одной из главных проблем поэмы «Полтава» можно назвать проблему древней и новой знати. Петр стал опираться больше на новую знать, не справедливо оттесняя старую аристократию. Автор считает это ошибкой, подтверждая свою мысль предательством Ивана Мазепы, который принадлежал к новой знати.
    Главные герои поэмы – это русский царь-реформатор Петр, шведский король Карл XII, украинский гетман Иван Мазепа, представитель старой знати Кочубей и его дочь Мария.
    Образ Петра практически идеален в поэме «Полтава». Он единственный, по мнению автора, заслуживает на восхищение, потому что заботится, прежде всего, не о личной выгоде, а о государственных интересах. Интересно изображен портрет царя во время боя. Поэт использует оксюморон «ужасен – прекрасен». Его лик ужасен – так как представляет угрозу для врагов. Все действия царя описаны, как стремительны, быстры и дерзки. Только так можно одержать настоящую победу – и поэтому в результате Петру дается характеристика, что он прекрасен. Единственная ошибка царя, по мнению автора, – это чрезмерное доверие Ивану Мазепе. Петр верил в его преданность, так как в принципе больше полагался на новую знать, и поэтому не поверил доносу верного подданного Кочубея. Казнь родовитого Кочубея – трагическая ошибка русского царя. Но тем ни менее, Петр проходит испытание предательством и побеждает.
    Иван Мазепа – важный образ в поэме. Эта историческая личность не однозначна. Многие историки и поэты считают Мазепу защитником интересов Украины. Александр Пушкин рассмотрел в нем только негативные стороны, изобразив его антиподом Петра.
    Поэма «Полтава» – это изображение исторического события, важного для становления русской державы, а так же восхваление доблести русского царя.

  4. Вот тебе! Творчество Александра Сергеевича Пушкина многогранно. С детства мы знаем его замечательные сказки, позже знакомимся с лирическими произведениями и узнаем, что великий поэт еще и неутомимый исследователь истории России. Его интересует и восстание под предводительством Емельяна Пугачева, и личность первого русского императора Петра I. Именно он является одним из персонажей поэмы « Полтава ».
    Являясь более исторической по своему содержанию, нежели романтической, поэма А. С. Пушкина « Полтава » занимает особое место в творчестве великого поэта. Она создана в 1828 году. В поэме поэт представил «героическую» концепцию личности Петра и его эпохи. В произведении можно проследить две сюжетные линии – триумф России в лице Петра I и историю любви и предательства Мазепы. Сюжет поэмы на первый взгляд кажется довольно простым, и только дочитав произведение, начинаешь понимать всю глубину его смысла. Поэт попытался найти новый подход к истории, в полной мере проявившийся позднее в «Капитанской дочке» .
    В «Полтаве» нельзя заметить романтического лиризма и личных признаний, которые часто встречались в ранних поэмах Пушкина. В этом произведении автор находится в позиции историка, свидетеля происходящих событий. После многочисленных исправлений в черновых вариантах, Пушкин пишет следующие строки, говорящие о походе Карла на Украину:
    Но время шло. Москва напрасно,
    К себе гостей ждала всечасно,
    Средь старых вражеских могил
    Готовя шведам тризну тайну.
    Внезапно Карл поворотил
    И перенес войну в Украйну.
    Пушкину Карл представляется «воинственным бродягой» , авантюристом, мечтавшим повернуть ход истории в другую сторону: раскроить на куски молодое, но уже могучее многонациональное российское государство.
    В «Полтаве» Пушкин пишет о Карле такие строки:
    Венчанный славой бесполезной,
    Отважный Карл скользил над бездной.
    Уже благодаря этим словам создается впечатление о Карле как о жестоком эгоистичном захватчике, готовом на любые подлости, упивающимся своей славой.
    Совершенно другим человеком предстает перед нами Петр I. Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:
    Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра…
    Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.
    И он промчался пред полками,
    Могущ и радостен, как бой…
    Пирует Петр, и горд, и ясен,
    И славы полон взор его.
    И царский пир его прекрасен…
    Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы» . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким:
    Раздался звучный глас Петра :
    «За дело, с богом! » Из шатра,
    Толпой любимцев окруженный,
    Выходит Петр . Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь дрожит, как божия гроза.
    Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:
    Казалось Карла приводил
    Желанный бой в недоуменье…
    Вдруг слабым манием руки
    На русских двинул он полки.
    В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.
    После прочтения поэмы « Полтава » четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII . Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы» :
    В гражданстве северной державы,
    В ее воинственной судьбе,
    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.
    Во”!

  5. «Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).
    В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось. Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».
    Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:
    * …Выходит Петр.
    * Его глаза Сияют.
    * Лик его ужасен.
    * Движенья быстры.
    * Он прекрасен,
    * Он весь, как божия гроза.
    О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.
    Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

  6. Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами. В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями: Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с Богом!» Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов: …Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк. После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью: При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает. Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества: В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. (2 вариант) А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России. Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла. Во время боя Петр в изображении А.С. Пушкина подобен божьей грозе, Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!» Как и всегда в изображении А.С. Пушкина, Петр одновременно «прекрасен» и «ужасен». Солдаты приветствуют Петра многократным «ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в пременах жребия земного, в трудах державства и войны». И Петр перед боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед взором Петра Уж не расстроенные тучи Несчастных нарвских беглецов, А нить полков блестящих, стройных, Послушных, быстрых и спокойных. Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И горд, и ясен .. И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает».В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью: Прошло сто лет – и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось – И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.

  7. 7
    Текст добавил: МОдЕрАтОр_ДлЯ зНаКомСтВ

    Проблема духовной слепоты.
    Мария ослеплена своей любовью к Мазепе. Ради него она предает религию и родителей. Она наивно верит, что старый гетман любит ее, и поддается речам искусителя, которого волнует лишь власть и слава. Девушка встает перед страшным выбором: «Отец или супруг», и обрекает на смерть того, кто ее родил и вырастил, того, кто действительно ее любил.
    Проблема совести.
    Мазепа, являясь человеком падшим, черствым, злым, чувствует укол совести, думая о тех страданиях, которые он готовит для Марии. Гетман знает, что девушка испытывает к нему самые нежные и искренние чувства, но он отправляет на казнь ее отца, причиняя ей тем самым сильную боль. Мазепе кажется, что звезды смотрят на него с неба обвинительным взглядом, а деревья шепчутся между собой, вызвав его на суд. Смертельная тоска и пустота заполняют сердце Мазепы после казни Кочубея. Он дрожит от страха, боясь увидеть обезумевшую Марию.
    Таким образом, А. С. Пушкин затрагивает в своем произведении «Полтава» важные темы и проблемы, ставшие актуальными на все времена.

    Вариант 2

    А.С. Пушкин – создатель нескольких исторических поэм. В 1828 году он пишет поэму «Полтава», отсылающая читателя к событиям Полтавской битвы 1709 года. Традиционно это произведение рассматривается как широкая эпическая панорама, срез определённых исторических событий. Поэтому часто без внимания остаются лирические мотивы.
    Центральной темой поэмы является правление Петра Великого, а точнее, его грандиозная победа над шведской армией под Полтавой. Правитель Российской империи нарисован поэтом в возвеличенном свете. В повествование включён придворный поэт, с которым связана проблема бездумного преклонения перед сильными мира сего. Поэт использует сатирические приёмы для высмеивания такой распространённой проблемы, как прислуживание, чинопочитание.
    Не менее важная тема, поднятая великим русским поэтом – это тема многонациональности Российского государства. С этой темой связаны глубокие размышления о любви к родине, о толерантности разных народов, о необходимости единения и сохранения государства. В связи с этим образ Мазепы – предводителя националистического восстания на Украине – представляется не в самом лучшем виде. Конечно, он борется за сохранение независимости своего народа, но он забывает о том, что братские народы должны помогать друг другу, а не объединяться с противниками. Изначально именно эта тема волновала А.С. Пушкина более всего, поскольку в рукописях поэма была озаглавлена «Мазепа». Тема объединения братских народов очень актуальна в связи с последними событиями, происходящими уже в современном мире.

  8. В одно время русский классик Александр Пушкин обратился к исторической теме в своем творчестве. Так, в течение 1829-1829 годов была написана и издана историческая поэма «Полтава». На это произведение поэта вдохновила личность Петра, русского царя-реформатора 18 века. Петр I известен своими доблестными победами и смелыми реформами. Александр Пушкин создал художественный образ Петра, воплотив в нем лучшие качества правителя.
    В поэме Петр – доблестный полководец, который не прячется за спинами, а сражается вместе с войском, вдохновляя своим примером простых солдат. Но героя вряд ли можно назвать необдуманным смельчаком, зазря рискующим собой, а скорее – разумным стратегом, который взвешивает все риски.
    Во время главного сражения под Полтавой автор дает яркую портретную характеристику Петру. Он одновременно ужасен и прекрасен. «Лик его ужасен» – так как он настроен на победу и готов стать для врагов самой страшной грозой. Но в этой доблестной смелости Петр и прекрасен, как считает автор. Петр «могуч» и «радостен», его смелость воодушевляет русское войско и пугает шведов.
    Пушкин изображает главного героя в разное время: во время войны и во время пира в честь победы. Петр-воин опасен и страшен, а пиршествующий Петр – прекрасен и щедр. После важной битвы под Полтавой царь устроил пир в честь победы. Важно то, что правитель делает это не в угоду себе, а в знак благодарности верным воинам и союзникам. Он лично угощает своих полководцев, славит своих учителей и проявляет снисхождение к своим пленникам.
    Пушкин восхищается главным героем открыто, изображая лучшие его качества, как царя, так и человека. Наиболее привлекательным в личности Петра было его желание укрепить русскую державу, ввести прогрессивные реформы.
    Образ Петра – это образ военного гения, мудрого правителя. Добродетельного человека.
    Поэт идеализирует образ героя, чтобы показать важность его побед для России.
    Для того чтобы подчеркнуть величие Петра, автор вводит в поэму героя-антипода. Им является украинский гетман Иван Мазепа. Это тоже настоящая историческая особа.
    Мазепа – личность противоречивая, как и его поступки. Известно, что он предал русского царя и перешел на сторону Карла XII во время русско-шведской войны. Этот поступок трактуется по-разному историками и писателями. Одни считают, что так Мазепа защищал интересы Украины, другие считают это предательством ради личной корысти. Александр Пушкин увидел в образе Мазепы только негативные стороны. Гиперболизируя низость Мазепы, автор еще больше подчеркивает величие Петра I.
    Образ Петра в поэме «Полтава» – один из наиболее идеальных художественных воплощений царя.

  9. А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского.
    В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя.
    Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также исторически эпическая линия поведения державных мужей Петра I, Мазепы и Карл ХII.
    И все это было увязано с основной темой, темой Полтавской победы.
    Если взять двух самодержцев, то видим двух антиподов. Царя Петра I, уверенного в себе, и лик его прекрасен, он весь в движении, он чувствует предстоящую битву и уверенность в победе.
    А что же Карл ХII? Здесь он показан, как неуверенный в себе полководец. Он вял и нерешителен, флегматичный и думает только о своей выгоде.
    И здесь вынашивается главная мысль поэмы, это умение сконцентрировать все свое умение и волю к победе царем Петром и умение единственного правильного принятия им решения в трудный для России момент.
    Также противопоставляется Петру и Мазепа. Так, как была поставлена цель, возвеличить Петра, автор осуждает Мазепу, который противопоставил себя народу. Он показан одиноким, а Петр окружен однодумами. Мысли Мазепы только о себе, а мысли Петра о государстве.
    Битва совершается на территории Украины и здесь, Пушкин старался передать национальный колорит, он показывает прекрасную украинскую природу. В произведение много украинских слов, таких как рада, хата и кат.
    В своей поэме Пушкин показал правдивое историческое отображение этой Великой битвы, которая переплетается с романтизмом. Здесь показаны столкновения незаурядно сильных характеров героев, и их эффектные сцены взаимоотношений. Все это придало возвышенную эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

  10. Поэма “Полтава” написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами. Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон. Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: “… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза”. Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. “Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,” – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война – захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: “Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…”. Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие. В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. “…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,” – пишет он про Петра. От Карла же остаются только “три углубленные в земле и мхом поросшие ступени”. Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 – два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *