Сочинение на тему полтавская битва

9 вариантов

  1. До начала битвы.

    Осенью 1708 года шведы дошли до пригородов Полтавы и, расположившись на зимний отдых в Будищах, решили штурмом взять город. Перевес сил был значительным — в распоряжении шведского короля Карла XII находилось тридцать тысяч воинов против небольшого полтавского гарнизона.
    Но храбрость жителей города позволила им продержаться против целой армии два месяца. Полтава так и не была сдана шведам.

    Битва под Полтавой. Подготовка к сражению.

    Пока шведы теряли время и силы под стенами Полтавы, Петр I готовил к важнейшему сражению свои войска. В начале июня перейдя реку Ворсклу, русские солдаты расположились у Яковцев, в пяти километрах от осажденного города, в тылу у шведов.
    Перекрыв единственный путь, по котором шведы могли наступать, несколькими редутами, позади них Петр расположил 17 конных полков своего друга и военачальника — Александра Меньшикова.
    Украинский гетман Скоропадский тем временем отрезал шведам путь в Польшу и на Украину. Петр не слишком доверял гетману, но тем не менее использовал его силы.

    Битва под Полтавой со шведами. Сражение.

    Дата полтавской битвы: 27 июня 1709 года.
    Полтавская битва началась утром 27 июня 1709 года. Поначалу могло показаться, что перевес на стороне шведов — хоть они и потеряли много солдат, но все-таки смогли пройти через две линии укреплений. Однако под артиллерийским огнем им не оставалось ничего иного, как отступить в лес и взять передышку.
    Воспользовавшись паузой, Петр выдвинул на позиции основные силы. И в следующем «раунде» боя шведы начали откровенно проигрывать. Новгородский полк, вовремя введенный в бой, внес сумятицу в шведское построение, а меньшиковская конница ударила с другой стороны.
    В этом хаосе шведы не выдержали и обратились в бегство. Уже к 11 часам утра бой был завершен. Королю Карлу XII и его союзнику, гетману-предателю Мазепе, удалось бежать, переправившись через Днепр, но 15 тысяч шведских солдат и командиров оказались в плену.

    Значение и итоги Полтавской битвы.

    После сражения, заданного Петром I шведскому королю, эта страна перестала быть самой мощной военной силой Европы. Шведы потеряли убитыми треть своего войска и лишились ключевых командиров, попавших в плен.
    Все участники Полтавской битвы стали героями с руки Петра, а Северная война закончилась победой России.

  2. Русский поэт Александр Пушкин известен как сказочник и тонкий лирик. Но в сферу его интересов входила также история России. К петровским временам автор питал особую слабость. Петр I казался ему идеальным правителем. В поэме Пушкина «Полтава» видим художественное воплощение русского царя-реформатора. Здесь эта историческая личность предстает, прежде всего, как человек, решивший судьбу молодой державы.
    Название «Полтава» говорит о том, что центральным событием в поэме есть Полтавский бой. Он стал решающим в ходе русско-шведской войны начала 18 века.
    Воинственный бродяга» Карл XII избороздил просторы почти всей Европы, введя захватнические войны. Но на его пути встал русский царь, который сумел взять под свой контроль часть прибалтийских земель. И тогда решил Карл проучить смелого русского правителя, напав на Москву. Когда шведский король понял, что не так просто справится с русским войском, то перебрасывает свои силы на территорию Украины и заручается поддержкой украинского гетмана Ивана Мазепы. Пушкин считает это низким поступком, так как Петр доверял Мазепе, считая того своим союзником. Однако даже вероломный план не спасает Карла от поражения. Бой под Полтавой имел большое значение. Победа Петра означала свободу молодой России.
    Только понимая значение главного сражения для страны, можно принять торжественно-пафосный стиль его описания. Автор не приукрашает военные действия, но, несмотря на кровавость, этот бой был великим, по мнению поэта. «И грянул бой! Полтавский бой!», – так начинается непосредственное описание сражения. Все дальнейшие события изображены стремительно и динамично. Одна картина моментально сменяется другой, мелькает множество лиц. Расстановка сил меняется, создавая напряженность момента.
    В строках, посвященных Петру и русскому войску, можно разглядеть намек на их победу. И наоборот шведам автор предсказывает, что слава их знамен темнеет. А ведь шведы до этого боя были «любимыми сынами победы».
    Автор смотрит на бой с позиции заинтересованного наблюдателя. Вначале он описывает общую картину сражения, потом отдельные его моменты.
    Характеристика Петра в момент боя особенно емкая. Автор использует яркий оксюморон «ужасен – прекрасен». Царь не прячется за спины солдат, а сражается вместе с ними. Когда он рвется в бой, то «лик его ужасен». Это слово в основном имеет негативную окраску, но не в этом случае. Настоящий полководец страшен для своих врагов, только так он может одержать победу. Петр для шведов является грозой, тогда как для своих солдат – он мудрый защитник, поэтому он прекрасен.
    Полтавский бой закончился победой благородного Петра. Во время этого сражения раскрываются лучшие качества царя. После победы герой устраивает пир, на котором проявляет свою щедрость и милосердие.

  3. Сочинение по поэме Пушкина «Полтава»
    «Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.).
    В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось. Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».
    Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:
    …Выходит Петр.
    Его глаза Сияют.
    Лик его ужасен.
    Движенья быстры.
    Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.
    Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.
    Сочинение: “Образ Мазепы в поэме А.С. Пушкина “Полтава””
    Мазепа — герой поэмы А.С.Пушкина «Полтава» (1828). Иван Степанович Мазепа (1644-1709) — реальное историческое лицо, гетман Украины с 1687 по 1708 год. Стремившийся к отделению Украины от России, он во время Северной войны изменил Петру, перешел на сторону шведов, а после Полтавской битвы (1709) бежал вместе со шведским королем Карлом XII. В поэме Пушкина гетману дана беспощадно-резкая, уничтожающая характеристика, поразительная по своей одноплановости (что сам поэт объяснял верностью историческим фактам). М. предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели. Преступный соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и — уже приговоренного к смерти — подвергает жестокой пытке, дабы выведать, где спрятал тот свои клады. Столь же беспощадно изображена и политическая деятельность М. Его слова о свободе Отчизны — откровенная политическая демагогия и прямая ложь: отпадение Украины от России означало бы ее зависимость от Швеции и Польши, на помощь которых М. так рассчитывал. Практическая подготовка заговора М. представлена в поэме как польская интрига, как отвратительный политический торг («Торгуют царской головой, Торгуют клятвами вассалов»). Истинные мотивы деятельности М. — месть оскорбившему его Петру, а главное — безудержное, ненасытное властолюбие («И скоро в смутах, в бранных спорах,  Быть может, трон воздвигну я»). Весь этот нравственно-психологический комплекс (жажда власти, возвышения, личного самоутверждения при полнейшей неразборчивости в средствах) Пушкин полагал типичным для новой знати вообще, украинским вариантом которой считал он М. Ведь еще недавно — в отличие от богатого и знатного Кочубея — М. был беден, безвестен, социально ничтожен («беден был и мал»). Но дело не только в личных качествах М. Само его выступление изображено в поэме как враждебное преобразованиям Петра, всецело обращенное в прошлое, сродное бунту московских стрельцов. И точно так же, как в «Стансах» (1826) «буйному стрельцу» противопоставлен преданный Петру, но независимый и честный аристократ Долгорукий, так и в «Полтаве» «друзьям кровавой старины» противостоит родовитый и знатный Кочубей, тоже не побоявшийся сказать правду о заговоре М. Казнь Кочубея представлена в «Полтаве» как трагическая ошибка Петра, но ошибка не случайная. Петр поверил М. и не поверил Кочубею, ибо в большей мере опирался на новую знать, а не на древнюю аристократию. И эта проблема переориентации верховной власти на союз со старинным русским дворянством, к которому поэт причислял и себя, была одной из важнейших для Пушкина начиная со второй половины 1820-х гг. «Полтава» была политическим уроком и укором новому царю, также совершившему трагическую ошибку, какой казалась Пушкину расправа над декабристами. Герой и сюжет поэмы «Полтава» были воплощены в опере П. И. Чайковского «Мазепа» (1883), в которой на первый план выдвинулась история любви М. и Марии, образ гетмана был явно облагорожен и наделен лирическими интонациями.
    Сравнение Петра Iи Карла XIIв поэме Пушкина «Полтава»
    Сочинение
    На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории России. Мужество Петра, его страстная увлеченность делом, стремления, направленные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пушкину.
    В «Полтаве» образ Петра романтизирован, император воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России.
    Выходит Петр. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как Божия гроза.
    Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императора, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офицеров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, делил со всеми походные трудности. Его увлеченность передавалась воинам, они уважали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любуется Петром и на поле брани («Могущ и радостен, как бой…»), и после битвы, когда облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.
    Пирует Петр. И горд, и ясен,
    И славы полон взор его.
    Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.
    В шатре своем он угощает
    Своих вождей, вождей чужих,
    И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих
    Заздравный кубок поднимает.
    Большое значение в системе образов имеет противопоставление Петра и Карла XII.
    Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы».
    О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.
    Описания Петра и Карла, шведского короля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопоставления.
    Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в нетерпении от предстоящего сражения, готовый ринуться в бой.
    Карл предстает неподвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает волнение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла.
    Пушкин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство патриотизма.
    Сочинение: “Герои и проблематика поэмы А.С. Пушкина “Полтава”.
    Поэму принято рассматривать как эпическое произведение, а в таком качестве “Полтава” представляется низкохудожественной агиткой, в сюжете которой АЛушкин возвеличивает Петра и клеймит отступника Мазепу. Такое общепринятое восприятие равносильно признанию отсутствия у Пушкина элементарных понятий о структуре подлинно художественного образа. Если не принять это соображение в качестве побуждающего мотива для осуществления анализа структуры, то остается одно — обойти этот острый и неприятный момент путем использования эвфемизмов, “реабилитирующих” Пушкина как художника слова. Что и делается до настоящего времени.
    “Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный с начала до конца как резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нем нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты”. Такая оценка превращается в приговор Пушкину как художнику слова, и в данном случае его вынес известный пушкинист Б.С. Мейлах. Ни для кого не секрет, что создание разных художественных образов — то ли резко отрицательных, то ли сугубо положительных — свидетельство не в пользу творческих способностей автора. И если мы верим в талант Пушкина, то должны безоговорочно признать, что сотворить художественный образ с такой характеристикой он просто не мог. И из этого исходить при оценке содержания “Полтавы”.
    В “Полтаве” присутствуют лирические мотивы, имеет место вторжение в повествование авторских ремарок, которыми насыщены посвящение поэмы и эпилог. В переводе на язык структурного анализа это означает, что имеет место нарушение обязательного для эпического произведения принципа объективации и что произведение это не эпическое, а имеет более сложную структуру; то есть что сказ в поэме ведется от лица рассказчика-персонажа с позиций отдельной фабулы; что это он, а не Пушкин, создал такой лубочный образ злодея Мазепы с одновременно льстивым восхвалением монарха; что в данном случае перед нами типичная породия, в которой авторский замысел может далеко не совпадать с намерением ангажированного рассказчика; и то, что воспринимается нами как содержание “Полтавы”, — не более чем ложный сюжет, образующийся на фабуле вставной новеллы, которую принято считать поэмой Пушкина.
    Читаем внимательно текст. Да, действительно, Мазепа демонстративно прорисован сугубо черными красками — не только как морально нечистоплотный человек в бытовом плане, но и как изменник России. На его фоне Кочубей выглядит невинно пострадавшим ангелом — да, он предал Мазепу и идею национальной независимости, но ведь сделал это из благородного чувства мести своему куму и сподвижнику за то, что тот отнял у него дочь. Рассказчик получился у Пушкина довольно умелым мастером, и ему удалось чисто композиционными методами притупить внимание читателя — тот уже не обращает внимания на явные противоречия в сугубо “положительном” образе Кочубея, который, будучи противопоставлен образу Мазепы, явно жедолжен подчеркивать низменность его натуры. Противоречия проявляются в том, что такое противопоставление выглядит натянутым, не воспринимается как художественное. Причем это не те диалектические противоречия, из которых складывается всякий подлинно художественный образ, а элементарные композиционные нестыковки, уши которых выглядывают из-под внешне безупречно ведущегося сказа. Как рассказчик ни пытается скрыть от читателя истину, она, разрушая логику повествования, все же дает о себе знать.
    Наличие таких художественных “нестыковок” в произведении большого художника всегда свидетельствует о присутствии рассказчика-персонажа. И действительно, образ Кочубея проигрывает по сравнению с образом Мазепы. Внешне поступки обоих диктуются якобы чувством мести, но уже здесь противопоставления не получается. По крайней мере в его декларированной форме. Ведь Кочубей мстит по сугубо личным, бытовым мотивам, под влиянием своей жены, у которой находит ся под каблуком, и даже в мести своей проявляет не приличествующие мужчине непоследовательность и малодушие: в конечном счете он полностью отрекается от своих в общем-то правдивых показаний в отношении Мазепы, а это немаловажная деталь характеристики его образа. Что же касается мотивов поступка Мазепы, то сугубо личными их вряд ли можно назвать. С его стороны присутствует не просто месть Петру за личное оскорбление; это оскорбление символизирует то, о чем Пушкин прямо сказать не мог, а его рассказчик не захотел: отношение Петра к порабощенной Украине. Натура Мазепы оказывается более цельной и сильной: он не отрекается от своих планов даже ради поздней, романтической любви к Марии, то есть ради личного, и эта борьба мотивов достаточно отражена в тексте, а уж глубина чувства Мазепы сомнений не вызывает. Разве казнь Кочубея диктуется личными мотивами Мазепы? Повествование даже в том виде, как его ведет рассказчик, не оставляет сомнений в том, что ради Марии Мазепа простил бы измену, если бы она действительно носила личный характер. Но Кочубей изменил не Мазепе, а общему делу, за которое они вместе боролись.
    И вот именно здесь возможная неоднозначность толкования этого момента устраняется Пушкиным “его в собственной”, третьей фабуле поэмы. Это — авторские “Примечания”. Смотрим 12-е — сухая справка: “20 000 казаков было послано в Лифляндию”. Кем послано и зачем, Пушкин не пишет. Явно же не для защиты интересов Украины. Это то, что в рамках современной терминологии называют “пушечным мясом”. То есть эта ремарка вкупе с текстом “вставной новеллы”, каковой является повествование рассказчика, воссоздает мощный этический контекст, объясняющий мотивы поступка Мазепы и побуждающий читателя переоценить с противоположным знаком все, о чем повествует рассказчик. Не дает ли Пушкин этой ремаркой понять, что исход Полтавской битвы был бы не так очевиден, окажись эти 20 тысяч казаков на родной земле?..
    “Кочубей в своем доносе также упоминает о патриотической думе, будто бы сочиненной Мазепою”.
    Вот оно в чем дело: у Кочубея — “донос”, у Мазепы — “патриотическая дума”. Внешне сухой текст примечания содержит оценку — то есть в данном случае имеет место вмешательство в текст рассказчика. А наличие рассказчика свидетельствует о том, что текст этот не служебный, а художественный; следовательно, примечания входят в состав произведения.
    В “Полтаве” присутствует еще одна пара сюжетов, которые образуются с учетом полемической направленности самого произведения и личности того конкретного современника Пушкина, с которым он ведет полемику. За счет этих сюжетов художественная емкость системы еще более расширяется.
    Художественные достоинства этой поэмы состоят в возвеличении Пушкиным образа Петра, то есть в прямой дидактике, которая, по большому счету, должна расцениваться не иначе как позор для художника слова. Выход из положения находят в привлечении параллели — “Медного всадника”, содержание которого должно подтверждать пафос “Полтавы”. Но при этом из поля зрения комментаторов как-то ускользает то обстоятельство, что, по замыслу Пушкина, Петр изображен там как идол, то есть истукан, причем неизменно медный, в то время как конь под ним, которого он, как и Россию, “поднял на дыбы”, описывается как отлитый из благородного металла — бронзы.
    Кроме того, в сюжете появляется еще один образ — сатирика, выступающего против раболепного служения сильным мира сего. Этот образ поэта противопоставляется созданному им образу рассказчика “Полтавы” — придворного литератора; именно этот образ, а не Мазепы, Кочубея или Петра, является главным в произведении; с ним ведет полемику Пушкин, и ради этого сатирического образа, ради полемического пафоса и была создана “Полтава” вместе с ее внетекстовыми структурами.
    Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава».
    Сочинение
    (1 вариант)
    Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
    В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями:
    Тогда-то свыше вдохновенный
    Раздался звучный глас Петра:
    «За дело, с Богом!»
    Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов:
    …Выходит Петр. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк.
    После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:
    При кликах войска своего,
    В шатре своем он угощает
    Своих вождей, вождей чужих,
    И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих
    Заздравный кубок подымает.
    Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества:
    В гражданстве северной державы,
    В ее воинственной судьбе,
    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.
    (2 вариант)
    А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России.
    Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра…
    О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла.
    Во время боя Петр в изображении А.С. Пушкина подобен божьей грозе, Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!» Как и всегда в изображении А.С. Пушкина, Петр одновременно «прекрасен» и «ужасен». Солдаты приветствуют Петра многократным «ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в пременах жребия земного, в трудах державства и войны». И Петр перед боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед взором Петра
    Уж не расстроенные тучи
    Несчастных нарвских беглецов,
    А нить полков блестящих, стройных,
    Послушных, быстрых и спокойных.
    Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И горд, и ясен // И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью:
    Прошло сто лет – и что ж осталось
    От сильных, гордых сих мужей,
    Столь полных волею страстей?
    Их поколенье миновалось –
    И с ним исчез кровавый след
    Усилий, бедствий и побед.
    Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.

    Похожие статьи:

    Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. КупринаУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова “Тихий Дон”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству М. ГорькогоУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова “Герой нашего времени”

  4. Поэма “Полтава” написана Александром Сергеевичем Пушкиным на тему исторических событий: Северной войны между русскими и шведами. Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон. Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен спасти Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: “… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза”. Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. “Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,” – говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война – захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: “Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…”. Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие. В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. “…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,” – пишет он про Петра. От Карла же остаются только “три углубленные в земле и мхом поросшие ступени”. Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 – два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.

  5. Осенью 1708 года шведы дошли до пригородов Полтавы и, расположившись на зимний отдых в Будищах, решили штурмом взять город. Перевес сил был значительным — в распоряжении шведского короля Карла XII находилось тридцать тысяч воинов против небольшого полтавского гарнизона.Но храбрость жителей города позволила им продержаться против целой армии два месяца. Полтава так и не была сдана шведам.Битва под Полтавой. Подготовка к сражению.Пока шведы теряли время и силы под стенами Полтавы, Петр I готовил к важнейшему сражению свои войска. В начале июня перейдя реку Ворсклу, русские солдаты расположились у Яковцев, в пяти километрах от осажденного города, в тылу у шведов.Перекрыв единственный путь, по котором шведы могли наступать, несколькими редутами, позади них Петр расположил 17 конных полков своего друга и военачальника — Александра Меньшикова.Украинский гетман Скоропадский тем временем отрезал шведам путь в Польшу и на Украину. Петр не слишком доверял гетману, но тем не менее использовал его силы.Битва под Полтавой со шведами. Сражение.Дата полтавской битвы: 27 июня 1709 года.Полтавская битва началась утром 27 июня 1709 года. Поначалу могло показаться, что перевес на стороне шведов — хоть они и потеряли много солдат, но все-таки смогли пройти через две линии укреплений. Однако под артиллерийским огнем им не оставалось ничего иного, как отступить в лес и взять передышку.Воспользовавшись паузой, Петр выдвинул на позиции основные силы. И в следующем «раунде» боя шведы начали откровенно проигрывать. Новгородский полк, вовремя введенный в бой, внес сумятицу в шведское построение, а меньшиковская конница ударила с другой стороны.В этом хаосе шведы не выдержали и обратились в бегство. Уже к 11 часам утра бой был завершен. Королю Карлу XII и его союзнику, гетману-предателю Мазепе, удалось бежать, переправившись через Днепр, но 15 тысяч шведских солдат и командиров оказались в плену.Значение и итоги Полтавской битвы.После сражения, заданного Петром I шведскому королю, эта страна перестала быть самой мощной военной силой Европы. Шведы потеряли убитыми треть своего войска и лишились ключевых командиров, попавших в плен.Все участники Полтавской битвы стали героями с руки Петра, а Северная война закончилась победой России

  6. 8 июля (27 июня) 1709 года состоялось генеральное сражение Северной войны (1700-1721) между Россией и Швецией — Полтавская битва.
    Весной 1709 года после неудачной зимней кампании на Украине войско шведского короля Карла ХII (35 тысяч солдат, 32 орудия) осадило Полтаву. Там предполагалось пополнить запасы и продолжить путь в направлении Харьков, Белгород и далее на Москву.В апреле-июне гарнизон Полтавы (4,2 тысячи солдат, около 2,5 тысячи вооруженных горожан, 29 орудий) во главе с комендантом полковником А.С.Келиным, поддержанным подошедшей на подмогу конницей генерала А.Д.Меншикова и украинских казаков, успешно отбил несколько штурмов противника. Героическая оборона Полтавы сковала силы Карла ХII. Благодаря ей Русская армия получила возможность в конце мая 1709 года сосредоточиться в районе крепости и подготовиться к битве с врагом.
    27 (16 июня) на военном совете Петр I принял решение дать шведам генеральное сражение. 1 июля (20 июня) главные силы Русской армии (42 тысячи солдат, 72 орудия) переправились на правый берег реки Ворскла. 6 июля (25 июня) Петр I расположил армию на позиции у деревни Яковцы (в 5 километрах севернее Полтавы), разместив ее в укрепленном лагере.Поле перед лагерем шириной около 2,5 километра прикрытое с флангов густым лесом и зарослями, было укреплено системой полевых инженерных сооружений из 6 фронтальных и 4 перпендикулярных им четырехугольных редутов. Редуты находились друг от друга на расстоянии ружейного выстрела, чем обеспечивалось тактическое взаимодействие между ними. В редутах разместились 2 батальона солдат и гренадеров, за редутами — 17 кавалерийских полков под командованием Меншикова.
    Замысел Петра I заключался в том, чтобы измотать противника на передовой позиции (линии редутов), а затем разбить его в открытом полевом бою.В ночь на 8 июля (27 июня) шведское войско под командованием фельдмаршала Реншильда (Карл ХII на рекогносцировке был ранен) численностью около 20 тысяч солдат и с 4 орудиями — 4 колоннами пехоты и 6 колоннами конницы — двинулось к позиции русских. Остальные войска — до 10 тысяч солдат, в том числе часть запорожцев и украинских казаков, обманутых изменником гетманом Мазепой, находились в резерве и на охране шведских коммуникаций.
    И сражение началось. В 3 часа ночи 8 июля (27 июня) русская и шведская конницы завязали упорный бой у редутов. К 5 часам утра шведская конница была опрокинута, но следовавшая за ней пехота овладела первыми двумя русскими редутами. Меншиков просил подкрепления, но Петр I, придерживаясь замысла сражения, приказал ему отойти за линию редутов. В шестом часу утра шведы, наступая за отходившей русской конницей, попали своим правым флангом под перекрестный ружейный и пушечный огонь из русского укрепленного лагеря, понесли большие потери и в панике отошли к лесу у деревни Малые Будищи. В это же время правофланговые шведские колонны генералов Росса и Шлиппенбаха, отрезанные в ходе боев за редуты от своих главных сил, по приказу Петра I были уничтожены конницей Меншикова в прилегающем лесу.На втором этапе сражения развернулась борьба главных сил.
    Около 6 часов утра Петр I построил армию впереди лагеря в две линии. Он расположил в центре пехоту под командованием генерал-фельдмаршала Б.П.Шереметева, на флангах — конницы генералов Р.Х.Боура и А.Д, Меншикова. В первой линии пехоты развернулась артиллерия под командованием генерала Я.В.Брюса. В лагере был оставлен резерв (9 батальонов). Часть пехоты и конницы Петр I отрядил на усиление оставшихся ему верными украинских казаков в Малых Будищах и гарнизона Полтавы, чтобы отрезать пути отступления шведам и не допустить захвата ими крепости во время сражения.
    Шведская армия выстроилась против русских также в линейном боевом порядке.В 9 часов утра шведы пошли в наступление. Встреченные сильным огнем русской артиллерии, они ринулись в штыковую атаку. В ожесточенной рукопашной схватке им удалось потеснить центр первой линии русских. Но Петр I, внимательно наблюдавший за ходом битвы, лично возглавил контратаку батальона и отбросил шведов на исходные позиции. Вскоре русская пехота, воодушевленная примером Петра, его ратным мужеством, стала теснить противника, а конница охватила его фланги. К 11 часам шведы начали отход, вскоре превратившийся в паническое бегство.Карл ХII с предателем Мазепой бежал в Османскую империю. Остатки шведских войск отступили к Переволочне, где были настигнуты и сложили оружие. Шведы потеряли в общей сложности более 9 тысяч человек убитыми, свыше 18 тысяч пленными, 32 орудия и весь обоз. Потери русских войск составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.
    Полтавское сражение предопределило победоносный для России исход длительной Северной войны и подняло международный авторитет России. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла ХII развеяна. Полтавское сражение оказало влияние на дальнейшее развитие русского военного искусства. Умелое построение боевого порядка, инженерное оборудование поля боя, создание передовой позиции, выделение значительного резерва, использование свойств закрытой местности в интересах боя — во всем этом Русская армия, руководимая Петром I, отходила от шаблонов линейной тактики.Сражение под Полтавой с новой силой показало огромное значение морального духа войска для победы в бою. Могучий патриотический настрой вызвали у русских воинов обращенные к ним перед началом Полтавского сражения слова Петра: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу Веру и Церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собой Правду и Бога, защитника вашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога. Жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего».

  7. Петр Первый, руководивший на тот момент Российской империей, хотел расширить ее границы за счет шведских территорий (современная Прибалтика). И добился своего. В то же время шведы воевали с поляками, над которыми одержали победу. Это позволило им зайти на территорию современной Украины и добраться аж до Полтавы.
    Российские войска и местные ополченцы, располагавшиеся в городе, оказались осажденными. В окружении они жили всю весну 1709 года и начало лета, но Полтаву не сдали. Периодически совершали вылазки и пугали противника своим боевым настроем. Им крайне требовалась помощь регулярной армии. И она пришла.
    Краткое содержание Полтавской битвы описано в учебниках истории. Петр Первый, лично возглавлявший свои войска, подойдя к городу, решил, что сразу бросаться в бой не стоит. Он осмотрелся, подтянул в помощь местное население, запасся провизией и т.д. На все это ушло несколько дней.
    27 июня погода стояла не очень хорошая. В связи с этим было решено через реку Ворсклу переправляться не в том месте, в котором планировалось изначально. Это оказалось неожиданностью для шведов, и внезапность сыграла на руку русским. К тому же у них был перевес в количестве. Со стороны России было около 40 тысяч солдат, а со стороны шведов – чуть меньше 30.
    Сражение, начавшееся рано утром, уже к 11 часам было окончено. Поначалу первенство было за шведами, но они быстро отступили под шквальным артиллерийский огнем и ретировались в лес, чтобы передохнуть. Петр Первый, воспользовавшись благоприятной ситуацией, бросил на поле боя основные силы. И следующий этап сражения уже однозначно вели русские. Дело завершила конница, возглавляемая Меньшиковым. Враг был повержен.
    Король Карл XII и гетман Запорожской Сечи Иван Мазепа, предавший Петра и переметнувшийся на сторону шведов, смогли уйти живыми и добраться до Турции, где нашли убежище.
    Описанная здесь Полтавская битва (кратко) – самое главное сражение российско-шведской войны, предрешившее ее исход. Если до этого перевес был за северным соседом, то после битвы он оказался на стороне русской армии. И в итоге, спустя 12 лет, она одержала окончательную победу над шведами.

  8. Полтавская битва
    Вынудив Августа II к капитуляции, Карл XII начал подготовку к
    осуществлению решающего удара по России. Его план состоял в том, чтобы силами
    16-тысячного корпуса Левенгаупта в Лифляндии, 14-тысячного корпуса Либекера в
    Финляндии и флота нанести поражение русской армии в Прибалтике, а затем в
    генеральном сражении разгромить основные силы русской армии.
    Пётр распорядился, чтобы в польских владениях не вступать с
    неприятелем в генеральную битву, так как старался заманить его к русским
    границам, вредя ему при всяком удобном случае, особенно при переправах через
    реки. К этому времени общая численность русской армии составляла 100 тыс.
    человек, армия шведов насчитывала 63 тысячи, но на войне реальные силы
    определяются не только количеством войска, но и его боевой подготовкой. Карл
    имел хорошо вымуштрованных солдат и офицеров. На его стороне была
    стратегическая инициатива. Поэтому Петр выжидал более удобного моменты для
    сражения. Пётр находился в затруднительном положении, потому что Карл подолгу
    не останавливался, и неизвестно было, куда он направит путь. Пётр одновременно
    укреплял и Москву и Петербург. В начале июня 1708 г. Карл XII начал вторжение в
    Россию, форсировал Березину и двинулся к Могилёву. Одновременно шведские войска
    и флот начали активные действия в районе Невы и Петербурга. Однако планам  Карла XII не суждено было осуществиться.
    Действия шведских войск в районе Петербурга не принесли им успехов. Русское и
    белорусское население начало партизанскую войну против шведских войск.
    Убедившись, что наступление на Москву “в лоб” имеет
    мало шансов на успех, Карл XII повернул на юг, на Украину. Русские войска
    двигались впереди неприятеля. В дополнение ко всему около двигавшейся шведской
    армии днем и ночью сновали драгунские полки и иррегулярная конница.
    Карл исходил из того, что этот манёвр позволит ему не только
    напасть с тыла, но и получить поддержку Турции, Крымского ханства и украинского
    народа. В последнем его уверял изменник – гетман Мазепа. Карл XII рассчитывал
    также на значительные запасы продовольствия и боеприпасов, заготовленные
    Мазепой, планировал найти в казаках сильное подкрепление, и с их помощью
    безопасно пробраться к Москве, куда он не решался пробиться сквозь царские
    войска через Смоленск. Но и эти планы Карла XXI рушились один за другим.
    Русская армия упредила его и не позволила занять города Украины. К Карлу XII присоединился
    лишь двухтысячный отряд Мазепы, составлявший лишь незначительную часть
    казачества, обманутого гетманом, а весь украинский народ поднялся на
    вооруженную  борьбу против интервентов.
    Отряд А.Д. Меншикова захватил крепость Батурин (резиденцию
    украинских гетманов) и уничтожил заготовленные Мазепой склады боеприпасов и
    продовольствия, а также свыше 70 пушек, была разорена Запорожская Сечь.
    Роковым для Карла XII стало 28 сентября 1708 г. В этот день
    возглавляемый Петром I 12-тысячный отряд “корволант” (летучий отряд)
    наголову разгромил к югу от Могилёва у деревни Лесной 16-тысячный корпус
    Левенгаупа, двигавшийся из Прибалтики на соединение с Карлом XII. Левенгауп
    потерял более 9 тыс. убитыми и ранеными и обоз в 7 тыс. повозок с боеприпасами,
    столь нужных шведской армии. Была подорвана уверенность шведов в их
    непобедимости, зато поднялся дух русской армии. Разгром под Лесной оставил
    Карла без резервов, боеприпасов и позволил русской армии вступить в решительное
    сражение со шведами в выгодных для неё условиях. Победа русских у Лесной
    особенно знаменательна тем, что была одержана над превосходящим по численности
    противником. 12 октября в лагерь Карла прибыло 6700 оборванных и голодных
    солдат, оставшихся от 16 тысячной армии Левенгаупта Стремясь добиться перелома,
    шведы осадили Полтаву, но трёхмесячная осада и многочисленные атаки не дали
    результата, а в июне а выручку осаждённым подошли основные силы русской армии.
    Карл обманулся во всех свои надеждах: после Мазепы и
    запорожцев он ещё надеялся на Турцию, что та воспользуется случаем и поднимется
    вместе с ним на Россию, но турки и татары не решались; все соседние народы
    отказались принять участие за ту или иную сторону; всё как будто притаило
    дыхание, дожидаясь, окончится кровавая игра между Петром и Карлом, чем решится
    судьба Восточной Европы.
    Накануне генерального сражения противоборствующие стороны
    располагали следующими силами: армия шведов насчитывала около 35 тыс. человек
    при 39 орудиях; в русской армии было 42 тыс. человек и 102 орудия. 27 июня 1709
    г. произошла Полтавская битва, закончившаяся полной победой русской армии
    В результате Полтавской битвы, определившей дальнейший исход
    войны, сухопутная шведская армия фактически перестала существовать. Победа была
    достигнута буквально “малой кровью”. Русская армия имела менее
    полутора тысяч убитыми и немногим более трёх тысяч ранеными. Это
    свидетельствовало о мощи и зрелости молодой регулярной армии и о высоком уровне
    русского военного искусства. Победа под Полтавой изменила соотношение сил
    воюющих сторон и упрочила закрепление России в Прибалтике. Следствием Полтавы
    явились новые победы России в 1710г. в Прибалтике. Не менее важные последствия
    имела полтавская победа и в международных отношениях. Она вывела Россию на
    широкую международную арену, заставила все страны Европы считаться с ней,
    коренным образом изменила роль  России в
    европейских делах того времени. Но с другой стороны, победа 27 июня не ускорила
    мира, а наоборот, осложнила положение Петра и косвенно затянула войну. Лесная и
    Полтава показали, что Пётр один сильнее, чем с союзниками, а ближайшим
    следствием Полтавы было возрождение прежней коалиции, разбитой Карлом. С
    Россией в войне со  Швецией возобновили
    союз Дания и Саксония, к нему присоединились также Пруссия и Ганновер. Август
    II утвердился на прусском престоле.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с
    сайта http://www.studentu.ru

  9. Образ Петра I отразился и в поэме «Полтава» . Поэма начинается как семейная драма, а
    разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг
    с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в
    отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше
    вдохновленный» [4]. Мысль Пушкина о русской истории определила и название
    поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая
    на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним
    «из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого». [5]
    Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и в
    стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев
    торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18
    века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и
    как бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой.
    Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное
    и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что
    и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его
    дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.
    Пётр восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих заздравный кубок подымает.
    В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом: В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.
    Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле
    памятник Петру Великому, основателю «военной столицы» . Пушкин в «Медном
    всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у
    Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет
    их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов
    его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу
    пустынных волн» Невы.
    Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных
    событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в
    государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений
    жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим
    жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести,
    жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.
    В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют
    «самую великую «Петриаду» , какую только в состоянии создать гений великого
    национального поэта [6]».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *