Сочинение на тему портрет настоящего учителя

10 вариантов

  1. Городинская Екатерина Владимировна
    МАОУ гимназия № 93, г. Уфа
    Эссе на тему:
    «Портрет современного педагога»
    Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
    ( А. Дистервег )
    Именно с этих слов хочется начать свои размышления. Ведь с чего начинается образование? Именно с учителя, с того, кто первым берет за руку ребенка и ведет по пути получения нового, совершенно не ведомого в жизни. Профессию педагога не сравнить с другими, потому – что это не работа, это раскрытие души перед своими учениками. Это взаимопомощь, это разделение светлого и чистого знания.
    Для меня современный педагог – человек, который умело соединяет в себе несколько ролей: хороший учитель, прекрасный актер, художник своего дела, скульптор эмоций. Он мобилен и гибок, в его сундучке припрятаны различные методы и формы взаимодействия и организации процесса обучения.
    Современному педагогу интересен сам процесс, ему не важны промежуточные результаты. Ему важны – изменения самого ученика, как внешние, так и внутренние. Ведь главная задача педагога – войти в сердце ребенка и зажечь в нем огонь познания.
    Современный педагог – отличный эмпат и психолог. Он не равнодушен к ребенку, всегда переживает с ним все его этапы удач и неудач. Когда надо, рука помощи учителя всегда поддержит ребенка.
    Современный педагог – образец культуры и воспитания. Учитель – пример, с которого считывают дети. Будучи учителем начальной школы, замечаешь, как дети начинают копировать повадки и поведение. И тут приходит осознание, что надо стремиться к совершенству. Надо грамотно строить свою речь, всегда развиваться.
    Современный педагог – инноватор. Он не должен ограничиваться одной технологией обучения. В его практике должен быть «калейдоскоп» форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания. Учитель – не передатчик знаний, он организатор процесса получения и формирования нового знания. Современный педагог открывает детям двери исследования. Наставляет их на саморазвитие и самосовершенствования, вооружив средствами достижения своих целей.
    Современный педагог – то источник энергии, оптимизма, творчества. Он верит в свои силы и силы своих учеников.
    Своё эссе хочется закончить словами И. Гете: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.». Надеюсь, что это имя я могу заслужить.

  2. Я помню, как в наш класс первый раз вошла наша учительница русского языка. Мы знали, что у нас будет новый учитель, который к тому же будет нашим классным руководителем. Всем было интересно, какая она — строгая или добрая, молодая или пожилая, серьезная или веселая. И вот дверь класса открылась и на пороге появилась высокая молодая женщина.
    Первое впечатление было неоднозначным. Весь ее облик выражал строгость и сдержанность. Густые темные волосы были аккуратно собраны на затылке. А из-под красивых, слегка изогнутых черных бровей смотрели на нас внимательные карие глаза. Казалось, ее взгляд был направлен на каждого из нас в отдельности, но в то же время она видела сразу весь класс. За те несколько минут, когда учительница молча, с еле заметной улыбкой, оглядывала нас, создалось ощущение, что она успела проникнуть в душу каждого ученика, изучить его характер, услышать его мысли. Все невольно притихли. Дело в том, что наш класс вовсе не отличается примерным поведением. О нас даже ходит слава, что мы самые неуправляемые ученики во всей школе. Мы умудрялись доводить учителей до истерик, для нас были привычны грозные речи директора, пытавшегося пробудить в нас совесть. Но мы оставались “маленькими разбойниками”. Сейчас-то мы, кажется, поумнели, а может быть, стали старше. Но тогда все было иначе. И именно в это время она вошла в наш класс и взяла на себя ответственность за нас. Так вот, вся эта непоседливая “орда” стояла перед ней, не издавая ни звука, не производя ни одного движения. И тогда она сказала: “Садитесь”. Ее голос звучал четко и звонко. Мы так же тихо сели. Учительница легко и быстро прошла к своему столу и открыла журнал, чтобы с нами познакомиться. От учеников старших классов иногда можно было услышать об учителях, которые кричали на учеников, звонили родителям провинившихся детей, вызывая тех в школу. Быть может, это были выдумки. В любом случае, не эти мысли владели нами в тот момент. Новая учительница, при всем своем строгом виде, вызывала не страх. Скорее, уважение. Хоть мы еще совсем не знали ее.

  3. Ирина Скрябина
    Эссе «Портрет современного педагога»
    Эссе на тему «Портрет современного педагога».
    Профессия педагога — одна из древнейших. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта.
    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.
    Профессия учителя является, по-моему мнению, самой важной в мире. Учителю приходится решать многие волнующие детские вопросы. Это, наверное, даже не только профессия, а состояние души, потому как первый учитель остаётся в сердцах и памяти каждого ребёнка. Дети, поступая в школу, обретают вторую маму, такую же заботливую, готовую помочь в трудную минуту, объяснить, научить, выслушать, рассудить в спорах и т. д.
    Не так давно главной задачей учителя начальных классов было научить детей определённым знаниям, умениям, отработать их и закрепить навыки. В наше же стремительно развивающееся время этого уже недостаточно: необходимо не только «вложить» какие-то знания, а научить добывать их, научить учиться.
    На уроках учитель и ученик должны быть сотрудниками, так как только в доверительной и доброжелательной обстановке ребёнок сможет раскрыть и реализовать свои возможности. Главная, основная работа на уроке отводится ученику. Ведь, если ребёнка постоянно кормить с ложечки и не давать её в руки, он не научится кушать сам. Так же и на уроке: необходимо научить ребёнка добывать знания собственными усилиями, только при таком условии ребёнок вырастет думающим, свободно рассуждающим и не будет бояться высказывать и отстаивать своё мнение.
    И задача современного учителя стремиться развить, обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом.
    Я – учитель в начальной школе. Ответственно быть первым учителем. Ведь именно первому учителю, доверяют родители самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребенка, но и его будущее. Педагог может создать комфортную атмосферу для детского коллектива. Ведь только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность.
    Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.
    Я считаю, что это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих воспитанников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья.
    Для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель высоко оценен учениками как личность, они будут любить его и его предмет. И это позволит учителю быть успешным.
    Современный учитель-это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке. И, конечно же, есть отзыв не только от детских сердечек, но и от их родителей.
    Я люблю свою профессию. Я понимаю, чтобы быть в ней успешной, необходима постоянная работа над собой, как подъём по выстроенной лестнице. Я готова подниматься и совершенствоваться…
    .

  4. Государственное образовательное учреждение
    дополнительного профессионального образования
    (повышения квалификации) специалистов Московской области
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Научно-учебный центр сопровождения детства
    Эссе
    Портрет современного учителя
    с учетом компетентного подхода в обучении
    Работу выполнила
    слушательница курсов
    «Права и обязанности участников
    образовательного процесса»
    Учитель начальных классов
    МОУ средней
    общеобразовательной школы №1
    имени Н.Л.Мещерякова
    города Зарайска
    Коновалова Наталья Николаевна
    Научный руководитель:
    старший преподаватель
    Желаннова А.В.
    2009
    «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека.
    Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его,
    ни смотреть на него как на нечто опасное для общества,
    не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том,
    чтобы материал, который в это время вливается в душу юности,
    был хорошего качества»
    К. Д. Ушинский
    Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я учитель младших классов, поразмышляю о данной категории учителей. Я  сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.
    Что же сейчас, спустя почти двадцать пять лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и  современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст,  что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.
    Образ учителя у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.
    В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос.
    Какие же качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени. А какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.
    Рисуя портрет современного учителя, я считая, что:
    Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они – дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.
    Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа.
    Учитель – профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
    Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.
    Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав? Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
    Кроме того, всякий учитель должен следовать основным постулатом педагогики. Вот, например, один из них: «Никогда не говори плохо ребёнку о его родителях, даже если они этого заслуживают».
    Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления в школе недопустимы. Я замечала, что на крики одни дети не реагируют никак (иногда проворчат «А чё орать-то?»), других крик пугает. Одни привыкли к крику дома, другие нет. Но и в первом и во втором случае крик бесполезен и вызывает только негативную реакцию. Мне трудно также представить себе учителя, плохо владеющего культурой речи, не умеющего грамотно выразить свои мысли.
    Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.
    Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
    Экспериментатор
    Личность
    Новатор
    Творец
    Профес-
    сионал
    Исследо-
    ватель
    Наставник
    Универсал
    Педагог
    Модель современного учителя

  5. НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
    ВАРНАВИНСКИЙ РАЙОН
    МБОУ СЕВЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
    Эссе
    «Портрет современного педагога»
    Автор:
    учитель начальных классов
    МОХОВА ОЛЬГА ИГОРЬЕВНА
    На любой стадии обучения дети нуждаются в наставнике, которому от бога дано предугадать, как отзовется его слово в трепетном сердце ребенка, ждущем от него понимания, заботы, поддержки.
    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
    Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.
    Главной целью  работы  современного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.
    Я – учитель в начальной школе. Первый учитель…  Или, как еще говорят, вторая мама.  Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть первым учителем.  Ведь именно мне, первому учителю,  доверяют родители  самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребенка, но и его будущее.  Педагог  может создать комфортную атмосферу для детского коллектива. Ведь только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
    Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они  ожидают от меня многого. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Вместе с ними я делаю открытия, первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь.
    Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.
    Я очень люблю свою профессию и рада, что судьба дала мне возможность называться этим  не простым, но замечательным словом «Учитель».
    Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, благородство, доброта, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, фантазия и выдумка, чуткость, самокритичность, толерантность.
    Современный учитель-это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!»
    Современный учитель-это, прежде всего,- гуманист, с позитивным и гибким мышлением. Он призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).
    Я считаю, что современный педагог – это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья.  Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.
    Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.
    Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных.
    В заключении хотелось бы отметить, что современный, квалифицированный, компетентный учитель – это центральная фигура в развитии страны.

  6. Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации. Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны», независимо от времени, а какие должны меняться относительно новых требований социума? С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю.
    Ключевые слова: портрет современного учителя, педагогический авторитет, главные и второстепенные педагогические качества.

    Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.
    Для современного ученика образ учителя формируется сегодня. Именно сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Актуальным остается вопрос: «Каким должен быть современный учитель?». Ответ интересен не только самим учителям, которые хотят «идти в ногу со временем», но и ученым, психологам, всем тем, кого интересует проблема изучения социокультурного типа современного учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю.
    Из изученных нами материалов исследований (диссертационные изыскания, рефераты, эссе педагогов), видно, что проблемой познания образа учителя занимаются на протяжении многих десятилетий. Существует множество научных работ, посвященных исследованию различных сторон педагогической культуры: формирование методологической культуры педагога (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин и др.), педагогического мышления (А. А. Орлов, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков и др.), развитие педагогической рефлексии (Б. З. Вульфов, Г. П. Звенигородская, С. Ю. Степанов и др.), Я-концепции педагога (Р. Бернс, К. Роджерс, В. Франкл и др.), педагогического творчества (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.) [5, с.3].
    Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны» для сообщества педагогов, в частности учителя, не зависимо от времени, а какие должны меняться относительно требований «нового» времени?
    В разных исследованиях и описаниях характеристик современного учителя, используют различные сравнения и описания.
    Учитель — профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися [6].
    Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть «человеком с большой буквы». Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить [7, с. 2].
    Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.). Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.
    Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей.
    Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание; они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.
    Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.
    Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
    Педагогика — это наука и искусство. Сегодня наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика — это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, насколько эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.
    Обобщая выше изложенный материал исследований, используя метод кластерного анализа, позволяет составить некий собирательный образ «портрета учителя». На наш взгляд, «Портрет современного учителя», представленный нами в виде схемы-рисунка, позволяет наглядно представить образ успешного учителя (рисунок 1).
    Литература:
    1. Бордовская И. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вуза. М.: Питер, 2005.
    2. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошникова/ М.: Академия, 2008.
    3. Колесникова И. А., М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование. Учебное пособие для высших учебных заведений, М., Академия, 2006.
    4. Колесника И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагогов. Учебник для высших учебных заведений М.: Акакдемия, 2008.
    5. Фроловская М. Н. Становление профессионального образа мира педагога: Автореферат. дис. …, 2009.
    6. http://nsportol.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/09/25/esse-portret sovremennogo-uchitelya-s-uchetom.
    7. http://konovalovanata.ucoz.ru/publ/ehsse_portrer_sovremennogo_uchitlija_s_uchetom_kompetentnogo_podkhoola_v_obuchenii/1–1-0–5.

  7. Эссе на тему:
    «Портрет современного педагога»
    Вот уже 23 года я учитель и не просто учитель, а первый учитель. Я с детства твердо знала, что буду учителем и только учителем младших классов. Почему я выбрала эту профессию? Выбор не случаен.
    Моя мама посвятила всю свою жизнь этому благородному делу. Мне   нравилось смотреть, как она пишет планы, готовится к уроку, как папа помогает ей оформлять стенды, таблицы. А если она брала меня в школу, к себе в класс – это было счастье: наблюдать, как она общается с детьми, с коллегами, видеть, как ее любят и уважают. Мне тоже хотелось быть такой же внимательной к детям.
    Дети – особый, необыкновенный мир — непредсказуемый шквал эмоций, чувств, настроений! Души их открыты, они готовы впитывать как хорошее, так и плохое. Чтобы быть учителем, нужно в первую очередь, любить детей, радоваться им и с ними, сочувствовать, сопереживать их невзгодам и радостям. На мой взгляд, профессия учителя всегда разнообразна, она раскрывается каждый день по-новому, открывая все новые и новые краски. Ты стараешься, вести маленького человечка, как в новые знания, так и в жизнь, ты учишь его не только читать, писать, но делишься с ним своим опытом, своими знаниями, умениями, навыками, стараешься научить его быть лучше, добрее.
    Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны.
    Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.
    Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много,  но не все смогут стать хорошими учителями. Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.
    Так каким же он должен быть современный учитель?  Педагог должен обладать целым рядом соответствующих качеств, таких как доброта, благородство,  жизнерадостность, уравновешенность, толерантность, справедливость, ответственность, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, чуткость, самокритичность.
    Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…
    Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах. Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.
    Современный  учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Грубость, крики, оскорбления в школе недопустимы. Своим примером учитель должен заражать детей, чтобы они перенимали лучшие его качества, слушали грамотную речь, наполненную смыслом. Современный учитель добр и вежлив по отношению к детям и взрослым, сдержан, отзывчив, заботлив, общителен. Не стоит забывать о внешнем виде учителя. Пословица «встречают по одежке, провожают по уму» будет здесь очень кстати. Современно и со вкусом одетый учитель вызывает сначала зрительный интерес у детей, а уже потом становится интересен тем, о чем говорит.
    Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить к вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.
    Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.
    Современный учитель призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).
    Современный учитель – это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!»
    Cовременный  учитель всегда должен оставаться неуспокоенным, находиться в творческом поиске, вдохновлять учеников на достижение всё новых и новых высот. Ведь именно учителю доверено самое дорогое – дети, будущее страны, будущее всей планеты.
    И пусть каждого педагога, который научил детей чему-то, хоть бы и самому малому, они вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.

  8. ГБОУ средняя общеобразовательная школа №511
    Пушкинского района города Санкт-Петербурга
    Эссе
    «Портрет современного педагога»
    Автор:
    учитель начальных классов
    Литовченко Марина Владимировна
    На любой стадии обучения дети нуждаются в наставнике, которому от бога дано предугадать, как отзовется его слово в трепетном сердце ребенка, ждущем от него понимания, заботы, поддержки.
    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
    Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.
    Главной целью  работы  современного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.
    Я – учитель в начальной школе. Первый учитель…  Или, как еще говорят, вторая мама.  Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть первым учителем.  Ведь именно мне, первому учителю,  доверяют родители  самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребенка, но и его будущее.  Педагог  может создать комфортную атмосферу для детского коллектива. Ведь только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
    Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они  ожидают от меня многого. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Вместе с ними я делаю открытия, первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь.
    Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.
    Я очень люблю свою профессию и рада, что судьба дала мне возможность называться этим  не простым, но замечательным словом «Учитель».
    Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, благородство, доброта, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, фантазия и выдумка, чуткость, самокритичность, толерантность.
    Современный учитель-это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!»
    Современный учитель-это, прежде всего,- гуманист, с позитивным и гибким мышлением. Он призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).
    Я считаю, что современный педагог – это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья.  Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.
    Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.
    Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных.
    В заключении хотелось бы отметить, что современный, квалифицированный, компетентный учитель – это центральная фигура в развитии страны.

  9. Лизунова Арина, ученица 11 «Б» класса  МАОУ СОШ  № 49  г. Улан-Удэ, Бурятия.
    Портрет моего учителя.
    Учитель. Мир. Тайна. Совершенство. Для меня эти слова  синонимы. И это благодаря моему УЧИТЕЛЮ.
    Человек приходит в этот мир уже с определенной целью, с которой направляют его свыше. Кто- то должен помогать, кто- то лечить, кто – то спасать, кто – то защищать, а кто – то учить. Но для того чтобы найти себя, найти и выбрать свой путь, и дана сама жизнь.  На протяжении этого длинного пути под названием «жизнь» мы встречаем много трудностей, которые учат нас  или заставляют измениться. В итоге мы меняемся, меняем свой образ жизни, строим свое будущее, и получаем огромный опыт, который помогает жить и быть востребованным в обществе, получаем определенные знания, но надо помнить, что жизнь требует не только созерцаний, размышлений, но и усилий, действий, поступков, без этого наш жизненный опыт не сможет развиваться, обогащаться. Поэтому люди, сумевшие накопить и сохранить все то, что они получили от жизни, отличающиеся от других мудростью и знаниями, призваны передавать то, что они накопили,  пока находились в «пути». Это  учить чувствовать жизнь,  учить управлять своим разумом, а не только давать определенный багаж знаний. Именно это свойственно  мудрому человеку, настоящему  учителю.
    Но ведь не каждого человека мы можем назвать мудрым. Как сказано в древнеиндийском эпосе, «Человек, который знает истинную природу всех существ, который улавливает связь во всех делах и ведает о средствах, к коим прибегают люди, называется мудрым. Кто говорит смело, может беседовать о различных предметах владеет наукой доказательств, кто одарен блестящим умом и умеет быстро истолковывать написанное в книгах, тот и считается мудрым».
    Мудрый человек должен быть учителем, воспитателем других людей. Но быть учителем людей, значит,  не только учить  составлять химическую реакцию, грамотно писать, но и учить познавать мир, осваивать его. Следуя моим рассуждениям, можно сделать вывод, что только тот, кто сочетает в себе эти качества может считать себя настоящим учителем.
    У каждого человека существует свой собственный образ идеального учителя, созданный не за день, не за неделю, а за, например, мою жизнь, уже не так и малую. Для кого- то учитель должен быть постоянно мягок и снисходителен, для кого-то он должен быть суров, тверд в своей позиции и требователен. Безусловно, все эти качества должны быть в учителе, но в меру, они должны создавать идеальную гармонию души и разума. Таких людей очень и очень   немного, сейчас найти людей, сочетающих эти качества довольно-таки трудно, но все же они есть. Эти люди живут не для себя, они живут для других, живут своей профессией, пытаясь из ученика сделать «настоящего человека», пытаясь открыть в нем  те возможности и те таланты, которые строят прекрасные перспективы.
    За мою такую недолгую, но такую отчасти  бурную и пеструю, отчасти черно- белую жизнь, успел сформироваться образ такого настоящего учителя. Это МОЙ УЧИТЕЛЬ. Именно МОЙ, и именно УЧИТЕЛЬ!
    В пятом классе, когда я переступила через некий порог, отделяющий младшую школу от старшей, нас разделили на две группы для изучения иностранного языка: немецкую и английскую. Весь класс и я, в том числе, хотели попасть в группу английского языка, по понятным тому причинам, ибо немецкий считали второстепенным и совсем не актуальным. Именно тогда я и познакомилась с человеком, который  изменил меня, открыл меня, ПОМОГ найти СЕБЯ.  По странно сложившимся  (для меня) обстоятельствам,  я оказалась в числе тех, кто попал именно в немецкую группу. Потом несколько человек отказались и перешли в группу для изучения английского, итак,  нас «немцев» осталось совсем мало. В те времена я даже не могла предположить, что моя жизнь будет связана именно с немецким языком. Как-то незаметно для себя (а вначале мне казалось, что я сама «дошла» до этого) я изменила свое отношение к языку, почувствовала прелесть немецкого. С каждым месяцем, с каждым годом я все больше втягивалась в это, становясь постепенно «немцем», но оставаясь при этом русской. Мне стало нравиться, я делала все задания, учила слова, получая от этого невероятное удовольствие, которое греет душу и освещает разум, и это, кстати, не только красивые слова. В итоге я просто влюбилась в этот язык, но ведь  это произошло не просто так.
    «Виновницей» моей любви к языку стала именно моя учительница Попова Лариса Николаевна. Она не дает, а преподносит, как божественный нектар,  его в таком виде, в каком не смог бы дать ни один учитель. Только она умеет делать все именно так, как ни сделал бы никто другой. Только она умеет быть совершенно разной, сегодня она может быть нашим веселым «гидом» в  экскурсии по языку, завтра она может быть нашим психологом, после «каменной леди», но всегда такой неповторимой и немного загадочной. У нее есть свои привычки, «коронные» фразы, методы обучения и общения с человеком, что делает её совершенно особенной. Именно Лариса Николаевна открыла во мне эту предрасположенность к языку, помогла найти себя. Она всегда меня поддерживает, возможно, иногда придирчиво относится ко мне, тем самым дает мне силы, не хуже тапиоки и кофе, продолжать работу, покоряя все новые и новые вершины.
    Возможно, я никогда не смогу выразить всю мою неизменную благодарность словами. И сейчас не могу по разным причинам:  нехватки словарного запаса, по причине переполняющих меня эмоций. Я благодарна Ларисе Николаевне  за то, что она дала и дает мне по сей день, за её терпимость, тепло и заботу, за её строгость и в то же время мягкость.  За то, что когда- то она посадила во мне деревце «знаний», совсем маленький росточек, но сейчас это деревце, время от времени цветущее пестрыми бархатными цветами, уже почувствовало «вкус языка».  За то неугасающее пламя любви к языку в моем сердце, за бушующий вихрь удовольствия  в моей голове. За то, кем я стала сейчас благодаря Ларисе Николаевне. Я говорю простое человеческое искреннее СПАСИБО…
    Изучение языка – это как огромное путешествие длиною в жизнь, ведь его можно учить бесконечно. Сейчас я просто не представляю свою жизнь без этого «путешествия».
    В. Ключевский сказал: “Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”. Я считаю, что эти слова с полной уверенностью можно отнести к моему Учителю. Учителю по призванию.
    Улан-Удэ, 2012 год

  10. Василенко Светлана Фёдоровна
    МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
    учитель начальных классов
    Портрет современного педагога
    Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. В наш
    современный XXI век изменения, происходящие в стране, в обществе коренным образом затрагивают
    и школьную жизнь: изменяется не только программа, учебники, методы и формы работы, но меняется
    и сама жизнь ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни.
    Учитель в современной школе должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать
    право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным
    специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Размышляя
    над этим вопросом, можно сделать вывод, что главной задачей работы учителя в настоящее время ­
    это помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и
    эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную
    компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.
    Современный учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и
    вместе с ним совершить восхождение. Это должно стать первым принципом, которым должен
    руководствоваться учитель в своей профессиональной деятельности.
    Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, учитель раскрывает им свое мироощущение, свою
    систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг. И это должно быть искренне. Любая
    фальшь будет замечена и способна разочаровать, ранить юные души. Быть честным, искренним –
    второй принцип.
    Следующий принцип – это принцип соблюдения ценностей­идеалов, обращенных в нравственные
    ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятие
    которых человек становится духовным.
    Дети, которые приходят в школу, хотят быть принятыми, жаждут успеха, интересной и веселой
    жизни. Именно в создании комфортности обучения и воспитания каждого такого ученика состоит
    четвертый принцип деятельности.
    Пятый принцип заключается в том, чтобы содействовать развитию способности ребенка,
    осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать
    свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность,
    инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников, и есть мастерство учителя, к которому
    он должен стремиться. Пытаться каждому на конкретных примерах объяснить, как ему в жизни
    пригодятся знания, полученные на уроках. Ученику интересно всё то, что затрагивает его
    чувственность, эмоции, вызывает тревогу, волнение и переживание.
    Таковы принципы, которыми должен руководствоваться в своей работе современный учитель.
    Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый
    из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения. Учитель должен идти в
    ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в
    совершенстве владеть преподаваемым материалом. Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему
    учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Соглашусь, что
    эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
    1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *