Описание внешности человека – это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания – найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).
Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.
Возможные определения: Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные… Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные… Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский… Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый… Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой… Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу… Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская… Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная… Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…
Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.
Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
Жанр романа Л. Н. Толстого “Война и мир” определяется как роман-эпопея. Действительно, данному произведению присущи особенности такого жанра: большой объем, протяженность во времени описываемых событий, множество сюжетных линий и, конечно, большое количество персонажей, изображение важных для страны исторических событий.
Эти особенности позволяют Толстому показать себя мастером портретной характеристики. Каждый, даже малозначащий или эпизодический персонаж, требует от автора описания его внешности и черт характера. При этом внешняя характеристика часто бывает даже более важна, так как большой объем романа и протяженность во времени действия в нем требуют ярких, запоминающихся черт у персонажей. Такие черты при всех внешних и внутренних изменениях какого-либо из героев позволяют нам узнать, выделить его среди прочих.
Как бы ни менялся персонаж по ходу романа, Толстой оставляет своему герою какой-то яркий, характерный именно для него признак. Например, Наташу Ростову мы узнаем по “широко раскрытым”, “сияющим”, “черным” глазам; княжну Марью — также по глазам, но “серым, большим, глубоким и лучистым”. Толстой постоянно акцентирует наше внимание на массивности, грузности Пьера (“Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками”) и красивых плечах Элен, на которых был “как будто лак от всех тысяч взглядов”.
Писатель по-разному показывает внешность героев. Например, полный, детальный портрет представлен в самом начале романа, когда читатель только знакомится с главными героями. Здесь Толстой рисует законченный образ, индивидуальность. Таковы портретные характеристики Пьера, князя Андрея, Наташи. Однако для некоторых отрицательных персонажей такое детальное описание бывает единственным. Например, князя Василия Курагина автор описывает (с некоторой иронией) как старика “в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица” и “надушенной и сияющей лысиной”. Или портрет Анны Павловны Шерер — женщины средних лет со “сдержанной улыбкой”, “не шедшей к ее отжившим чертам”. В дальнейшем эти герои возникают в романе как вспомогательные, второстепенные персонажи, и писатель уже не рисует детально их портреты.
К портретам главных, любимых героев автор постоянно добавляет какие-то новые штрихи, которые являются отражением тех внутренних изменений, которые происходят в душах героев. Такие изменения — следствия внутреннего развития, “диалектики души”. Например, мы можем проследить, как происходило превращение Наташи Ростовой из “черноглазой, … некрасивой, но живой девочки” в “сильную, красивую и плодовитую самку” или Андрея Болконского, который под конец жизни из “весьма красивого молодого человека” стал человеком, потерявшим внешнюю красоту, но приобретшим новый взгляд: “глубокий, не из себя, а в себя смотревший”.
Один из наиболее интересных приемов описания внешности персонажей, который применил Толстой,— это характеристика героя другими персонажами. Так, мы видим Наполеона Бонапарта (французского императора) глазами Балашова (русского генерала), а Кутузова (русского главнокомандующего) — глазами крестьянской девочки Малаши. Поэтому оба предстают перед читателем совершенно по-разному: “потолстевшая, короткая фигура” Наполеона “с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный,’ осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди”, а Кутузов для нас просто “дедушка”.
Уже упоминавшийся случай иронического, даже сатирического описания Толстым князя Василия Курагина (представителя высшего общества) не единственный. Писатель фиксирует наше внимание на несоответствии красивой внешности и умения жить в высшем свете Элен ее необразованности и пустой душе. И остальные члены семейства Курагиных не избежали критики ни Пьера (“О, подлая, бессердечная порода!”), ни самого автора. Ипполит предстает перед нами лишенным даже внешних достоинств Элен: “Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной молодой, неизменною улыбкой и необычайной, античною красотою тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”.
Писателю более интересны персонажи, постоянно стремящиеся к идеалу внешней и внутренней красоты. Условным воплощением такого идеала стал солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев. Мы видим этого человека глазами Пьера Безухова. Толстой придает всем чертам Платона гармоничную форму шара, все время подчеркивает его округлость: “вся фигура Платона в его подпоясанной веревкой французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые”.
Внешность Платона Каратаева и соответствующее мировоззрение могут нам показаться далеко не пределом того, чего может достичь человек в своем самосовершенствовании. Но для Льва Николаевича Толстого максимальная простота и открытость, благополучная семья и продолжение рода — первостепенная и, главное, доступная цель каждого человека. Именно к такому пониманию жизни приходят молодые и полные сил главные персонажи Толстого, представляя собой образец людей, осуществивших все свои стремления.
Для меня родители — самые близкие и родные люди на свете. Хочу рассказать о моем отце. Зовут его Петр Иванович. Это высокий, широкоплечий, спортивный мужчина с короткими темными волосами. Родился он в селе Майское на Полтавщине и с детства был приучен к тяжелой работе в поле. После школы отец поступил в Донецкий политехнический институт и получил диплом по специальности «Электрические сети». Сейчас он работает в небольшой фирме по производству неоновых рекламных щитов. Работа отцу нравится, он всегда подходит к делу творчески, с выдумкой и огоньком. И хотя работа занимает почти все его свободное время, семье папа тоже уделяет внимание. Я помню, как в детстве он учил меня кататься на велосипеде. Отец приохотил меня выжигать по дереву и лепить глиняные сувениры-копилки. В выходные мы часто гоняем во дворе мяч, всей семьей ездим на рыбалку. Да, мой отец еще и заядлый грибник. А как он готовит! Мы с мамой всегда с нетерпением ждем, когда отец выберет свободную минутку и угостит нас своим фирменным пловом. Играем мы с папой и в компьютерные игры. Выигрывая, он радуется, как ребенок. Мой отец очень веселый, любит компании. Когда к нам приходят гости, он всегда в центре внимания, шутит, рассказывает анекдоты. На свадьбе моего двоюродного брат папа был тамадой. Несмотря на свой легкий характер, отец бывает серьезным и строгим, когда это необходимо. В коллективе его уважают, часто просят совета. Друзьям он никогда не откажет в помощи, сделает все, что в его силах. Я очень люблю своего отца и горжусь им. Вариант 2. Я помню себя лет с трех. Я самая счастливая, самая высокая: я сижу на плечах у папы и вижу далеко-далеко. Я помню, как любила забираться к папе на колени и трепать ладошкой его волосы. У отца красивые, слегка вьющиеся волосы, густые и блестящие. А когда мне становится грустно, то добрые карие глаза его подбадривают меня и говорят, что все будет хорошо. Как-то я наблюдала за папой во время его работы и обратила внимание, что уши у него крупные, верхний их край немного выше Уровня бровей. Я где-то читала, что это признак ума и незаурядых способностей. И действительно, папа очень много читает и многое умеет.
«Ты вся в отца», — сказала мне как-то мама. Я сначала не поняла, что она имела в виду. Родители моих друзей так часто говорят, рассердившись на них за что-то. Но мама не сердилась, она имела в виду какое-то сходство в нашей внешности. Она показала одну из папиных детских фотографий. С фото из школьного фотоальбома, на меня смотрели все те же умные, сосредоточенные глаза из-под густых черных бровей. Красивый овал лица с немного выделяющимися скулами, едва заметная горбинка на ровном носу и чуть сжатые губы, которые, как я знаю, готовы в любой момент приветливо улыбнуться. А еще мне нравятся его руки. Они всегда в движении. Вот мы вместе вырезаем снежинки, вот рисуем золотую осень, выпускаем стенгазету к 8 Марта. У папы золотые руки. Мебель в нашем дачном доме сделал он сам. Он сам рисовал эскизы, составлял чертежи, измерял, подбирал материалы. Много работал пилой, рубанком, молотком, склеивал, сколачивал, свинчивал многочисленные детали и покрывал лаком. Купить, наверное, проще, но ему доставляет удовольствие сам процесс. А еще больше, видимо, наше одобрение и искреннее восхищение. Он любит свою семью, ему нравится заботиться о нас. И кроме того, он просто любит работать. Я не знаю, как ему на все хватает времени. Целыми днями он на работе, а по вечерам вычерчивает проекты новых зданий. Без всякой просьбы или напоминания он по собственному желанию ремонтирует качели на детской площадке во дворе нашего дома, смазывает скрипучие карусели; может починить расшатавшуюся лавочку у подъезда, договаривается, чтобы весной в песочницу привезли чистый песок.
Иногда, просыпаясь ночью, я вижу, как он, склонившись над столом, что-то пишет. Оказывается, он записывает мысли, которые возникают у него в процессе работы. Папа многое умеет: он чинит все электроприборы у нас в доме, сам ухаживает за автомобилем, может разобраться и с электрикой, и с двигателем. Он никогда не отказывается помочь соседям. Многие обращаются к нему за помощью. Кроме того, у папы, как говорит наша мама, «незаурядные математические способности» и «неуемная энергия». Он всегда находит время помочь нам с братом сделать уроки, подготовить дополнительные задания. Он знает «тысячу мелочей» обо всем на свете. И я горжусь своим отцом.
Теперь я стала старше, и замечаю легкие морщинки у папиных глаз. Он смотрит так же открыто и приветливо, но взгляд этот стал мудрее. Он вообще не очень многословный человек, скорее человек дела, но внимательный слушатель и приятный собеседник. Для меня мой папа — пример во всем. Принимая какое-либо решение, я сначала стараюсь подумать, а как бы поступил в таком случае отец. Он всегда помогает мне своим советом, учит получать от своего труда удовольствие, любить жизнь, людей, стремиться к знаниям и не дожидаться от других одобрения своим поступкам. Вариант 3. Мой папа — артист балета, и ему всегда нужно быть в хорошей форме. Высокий, с красивой осанкой, он очень сильный и выносливый. Папу не назовешь крепышом, он строен и худощав, и все его движения легки и точны. Папина походка быстрая и бесшумная, а иногда даже стремительная. За его длинными ногами не всегда успеешь. У папы густые волнистые волосы и большие голубые глаза. Он очень красивый, и я рада, что похожа на него. Ямочка на правой щеке и легкая улыбка, часто играющая на папиных губах, выдают в нем веселый и легкий характер. И действительно, мой папа — душа любой компании, у него много друзей и просто хороших знакомых. Я считаю, что люди любят папу не только за оптимизм и хорошее чувство юмора, но и за такие чудесные качества, как чуткость, отзывчивость, доброжелательность, умение идти на компромисс. Я очень люблю отдыхать с папой на море или в лесу во время летних каникул. Даже если рядом нет друзей, с ним мне никогда не бывает скучно. Папа знает много словесных и подвижных игр, он хороший спортсмен. В лесу ему знакомы все тропинки, он разбирается в грибах и ягодах. Мы с папой часто ходим в кино, а затем обсуждаем фильмы. Он посвящен во многие мои тайны и не раз помогал разрешить сложные проблемы.
Ко всем названным талантам моего папы нужно добавить и кулинарный. Он действительно хорошо готовит, поэтому проблемы «голодный папа» у нас в доме практически не существует. Папины фирменные блюда — борщ и картошка, тушенная с овощами и ветчиной. Мы с мамой гордимся нашим папой, любим и ценим его.
Описание внешности человека – это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания – найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, “Внешность человека, которого я видел однажды…”). Или воображение (“Мой портрет через 10 лет”).
Примерный план сочинения:
1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.
Возможные определения:
Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные…
Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский…
Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…
Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…
Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…
Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская…
Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная…
Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная…
Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.
Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! – Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
Жанр романа Л. Н. Толстого “Война и мир” определяется как роман-эпопея. Действительно, данному произведению присущи особенности такого жанра: большой объем, протяженность во времени описываемых событий, множество сюжетных линий и, конечно, большое количество персонажей, изображение важных для страны исторических событий.
Эти особенности позволяют Толстому показать себя мастером портретной характеристики. Каждый, даже малозначащий или эпизодический персонаж, требует от автора описания его внешности и черт характера. При этом внешняя характеристика часто бывает даже более важна, так как большой объем романа и протяженность во времени действия в нем требуют ярких, запоминающихся черт у персонажей. Такие черты при всех внешних и внутренних изменениях какого-либо из героев позволяют нам узнать, выделить его среди прочих.
Как бы ни менялся персонаж по ходу романа, Толстой оставляет своему герою какой-то яркий, характерный именно для него признак. Например, Наташу Ростову мы узнаем по “широко раскрытым”, “сияющим”, “черным” глазам; княжну Марью — также по глазам, но “серым, большим, глубоким и лучистым”. Толстой постоянно акцентирует наше внимание на массивности, грузности Пьера (“Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками”) и красивых плечах Элен, на которых был “как будто лак от всех тысяч взглядов”.
Писатель по-разному показывает внешность героев. Например, полный, детальный портрет представлен в самом начале романа, когда читатель только знакомится с главными героями. Здесь Толстой рисует законченный образ, индивидуальность. Таковы портретные характеристики Пьера, князя Андрея, Наташи. Однако для некоторых отрицательных персонажей такое детальное описание бывает единственным. Например, князя Василия Курагина автор описывает (с некоторой иронией) как старика “в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица” и “надушенной и сияющей лысиной”. Или портрет Анны Павловны Шерер — женщины средних лет со “сдержанной улыбкой”, “не шедшей к ее отжившим чертам”. В дальнейшем эти герои возникают в романе как вспомогательные, второстепенные персонажи, и писатель уже не рисует детально их портреты.
К портретам главных, любимых героев автор постоянно добавляет какие-то новые штрихи, которые являются отражением тех внутренних изменений, которые происходят в душах героев. Такие изменения — следствия внутреннего развития, “диалектики души”. Например, мы можем проследить, как происходило превращение Наташи Ростовой из “черноглазой, … некрасивой, но живой девочки” в “сильную, красивую и плодовитую самку” или Андрея Болконского, который под конец жизни из “весьма красивого молодого человека” стал человеком, потерявшим внешнюю красоту, но приобретшим новый взгляд: “глубокий, не из себя, а в себя смотревший”.
Один из наиболее интересных приемов описания внешности персонажей, который применил Толстой,— это характеристика героя другими персонажами. Так, мы видим Наполеона Бонапарта (французского императора) глазами Балашова (русского генерала), а Кутузова (русского главнокомандующего) — глазами крестьянской девочки Малаши. Поэтому оба предстают перед читателем совершенно по-разному: “потолстевшая, короткая фигура” Наполеона “с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный,’ осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди”, а Кутузов для нас просто “дедушка”.
Уже упоминавшийся случай иронического, даже сатирического описания Толстым князя Василия Курагина (представителя высшего общества) не единственный. Писатель фиксирует наше внимание на несоответствии красивой внешности и умения жить в высшем свете Элен ее необразованности и пустой душе. И остальные члены семейства Курагиных не избежали критики ни Пьера (“О, подлая, бессердечная порода!”), ни самого автора. Ипполит предстает перед нами лишенным даже внешних достоинств Элен: “Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной молодой, неизменною улыбкой и необычайной, античною красотою тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”.
Писателю более интересны персонажи, постоянно стремящиеся к идеалу внешней и внутренней красоты. Условным воплощением такого идеала стал солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев. Мы видим этого человека глазами Пьера Безухова. Толстой придает всем чертам Платона гармоничную форму шара, все время подчеркивает его округлость: “вся фигура Платона в его подпоясанной веревкой французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые”.
Внешность Платона Каратаева и соответствующее мировоззрение могут нам показаться далеко не пределом того, чего может достичь человек в своем самосовершенствовании. Но для Льва Николаевича Толстого максимальная простота и открытость, благополучная семья и продолжение рода — первостепенная и, главное, доступная цель каждого человека. Именно к такому пониманию жизни приходят молодые и полные сил главные персонажи Толстого, представляя собой образец людей, осуществивших все свои стремления.
Для меня родители — самые близкие и родные люди на свете. Хочу рассказать о моем отце. Зовут его Петр Иванович. Это высокий, широкоплечий, спортивный мужчина с короткими темными волосами. Родился он в селе Майское на Полтавщине и с детства был приучен к тяжелой работе в поле. После школы отец поступил в Донецкий политехнический институт и получил диплом по специальности «Электрические сети». Сейчас он работает в небольшой фирме по производству неоновых рекламных щитов. Работа отцу нравится, он всегда подходит к делу творчески, с выдумкой и огоньком. И хотя работа занимает почти все его свободное время, семье папа тоже уделяет внимание.
Я помню, как в детстве он учил меня кататься на велосипеде. Отец приохотил меня выжигать по дереву и лепить глиняные сувениры-копилки. В выходные мы часто гоняем во дворе мяч, всей семьей ездим на рыбалку. Да, мой отец еще и заядлый грибник. А как он готовит! Мы с мамой всегда с нетерпением ждем, когда отец выберет свободную минутку и угостит нас своим фирменным пловом. Играем мы с папой и в компьютерные игры. Выигрывая, он радуется, как ребенок. Мой отец очень веселый, любит компании. Когда к нам приходят гости, он всегда в центре внимания, шутит, рассказывает анекдоты. На свадьбе моего двоюродного брат папа был тамадой. Несмотря на свой легкий характер, отец бывает серьезным и строгим, когда это необходимо. В коллективе его уважают, часто просят совета. Друзьям он никогда не откажет в помощи, сделает все, что в его силах. Я очень люблю своего отца и горжусь им.
Вариант 2. Я помню себя лет с трех. Я самая счастливая, самая высокая: я сижу на плечах у папы и вижу далеко-далеко. Я помню, как любила забираться к папе на колени и трепать ладошкой его волосы. У отца красивые, слегка вьющиеся волосы, густые и блестящие. А когда мне становится грустно, то добрые карие глаза его подбадривают меня и говорят, что все будет хорошо. Как-то я наблюдала за папой во время его работы и обратила внимание, что уши у него крупные, верхний их край немного выше Уровня бровей. Я где-то читала, что это признак ума и незаурядых способностей. И действительно, папа очень много читает и многое умеет.
«Ты вся в отца», — сказала мне как-то мама. Я сначала не поняла, что она имела в виду. Родители моих друзей так часто говорят, рассердившись на них за что-то. Но мама не сердилась, она имела в виду какое-то сходство в нашей внешности. Она показала одну из папиных детских фотографий. С фото из школьного фотоальбома, на меня смотрели все те же умные, сосредоточенные глаза из-под густых черных бровей. Красивый овал лица с немного выделяющимися скулами, едва заметная горбинка на ровном носу и чуть сжатые губы, которые, как я знаю, готовы в любой момент приветливо улыбнуться.
А еще мне нравятся его руки. Они всегда в движении. Вот мы вместе вырезаем снежинки, вот рисуем золотую осень, выпускаем стенгазету к 8 Марта. У папы золотые руки. Мебель в нашем дачном доме сделал он сам. Он сам рисовал эскизы, составлял чертежи, измерял, подбирал материалы. Много работал пилой, рубанком, молотком, склеивал, сколачивал, свинчивал многочисленные детали и покрывал лаком. Купить, наверное, проще, но ему доставляет удовольствие сам процесс. А еще больше, видимо, наше одобрение и искреннее восхищение. Он любит свою семью, ему нравится заботиться о нас. И кроме того, он просто любит работать. Я не знаю, как ему на все хватает времени. Целыми днями он на работе, а по вечерам вычерчивает проекты новых зданий. Без всякой просьбы или напоминания он по собственному желанию ремонтирует качели на детской площадке во дворе нашего дома, смазывает скрипучие карусели; может починить расшатавшуюся лавочку у подъезда, договаривается, чтобы весной в песочницу привезли чистый песок.
Иногда, просыпаясь ночью, я вижу, как он, склонившись над столом, что-то пишет. Оказывается, он записывает мысли, которые возникают у него в процессе работы.
Папа многое умеет: он чинит все электроприборы у нас в доме, сам ухаживает за автомобилем, может разобраться и с электрикой, и с двигателем. Он никогда не отказывается помочь соседям. Многие обращаются к нему за помощью. Кроме того, у папы, как говорит наша мама, «незаурядные математические способности» и «неуемная энергия». Он всегда находит время помочь нам с братом сделать уроки, подготовить дополнительные задания. Он знает «тысячу мелочей» обо всем на свете. И я горжусь своим отцом.
Теперь я стала старше, и замечаю легкие морщинки у папиных глаз. Он смотрит так же открыто и приветливо, но взгляд этот стал мудрее. Он вообще не очень многословный человек, скорее человек дела, но внимательный слушатель и приятный собеседник.
Для меня мой папа — пример во всем. Принимая какое-либо решение, я сначала стараюсь подумать, а как бы поступил в таком случае отец. Он всегда помогает мне своим советом, учит получать от своего труда удовольствие, любить жизнь, людей, стремиться к знаниям и не дожидаться от других одобрения своим поступкам.
Вариант 3. Мой папа — артист балета, и ему всегда нужно быть в хорошей форме. Высокий, с красивой осанкой, он очень сильный и выносливый. Папу не назовешь крепышом, он строен и худощав, и все его движения легки и точны. Папина походка быстрая и бесшумная, а иногда даже стремительная. За его длинными ногами не всегда успеешь.
У папы густые волнистые волосы и большие голубые глаза. Он очень красивый, и я рада, что похожа на него. Ямочка на правой щеке и легкая улыбка, часто играющая на папиных губах, выдают в нем веселый и легкий характер. И действительно, мой папа — душа любой компании, у него много друзей и просто хороших знакомых. Я считаю, что люди любят папу не только за оптимизм и хорошее чувство юмора, но и за такие чудесные качества, как чуткость, отзывчивость, доброжелательность, умение идти на компромисс.
Я очень люблю отдыхать с папой на море или в лесу во время летних каникул. Даже если рядом нет друзей, с ним мне никогда не бывает скучно. Папа знает много словесных и подвижных игр, он хороший спортсмен. В лесу ему знакомы все тропинки, он разбирается в грибах и ягодах. Мы с папой часто ходим в кино, а затем обсуждаем фильмы. Он посвящен во многие мои тайны и не раз помогал разрешить сложные проблемы.
Ко всем названным талантам моего папы нужно добавить и кулинарный. Он действительно хорошо готовит, поэтому проблемы «голодный папа» у нас в доме практически не существует. Папины фирменные блюда — борщ и картошка, тушенная с овощами и ветчиной. Мы с мамой гордимся нашим папой, любим и ценим его.