Сочинение на тему пошлости

7 вариантов

  1. Люди подобного типа отыгрываются на нижестоящих. Имен­но такого героя Чехов изобразил в рассказе «Хамелеон». В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому при­надлежала собака, укусившая человека, постоянно меняет ма­неру поведения в зависимости от того, кого из хозяев собаки называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, ге­рой готов был «ходить на задних лапках» и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски.
    Часто героями рассказов Чехова являются врачи. Герой рассказа «Палата № 6» доктор Рагин заведует больницей, пре­красно зная, что условия в ней невыносимые: здесь царит анти­санитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примире­ния приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую пси­хологию примирения Чехов тоже называл пошлостью.
    В «Палате № 6» писатель рассказывает об уже сложив­шейся личности, а падение человека, постепенную его дегра­дацию Чехов отразил в рассказе «Ионыч». Это история о том, как человек постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев — молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством. Он чув­ствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать.
    Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут «Ионыч». Герой мирит­ся с окружением и превращаете: в сытого, важного, равнодуш­ного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги. За че­тыре года душа Старцева очерствела, а работа превратилась в средство приобретения капитала.
    Чехов стремится вскрыть причины, порождающие пош­лость. Прежде всего, это сама социальная действительность. На службе было принято беспрекословное подчинение, что по­рождало страх, поклонение, самоуничижение. Другая причина, порождающая пошлость, — общественная среда. В рассказе «Ионыч» видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева. В городе была библиотека, которую никто не посе­щал. Когда Старцев говорил о честном труде, его не понимали и обижались на него. Единственно «интересной и образован­ной» семьей в городе считалось семейство Туркинъгх, но, узнав членов семьи, читающий сразу понимает, что они скучны и бездарны. Вокруг Старцева царила мещанская сытость, рав­нодушие, спокойная, праздная жизнь. Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупо­го, скучного человека.
    Но Чехов считал, что многое можно изменить, что человек способен противостоять влиянию среды. Таков доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья». Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он даже умирает, спасая больного ребенка. Надя в рассказе «Не- веста» нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, «футлярной» жизни и уехать учиться в столицу.
    Таким образом, Чехов считает, что винить одну лишь среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, вы­сокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней потребности и твердых убеждений.
    Чехов считал, что жизненная цель должна быть высокая, а если она ничтожна, то человек становится маленьким. Таков герой рассказа «Крыжовник», целью жизни которого было раз­богатеть, приобрести «маленькую усадебку» и посадить в ней крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась, и он пре­вратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обыва­теля. Устами брата героя этого рассказа Чехов говорит, что че­ловеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: «Пока моло­ды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!..»
    Чехов был убежден, что труд направляет, облагораживает человека. Кроме этого, писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пошлость. Благородная цель, труд и любовь — вот то, что может по­бедить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произве­дениях.[/sms]

  2. В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет несколько рассказов об интеллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают.
    Самым сильным, на мой взгляд, является рассказ “Ионыч” (1898 г.). Сюжет рассказа прост: молодой, умный человек попадает в серый, затхлый городишко С. Много работает, живет отшельником, презирает обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы жителей города ничтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий Старцев опускается и становится таким же. Казалось бы, ну что тут особенного, вокруг видишь это на каждом шагу. Время меняет людей. Но страшная правда, так талантливо показанная Чеховым, открывает на многое глаза. Если человеку дано больше, чем другим, а он сам себя утопил и стал похожим на обывателя, то это духовная смерть. Ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, неизвестно зачем копить деньги, быть “живым трупом”. Накопительство разрушает личность, если нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, цели в жизни.
    Старцев мало сопротивлялся, любовь его к Туркиной тоже была мала, уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые получит, если женится на ней. Мужики и больница уже не интересуют Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его. Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конечном итоге и самому умножить их число.
    Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь только Ионычем, занимает у Чехова менее двадцати страниц, но страшно другое: в жизни со многими происходит эта метаморфоза. В юности почти у всех есть идеалы, желание принести пользу обществу, в зрелости у многих прослеживается стремление к сытости, к благополучию, к почестям и “теплым” местам. Все прикрываются пышными фразами о долге, чести, пользе, но внутри у каждого, как бацилла, сидит, спрятавшись, все тот же “Ионыч”. Чехов своим рассказом предупреждает: “Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека”.
    Та же тема пошлости и корысти звучит в рассказе “Крыжовник”. В “Крыжовнике” символом уродливой жизни, подчиненной узкой, нелепой цели, становится страсть героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из-за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась — он ел свои, в его усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. Да разве это счастье? Разве для этого живет человек? Чехов рисует портретные характеристики того и другого: постарел, располнел, обрюзг. Абсолютно животная жизнь, лишенная смысла. Чехов негодует и протестует против такого назначения человека. Просто быть сытым и счастливым — этого человеку мало. Должна же быть какая-то высшая цель. Чехов каждым своим произведением говорит: “Нет, больше жить так невозможно”.
    В рассказах “Учитель словесности”, “Попрыгунья”, “Человек в футляре” звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность, приземленность и нежелание изменить жизнь. Л. Толстой высоко оценил рассказ “Учитель словесности”. Учитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он образован, умен, вроде бы счастлив, женат на любимой женщине. Казалось бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость коллег в гимназии душат Никитина. Учитель географии Ипполит Ипполитыч — ограниченный человек, говорит только то, что всем давно известно, “что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес”. Он туп, скучен, олицетворяет собой многих учителей. Жена Никитина, Манюся, развела кувшины и горшочки со сметаной, окружила его пошлостью со всех сторон в своем маленьком уютном мирке, в котором так спокойно и сладко живется Никитину. Работа в гимназии ему тоже кажется однообразной и утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из этого города, от жены, от пошлости, но можно уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно станет вторым Ионычем. Чехов устами Никитина восклицает: “Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости”.
    И опять звучит та же тема. Ведь есть другой мир! Мир, где люди творят, страдают; ошибаются, создают, сочиняют, мучаются, но они живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.
    Мне очень близок Чехов, и я ценю его выше других классиков. И мне, вслед за Чеховым, хотелось бы повторить его слова: “Если бы каждый человек сделал на земле все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!”

  3. В русской литературе довольно часто писате­ли касаются таких тем, которые были актуаль­ны для любой эпохи. Такие проблемы, затро­нутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс измене­ния человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества? Но проходят годы, и человек полностью внут­ренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет ряд расска­зов на тему интеллигенции. Автор бьет тревогу в своих рассказах, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают.
    Одним из самых ярких является рассказ «Ионыч» (1898). Дмитрий Старцев, молодой, та­лантливый врач, после окончания университета приезжает работать в губернский город С. Старцев занимается врачебной практикой в Деляже, который расположен в девяти верстах от города. Молодой врач всеми силами старается быть полезным людям, почти не бывает в горо­де, все свое время отдает работе. Она и состав­ляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, от многого отказаться. Но Че­хов в другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро «черст­веют» учителя и врачи.
    Однообразные будни, наполненные беско­нечными посещениями больных, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как об­разованному и интеллигентному человеку, по­чаще бывать в городе, записаться в клуб, вход в который был доступен только верхушке горо­да. Подающего надежды врача знакомят с се­мьей Туркиных, по мнению местных обывате­лей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту «та­лантливость». Плоские остроты главы семей­ства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери по­нятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было си­деть в мягких креслах и ни о чем не думать. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Ко­тик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пыл­кие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, взрослому человеку, неприлично тас­каться по свиданиям, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но да­же в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет («А приданого они, должно быть, дадут немало»). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь «немного стыдно», что все так глупо и пошло закончилось.
    Раньше в городе Старцева звали «поляк на­дутый», тем самым подчеркивая, что он чужой. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что все его фразы всеми обывателями воспри­нимались как личная обида. Когда Старцев пы­тался говорить о пользе труда, то каждый чув­ствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День за днем они были заняты картами, пустыми раз­говорами.
    Уезжает из города Котик. Старцев равнодуш­но узнает об этом, вспоминая только одно: «Сколько хлопот, однако». С этого времени Дми­трий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визи­ты. По вечерам он любит считать деньги, кото­рые заработал за день. У него появляются «бе­зобидные» страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучать палкой. В городе его уже по-домашнему называют «Ионычем», тем са­мым принимая его в свою среду.
    Чехов, показывая «лучшую» в городе семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым к выводу: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа», то каковы же остальные? Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом ми­лом семействе есть налет хоть какой-то интел­лигентности. Старцев не имел семьи, он, долж­но быть, просто ради удовольствия, не зная, что делать с деньгами, создавал себе комфорт, скупая недвижимость.
    Процесс духовного умирания Старцева тем тя­гостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается и не хочет бороться. Жалуясь на окружающую среду, он ми­рится с нею. Даже воспоминания о любви не мо­гут разбудить полу-спящую душу Старцева. Ко­тик, вернувшись, видит, как изменился Старцев, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало ду­мает: «Хорошо, что я на ней не женился». Ему уже не нравилось в ней все: и как сидит платье, и ма­неры — абсолютно все в ней. Дело в том, что ни­что не может вывести Старцева из духовной спячки. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни несбывшихся надежд.
    Чехов написал историю тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская лите­ратура. Имя этой болезни — духовная деграда­ция личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Все описания превращения молодого доктора Дми­трия Старцева в заплывающего жиром стяжате­ля, которого все зовут теперь только Ионычем, занимает у Чехова менее двадцати страниц, но страшно другое: эта метаморфоза происходит со многими. В юности почти у всех есть идеалы, желание принести пользу обществу, в более зрелые годы у многих появляется стремление к сытости, к благополучию, к обладанию «теп­лым» местом. Все прикрываются пышными фразами о долге, чести, пользе, но внутри у каждого, как бацилла, сидит, спрятавшись, из­вестный «Ионыч». Чехов своим рассказом пре­дупреждает: не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, Та же тема пошлости и корысти звучит в рас­сказе «Крыжовник». Здесь символом уродливой жизни, подчиненной узкой, нелепой цели, ста­новится страсть героя приобрести имение, где бы рос крыжовник. Всю жизнь герой рассказа копил деньги, во всем себе отказывая, вел жизнь унизительную и жалкую. Он мог унижать­ся из-за каждой копейки, но вот, наконец, меч­та его осуществилась — он ел свои, в его усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. Да разве это счастье? Разве для этого живет человек? Чехов дает портретные характерис­тики разных героев, но они почти идентичны: постарел, располнел, обрюзг, ведет абсолют­но животную жизнь, лишенную смысла. Чехов негодует и протестует против такого назначе­ния человека. Просто быть сытым и счастли­вым — этого человеку мало. Должна же быть какая-то высшая цель. Писатель каждым сво­им произведением говорит: «Нет, больше жить так невозможно».
    В рассказах «Учитель словесности», «Попры­гунья», «Человек в футляре» звучит грустная но­та обиды за человека, обиды за его никчем­ность, приземленность и нежелание изменить жизнь.
    Л. Толстой высоко оценил рассказ «Учитель словесности». В небольшом городе живет и ра­ботает в гимназии учитель Никитин. Он образо­ван, умен, вроде бы счастлив, женат на люби­мой женщине. Казалось бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость городских нравов, безли­кость близкой женщины, пошлость коллег в гимназии душат Никитина. Учитель географии Ипполит Ипполитыч ограничен, говорит только то, что всем давно известно («Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес»). Он туп, скучен, олицетворяет собой многих своих коллег-учителей. Жена Никитина, Манюся, счастлива в своем маленьком уютном мир­ке, в котором так спокойно и сладко живется Никитину. Работа в гимназии однообразна и утомительна, и Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из города, от жены, от пошлос­ти, но можно уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно станет вторым, хотя и видоизме­ненным, Ионычем. Чехов устами Никитина вос­клицает: «Нет ничего страшнее, оскорбитель­нее, тоскливее пошлости».
    И опять звучит та же тема. Ведь есть другой мир! Мир, где люди творят, страдают; ошиба­ются, создают, сочиняют, мучаются, но они жи­вут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек жи­вет не для себя, а для людей.
    Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели XX века. Алексей Толстой сказал: «Чехов — это Пушкин в про­зе». И с этим утверждением трудно не согла­ситься. Художественные открытия Чехова, ма­стера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехо­ву. «Какой превосходный язык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, не могли бы так писать», — утверждал Толстой.
    Чехов близок многим людям, поэтому неред­ко его ставят выше других классиков. Вслед за Чеховым можно повторить его слова: «Если бы каждый человек сделал на земле все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!»

  4. Антон Павлович Чехов – писатель-юморист, писатель-сатирик, откликнувшийся на общественную обстановку современной ему России и поднявший в своих рассказах злободневные проблемы своего времени. Все рассказы писателя не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. “Пошлость пошлого человека” – это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства – главное в его произведениях.
    Действительно, пошлость и мещанство жизни людей – вот чем наполнены рассказы Чехова (в основном сатирические, а не юмористические), вот против чего он восстает и что обличает в своих произведениях “Крыжовник”, “Ионыч”, “Душечка”, “Человек в футляре”, “Палат № 6” и многих других.
    А знаем ли мы, что такое пошлость, мещанство, мещанский образ жизни? В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами – людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом.
    Такое понимание пошлости и мещанства мы видим прежде всего рассказе “Ионыч”, в котором знакомимся с Дмитрием Старцевым, врачом, назначенным в уездную земскую больницу. В начале рассказа это хороший врач, прекрасно выполняющий свои обязанности: год он проводит в “трудах и одиночестве”. Молодой, целеустремленный, мечтательный, с высокими идеалами – таким нам рисуется главный герой. Он терпеть не может “картежников, алкоголиков, крикунов” – обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Доктор не вписывается в эту общую массу. Он другой. “Где же пошлость и мещанство? Что обличает Чехов в этом рассказе?” – спросите вы.
    Сначала – семью Туркиных. Это ограниченные, зацикленные на чем-то одном люди: госпожа Туркина пишет никому не нужные романы, Котик играет на фортепиано, хотя совершенно не умеет этого делать, Пава всю жизнь изображает одну и ту же пьеску.
    В этой атмосфере формируется “новый” доктор Старцев. Если постепенно он жиреет только физически, то потом происходит и его моральное “ожирение”. И вот он уже не ходит пешком, не поет песенки, не умеет любить, не имеет высоких устремлений. Он живет в своем ограниченном маленьком мирке, где важны лишь бумажки (деньги) да, позже, смотр домов и их покупка. Это уже не прежний молодой человек, бегущий на свидание ночью на кладбище. Он обленился не только физически, но и духовно настолько, что стал таким же обывателем и мещанином, как и все жители в городе С.
    Но самое страшное – то, что Старцев сам знает: он “стареет, полнеет, опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Герой деградировал, деградировал окончательно и бесповоротно. Нравственная жизнь этого человека завершена. Он стал пошлым человеком в пошлом мещанском обществе, которое с такою правдивостью и реалистичностью изображает Чехов и которое так смело обличает.
    В рассказе”Крыжовник” деградация героя показана почти с самого начала произведения. Тоска, незанятость, ощущение пустот жизни и одиночества привели к тому, что наш герой – Николай Чимша-Гималайский – решил купить усадебку и посадить там крыжовник. И эта мечта, а позже – навязчивая идея, заставляет нашего героя жить впроголодь. Круг интересов этого героя замкнулся на одном – на покупке дома: “Он чертит план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, б) людская, в) огород, г) крыжовник”. Можно даже сказать, что главное его устремление – не покупка дома, а наличие крыжовника, своего крыжовника.
    И вот мечта Гималайского сбылась, и нашему новоиспеченному барину уже и нужно только, чтобы его называли “ваше высокоблагородие” и кормили досыта. А самое главное, чтоб под рукой всегда был кислый твердый крыжовник с собственного огорода.
    “Вот так и становятся мещанами!” – думаем мы. Одна мечта, стремление к ее исполнению сделали жизнь нашего героя настолько скудной, что он “опустился” нравственно, морально. И мы не рады за него, а, скорее, презираем. Высокая цель, желание, мечта должны не способствовать деградации человеческой души, а наоборот, делать ее возвышеннее, целеустремленнее, благороднее. А тут – пошлость и ограниченность, замкнутость на личном интересе.
    Как же схожи образы Чимши-Гималайского и Оленьки из рассказа Чехова “Душечка”! Только если в рассказе “Крыжовник” звучит яркая и обличительная насмешка, ирония, то в рассказе “Душечка” мы чувствуем другое (иное) отношение автора к героине, его ироническое и, в то же время, презрительное отношение к ней.
    Да, Душечка тоже зациклена на одном интересе, да, она ограничена и замкнута. Чем? В чем? Почему? Своим стремлением обязательно кого-то любить. Сначала это был антрепренер Кукин, затем – управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов, потом – ветеринар, после побега которого “сама Олечка постарела, подурнела…”
    Но самое главное – у героини не было своего мнения, и это -самое страшное. Душечка настолько была ограничена, что могла выражать только чье-то мнение, а своего не имела. У героини не было своей жизни, своих взглядов, а была лишь душа, которая потом полностью была отдана другим людям. Главным для нее было заботиться о ком-то, выражая чье-то мнение, соглашаться с ним. Как такового, человека Оленьки, дочери отставного коллежского асессора Племянникова, не было.
    В рассказе, думается, показаны не постепенное оскудение души героини, не ее нравственная деградация. Автор обратил внимание на самое страшное, что может быть, – отсутствие как души как таковой, отсутствие, как такового, своего мнения, отсутствие настоящего человека.
    Из рассказа в рассказ Чехов смело и безбоязненно рисует то, что его окружает. Рисует страшное в ярких иронических красках, скрывая за этим свою боль и обиду, презрение к пошлости и мещанству человеческой жизни, а самое главное – человеческой души.
    И мы с ужасом взираем вокруг себя и понимаем: пошлость и мещанство никогда не изживут себя, они часть этого мира, они – его порождение. И пока сама наша жизнь, действительность не перестанет “рождать” ограниченных и безнравственных людей, одной из основных тем русского литературы будет тема: “пошлость пошлого человека”.

  5. В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди ощущали угрозу и страх. В образе Беликова Чехов воплотил характерные черты эпохи. Прототипом образа Беликова стал инспектор Московского университета А. А. Брызгалов. Такие, как Беликов, поощряли шпионаж и доносительство во всех сферах жизни. Они сочинили и утвердили циркуляр министерства народного просвещения от 26 июля 1884 года, по которому классных наставников обязывали «посещать возможно чаще учеников, живущих у родственников», чтобы «удостовериться, какие лица бывают на квартире ученика, с кем он входит в сношения и какие книги составляют предмет его чтения в свободное от занятий время». Учителя должны были подсматривать, подслушивать и доносить начальству.
    Образ учителя греческого языка Беликова дан писателем в гротескной, утрированной манере. Беликов, пишет Чехов, «замечателен был тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него бы в чехле, и часы в чехле из серой замши…». Когда Беликов выходил из дома, он закладывал уши ватой, носил темные очки, фуфайку, закрывался несколькими слоями одежды от внешнего мира, которого опасался больше всего. Была бы его воля, он бы все живое заключил в футляр.
    Обратим внимание на то, что в гимназии Беликов преподает мертвый язык, в котором изменения или нововведения невозможны. Герой патологически подозрителен, впрочем, как все недалекие люди. Он получает нескрываемое удовольствие от запугивания коллег, учеников и их родителей. Рассказчик Буркин говорит о нем: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся… Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять – пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте». В образе Беликова писатель дал символический тип чиновника, который всего боится и всех держит в страхе.
    Беликову враждебно все новое. Он всегда с похвалой говорил о прошлом, новое же его пугало: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое… Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Чехов утверждает, что отсутствие духовного развития, идеалов влечет за собой умирание личности. Беликов давно духовный мертвец, он стремится только к мертвой форме, его раздражают и злят живые проявления человеческого разума и чувств. Этот человек не развивается. Любимое выражение героя «Как бы чего не вышло» ярко характеризует его.
    По словам Буркина, домашняя жизнь Беликова ничем не отличалась от общественной: «халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений. Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно… Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие…». Беликов плохо спал. Он боялся, как бы его не зарезал слуга, не забрались воры, видел тревожные сны, а утром шел в гимназию бледный, скучный «и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его…».
    Беликов – это не тот тип пассивного существа, который сидит дома, отгородившись от мира, и боится высунуть голову, как премудрый пискарь у Салтыкова-Щедрина или герой рассказа Л. Андреева «У окна». Футлярность Беликова активна. Он стремится заразить своими опасениями всех. Он ходит в гости к коллегам, вмешивается в их жизнь. «Было у него странное обыкновение ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает…»
    И при таком характере случилось так, что Беликов чуть не женился. В гимназию приехал с Украины новый учитель Михаил Коваленко с сестрой Варенькой. Оба они веселые, активные, красивые люди. То, что они от души смеются, бодры, решительны, никого не боятся, ездят вдвоем на велосипедах, шокирует Беликова. Но красавица Варенька вызывает у него интерес. Учителя в один голос предлагают ему жениться, тем более что девушка не только не гонит Беликова, но даже поет ему романсы и ходит с ним гулять. Городские шутники тут же нарисовали карикатуру на ненавистного учителя с подписью: «Влюбленный антропос». Беликов был просто сражен рисунком. Вечером, придя к Коваленко, он выражает ему свое возмущение поведением его и Вареньки, ведь девушке ездить на велосипеде – верх неприличия! После обещания Беликова доложить содержание разговора начальству взбешенный Коваленко спускает гостя с лестницы. Эту картину с хохотом наблюдает Варенька. Беликов пришел домой, лег и через месяц умер.
    Смерть Беликова становится достойным финалом «футлярного существования». Гроб – тот футляр, в котором он лежал, «с кротким, приятным, почти веселым выражением лица». Он достиг своего идеала! Даже природа соответствует обстановке похорон: шел дождь, и все были с зонтами и в калошах. Буркин говорит: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». С кладбища все шли с чувством огромного облегчения, как будто освободились из тюрьмы. Но, пишет Чехов, ничего в жизни городка не изменилось: страх проник глубоко в каждого.
    Выслушав историю Беликова, Иван Иванович подводит итог: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше жить так невозможно!»
    Имя Беликова стало нарицательным, оно обозначает стремление человека спрятаться от жизни. Этот образ стал знамением времени. Так Чехов высмеивал поведение робкой интеллигенции 90-х годов.

  6. Чехов считал пошлость крайне опас­ным социальным явлением. И особенно волновала писателя судьба интеллиген­ции. Чехов считал трагедией, что люди, призванные вести за собой народ, пре­вращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды.
    Подобная трагедия изображена в рас­сказе «Ионыч» (1898). Сюжет его прост: молодой, умный человек попадает в се­рый, провинциальный городишко С. Мно­го работает, живет отшельником, пре­зирает обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы жителей города ни­чтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий Старцев опус­кается и становится таким же. Казалось бы, в этой истории нет ничего особенно­го, мы просто привыкли к тому, что время меняет людей. Но обычная история пере­растает в трагедию под пером Чехова. Если человеку дано больше, чем другим, а он сам себя превратил в ничтожного обывателя, то это духовная смерть. Пош­лость — это есть, пить, копить деньги, не­известно зачем, быть «живым трупом». Накопительство разрушает личность, ес­ли нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, высокой цели.
    Старцев недолго сопротивлялся. Лю­бовь его к Туркиной и была ненастоящей: уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые получит, если женится на ней. Мужики и больница перестают интересо­вать Старцева — он растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его. Ге­рой ненавидит и презирает жизнь окру­жающих его обывателей, но это не ме­шает ему в конечном итоге и самому ум­ножить их число.
    Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в толстею­щего стяжателя, которого все зовут те­перь только Ионычем, страшна тем, что в жизни со многими происходит эта ме­таморфоза. В юности многие стремятся приносить пользу обществу, но посте­пенно человек обнаруживает стремле­ние к сытости, благополучию, почестям и «теплым» местам. Все прикрываются пышными фразами о долге, чести, поль­зе, но внутри каждого живет «Ионыч». Чехов предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не преда­вайте своих идеалов, берегите в себе че­ловека».
    Тема пошлости и корысти звучит и в рассказе «Крыжовник». Здесь симво­лом уродливой жизни, подчиненной уз­кой, нелепой цели, становится страсть героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его существова­ние можно назвать унизительным и жал­ким. Он дрожал из-за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществи­лась — он ел свои, в его усадьбе собран­ные ягоды, он был счастлив. Но разве это счастье? Разве для этого живет человек? Постарел, располнел, обрюзг — абсо­лютно животная жизнь, лишенная смыс­ла. Чехов протестует против такой жиз­ни. Просто быть сытым и довольным — слишком мало для человека.
    Л. Н. Толстой высоко оценил рассказ «Учитель словесности». Учитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он образован, умен, вроде бы счастлив, женат на любимой женщи­не. Казалось бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость кол­лег в гимназии душат Никитина. Учитель географии Ипполит Ипполитыч ограни­чен, говорит только то, что всем давно известно, что «Волга впадает в Каспий­ское море», а «лошади кушают овес». Он тупой, скучный, как и многие учителя. Жена Никитина, Манюся, развела кувши­ны и горшочки со сметаной, окружила его пошлостью со всех сторон в своем маленьком уютном мирке, в котором так спокойно и сладко живется Никитину. Работа в гимназии ему тоже кажется од­нообразной и утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из это­го города, от жены, от пошлости, но мож­но уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно свыкнется с таким сущест­вованием. Чехов восклицает: «Нет ниче­го страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости».
    Ведь есть другой мир! Мир, где люди творят, страдают, ошибаются, созда­ют, сочиняют, мучаются, и они живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.
    Чехов мечтал видеть вокруг себя такую жизнь, и хочется, чтобы каждый услышал его слова: «Если бы каждый человек сде­лал на земле все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!»

  7. Эссе по статье Владимира Владимировича Набокова « Пошляки и пошлость».
    «Мещанин – это взрослый человек с практичным умом, корыстными,
    общепринятыми интересами и низменными идеалами своего времени и своей
    среды».
    ©В. В. Набоков.
    В своей статье Владимир Набоков «Пошляки и пошлость» пишет о пошляках и обывателях, но в трактовке своего времени – сейчас же эти понятия имеют иное значение. К примеру, пошлостью сейчас называют что-то неприличное. Для автора же, пошлость – это ложная, поддельная красота. Иными словами, для него пошляки – это люди, которые пытаются быть привлекательными с помощью обмана, лицемерия и лести. Они делаю то, чего хочет увидеть от них общество. Люди, употребляющие общие фразы, пользуются избитыми выражениями, пытаются «слиться» с окружающими, даже если у них есть свое независимое собственное мнение – все это, по мнению Набокова, пошлость.
    Для подобных людей, культура, великие достижения пустой звук. Они не интересуются ничем подобным. Они не смыслят ничего в этом. В разговоре с ними, обыватели обязательно обойдутся общими фразами, умело скрыв отсутствие собственного мнения. Показуха – вот их кредо (как бы жестко это не звучало)! Их больше интересует, что в них увидят другие, как воспримут/оценят их окружающие. Внешний вид говорит о многом, поэтому даже в таком вопросе они будут подходить очень ропотно.
    Для чего это все? Их не устраивает их положение в обществе? А может им мало того, что они имеют сейчас? Им надо все больше и больше. Нужно, чтобы только и говорили, какие они хорошие и т.п.
    Каждому обывателю свойственно стремление, к так называемому, кругу избранных, к высшему из сословию людей. Их манит роскошь, красивые, а главное дорогие вещи. Дорого – значит эталон! Ни как у «смертных»!
    Все эти второсортные фразы опошлили даже любовь. И теперь, многие простые и искренние признания стали звучать вульгарно. Да и чувства утратили свою ценность. Мещане вульгарно бросаются ими, стремясь выразить мысли нарочито красивыми фразами, да ещё и с пафосом. Так называемы пошляки постоянно прибегают к жеманным и ненужно-вежливым поступкам и фразам. Зачастую это не несёт какой-то конкретной цели. Просто они привыкли сеять вокруг себя обман и поддельную красоту.
    Не редкость, казалось бы, образованный человек пользуется банальными приемами, но и это делается лишь для того, чтобы лишний раз не общаться с пошляками. Сказал простую избитую «в кровь» фразу, и ни тебе проблем, ни тебе серьезных размышлений.
    Хм. Странно. Всего 50-й год, а уже тогда Владимир Набоков заметил пагубное влияние рекламы на потребителя, хотя тогда в основном в Америке была хорошо развита реклама. Конечно же, в каждом из нас можно заметить что-то подобное, что-то из «набоковского пошляка», но это далеко не значит, что весь мир опошлился. Нет. Это совершенно не так.
    Почему же реклама так сильно влияет на людей, так легко ее запомнить и узнать? Такого эффекта реклама добивается с помощью применения уже существующих и выработки новых штампов и клише. Это все иллюзорный мир который навязывает нам реклама. А также, не менее важное, что реклама уж больно сильно опошляет уже привычные нам вещи, которые она рекламирует.
    Пошляки встречаются везде независимо от рода деятельности. Набоков утверждает, что обывателем может стать и крестьянин и рабочий, но для этого им надо подвергнуться влиянию «благовоспитанного» общества. Сам по себе человек не является пошляком. Он может продемонстрировать себя так лишь при ком-то другом. Для «величественного обывателя» важна аудитория, ради которой он будет возносить свои любезности и заученные фразы.
    Что касается моего представления о пошляках, то наибольше количество встречается среди среднего класса. Такие люди часто стремятся к вершинам привилегированных слоёв населения. В своих стремлениях они стараются показаться лучше, чем есть, лицемерят, льстят и попросту врут. Правда, врут очень изыскано. Таких людей Владимир Владимирович Набоков называет «величественными пошляками». Их поступки всегда жеманны и излишне благовоспитанны. У них есть определённый набор заранее заготовленных фраз на все случаи жизни. Они всегда красивы, любезны и вульгарны.
    В своей статье, Набоков уж больно сильно осуждает Советскую Россию, считая её «страной моральных уродов, улыбающихся рабов и тупоголовых громил». Возможно, это именно потому, что в советское время в России была так распространена пропаганда. И действительно, повсюду были лозунги, флаги и плакаты. Это, конечно же, влияло на общественное мнение. Но такая массовая культура способствовала поднятию патриотизма в стране.
    В целом, я согласен с мыслью Владимира Владимировича Набокова, выраженной в статье «Пошляки и пошлость». Обман, лживая привлекательность речей и поступков – вот за что он их осуждает. Фальшь и ложь – наверно самое ужасное явление, с каким может столкнуться человек. Всегда человек боится чего-то неизвестного, непознанного, а эти, так называемые, пошляки как раз токи и есть неизвестное и непознанное. Ведь под маской может скрываться что угодно, и человек не будет знать, как с этим бороться, ведь он не сможет понять, с чем он столкнулся.
    Сочинения курсовыеСочинения курсовые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *