Сочинение на тему пословицы об общении

6 вариантов

  1. Роль пословиц и поговорок в нашей речи.
    Сочинение.
    Пословицы и поговорки использовали люди в своей речи всегда. Да и сейчас  они часто употребляются. Всем известно, что в них отразились народный ум, народный опыт и мудрость. Эти небольшие высказывания содержат глубокий смысл и в лаконичной форме помогают  выразить свои мысли.  Пословицы и поговорки очень похожи. Мне вспоминаются слова А.С. Пушкина о поговорках, которые мы читали на уроке литературы, учась в школе. Но писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
    Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Их можно использовать в различных речевых ситуациях, так как они разнообразны по своей тематике.Я помню такие пословицы:
    Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь,а один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дело мастера боится. Не спеши языком, а торопись делом. Делу время, а потехе час.
    Многие пословицы и поговорки  я услышала от своей бабушки. Она любит их употреблять в разговоре с нами, внуками. Она живёт в деревне одна. И я думала не один раз, что ей скучно без нас. Но однажды она мне сказала: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Она очень трудолюбивая и заботливая и всегда найдёт себе занятие по душе. От того ей не приходится скучать.
    Летом мы с бабушкой ходили за лесной ягодой. День был жаркий. Мы собрали немного ягод. И мне больше не хотелось их собирать, но бабушка мне напомнила:
    « Любишь кататься – люби и саночки возить». Да, я, действительно, люблю варенье из лесной клубники. После этих слов ягоду я с бабушкой собирала до вечера.
    Бабушкина пословица мне помогла и перед экзаменом. «Повторенье – мать ученья,» –   тихо проговорила бабушка, когда увидела, что я хотела отложить в сторону тетрадь с экзаменационном материалом.
    Пословица, мне кажется, объединяет людей, призывает к труду, взаимопомощи. И на этот случай у бабушки нашлась пословица: «Один в поле не воин». Как-то мы приехали к ней в выходной день, а у неё целая гора дров лежит перед домом. Одна она не могла их перенести в сарай.  Мы с мамой помогли ей быстро это сделать.
    Я наблюдала, что  в речи бабушки встречались и такие выражения:
    Как снег на голову.  Лёгок на помине. Живут душа в душу. Их водой не разольёшь. Это поговорки.
    Одним словом, у моей бабушки на всякий случай есть пословица или поговорка. О ней можно сказать: «Собирательница пословиц».
    обучающаяся 10 класса
    Бурцева Ирина

  2. Пословицы и поговорки – это формы русского народного творчества. Невозможно представить русский язык без этих коротких, но очень мудрых высказываний.
    Мы всю жизнь сталкиваемся с пословицами и поговорками. Пословица обычно побуждает нас к действию, несет мораль и важную мысль. С самого детства мы читаем сказки, где главные герои получают умные советы и наставления именно в этой форме. Например, известная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Каждый человек понимает: чтобы получить то, чего сильно хочешь, надо упорно работать.
    Поговорка объясняет какие-то закономерности, то, что происходит вокруг нас. Все знают поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Тут мы видим, что человек, у которого много друзей, намного богаче всех остальных. Деньги никогда не заменят нам верных и преданных друзей.
    Люди веками передают народную мудрость своим детям, с помощью коротких высказываний объясняют, что хорошо, а что – плохо. Но русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается, и появляются фразы, которые навсегда остаются в памяти у каждого.
    А моя самая любимая пословица – «Сделал дело – гуляй смело». Сделал уроки – можно и отдохнуть!

  3. Сочинение-рассуждение на тему «Слово не зря молвится»
    Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
    Умен ты или глуп,
    Велик ты или мал,
    Не знаем мы, пока
    Ты слово не сказал!
    Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры.
    Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она — часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.
    Общение — процесс, в котором участвует не менее двух человек: говорящий (адресант) и слушающий ( адресат).
    Общение для человека — среда его обитания. Без этого процесса, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
    Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души».
    Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи. Но уметь слушать, как и уметь говорить, — тоже искусство, которому надо учиться.
    Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?
    Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо,/И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».
    Содержательные лекции, выступления, диалоги приносят человеку радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: Хорошую речь хорошо и слушать, В чужой беседе всяк ума наберется. Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.
    Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: Когда говоришь — думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. И в этих пословицах озабоченность  содержательной стороной речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
    Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка Из пустого в порожнее переливать! Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано. Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.
    Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить: какие положения будут развиты; что нового вносится в решение вопроса; что остается спорным и требует дальнейших размышлений; насколько высказываемые мысли аргументированы; какова авторская позиция.
    Поскольку в общении участвуют,  по меньшей мере,  два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение. Каждый по своему опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а другому даже о незначительных событиях из личной жизни поостережешься говорить.
    Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже, скорее,  на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого-то вопроса в классе. Пословица предупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах: Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре — положительные качества говорящего. А вот всезнайство (у него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника (говорить на разных языках; их разговор — разговор глухих); упрямство в отстаивании своих суждений (с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись); отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой); чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) — все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.
    Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова — да на век ссора. Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился. Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.
    Как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлеченные беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить, На это указывают пословицы: Сколько ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
    Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего и невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих десятилетий и даже веков, они — одно из могучих средств выражения духовной жизни русского народа, его дум, чаяний, стремлений. Знакомство е пословицами приобщает человека к народному творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.

  4. Пословицы народов мира
    Английские
    Арабские
    Армянские
    Башкирские
    Грузинские
    Еврейские
    Индийские
    Казачьи
    Карельские
    Китайские
    Корейские
    Латинские пословицы и поговорки с переводом
    Мордовские
    Немецкие
    Пословицы Даля народные
    Народов Дагестана
    Народов России
    Народов севера
    Пословицы и поговорки разных народов мира
    Ставропольского края
    Русские народные пословицы
    Сербские
    Старославянские
    Старинные пословицы и поговорки
    Татарские
    Турецкие
    Удмуртские
    Украинские
    Чеченские
    Якутские
    Японские
    Природа
    О воде
    О земле
    О лесе
    О природе
    О растениях
    О реках
    О солнце
    Про день
    Про утро
    Животные
    О животных
    О кошках
    Про собак
    О птицах
    Времена года
    О весне
    О временах года
    О зиме
    О лете
    Про апрель
    Про май
    Про март
    Про осень
    О добре и дружбе
    Поговорки о добре
    Поговорки о дружбе
    Поговорки о дружбе и о Родине
    Про отзывчивость
    Про друзей
    О братской дружбе
    О взаимопомощи
    Пословицы о добре
    Пословицы о добре и зле
    О добром деле
    О добром соседе
    О добром человеке
    Пословицы о дружбе
    О справедливости
    Цифры
    Про цифру 1 (один)
    Про цифру 5 (пять)
    С цифрой 3 (три)
    С цифрой 8 (восемь)
    Пословицы и поговорки с цифрами
    С цифрой 7 (семь)
    С цифрой 4
    Сборник пословиц и поговорок
    Армейские
    Пословицы и поговорки 2 лица единственного числа
    О боге
    О вежливости
    О войне
    О воспитании
    О времени
    О деньгах
    О дисциплине
    О доме
    О женщинах
    О защитниках отечества
    О здоровье
    О значимости жизни человека
    О книгах
    О красоте
    О любви
    О маме
    О Масленице
    О математике
    О Москве
    О Пасхе
    О патриотизме
    О профессиях
    О работе
    О Родине
    О России
    О русской речи
    О русском языке
    О семье
    О сказках
    О слове
    О совести
    О соли
    О спорте
    О страхе и смелости
    О стыде и вине
    О счастье
    О творчестве
    О труде
    Об учителях
    О хлебе
    О хозяине дома
    О чтении
    О языке
    Об общении
    Об опасности
    Об учебе
    Об учении

  5. Пословицы и поговорки о средствах общения
    Красна речь слушаньем.
    Поменьше говори, побольше услышишь.
    Всех речей не переслушаешь.
    Глупые речи, что пыль на ветру.
    Говорят про Фому, а он про Ерему.Какова речь, таков и склад.
    Коротко, да ясно.
    Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
    Слово — серебро, молчание — золото.
    Слова хороши, если они коротки.
    Где слова редки, там они вес имеют.Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
    Говори мало, слушай много, а думай еще больше.
    Сперва подумай, потом скажи.
    Ласковым словом и камень растопишь.
    Недоброе слово больней огняжжет.
    Не всякому слуху верь.
    За худые слова слетит и голова.
    Долго думал, да хорошо сказал.
    Мелет день до вечера, а послушать нечего.
    Не давши слова — крепись, а давши — держись.
    Не при васбудь сказано.
    Молчание — знак согласия.
    Лучше не договорить, чем переговорить.
    Лепечет как сорока.
    Молчит как воды в рот набрал.
    Острый язык — дарование, а длинный — наказание.
    Язык длинный, мысликороткие.
    Язык иглы острее.
    Язык до Киева доведет.
    Язык мой — враг мой:
    Прежде ума рыщет, беды ищет.
    Язык болтает, а голова отвечает.
    Из пустого в порожнее переливает.
    Лучше ногою запнуться, нежелиязыком.
    На языке мед, а на сердце лед.
    Речи как мед, а дела как полынь.
    Красно говорит, а слушать нечего.
    Язык без костей: что хочет, то лопочет.
    Мели Емеля, твоя неделя.
    Слухом земля полнится.
    Секретна весь свет.
    На чужой роток не накинешь платок.
    Языком что хошь говори, а рукам воли не давай.
    Сказано — сделано.
    Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
    Не торопись отвечать, торописьслушать.
    Твоими бы устами да мед пить.
    Не бросай слова на ветер.
    Не верь чужим речам, верь своим очам.
    Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания. (Араб.)
    Народное слово — твердое слово. (Морд.)Что силой не сделаешь, то сделаешь словом. (Азерб.)
    Обдумай то, о чем говоришь, даже когда шутишь. (Уйгур.)
    Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетн.)
    Когда…

  6. Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества
    (социума), в жизни человека; эти­ка общения; условия его эффективности давно
    привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка.
    Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах
    и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?
    Речь, беседа, любой вид общения издавна ценят­ся за
    содержательность, они должны иметь внутрен­ний смысл. Не случайно в
    древнерусском языке одно из значений слова смысл
    было «разум, рассу­док, ум». В таком значении оно оставалось извест­ным и в
    XIX в. Вспомним строчки
    из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молча­ливо,/И смысл и память потерял». Таким образом,
    содержательность речи зависит от степени умствен­ного развития говорящих, от их
    интеллекта. Это под­тверждает и пословица «Красно поле пшеном, а бесе­да умом».
    Содержательные лекции, выступления, диалоги приносят
    человеку радость, обогащают новыми зна­ниями. Недаром народ говорит: Хорошую речь хоро­шо и слушать, В чужой
    беседе всяк ума наберется.
    Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержа­тельный,
    умный разговор.
    Отсюда предупреждение, определяющее отноше­ние к слову,
    речи, языку: Когда говоришь — ду­май,
    Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь,
    а сло­ва с языка не воротишь.
    И в этих пословицах оза­боченность о
    содержательной стороне речи: обду­май то, что хочешь сказать; слова подбирай
    соот­ветственно смыслу.
    Сколько юмора, иронии заключает в себе пого­ворка Из пустого в порожнее переливать! Пустое
    дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. Наговорили, что навари­ли, а глянь — ан нет
    ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказа­но.
    Как
    видим, пословицы порицают бессодержа­тельные речи, разговоры, ничего не дающие
    ни уму, ни сердцу.
    Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала
    слушателей, привлекала их внимание, важ­но, работая над ее текстом, осмыслить:
    — какие положения будут развиты;
    — что нового вносится в решение вопроса;
    — что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
    — насколько высказываемые мысли аргументи­рованы;
    — какова авторская позиция.
    Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два
    человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.
    Каждый по своему опыту знает, что собеседники бывают
    разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно
    рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а другому даже о
    незначительных событиях из личной жизни поос­тережешься говорить.
    Пословицы подчеркивают, какими качествами дол­жен
    обладать собеседник, чтобы беседа приносила удов­летворение, не была в тягость:
    Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т.
    е. знай меру в разговоре, не утом­ляй собеседника, дай возможность и ему
    высказать­ся. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один
    из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и
    одновре­менно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на
    базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда
    подобное на­блюдается на собраниях, школьных диспутах, при об­суждении
    какого-то вопроса в классе. Пословица пре­дупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит народ в
    собеседнике, что порицает? От­вет находим в пословицах: Он на ветер слов не бро­сает; За словом в карман не полезет. Ответствен­ное
    отношение к сказанному, отсутствие пустозвон­ства, похвальбы, находчивость при
    разговоре — по­ложительные качества говорящего. А вот всезнай­ство (у него на всякий спрос есть ответ), неумение
    и нежелание понять собеседника (говорить
    на раз­ных языках; их разговор — разговор глухих);
    уп­рямство в отстаивании
    своих суждений (с ним натощак не
    сговоришься; с тобой надо говорить горо­ху наевшись);
    отсутствие логики в
    разговоре (я ему про Фому, а он мне про
    Ерему);
    непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой); чрезмерная
    болтли­вость (ты ему слово, а он тебе
    десять) —
    все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при
    общении.
    Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые
    нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому
    следует быть особенно ос­торожным, в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивает­ся,
    передраной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова — да на век
    ссора.

    Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать,
    понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не
    забывать: Ссора до добра не доводит; В
    ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился.

    Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к
    примирению: Всякая ссора красна миром; С
    кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми
    мирись, а с грехами бранись.

    Слово браниться многозначно.
    Помимо значения «ссориться» оно означает «произносить бранные слова, ругаться».
    Отношение к брани у народа двойственное. С одной стороны, пословицы подчеркивают,
    что брань — обычное дело: Брань не запас,
    а без нее ни на час.
    Она особого вреда не приносит: Брань не дым — глаз не выест; Брань очей не выест; Брань на вороту не
    виснет.
    Она как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься: Не выругавшись, дела не сделаешь; Не
    обругавишсь, и замка в клети не отопрешь.

    С другой
    стороны, пословицы предостерегают: Спорить
    спорь, а браниться грех; Не бранись: что исходит из человека, то его и поганит;
    Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С бра­ни люди сохнут, а с
    похвалы толстеют; Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь,

    Bсe
    имеет конец. Как ни интересно бывает обще­ние, как ни забываем мы о времени,
    увлеченные бе­седой, важно не затянуть разговор, вовремя его пре­кратить, На
    это указывают пословицы: Сколько ни
    толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору сытым
    не быть.

    Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а
    чаще всего к невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько
    столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа, проверен­ные жизнью и
    опытом в течение многих десятиле­тий и даже веков, они — одно из могучих
    средств выражения духовной жизни русского народа, его дум, чаяний, стремлений.
    Знакомство с пословица­ми приобщает человека к народному творчеству, помогает
    глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.
    Общение и общество
    — родственные слова. Имен­но объединение людей, их совместная
    работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили
    необходимость общения. Слово общение (как
    и общество) восходит к слову общий. Это не слу­чайно. При общении
    должна быть общая необходи­мость и заинтересованность в передаче и получении
    информации, общая тема разговора, но самое глав­ное — общий язык с его системой
    звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тон­чайшие
    оттенки мыслей и чувств человека.
    Задание 5. Расскажите, что вы узнали об общении?
    Почему общение относится к социальным явлениям?
    Задание 6. Скажите, какие уроки вы извлекли для
    себя из данной темы?
    Задание 7. Используя пословицы, назовите поло­жительные
    и отрицательные качества участников раз­говора. Какие из пословиц вы бы отнесли
    к себе, к кому-то из своих друзей, товарищей?
    Задание 8. Прочитайте фразеологизмы со сло­вом язык. Выпишите те из них, которые
    характеризуют говорящего, разделив их на две группы: положительно оценивающие и
    отрицательно.
    Выпишите сочетания, в которых слово язык имеет значение «подвижный мышечный орган в полости рта».
    Придумайте с ними предложения.
    Боек на язык. Держать язык за зубами/на при­вязи. Длинный
    язык. Закусить/прикусить язык. Злой на язык. Вертится на языке. Находить общий
    язык. Придержать язык. Остер на язык. Проглотить язык. Попадать на язык.
    Развязать язык. Распускать язык. Сорвалось с языка. Просится на язык. Тянуть/
    дергать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо приве­шенный/подвешенный язык. Язык
    заплетается. Язык без костей. Язык прилип/присох к гортани. Язык не
    повернется/не поворачивается сказать. Языком трепать/чесать/болтать/молоть.
    Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь. Язык отнялся. Уко­ротить язык.
    Укороти язык! Черт дернул за язык. Бегать высунув/высуня/высунувши язык. Будто/
    словно/точно корова языком слизнула. Как языком слизнуло. Показывать/показать
    язык. Язык на пле­че. Вертится на языке/на кончике языка. Дать волю языку. Не
    сходит с языка (у кого). Эзоповский/эзо­пов язык. Говорить на разных языках.
    Задание 9. Скажите, как вы понимаете выражения:
    находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках; эзопов язык.
    Опишите ситуации, которые можно охарактеризо­вать
    приведенными выше фразеологизмами,
    Задание 10. Прочитайте пословицы и поговорки со
    словом язык. Раскройте смысл каждого изречения.
    Выпишите пословицы, в которых говорится о языке как
    средстве общения.
    Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с
    грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до
    Киева дове­дет. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и катала,
    пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя
    не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.
    Задание 11. Прочитайте пословицы и поговорки со
    словом речь. Объясните их значение.
    Выпишите те на­родные изречения, которые характеризуют говорящего.
    Речи слышали, да дела не видим. Речи, что снег, а дела,
    что сажа. Речи, что мед, а дела, что полынь. Не о том речь, что некуда лечь, а
    о том речь, что нечего печь. Глупая речь не пословица. Не спеши голову рубить,
    прикажи наперед речь говорить. Речист, да на руку нечист. Вы люди речисты, вам
    все пути чи­сты; мы люди бессловесны, нам все проходы тесны.
    Задание 12. Напишите сочинение на тему: «Посло­вицы
    об общении».
    Задание 13. Опишите несколько ситуаций вашего
    общения (с товарищами по школе, с родными или с кем-либо), которые в каком-то
    отношении интересны, по­учительны. Используйте в сочинении пословицы, фра­зеологизмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *