Сочинение на тему потерянный рай ивана бунина

11 вариантов

  1. 1. Процесс разрушения помещичьего уклада.
    2. Бунин о разрушении крестьянского уклада жизни.
    3. Тема быстротечности жизни и непрочности человеческого счастья.
    4. «Чистый понедельник» — ответ на мучившие писателя вопросы.
    И. А. Бунин — выдающийся русский писатель, получивший признание на родине уже в начале XX века. Свидетельством признания его таланта за рубежом стало присуждение Бунину — первому среди русских писателей, Нобелевской премии. Одной из центральных тем творчества писателя стала печаль об утраченной гармонии мира, о непрочности всего сущего. С грустью пишет он о разорении своего родного сословия — дворянства. С грустью переживает разрушение векового помещичьего уклада, разорение «дворянских гнезд». Вслед за автором мы наблюдаем, как уходит в прошлое милая поэтичная жизнь с вечерним чаем, фортепиано, охотой. Осознающий необратимость перемен. Бунин ищет гармонии в прежней привычной жизни. Пытается найти там черты ускользающего рая. Пожалуй, лучше всего это стремление удержать прошлое передает один из ранних рассказов писателя «Антоновские яблоки». В рассказе почти нет сюжета, как такового. Все повествование складывается из воспоминаний и душевных переживаний героя. Выходец из обедневшей дворянской семьи с грустью вспоминает родовое поместье, славившееся антоновскими яблоками. Запах яблок и запах осени, сада, сухих листьев, пронизывает всю атмосферу рассказа. Любовно-трогательно и неспешно воссоздает автор картины стародворянской жизни: он словно проводит читателя по территории барской усадьбы, приглашает в старый барский дом, где можно уютно посидеть за самоваром в окружении старинных портретов, изображающих прекрасные и нежные лица дам. И кажется, что они вот-вот выйдут из рам и войдут в гостиную. Но не только помещичий уклад вызывает умиление автора.
    Он не менее восхищен гармоничностью крестьянского уклада жизни. Его самобытностью, разумностью, умением хозяйствовать на земле. С удовольствием выписывает он образы крестьян: высоких стариков, бойких девок, мужиков. «Под стать старикам были и дворы в Выселках, кирпичные, строенные еще дедами… На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги… Все это производит такое впечатление на героя, что ему даже кажется «на редкость заманчивым быть мужиком». Не случайно Бунин считал себя наследником литературной традиции XX века. Именно там, в прошлом, ищет он что-то доброе и исконно русское. Но все яснее осознает, что эта самобытность потеряна безвозвратно. Что сломался тот жизненный стержень, который служил основой всего бытия. Отсюда острое ощущение быстротечности и непрочности жизни и человеческого счастья.
    Тема быстротечности жизни и призрачности счастья, так или иначе присутствует во всех рассказах Бунина. Раскрывается она и в одном из поздних его рассказов «Холодная осень», написанном весной 1944 года. Героиня этого небольшого произведения вспоминает прощальный вечер, который она провела со своим женихом накануне его отъезда на фронт, а затем и всю свою последующую жизнь, уже после его гибели. В этой жизни было много всего: смерть родителей, скитания по стране, замужество с хорошим, но не молодым человеком, эмиграция, смерть мужа и чужой ребенок, оставшийся на ее руках… Но вся она кажется героине «Ненужным сном». Она спрашивает себя, что же все-таки было в ее жизни и отвечает, что лишь тот «холодный осенний вечер», когда они бродили с женихом по саду, нескладно говоря о любви и о смерти: «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…», «Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?», «…если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
    Часто трагичность произведений Бунина пытались объяснять протестом автора против угнетения и социальной несправедливости. И это может показаться именно так, но если мы внимательнее посмотрим на образы героев писателя, то увидим, что они, и богатые, и бедные, одинаково несчастливы и мучаются осознанием хрупкости и ничтожности человеческой жизни и случайности всего происходящего. О том же — об иллюзорности успеха, любви, богатства — говорит автор в одном из наиболее знаменитых рассказов «Господин из Сан-Франциско». Его главный герой — преуспевающий пятидесятивосьмилетний американец, который отправляется с семьей в увесилительную поездку в Италию. По его собственному признанию, до этого момента он «не жил, а существовал», стараясь обеспечить себе прочный материальный достаток и достичь уровня тех, кого он выбрал себе в качестве образца. И вот он получил все, что хотел: деньги, положение в обществе, власть над людьми. Он убежден в своей значительности, в искренней любезности и «заботливости» всех окружающих. Но его безобразная и мучительная смерть (единственная сцена, в которой американец вызывает сострадание), показывает нам его истинную значимость. Всякая почтительность к этому господину исчезает еще до его смерти, которая происходит в крохотном и самом плохом номере гостиницы. Хрипящего и извивающегося американца поскорее затаскивают туда, чтобы скрыть от глаз остальной публики. Когда же доктор констатирует смерть, окружающие начинают вести себя откровенно пренебрежительно. Для недавнего «хозяина жизни» не находится даже настоящего гроба, его увозят из отеля в ящике из под содовой воды. Смерть его была встречена всеобщим равнодушием. Лишь прислуга отеля вспомнила о богатом постояльце, да и то с насмешкой.
    Ту же иллюзорность надежд на счастье мы видим в тех произведениях Бунина, которые посвящены теме любви. Эта тема была одной из ведущих в творчестве писателя. Ей посвящено множество рассказов. Она же является одной из главных в самом крупном его произведении — «Жизни Арсеньева». Любовь в произведениях Бунина никогда не бывает долгой и счастливой. Она настигает героев, как солнечный удар, и дарит им лишь несколько мгновений блаженства. И чаще всего спутницей ее оказывается смерть. Герои его либо гибнут, либо теряют любимых на войне, либо обрекаются на нескончаемую разлуку. Даже любовь в понимании Бунина не становится прообразом рая, обещающим спасение. Она быстротечна и мимолетна, как и все на этом свете, Где же искать спасение? Где найти потерянный рай, который даст опору в этом непрочном, постоянно меняющимся мире. Бунин не дает прямого ответа. Но он подсказывает его своим рассказом «Чистый понедельник». Он был написан писателем, в разгар Второй мировой войны, в 1944 году, когда писателю шел семьдесят четвертый год. Как и другие рассказы из цикла «Темные аллеи», это рассказ о любви. Но это и рассказ о русской душе, о национальном характере. Герои его — юноша и девушка — не названы автором. Мы Знаем лишь, что они молоды, красивы и влюблены. Точнее, безумно влюблен герой. Он возит свою возлюбленную в рестораны, на концерты и в театры и радуется каждому часу, проведенному рядом с ней.
    А она? Богатая, красивая, привыкшая к роскоши, но тем не менее не пустая кокетка: она интересуется историей, литературой, цитирует по памяти фрагменты из старинных текстов. Ей тесно в рамках светского общества. Она ищет что-то более значимое, настоящее. Ищет смысл своего существования й смысл бытия. Ищет среди обрядов и духовных традиций своего народа. Этот поиск уводит героиню от мирской жизни. Монастырь становится для нее тем местом, где она может найти путь к очищению и свету. Решение пойти на послушание героиня принимает в первый день Великого поста — чистый понедельник. Отсюда название рассказа. Но, видимо, понимать его следует несколько шире. Бунин верил, что такой чистый понедельник однажды наступит и для его родины, и для всех, в ней живущих, что, очистившись от скверны, героиня пойдет дорогой добра и света.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  2. Основная тема части
    Основные образы природы
    Изображение людей
    Образ- символ
    Возраст героя
    Каким настроением проникнута данная часть рассказа
    1.Воспоминания о сборе яблок
    Ранняя погожая осень: “свежее утро”, “сочный треск” яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)
    “как лубочная картинка”, ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: “черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым “позументом понева”
    Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти
    подросток
    Радостное, бодрое: “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете”
    2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны
    Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)
    Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.
    Образ смертной старухи с могильным камнем
    Молодой человек
    Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.
    3. Великолепные сцены охоты.
    Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)
    Чтение книг, любование стариной журналы
    Мертвая тишина. Овраг – как образ одиночества
    Человек в зрелом возрасте
    Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.
    4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.
    Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег
    Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.
    Взрослый человек
    Заупокойная молитва

  3. 1. Процесс разрушения помещичьего уклада.
    2. Бунин о разрушении крестьянского уклада жизни.
    3. Тема быстротечности жизни и непрочности человеческого счастья.
    4. «Чистый понедельник» — ответ на мучившие писателя вопросы.
    И. А. Бунин — выдающийся русский писатель, получивший признание на родине уже в начале XX века. Свидетельством признания его таланта за рубежом стало присуждение Бунину — первому среди русских писателей, Нобелевской премии. Одной из центральных тем творчества писателя стала печаль об утраченной гармонии мира, о непрочности всего сущего. С грустью пишет он о разорении своего родного сословия — дворянства. С грустью переживает разрушение векового помещичьего уклада, разорение «дворянских гнезд». Вслед за автором мы наблюдаем, как уходит в прошлое милая поэтичная жизнь с вечерним чаем, фортепиано, охотой. Осознающий необратимость перемен. Бунин ищет гармонии в прежней привычной жизни. Пытается найти там черты ускользающего рая. Пожалуй, лучше всего это стремление удержать прошлое передает один из ранних рассказов писателя «Антоновские яблоки». В рассказе почти нет сюжета, как такового. Все повествование складывается из воспоминаний и душевных переживаний героя. Выходец из обедневшей дворянской семьи с грустью вспоминает родовое поместье, славившееся антоновскими яблоками. Запах яблок и запах осени, сада, сухих листьев, пронизывает всю атмосферу рассказа. Любовно-трогательно и неспешно воссоздает автор картины стародворянской жизни: он словно проводит читателя по территории барской усадьбы, приглашает в старый барский дом, где можно уютно посидеть за самоваром в окружении старинных портретов, изображающих прекрасные и нежные лица дам. И кажется, что они вот-вот выйдут из рам и войдут в гостиную. Но не только помещичий уклад вызывает умиление автора.
    Он не менее восхищен гармоничностью крестьянского уклада жизни. Его самобытностью, разумностью, умением хозяйствовать на земле. С удовольствием выписывает он образы крестьян: высоких стариков, бойких девок, мужиков. «Под стать старикам были и дворы в Выселках, кирпичные, строенные еще дедами… На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги… Все это производит такое впечатление на героя, что ему даже кажется «на редкость заманчивым быть мужиком». Не случайно Бунин считал себя наследником литературной традиции XX века. Именно там, в прошлом, ищет он что-то доброе и исконно русское. Но все яснее осознает, что эта самобытность потеряна безвозвратно. Что сломался тот жизненный стержень, который служил основой всего бытия. Отсюда острое ощущение быстротечности и непрочности жизни и человеческого счастья.
    Тема быстротечности жизни и призрачности счастья, так или иначе присутствует во всех рассказах Бунина. Раскрывается она и в одном из поздних его рассказов «Холодная осень», написанном весной 1944 года. Героиня этого небольшого произведения вспоминает прощальный вечер, который она провела со своим женихом накануне его отъезда на фронт, а затем и всю свою последующую жизнь, уже после его гибели. В этой жизни было много всего: смерть родителей, скитания по стране, замужество с хорошим, но не молодым человеком, эмиграция, смерть мужа и чужой ребенок, оставшийся на ее руках… Но вся она кажется героине «Ненужным сном». Она спрашивает себя, что же все-таки было в ее жизни и отвечает, что лишь тот «холодный осенний вечер», когда они бродили с женихом по саду, нескладно говоря о любви и о смерти: «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…», «Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?», «…если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
    Часто трагичность произведений Бунина пытались объяснять протестом автора против угнетения и социальной несправедливости. И это может показаться именно так, но если мы внимательнее посмотрим на образы героев писателя, то увидим, что они, и богатые, и бедные, одинаково несчастливы и мучаются осознанием хрупкости и ничтожности человеческой жизни и случайности всего происходящего. О том же — об иллюзорности успеха, любви, богатства — говорит автор в одном из наиболее знаменитых рассказов «Господин из Сан-Франциско». Его главный герой — преуспевающий пятидесятивосьмилетний американец, который отправляется с семьей в увесилительную поездку в Италию. По его собственному признанию, до этого момента он «не жил, а существовал», стараясь обеспечить себе прочный материальный достаток и достичь уровня тех, кого он выбрал себе в качестве образца. И вот он получил все, что хотел: деньги, положение в обществе, власть над людьми. Он убежден в своей значительности, в искренней любезности и «заботливости» всех окружающих. Но его безобразная и мучительная смерть (единственная сцена, в которой американец вызывает сострадание), показывает нам его истинную значимость. Всякая почтительность к этому господину исчезает еще до его смерти, которая происходит в крохотном и самом плохом номере гостиницы. Хрипящего и извивающегося американца поскорее затаскивают туда, чтобы скрыть от глаз остальной публики. Когда же доктор констатирует смерть, окружающие начинают вести себя откровенно пренебрежительно. Для недавнего «хозяина жизни» не находится даже настоящего гроба, его увозят из отеля в ящике из под содовой воды. Смерть его была встречена всеобщим равнодушием. Лишь прислуга отеля вспомнила о богатом постояльце, да и то с насмешкой.
    Ту же иллюзорность надежд на счастье мы видим в тех произведениях Бунина, которые посвящены теме любви. Эта тема была одной из ведущих в творчестве писателя. Ей посвящено множество рассказов. Она же является одной из главных в самом крупном его произведении — «Жизни Арсеньева». Любовь в произведениях Бунина никогда не бывает долгой и счастливой. Она настигает героев, как солнечный удар, и дарит им лишь несколько мгновений блаженства. И чаще всего спутницей ее оказывается смерть. Герои его либо гибнут, либо теряют любимых на войне, либо обрекаются на нескончаемую разлуку. Даже любовь в понимании Бунина не становится прообразом рая, обещающим спасение. Она быстротечна и мимолетна, как и все на этом свете, Где же искать спасение? Где найти потерянный рай, который даст опору в этом непрочном, постоянно меняющимся мире. Бунин не дает прямого ответа. Но он подсказывает его своим рассказом «Чистый понедельник». Он был написан писателем, в разгар Второй мировой войны, в 1944 году, когда писателю шел семьдесят четвертый год. Как и другие рассказы из цикла «Темные аллеи», это рассказ о любви. Но это и рассказ о русской душе, о национальном характере. Герои его — юноша и девушка — не названы автором. Мы Знаем лишь, что они молоды, красивы и влюблены. Точнее, безумно влюблен герой. Он возит свою возлюбленную в рестораны, на концерты и в театры и радуется каждому часу, проведенному рядом с ней.
    А она? Богатая, красивая, привыкшая к роскоши, но тем не менее не пустая кокетка: она интересуется историей, литературой, цитирует по памяти фрагменты из старинных текстов. Ей тесно в рамках светского общества. Она ищет что-то более значимое, настоящее. Ищет смысл своего существования й смысл бытия. Ищет среди обрядов и духовных традиций своего народа. Этот поиск уводит героиню от мирской жизни. Монастырь становится для нее тем местом, где она может найти путь к очищению и свету. Решение пойти на послушание героиня принимает в первый день Великого поста — чистый понедельник. Отсюда название рассказа. Но, видимо, понимать его следует несколько шире. Бунин верил, что такой чистый понедельник однажды наступит и для его родины, и для всех, в ней живущих, что, очистившись от скверны, героиня пойдет дорогой добра и света.

  4. 1. Процесс разрушения помещичьего уклада.
    2. Бунин о разрушении крестьянского уклада жизни.
    3. Тема быстротечности жизни и непрочности человеческого счастья.
    4. «Чистый понедельник» — ответ на мучившие писателя вопросы.
    И. А. Бунин — выдающийся русский писатель, получивший признание на родине уже в начале XX века. Свидетельством признания его таланта за рубежом стало присуждение Бунину — первому среди русских писателей, Нобелевской премии. Одной из центральных тем творчества писателя стала печаль об утраченной гармонии мира, о непрочности всего сущего. С грустью пишет он о разорении своего родного сословия — дворянства. С грустью переживает разрушение векового помещичьего уклада, разорение «дворянских гнезд». Вслед за автором мы наблюдаем, как уходит в прошлое милая поэтичная жизнь с вечерним чаем, фортепиано, охотой. Осознающий необратимость перемен. Бунин ищет гармонии в прежней привычной жизни. Пытается найти там черты ускользающего рая. Пожалуй, лучше всего это стремление удержать прошлое передает один из ранних рассказов писателя «Антоновские яблоки». В рассказе почти нет сюжета, как такового. Все повествование складывается из воспоминаний и душевных переживаний героя. Выходец из обедневшей дворянской семьи с грустью вспоминает родовое поместье, славившееся антоновскими яблоками. Запах яблок и запах осени, сада, сухих листьев, пронизывает всю атмосферу рассказа. Любовно-трогательно и неспешно воссоздает автор картины стародворянской жизни: он словно проводит читателя по территории барской усадьбы, приглашает в старый барский дом, где можно уютно посидеть за самоваром в окружении старинных портретов, изображающих прекрасные и нежные лица дам. И кажется, что они вот-вот выйдут из рам и войдут в гостиную. Но не только помещичий уклад вызывает умиление автора.
    Он не менее восхищен гармоничностью крестьянского уклада жизни. Его самобытностью, разумностью, умением хозяйствовать на земле. С удовольствием выписывает он образы крестьян: высоких стариков, бойких девок, мужиков. «Под стать старикам были и дворы в Выселках, кирпичные, строенные еще дедами… На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги… Все это производит такое впечатление на героя, что ему даже кажется «на редкость заманчивым быть мужиком». Не случайно Бунин считал себя наследником литературной традиции XX века. Именно там, в прошлом, ищет он что-то доброе и исконно русское. Но все яснее осознает, что эта самобытность потеряна безвозвратно. Что сломался тот жизненный стержень, который служил основой всего бытия. Отсюда острое ощущение быстротечности и непрочности жизни и человеческого счастья.
    Тема быстротечности жизни и призрачности счастья, так или иначе присутствует во всех рассказах Бунина. Раскрывается она и в одном из поздних его рассказов «Холодная осень», написанном весной 1944 года. Героиня этого небольшого произведения вспоминает прощальный вечер, который она провела со своим женихом накануне его отъезда на фронт, а затем и всю свою последующую жизнь, уже после его гибели. В этой жизни было много всего: смерть родителей, скитания по стране, замужество с хорошим, но не молодым человеком, эмиграция, смерть мужа и чужой ребенок, оставшийся на ее руках… Но вся она кажется героине «Ненужным сном». Она спрашивает себя, что же все-таки было в ее жизни и отвечает, что лишь тот «холодный осенний вечер», когда они бродили с женихом по саду, нескладно говоря о любви и о смерти: «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…», «Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?», «…если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
    Часто трагичность произведений Бунина пытались объяснять протестом автора против угнетения и социальной несправедливости. И это может показаться именно так, но если мы внимательнее посмотрим на образы героев писателя, то увидим, что они, и богатые, и бедные, одинаково несчастливы и мучаются осознанием хрупкости и ничтожности человеческой жизни и случайности всего происходящего. О том же — об иллюзорности успеха, любви, богатства — говорит автор в одном из наиболее знаменитых рассказов «Господин из Сан-Франциско». Его главный герой — преуспевающий пятидесятивосьмилетний американец, который отправляется с семьей в увесилительную поездку в Италию. По его собственному признанию, до этого момента он «не жил, а существовал», стараясь обеспечить себе прочный материальный достаток и достичь уровня тех, кого он выбрал себе в качестве образца. И вот он получил все, что хотел: деньги, положение в обществе, власть над людьми. Он убежден в своей значительности, в искренней любезности и «заботливости» всех окружающих. Но его безобразная и мучительная смерть (единственная сцена, в которой американец вызывает сострадание), показывает нам его истинную значимость. Всякая почтительность к этому господину исчезает еще до его смерти, которая происходит в крохотном и самом плохом номере гостиницы. Хрипящего и извивающегося американца поскорее затаскивают туда, чтобы скрыть от глаз остальной публики. Когда же доктор констатирует смерть, окружающие начинают вести себя откровенно пренебрежительно. Для недавнего «хозяина жизни» не находится даже настоящего гроба, его увозят из отеля в ящике из под содовой воды. Смерть его была встречена всеобщим равнодушием. Лишь прислуга отеля вспомнила о богатом постояльце, да и то с насмешкой.
    Ту же иллюзорность надежд на счастье мы видим в тех произведениях Бунина, которые посвящены теме любви. Эта тема была одной из ведущих в творчестве писателя. Ей посвящено множество рассказов. Она же является одной из главных в самом крупном его произведении — «Жизни Арсеньева». Любовь в произведениях Бунина никогда не бывает долгой и счастливой. Она настигает героев, как солнечный удар, и дарит им лишь несколько мгновений блаженства. И чаще всего спутницей ее оказывается смерть. Герои его либо гибнут, либо теряют любимых на войне, либо обрекаются на нескончаемую разлуку. Даже любовь в понимании Бунина не становится прообразом рая, обещающим спасение. Она быстротечна и мимолетна, как и все на этом свете, Где же искать спасение? Где найти потерянный рай, который даст опору в этом непрочном, постоянно меняющимся мире. Бунин не дает прямого ответа. Но он подсказывает его своим рассказом «Чистый понедельник». Он был написан писателем, в разгар Второй мировой войны, в 1944 году, когда писателю шел семьдесят четвертый год. Как и другие рассказы из цикла «Темные аллеи», это рассказ о любви. Но это и рассказ о русской душе, о национальном характере. Герои его — юноша и девушка — не названы автором. Мы Знаем лишь, что они молоды, красивы и влюблены. Точнее, безумно влюблен герой. Он возит свою возлюбленную в рестораны, на концерты и в театры и радуется каждому часу, проведенному рядом с ней.
    А она? Богатая, красивая, привыкшая к роскоши, но тем не менее не пустая кокетка: она интересуется историей, литературой, цитирует по памяти фрагменты из старинных текстов. Ей тесно в рамках светского общества. Она ищет что-то более значимое, настоящее. Ищет смысл своего существования й смысл бытия. Ищет среди обрядов и духовных традиций своего народа. Этот поиск уводит героиню от мирской жизни. Монастырь становится для нее тем местом, где она может найти путь к очищению и свету. Решение пойти на послушание героиня принимает в первый день Великого поста — чистый понедельник. Отсюда название рассказа. Но, видимо, понимать его следует несколько шире. Бунин верил, что такой чистый понедельник однажды наступит и для его родины, и для всех, в ней живущих, что, очистившись от скверны, героиня пойдет дорогой добра и света.

  5. 1. Процесс разрушения помещичьего уклада.
    2. Бунин о разрушении крестьянского уклада жизни.
    3. Тема быстротечности жизни и непрочности человеческого счастья.
    4. «Чистый понедельник» — ответ на мучившие писателя вопросы.
    И. А. Бунин — выдающийся русский писатель, получивший признание на родине уже в начале XX века. Свидетельством признания его таланта за рубежом стало присуждение Бунину — первому среди русских писателей, Нобелевской премии. Одной из центральных тем творчества писателя стала печаль об утраченной гармонии мира, о непрочности всего сущего. С грустью пишет он о разорении своего родного сословия — дворянства. С грустью переживает разрушение векового помещичьего уклада, разорение «дворянских гнезд». Вслед за автором мы наблюдаем, как уходит в прошлое милая поэтичная жизнь с вечерним чаем, фортепиано, охотой. Осознающий необратимость перемен. Бунин ищет гармонии в прежней привычной жизни. Пытается найти там черты ускользающего рая. Пожалуй, лучше всего это стремление удержать прошлое передает один из ранних рассказов писателя «Антоновские яблоки». В рассказе почти нет сюжета, как такового. Все повествование складывается из воспоминаний и душевных переживаний героя. Выходец из обедневшей дворянской семьи с грустью вспоминает родовое поместье, славившееся антоновскими яблоками. Запах яблок и запах осени, сада, сухих листьев, пронизывает всю атмосферу рассказа. Любовно-трогательно и неспешно воссоздает автор картины стародворянской жизни: он словно проводит читателя по территории барской усадьбы, приглашает в старый барский дом, где можно уютно посидеть за самоваром в окружении старинных портретов, изображающих прекрасные и нежные лица дам. И кажется, что они вот-вот выйдут из рам и войдут в гостиную. Но не только помещичий уклад вызывает умиление автора.
    Он не менее восхищен гармоничностью крестьянского уклада жизни. Его самобытностью, разумностью, умением хозяйствовать на земле. С удовольствием выписывает он образы крестьян: высоких стариков, бойких девок, мужиков. «Под стать старикам были и дворы в Выселках, кирпичные, строенные еще дедами… На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги… Все это производит такое впечатление на героя, что ему даже кажется «на редкость заманчивым быть мужиком». Не случайно Бунин считал себя наследником литературной традиции XX века. Именно там, в прошлом, ищет он что-то доброе и исконно русское. Но все яснее осознает, что эта самобытность потеряна безвозвратно. Что сломался тот жизненный стержень, который служил основой всего бытия. Отсюда острое ощущение быстротечности и непрочности жизни и человеческого счастья.
    Тема быстротечности жизни и призрачности счастья, так или иначе присутствует во всех рассказах Бунина. Раскрывается она и в одном из поздних его рассказов «Холодная осень», написанном весной 1944 года. Героиня этого небольшого произведения вспоминает прощальный вечер, который она провела со своим женихом накануне его отъезда на фронт, а затем и всю свою последующую жизнь, уже после его гибели. В этой жизни было много всего: смерть родителей, скитания по стране, замужество с хорошим, но не молодым человеком, эмиграция, смерть мужа и чужой ребенок, оставшийся на ее руках… Но вся она кажется героине «Ненужным сном». Она спрашивает себя, что же все-таки было в ее жизни и отвечает, что лишь тот «холодный осенний вечер», когда они бродили с женихом по саду, нескладно говоря о любви и о смерти: «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…», «Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?», «…если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
    Часто трагичность произведений Бунина пытались объяснять протестом автора против угнетения и социальной несправедливости. И это может показаться именно так, но если мы внимательнее посмотрим на образы героев писателя, то увидим, что они, и богатые, и бедные, одинаково несчастливы и мучаются осознанием хрупкости и ничтожности человеческой жизни и случайности всего происходящего. О том же — об иллюзорности успеха, любви, богатства — говорит автор в одном из наиболее знаменитых рассказов «Господин из Сан-Франциско». Его главный герой — преуспевающий пятидесятивосьмилетний американец, который отправляется с семьей в увесилительную поездку в Италию. По его собственному признанию, до этого момента он «не жил, а существовал», стараясь обеспечить себе прочный материальный достаток и достичь уровня тех, кого он выбрал себе в качестве образца. И вот он получил все, что хотел: деньги, положение в обществе, власть над людьми. Он убежден в своей значительности, в искренней любезности и «заботливости» всех окружающих. Но его безобразная и мучительная смерть (единственная сцена, в которой американец вызывает сострадание), показывает нам его истинную значимость. Всякая почтительность к этому господину исчезает еще до его смерти, которая происходит в крохотном и самом плохом номере гостиницы. Хрипящего и извивающегося американца поскорее затаскивают туда, чтобы скрыть от глаз остальной публики. Когда же доктор констатирует смерть, окружающие начинают вести себя откровенно пренебрежительно. Для недавнего «хозяина жизни» не находится даже настоящего гроба, его увозят из отеля в ящике из под содовой воды. Смерть его была встречена всеобщим равнодушием. Лишь прислуга отеля вспомнила о богатом постояльце, да и то с насмешкой.
    Ту же иллюзорность надежд на счастье мы видим в тех произведениях Бунина, которые посвящены теме любви. Эта тема была одной из ведущих в творчестве писателя. Ей посвящено множество рассказов. Она же является одной из главных в самом крупном его произведении — «Жизни Арсеньева». Любовь в произведениях Бунина никогда не бывает долгой и счастливой. Она настигает героев, как солнечный удар, и дарит им лишь несколько мгновений блаженства. И чаще всего спутницей ее оказывается смерть. Герои его либо гибнут, либо теряют любимых на войне, либо обрекаются на нескончаемую разлуку. Даже любовь в понимании Бунина не становится прообразом рая, обещающим спасение. Она быстротечна и мимолетна, как и все на этом свете, Где же искать спасение? Где найти потерянный рай, который даст опору в этом непрочном, постоянно меняющимся мире. Бунин не дает прямого ответа. Но он подсказывает его своим рассказом «Чистый понедельник». Он был написан писателем, в разгар Второй мировой войны, в 1944 году, когда писателю шел семьдесят четвертый год. Как и другие рассказы из цикла «Темные аллеи», это рассказ о любви. Но это и рассказ о русской душе, о национальном характере. Герои его — юноша и девушка — не названы автором. Мы Знаем лишь, что они молоды, красивы и влюблены. Точнее, безумно влюблен герой. Он возит свою возлюбленную в рестораны, на концерты и в театры и радуется каждому часу, проведенному рядом с ней.
    А она? Богатая, красивая, привыкшая к роскоши, но тем не менее не пустая кокетка: она интересуется историей, литературой, цитирует по памяти фрагменты из старинных текстов. Ей тесно в рамках светского общества. Она ищет что-то более значимое, настоящее. Ищет смысл своего существования й смысл бытия. Ищет среди обрядов и духовных традиций своего народа. Этот поиск уводит героиню от мирской жизни. Монастырь становится для нее тем местом, где она может найти путь к очищению и свету. Решение пойти на послушание героиня принимает в первый день Великого поста — чистый понедельник. Отсюда название рассказа. Но, видимо, понимать его следует несколько шире. Бунин в

    Похожие сочинения

    Жизнь и творчество И. А. Бунина

  6. Например, цикл рассказов «Темные аллеи» представляет собой некое подобие альбома, где собраны жизненные зарисовки. Они как бы не завершены, однако каждая представляет собой уникальную историю любви. Одной из особенностей Бунина является то, что ни один из рассказов не заканчивается счастливо. Герои получают лишь короткие мгновенья радости, но дорого расплачиваются за нее потом. Автор пытался донести читателю не только любовь, но и последствия, которые она за собой влечет. Думаю, Бунин видел главную трагедию человека в утрате любви и веры в нее. Однако это чувство все равно оставляет незабываемый и прекраснейший след в душах людей.
    В 90-х годах Бунинские произведения наполнились демократизмом. В определенном смысле он приблизился к импрессионизму. В рассказе «Антоновские яблоки» показаны, на первый взгляд, не связанные между собой эпизоды умирающего дворянского быта. Они отдают сожалением и лирической грустью. Это подчеркивается чарующими пейзажами.
    В его произведениях постоянно присутствуют социальные моменты. Например, картины голода, описанные в рассказах «Эпитафия», «Руда» и «Новая дорога».
    В 1917 году философская лирика автора все более оттесняет пейзажную. Бунин старается заглянуть за грань реальности. В его поэзии появляются нотки обреченности. Поэт находит выход в возвращении к любви и природе.  Даже в эмиграции Иван Алексеевич остается верен своему таланту, изображая красоту русской природы, он размышляет о тайнах жизни. Но стихи его до самой смерти наполнены болью и тоской по родной земле и тяжестью этой утраты.
    Для нас его талант навсегда останется символом любви к родине и частью национальной культуры.

  7. Категория: Жизнь и творчество
    1. Процесс разрушения помещичьего уклада.
    2. Бунин о разрушении крестьянского уклада жизни.
    3. Тема быстротечности жизни и непрочности человеческого счастья.
    4. «Чистый понедельник» — ответ на мучившие писателя вопросы.
    И. А. Бунин — выдающийся русский писатель, получивший признание на родине уже в начале XX века. Свидетельством признания его таланта за рубежом стало присуждение Бунину — первому среди русских писателей, Нобелевской премии. Одной из центральных тем творчества писателя стала печаль об утраченной гармонии мира, о непрочности всего сущего. С грустью пишет он о разорении своего родного сословия — дворянства. С грустью переживает разрушение векового помещичьего уклада, разорение «дворянских гнезд». Вслед за автором мы наблюдаем, как уходит в прошлое милая поэтичная жизнь с вечерним чаем, фортепиано, охотой. Осознающий необратимость перемен. Бунин ищет гармонии в прежней привычной жизни. Пытается найти там черты ускользающего рая. Пожалуй, лучше всего это стремление удержать прошлое передает один из ранних рассказов писателя «Антоновские яблоки». В рассказе почти нет сюжета, как такового. Все повествование складывается из воспоминаний и душевных переживаний героя. Выходец из обедневшей дворянской семьи с грустью вспоминает родовое поместье, славившееся антоновскими яблоками. Запах яблок и запах осени, сада, сухих листьев, пронизывает всю атмосферу рассказа. Любовно-трогательно и неспешно воссоздает автор картины стародворянской жизни: он словно проводит читателя по территории барской усадьбы, приглашает в старый барский дом, где можно уютно посидеть за самоваром в окружении старинных портретов, изображающих прекрасные и нежные лица дам. И кажется, что они вот-вот выйдут из рам и войдут в гостиную. Но не только помещичий уклад вызывает умиление автора.
    Он не менее восхищен гармоничностью крестьянского уклада жизни. Его самобытностью, разумностью, умением хозяйствовать на земле. С удовольствием выписывает он образы крестьян: высоких стариков, бойких девок, мужиков. «Под стать старикам были и дворы в Выселках, кирпичные, строенные еще дедами… На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги… Все это производит такое впечатление на героя, что ему даже кажется «на редкость заманчивым быть мужиком». Не случайно Бунин считал себя наследником литературной традиции XX века. Именно там, в прошлом, ищет он что-то доброе и исконно русское. Но все яснее осознает, что эта самобытность потеряна безвозвратно. Что сломался тот жизненный стержень, который служил основой всего бытия. Отсюда острое ощущение быстротечности и непрочности жизни и человеческого счастья.
    Тема быстротечности жизни и призрачности счастья, так или иначе присутствует во всех рассказах Бунина. Раскрывается она и в одном из поздних его рассказов «Холодная осень», написанном весной 1944 года. Героиня этого небольшого произведения вспоминает прощальный вечер, который она провела со своим женихом накануне его отъезда на фронт, а затем и всю свою последующую жизнь, уже после его гибели. В этой жизни было много всего: смерть родителей, скитания по стране, замужество с хорошим, но не молодым человеком, эмиграция, смерть мужа и чужой ребенок, оставшийся на ее руках… Но вся она кажется героине «Ненужным сном». Она спрашивает себя, что же все-таки было в ее жизни и отвечает, что лишь тот «холодный осенний вечер», когда они бродили с женихом по саду, нескладно говоря о любви и о смерти: «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…», «Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?», «…если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
    Часто трагичность произведений Бунина пытались объяснять протестом автора против угнетения и социальной несправедливости. И это может показаться именно так, но если мы внимательнее посмотрим на образы героев писателя, то увидим, что они, и богатые, и бедные, одинаково несчастливы и мучаются осознанием хрупкости и ничтожности человеческой жизни и случайности всего происходящего. О том же — об иллюзорности успеха, любви, богатства — говорит автор в одном из наиболее знаменитых рассказов «Господин из Сан-Франциско». Его главный герой — преуспевающий пятидесятивосьмилетний американец, который отправляется с семьей в увесилительную поездку в Италию. По его собственному признанию, до этого момента он «не жил, а существовал», стараясь обеспечить себе прочный материальный достаток и достичь уровня тех, кого он выбрал себе в качестве образца. И вот он получил все, что хотел: деньги, положение в обществе, власть над людьми. Он убежден в своей значительности, в искренней любезности и «заботливости» всех окружающих. Но его безобразная и мучительная смерть (единственная сцена, в которой американец вызывает сострадание), показывает нам его истинную значимость. Всякая почтительность к этому господину исчезает еще до его смерти, которая происходит в крохотном и самом плохом номере гостиницы. Хрипящего и извивающегося американца поскорее затаскивают туда, чтобы скрыть от глаз остальной публики. Когда же доктор констатирует смерть, окружающие начинают вести себя откровенно пренебрежительно. Для недавнего «хозяина жизни» не находится даже настоящего гроба, его увозят из отеля в ящике из под содовой воды. Смерть его была встречена всеобщим равнодушием. Лишь прислуга отеля вспомнила о богатом постояльце, да и то с насмешкой.
    Ту же иллюзорность надежд на счастье мы видим в тех произведениях Бунина, которые посвящены теме любви. Эта тема была одной из ведущих в творчестве писателя. Ей посвящено множество рассказов. Она же является одной из главных в самом крупном его произведении — «Жизни Арсеньева». Любовь в произведениях Бунина никогда не бывает долгой и счастливой. Она настигает героев, как солнечный удар, и дарит им лишь несколько мгновений блаженства. И чаще всего спутницей ее оказывается смерть. Герои его либо гибнут, либо теряют любимых на войне, либо обрекаются на нескончаемую разлуку. Даже любовь в понимании Бунина не становится прообразом рая, обещающим спасение. Она быстротечна и мимолетна, как и все на этом свете, Где же искать спасение? Где найти потерянный рай, который даст опору в этом непрочном, постоянно меняющимся мире. Бунин не дает прямого ответа. Но он подсказывает его своим рассказом «Чистый понедельник». Он был написан писателем, в разгар Второй мировой войны, в 1944 году, когда писателю шел семьдесят четвертый год. Как и другие рассказы из цикла «Темные аллеи», это рассказ о любви. Но это и рассказ о русской душе, о национальном характере. Герои его — юноша и девушка — не названы автором. Мы Знаем лишь, что они молоды, красивы и влюблены. Точнее, безумно влюблен герой. Он возит свою возлюбленную в рестораны, на концерты и в театры и радуется каждому часу, проведенному рядом с ней.
    А она? Богатая, красивая, привыкшая к роскоши, но тем не менее не пустая кокетка: она интересуется историей, литературой, цитирует по памяти фрагменты из старинных текстов. Ей тесно в рамках светского общества. Она ищет что-то более значимое, настоящее. Ищет смысл своего существования й смысл бытия. Ищет среди обрядов и духовных традиций своего народа. Этот поиск уводит героиню от мирской жизни. Монастырь становится для нее тем местом, где она может найти путь к очищению и свету. Решение пойти на послушание героиня принимает в первый день Великого поста — чистый понедельник. Отсюда название рассказа. Но, видимо, понимать его следует несколько шире. Бунин верил, что такой чистый понедельник однажды наступит и для его родины, и для всех, в ней живущих, что, очистившись от скверны, героиня пойдет дорогой добра и света.

  8. Нет, верю, господи, что ты
    Вернешь к потерянному раю
    Мои томленья и мечты!» [11, т. 1, с. 355].
    Так появляются в поэзии И. А. Бунина образ «потерянного рая» и лирический герой, ассоциирующий себя с Адамом, томящимся по утраченному блаженству. Однако в данном тексте мечты о рае рождают вполне земная картина осеннего сада и райская сила переживания «радости бытия», не случайно это удвоение в повторе: «О радость радостей!» При этом лазурь, одно из самых частотных слов в словаре И. Бунина, является всегда приметой Божьего мира, знаком озаренности его «Божьим светом». Кроме того, в стихотворении присутствует «яркий желтый сад», традиционно в христианстве символизирующий рай. Таким образом, «потерянный
    рай», по сути, уже возвращен поэтическим сознанием лирического героя, отсюда такая уверенность («знаю», «верю») в возможности по милости Божьей его возвращения.
    Земное сладостное бытие как чувственно переживаемая память о «рае» становится доминантой его поэзии и присутствует в разных образных воплощениях в его стихотворениях разных лет, при этом самым частотным становится образ сада. Слово «рай» (Эдем) часто переводится как «сад», «парк», «сад жизни». Однако Бунин очень редко описывает цветущий сад, более соответствующий человеческим представлениям о рае. Поэт изображает, как правило, сад ранней весной или, чаще всего, поздней осенью. Образ осеннего сада в творчестве Бунина – поэта и писателя – многомерен. Сад – это непременный и самый поэтический атрибут дворянской усадебной жизни («Антоновские яблоки», 1901 и многие стихи), и вполне конкретный «сад осенний за сараем», дающий ощущение того, что «счастье всюду» («Вечер», 1909), и «чертог» («В пустом, сквозном чертоге сада», 1917), уже по самому определению рождающий ассоциации с раем.
    Осенний и весенний сад у Бунина – это «пустой», «голый» сад, поэтому «лазурь сквозит» в таком саду, проникая собой воздух и как бы соединяя небо и землю («сквозной / сквозит» – постоянная метафора при описании сада), становясь «лазурью вечности» (П. Флоренский). Поэтому осенний сад в стихотворении «Щеглы, их звон, стеклянный, неживой» (1917) становится «светлым вертоградом», рождающим поэтический восторг и творческую «тоску». Лирический герой томится желанием «радость этой муки, / Вот этот небосклон, и этот звон, / И темный смысл, которым полон он, / Вместить в созвучия и звуки» [11, т. 1, с. 358-359]. Эта тоска – «мука мук» – для героя-поэта тождественна «радости радостей», не случайно Бунин употребляет идентичные грамматические конструкции. Тоска символизирует тот накал чувств, который призван помочь поэту «разгадать» красоту Божьего мира в разных ее проявлениях и «отдать», «дать понять другому», вызвать его творческое «сострадание». Именно поэтому грусть, рождаемая осенним или весенним садом, «просторным и раздетым», так необходима лирическому ге-
    рою Бунина: «Этих листьев под ногами шорох, / Эта грусть – все то же, что весной» [11, т. 1, с. 359].
    Вместе с тем, сама осень в творческом сознании Бунина и вполне узнаваемая в своей природной конкретике пора «листопада», но и «мир в грусти и мечте, / Мир в думах о прошедшем, об утратах.» [11, т. 1, с. 262]. Такое обобщение позволяет высказать предположение о том, что образ осеннего (весеннего) сада, представляющий «мир в грусти», становится в поэзии Бунина символом «потерянного рая». Но это тот «потерянный рай», в котором человек творчески «мечтает о прошедшем», этот устойчивый оксюморон в творчестве Бунина потому и лишается своего лексического противительного значения, что символизирует мечты о «потерянном рае».
    Особенно показательно в этом отношении стихотворение «Памяти друга» (1916), в котором и лирический герой, и его умерший друг, о котором он вспоминает, осознают, что, как Адаму, им дан «жребий творца / Лишенного гармонии небесной.». Отсюда странные сны и тоска друга «о том, что прежде был я бог.», вполне разделяемые лирическим героем, как бы воссоздают райское состояние человека, который мог «быть вселенной, / Полями, морем, небом», мог соприкасаться «душой со всем живущим.». Очень значимым при этом становится описание того природного окружения, которое рождает эти мысли и чувства: «Вечерних туч над морем шла гряда, / И золотисто-светлыми столпами / Сияла безграничная вода, / Как небеса лежавшая пред нами» [11, т. 1, с. 337]. Человек в поэзии Бунина очень часто изображен между двумя безднами – морем / океаном и небом, причем в данном тексте сияние «золотисто-светлых столпов», сравниваемое с небесами, по цветовой гамме и по самим характеристикам вполне может быть интерпретировано как земной отсвет небесного рая.
    Святитель Василий Великий писал в «Шестодневе»: «.целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Бог неким неразрушимым союзом любви в единое общение и в одну гармонию.» [12]. Вот почему никакие социально-исторические потрясения не способны эту гармонию разрушить. В поздней лирике И. А. Бунина особенно остро
    ощущение мира «как творения Божьего», хотя и «лежащего во зле», как писал архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Может быть, поэтому любимыми словами Бунина, характеризующими его отношение к миру, становятся производные от слова «сладость».
    При этом спасительным, истинно творческим и творящим началом действительно оказывается та самая чувственность Бунина и его лирического героя, о которой так много писали исследователи. Вопрос состоит только в том, как интерпретировать чувственность (производное от слова «чувства») – как пантеистическую, языческую категорию или как понятие, имеющее в творческом сознании Бунина вполне христианское обоснование. На наш взгляд, именно в стихах Бунина проявилось восприятие чувственности как источника творческих потенций человека, о чем особенно ярко и убедительно писал виднейший христианский богослов Григорий Палама: «В самом деле, мы только одни из всех созданий имеем, кроме ума и рассудка, еще и чувства. То, что естественно соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук и знаний», отсюда и «дар творческий, роднящий человека с его Творцом». Эти суждения святителя Григория Паламы, по мнению архимандрита Киприана Керна, «могут дать основания целой философии творчества и оправдать его» [13]. Безусловно, культура является лишь одной из возможных граней творческого дара человека, и именно здесь особенно «сильны и неумолимы противоречия и конфликты» (Арх. Киприан Керн). Эти «противоречия и конфликты» в полной мере проявились в творчестве поэтов и писателей серебряного века, к числу которых принадлежал и Бунин.
    Но, возможно, именно И. А. Бунин являет собой тип художника, у которого, по словам святителя Григория Паламы, чувства более «естественно соединены с рассудком», поэтому в «случае Бунина» чувственность становится дарованным Богом средством художественного познания и приобретает ценностную эстетическую характеристику в рамках христианской антропологии. Поэтому ощущение полноты и радости бытия нисколько не противоречит христианскому мироощущению, напротив, постулируется им, ибо мир, сотворенный Богом, целостен, совершенен, не может не радовать человека и
    не вызывать восхищения, оттого и «жизнь должна быть восхищением», как утверждает писатель в романе «Жизнь Арсеньева» [11, т. 5, с. 224].

  9. Известно, что для многих писателей Крым – это не только один из красивейших уголков России. Долгое время Крым был местом, откуда тысячи русских, обезумевших от горя, отчаяния и потерь, смертельных опасностей и обид покидали Родину. Эмиграция навсегда соединила в поэтическом сознании образы России, Крыма, Пушкина.
    Пушкин в Гурзуфе
    Одним из писателей, который неоднократно бывал в Крыму и воспевал красоту дивного полуострова, был Иван Бунин. Сегодня мы вспоминаем Бунина, как человека, который невероятно тонко чувствовал свою родину и умел это передать. Помните сладкий и свежий аромат его антоновских яблок и легкое дыхание, приближающейся золотой осени? Накануне Великого поста на ум невольно приходит рассказ писаетля «Чистый понедельник» из цикла «Темные аллеи», где автор воспевает красоту русских традиций, буквально несет ее на своих руках, восхищает красотой и богатством русского языка, уводит читателя в залы московских ресторанов, где потчует рябчиками в сметане и тонким вином. Бунин покинет Крым навсегда…
    Иван Бунин
    И. Бунин – прозаик и поэт, первый русской лауреат Нобелевской премии впервые приехал в Крым в 1889 году восемнадцатилетним юношей и навсегда влюбился в этот край. С тех пор невидимой, но прочной нитью, жизнь Бунина оказалась связанной с югом нашей страны, с Крымом, где он не только любовался красотами природы, общался с известными деятелями искусства, переживал моменты высочайшего духовного подъёма, но и обретал стимулы для дальнейших творческих начинаний. Последний раз писатель увидит Крым в 1912 году, а через несколько лет, в 1920 году, навсегда покинет родину. Но буквально на всех страницах бунинских произведений, на протяжении долгих шести десятилетий – от первых стихотворений о Крыме, датированных апрелем 1889 года, до рассказа «Алупка», созданного незадолго до смерти мастера, в 1949 году, нам будет являться образ Крыма.
    Алупка, Воронцовский парк
    Сегодня многие люди, словно выжатые до последней капли лимоны, устав от сумасшедших ритмов больших городов снова приезжают в Крым в поисках уединения, размеренности и красоты. Вероятно, что Крым для Бунина был своего рода «утраченным раем», одним из прекраснейших уголков родины, дорогим ещё и потому, что с полуостровом было также связано имя любимого им А. Пушкина. Когда Бунин приезжал в Крым, он старался следовать тропами А. Пушкина, повсюду искал его следы и ощущал его присутствие. Особые чувства испытывает писатель к Гурзуфу, ведь именно здесь жил и работал великий поэт. В своем рассказе «Пингвины», созданном в то время, когда Бунин уже жил на чужбине, мы вновь наблюдаем триединство образов: Россия, Крым, Пушкин.
    «Началось с того, что мне тридцать лет, – я увидел и почувствовал себя именно в этой счастливой поре; я опять был в России того времени, и сидел в вагоне, ехал почему–то в Гурзуф. Но ведь Пушкин давно умер, и в Гурзуфе теперь мертво, пусто…»
    В неопубликованных заметках писатель вспоминает счастливейшее время в своей жизни, когда он приехал в Крым с молодой женой. После посещения Севастополя влюбленные провели одну из самых нежных и страстных ночей в маленькой деревенской гостинице. Безымянный герой заметок мечтает побывать со своей возлюбленной в Гурзуфе, который видится ему маленьким раем. Но ему хочется побывать не в современном Гурзуфе, а Гурзуфе времён А. Пушкина:
    «Мне особенно хочется побывать с тобой в Гурзуфе. Прежде, во времена Пушкина, говорили: Юрзуф. Был я там ещё в ранней молодости, ходил на Аю-Даг».
    Возможно так выглядела героиня рассказа Бунина “Чистой понедельник”
    Значительная часть творческого наследия И. Бунина эмиграционных лет – это воспоминания о потерянной родине и о себе там. В «Книге моей жизни» И. Бунин напишет:
    «Тысячи вёрст отделяют великий город, где мне суждено писать эти строки, от тех русских полей, где я родился и рос. И обычно у меня такое чувство, что поля эти где–то бесконечно далеко, а дни, которые считаются моими первыми днями, были бесконечно давно. Но стоит мне хотя немного напрячь мысль, как время и пространство начинает таять, сокращаться. И так ведь и было всегда. Не раз испытал я нечто поистине чудесное. Не раз случалось: я возвращаюсь из какого-нибудь далёкого путешествия, возвращаюсь в те степи, на те дороги, где я некогда был ребёнком, мальчиком, – и вдруг, взглянув кругом, чувствую, что долгих и многих лет, прожитых мною, как не бывало. Я чувствую, что это совсем не воспоминание прошлого: нет, просто я опять прежний, опять в том же самом отношении к этим полям и дорогам, к этому полевому воз- духу, к этому тамбовскому небу, в том же самом восприятии и их и всего мира, как это было вот здесь, вот на этом просёлке в дни моего детства, отрочества… Нет слов передать всю боль и радость этих минут, всё горькое счастье, всю печаль и нежность их! В такие минуты не раз думал я: каждый цвет, каждый запах, каждый миг того, чем я жил здесь некогда, оставляли, отпечатлевали свой несказанно таинственный след».
    Лавандовое поле на рассвете, Крым
    Париж или Грасс – в сердце Бунина всегда живут воспоминания о такой далекой и близкой родине. Когда писатель обращается к своим воспоминаниям, он словно стирает время и пространство, ощущает себя «прежним», чувствует и видит себя там, среди русских дорог и полей, ощущая «всю боль и радость этих минут, всё их и горькое и такое недолгое счастье, всю печаль и нежность их. В одном из дневников есть запись, которую Бунин сделал в Париже в мае 1921 года, через год после того, как покинул родину:
    «Страшна жизнь! Сон, дикий сон! Давно ли всё это было – сила, богатство, полнота жизни – и всё это было наше, наш дом, Россия! Полтава, городской сад. Екатеринослав, Севастополь, залив, Графская пристань, блестящие морские офицеры и матросы, длинная шлюпка в десять гребцов… Сибирь, Москва, меха, драго- ценности, сибирский экспресс, монастыри, соборы, Астрахань, Баку… И всему конец! И всё это было ведь и моя жизнь! И вот ничего, и даже последних родных никогда не увидишь! А, собственно, я и не заметил как следует, как погибла моя жизнь… Впрочем, в этом-то и милость Божия…»
    Севастополь – первый город, который Бунин увидит в Крыму и который произведет на него неизгладимое впечатление. Сюда он приехал, чтобы встретиться с героическим прошлым отца, участником Крымской войны. Но здесь он не увидел того, что надеялся увидеть. Спустя много лет он опишет это своё первое путешествие в романе «Жизнь Арсеньева».
    «Но где же было то, за чем как будто ехал я? Не оказалось в Севастополе ни разбитых пушками домов, ни тишины, ни запустения – ничего от дней отца…»
    Но другой Севастополь, «вновь отстроенный, белый, нарядный и жаркий, с просторными извозчичьими колясками под белыми навесами, с караимской и греческой толпой на улицах, осенённых светлой зеленью южной акации, с великолепными табачными магазинами, с памятником сутулому Нахимову на площади возле лестницы, ведущей к Графской пристани, к зелёной морской воде со стоящими на ней броненосцами» буквально восхитил И. Бунина. В парижском архиве также сохранились воспоминания писателя о Севастополе, который он посетил во время свадебного путешествия с А. Цакни:
    «Белый, весёлый, со светлой зеленью Севастополь. Завтрак в гостинице на мысу у моря. Бычки. Зелёнки. Сон. Выехали перед вечером, наняв до Ялты парного извозчика под белым зонтом».
    Севастополь
    В рассказе «Пыль» герой И. Бунина, как и сам писатель, вспоминает «серо–сиреневые горы, белый город в кипарисах, нарядных людей, зелёные морские волны, длинными складками, идущими на гравий, их летний атласный шум, тяжесть, блеск и кипень…» В эмиграции И. Бунин тоскует не только по Севастополю, но и по Ялте, Бахчисараю, Гурзуфу, Мисхору. И все эти воспоминания наполнены чистой любовью к крымской земле. Бунин воспринимал Крым, как «волшебный» и «сказочный» край ещё задолго до своей эмиграции. И всякий раз, покидая полуостров, писателю всё время хотелось поскорее туда вернуться. Неудивительно, что эти же чувства испытывают и герои его произведений. Герой рассказа « В августе» тоскует об уехавшей любимой, которой он так и не успел рассказать о своей любви. Но всю душу героя «тянуло к югу, за долину, в ту сторону, куда уехала она…»
    Ялта
    В черновом варианте рассказа «Митина любовь» есть строки, которые подтверждают, что именно в Мисхоре мечтал побывать Митя со своей возлюбленной:
    «…его охватывали страстные мечты о встрече с Катей в Крыму, о Мисхоре, который он хорошо представлял себе, так как в отрочестве был в Крыму два раза. Боже мой, боже мой, неужели никогда не дождётся он этого жгучего полдня, роз и лавров, моря, горящего синим пламенем между кипарисами! Неужели бог лишит его этого счастья…»
    Крым всегда был для И. Бунина местом необыкновенным, райским, где хотелось уединиться со своей возлюбленной и самому писателю, приехавшему в свой медовый месяц именно в Крым, и героям его произведений, и куда всё время хотелось вернуться, чтобы снова обретать этот рай. Герой романа «Жизнь Арсеньева», возвращаясь по железной дороге из Крыма, глядел на «литые колёса», «тормоза и рессоры, – и видел уже только одно: то, что всё это густо покрыто белой пылью, волшебной пылью долгого пути с юга, из Крыма». Герою И. Бунина даже дорожная пыль на «пути с юга» кажется «волшебной». Или этот герой и есть он сам…
    Вместе с этим читают:
    Феодосия – жизнь в маленьком городе

    Главный редактор, KAFABELLA.RU

  10. Иван Алексеевич Бунин является одним из крупнейших поэтов двадцатого века. Сегодня это звучит как аксиома. Однако долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Легкое дыхание» – эти произведения воспринимались как нечто более значительное, нежели бунинская поэзия. Но лирика писателя являет нам пример высокой, национальной культуры.
    Любовь к родной земле, её природе, её истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям. Поэзия Пушкина, Тютчева, Фета, Никитина оставила в душе писателя глубокий след потому, что она являлась как бы частью окружающего его мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал юный Бунин. Первый этап творчества поэта отмечен значительным влиянием на него таких имен, как Кольцов и Никитин. Они представляются Бунину не просто крупными поэтами, но и крупными национальными художниками, которые служат примером для подражания.
    Близость к природе, к деревенской жизни, её трудовым интересам, её эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальна. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении «Родине» (1891 год) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:
    Они глумятся над тобою,
    Они, о родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогим видом черных хат…
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдится матери своей –
    Усталой, робкой и печальной
    Средь городских его друзей,
    Глядит с улыбкой состраданья
    На ту, кто сотни верст брела
    И для него, ко дню свиданья,
    Последний грошик берегла.
    В стихах 1899 года Иван Алексеевич Бунин нередко приходит к острым социальным обобщениям. Недаром одно из его первых стихотворений – «Деревенский нищий» посвящено голодной крестьянской Руси.
    Однако если ранние стихи Бунина заставляют читателя вспомнить поэзию Кольцова и Никитина, то стихи начала 1900-х годов выдержаны в традициях Фета, Полонского, Майкова. Влияние этих поэтов оказалось весьма сильным. В творчестве Бунина преобладают мотивы любовных мечтаний, ярких ярмарок, веселых катаний ряженых на святках. В этот период поэт остается во власти старой образной системы. Ему приходится внешне банальными средствами добиваться не банального. Он ищет новые возможности в традиционном стихе Бунин выбирает такие сочетания слов, которые порождают у читателя определенные ассоциации:
    Я одинок и ныне – как всегда.
    Но вот закат разлил свой пышный пламень,
    И тает в нем Вечерняя Звезда,
    Дрожа насквозь, как самоцветный камень
    Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, идя путем Фета и Полонского, достигнуть истинной красоты и совершенства в стихе. Лишь говоря с природой на её языке, можно было войти в её бесконечный и таинственный мир:
    Усадьба по-осеннему молчала.
    Весь дом был марте в полночной тишине,
    И, как ребенок брошенный, кричала
    Ушастая пустушка на гумне.
    В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно производит её мир:
    Шумели листья, облетая,
    Лес заводил осенний вой…
    Каких-то серых птичек стая
    Кружилась по ветру с листвой.
    Хотелось вместе с вихрем шумным
    Кружиться по лесу, кричать –
    И каждый медный лист встречать
    Восторгом радостно-безумным!
    Это описание природы особенно контрастно по отношению к общественной жизни страны. Ведь Россия с 1903 по 1906 год переживала шквал первой русской революции. В это время Бунин не спеша отшлифовывал свои произведения, путешествуя по странам Востока. В его стихах того периода мы не найдем города, городской жизни, отзвуков общественной борьбы. Но в дальнейшем у писателя появляются прозаические произведения, в которых отражается непростая жизнь общества. А в стихотворении «Пустошь» Бунин воссоздает образы отравленных рабьей психологией людей, тех, кто отдал все свои силы темной жизни:
    Мир вам, давно забытые! – Кто знает
    Их имена простые? Жили – в страхе,
    В безвестности – почили. Иногда
    В селе ковали цепи, засекали,
    На поселенье гнали. Но стихал
    Однообразный бабий плач – и снова
    Шли дни труда, покорности и страха…
    Если на грани века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то в пору 1906–1911 годов Бунин всё более обращается к лирике философской, продолжающей поэзию Тютчева. Личность поэта необычайно расширяется, обретает способность различных перевоплощений:
    Я человек: как бог, я обречен
    Познать тоску всех стран и всех времен.
    Философская лирика периода 1917 года всё более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.
    За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты.
    Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние всё лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

  11. 1. Процесс разрушения помещичьего уклада.
    2. Бунин о разрушении крестьянского уклада жизни.
    3. Тема быстротечности жизни и непрочности человеческого счастья.
    4. «Чистый понедельник» — ответ на мучившие писателя вопросы.
    И. А. Бунин — выдающийся русский писатель, получивший признание на родине уже в начале XX века. Свидетельством признания его таланта за рубежом стало присуждение Бунину — первому среди русских писателей, Нобелевской премии. Одной из центральных тем творчества писателя стала печаль об утраченной гармонии мира, о непрочности всего сущего.
    С грустью пишет он о разорении своего родного сословия — дворянства. С грустью переживает разрушение векового помещичьего уклада, разорение «дворянских гнезд». Вслед за автором мы наблюдаем, как уходит в прошлое милая поэтичная жизнь с вечерним чаем, фортепиано, охотой. Осознающий необратимость перемен Бунин ищет гармонии в прежней привычной жизни. Пытается найти там черты ускользающего рая. Пожалуй, лучше всего это стремление удержать прошлое передает один из ранних рассказов писателя «Антоновские яблоки». В рассказе почти нет сюжета, как такового. Все повествование складывается из воспоминаний и душевных переживаний героя. Выходец из обедневшей дворянской семьи с грустью вспоминает родовое поместье, славившееся антоновскими яблоками. Запах яблок и запах осени, сада, сухих листьев, прони-зывает. всю атмосферу рассказа. Любовно-трогательно и неспешно воссоздает автор картины стародворянской жизни: он словно проводит читателя по территории барской усадьбы, приглашает в старый барский дом, где можно уютно посидеть за самоваром в окружении старинных портретов, изображающих прекрасные и нежные лица дам. И кажется, что они вот-вот выйдут из рам и войдут в гостиную.
    Но не только помещичий уклад вызывает умиление автора.
    Он не менее восхищен гармоничностью крестьянского уклада жизни. Его самобытностью, разумностью, умением хозяйствовать на земле. С удовольствием выписывает он образы крестьян: высоких стариков, бойких девок, мужиков. «Под стать старикам были и дворы в Выселках, кирпичные, строенные еще дедами… На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги… Все это производит такое впечатление на героя, что ему даже кажется «на редкость заманчивым быть мужиком».
    Не случайно Бунин считал себя наследником литературной традиции XX века. Именно там, в прошлом, ищет он что-то доброе и исконно русское. Но все яснее осознает, что эта самобытность потеряна безвозвратно. Что сломался тот жизненный стержень, который служил основой всего бытия. Отсюда острое ощущение быстротечности и непрочности жизни и человеческого счастья.
    Тема быстротечности жизни и призрачности счастья, так или иначе присутствует во всех рассказах Бунина. Раскрывается она и в одном из поздних его рассказов «Холодная осень», написанном весной 1944 года. Героиня этого небольшого произведения вспоминает прощальный вечер, который она провела со своим женихом накануне его отъезда на фронт, а затем и всю свою последующую жизнь, уже после его гибели. В этой жизни было много всего: смерть родителей, скитания по стране, замужество с хорошим, но не молодым человеком, эмиграция, смерть мужа и чужой ребенок, оставшийся на ее руках… Но вся она кажется героине «ненужным сном». Она спрашивает себя, что же все-таки было в ее жизни и отвечает, что лишь тот «холодный осенний вечер», когда они бродили с женихом по саду, нескладно говоря о любви и о смерти: «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…», «Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?», «…если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
    Часто трагичность произведений Бунина пытались объяснять протестом автора против угнетения и социальной несправедливости. И это может показаться именно так, но если мы внимательнее посмотрим на образы героев писателя, то увидим, что они, и богатые, и бедные, одинаково несчастливы и мучаются осознанием хрупкости и ничтожности человеческой жизни и случайности всего происходящего. О том же
    — об иллюзорности успеха, любви, богатства — говорит автор в одном из наиболее знаменитых рассказов «Господин из Сан-Франциско». Его главный герой — преуспевающий пятидесятивосьмилетний американец, который отправляется с семьей в уве-силительную поездку в Италию. По его собственному признанию, до этого моменту он «не жил, а существовал», стараясь обеспечить себе прочный материальный достаток и достичь уровня тех, кого он выбрал себе в качестве образца. И вот он получил все, что хотел: деньги, положение в обществе, власть над людьми. Он убежден в своей значительности, в искренней любезности и «заботливости» всех окружающих. Но его безобразная и мучительная смерть (единственная сцена, в которой американец вызывает сострадание), показывает нам его истинную значимость. Всякая почтительность к этому господину исчезает еще до его смерти, которая происходит в крохотном и самом плохом номере гостиницы. Хрипящего и извивающегося американца поскорее затаскивают туда, чтобы скрыть от глаз остальной публики. Когда же доктор констатирует смерть, окружающие начинают вести себя откровенно пренебрежительно. Для недавнего «хозяина жизни» не находится даже настоящего гроба, его увозят из отеля в ящике из под содовой воды. Смерть его была встречена всеобщим равнодушием. Лишь прислуга отеля вспомнила о богатом постояльце, да и то с насмешкой.
    Ту же иллюзорность надежд на счастье мы видим в тех произведениях Бунина, которые посвящены теме любви. Эта тема была одной из ведущих в творчестве писателя. Ей посвящено множество рассказов. Она же является одной из главных в самом крупном его произведении — «Жизни Арсеньева». Любовь в произведениях Бунина никогда не бывает долгой и счастливой. Она настигает героев, как солнечный удар, и дарит им лишь несколько мгновений блаженства. И чаще всего спутницей ее оказывается смерть. Герои его либо гибнут, либо теряют любимых на войне, либо обрекаются на нескончаемую разлуку. Даже любовь в понимании Бунина не становится прообразом рая, обещающим спасение. Она быстротечна и мимолетна, как и все на этом свете, (де же искать спасение? Где найти потерянный рай, который даст опору в этом непрочном, постоянно меняющимся мире. Бунин не дает прямого ответа. Но он подсказывает его своим рассказом «Чистый понедельник». Он был написан писателем, в разгар Второй мировой войны, в 1944 году, когда писателю шел семьдесят четвертый год. Как и другие рассказы из цикла «Темные аллеи», это рассказ о любви. Но это и рассказ о русской душе, о национальном характере. Герои его — юноша и девушка — не названы автором. Мы знаем лишь, что они молоды, красивы и влюблены. Точнее, безумно влюблен герой. Он возит свою возлюбленную в рестораны, на концерты и в театры и радуется каждому часу, проведенному рядом с ней.
    А она? Богатая, красивая, привыкшая к роскоши, но тем не менее не пустая кокетка: она интересуется историей, литературой, цитирует по памяти фрагменты из старинных текстов. Ей тесно в рамках светского общества. Она ищет что-то более значимое, настоящее. Ищет смысл своего существования и смысл бытия. Ищет среди обрядов и духовных традиций своего народа. Этот поиск уводит героиню от мирской жизни. Монастырь становится для нее тем местом, где она может найти путь к очищению и свету. Решение пойти на послушание героиня принимает в первый день Великого поста — чистый понедельник. Отсюда название рассказа. Но, видимо, понимать его следует несколько шире. Бунин верил, что такой чистый понедельник однажды наступит и для его родины, и для всех, в ней живущих, что, очистившись от скверны, героиня пойдет дорогой добра и света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *