Сочинение на тему поучение детям

5 вариантов

  1. Поучение – это своего рода напутствие, обычно его пишут либо уезжая куда-то, либо, в тех случаях, когда люди находятся где-то далеко друг от друга. Я попробовала представить такую ситуацию и вот что у меня получилось:
    Милый мой брат,
    Рада поговорить с тобой, хотя бы и заочно. Ты сейчас вступаешь в тот возраст, который психологи называют “трудным”, ты взрослеешь, начинаешь смотреть на вещи по-своему. Позволь мне, с высоты прожитых лет, дать тебе несколько важных советов. Надеюсь, что они пригодятся тебе в жизни.
    Старайся уделять достаточно времени учебе, но не забывай и об отдыхе. Больше читай, но не забывай и бывать на свежем воздухе.
    Учись добиваться своей цели. Это не раз пригодится тебе в жизни.
    Уважай родителей и цени друзей. Не прекословь первым и спорь со вторыми.
    Старайся не обманывать, привычка лгать – одна из самых отвратительных. Научись выходить из неловких ситуаций молча, но … виртуозно.
    И самое, наверное, главное: желаю тебе, дорогой братец, научиться идти по этой жизни с высоко поднятой головой. Помни, любые препятствия, преодолимы, ибо, когда
    Запомни эту мудрую китайскую поговорку и пусть она будет нашим с тобой секретным словом.

  2. Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям. И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу. А сейчас давайте напишем сочинение на тему: Поучение Владимира Мономаха.

    Владимир Мономах поучение

    Владимир Мономах — князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении — рассуждении следует отметить нравственные наставления. Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот. Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.
    Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.
    При этом князь говорит не только о бытовых советах. Он затрагивает и политические вопросы, показывая, насколько важно прекратить междоусобицы, которые вредят экономике страны. Говорит, насколько эти междоусобицы ослабевают государство. В Поучениях князь призывает к государственному порядку. Указывает Владимир и на то, что благо государства и его народа в руках князей. Очень важно править в мире, который приводит любое государство к процветанию.

  3. Вступление.
    В минувшем году исполнилось 960 лет со дня рождения и 900 лет княжения в Киеве великого князя Владимира Мономаха (1053 – 1125) – выдающегося государственного деятеля древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель.
    Феномен седой русской старины в том, что с течением веков она не устаревает и не ветшает. Из её сокровищницы соотечественники до сих пор могли бы черпать превосходные образцы устроения Отечества, государства, дома, семьи, доброго жития.
    «Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу», –  эти пушкинские строки призывают современного человека воспринимать древность, прошлое страны как своё, родное, значимое в настоящем, сохраняющее непреходящую ценность для будущего. Вот только смогут ли, захотят ли прислушаться нынешние «потомки православных», из которых сегодня злонамеренно вытравливается истинное чувство русскости, родины, духовного родства?..
    Незадолго до кончины Владимир Мономах написал «Поучение» своим детям, которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Князь адресуется и к собственным детям, и ко всем русским людям – своим «чадам»: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё».
    Владимир Мономах – историческая личность.
    Владимир Мономах – образец добрых князей. Еще при жизни он приобрел народную любовь и на долгие годы оставил память в сердцах многих людей. Он делал все для того, чтобы примирить князей, показывая образцы выполнения заветов своих предков. Великий князь проводил политику внутренней консолидации, столь важной для Руси рубежа XI- начала XII вв., и не теряющей своей актуальности в настоящее время. Историк С.М.Соловьев писал: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей…был образцом благочестия…приобрел имя доброго страдальца (труженика) за Русскую землю». (11, с.372-373)
    В Новгородском Городище была найдена печать, принадлежащая Владимиру Мономаху. Это первый современный памятник Владимиру Всеволодовичу, где помещено его прозвище «Мономах». Имя Мономах трактуют:
    1. Как неофициальное наименование, подобное иным прозвищам.
    2.Связывают с анахроническим получением Владимиром Всеволодовичем царских венцов от византийского императора Константина Мономаха
    3.Мономах означает «единоборец».
    4.Объясняют родством между Владимиром и византийским императорским домом Мономахов.
    В 1097 г. на Любечском съезде князья решили, чтобы каждое «племя Ярославичей держало свою «отчизну», чтобы каждый родич владел теми волостями, которые при первом поколении принадлежали отцу его…Владимир Мономах получил все волости Всеволодовы». Мономах держал Переяславскую, Смоленскую, Ростовскую и Новгородскую волости.
    Весной 1113 г., когда умер Святополк, киевляне призвали Владимира Мономаха на престол. Характер деятельности Владимира Мономаха достаточно четко определен в послании митрополита Никифора, где Владимир называется «устрояющим словеса на суде, хранящем истину в веки, творящим суд и правду по среде земля». Владимир предпринял попытку улучшить положение закупов, рядовичей и их вдов.
    Одна из самых ранних и лучших характеристик Мономаха принадлежит С.М.Соловьеву. «Мономах не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества: это было лицо с охранительным характером. Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей».(11) Строгим исполнением обязанностей, Мономах прикрывал недостатки существующего порядка. «Во время вражды между братьями заслужил имя братолюбца. Для людей благочестивых Мономах был образцом благочестия». Мономах не преступил крестного целования. Мономах отличался целомудрием. Обществу не нравилось в князьях корыстолюбие. Мономах и в этом отношении был образцом правителя: никогда не прятал сокровищ, раздавал деньги обеими руками. Казна его была полна, поскольку при всей его щедрости, он являлся хорошим хозяином. С молодого возраста Мономах стал защитником Русской земли, приобрел «имя доброго страдальца».
    Стремление положить конец внутриполитической борьбе на Руси отражено в произведениях Великого киевского князя Владимира Мономаха, в правление которого (1113-1125) междоусобицы временно прекратились. Предметом нашего внимания является знаменитое произведение Мономаха «Поучение» своим сыновьям. Вне сомнения актуальность обращения к данному произведению. Современная Россия многонациональна, в виду чего политическая обстановка в стране не вполне стабильна. Еще не оправилась Россия после распада, как сразу стала полна тенденций отделения, казалось бы, без сомнения исконно русских территорий. Содержание «Поучения» позволяет нам обратиться к образцу продуманного,  умелого государственного управления.
    В период развития феодальных отношений на Руси среди правящей княжеской группы можно выделить деятелей, которые поддерживали возможную законность в порядке правления, способствовали равновесию взаимоотношений феодалов в интересах государственного единства. Желанный образ государственного правителя олицетворял Владимир Мономах. Владимир Мономах (1053-1125, с 1113 г. Киевский великий князь) был один из выдающихся князей своего времени. Он заслужил и восторженные отзывы современников, и благодарную память потомства.
    Владимир Мономах был самостоятельным князем на протяжении многих десятилетий, «много утер пота за землю Русскую», за то и получил имя «доброго страдальца за Русскую землю». Когда он умер, люди оплакивали его, как дети отца. Впервые он получил черниговский стол в 1076 г, когда его отец перешел с черниговского княжения на киевское. В 1077 г. он получает смоленский стол. С 1078 по 1094 г. продолжалось его черниговское княжение, а с 1094 по 1113 г. он был переяславским князем. С 1113 по 1125 г. Владимир Мономах занимал великокняжеский стол в Киеве.
    Повесть временных лет рассказывает о рождении в 1053 г.Владимира Мономаха: «У Всеволода родился сын, и нарече имя ему Володимер, от царице грькыне». Исследователь Лихачев Д.С. называет первую жену Всеволода «принцессой из дома Константина Мономаха». Историк В.Мошин считает, что женой Всеволода была скорее всего дочь Константина IX, племянница или сестра. Отец Владимира Мономаха – Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Владимир был женат на дочери английского короля Гарольда, Гите. Гарольд погиб в усобице из-за короны с норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем в битве близ Гастингса 1067 г. В 1068 г. осиротелая семья Гарольда, мать его и сестра с 10-летней Гитой, бежали во Фландрию, затем переехали в Данию, король которой, Свен, выдал Гиту за Владимира Мономаха. Исследователь А.С. Орлов полагает, что Гита обычным путем – Балтийским морем, Невою, Ладожским озером и Волховом, переехала из Дании в Новгород. Брак Гиты и Мономаха датируют 1074 или 1075 г.
    Владимира Мономаха называют «архонтом Руси». Этот титул употреблялся как политическое наименование великокняжеской власти в Киевском государстве. Исследователи В.Л.Янин и Г.Г.Литаврин установили, что Владимир Всеволодович уже в ранний период, до вступления на великокняжеский стол, носил официальное имя «Мономах».
    Произведение Владимира Мономаха достаточно известно, однако имеющаяся литература не позволяет в достаточной мере заявить о полноте исследования данной проблематики. Созданный образ Мономаха, характеристика теоретических аспектов его «Поучения» заставляет нас в рамках современного видения политического процесса России вновь обратиться к данному вопросу.
    В XI в. наиболее распространенной формой исторических сочинений на Руси стали летописи. Основное внимание в них уделялось личности государей, событиям государственной жизни, войнам, междукняжеским отношениям, то есть фактам политической истории. «Рукой летописца,- отмечал А.А.Шахматов,- управляли политические страсти и мирские интересы» –  Летописцы часто соединяли предшествующие летописи в сборники – «своды» («летописные своды»). (12, с. 131) Из дошедших до нас летописных сводов старейшим является «Повесть временных лет». Этот памятник историографии проникнут идеей единства Руси и защиты ее самостоятельности. В этой идее заключалась главная политическая тенденция летописи. Сила и слава Руси зависели, по мнению летописца, от ее единства, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью династии киевских великих князей. В период междукняжеских усобиц эта мысль была высоко патриотической. Отсюда – прославление деятельности Владимира Мономаха, объединившего силы князей для борьбы с половцами и возродившего традиции подчинения всех князей власти киевского великого князя, и включение в летопись «Поучения» Владимира Мономаха.
    «Поучение» – история создания.
    Произведения, составленные Владимиром Мономахом, дошли до нашего времени в копии 1377 г. Весь материал надписан словом «Поучение». Его автором называет себя Владимир Мономах. Текст «Поучения» находится в Лаврентьевском списке под 1096 г. Он дошел до нас не без потери своих частей и с погрешностями в чтениях. Сочинения поставлены в текст «Повести временных лет» без связи с предыдущей и последующими частями (после рассказа о набеге половецкого хана Боняка на Киев в 1096 г. и перед пересказом сообщения Гюряты Роговича Новгородца о подобных народах на севере). Исследователь Шахматов А.А. считает, что «Поучение» внесено в Повесть временных лет при третьей редакции (1118 г.).
    Представление о Владимире Всеволодовиче Мономахе не может быть полным без характеристики его произведений. Письменными источниками, пособиями, служившими Мономаху при написании «Поучения» были различные сборники поучений. Следует заметить, что вопрос о книжных источниках произведений Владимира Мономаха в полной мере нельзя назвать решенным. Мономах имел обыкновение вести краткие записки, которые были двух родов. Во-первых, он делал из священных и богослужебных книг выписки отдельных изречений, частью молитвенного содержания. Во-вторых, он делал выписки из книг обычного назидательного чтения. Иногда Мономах передавал своими словами лишь мысль того или иного писателя. Он вел дневник своих походов и больших поездок. Начинались эти записки с 1072 года и продолжались Мономахом до старости. «Поучение» – автобиографическое сочинение назидательного характера. Владимир Мономах сумел выбрать из событий своей жизни те, которые представляли, по его мнению, общегосударственный интерес, сформулировав на долгие годы идеал княжеской власти.
    Комплекс писаний Мономаха уникален. «Поучение» не предназначалось для обращения в широкой читательской среде. Это было княжеское завещание княжеским детям, кодекс феодальной морали для правителей, которым предлагался исключительный, идеализированный образец человеколюбивого князя, заботящегося о бедных и убогих, отстаивающего интересы Русской земли.
    В отечественной исторической науке представлены различные точки зрения по вопросу времени написания «Поучения» Владимира Мономаха. Академик Погодин М.П. считал, что «Поучение» было  написано в 1099 г. «Мономах задумал Поучение на дороге в Ростов, по поводу посольства братьев с предложением об изгнании Ростиславичей; написал…его по прибытии в город». Он указал «момент сочинения…1099 г». Иначе думал С.М.Соловьев: «Поучение написано после 1100 года». По мнению Шлякова Н.В. «Поучение» написано в 1106 г. 8-10 февраля – на память святого великомученика Федора Стратилата и Федора Тирона. Историк Н.М.Карамзин указывает дату 1117 г. (2,с. 112)
    Сложность в составлении хронологии «Поучения» заключается в том, что в этом произведении ни разу не употребляются точные годичные даты летосчисления от Сотворения мира. В своем сочинении Владимир Мономах использовал весьма точную погодную хронику. Хронологические элементы позволяют произвести географические очертания летописного источника «Поучения». Фамильный удел Всеволодовичей – Переяславль-Русский и Смоленск. С 60-х гг. в. в Переяславле-Русском велся княжеский летописец, тщательно фиксировавший деятельность представителей дома Всеволодовичей в виде погодной хроники, не имеющей, однако, нумерации лет от Сотворения Мира. Именно поэтому в «Поучении» отмечается точность в очередности событий, но нет ни одной абсолютной даты. Что касается места написания «Поучения», этот вопрос детально рассмотрен исследователем Шляковым Н.В., который полагает, что «Поучение» написано было близко к Ростову и называет этим местом Углич.
    «Поучение» Мономах расположил по определенному плану. Первая часть состоит из наставлений, то есть из собственно «Поучения», так же состоящего из двух частей: наставлений, взятых из священных книг и определяющие общие нравственные обязанности каждого человека и наставлений от «словес божественных»; а так же наставлений житейского характера.
    Чему учит нас «Поучение»?
    «Поучение» включает вопросы обязанностей человека и князя, религиозные, семейные и общественные аспекты. Особенное значение оно имеет в бытовом отношении. Историки древнерусского быта пользуются материалом, данным в «Поучении» Мономаха. Оно представляет собой первообраз домостроев: «Страх имейте божий в сердце и милостыню творите неоскудную, потому что здесь начало всякому добру». (9,с 110)
    «Поучение» Владимира Мономаха обращено к детям. Жизнь великого князя – это труд. Ее надо уметь организовать, чтобы не попасть в леность, поскольку леность «всему мати, еже уметь, то забудеть, а его же не уметь, а тому ся не учить».(9)  Мономах убеждает подражать своему деду и постоянно учиться, читать, чтобы не забыть того, что знаешь. Нужно умело построить свою жизнь, от этого « складывается молва, общественное мнение о человеке». Христианская заповедь не является тяжелой, отмечает автор «Поучения». Необходимы всего три дела, чтобы не допустить грехов, указанных Мономахом. Таковыми являются покаяние, слезы и милостыня. Как отмечает исследователь Б.А.Романов, не надо быть героем, чтобы почувствовать себя праведником. Владимир Мономах кроме того, предлагает компромисс: «Аще не всего примете, то половину». (9) Советы автора «Поучения» кратки, четки, жизненны и немногочисленны.
    В «Поучении» изложены также политические и административно-хозяйственные советы. «Не вдавайте сильным погубити человека». Следует подавать помощь убогим. Интересные сведения касаются вопроса смертной казни. Историки русского права отмечают, что Древняя Русь не знала смертной казни. В тоже время Мономах наставляет «не убивать и не повелевать убити».
    Не забыл Мономах предостеречь своих читателей советом о «жене». «Жену свою любите, но не дайте им над собой власти». (14, с. 96)Та же бдительность должна быть в походе. Мономах говорил, что не следует полагаться на воевод, нужно быть неприхотливым, не лениться. Необходимо расставлять сторожевые посты и ночную охрану вокруг себя. Отказаться в походе от пьянства и блуда. Возможно, Мономах предпринял попытку провести мысль об общей дисциплине для всех воинов. В то же время, исходя из наставлений Мономаха, мы можем представить картины грабежа, насилия во время постоев.
    Последний общий совет Мономаха – строить жизнь, не отрываясь от природы, как это делал его отец Всеволод. Мономах не останавливался на описании своих ратных подвигов, каких-либо поучительных примерах личной храбрости и находчивости. Элементы феодальных усобиц прослеживаются без всякой оценки.
    Мономах вошел в историю Руси « как первый серьезный реформатор».
    Первым его делом при вступлении на Великое княжение было создание новых законов. Свою политическую программу он изложил в сочинениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок». Мономаха интересовали вопросы полноты властных отношений великого князя, форма ее организации, нравственные критерии (добродетели) главы государства, вопросы правосудия. Кроме того, Владимир Мономах обратился к проблеме взаимоотношений церкви и государства. Он призывал чтить церковь, любить «епископов, попов и игуменов», и «по силе заботиться о них». Однако взаимоотношения с церковью он разрешал в пользу светской власти. Церкви отводил почетное, но подчиненное место. Мономах почитал митрополита «за сан святительский», но делить с ним власть не намеревался.
    Обстоятельно в «Поучении» рассмотрена тема, касающаяся отправления правосудия в стране. Мономах советует будущим великим князьям судить праведно, милостиво, не допуская беззакония: « Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу».(13, с.5) Смертную казнь как вид наказания он не приемлет, так как считает, что она несовместима с нравственной этикой христианства.
    Летописец отмечает добрый нрав Мономаха, сообщая, что «когда он видел кого разбушевавшимся или опозоренным, не осуждал того, но примирял всех и утешал». Ставит Мономах и нравственно-философские вопросы: «Более всего гордости не имейте в сердце своем и в уме».
    Князь обратил внимание и на необходимость образования, ссылаясь на пример своего Великого князя Всеволода, который овладел пятью языками.
    Новой в доктрине Мономаха была постановка вопроса о необходимости соблюдения определенных правил при ведении военных действий и нравственном поведении воина-дружинника во время походов, как по своей земле, так и на чужой территории. Так же Мономах развивал идеи о равноправии народов, живущих на земле, поскольку именно для них Бог приготовил в одинаковой мере поля и леса, где всем хватит места без войн и междоусобиц.
    Заключение.
    Определяя форму правления, Мономах настаивал на системе дуумвирата, то есть реализации властных полномочий великими князьями совместно с советом бояр, высшего духовенства и знатных горожан.
    Таким образом, «Поучение» Владимира Мономаха позволяет представить образ жизни и деятельности русского князя XI-XII вв. Некоторые наставления автора «Поучения» необходимо более тщательно осмыслить, и возможно в определенной мере использовать в рамках создания эффективной модели государственного управления современной России, политической системы, отводящей человеку достойное место в государстве.
    В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям.
    Список литературы:
    Дмитриева Р.П.Сказание о князьях Владимирских. М.-Л.:1955.
    Древнерусская литература. М.:Дрофа:Вече,2003.С.112.
    Исаев И.А., Золотухина Н.М.История политических и правовых учений России: Хрестоматия. М.:Юристъ,2003. С.28.
    Историография истории СССР / Под ред. В.Е.Иллерицкого и И.А.Кудрявцева. М.:1971. С.24.
    История России с древнейших времен до конца XVII века // Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. М.:1998.С.182.
    Истрин В.М.Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.)/ Под ред. О.В.Никитина.М.: Издательский центр «Академия»,2002.С.203.
    Орлов А.С. Владимир Мономах. М.-Л.: 1946.С.85-88.
    Повесть временных лет. Подготовка текста и комментарии Д.С.Лихачева. М.-Л.:1950.Т.1.С.108.
    Поучение Владимира Мономаха//Древнерусская литература. М.:2003.С.110.
    Романов Б.А.Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.М.-Л.: Издательство «Наука»,1966.С.129.
    Соловьев С.М.История России с древнейших времен. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. Кн.1. Т.1.С.372-373.
    Татищев В.Н.История Российская с самых древнейших времен. М.:1848. Т.2. С.131-135.
    Цыб С.В.Летописный источник «Поучения Владимира Мономаха»//Гуманитарные науки в Сибири.№4. 1994. С.5.
    Шляков Н.В. О поучении Владимира Мономаха //Журнал Министерства народного просвещения. 1900. № 5. С.96.
    Янин В.Л., Литаврин Г.Г. Новые материалы о происхождении Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник. М.: 1962. С. 216.

  4. Никогда не обманывай родителей, все тайное непременно станет когда-нибудь явным.
    Не обижай малышей, потому что тот, кто сильней и старше тебя, обидит тебя.
    Если твой друг или подруга доверили тебе какой-нибудь секрет, не рассказывай его никому. Ведь тебе неприятно, когда другие люди обсуждают твои секреты.
    Если тебе что-то неприятное сказал пожилой человек, не отвечай ему грубостью, а подумай хорошенько над его словами. Старые люди знают очень много.
    Если твой приятель отвечает что-то у доски, не сбивай его, даже если ты заметил ошибку, ведь твое замечание отвлекает мысли товарища от ответа.
    Не запоминай обиды — у всех бывают моменты, когда теряется контроль над собой.
    Будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей.
    Если ты, малыш, будешь следовать этим наставлениям, твоя жизнь будет намного легче.
    Карина Л. Поучение другу
    Друг мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней, а призадумайся.
    Когда ты видишь, что сильный бьет слабого, останови его. Ведь более сильный может побить тебя.
    Не смейся над старостью, так как все к ней придем.
    Не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою.
    Береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы.
    Цени каждую минуту, ибо жизнь твоя пройдет быстро. Уважай ближнего своего, и он будет уважать тебя.
    Не ленись, ибо самые выдающиеся дарования губятся леностью.
    Выполняй всегда свой долг, хоть иногда это делать тяжело, но не выполнять еще тяжелее.
    Не суди о других, научись судить о себе самом.
    Имей чистую совесть, и не будешь бояться ни лжи, ни сплетен. Если друзья твои достигли успеха, не завидуй, а радуйся за них. Но и стремись догнать и обогнать их.
    Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-то другой.
    Говори только правду. Кто раз солгал, тому не поверят.
    В другом классе (учительница Е. В. Ключникова) этой же школы учащиеся использовали в своих «поучениях» множество пословиц и поговорок, например:
    Поучение
    Дорогой друг, послушай мою грамотку и не посмейся над нею, а пойми ее и постарайся выполнить все, что в ней написано.
    Не ленитесь, ведь мать всем порокам лень. Если не трудиться, так и хлеб не родится.
    Почитайте родителей, слушайте их во всем.
    Уважайте старых и помогайте им во всем, в чем можете. Ведь человек старый за свою жизнь пережил многое, и сейчас ему так нужен покой.
    Не обижайте младших, а старайтесь защитить их.
    Будьте со всеми доброжелательны и ласковы, потому что как вы будете относиться к людям, так и люди к вам.
    Поучение
    Не делай другим зла, ибо как аукнется, так и откликнется.
    Не верь лести — она лжива, ибо птицу обманывают кормом, а человека лестью.
    Не засматривайся на чужое. За чужим погонишься — свое потеряешь.
    Несколько иными получились работы в школе № 440:
    Инга О. Поучение детям о том,
    как вести себя в транспорте
    Я научаю вас, дети, как следует вести себя в обществе. Войдя в автобус ли, троллейбус ли, трамвай ли — все едино, не забудь пробить бумажку ту малую, с которой проезд всем разрешается и без которой тебя с позором великим из транспорта выдворить могут. Не забывай быть вежливым, внимательным: уступай место тем, кто старее тебя, не наступай на ноги отрокам, старцам, всем добрым людям, а ежели и случится с тобой такая оплошность, то извинись, помни, что непочтительность — это грех.
    Не вкушай ничего в транспорте, ибо дразнишь соседа своего и непорядок учиняешь.

  5. «Поучение» Владимира Мономаха относится к древнерусской литературе XI-XII столетия. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени. Автор был не простым человеком, а князем, деяния которого были направлены на развитие Киевской Руси. Помимо философских и религиозных рассуждений, направленных научить потомков благим деяниям, в произведении есть описание «трудов» автора: военные походы, мирные договоры, охота.
    Идея написать «Поучение» детям у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что был против междоусобных распрей. За время его правления количество междоусобиц уменьшилось во много раз. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Так он хотел, чтобы его мудрые дела и решения «проросли» в сердцах детей.
    «Поучение» состоит из таких частей: вступления, дидактической части, практических напутствий, описания трудов и заключительной речи.
    Во вступлении князь обращается к детям с просьбой не смеяться над его речами, а принять их в свое сердце. Автор приуменьшает свои заслуги, как было принято у многих писателей древней Руси. Этот прием называется самоуничижением. Такая скромность автора должна была располагать к нему читателей.
    Дидактическая составляющая начинается с философского рассуждения о божественной гармонии и о том, что люди должны ее беречь.
    В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о других.
    Владимир Мономах достаточно подробно описывает свои труды. Он пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте. Ведь больше всего он ненавидел лень. Поэтому своих детей и других потомков он предупреждал не лениться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *