Сочинение на тему повесть о житии александра невского

9 вариантов

  1. «Повесть…» посвящена теме мужества и противостояния за­хватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое.
    Рассказчик называет себя «ничтожным, многогрешным и не­разумным» и стремиться подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским.
    Автор повести говорит о том, что был его современником, так: «…И был самовидец деяний.его, потому и рад поведать о че­стной и славной жизни его».
    Для того чтобы подчеркнуть достоинства Александра Нев­ского, рассказчик уподобляет князя библейским героям: «пре­красному» Иосифу, сильному Самсону, мудрому царю Соломону и храброму Веспасиану. Мощную же дружину князя автор упо­добляет храбрым войнам царя Давида.
    Автор повествует о трёх подвигах Александра Невского: о Невской битве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига посвящены борьбе с иноземными захватчика­ми — шведами на реке Неве в 1240 году и немецкими кресто­носцами на Чудском озере в 1242 году, а последний — попыт­ке ослабить влияние Золотой Орды на Русь, «отмолить людей от беды той».
    Александр Невский прославился такими словами, которым старался соответствовать в жизни: «Не в силе Бог, но в правде».

  2. Сказание об Александре Невском наполняет душу гордостью за то, что на Руси жили такие люди.
    Житие рассказывает о подвигах великого князя, о том, как он защищал родную землю. Александр Невский был истинным патриотом. По рассказу его дружинника, он горячо молил Господа Бога за Русь. И Бог помогал ему! Нет на нашей земле ни литовцев, ни римлян, ни шведов. Прогнал их Алек­сандр, и по сей день охраняет он нашу страну и наш город.
    Чувствуется, как автор чтил своего князя, и я верю, что сравнения, ко­торые он приводил, достойны Александра Ярославича. «Лицо — как лицо Иосифа», «сила его была частью от силы Самсона», «премудрость Соломо­на» завоевали любовь русского народа, который он оберегал от напастей.
    Отвага Александра оставляет глубокое впечатление и внушает истинное уважение к князю. На ум приходят его слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Множество врагов погибло от рук Александра.
    Житие Александра Невского, как мне кажется, является народным до­стоянием. Ведь из него мы узнаем о подвигах этого человека, и, я думаю, мы должны быть счастливы, что у нас был такой князь, и тем более, что он является святым покровителем нашего города.

  3. Александр Невский (1221-1263) – князь новгородский. Особенно прославился своей победой над немецкими рыцарями. Отец – Ярослав.
    Жанр: Житие Александра Невского – скорее воинская повесть. Характерные особенности Жития: Александр родился от благочестивых родителей, премудрый, особенный, идеализированный герой; последовательное изложение событий его жизни от рождения и до кончины. Элементы воинской повести – описание сражений, подвиги отдельных людей, нарушение житейских законов – в житие святой удаляется от мира, а здесь наоборот.
    Начало – шаблонное самоумоление своих качеств как агиографа ( «худый, грешный и недостойный»). Автор слышал о нем от старших и был знаком с ним лично.
    Дальше сообщаются сведения о рождении Александра Невского и его облике (огромный рост, великая сила, громогласность, премудрость)
    Александр побеждает с маленькой дружиной огромную армию из Швеции (краль части Римския), помолившись в церкви святой Софии и имея великую веру в Бориса и Глеба. Воинские повести о битвах на Неве и Чудском озере составляют основу жития.
    Западные соседи построили город во владениях Александра. Он пошел на них и уничтожил город. литовцы стали бояться его имени
    Освободил взятый немцами Псков и с большим войском отправился на немцев. С молитвой вступил Александр в сражение с ними на Чудском озере – 5го апреля 1242 года – Ледовое побоище.
    1245 – Литовцы напали и ограбили земли Александра. Князь разбил их, и литовцы стали бояться его имени.
    Батый признает Александра лучшим из князей, а потом опустошает Сульздальскую землю (четко!). Александр наводит там порядок – за это ему особая похвала от автора.
    Римский папа посылает к Александру кардиналов, которые предлагают ему принять католическую веру. Тот отказывается.
    Александр отправляется в Орду, Батый относится к нему уважительно. Но зато проявляет гнев относительно его младшего брата. Причины автор не указывает, однако отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Во второй раз князь едет в Орду “отмолить людей от беды”, то есть от участия русских воинов в походах татарских войск. На обратном пути Александр заболевает, отравленный в Орде, постригается в монахи , принимает схиму и умирает. Чудо: протягивает руку из гроба и берет “прощальную грамоту” у митрополита. Автор оплакивает кончину своего господина.
    Итак, А.Н. изображен как идеальный князь и воин. Все физические и духовные качества в наивысшей степени. Однако там не нашлось места христианским добродетелям – кротости и смирению.

  4. ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221—1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках Ж. не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”. Автор Ж. называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.
    Ж. Александра — это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. С исторической точки зрения в Ж. много неточностей. Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Ж. нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: из Ж. не сразу ясно, кто такой “король страны Римской из полуночной земли”, о каком городе, построенном некими “от Западной стороны”, идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем. История и сама деятельность Александра Ярославича в Ж. предстает в преображенном виде, не столько в своих конкретных проявлениях и событиях, сколько в вечной сущности, не в житейских подробностях, а в житийном облике.
    В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию “святой, и честной, и славной” жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.
    “Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли…” — так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали (см.: Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории.— 1986.—№2.—С. 174—176). В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: “Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей”. Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, “пыхая духом ратным”, “шатаясь от безумия”, угрожая: “Если можешь, защищайся”. Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою “на лице самого короля оставляет след своего копья”. Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: “Не в силе Бог, но в правде”. Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: “Покорим себе славянский народ!” Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: “Пойдем и победим Александра, и захватим его”. Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и “вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”. Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: “Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью”. Слава о победах Александра разнеслась повсюду. “И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима”.
    Во всем подобны князю и его воины. Автор Ж. включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, “не имея страха в сердце своем”. У каждого из шести свои ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.
    Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: “А от вас учения не примем”. Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: “Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему”. И это помогает Александру “отмолить” русские полки от участия в походах монголо-татар.
    Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: “О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!” Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. “Уже зашло солнце земли Суздальской!”—говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), “Уже погибаем!” — вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита,— кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании “о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра”. И. П. Еремин назвал Ж. “восторженной данью светлой памяти князя”. Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.
    Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Ж., его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Ж., “История иудейской войны” Иосифа Флавия, “Хронографическая Александрия”, “Девгениево деяние”. Д. С. Лихачев полагает, что Ж. продолжает южнорусские литературные традиции, обнаруживая сходство в стиле с биографией Даниила Галицкого из Галицкой летописи. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.
    Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV—XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей, его влияние ощутимо в “Повести о Довмонте”, в “Сказании о Мамаевом побоище”, в “Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского” и многих других произведениях древнерусской литературы.
    Изд.: Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст.— СПб., 1913 (ПДП, № 180), Житие Александра Невского/ Подг текста, перевод и примеч. Ю. К. Бегунова // Изборник (1969).—С. 328—343, 739—742; Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.— С. 426—439, 602—606, Повесть о житии Александра Невского / Подг/ текста, перевод и примеч В И Охотниковой // Воинские повести Древней Руси — С 120—135, 474—476.
    Лит.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века: “Слово о погибели Русской земли” — М., Л., 1965 — С 12—66, Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI— XVII вв.—М, 1985—С. 152—156, О х о т н и к о в а В. И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников — Вып 1 — С. 354—363.

  5. Князь был силен, красив и отличался большим умом. «Невским» его стали называть за битву со шведами. Несмотря на то, что Александр Невский искренне верил в Бога и не отличался агрессивным нравом, он всю свою жизнь посвятил борьбе с захватчиками. О могуществе князя стало известно далеко за пределами тогдашней Руси. Когда он узнал о нападении, которое готовят шведы, то немедленно встал на защиту родной земли.
    Считалось, что Александру помогает Бог, это значительно укрепило позиции христианства. Вскоре после победы над королем Невский разбил немцев на Чудском озере. Это надолго принесло мир на западные границы Руси.
    Примечательно, что князь показал себя не только доблестным полководцем, но и хорошим дипломатом. В те времена Русь была под гнетом татаро-монгольского ига, а князей русских назначал хан Золотой Орды. Александру приходилось проявлять чудеса дипломатии, чтобы заслужить доверие хана Батыя. Он не имел возможности избавить Русь от татаро-монгол военным путем, поэтому старался укрепить военную мощь державы, разбитой на множество княжеств.
    Русь тогда уже была православной и Римский Папа готов был поддержать Александра в борьбе с татарами, требуя за это принять католическую веру. Князь от этого предложения отказался.
    Основным правилом Александра было: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он заботил­ся о благополучии своего народа и старался всегда быть справедливым. После его смерти люди горевали, считая, что потеряли «солнце земли Суздальской». Народная любовь к Александру была настолько сильна, что его имя было причислено к лику святых.

  6. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского – литературное произведение XIII века, агиографического жанра. Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным … На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи. Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. По предположению академика Д. С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл.
    По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263—1280 годами. После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная весть. Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то «сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита»
    Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

  7. 8
    Текст добавил: Выгнали из ада

    Подтвердите с помощью текста, что Алек­сандр Невский описан как идеальный герой.
    В Александре нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость. Это бесстрашный, справедливый правитель, великий полко­водец, живущий по христианским запове­дям, тихий, приветливый, мудрый пра­ведник, человек высокой духовности.
    Образ князя дается через сравнения с библейскими героями (см. ответы на во­просы 3, 4).
    Славный полководец оборонял русские земли. Несмотря на юность, «князь Алек­сандр — побеждал, но был непобедим… один из именитых мужей Западной стра­ны… пришел, желая видеть зрелость си­лы его… повидав князя Александра, вер­нулся к своим и сказал: «Прошел я стра­ны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Да­же посторонний человек был поражен до­стоинствами князя.
    Когда Руси угрожала опасность и ко­роль страны Римской бросил князю вы­зов, Александр «вошел в церковь Святой Софии и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «…Суди, Гос­поди, обидящих меня и огради от борю­щихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». Александр полу­чил благословение архиепископа Спири­дона и начал укреплять дух дружины сво­ей, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной встретил он врага, бил­ся бесстрашно, так как знал, что защища­ет родную землю.
    Много славных подвигов совершил князь. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяж­ского и до великого Рима».
    Князь Александр победил короля, но хвалили и славили имя Творца, а не его: «Ты, Господи, помог… верному князю на­шему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александ­ровою». Заключительная часть жития на­поминает плач. Когда Александр умер, митрополит Ки
    На основании текста жития составьте план рассказа о жизни Александра Невского.
    План
    Портрет князя.
    Обращение Александра к Господу с просьбой о помощи в борьбе с врагами Земли Русской.
    Чудное видение.
    Битвы с немцами и со шведами и ос­вобождение русских городов.
    Ледовое побоище на Чудском озере.
    Смерть Александра Невского и по­смертное чудо.

  8. Краткий рассказ.
    Александр Ярославич Невский за 43 года своей земной жизни успел создать мощный задел на дальнейшее возрождение Русского государства. Главной целью его жизни было стремление, любой ценой обеспечить физическое и духовное выживание родной страны. Для полного осознания величия исторической фигуры, нужно выяснить, какими деяниями Александру Невскому удалось достигнуть этой цели.
    Смолоду, князь Александр своим видом и повадками являл образ сильного и храброго воина. Он обладал прекрасным лицом, высоким ростом, трубным голосом и самое главное мудростью не по годам. Этими достоинствами, Александра наградили его благочестивые родители: князь Ярослав и его супруга Феодосия.
    Его достоинства были подобны величию мудрого Соломона и покорителя Иудеи Веспасиана. Победы, не знавшего поражений князя Александра снискали ему славу великого воина, а его умение выбирать приоритеты в политике делали его видным государственным деятелем. Не зря, некоторые знатные мужи из западной стороны дивились его уникальным способностям. Авторитет князя Александра Ярославича безоговорочно признавали и враги.
    Первыми ощутили на себе таланты юного князя шведские ярлы, приплывшие на реку Неву, дабы испытать на прочность Новгородские земли. Александр во главе малой дружины и немногих охотников новгородцев, с молитвой Святой Троице разгромил вражеский отряд, заставив ретироваться кучку уцелевших захватчиков.
    В сражении не жалея себя отличились и ближние дружинники князя и ополченцы из Новгорода. Одни, вовремя заметили вражеский флот, другие во время битвы удивляли своей храбростью врагов и увлекали товарищей в гущу сражения. Гаврила Олексич, Меша, Сава, Сбыслав Якунович, Ратмир и другие, не щадя своей жизни добыли знаменательную победу.
    На третий год, после победы над шведами, князь Александр разгромил на Чудском озере немцев, обратив их в бегство по ломкому льду, проломившемуся под тяжестью бегущих, пучина утянула на дно многих рыцарей. Побеждал князь Александр Невский и литовцев, вознамерившихся поживиться на ослабленной монгольским нашествием Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *