Сочинение на тему правда раскольникова и сони

8 вариантов

  1. Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины города, где процветают распивочные, где потерявшие себя люди заливают своё горе спиртным.
    В таких ужасных условиях страданий и унижений у героя зарождается оригинальная теория. По ней все люди делятся на два типа – «твари дрожащие», которые всего лишь материя, служащая для воспроизведения себе подобных, и «сильные мира сего» – люди, призванные сказать новое слово, разрушающие настоящее во имя будущего, для которых чужды нравственные законы. Раскольников стремится проверить, кто же он такой: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
    Чтобы проверить это, он решается на убийство: если потом его не будет мучить совесть, то значит, что он тот, кто «право имеет». Но после совершенного преступления Раскольников заболевает и постепенно понимает, что его теория ошибочна.
    Но теория Раскольникова имела и еще одну подоплеку – социальную. Сама жизнь, полная горечи, одиночества и несправедливости, несовершенство общественных порядков толкают его на то, чтобы самому начать «восстанавливать справедливость», убить процентщицу и помочь тем, кого она обирала.
    Те же невыносимые условия толкают и Сонечку Мармеладову на сделку с судьбой: чтобы заработать деньги на содержание своей семьи, она становится проституткой. Её преступление ещё страшнее, чем Раскольникова, ведь Сонечка преступила через себя, «убила» себя. Соня изначально это осознавала, потому что была очень верующей. Именно вера в Бога помогала героине выносить ее жизнь, ее занятия. Соня верит в то, что она способна духовно воскреснуть, возродиться. Пример тому – чтение ею легенды о воскрешении Лазаря.
    Конечно, оба обречённых героя должны были встретиться. Сонечка, сохранившая в себе божественное начало, спасает Раскольникова. Только ей он объясняет причину своего страшного поступка: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Но герой чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а убил себя, свою душу. И Соня это понимает.
    Раскольников должен покаяться в своих грехах, вернуться к богу, чтобы вернуть душу. Сонечка читает ему главу о воскрешении Лазаря, чтобы «воскресить» духовное начало героя. Но пока Соня видит в нём лишь иудеев, присутствовавших при совершении чуда Христом. Однако Раскольников соединяет в себе сразу трёх персонажей: и иудеев, и Лазаря, и самого Христа. Образ Христа прослеживается в нём тогда, когда он сознаётся в содеянном преступлении. Так начинается воскресение героя, его путь к очищению.
    Раскольникова ссылают на каторгу. Соня едет за ним, как следовали жёны-мироносицы за Христом в его крёстные походы. Она едет, чтобы помогать там ему своей любовью.
    Так исцеляются оба героя романа «Преступление и наказание». Их взаимная любовь и отдаление от мест, где они совершили свои преступления, помогают вернуть им духовное равновесие.

  2. Как только молодой человек — герой романа «Преступление и наказание» — предстает перед читателями, автор, не успев назвать нам его имени, спешит сообщить о некой мечте, которой одержим герой. Более того, Родион Раскольников все настойчивее ощущает, что от мечты давно пора переходить к делу. Это таинственное «дело» оказывается убийством.
    Теория Раскольникова (по которой, кстати, и разгадал его Порфирий Петрович при отсутствии всяких улик) заключается в идее существования «особых» людей. По мнению Раскольникова все люди делятся на низших, то есть на «материал, служащий единственно для зарождения себе подобных», и на собственно людей, то есть на «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Продумывая и совершая убийство, Раскольников преследует цель доказать себе, что он — Человек, а не «тварь дрожащая».
    Герой фанатичен в утверждении своей идеи, подобно раскольникам, то есть религиозно-общественному движению в России XVII века. Как видим, фамилия его является «говорящей», как это часто бывает у Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» «расколот» внутри себя самого. В его душе невероятным образом уживаются идеал и неверие в идеал, тоска по мировой гармонии и хладнокровные размышления убийцы.
    Почему же Родион смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения? Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких. А во-вторых, в нем нет страха быть отверженным от бога. Только много позже, после знакомства с Соней, он поймет, насколько страшно последнее. А отчуждение от семьи будет лишь началом его наказания.
    На протяжении всего романа главный герой пребывает в болезненном состоянии. И это состояние есть бунт, который направлен на отрицание «патриархальных законов масс» и на отрицание мира, созданного Творцом. В этом состоит «правда» Раскольникова. Он присваивает себе Слово Творца и начинает творить сам. Он создает себе призрачный мир, в котором стремится сказать «новое слово» и тем самым стать властелином над «массой». До тех пор, пока Раскольников не познакомится с Соней, он будет жить вне Бога. В этом его беда, сначала неосознанная. В этом — несостоятельность его «правды».
    В те дни, когда преступник безмерно страдает от своего одиночества, оторванности от мира, от родных, он начинает искать утешения у Сони. Их судьбы очень схожи. Он — убийца, она — «блудница». Оба они отвержены обществом, оба одиноки, оба страдают. Сначала Раскольникова влечет к Соне ее униженное состояние. Человек по природе не может быть один, это противоестественно. Кто- то всегда должен быть рядом, поэтому герой тянется к девушке. Он’ еще не осознает, что в ней — залог его спасения и искупления.
    Соня твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. В этом ее отличие от Раскольникова. Она не живет вне Бога, как он. Очень важна в романе сцена, когда Соня читает Раскольникову Евангелие, притчу о воскрешении Лазаря. В этот момент герой вдруг начинает видеть в Соне убитую им Лизавету. В лице Сони — лицо Лизаветы. Именно в этот миг ее ужас передается ему, и наступает прозрение. Тогда Раскольников рассказывает Соне о своей теории. Но она не слышит и не понимает его «нового слова». Именно это непонимание и есть самое убедительное доказательство того, что теория Раскольникова ложна. Соня воспринимает его слова не разумом, а сердцем. Она не понимает сложной теории Раскольникова о «сверхчеловеке», зато видит очень простой и ясный путь к спасению. Этот путь — в Боге. «Перекрестись, помолись хоть раз» — просит Соня Родиона.
    Комната Сони в квартире портного Капернаумова подобна библейскому городу Капернауму, где сходятся грешники и страдальцы. В городе Капернауме люди внимали истине Христа, в квартире Капернаумова Раскольников внимает истине Сони. Конечно, он не сразу преодолевает диалектику в себе, не сразу отказывается от теории «сверхчеловека». Но именно с Сони, с разговоров с ней в ее маленькой комнатке началось его исцеление.
    Главный герой хочет принять Сонину веру не по убеждению, а потому, что безграничное доверие к ней заставляет его смотреть на мир ее глазами. Полное же исцеление Раскольникова происходит только тогда, когда он отказывается от своей правды и постигает правду Сони, но не разумом, а сердцем. Он отказывается от стремления к «новому слову». Это, как он теперь понимает, призрачный мир. Настоящий мир — тот, где нет слов, где человек — не Творец, а создание Божье.
    Достоевский через страдания проводит своего героя к единственной правде: утверждать себя нужно не через идеи и теории, а через любовь к Богу и к людям.

  3. Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказания». Раскольников очень одинокий. Он бедный студент, что живет в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Каждый день Раскольников видит «темную сторону» жизнь, Петербурга: окраины города, где процветают распивочние, что где потеряли себя люди заливают свое горе спиртным
    В таких ужасных условиях страданий и унижений у героя зарождается оригинальная теория. По ней все люди делятся на два типа – «животного дрожащие», которые всего лишь материя, которая служит для воспроизведения себе подобных, и «сильные миру этого» – люди, призваны сказать новое слово, которые разрушают настоящее во имя, для которых далекие моральные законы. Раскольников хочет проверить, кто же он такой: « читварина я дрожащая или право имею?»
    Чтобы проверить это, он решается на убийство: если потом его не будет мучить совесть, то значит, что он тот, кто «право имеет». Но после совершенного преступления Раскольников заболевает и постепенно понимает, что его теория ошибочная
    Но теория Раскольникова имела и еще одна основа – социальную. Самая жизнь, полное горечи, одиночества и несправедливости, несовершенство общественных порядков толкают его на то, чтобы самому начать «восстанавливать справедливость», убить процентщицу и помочь тем, кого она обиралась
    Те же невыносимые условия толкают и Сонечку Мармеладову на соглашение с судьбой: чтобы заработать деньги на содержание своей семьи, она становится проституткой. Ее преступление еще страшнее, чем Раскольникова, ведь Сонечка переступила через себя, «убила» себя. Сон изначально это осознавала, потому что была очень верующей. Именно вера у Бога помогала героине выносить ее жизнь, ее занятие. Сон верит в то, что она способная духовно воскреснуть, возродиться. Пример тома – чтение ею легенды о возрождении Лазаря
    Конечно, оба обреченных героя должны были встретиться. Солнышки, которая сохранила в себе божественное начало, спасает Раскольникова. Только ей он объясняет причину своего страшного поступка: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – ерунда! Не для того я убил, чтобы, доставши средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Ерунда! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Но герой чувствует, что сделал страшную, непоправимую ошибку. Он не бабу убил, а убил себя, свою душу. И Соня это понимает
    Раскольников должен покаяться в своих грехах, вернуться к бога, чтобы возвратить душа. Солнышка читает ему главу о возрождении Лазаря, чтобы «воскресить» духовное начало героя. Но пока Соня видит в нем лишь иудеев, которые присутствовали присутствующим осуществимые чудеса Христом. Однако Раскольников соединяет в себе сразу трех персонажей: и иудеев, и Лазаря, и самого Христа. Образ Христа прослеживается в нем тогда, когда он сознается в содеянном преступлении. Так начинается воскресения героя, его шляхкочищению.
    Раскольникова засылают на каторгу. Сон едет за ним, как вытекали мироносица- мироносицы-жены-мироносицы за Христом в него крестные походи. Она едет, чтобы помогать там ему своей любовью
    Так исцеляются оба героя романа «Преступление и наказания». Их взаимная любовь и отдаления от мест, где они сделали свои преступления, помогают возвратить им духовное равновесие
    Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания»

  4. Жалость к преступнику

    Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

    Любовь и преданность

    Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

    Победа добра

    Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

  5. 5
    Текст добавил: Урбанистическая Ирония

    Как только молодой человек — герой романа «Преступление и наказание» предстает перед читателями, автор, не успев назвать нам его имени, спешит сообщить о некой мечте, которой он одержим. Более того, Родион Раскольников все настойчивее ощущает, что от мечты давно пора переходить к делу. Это таинственное «дело» оказывается убийством.
    Теория Раскольникова (по которой, кстати, и разгадал его Порфирий Петрович при отсутствии всяких улик) заключается в идее существования «особых» людей. По мнению Раскольникова, все люди делятся на низших, то есть на «материал, служащий единственно для зарождения себе подобных», и на собственно людей, то есть на «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Продумывая и совершая убийство, Раскольников,преследует цель доказать себе, что он — Человек, а не «тварь дрожащая».
    Раскольников фанатичен в утверждении своей идеи, подобно раскольникам, то есть религиозно-общественному движению в России XVII века. Как видим, фамилия героя является «говорящей», как это часто бывает у Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» «расколот» внутри себя самого. В его душе невероятным образом уживаются идеал и неверие в идеал, тоска по мировой гармонии и хладнокровные размышления убийцы.
    Почему же Раскольников так легко смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения? Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких. А во-вторых, в нем нет страха быть отверженным от Бога. Только много позже, после знакомства с Соней, он поймет, насколько страшно последнее. А отчуждение от семьи будет лишь началом его наказания.
    На протяжении всего романа Раскольников пребывает в болезненном состоянии. И это состояние есть бунт, который направлен на отрицание «патриархальных законов масс» и на отрицание мира, созданного Творцом. В этом состоит правда Раскольникова. Он присваивает себе Слово Творца и начинает творить сам. Он создает себе призрачный мир, в котором стремится сказать «новое слово» и тем самым стать властелином над «массой». До тех пор, пока Раскольников не познакомится с Соней, он будет жить вне бога. В этом его беда, сначала неосознанная. В этом — несостоятельность его «правды».
    В те дни, когда он безмерно страдает от своего одиночества, оторванности от мира, от родных, Раскольпиков начинает искать утешения у Сони. Их судьбы очень схожи. Оп убийца, она — «блудница». Оба они отвержены обществом, оба одиноки, оба страдают. Сначала Раскольникова влечет к Соне ее униженное состояние. Человек по природе не может быть один, это противоестественно. Кто-то всегда должен быть рядом, поэтому герой тянется к Соне. Он еще не осознает, что в ней — залог его спасения и искупления.
    Соня твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. В этом ее отличие от Раскольникова. Она не живет вне Бога, как он. Очень важна в романе сцена, когда Соня читает Раскольникову Евангелие, притчу о воскрешении Лазаря. В этот момент герой вдруг начинает видеть в Соне убитую им Лизавету. В лице Сони — лицо Лизаветы. Именно в этот миг ее ужас передается ему и наступает прозрение. Тогда Раскольников рассказывает Соне о своей теории. Но она не слышит и не понимает его «нового слова». Именно это непонимание и есть самое убедительное доказательство того, что теория Раскольникова ложна. Соня воспринимает его слова не разумом, а сердцем. Она не понимает сложной теории Раскольникова о «сверхчеловеке», зато видит очень простой и ясный путь к спасению. Этот путь — в Боге. «Перекрестись, помолись хоть раз», — просит Соня Родиона.
    Комната Сони в квартире портного Капернаумова подобна библейскому городу Капернауму, где сходятся грешники и страдальцы. В городе Капернауме люди внимали истине Христа, в квартире Капернаумова Раскольников внимает истине Сони. Конечно, он не сразу преодолевает диалектику в себе, не сразу отказывается от теории «сверхчеловека». Но именно с Сони, с разговоров с ней в ее маленькой комнатке началось его исцеление.
    Раскольников хочет принять Сонину веру не по убеждению, а потому, что безграничное доверие к ней заставляет его смотреть на мир ее глазами. Полное же исцеление Раскольиикова происходит только тогда, когда он отказывается от своей правды и постигает правду Сони, но не разумом, а сердцем. Он отказывается от стремления к «новому слову». Это, как он теперь понимает, призрачный мир Настоящий мир тот, где нет слов, где человек — не Творец, а создание божье.
    Достоевский через страдания проводит своего героя к единственной правде: утверждать себя нужно не через идеи и теории, а через любовь к богу и к людям.

  6. Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины города, где процветают распивочные, где потерявшие себя люди заливают своё горе спиртным.
    В таких ужасных условиях страданий и унижений у героя зарождается оригинальная теория. По ней все люди делятся на два типа – «твари дрожащие», которые всего лишь материя, служащая для воспроизведения себе подобных, и «сильные мира сего» – люди, призванные сказать новое слово, разрушающие настоящее во имя будущего, для которых чужды нравственные законы. Раскольников стремится проверить, кто же он такой: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
    Чтобы проверить это, он решается на убийство: если потом его не будет мучить совесть, то значит, что он тот, кто «право имеет». Но после совершенного преступления Раскольников заболевает и постепенно понимает, что его теория ошибочна.
    Но теория Раскольникова имела и еще одну подоплеку – социальную. Сама жизнь, полная горечи, одиночества и несправедливости, несовершенство общественных порядков толкают его на то, чтобы самому начать «восстанавливать справедливость», убить процентщицу и помочь тем, кого она обирала.
    Те же невыносимые условия толкают и Сонечку Мармеладову на сделку с судьбой: чтобы заработать деньги на содержание своей семьи, она становится проституткой. Её преступление ещё страшнее, чем Раскольникова, ведь Сонечка преступила через себя, «убила» себя. Соня изначально это осознавала, потому что была очень верующей. Именно вера в Бога помогала героине выносить ее жизнь, ее занятия. Соня верит в то, что она способна духовно воскреснуть, возродиться. Пример тому – чтение ею легенды о воскрешении Лазаря.
    Конечно, оба обречённых героя должны были встретиться. Сонечка, сохранившая в себе божественное начало, спасает Раскольникова. Только ей он объясняет причину своего страшного поступка: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Но герой чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а убил себя, свою душу. И Соня это понимает.
    Раскольников должен покаяться в своих грехах, вернуться к богу, чтобы вернуть душу. Сонечка читает ему главу о воскрешении Лазаря, чтобы «воскресить» духовное начало героя. Но пока Соня видит в нём лишь иудеев, присутствовавших при совершении чуда Христом. Однако Раскольников соединяет в себе сразу трёх персонажей: и иудеев, и Лазаря, и самого Христа. Образ Христа прослеживается в нём тогда, когда он сознаётся в содеянном преступлении. Так начинается воскресение героя, его путь к очищению.
    Раскольникова ссылают на каторгу. Соня едет за ним, как следовали жёны-мироносицы за Христом в его крёстные походы. Она едет, чтобы помогать там ему своей любовью.
    Так исцеляются оба героя романа «Преступление и наказание». Их взаимная любовь и отдаление от мест, где они совершили свои преступления, помогают вернуть им духовное равновесие.

  7. В романе Достоевского «Преступление и наказание», как и в каждом романе, существует много различных героев. Главный из них – Раскольников – изучает остальных, создаёт на основе своих рассуждений теорию, у него появляется некое убеждение, которое и толкает его к преступлению. В появлении у него этого убеждения, а, стало быть, и в совершении им этого преступления виноваты все герои, с которыми он общался: ведь они же были такими, какими их видел Раскольников, на их основе он формировал свою теорию. Но их вклад в создание убеждений Раскольникова малоэффективен, так как происходит случайно, нечаянно. Зато намного больший вклад второстепенные герои романа вносят в осознание Раскольниковым неправильности своей теории, которое побудило его к тому, чтобы признаться во всём народу.
    Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати, худенькая, небольшого роста. Жизнь очень жестоко относилась к ней, так же как и к её родным. Она рано потеряла отца и мать. После смерти матери её семья пришла в бедственное положение, и ей пришлось идти на панель, чтобы прокормить себя и детей Катерины Ивановны. Но её дух был настолько сильным, что не сломился даже в таких условиях: когда мораль человека разлагается, мала вероятность удачи в жизни, существование становится всё тяжелее и тяжелее, дух сдерживает гнёт окружающей среды и, если у человека дух слабый, он не выдерживает и начинает пропускать негативную энергию вовнутрь, портя душу. Дух же Сони очень сильный, и в условиях всех невзгод её душа остаётся чистой, и она идёт на самопожертвование. Чистая, нетронутая душа в ней очень быстро находит в душах других людей все изъяны, сравнивая их со своей; она с лёгкостью учит других убирать эти изъяны, потому что сама их периодически убирает из своей души (если каких-то изъянов у неё ещё не было, она их искусственно на время для себя создаёт и старается почувствовать, что ей говорят делать инстинкты).
    Внешне это проявляется в её способности понимать других людей и сострадать им. Она жалеет Катерину Ивановну за её глупость и несчастность, своего отца, умирающего и раскаивающегося перед ней. Такая девушка привлекает внимание многих людей, заставляет (в том числе и себя) уважать себя. Поэтому Раскольников решил рассказать о своей тайне именно ей, а не Разумихину, Порфирию Петровичу, или Свидригайлову. Он подозревал, что она мудрее всего оценит обстановку и примет решение. Он очень хотел, чтобы кто-то ещё разделил с ним страдания, хотел, чтобы кто-то помог ему идти по жизни, сделал за него некоторую работу. Найдя такого человека в Соне, Раскольников не ошибся с выбором: это была прекраснейшая девушка, которая поняла его и пришла к выводу, что он такой же несчастный человек, как и она, что Раскольников не зря пришёл к ней. И такая женщина ещё называется «девица отъявленного поведения». (Тут Раскольников и понял неверность его теории в этом). Именно так её называет Лужин, сам являясь подлым и эгоистичным, не понимая ничего в людях, в том числе и в Соне, что она ведёт себя унижающим для себя образом только из сострадания к людям, желая им помочь, подарить хотя бы на мгновение ощущение счастья.
    Всю жизнь она занимается самопожертвованием, помогает другим людям. Так, она помогла и Раскольникову, она помогла ему переосмыслить себя, что и его теория неверна, что совершил он преступление зря, что ему необходимо в нём покаяться, признаться во всём. Теория была неверна, так как она основывается на разделении людей на две группы по внешним признакам, а те редко выражают всего человека. Ярким примером является та самая Соня, бедность и унижение которой не отражают полностью всю сущность её личности, самопожертвование которой направлено на помощь другим бедствующим людям. Она очень верит, что воскресила Раскольникова и теперь готова разделить с ним наказание на каторге. Её «правда» заключается в том, что, чтобы прожить жизнь достойно и умереть с чувством, что ты был великим человеком, нужно любить всех людей и жертвовать собой ради других.

  8. Раскольников деятельный и по природе добрый человек. Он не может видеть несчастья и горя без того, чтобы не вмешаться, чтобы не помочь. По горло погруженный в круг обуревавших его проблем, потрясенный содеянным убийством, он, тем не менее, не может бросить тех, кто дошел до грани, за которой уже прекращается всякая возможность человеческого существования. А практическая помощь страждущему подымает на поверхность все самые добрые, самые радостные таящиеся в нем чувства. Как только он видит, что может стать спасителем сомнения и колебания оставляют его, поэтому Дуня поняла его отношение к Соне, Дуня не погнушалась Соней, она «откланялась ей внимательным, вежливым и полным поклоном», чем даже испугала понимавшую свое положение девушку.
    Раскольников понял «ненасытимое сострадание» Сони и сам пережил его в который раз, быть может, еще сильнее, чем Соня, потому что, Соня сосредоточивалась больше на своих близких, а Раскольников – и на близких, и на дальних.
    Соня надеется на бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом знает, что бога нет, и чуда не будет. Раскольников беспощадно вскрывает перед своей собеседницей тщету всех иллюзий. Мало того, в своеобразном упоении Раскольников говорит о Соне, о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв.
    Не позорная профессия делает Соню великой грешницей – к ее профессии Соню привели величайшее сострадание, величайшее напряжение нравственной воли, – а напрасность ее жертвы и ее подвига.
    Мучения Сони, концентрирующие в себе все мучения человеческие, Евангелие, обетование царства божия на земле напрягли всю гордыню Раскольникова, всю его неслыханную деспотическую веру в свою миссию. Как все пророки и вожди, он может попасть в руки закона; тогда он будет заточен в темницу, окован, быть может, казнен при ликовании той самой дрожащей твари, того самого муравейника, для счастья которого он опоясался мечом и выступил в свой поход. Но тогда останется его завет, который впоследствии поймет и Соня. Но если он избегнет опасности, целым и невредимым выйдет из львиного рта, тогда он придет к Соне, поведет ее с собой, как подругу и союзницу, возьмет на себя всю ответственность и все страдания, в том числе и за убийство Лизаветы.
    «ПРАВДА» СОНЕЧКИ
    Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет. Соня – клеточка мира, она «процент», следствие. Однако если бы она была только следствием, она покатилась бы туда, куда катится положенный в собственническом обществе этот процент. Ибо чем же она была вооружена для борьбы с миром? Ни средств, ни положения, ни образования у нее не было.
    Однако Достоевский писал не «физиологический» очерк и не «физиологическую» повесть. Он создавал роман, в котором Соня выступает не только как фаталистическое следствие, но и наделена элементом свободы.
    Достоевский понимал железную силу тисков нужды и обстоятельств, сдавивших Соню, поэтому нашел и в Соне, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, решений, действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и на выборе средств для такого противостояния.
    Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, вследствие которых она вступила на свой путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Ремесло свое Соня «избрала» поневоле, другого выбора у нее не было, но цели, которые она преследует в своей профессии, поставлены ею самой, поставлены свободно.
    Несмотря на все, Соня сама по себе остается в добре, зло относится к миру, Соня совершает подвиг любви, мир коснеет в «грехе». Соня жертвует собой во имя любви к близким, и подвиг ее прекрасен, и уж мир виноват в том, что огонь, на котором она себя сжигает, это безобразие пакость и позор. Вот как, например, рассуждал Писарев: «Бывают в жизни такие положения, которые убеждают беспристрастного наблюдателя в том, что самоубийство есть роскошь доступная и позволительная только обеспеченным людям. Очутившись в таком положении человек научается понимать выразительную пословицу: куда не кинь, все клин. К такому положению оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. То, что при обыкновенных условиях было бы священною обязанностью, начинает казаться человеку, попавшему в исключительное положение, презренным малодушием или даже явным преступлением; то, что при обыкновенных условиях возбудило бы в человеке ужас и отвращение, начинает казаться ему необходимым шагом или геройским подвигом, когда он находится под гнетом своего исключительного положения. И не только сам человек, подавленный исключительным положением, теряет способность решать нравственные вопросы так, как они решаются огромным большинством его современников и соотечественников, но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении и начинает испытывать такое ощущение, как будто он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы. Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какое чувство возбудит в вас этот поступок: презрение или благословение? Как вы назовете ее за этот поступок: грязною потаскушкою, бросившей в уличную лужу святыню своей женской чести, или великодушною героинею, принявшей с спокойным достоинством свой мученический венец? Какой голос эта девушка должна принять за голос совести – тот ли, который ее говорил: «сиди дома и терпи до конца; умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», – или тот, который говорил: «не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю, во что бы то ни стало?»
    Достоевский не удовлетворялся «дурной диалектикой» добра и зла, вечным колебанием между «богом» и «дьяволом». Автор видел, что жизнь так устроена, что в ней трудно или даже невозможно следовать только добру и всегда избегать зла. Соня, как тот святой, который, согревая своим телом прокаженного, сам не заражался, не становилась порочной. И пусть не говорят и не пишут, что нравственность Сони – это нравственность христианская.
    Христос, по Евангелию, спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница, прозрев, оставила свое грешное ремесло и стала святой, Соня же всегда была зрячей, но она не могла перестать «грешить», не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее способ спасать от голодной смерти свою семью.
    Самоотверженность Сони носит социально-активный характер. Соня для Родиона не только пример несправедливого мира сего, но и пример активной борьбы за спасение погибающих.
    Интересно, что Соня сама, по своей воле, пошла на панель, и так же сама, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, но пришла к выводу, что самоубийство в ее положении было бы слишком эгоистическим выходом.
    Первоначально трудно даже предположить, какие огромные и активные силы таятся в Соне. В приниженном существе вдруг обнаруживается в глубине твердый орешек. Соня поражена, но в ней нет ничего похожего на то, что испытывает ищущий помощи, установив, что напрасно надеялся. Наоборот, в Соне шевельнулось и удивление, и желание разобраться, и еще большая симпатия, и сила для того, чтобы ответить душевным движением на душевное движение другого человека.
    Однако и сама Соня не бесплотный дух, а человек, женщина, и между нею и Раскольниковым возникают особые отношения взаимной симпатии, придающие особую личную окраску ее тяге к Раскольникову. Родион потому и смог признаться Соне в убийствах, что любил ее и знал, что и она его любит. Только для них любовь – это не поединок страсти между мужчиной и женщиной и не поединок двух характеров, а поединок двух отверженных, сведенных судьбой в единый «предвечный» союз и выбирающих, каким путем идти к общей верховной цели – поединок двух правд.
    Вера Сони в бога и чудо – это не механическая и инертная вера господствующей церкви, она требует немедленных дел. Хотя важно отметить, что девушка равнодушна к обрядовой стороне религии, к духовенству, к канонам. Инстинктивно, неосознанно, может быть, но очень последовательно предает она первенствующее значение практике, добрым делам, нравственной поддержке, немедленной помощи нуждающимся, а не формальной стороне религии.
    Раскольникову ничем не обоснованная вера Сони кажется чуть ли не умопомешательством, манией.
    Чтение Евангелия продиктовано двумя разными намерениями – Соня читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы обратить Раскольникова, чтобы пробудить в нем веру в предлагаемый ею исход, Раскольников просит читать, чтобы укрепиться в своей правоте, чтобы заставить Соню уверовать в себя, как иудеи уверовали в Иисуса. Но у него не получилось. Вместо раздавленной, лишенной активности жертвы Раскольников вдруг увидел воительницу, объятую суровым энергическим чувством. В Соне есть потребность не только врачевать раны и бедствия, она готова проповедовать, убеждать и переубеждать. Девушка чувствует и видит, что Родион несчастен, и хочет ему помочь. Перед ней раскрывается его внутренний мир. Инородная нравственная природа не отталкивает ее. Активное сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить и воскресить его. С беззаветной и наивной целеустремленностью, порожденной религиозными упованиями и женской преданностью, Соня делает все, чтобы обратить Раскольникова, вырвать его из греха, спасти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *