Сочинение на тему правила этикета 6 класс

7 вариантов

  1. Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.
    Также следует отметить, что деловой этикет – понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку», где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.
    Знание и соблюдение делового этикета – необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

    Этикет был всегда. Правила хорошего тона

    Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.
    Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.
    Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета – бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом – это игра по его правилам.

  2. Классный час “Првила этикета”
    Тема: «Правила этикета»
    Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.
    Эпиграф классного часа:
    Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)
    Классный руководитель
    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим  о культуре поведения людей.
    Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши?
    -Дикая груша растет где и как попало, а культурная –в саду.
    -За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную -поливают, удобряют, прививают.
    -Плоды у дикой груши не красивые, а у культурной- плоды хорошие.
    Люди бывают такие же дикие и культурные.
    Что значит быть культурным человеком?
    – Это значит соблюдать правила  культурного поведения
    -Значит вести себя  так, чтобы родителям не было стыдно за тебя.
    А как вы думаете какого человека в старину называли «неотесанным»? –Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
    Ход классного часа
    Учитель. Сегодня наш классный час посвящен правилам этикета.  Классный час мы начнем с необычного стихотворения Григория Остера из книги «Вредные советы». В этом нам помогут наши одноклассники.
    Ученики по очереди читают стихи.
    Когда состаришься, ходи
    По улицам пешком.
    Не лезь в автобус – все равно
    Стоять придется там.
    И нынче мало дураков,
    Чтоб место уступать,
    А к тем далеким временам
    Не станет их совсем.
    Если друг твой самый лучший
    Подскользнулся и упал,
    Покажи на друга пальцем
    И хватайся за живот.
    Пусть он видит, лежа в луже,
    Ты ничуть не огорчен,
    Настоящий друг не любит
    Огорчать своих друзей.
    Слово учителя.
    Человек живет среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.
    Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. Знаете ли вы что такое именно этикет? И в чем он заключается?
    Этикет — установлений порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
    Существуют различные виды этикета:
    ·         служебный (деловой);
    ·         дипломатический;
    ·         военный;
    ·         педагогический;
    ·         врачебный;
    этикет в общественных местах.
    Что вы под этим понимаете? А школа является общественным местом?
    С этикетом тесно связаны правила вежливости.
    Кто знает ,откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?
    Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.
    (На доске – Лист-памятка «Вежливый ли ты человек?!»
    Тебя будут считать человеком вежливым, если ты:
    1.     Научишься сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других.
    2.     Научишься:
    не перебивать;
    ·         не шуметь;
    ·         не шмыгать носом;
    ·         не зевать вслух;
    ·         не вытирать ботинки о штанину брюк;
    Ребята я предлагаю вам в игровой форме проверить свои знания правил этикета применяемых в общественных местах и объявляю правила игры:
    Вопросы:
    1.     Кто первым здоровается при входе в помещение?
    Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
    2.     Кого кому представляют?
    Младшего — старшему,  мужчину — женщине, менее известного — более известному.
    3.     Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
    Проходящий.
    4.     Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
    Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.
    5.Что такое этикет?
    Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
    6. Когда появился этикет?
    Зачатки этикета в виде обычаев и ритуалов существовали еще в первобытном обществе.
    7.Менялись ли правила этикета с течением времени?
    Да, конечно.
    8. Где должен находиться мужчина, идущий с женщиной, – слева или справа от нее?
    Слева.
    9. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?
    А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
    10. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
    Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
    11. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной?
    Лицом и только лицом.
    12. В какое время можно звонить кому-либо по телефону?
    С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.
    13. С какого слова звонящий должен начинать телефонный разговор?
    Со слова «Здравствуйте!»
    14. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
    Извиниться.
    15. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
    Младший
    16. А подавать руку для рукопожатия?
    Старший.
    17. Должны ли снимать перчатки мужчины перед рукопожатием?
    Да
    18.Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
    Не более трех цветов.
    19. Можно ли приходить в гости без предупреждения?
    Нет.
    20. Можно ли опаздывать, идя в гости?
    Это недопустимо.
    21. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
    Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке,  когда же мясо – вилку в левой, а нож в правой.
    Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую?! (В гостях хорошо, а дома лучше)
    Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счёт?(По секрету всему свету.)
    Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Гришка вдруг схватил Колю за руку: «Смотри вон там кто-то стоит!» оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу напомнил другу Грише товарищ? (У страха глаза велики)
    Правила поведения в магазине:
    1.     Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин» или тот, кто выходит?
    Надо пропустить того, кто выходит из магазина.
    2.     Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
    Говорят: «Кто последний?»
    3.     Можно ли входить в магазин с собакой?
    Нет, даже если собака небольшая.
    4.     Как обратиться к продавцу?
    По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».
    Правила поведения на улице, в транспорте:
    1.     С какой стороны обходят прохожих?
    Идущих впереди -обходят слева, а идущих на встречу — справа.
    2.     При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?
    Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.
    3.     Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? Надо встать и уступить место.
    Правила поведения в театре или кинотеатре
    1.     Если вы решили пойти в театр или кинотеатр, но не один, то как лучше пригласить друга (подругу)?
    Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у наших друзей могут быть другие планы.
    2.     Паре нужно в театре или кинотеатре пройти к месту. Кто идет первым?
    Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.
    3.     Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?
    Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.
    Правила поведения поведение за столом:
    1.     Как надо есть хлеб, бутерброды?
    Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывай маленькими кусочками.
    2.     Если в гостях нам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом.
    Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.
    3.     Как едят пирожные, торты, пироги?
    Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
    4.     Как выйти из-за стола?
    Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
    Спасибо ребята за выступления.
    Скажите, пожалуйста, звучали ли сегодня для вас совершенно новые правила этикета? Какие?
    Как вы считаете, важны ли правила этикета в нашей жизни? Зачем они нужны?
    Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета в общественных местах.

  3. 3
    Текст добавил: *н*и*к *н*а *п*р*о*г*у*л*к*е*

    Но бывают и очень вежливые ребята. Мне два раза в жизни встретились такие. Вот, например, мой друг Илья – очень вежливый мальчик. Когда я пришел в этот класс, у меня еще не было друзей. Илья первый дал мне свой телефон. Когда я заболел и позвонил ему, чтобы узнать домашнее задание, Илья очень вежливо все мне объяснил и в конце сказал: «Ты, Саша, обращайся ко мне, если что. Всегда помогу». Я это запомнил и подружился с Ильей. Я его очень уважаю за это. И еще одна девочка (имя я писать, конечно, не буду – это секрет) — тоже очень вежливая. Она пригласила меня на свой день рождения. Я пришел, повеселился с гостями, а когда собрался домой, она вышла меня проводить и сказала: «Спасибо тебе, Саша, за подарок и за то, что пришел ко мне на день рождения. Мне было очень приятно». Я потом долго вспоминал ее слова.
    Я и сам стараюсь быть вежливым, хорошо себя вести. Я никогда не сажусь в метро и в троллейбусе, даже если очень устал. Всегда подаю маме руку, когда она выходит из транспорта. Когда к нам приходят гости, если я один дома, я их развлекаю: угощаю чаем, беседую с ними, спрашиваю про жизнь. Конечно, у меня не всегда получается быть вежливым мальчиком, но я могу сказать, что приложу все усилия к этому.»
    Так, как видите, и среди детей встречаются вежливые и воспитанные люди, а также такие, которые сами пока еще не очень воспитанные, но зато они умеют ценить умение соблюдать нормы общения в других людях. Это не должно удивлять, дети живут в обществе, среди людей и вынуждены руководствоваться нормами общения, выработанными человечеством на протяжении веков, чтобы чувствовать себя среди людей комфортно и спокойно. Ведь правила этикета придуманы не царями, королями, а обыкновенными людьми. Они помогают людям общаться друг с другом, находить общий язык, причем, эти правила не знают границ: они примерно одинаковы у людей разных национальностей.
    Воспитанию у детей уважительного отношения к соблюдению норм общения всегда уделялось серьезное внимание. Например, Петр Первый издал «Показания к житейскому обхождению» и требовал от всех соблюдения правил, там описанных. Те, кто не выполнял эти правила, наказывались. Великий чешский педагог Ян Амос Каменский в середине 17 века написал правила поведения учащихся в школе, которые стали основой школьного этикета для учеников и педагогов на долгие годы.
    И сейчас во всем мире издаются энциклопедии, справочники и словари этикета, в которых оговорены правила поведения людей на все случаи жизни. Эти справочные издания по этикету пользуются огромным спросом у людей, что свидетельствует об их актуальности.
    academy.kiev.ua

    Сочинение на тему «Принципы этики и правила этикета в моей жизни»

    Я часто задумываюсь над тем, какое значение имеют в моей жизни этика и этикет. Может показаться, что в современном мире они потеряли свою значимость. И это не так: принципы этики и правила этикета касаются каждого человека.
    Я хорошо понимаю разницу между этикетом и этикой. Но ведь речь идет о моих конкретных проблемах относительно первого и второго. Приведу пример из своей жизни. Однажды меня пригласила на вечеринку моя хорошая знакомая из параллельного класса. Надеясь попасть на рядовую вечеринку, я надела свитер, джинсы и кроссовки. Надо сказать, что моя знакомая живет неплохо. Когда я зашла в просторный холл ее элитной квартиры, то поняла свою ошибку. Гости были одеты довольно строго: ребята в белых рубашках и галстуках, девушки — в красивых вечерних платьях. В этой компании я побыла недолго, и смотрели на меня, как на привидение. Вот так мне пришлось нарушить правила этикета. Теперь, собираясь куда-то, я спрашиваю, чего мне ждать: дружеской вечеринки или костюмированного бала.

  4. Новое правило: Такового не существует. Многие молодые люди даже не подозревают, что когда-то на этот счет было какое-то правило.
    Иногда случаются ситуации, в которых мы совершенно не знаем, как себя вести на работе и в офисе. Хочется выглядеть в глазах окружающих хорошо воспитанным человеком, но вместо этого мы совершаем нелепые промахи. А для этого нужно лишь знать правила служебного этикета.
    Из-за чего чаще всего происходят офисные баталии разной степени свирепости — от мелких стычек до подобного лесному пожару всепожирающего скандала? Причин этому неприятному явлению может быть множество, но чаше всего мы ругаемся с коллегами из-за непростительного пренебрежения правилами хорошего тона.
    Где бы вы ни работали — в привычном офисе или на новом месте, вы должны понимать: не хотите ругаться с коллегами, не делайте некоторых простых вещей. Соблюдайте взаимоуважение со своими коллегами, и атмосфера на работе будет дружелюбной и приветливой.
    Служебный этикет — поведение в офисе и на работе
    Мы работаем все больше и больше. Место работы уже стало нашим вторым домом, а коллеги — почти как семья. И в этом нет ничего удивительного, такой ход вещей поддерживает наше начальство. Ведь это привязывает нас к фирме, где мы трудимся. Но при этом вовсе не стоит забывать правила служебного этикета.
    Не дайте себя обмануть видимостью уюта. Работа есть работа, а знание служебного этикета так же важно, как и ваша квалификация. Поэтому стоит знать, как не потеряться в чаще неписаных офисных правил хорошего тона
    Служебный этикет: что уместно, а что неуместно на рабочем месте
    Как в школе внешний вид дневника говорит об ученике, так и сейчас — ваше рабочее место может многое рассказать о вас. И сколько бы все кругом ни твердили, что вы вольны себя чувствовать как дома, не стоит впадать в крайности.
    Можете поставить себе на стол фотографию семьи или любимого кота. Но любимый актер с голым торсом в качестве фона на мониторе служебного компьютера — это уже перебор. Также не стоит обвешивать лампу украшениями и ставить на стол любимый талисман. Что бы вы подумали о человеке, чье рабочее место выглядело бы как письменный стол в комнате девочки-подростка? И еще: не забывайте о порядке.
    Служебный этикет и внешний вид
    О вашем профессионализме свидетельствует также ваш внешний вид. В каждой фирме или учреждении господствуют свои правила. То, что принято надевать в частной конторе, зачастую не подобает носить учителю в школе.
    Существует, однако, несколько основных правил хорошего тона. Не надевайте на работу мини-юбок, облегающих платьев или вещей с глубоким декольте, не оголяйте пупок.
    Вся одежда должна быть чистой и выглаженной, а ее обладательница — опрятно выглядеть и приятно пахнуть. Конечно же, и тут следует избегать крайностей. Тяжелый вечерний парфюм в маленьком замкнутом помещении может вызвать тошноту у ваших коллег.
    Служебный этикет: дни рождения и другие праздники
    Не в каждой фирме принято устраивать шумные вечеринки. Если вы заметили, что и у вас на работе никто этого не делает, то не стоит выделяться со своим «меню из трех блюд» на день рождения. Если есть желание, можете просто угостить сотрудников шоколадом или домашним печеньем.
    На большие праздники самым корректным решением будет скинуться на общий стол. Договоритесь о небольшой сумме, которую каждый положит в общую копилку, и назначьте человека, который займется закупками. Если в этот момент у вас не оказалось при себе наличных, попросите коллегу заплатить за вас. Однако не тяните с возвратом долга.
    Если же, наоборот, вы заплатили за кого-то, кто не спешит возвращать деньги, можете деликатно намекнуть ему на это, например, вспоминая о прошедшем праздновании. Служебный этикет не позволяет брать денег в долг у своих коллег.
    Служебный этикет: здороваемся с шефом
    Как известно, самая важная персона в любой фирме — это шеф. Даже если в вашей компании практикуется демократичный принцип общения и все говорят друг другу «ты», обращайтесь к начальнику с уважением.
    Если же вы всегда были с ним на вы, но во время служебной командировки он предложил выпить на брудершафт, не рассказывайте этого в офисе. Продолжайте обращаться к начальнику официально, если только он сам не предложит иначе.
    И не фамильярничайте, не делайте вид, что вы — его лучший друг. Даже если вы общаетесь и вне офиса, а ваши дети вместе ходят в детский сад, на работе он — ваш начальник.
    Именно вы должны первой говорить ему «Добрый день», несмотря на то, что вы женщина.
    В искусстве служебного этикета господствуют простые правила. Всякий раз, когда вы сомневаетесь, как себя вести, следуйте интуиции. И спрашивайте себя, какого поведения вы ожидали бы от сотрудников, если бы были руководителем.
    В современном обществе служебный этикет играет все большую роль. Знание определенных правил — хорошая визитная карточка. Иногда, правда, раздаются иронические комментарии на тему преувеличенной вежливости, однако лучше переборщить с любезностью, чем совершить грубый промах.
    Тренинги служебного этикета
    Важно знать, кто должен первым протянуть руку для пожатия или первым представиться, стучать или нет в закрытый кабинет шефа, а также как одеться соответствующим образом на корпоративную вечеринку. Поэтому рекомендую обратиться к различным пособиям по теме или сходить на тренинг. Это повысит ваш профессиональный уровень, поможет легче завязывать новые контакты и улучшит ваши позиции в коллективе.
    Служебный этикет: никогда не делайте этого в офисе
    Не рассказывайте о своей личной жизни. Можете поведать о своих неприятностях близкой подруге, однако не утомляйте всех коллег вокруг рассказами о маминых проблемах с желудком или вашем вчерашнем скандале с мужем.
    Не болтайте по мобильному телефону. Если разговариваете о личных делах, отойдите в укромное место. Придя с утра на работу, сразу уменьшите громкость телефонного звонка, ведь никто не обязан слушать новейший хит из вашего мобильника, пока вы отлучились от рабочего места. Это всех раздражает и отвлекает.
    Не просите денег взаймы. Даже если вы с коллегой хорошие приятельницы, все равно этого лучше избегать.
    Не прихорашивайтесь на рабочем месте. Не делайте маникюр, сидя за столом в комнате, где также работают другие люди. А если хотите поправить макияж, выйдите в туалет.
    Не распыляйте дезодорант, лак или духи прямо в кабинете. Не каждому может понравиться их запах.
    Не обедайте на рабочем месте, особенно если это могут увидеть клиенты. Сделайте перерыв, сходите в столовую или в специально предназначенное для еды помещение.
    Неписаное, но очевидное правило служебного этикета: на работу не берем бутербродов с луком и чесноком!
    Пусть ваши коллеги не особы царской крови, а офис — не зал для светских приемов, правила этикета в нем более чем уместны. Не стоит быть высокомерной, взгляд свысока никого еще не украшал. Даже если у вас есть все основания гордиться собой и ваш послужной список способен стать украшением любого резюме, все равно не стоит себя нахваливать — пусть лучше за вас это сделают другие.
    Не надо также распространяться о шикарных связях, приведших вас на это место, равно как и об авторитетных знакомых среди руководства компании. Все перечисленное — отнюдь не лучший способ завоевания авторитета. Таким образом вы не приобретете новых друзей, а, скорее, окажетесь в изоляции.
    Не стоит также сплетничать и перемывать косточки шефу и другим коллегам — не исключено, что ваши слова рано или поздно дойдут до них, причем неизвестно, в каком виде. Сами подумайте, чем для вас может обернуться подобная разговорчивость, поэтому на работе старайтесь отзываться обо всех нейтрально, а о шефе — или хорошо, или ничего.
    Кстати, о шефе. Не старайтесь во всем ему угождать. Карьерный рост лучше строить, опираясь на собственные профессиональные качества, а не с помощью лести. Не стоит первой бросаться выполнять любые поручения, особенно не имеющие отношения к вашим прямым обязанностям. Вряд ли это повлияет на ваше повышение, а вот ненужные пересуды у коллег вызвать может. Неужели вам хочется прослыть выскочкой и подхалимкой? Признайтесь, что нет.
    Не будьте излишне любопытной, даже если вас что-то сильно интересует. Любите задавать вопросы — спрашивайте о работе. Выяснение пикантных подробностей о том, кто с кем спит, кто кому кем приходится, однозначно сыграет против вас.
    Не будьте занудой — не навязывайте коллегам новый рядок организации работы, даже если он намного эффективнее того, что установлены этих стенах. Сначала приобретите достаточный авторитет, а уж потом начинайте давать советы насчет того, как работать продуктивнее и что для этого нужно поменять.
    Не делайте другим замечания, например не стоит напоминать о том, что ваш рабочий день заканчивается ровно в шесть, коллеге, которая убежала на родительское собрание в школу, где учится ее ребенок. Не стоит бросаться на помощь тем, кто у вас ее не просит, будьте терпеливой, корректной, доброжелательной, остроумной и вместе с тем осторожной в высказываниях. Вот лучший способ приобрести друзей и не нажить врагов.
    Если вы работаете с иностранными партнерами или ваша должность подразумевает посещение других стран с деловыми визитами, то вы должны быть в курсе правил делового этикета, принятого у них на родине. Иначе вы рискуете попасть в неловкое и щекотливое положение.
    Так, в Австрии во время трапезы нужно держать обе руки на столе. И ни в коем случае не называйте австрийцев немцами. В Бельгии не держите руки в карманах и не путайте бельгийцев с французами. Не называйте Нидерланды Голландией: в состав Нидерландов входят также Суринам и Антильские острова.
    Как вы уже убедились, придерживаться правил этикета на работе (да и в обыденной жизни) весьма несложно и даже полезно. При общении помните простую заповедь: как вы относитесь к людям, так и они будут к вам относиться.
    oko-planet.su

  5. Разработка
    классного часа в форме брейн – ринга
    для учащихся 6 класса
    Тема: «Этикет и мы»
    Классный руководитель – Елисеева А.В.
    Подготовительный этап: для организации и проведения брейн-ринга необходимо сформировать команды (по 6 человек в каждой).
    Каждая команда выбирает капитана, название команды, готовится к классному часу в течение одной – двух недель по объявленным заранее темам: “сервировка стола”, “правила поведения за столом”, “искусство дарить и принимать подарки” и т. д.
    Оборудование:
    2 стола, по 6 стульев вокруг каждого стола;
    гонг;
    секундомер;
    таблички с названиями команд;
    2 свистка;
    музыкальное сопровождение;
    выставка книг по теме классного часа.
    Цели:
    усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,
    овладеть навыками культурного поведения.
    1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас всех на нашем брейн – ринге “Этикет и мы”. А знаете ли вы, что такое этикет? /отвечают уч-ся/. Да, этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.
    И сегодня мы хотим предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона. Позвольте начать игру.
    2 ведущий: Итак, наши правила. После жеребьёвки определятся первые две команды, которым придётся сразиться. Проигравшая команда уступит место следующей. Игра идёт до 6 очков. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Если ответ готов, команда подаёт звуковой сигнал, и ей предоставляется право ответить . В случае неправильного ответа соперники могут попробовать ответить на этот же вопрос.
    Следить за игрой будет жюри… /представляются члены жюри/.
    ВОПРОСЫ:
    1. Что принято считать хорошими манерами?
    (В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
    2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?
    (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).
    3. Кто первым здоровается при входе в помещение?
    (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
    4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
    (Первым здоровается проходящий).
    5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.
    (Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).
    6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?
    (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).
    7. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?
    (Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).
    8. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
    (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
    9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?
    (Первой входит всегда дама).
    10. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?
    (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).
    11. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым?
    (Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама). 12. Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спектакля нужно приходить.
    (За 30 минут, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место соответственно купленным билетам).
    13. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?
    (Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим).
    14. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
    (Необходимо сесть на ближайшее свободное место).
    15. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?
    (Выбросить в урну).
    16. Что нельзя делать во время спектакля?
    (Разговаривать, шуршать бумажками, ёрзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления).
    17. Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).
    18. При разговоре по телефону кто здоровается первым?
    (Позвонивший, представившись).
    19. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?
    (Позвонивший).
    20. Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/?
    (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).
    21. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?
    (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
    22. Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом?
    (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женою рядом не сидит).
    23. За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: тарелку, вилку, ложку, нож, бокал, рюмку, салфетку.
    (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 2-5 см; справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку; слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напитков, справа – фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку).
    24. Как надо есть хлеб?
    (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).
    25. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?
    (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их в свою очередь пополам).
    26. Как едят бисквит, пирожные, слоёные пирожки и пироги?
    (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порциями чайной ложкой. Слоёные пирожные и пироги едят, держа в руке).
    27. Вас угостили стаканом компота, как вы выпьете его?
    (Сначала надо выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить её на блюдо).
    28. С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть, почему?
    (Не имеет значения, просто с тупого удобнее).
    29. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать?
    (Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы).
    30. Как выйти из-за стола по окончании обеда?
    (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул).
    31. На обед вторым блюдом – рыба. Как её едят?
    (Рыбу не едят ножом, а двумя вилками, левой едят, а правой помогают расчленить рыбу).
    32. Подростки идут по улице и жуют: кто ест пирожок, и повидло капает на платье, кто мороженое лижет языком, кто смакует жевательную резинку. Можно ли есть на улице?
    (Лучше потерпеть до дома. Единственным исключением может быть мороженое, но едят его, не высовывая языка, чтобы все видели, какой он длинный и как ты лижешь со всех сторон мороженое. Нельзя входить с мороженым в транспорт. Нельзя есть фрукты на улице).
    33. Что такое “шведский стол”?
    (Приём, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах).
    34. Вы размешали сахар в чае, что делать с ложкой?
    (Кладут на блюдечко).
    35. Как берут из общего блюда хлеб?
    (Рукой).
    36. С какой стороны подают кушанья, а с какой забирают?
    (Подают кушанья со стороны левой руки, супы и напитки – со стороны правой. Забирают тарелки справа).
    37. Куда вы положите ложку, если уже поели?
    (Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку).
    38. Что такое стол “а-ля фуршет”?
    (Ассортимент блюд для такого стола – закуски “под вилку”, то есть без использования ножа).
    39. В тарелке осталось несколько ложек супа, куда наклонять тарелку – к себе или от себя?
    (Всё зависит от того, что вы хотите залить, свой костюм или хозяйкину скатерть. Лучше пожертвовать несколькими ложками супа, оставив его в тарелке).
    40. Как нужно есть зелёный горошек?
    (Его нужно слегка придавить вилкой, чтобы горошины не катались по тарелке, а потом уж подбирать).
    41. Чем чистят мандарин, апельсин?
    (Мандарин – рукой, апельсин – ножом).
    42. С какой стороны обходят прохожих?
    (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).
    43. Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это – вы или ваша спутница?
    (Мужчина).
    44. Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина?
    (Оба).
    45. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару?
    (Правой).
    46. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим?
    (Лицом).
    47. Может ли девушка отказаться от приглашения на танец?
    (Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа),
    48. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”?
    (Извините).
    49. Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек?
    (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).
    50. Какие есть три основных стиля в моде?
    (Классический, спортивный, романтический).
    51. Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”?
    (Звони’те).
    52. Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина?
    (Женщина).
    53. Какие требования предъявляются к оформлению письма?
    (В правом верхнем углу письма должна быть поставлена дата, обращение пишут в начале письма, в конце письма подписываются. Поля обязательны, почерк должен быть понятным, не допускаются зачёркивания, помарки, ошибки, что свидетельствует о неуважении к адресату. Конверт подписывают аккуратно и разборчиво).
    По окончании брейн-ринга жюри подводит итоги, награждаются победители.

  6. Сидя за столом нужно уметь себя правильно вести.
    Для начала, если ты гость, и тебя пригласили за стол, скажи спасибо и присядь за стол. Надо всегда соглашаться с хозяйкой, чтобы её не обидеть. Сядь на стул ровно, положи ноги прямо, сиди и не ёрзай. Угощайся, если тебя угостили. Если ты не хочешь того, что тебе предложили, то просто откажись, скажи:  «Спасибо, не стоит, я не буду». Если взрослые разговаривают, а тебе надо что-то сказать, не перебивай их, дождись пока они договорят, а если они говорят без перерыва, всё равно будет невежливо, но если только очень важное, к примеру, если пожар или труба течёт. Есть тоже надо культурно. Взять ложку в руки, зачерпнуть еды и спокойно есть. Разжёвывать надо не быстро, но и не слишком много, секунд 7-10. Пить надо не пихая в себя литр, а чуть-чуть попил, поставил стакан(или др. ёмкость). Прилично будет налить из бутылки в стакан и выпить, даже если 1 глоток, вдруг после тебя никто пить не захочет. Если тебя угостили, ты начал есть, и тебе вдруг не понравилось, то не надо свинячить, а просто скажи, что тебе не понравилось, постарайся проглотить то, что взял. Если ты съел блюдо, а тебе дают ещё, а ты не хочешь, вежливо откажись. Если хочешь добавки, не надо кричать: «Добавки!», а просто сказать: «Можно пожалуйста добавки, очень вкусно». Уместно будет сделать хозяйке комплимент, это будет очень вежливо с твоей стороны. Если ты наелся, и тебе не хочется больше сидеть за столом, то попроси кого нибудь из старших-тихонечко позови и скажи, что ты наелся и больше не хочешь, но не надо кричать, никогда не старайся перебить кого-то, если тебе очень надо. Если хочешь в туалет, тоже тихонечко позави и спроси, можно в туалет. Всегда при разговоре, делай стиль вопроса- можно сказать или можно, всегда это будет уместно.
    Если к тебе пришли, поступай так же. Сначала рассади всех гостей, потом сядь. Старайся подавать пример остальным гостям, ведь смотрят основном на хозяина. Сиди смирно. Протирай рот бумажной салфеткой, старайся не выглядеть измазюканным едой. Если тебя попросят что-нибудь передать, передай, скажи всем, если мешают, чтобы убрали руки пожалуйста.
    Умей себя вести за столом, чтобы на тебя смотрели, как на порядочного и вежливого человека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *