Сочинение на тему правописание н и нн

7 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: †Когда Жизынь боль†

    -Н-
    -НН-
    1) Если прилаг. образованы при помощи суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН- (песчаный, серебряный)
    Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный
    1) Если прилаг. образованы с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН- (торжественный)
    Искл.: ветреный (но: безветренный) 2) Если прилаг. образованы без суффиксов (зеленый (зелень))
    Запомните: юный, румяный, свиной, единый, пряный 2) Если прилаг. образованы от сущ. с основой на Н
    (старинный (старина), карманный (карман))

    Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов

    -Н-
    -НН-
    1) Если прилаг. образованы от глаголов без приставок (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (вязаный, некошеный)
    Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный 1) Если прилаг. образованы от глаголов с приставками (приставка НЕ не влияет на написание Н или НН) (связанный, скошенный, построенный) 2) Если есть суффикс -ОВА-, -ЕВА- (организованная экскурсия, корчеванный лес)
    Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс) 3) Если есть зависимое слово (плетенная из прутьев) 4) Если прилаг. образованы от глаголов сов. вида (решенная)
    Искл.: раненый Сложные прилагательные
    Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам,
    что и соответствующее им самостоятельное слово
    Свежемороженое – мороженое – морозить Свежезамороженное – замороженное – заморозить Краткие прилагательные
    Пишется столько Н, сколько и в полной форме
    Артисты юны (юные) Дорога длинна (длинная) Краткие причастия
    Всегда пишется только Н
    Сделано дело, задача решена, связаны словом
    ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие.
    (Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована)
    Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное
    (Девочка воспитана, образованна)

    Правописание -Н- и -НН- в наречиях


    Пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы
    Объяснял путано (путаный)
    Говорил торжественно (торжественный)

    Правописание -Н- и -НН- в существительных

    Написании Н и НН зависит:
    – от слов, от которых образованы существительные;
    – от частей слов, с помощью которых образованы существительные
    Гостиница (гостиный);
    смышленость (смышленый)
    Воспитанник (воспитанный);
    Дружинник (дружина)
    Всё для учебы » Русский язык » Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных

  2. С.Г.ЗЕЛИНСКАЯ

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    Теоретическая зарядка

    1. Когда в прилагательных пишется нн?
    2. Назовите исключения из этих правил.
    3. Как отличить отглагольное прилагательное с
    суффиксом -н- от причастия с -нн-?
    4. Какие исключения в правописании отглагольных
    прилагательных вам известны?
    5. Как пишутся суффиксы с н и нн в
    кратких формах прилагательных и причастий?
    6. Сколько н пишется в наречиях и
    существительных, образованных от прилагательных
    и причастий?

    Упражнения

    1. Образуйте от существительных и
    глаголов прилагательные по образцу:
    кожа – кожаный: песок, рожь;
    барабан – барабанный: брань, ураган,
    карман, туман, весна, манна, рань;
    глина – глиняный: береста, вода, жесть,
    смола, шерсть, торф;
    вязать – вязаный: драть, звать, путать,
    тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
    валять – валяный: веять, паять, сеять,
    стрелять.
    2. От данных существительных образуйте
    прилагательные, выделите суффикс.
    Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух,
    муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина,
    равнина, старина, целина, свинья.
    Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия,
    экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня,
    чугун, ворона, конь.
    3. Образуйте от существительных и
    глаголов прилагательные, суффиксы выделите по
    образцу:
    болезнь – болезненный.
    Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число,
    клюква, солома, листва, мужество, отечество,
    родство, чувство.
    бесить – бешеный.
    Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить,
    кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить,
    слоить.
    4. Графически объясните написание н
    и нн в словах:
    кошеный луг – некошеный, скошенный
    и кошенный по росе луг;
    выкрашенный забор – крашеный – давно не
    крашенный – некрашеный;
    нетканая скатерть – тканная золотом –
    сотканная – несотканная;
    раненый воин – раненный в бою –
    легкораненый – поранены плугом;
    жженый сахар – полусожженная рукопись –
    выжженная пустыня.
    5. Проведите выборочный диктант с
    объяснением. Выпишите в два столбика слова с н
    и нн.
    1) Старый Мазай любит до страсти свой
    низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала
    через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем
    вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные
    корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя
    суровая зимняя заря проступала сквозь
    мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни
    звериного следа не было видно. 7) Послышался стук
    лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного
    коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой).
    9) Настя была столь же ветрена, как и ее
    барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная.
    6. Составьте и запишите диктант из
    слов-исключений на все случаи данной темы.
    7. Спишите, образуйте от данных слов с
    помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений-
    существительные, обозначьте орфограммы.
    Сдержа_ый, рассмотре_ый, реше_ый,
    опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый,
    консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый,
    вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышле_ый,
    свяще_ый.
    8. Объясните написание н и нн
    в словах.
    Пряник, труженик, гостиница,
    мороженое, путешественник, дружинник,
    родственник, малинник, священник,
    воспитанник, ученик, лиственница, конница,
    гривенник, именинник, пленник,
    ставленник, конопляник, нефтяник,
    сушеница, учительница, путаница,
    торжественность.
    9. Перестройте словосочетания так,
    чтобы проиллюстрировать все возможные случаи
    написания причастий.
    Образец: тушеные овощи (несов.
    вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные
    в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не-
    не влияет на правописание); потушенные овощи
    (приставка).
    Кованый сундучок, груженная кирпичом
    баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо,
    названный в честь, сеченные градом поля,
    купленный товар.
    10. Объясните написание н и нн,
    указав слово, от которого образовано сложное
    прилагательное: широколиственное (лиственное).
    Болезненно вялый вид, длиннорукий
    юноша, пряно-нежный аромат, послеобеденный
    сон, свежемороженое мясо, свежезамороженные
    фрукты, самотканый ковер, малоношеный
    пиджак, высокохудожественный вкус,
    долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь,
    новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые
    интересы, обществе_о полезный труд.
    11. От данных глаголов образуйте
    страдательные причастия с приставками и
    отглагольные прилагательные без приставок.
    Образец: белить – выбеленный –
    беленый.
    Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить,
    носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать,
    чесать, солить, сушить, точить, красить.
    12. Вставьте пропущенные буквы, найдите
    слова с суффиксами, суффиксы выделите.
    Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий,
    дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый,
    накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый,
    революцио_ый, воро_ий, пога_ый.
    13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-,
    -ость-, -ик-
    образуйте, если возможно,
    производные слова по образцу: родственный
    родственник, родственность.
    Подлинный, современный, ветреный,
    прелестный, мужественный, низменный,
    квалифицированный, искусственный,
    хозяйственный, странный.
    14. Объясните разницу в написании
    однокоренных слов.
    1) Все мои друзья образованны.
    Комиссии уже образованы.
    2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были
    озабочены зачетом.
    3) Сборы прошли организованно. Организовано
    хорошее питание.
    4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история
    запутанна и неясна.
    5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно,
    горячо.
    15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике
    запишите номера слов с н , во 2-м – с нн).
    1) Размешанные краски,
    2) бесценная вещь,
    3) выкрашенные лавки,
    4) поляна освещена,
    5) тканый узор,
    6) туристы размещены,
    7) комиссия образована,
    8) румяные лица,
    9) свиные окорока,
    10) некрашеная ткань,
    11) писаная красавица,
    12) тетрадь исписана,
    13) кожаный портфель,
    14) ветреный день,
    15) ветряной двигатель,
    16) безветренный день,
    17) рассеянный мальчик,
    18) нечаянная ошибка.

    КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    № 1

    Задание 1. Запишите рядом с
    полной формой краткие формы прилагательного.
    Образец: румяныйребенок румян,
    девочка румяна, дитя румяно
    .
    Несравненный, единый, ценный,
    революционный, пустынный, современный.
    Задание 2. Объясните написание
    слов с помощью прилагательных, от которых они
    образованы.
    Образец: масленица – масленый
    (блин).

    Непринужденность, бешено,
    бесцеремонность, жизненно, доверенность,
    гостиница, ветрено, лиственница,
    карманник, таможенник, родственник.

    № 2

    Задание 1. Вставьте н и нн,
    выделите суффиксы.
    Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис,
    земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое
    предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый
    оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа,
    цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
    Задание 2. Образуйте от данных
    прилагательных их краткую форму в женском роде.
    Неожиданный, священный, ветреный,
    пустынный, длинный, румяный, юный, искусный,
    раненый, образованный, искусственный.

    № 3

    Задание 1. Замените данные
    словосочетания синонимичными выражениями,
    выделите суффиксы.
    Образец: время революции – революционное
    время.

    Командир дивизии, автобус для
    экскурсии, треугольник с равными сторонами,
    комиссар батальона, азарт дискуссии, знак
    пунктуации, сбор по традиции, день с ветром,
    институт информации.
    Задание 2. Объясните написание н
    и нн по образцу.
    Образец: копченость – копченый.
    Смышленость, воспитанник,
    мудреность, масленица, избранник,
    туманность, путаница, запутанность,
    ремесленник, юность.

    № 4

    Задание 1. Превратите причастия
    в прилагательные.
    Образец: печенная в золе рыба – печеная
    рыба, позолоченное кольцо – золоченое
    кольцо
    .
    Квашенная в бочке капуста, побеленный
    потолок, растопленное масло, груженная
    лесом баржа, вымо-щенная улица, раненный в
    руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное
    поле, посаженные детьми кусты.
    Задание 2. От данных слов
    образуйте наречия с помощью суффикса -о-.

    Бешеный, самонадеянный,
    торжественный, масленый, ветреный, буйный,
    безымянный, безветренный, организованный,
    продуманный, неслыханный.

    № 5

    Задание 1. Образуйте краткую
    форму, выделите орфограмму.
    Спутанные волосы, рассыпанные бусы,
    перекрашенные чулки, художественные
    произведения, многочисленные огни, стриженые
    волосы, данные слова, юные существа, образованные
    юноши, сосредоточенные лица.
    Задание 2. Превратите
    прилагательные в страдательные причастия,
    добавив либо зависимое слово, либо приставку.
    Моченые яблоки, раненая птица,
    стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба,
    нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

    № 6

    Задание 1. Вставьте н
    или нн, объяснив свой выбор.
    Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под
    икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты;
    улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые
    туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые
    волосы; смышле_ые дети.
    Задание 2. Запишите все
    исключения по теме «Н и нн в
    прилагательных».

    № 7

    Задание 1. Образуйте от данных
    глаголов краткие причастия и наречия, составьте
    словосочетания и запишите их.
    Образец: запутать – шерсть запутана,
    говорить запутанно
    .
    Организовать, сосредоточить, оживить,
    заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить,
    рассеять, взволновать, осудить.
    Задание 2. Подчеркните слова с
    суффиксом -онн-.
    Сезонный, редакционный, бездонный,
    композиционный, революционный, бульонный,
    законный, бессонный, неугомонный, комиссионный,
    наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный,
    бетонный, реакционный, операционный.

    № 8

    Задание 1. Объясните написание
    следующих слов (покажите графически).
    Кошеный луг – нескошенный луг
    крашеное изделие – давно не крашенный
    забор
    плетенная умельцем корзина – корзина не
    сплетена
    купленный хлеб – раненый солдат
    данный пример – тканый узор
    полусожженная рукопись – полувяленая
    рыба
    мороженое мясо – незамороженная ягода
    Задание 2. Запишите
    слова-исключения по теме «Н и нн в
    причастиях и отглагольных прилагательных».

    № 9

    Задание 1. Образуйте
    прилагательные от существительных и глаголов,
    данных в скобках, запишите с ними словосочетания,
    объясните графически н или нн.
    (Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой
    человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер,
    (вдохновение) музыка, (газифицировать) район,
    (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена)
    фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия)
    медсанбат, (не ждать) визит.
    Задание 2. Объясните написание н
    или нн.
    Решения обдуманны (верны) – все
    ходы обдуманы
    Взгляды устремлены вдаль – движения устремленны
    (решительны)
    Бумаги направлены в суд – двигаться направленно

    № 10

    Задание 1. Образуйте от
    глаголов причастия и прилагательные.
    Образец: белить – беленый, давно не беленные
    стены
    .
    Квасить, косить, мостить, плавить,
    студить, топить, учить.
    Задание 2. Объясните написание
    по образцу: тканный золотом платок (есть
    зависимое слово).
    Спрятанное мороженое, запутанное
    дело, путаная история, юный шахматист,
    история запутанна, нерешенная задача,
    нетканый материал, золоченая нить.
    неразгаданная тайна, слоеный пирог,
    кипяченая вода.

    № 11

    Задание 1. Вставьте пропущенные
    буквы, распределите в две колонки с н и нн.
    Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес,
    квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка,
    выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы,
    смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце
    грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода,
    поране_ый палец, жела_ый день.
    Задание 2. Рядом с полными
    причастиями и прилагательными запишите краткие.
    Испеченная рыба –
    засеянное поле –
    священная клятва –
    желанные праздники –
    медленные движения –
    рассеянные ветром тучи –
    сосредоточенные лица –
    рассеянные ученики –
    испытанные друзья –

    № 12

    Задание 1. Спишите, вставляя
    буквы, объясняя орфограммы.
    Лица моряков озабоче_ы и серьезны;
    кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли
    организова_о; озабоче_ы состоянием больного;
    огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о;
    подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы;
    неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый
    хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые
    полку танки.
    Задание 2. Составьте и запишите
    предложения или словосочетания со словами:
    воспитаны – воспитанны,
    изолированы – изолированны, спаяны –
    спаянны, рассеяны – рассеянны, сдержаны
    – сдержанны.

    Контрольный словарный диктант

    Зеленый лес, масляный двигатель,
    масленый блин, оловянный солдатик, рдяный
    рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный
    успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный
    – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный
    успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный
    рассвет, неслыханная весть, медленный ход,
    невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый
    малец, полувяленая рыба, долгожданный визит,
    кожаный плащ, свежевыкрашенный забор,
    легковерный зверь, ветряная мельница,
    беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная
    линия, кипяченая вода, замечание ценно,
    искусственный мед, печеное яблоко, недоеные
    коровы, сеченные градом поля, названый брат,
    раненные в грудь, странный случай, целинный
    урожай, недлинная история, миллионный житель,
    истинные ценности, валяная обувь, стреляный
    воробей, подлинная истина, дети рассеянны и
    невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно
    шафраном, румяная именинница, полынные заросли,
    отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце,
    государственные таможенники, чеканный шаг,
    рваная рана.

  3. Н и НН в суффиксах разных частей речи
    Правописание Н и НН в существительных
    Написание в существительных -Н- или –НН- определяется теми
    же правилами, что и написание –Н-, -НН- в полных
    прилагательных
    1. –НН- пишется:
    1) если корень слова оканчивается на -Н-, а суффикс
    начинается с -Н-: бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина),
    именин-ник (именины), малин-ник (малина), мошен-ник
    (мошна), осин-ник(осина), рябин-ник (рябина); бесприданниц-а (приданое), бессон-ниц-а (сон), звон-ниц-а (звон),
    полен-ниц-а (полено);
    2) если существительное образовано от прилагательного,
    имеющего
    -НН-,
    или
    от
    причастия: болезненн-ость
    (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенник (гривенный), доверенность (доверенный), жеманн-ица
    (жеманный), избалованн-ость (избалованный), избранн-ик
    (избранный),изгнанн-ик (изгнанный), конн-ица (конный),
    коренн-ик (коренной), лиственн-ица (лиственный), нечаянность
    (нечаянный),
    образованн-ость
    (образованный),
    общественн-ик
    (общественный),
    организованн-ость
    (организованный),
    пленн-ик
    (пленный),
    посланн-ик
    (посланный), привилегированн-ость (привилегированный),
    производственн-ик
    (производственный),
    пшенн-ик
    (пшенный), ремесленн-ик (ремесленный), родственн-ик(родственный),
    священн-ик
    (священный),
    семенн-ик
    (семенной), собственн-ик (собственный), современн-ик
    (современный), согласованн-ость (согласованный), туманность (туманный).
    2. –Н- пишется в словах: багрян-ица (багряный), варен-ик
    (вареный), ветрен-ость, ветрен-ик, ветрен-ица (ветреный),
    гостин-ица (гостиный), дровян-ик (дровяной), коноплян-ик
    (конопляный),
    копчен-ости
    (копченый),
    костян-ика
    (костяной),
    маслен-ица(масленый),
    мудрен-ость
    (мудреный), овсян-ица (овсяной), торфян-ик (торфяной),
    смышлен-ость (смышленый) и т.п., а также в словах
    ольша-ник, омшан-ик.
    Правописание Н
    прилагательных
    существительного)
    и
    НН в суффиксах отыменных
    (образованных
    от
    имени
    1. –НН- пишется:
    1) у прилагательных, образованных от имен существительных с
    помощью
    суффиксов
    -ЕНН-,
    -ОНН-искусственный,
    клюквенный, соломенный,операционный, сессионный,
    станционный и
    прилагательные,
    образованные
    от
    существительных на мя (время, пламя и др.): временный,
    пламенный, семенной, именной, племенной и пр.
    В прилагательном ветреный пишется –Н-, , но –ННх:выветренный, обветренный, заветренный.
    2) у прилагательных, образованных от прилагательных с
    помощью суффикса -ЕНН-: высоченный, здоровенный,
    широченный и др;
    3) у прилагательных,образованных от существительных с
    основой на -Н-: длинный (длина), истинный (истина),
    миллионный (миллион), старинный (старина), холстинный
    (холстина) и др.
    Прилагательные типа бараний, сазаний, тюленийпишутся с
    одной -Н-, так как они образованы от существительных с
    основой на н путем прибавления суффикса -j- .
    Слова пряный, румяный, юный пишутся с одной -Н- и в
    производных от них словах такжепишется одна -Н-:пряность,
    румяненький, румяна, юность (но: юннат, так как это слово
    образовано из сочетания юный натуралист).
    2. -Н- пишется у прилагательных, образованных от
    существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-,-ЯН:голубиный
    (голубь),
    гусиный
    (гусь),
    куриный,
    орлиный,лебединый, кожаный (кожа), песчаный (песок),
    вощаной
    (воск),
    полотняный
    (полотно),серебряный,
    дровяной и др.
    Исключения: стеклянный,оловянный, деревянный.
    Необходимо различать прилагательные, орфография которых
    зависит от их значения:
    а) ветреный – «сопровождаемый ветром, с ветром» (ветреная
    погода), «легкомысленный» – перен. (ветреная девушка,
    молодежь); ветряной – «приводимый в действие силой ветра»
    (ветряной двигатель, насос, мельница); в сочетании ветряная
    оспа у прилагательного пишется суффикс -ЯН-, ср.: ветрянка разг.;б) масленый – «пропитанный маслом, смазанный, запачканный
    маслом» (масленые блины, каша, руки), перен. (масленые глаза,
    масленый голос, также: масленая неделя – масленица);
    масляный – «для масла, из масла, на масле» (масляное печенье,
    масляная краска, масляный двигатель, насос и т.п.); ср.:
    масляная бутыль(«предназначенная для масла») и масленая
    бутыль («испачканная…

  4. А12.
    Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи
    В этом задании необходимы знания о способах образования слов!
    Подсказка. Информацию о них ты сможешь найти в задании В1.
    Правило.
    В зависимости от части речи правило делится на три части.
    Полные прилагательные и причастия.
    Помни! Обе части речи в начальной форме отвечают на вопрос: какой?

    Помни!
    Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:
    неожидаННый
    медлеННый
    страННый
    свящеННый
    чваННый
    чекаННый
    желаННый
    окаяННый
    делаННый
    невидаННый
    неслыхаННый
    нечаяННый
    неждаННый
    негадаННый
    жемаННый
    рдяНый
    пряНый
    зелеНый
    свиНой
    бараНий
    сиНий
    румяНый
    багряНый
    юНый
    смышлеНый
    назваНый (брат)
    посажеНый (отец)
    Различай!

    Краткие прилагательные и причастия.
    Чтобы справиться с этой частью правила, необходимо знать признаки каждой из частей речи.
    Существительные и наречия.
    В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:
    взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)
    Помни!
    Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:
    мошеННик                                  тружеНик
    племяННик                                  придаНое
    ставлеННик
    даННик
    беспридаННица
    Алгоритм действий.
    1.    Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.
    2.    Вспомни, не является ли это слово исключением.
    3.    Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.
    4.    По правилу определи написание.
    Разбор задания.
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.
    1) 1,2                 2) 1,3               3) 1,2,3             4) 1
    Манеры  (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так  и в краткой форме пишем две НН.
    Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.
    Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.
    Таким образом, правильный вариант – ответ №4.
    Потренируйся.
    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.
    1) 1          2) 1, 2          3) 3          4) 1, 2, 3
    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.
    1) 1          2) 2, 3          3) 1, 3          4) 1, 2
    3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
    На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.
    1) 1          2) 1, 2          3) 3          4) 1, 3
    Ответы: 3, 3, 3.
    Рекомендуем:
    Правописание суффиксов
    Правописание НЕ и НИ
    Знаки препинания в простом предложении
    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью

  5. Отглагольные прилагательные и причастия в полной форме

    Существует три условия, при выполнении любого из которых в полном страдательном причастии прошедшего времени или прилагательном пишется нн.
    1. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола с приставкой (кроме приставки не-, которая не влияет на количество н в слове).
    испуганный, нагруженный, испечённый
    Но: непуганый, незваный
    Исключения: назвАный (брат; с ударением на втором слоге), посажёный (отец; заменяющий родителя жениха или невесты на свадьбе), приданое (это существительное, образованное путем перехода прилагательного в разряд существительных), смышлёный.
    Важно: не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов.
    Сравните:
    свежемороженый (без приставки, поэтому пишется одна н) — свежезамороженный (с приставкой, поэтому пишется нн)
    гладкокрашеный (без приставки, поэтому пишется одна н) — гладкоокрашенный (с приставкой, поэтому пишется нн)
    2. У причастия есть зависимые слова (кроме слов, означающих степень проявления признака: очень, весьма и т.д.).
    гружённый песком вагон, печённое в духовке яблоко
    3. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола совершенного вида.
    брошенный (бросить), данный (дать), купленный (купить), лишенный (лишить), решенный (решить)
    Эти три условия не охватывают причастия и прилагательные без зависимых слов, образованные от глаголов несовершенного вида без приставок. Здесь действуют два правила, из которых есть много исключений.
    Пишется нПишется нн
    Правило 1. Если причастие (или отглагольное прилагательное) заканчивается на –ованный, –ёванный, пишется нн.
    Примеры: балованный, линованный, корчёванный
    Но: это правило не действует, если –ов-, –ев– входят в состав корня (в словах жёваный, кованый, клёваный).
    Правило 2. Если прилательное образовано с помощью суффиксов –ен-, –н– от глагола несовершенного вида без приставки, при отсутствии зависимых слов пишется н.
    Примеры: гружёный, кошеный, топлёный, печёный, мороженый, рваный, путаный, краденыйНо: В некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется нн.
    Примеры: желанный, действенный
    В некоторых причастиях, образованных от глагола несовершенного вида без приставок, даже при отсутствии зависимых слов пишется нн.
    Это причастия виданный, писанный, рисованный, виденный, слыханный.

  6. суффикс -ЕНН- в причастиях и прилагательных с зависимыми словами (масленные кремом руки, замасленная фуфайка).
    2. Следует различать формы краткого прилагательного и краткого причастия в функции сказуемого: девушка воспитанна – девушка воспитана бабушкой; женщина образованна – кафедра образована в прошлом году; группа организованна во всех делах – конференция организована кафедрой.
    Вопросы для контроля:
    Задания по теме:
    Задание 1. Образуйте глагольные формы, в суффиксах которых сохраняется гласная инфинитива.
    Зависеть, сложить, месить, мешать, выкачать, выкатить.
    Задание 2. Объясните, чем различаются слова в парах. Пользуясь справочным материалом, объясните их правописание.
    Разукрашивать – разрисовать, опаздывать – участвовать, рассчитывать – советовать, заведовать – усовещивать, исповедовать — воспитывать, пританцовывать — напевать.
    Задание 3. Спишите, выделяя орфограммы и группируя слова по столбикам:
    1) действ. прич. наст. вр., 2) страд. прич. наст. вр., 3) действ. прич. пр. вр., 4) страд. прич. пр. вр. Объясняйте правописание слов по схеме (см. “Справочный материал”).
    Стелющий, лающий, лаявший, гонящий, заметивший, замеченный, замешанный (в тесто) — замешенное (тесто), пилящий, колющий, борющийся, развиваемый, лелеемый, выкачанный (из бочки нефть) — выкаченный (из подвала бочонок), обеспеченный, развешанные (в галерее картины), развешенный (по килограмму сахар), объезженные, исхоженные, веемый, обеспеченный, лечащий, клеящий, склеенный, терпящий, любящий, развеявший, объездивший, зависимый, дышащий, полющий.
    Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой выбор.
    Исправл…нная кем-то работа, сброш…нный груз, расчищ..нные дорожки; здание будет вот-вот постро…но; встревож…нный пренеприятным известием, увенч…нный лаврами, рассе…нные лучи, никем не замеч…нный приятель, запут…нные заячьи следы, усып…нные листьями аллеи прибрежного парка, обиж…нная кем-то девчонка, потер…нное время; снег раста…л неожиданно, не обид…вший никого.
    Задание 5. Вставьте пропущенные буквы.
    Взлеле…нный, вымеш…нное (тесто), выпа…нный, замеч…нный, занима…щийся, знач…мый, изуча..мый, леле…мый, меле…щий, недовеш…нное (зерно), недовеш…нные (гардины), независ…мый, ненавид…мый, обижа…мый, оправдыва…мый, отмеча…мый, переброш…нный, пристрел…нный (олень), пристрел…нное (ружье), расстрел…нные (предатели), разброс…нный, рассе…нный, слыш…мый, стел…щийся, тащ…щий, та…щий, теря…мый, увенч…нный.
    Задание 6. Объясните разницу правописания слов в парных словосочетаниях.
    Женщина умна и образованна. — Комиссия образована на днях.
    Дети были невнимательны и рассеянны.— Войска рассеяны по лесу. Говорит подавленно.— Восстание было подавлено. Решение поспешно, непродуманно. – Решение никем не продумано. Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста. Некошеный луг. – Выкошенный луг. Прийти на званый обед. – Никем не званные гости. Названый брат. — Названный в честь тебя. Ветреный день. — Безветренный день.
    Запомнить:незваный, названый, невиданный, неслыханный, нежданно-негаданно
    Задание 7. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишем Н,в других — НН.
    Пчелы…ый мед, пше…ая каша, со сгуще…ым молоком, масля…ое пят- но; картина, рисова:..ая масляными красками; глиня…ая ваза, деревя…ое зда- ние, располагаются в гости…ице, замече…ые недостатки, засея…ое ржа…ое поле, еще не коше…ый луг, кое-как рассова…ые вещи, развеша…ые в платя…ом шкафу, о цели…ом урожае, девочка весьма образова…а, даль тума…а, провести лома…ую линию, серебряные и позолоче…ые украшения, ране…ый человек, тяжело ране…ый боец, на утре…ей заре.


  7. Цели:

    Систематизировать объемный теоретический
    материал по данной теме.
    Повторить ранее изученный материал.
    Отработать практические навыки учащихся.
    Предисловие
    Тема “Правописание Н и НН в разных частях
    речи” ставит в тупик многих учащихся, студентов
    и взрослых людей. Материал изучается в 6-7 классах,
    когда на ребенка снежным комом обрушивается вся
    орфография, далее, в 9-11 классах, в качестве
    повторения учитель-словесник проводит уроки по
    данной теме. Нужно отметить, что из-за малого
    количества уроков русского языка в старших
    классах не так много времени отводится
    правописанию Н и НН в разных частях речи. И как
    следствие – большое количество ошибок.
    Вашему вниманию предлагается
    теоретико-практический урок обобщающего
    повторения в 10 классе. Данный материал рассчитан
    на одну пару с обязательной самостоятельной
    работой дома.
    Оборудование: на уроке может быть
    использован раздаточный материал в виде тестов,
    а также возможно использование компьютера,
    экрана, SMART-доски.

    Оформление доски:

    Число
    Тема
    Опорные схемы
    !!! Выбор двух НН или одной Н зависит
    от
    части речи,
    суффикса,
    наличия на конце основы исходного слова буквы Н.!!!
    Опорные схемы
    I. Н и НН в прилагательных.
    Образование с помощью
    суффикса.

    Практическая части к I опорной
    схеме (1)

    1. Под диктовку учителя учащиеся записывают
    следующие выражения.
    Задание: Выделить суффикс в
    прилагательных.
    Багряный цвет, бесчисленное множество,
    глиняный кувшин, дискуссионный вопрос, длинная
    дорога, дровяной склад, деревянный дом,
    журавлиное гнездо, зеленый фонарь, земляной пол,
    каменная труба, картинная галерея, клюквенный
    морс, кожаное пальто, конный клуб, ледяной покров,
    монотонный голос, недюжинной силы, оловянные
    пуговицы, осенняя пора, песчаная отмель,
    племенной скот, подлинное искусство, полотняная
    рубашка, революционный подъем, румяные щеки,
    серебряная цепочка, соломенная крыша, туманное
    утро, ураганный ветер, юные изобретатели.
    2. Задание дается либо на карточках, либо
    используется компьютер (тест)
    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
    (все прилагательные в начальной форме)
    (Стари…ий) картина, (листве…ый) лес,
    (традицио…ий) встреча, (кожа…ый) диван,
    (кожев…ий) промышленность, (дивизи..ий)
    артиллерия, (гума..ый) законы, (исти..ий) гуманизм,
    (коре..ой) противоречия, (лебеди…ый) стая,
    (стекля…ый) витрина, (укоризне…ый) взгляды,
    (песча…ый) равнина, (серебря…ый) гнездо,
    (торжестве…ый) заседания, (параллель…ый) прямые,
    (искусстве…ый) водоемы, (цели…ый) земля,
    (отечестве…ый) производство, (муравьи…ый)
    кислота, (комиссио…ый) магазин, (оккупацио…ый)
    войска, (пламе…ый) сердце, (революцио…ый) теория,
    (румя..ый) щека, (сенсацио..ый) известие, (масл..ый)
    трансформатор, (масл…ый) лаки, (безветр..ый) ночь,
    (ветр…ый) люди, (ветр..ый) насосы.
    3. Задание написано на доске учителем и
    выполняется учеником и учащимися класса
    одновременно (или компьютер)
    а) Образуйте прилагательные с суффиксом Н
    сила –туман –
    цена –
    чугун –
    камень –
    поклон –
    сено – сон –
    вера –
    небеса –
    длина –
    шум –
    б) Образуйте прилагательные с суффиксами
    ОНН и ЕНН
    письмо – демонстрация –
    хозяйство –
    революция –
    искусство –
    экскурсия – солома –
    утро –
    время –
    организация –
    в) Образуйте прилагательные с суффиксами АН,
    ЯН, ИН
    олово –серебро –
    стекло –
    дерево –
    полотно –
    песок –
    орел –сокол –
    соловей –
    глина –
    земля –
    шерсть –
    В краткой форме прилагательного столько
    Н, сколько в полной
    2. Н и НН в прилагательных,
    образованных от глаголов.

    !!!
    ЗАПОМНИТЬ
    !!!
    штопаная – перештопаная (гимнастерка)
    стираное – перестираное (белье)
    Практическая часть к I опорной
    схеме (2)

    1. Вставить пропущенные буквы (на отдельных
    листах напечатано задание, или оно выполняется с
    использованием компьютера).
    Гашё…ая известь, пута…ые ответы, нежда…ый
    гость, дублё…ый полушубок, стриже…ая голова,
    некраше…ый пол, ране…ый боец, беше…ый кот,
    гружё…ая баржа, чище…ые сапоги, плетё…ая
    корзина, балова…ый малыш, графлё…ый блокнот,
    писа…ая красавица, асфальтирова…ая дорога,
    незва…ые гости, жёва…ый хлеб, домотка…ая
    скатерть, кова…ый меч, стреля…ый воробей.

    II. Переход прилагательных в причастие.

    Практическая часть к таблице №1
    1. Под диктовку учителя
    Беленые деревья, вареный суп, вязаный платок,
    жареная рыба, жаренные на сковороде котлеты, в
    кадке моченные яблоки, мощеная дорога,
    вымощенный путь, камнем мощенная дорога,
    выточенный кинжал, точеный нож, пересоленный суп,
    соленые грибы, в золе печенный картофель, печеный
    пирог, испеченный торт.
    2. Вставьте пропущенные буквы
    Поноше…ое пальто, ноше…ые вещи, растеря…ый
    человек, отвлечё…ое рассуждение, смышлё…ый
    малыш, подстреле…ый воробей, пуга…ая ворона,
    напуга…ый зверь, тиснё…ый переплет, тиснё…ый
    золотом билет, краше…ые парты, некраше…ый пол,
    неслыха…ая наглость, нежда…ый приезд,
    погаше…ый свет, скоше…ая трава, коше…ая вчера
    трава, коше…ый луг, некоше…ые травы.
    III. Н и НН в
    наречиях

    Сколько Н в этих частях речи,
    столько будет и в наречиях
    Практическая часть к схеме
    1. Вставьте пропущенные буквы
    Обращаться гума…о; рья…о приняться за работу;
    смущё…о отвернуться; пута…о объяснять;
    сдержа…о возражать; прийти нежда…о – негада…о;
    вести себя легкомысле…о, ветре…о; отвечать
    рассея…о; подли…о научный анализ; жизне…о
    важное решение.

    IV. Н и НН в существительных

    V. Разные части речи – разное
    написание.


    Не путать части речи!

    Озеро (каково?) взволновано (взволновалось) –
    кр.ф.прич.
    Говорил (как?) взволнованно (взволнованный) –
    нареч.
    Животное (каково?) испугано (испугалось) –
    кр.ф.прич.
    Вздрогнул (как?) испуганно (испуганный) – нареч.
    Все обдумано (обдумали) – кр.ф.прич.
    Действовали (как?) обдуманно (обдуманный) – нареч.
    Н в краткой форме причастия
    Семена рассеяны по полю (крат.ф. прич.).
    Ребята рассеянны и невнимательны (крат.ф.прилаг.).
    Выбор НН или Н в краткой форме
    прилагательного зависит от полной формы (столько
    же).
    Рассеянные, невнимательные.
    VI. Подведение итогов. Обобщение
    теоретического материала, работа над
    допущенными ошибками.

    VII. Домашнее задание
    Составить упражнение на данную тему из 15
    словосочетаний, упражнение №148, теория.
    Подготовиться к контрольному тесту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *