Сочинение на тему предложение в русском языке

9 вариантов

  1. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

  2. Готовые сочинения на лингвистическую тему

    Сочинение 19
    Двоеточие (2 вариант)
    Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над
    другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования
    этого знака я встречаю в тексте?
    Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
    булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном
    предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в
    первом.
    Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами
    связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл
    первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
    Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном
    предложении, и обойтись без него нельзя.
    ( 107 слов)
    Сочинение 20
    Вопросительный знак
    «Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это
    состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой
    шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке,
    как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и
    существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте
    вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
    Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется
    кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
    Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак
    служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение,
    содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
    В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак
    предопределяет вопросно-ответную форму общения.
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы
    могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном
    тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
    (150 слов)
    Сочинение 21
    Запятая
    Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых
    распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей
    важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» –
    как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой
    зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые
    встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри
    предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения,
    сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2
    «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
    Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода,
    проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг
    от друга.
    Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять
    структуру предложения, а значит, и его смысл.
    ( 135 слов)
    Сочинение 22
    Восклицательный знак
    Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В
    устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты,
    звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит
    лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный
    знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с
    восклицательным знаком выражает радость.
    Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак
    в конце предложения используется для выражения недоумения.
    В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!»
    восклицательный знак помогает выразить удивление.
    В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о
    своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения
    неудовлетворения.
    В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне
    трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то
    на помощь.
    В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как
    следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает
    приказ.
    В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак
    выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков
    бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
    (205 слов)
    Сочинение 23
    Тире
    Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую
    письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак
    назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов
    восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых
    отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак
    встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед
    жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от
    сказуемого.
    Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно
    увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет
    выделительную роль, обособляя приложение.
    В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на
    пропуск глагола «есть».
    В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире
    отделяет прямую речь от слов автора.
    Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл
    предложения был бы не ясен.
    ( 173 слова)
    Сочинение 24
    Точка с запятой
    Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён
    итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения
    противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После
    него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах
    этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое
    применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не
    отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей
    бессоюзного предложения.
    Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был
    студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
    В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то
    взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для
    отделения однородных членов друг от друга.
    В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему
    ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные
    придаточные.
    Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику
    предложения, связь между его частями. (178 слов)
    Сочинение 25
    Кавычки
    Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения
    прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов,
    предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём
    обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
    Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», – говорил педагог» кавычки
    используются для выделения прямой речи.
    Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная
    награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения
    приложения.
    Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый
    знак препинания.
    (90 слов)
    Сочинение 26 (2)
    Нужны ли кавычки как знак препинания.
    Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные
    считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические
    словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка»,
    то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют
    разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую
    речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику,
    спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
    Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки,
    употребляя его в двойном значении.
    Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции
    кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто
    необходимо.
    (119 слов)
    Сочинение 27
    Скобки
    Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь
    части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
    Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки
    раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
    Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм,
    а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при
    указании на источник цитаты.
    Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный
    знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
    (84 слова)
    Сочинение 28
    Многоточие
    Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек,
    означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот
    знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и
    26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает
    недосказанность, возможность продолжения текста.
    Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие
    используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь
    не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
    Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей
    отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений,
    которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)
    Сочинение 29
    Зачем нужна орфография?
    На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с
    другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка
    перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня:
    «орфо», что означает «правильно», и «графо» – «пишу». Соединились эти корни. И
    получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает
    «правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них
    является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в
    зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в
    этом тексте?
    Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном
    случае приставки от- и под – пишутся всегда одинаково, независимо от их
    произношения.
    Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть».
    Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного,
    стоящего перед приставкой.
    В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь
    правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
    Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания
    орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)
    Сочинение 30
    Роль публицистического стиля в речи
    Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической
    сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и
    телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных
    деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень
    велика. Убедимся на примере этого текста.
    Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить
    информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
    Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать
    определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
    В предложении…(Вставляю пример)
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи,
    служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень
    важен в жизни.
    (101 слово)
    Сочинение 31
    Каковы функции частиц в русском языке?
    Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения
    оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует
    множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И
    земля бы лежала пепельная».
    Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи
    частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
    В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»:
    «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
    В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»:
    «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
    Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют
    образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в
    предложении. (119 слов)
    Сочинение 32
    Союз «чтобы»
    Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его
    роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно
    из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…,
    часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз
    «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в
    сложноподчиненном предложении.
    Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими
    вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного
    образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
    Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость
    солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет
    изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
    В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок»
    этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в
    сложноподчиненном предложении.
    Таким образом, союз «чтобы» – это весьма многообразный союз, но, встречаясь
    в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи
    синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в
    сложноподчиненном предложении.(172 слова)
    Сочинение 33
    Роль диалогов в художественном тексте.
    Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву
    художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои
    синтаксические особенности.
    Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы
    (предложение 19-20):
    -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
    -Что именно? – сухо спросила девица.
    Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя
    односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации
    (предложение 20-23):
    -Что именно?
    -Название?
    Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в
    тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
    (96 слов)
    В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать
    правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры,
    эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать
    задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово,
    термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в
    тексте.
    Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг
    неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом.
    Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид
    сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
    Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот
    вооружен…
    Консультация по написанию
    сочинения на лингвистическую тему

    Девятиклассники, вы уже
    знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по
    шаблону
    .
    Вот вариант вступления: «
    Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
    Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст».

    А это вариант вывода в
    сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав
    был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка
    свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

    А вот с аргументами будет
    сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору,
    эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот
    пример в качестве первого аргумента. Например, « В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры –
    это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может
    кончиться хорошо или плохо»
    . Открываете сочинения на
    лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о
    фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает
    в качестве синонима.

    Второй аргумент вы можете
    найти в задании В5, касающемся
    вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть
    вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с
    точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли».
    (Лингвистический
    комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
    А сейчас соединим все, что
    мы приготовили к сочинению.
    Сочинение
    Г. Степанов, на мой
    взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление
    о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

    В предложении 12 «Одним
    словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он
    имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в
    предложении в качестве синонима.

    Интересно предложение 12 и
    с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли.

    Могу уверенно сказать, что
    прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь
    языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  3. Русский язык: тема “Предложение”:
    Предложение это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
    Интонация помогает понять смысл предложения, позволяет обратить внимание на то, что хотел сказать говорящий, определить его настроение, отношение к высказанному.
    Интонация бывает:
    1) повествовательной,
    2) вопросительной,
    3) восклицательной,
    4) перечислительной
    и др.
    Предложения бывают:
    Повествовательные
    Вопросительные
    Побудительные
    Содержат рассказ о чем-либо, сообщение, информацию для собеседника.
    Содержат вопрос. Часто имеют вопросительные слова кто? что? где? сколько? и др.
    Содержат побуждение (просьбу, приказание, совет, призыв).
    Голос постепенно повышается к середине предложения, к концу – понижается.
    Вопросительная интонация (тон голоса резко повышается на том слове, в котором содержится вопрос).
    Обычно произносятся высоким тоном, с большой силой напряженности. Советы, просьбы – более низким тоном.
    В конце может быть точка или восклицательный знак.
    В конце ставится вопросительный знак.
    В конце стоит точка или восклицательный знак.
    Восклицательные
    Восклицательные предложения выражают сильные чувства, эмоции.
    В конце стоит восклицательный знак.
    Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно*
    Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно
    Добавить новость и получить деньги
    Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

  4. Сложными предложениями называют предложения, образованные из двух или более простых, объединенных в одно целое содержанием и интонацией, с помощью союзов или без них. Например: Вошел я в лес и услышал, как кукует кукушка.
    Сложные предложения делятся на сложные союзные и сложные бессоюзные зависимости от способа сочетания простых предложений в сложном. В союзных предложениях простые соединяются с помощью интонации и союзов или соединительных слов. Например: У хаты цвели цветы, а за домом росли вишни. Предложения, в которых простые предложения соединяются в сложные только интонационно, — бессоюзные. Например: Садик одцвився, белые лепестки покрыли землю. Сложные союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
    В сложносочиненных простые предложения соединяются союзами (связующими, разделительными или протиставнимы), эти предложения — равноправны. Например: поспела нива колосистая, и зреют яблоки в саду. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, отделяются запятой, тире или точку с запятой. Запятая не ставится, когда перед союзом есть общий второстепенный член или подрядная часть, касающаяся обоих предложений. Например: Когда он касался смычком к струнам, все на свете исчезало и оставалось только музыка. Скоро вся долина блистала огнями и вместе с дымом поднимался вверх песня. Тире ставится, если части предложения выражают скорую или неожиданную смену событий. Например: Неожиданный рывок — и мы отрываемся от земли. Эти предложения произносятся с особой интонацией. Точка с запятой ставится, если части сложносочиненного предложения очень распространены, имеют свои знаки препинания или далеки по содержанию. Например: Ветерок дохнул; в траве засюрчав конек, а где-то далеко ударил перепел.
    Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, из которых одна часть — основная и независимая, а вторая — ей подчинена и присоединяется подрядным союзом или соединительным словом. Например: Гора была такая, что. из нее спускались целый день.
    Соединительные слова являются знаменательными словами, выступающие членами предложения. Например: что посеешь, то и пожнешь. На письме придаточные предложения отделяются от главного запятой или запятыми. Например: В душе я славлю светлый парус, у меня на сердце грусть. Ночью, как Млечный Путь пыль простеле, выйди на Днепр.
    Подчиненные предложения бывают с определительные, зьясувально или обставиннои подрядными частями.
    Подрядные определительные предложения объясняют член главного предложения и отвечают на вопросы какой! Например: Птички, что летом так пели, на юг уже поодлиталы. Подрядные определительные соединяются с главным при помощи соединительных слов который, который, чей, куда, где и подрядных союзов что, как, чтобы, будто, словно.
    Подрядные изъяснительные отвечают на вопросы непрямых падежей, дополняющие содержание главного предложения. Например: Хорошо жить тому, чья душа и дума научились любить. Подрядные изъяснительные соединяются с главными союзами, чтобы, будто, словно, как и союзными словами кто, который, чей, где, куда, как.
    Подрядные обстоятельственные — это предложения, в которых подрядные части указывают на обстоятельства. Подрядные обстоятельственные предложения бывают степени и способа действия, места, времени, причины, следственные, цели, допустим и условные.
    Придаточные предложения могут иметь одно или несколько подрядных. Если в предложении несколько подрядных, то пидряднисть может быть однородная, параллельная и последовательная.
    Бессоюзные предложения могут быть с однородными или неоднородными простыми предложениями (одно из которых объясняет другое). Например: Она увидела: солнышко засветило тепло-тепло.
    В бессоюзных предложениях могут относиться такие знаки препинания: двоеточие, тире, запятая, точка с запятой и т.д.
    В сложном предложении могут быть несколько простых, объединенных различными видами связи.

  5. Смотреть что такое “сочинение предложений” в других словарях:

    СОЧИНЕНИЕ — СОЧИНЕНИЕ, сочинения, ср. 1. только ед. Действие по гл. сочинить сочинять. Заниматься сочинением стихов. 2. Литературное произведение. Философское сочинение. Сочинение по медицине. Сочинения Гоголя. Собрание сочинений. 3. Школьное упражнение в… … Толковый словарь Ушакова
    сочинение — Отношение между словами в предложении, а также между предикативными частями сложного предложения, которое выражается в синтаксическом равноправии соотносительных элементов; отношения между ними обратимы, показатель отношений находится между ними … Словарь лингвистических терминов
    Сочинение —     СОЧИНЕНИЕ, или ПАРАТАКСИС. Такой способ сочетания предложений, при котором никакими формальными признаками не обозначена зависимость одного из них от другого. С. предложений в русском яз. обозначается союзами, теми же, какие служат и для… … Словарь литературных терминов
    СОЧИНЕНИЕ — СОЧИНЕНИЕ, я, ср. 1. см. сочинить. 2. То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с. 3. Вид письменной школьной работы изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с … Толковый словарь Ожегова
    СОЧИНЕНИЕ — (паратаксис) в лингвистике синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи соединительная, противительная, разделительная … Большой Энциклопедический словарь
    Сочинение (синтаксис) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сочинение. Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.… … Википедия
    Сочинение — (паратаксис, координация)  синтаксическая связь грамматически равноценных единиц языка, из которых ни одна не может быть сведена на положение компонента другой, располагающая своей системой средств выражения  сочинительными союзами (см. Союз).… … Лингвистический энциклопедический словарь
    сочинение — вид синтаксической связи, предполагающий равноправные отношения компонентов и выражение с помощью союзов в словосочетании и сложном предложении; ср. Мороз и солнце и Стоял мороз, и сияло солнце. Сочинительные союзы бывают одиночные (и, а, но) и… … Литературная энциклопедия
    сочинение — я; ср. 1. к Сочинить сочинять. С. стихов. Приступить к сочинению балета. Стихи собственного сочинения. 2. Литературное, научное или музыкальное произведение. Собрание сочинений Пушкина. Сочинения Гоголя. Философское с. 3. Письменная школьная… … Энциклопедический словарь
    сочинение —    , или парата/ксис.    Такой способ сочетания предложений, при котором никакими формальными признаками не обозначена зависимость одного из них от другого. С. предложений в русском яз. обозначается союзами, теми же, какие служат и для… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

  6. Написание сочинения на лингвистическую тему
    1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Рассуждая о различных  лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии, нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.
    2. Как должно быть построено сочинение?
    Поскольку наша задача – написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи (см. критерий С1К4).
    Напомним, что рассуждение состоит из следующих частей:
    1. Вступление – тезис
    2. Основная часть – доказательства + примеры
    3. Заключение – вывод
    3. Как начинать сочинение?
    Начало сочинения – вступление-тезис.
    Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
    Во вступлении вы либо сообщаете о реплике героя иллюстрации и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.
    Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.
    Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
    Рассмотрим несколько вариантов вступления.
    Вариант 1. Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать.
    Вариант 2. Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Рассмотрим их.
    Вариант 3. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
    Вариант 4. Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Давайте разберёмся.
    Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.
    4. Как писать основную часть?
    Основная часть нашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
    В основной части нужно назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство).
    ^ См. критерий С1К1.
    Помните, что функции должны быть разные!
    Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.
    Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую:
    1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется знак/понятие в предложении;
    2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых можно проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) мы будем использовать в своём сочинении в качестве примеров.
    Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.
    5. Как оформлять примеры в сочинении?
    Во-первых, помните о требованиях к примерам (см. критерий С1К2):
    • примеров должно быть не менее 2;
    • примеры должны быть из указанного текста;
    • примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;
    • каждый пример должен соответствовать указанной функции;
    • пример без указания на функцию не учитывается.
    Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
    1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.
    Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину – не догадался».
    Или предложение заключается в скобки.
    Например: Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек).
    В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
    Например: Мне кажется, что контекстуальными будут антонимы в предложении №6: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”.
    2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
    Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение № 1), запятые (предложения № 1,15) и скобки (предложения № 16).
    3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
    • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
    • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
    • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
    • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста, из которого вы берёте предложения для цитирования.
    Например, так:  Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16) можно написать так, как мы его слышим: “пара”.
    6. О чём писать в заключении?
    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
    Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.
    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.
    Помните, что они выделяются запятой!
    А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
    Образец 2. Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
    Образец 3. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
    Образец 4. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
    Образец 5.  Я убеждён, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
    7. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С2К3).
    Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:
    • 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    • 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    • 4 абзац – вывод.
    Данные сочинения обязательно должны иметь примеры из конкретного текста. Образцы 8 и 9 демонстрируют то, как нужно оформлять примеры из текста в сочинении.
    1. Роль вводных слов и предложений
    Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
    Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
    А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
    В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
    Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
    2. Роль цитат в речи
    Цитата (от лат. cito – вызываю, привожу) – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
    В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.
    В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.
    В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.
    Таким образом, цитаты очень важны в речи.
    3. Роль однородных членов предложения в речи
    Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
    Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
    Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
    В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
    Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
    4. Роль риторических вопросов в тексте
    Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
    Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
    Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).
    Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
    5. Роль средств выразительности в речи
    В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
    Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
    Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
    6. Роль архаизмов в речи
    Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
    Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
    Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
    Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
    7. Разряды и функции частиц в русском языке
    Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
    Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
    Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
    Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
    Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
    8. Зачем нужно двоеточие?
    Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
    «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
    Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
    Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
    В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
    Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
    9. Зачем нужно тире?
    Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
    Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
    Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
    Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался».
    Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
    Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
    10. Зачем нужна орфография?
    Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: “И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!” Оказывается, не всегда.
    Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: “пара”. Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
    Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает  правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
    ^ Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
    Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два!
    11.Роль антонимов в речи
    Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
    В тексте В.Пескова они есть: “хорошие и плохие” люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”. На самом деле антонимом к слову “радоваться” будет слово “грустить”, но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
    Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
    ^ Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
    12. Зачем надо изучать морфологию?
    Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
    Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то “ь” на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то “ь” не пишется (могуч, дремуч). Или существительное “ожог” пишется с гласной “о” после шипящей в корне, а глагол “ожёг” – с гласной “ё”.
    Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
    Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

  7. Русский язык – это один из самых сложных и богатых языков в мире. Во все времена он претерпевал изменения, но всегда сохранял свою красоту и богатство. Впрочем, это можно сказать и о самой России.
    Многие поэты и писатели нашей Великой страны вошли в историю русского языка. Они вносили в русский язык свои изменения, так он всё больше преобразовывался. Среди таких известных людей можно назвать, например, А.С. Пушкина и М.В. Ломоносова. Да и многие другие российские писатели и поэты повлияли на русский язык своими творениями.
    Язык нельзя назвать беспорядочным набором букв, это целая система. Богатство нашего родного языка мы наблюдаем на всех его уровнях, будь то обычные звуки или же сложные предложения и целые тексты. К примеру, русский язык отличается от многих других возможностью разделения глаголов на лица. Это не предусмотрено в английском языке и во многих других языках мира.
    Богатство русского языка нельзя передать словами. Он содержит огромное количество слов, предназначенных не только для обозначения чувств или действий, но и для отражения их оттенков. Русский язык насыщен огромными рядами синонимов, антонимов, паронимов и омонимов, никакой другой язык не сможет похвастаться подобным изобилием слов.
    В словарном запасе русского языка содержатся особые ответвления – профессиональные и молодёжные жаргоны. Существуют такие языки, которые понятны далеко не каждому, например, язык преступного мира. За изучение этих языков взялись многие русские и зарубежные учёные.
    Как известно, русский язык является одним из самых сложных языков для изучения. Многим иностранцам и за 5 лет не удаётся полностью овладеть этим языком. Очень трудно человеку, которому с детства не прививали любовь к нашему языку, освоить все трудности русского языка, изучить грамматический строй, научиться верно строить сложные предложения. Несмотря на это, число иностранцев, желающих изучить наш язык, не становится меньше.
    Родной язык представляет собой часть национальной культуры, каждый из нас должен знать его и беречь.

  8. Сложными называются предложения, в которых не менее двух грамматических основ, двух простых предложений. В зависимости от способа соединения частей сложные предложения бывают:
    а) сложносочиненные, в которых для соединения частей используются сочинительные союзы: и, ни—ни, тоже, также, да(и), а, но, да(но), зато, однако, или, либо, тпо—тпо, не пго—не гпо;
    б) сложноподчиненные, в которых части соеди-нены подчинительными союзами и союзными сло-вами: что, как, чтобы, ибо, пгак как, когда, кото-ръш, где, если, хотя, так что и др.;
    в) бессоюзные, части которых соединяются только интонацией. Общий принцип постановки знаков препинания в сложном предложений один: части сложного предложения разделявотся знаками. Однако в каж-дом типе сложногс) предложения есть свои частные ; правила.
    Знаки препинания в сложносочиненном предложении
    Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми; Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом (И. Бунин).     Запятая не ставится, если в предложении есть общий член, относящийся к обеим частям: В лесу еще лежит снег и деревья стоят в инее.     Запятая также не ставится, если обе части представляют собой назывные предложения (Мороз и солнце!) или вопросительные (Кто они такие и зачем они сюда пришли?).     Когда второе предложение содержит неожиданное присоединение,   то ставится тире:  Он   знак  подаст — и все хохочут (А. Пушкин).
    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
    Части сложноподчиненного предложения разделяются запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон: Я знаю, что Рагиму известно множество сказок, и прошу его рассказать одну из них (М. Горький).. Запятая не ставится между однородными придаточными, соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: Отец мой говорил, что не видывал таких хлебов и что урожай нынче отличный (С. Аксаков). Не отделяются запятой неполные придаточные, состоящие из одного союза или союзного слова: Я ответил   зачем ;  он  не знал куда. В тех случаях, когда в сложноподчиненном предложении есть сочетание подчинительных союзов, между ними ставится запятая: Мы понимали, что, если погода не улучшится, о поездке за город нечего и думать. Но если для связи предложении используют двойной союз (если—то, если— так), то запятая между союзами не ставится: Мы понимали, что если погода не улучшится, то о поездке за город нечего и думать.
    Составные союзы (после того как, вследствие того что, для того чтобы, в то время как и под.) не разделяются запятой, если они стоят в начале сложного предложения: После того как мы виделись, он сильно изменился; Для того чтобы грамотно писать, надо много читать. Выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от тех смысловых отношений, которые возникают между его частями. Запятая ставится в тех случаях, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события: Погода утихала, тучи расходились.
    Точка с запятой ставится, если предложения распространены, в них уже есть знаки препинания: На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет (М. Салтыков-Щедрин). Двоеточие ставится:
    а) когда во втором предложении сообщается о причине того, о чем говорится в первом: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький);
    б) когда между частями бессоюзного предложения возникают распространительно – пояснительные отношения (можно поставить а именно): Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра (И. Гончаров);
    в) когда второе предложение дополняет содержание первого, которое без него непонятно по смыслу. В первом предложении в этом случае часто можно вставить глаголы речи,  мысли,  чувства, восприятия (услышал, увидел, почувствовал и подобные):
    Он поднял голову: (и увидел) сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица. Тире ставится: а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат: Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (А. Грибоедов);
    б) если между частями предложения отношения противопоставления: За мной гнались — я духом не смутился (А. Пушкин);
    в) если в первом предложении содержится указание на условно-временные обстоятельства совершения действия, о котором говорится во втором предложении: Кончил дело — гуляй смело;
    г) если между частями отношения сравнения: Молвит слово — соловей поет; д) если вторая часть выражает результат того, о чем говорится в первой: Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце (К. Паустовский).
    Один из самых сильных поэтических приемов — звукопись, т. е. подбор сочетания звуков, употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления. Повторение согласных звуков называется аллитерацией, а гласных — ассонансом. Аллитерация: По небу голубому проехал грохот грома (С. Маршак). Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К. Балъмонт) Скопление [л] и [в] создает образ ветра, ласковое дуновение которого ощущаешь почти физически.
    Оса жужжала,
    Обнажала
    Жало,
    А встретила Шмеля
    И хвост поджала.
    (С. Смирнов) С
    очетание шипящих и свистящих связывается в сознании читателя с образом назойливо жужжаще-го насекомого. Прекрасно владел этим приемом А. С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он дает описание двух бальных танцев:
    Мазурка раздалась. Бывало,
    Когда гремел мазурки гром,
    В огромной зале все дрожало,
    Паркет трещал под каблуком,
    Тряслися, дребезжали рамы;
    Теперь не то: и мы, как дамы
    Скользим по лаковым доскам.
    Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии танцев: плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков [л] и [м]; напротив, скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности. В другом месте романа: И взвившись, занавес шумит (А. С. Пушкин). Сочетание звуков в-з-с создает звуковое впечатление поднимающегося занавеса.
    Скажи потише: шесть мышат,
    И сразу мыши зашуршат.
    Скажи погромче слово « гром»,
    Грохочет слово, словно гром. Ассонанс:
    Быстро лечу я по рельсам чугунным,
    Думаю думу свою.
    (Н. Некрасов)
    Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.
    Тиха украинская ночь.
    Прозрачно небо.
    Звезды блещут.
    Своей дремоты превозмочь
    Не хочет воздух.
    (А. Пушкин)
    Мело, мело по всеи земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    (Б. Пастернак)

  9. Сложными предложениями называют предложения, образованные из двух или более простых, объединенных в одно целое содержанию и интонацией, с помощью союзов или без них. Например: я Вошел в лес и услышал, как кукует кукушка.
    Сложные предложения делятся на сложные союзные и бессоюзные сложные зависимости от способа сочетания простых предложений в сложном. В сполучникових предложениях простые соединяются с помощью интонации и союзов или связующих слов. Например: Возле дома цвели цветы, а за домом росли вишни. Предложения, в которых простые предложения соединяются в сложные только интонационно, – бессоюзные. Например: Сад одцвівся, белые лепестки покрыли землю. Сложные союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
    В сложносочиненных простые предложения соединяются союзами (связующими, знаками или протиставними), эти предложения – равноправные. Например: нива Созрела колосистая, и зреют яблоки в саду. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, отделяются запятой, тире или точкой с запятой. Запятая не ставится, когда перед союзом есть общий второстепенный член или подрядная часть, что касается обоих предложений. Например: Когда он касался смычком до струн, все на свете исчезало и оставалась только музыка. Скоро вся долина сверкала огнями и вместе с дымом поднималась вверх песня. Тире ставится, если части предложения выражают скорую или неожиданную смену событий. Например: Неожиданный рывок – и мы отрываемся от земли. Эти предложения произносятся с особой интонацией. Точка с запятой ставится, если части сложносочиненного предложения очень распространены, имеют свои знаки препинания или далекие по смыслу. Например: Ветерок дохнул; в траве засвистел конек; а где-то вдали ударил перепел.
    Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, из которых одна часть – основная и независимая, а вторая – ей подчинена и присоединяется подрядным союзом или соединительным словом. Например: Гора была такая, что. с нее спускались целый день.
    Соединительные слова повнозначними словам, выступают членами предложения. Например: Что посеешь, то и пожнешь. На письме придаточные предложения отделяются запятой от главного или запятыми. Например: В душе я славлю светлый парус, потому что у меня на сердце печаль. Ночью, как Млечный Путь пыль простеле, выйди на Днепр.
    Сложноподчиненные предложения бывают с означальною, з’ясувальною или обставинною придаточными частями.
    Придаточные определительные предложения объясняют член главного предложения и отвечают на вопросы! Например: Птички, что летом так пели, в теплые края уже поодлітали. Придаточные определительные соединяются с главным при помощи соединительных слов какой, который, чей, куда, где и подчинительных союзов, как, чтобы, как бы, вроде.
    Подрядные з’ясувальні отвечают на вопросы косвенных падежей, дополняют содержание главного предложения. Например: Хорошо жить тому, чья душа и дума научились любит. Подрядные з’ясувальні соединяются с главными связующими что, чтобы, будто, словно, как и соединительными словами кто, который, чей, где, куда, как.
    Придаточные обстоятельственные – это предложения, в которых подрядные части указывают на обстоятельства. Придаточные обстоятельственные предложения бывают степени и способа действия, места, времени, причины, следствия, цели, допустові и условные.
    Придаточные предложения могут иметь одно или несколько подрядных. Если в предложении несколько подрядных, то підрядність может быть однородная, параллельная и последовательная.
    Бессоюзные предложения могут быть однородными или неоднородными простыми предложениями (одно из которых объясняет другое). Например: Она увидела: солнышко засветило тепло-тепло.
    В безсполучникових предложениях могут относиться следующие разделительные знаки: двоеточие, тире, запятая, точка с запятой и т.п.
    В сложном предложении могут быть несколько простых, объединенных различными видами связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *