Мир меняется, чем дальше, тем быстрее. Однако издавна люди чувствовали необходимость поддержания связи между разными поколениями. В наше время, в связи с тем, что человеку становится проще жить автономно, все острее встает необходимость сохранения преемственности.
Говоря о преемственность поколений, можно, прежде всего, иметь в виду передачу накопленных знаний. Без трансляции опыта от старших к младшим в принципе невозможно нормальное функционирование общества. Дело не только в передаче информации, как таковой. В конце концом, в наше время наличие специальной литературы и интернета делает процесс образования и самообразования гораздо проще, чем тысячу лет назад.
Однако важен и контекст, сама культура понимания и осмысления накопленных знаний. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, нельзя предать, как обычные технические знания. Отказ от трансляции накопленного людьми, жившими раньше. Приведет к тому, что каждое новое поколение вынуждено будет учиться всему заново.
Передача опыта немыслима без общения. Однако, к сожалению, в самом этом процессе заложена главная проблема. Люди одного поколения испытывают влияние определенных факторов. В дальнейшем ситуация меняется и следующее поколение получает новый опыт. Люди склонны, разумеется, больше доверять тому, что постигли на своем опыте, поэтому каждое следующее поколение начинает отрицать ценности предыдущего. Без подобного процесса жизнь превратиться в стоячее болото и любой прогресс станет невозможен. Главное – это найти «золотую средину» Младшие должны учиться у старших. Однако передаче опыта нельзя отбрасывать здоровый критицизм. Чужой опыт использовать необходимо, но в разумной мере.
Конечно, старшие поколения, обладая большим опытом и более значительным запасом знаний, будут всегда чувствовать себя более правыми. Для того чтобы они могли передать своей опытом старшие поколения должны сами заботиться о форме его трансляции. В их же интересах передавать то, что они считают нужным, в максимально корректной форме. Тем более что современный мир (особенно это касается богатых и развитых стран) дает все больше возможности отдельному человеку дистанцироваться от общества, выжить одному.
Проблема преемственности поколений в произведениях русских писателей.
Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Станем взрослыми мы и, наверное, то же самое будем говорить своим детям. Я думаю, что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране. Но вечно существуют общечеловеческие ценности, передаваемые от поколения к поколению, которые мы впитываем в себя в семье, в школе, в том обществе, в котором нам довелось родиться и взрослеть.
Проблемы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Преемственность поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень вопросов, отражённых в различных произведениях русских писателей. Обратимся к примерам.
Одна их проблем, отражённых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», — преемственность поколений. Возьмём семью Ростовых. Отец и мать Ростовы своей честностью, добротой, хлебосольством, отношением к людям были примером для детей. Всё лучшее впитало с себя молодое поколение этой семьи. Старший сын Николай защищал Родину во время наполеоновского нашествия, стал позже помещиком, крепким хозяином. Во многом благодаря жене, старался искоренить свои недостатки, стать нравственно выше. Любимая героиня Толстого Наташа восхищает нас своей искренностью, радостным отношением к жизни. Она умеет глубоко сопереживать. Убедила родных отдать все подводы раненым, чтобы вывезти их из Москвы, с самоотверженной любовью ухаживает за князем Андреем. Затем мы видим Наташу любящей женой и матерью.
Андрей и Марья Болконские многое восприняли от своего отца: ум, честь, высокую нравственность. Нельзя не вспомнить слова старого князя, провожающего на войну сына, который сказал, что ему будет горько, если сын погибнет, но будет очень стыдно, если тот поведёт себя не как Болконский. И мы видим, что князь Андрей на войне – это достойный офицер и патриот. А княжна Марья, став женой и матерью, не теряет своего нравственного богатства, передаёт его не только детям, но и мужу. Я думаю, что для многих молодых девушек, выходящих замуж, она может послужить примером.
В известной повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» представлены три поколения одной семьи. Старуха Дарья, которая всю жизнь свою прожила на острове Матёра. Нет для неё важнее и роднее места на свете. Именно эта земля научила её жить по совести, трудиться, беречь родное гнездо, любить природу и людей, которые живут рядом, помогать им в трудную минуту. Её сын, Павел, впитал в себя все лучшие качества своих предков. Он неустанно трудится на благо страны и своей семьи, честен, ответствен, но уже наполовину оторван от родной земли. Затоплена будет Матёра, людей переселяют на «большую землю», получил и Павел квартиру в посёлке. И хотя новое жильё не совсем удобно для тех, кто привык иметь своё хозяйство, свой дом, приходится приспосабливаться к иным условиям. Ещё дальше уходит от своей малой родины внук Дарьи, сын Павла – Андрей. Как и других молодых людей, его зовут новые города, большие стройки, другая жизнь. И это закономерно. Но главное – сохранить в себе то лучшее, что дал родной дом, предки. Тогда не нарушится связь между прошлым и настоящим, сохранятся все нравственные ценности прошлых поколений в человеке.
В заключение хотелось бы сказать, что не может быть одинаковых поколений. Но самое важное, я думаю, чтобы каждое последующее вбирало в себя всё лучшее, что накопили предки. Только тогда сохранится жизнь на Земле.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
В итоговом сочинении мы порассуждаем о преемственности поколений.
Сначала раскроем само понятие, что такое преемственность, как мы это понимаем, а затем можно привести уже аргументы из произведений. Самым ярким примером, используемым в теме отцов и детей, поколений остается “Отцы и дети” Тургенева.
Итак, преемственностью поколений можно назвать передачу и сохранение того богатого опыта, которым владеют наши предки. Опыт как материальный, так и духовный.
Почти в каждой семье есть бабушки и дедушки, которые передавали свой опыт, знания, самые разные, свои детям и внукам-правнукам, а те – своим. Так и осуществляется преемственность.
Конечно, не всегда эта связь прочная, что мы можем видеть в произведении Тургенева. Даже больше, могут быть и те, кто полностью отрицает опыт отцов и дедов, а идет своей дорогой, своими некими познаниями.
Таким был Базаров, отрицающим опыт отцов. Конечно, такое явление нельзя назвать исключительно положительным, видимо поэтому писатель не дает шанса Базарову выжить.
Вспомним и другое произведение. В “Капитанской дочке” Пушкина мы видим положительный пример преемственности поколений. Петр Гринев вынес из своей семьи понятия чести и долга, поэтому сохранил их и в своей жизни.
И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Взаимосвязь ценностей поколения “отцов” и “поколения” детей видна по отношениями Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова со своими родителями. Молодые люди, приехавшие с обучения, являются приверженцами нигилизма – мировоззренческой теории, ставящей под сомнение все общепринятые ценности. Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, не понимает взглядов молодых людей, но стремится относиться к ним с уважением, ведь он любит сына. Павел Петрович, его брат, настроен радикально: готов спорить и отстаивать свою точку зрения. Не понимают взглядов сына и родители Евгения Базарова. Позже Аркадий Кирсанов понимает, что на самом деле не придерживается нигилизма. Для него более важны традиционные ценности: любящая семья, восхищение природой, хорошие отношения с отцом. Между поколениями все же существует преемственность, ведь взгляды Аркадия оказываются схожи со взглядами поколения “отцов”. Таким людям, как Евгений Базаров, сложно живется в мире, потому что своими теориями они прежде всего встают против общепринятых ценностей. Конфликт поколений – это прежде всего конфликт ценностей, мировоззрений и убеждений. Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого кубинского рыбака Сантьяго важно передать свои умения кому-то, кто сможет сохранить их и обучить им будущие поколения. Именно поэтому он учит мальчика Манолино всем тонкостям своего ремесла. Это самое дорогое наследство, которое старый рыбак может оставить после себя. Преемственность поколений в произведении заключается именно в передаче опыта от предка к потомку. Сантьяго вносит огромный вклад в жизнь тех, кто будет жить после него.
Преемственность поколений – передача опыта, ценностей от родителей к детям. Преемственность формирует личность, помогает не потерять связь с предками. Опыт старших становится помощником в сложных жизненных ситуациях, помогает сделать правильный выбор. Тем не менее, преемственность не всегда возможна. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
Во-первых, нужно понимать, что не все семейные традиции положительно влияют на человека и его судьбу. Например, если в семье живут по закону «каждый сам по себе», ребенок врядли научится помогать другим людям. Многие родственники забывают друг о друге, из-за того, что ставят материальные ценности выше моральных. Унаследовав такие убеждения, человек может вырасти черствым и жадным.
Но если в семье с уважением относятся друг к другу, живут, руководствуясь совестью, привыкли делать добро другим, важно передать эти ценности следующим поколениям. Они никогда не стареют, а человеку, сохранившему, их будет легче преодолевать препятствия на жизненном пути.
В произведении А. Алексина «Шаги» легко проследить за преемственностью поколений. Мать главного героя – учительница языка и литературы. Женщина добрая, хранит память о муже и учит сына быть добрым. Своим убеждениям она не изменяет даже, когда невестка начинает устанавливать в ее доме свои правила. Отец мужчины был директором школы, но умер рано. Родители воспитали героя добрым, мягким человеком, который ценил семью больше всего на свете.
Постепенно преемственность этих ценностей разрушилась. А все началось с того, что жена героя Лиана поставила его перед фактом: сына Геру она будет воспитывать сама. Никто К этому процессу она не допускала ни отца ребенка, ни бабушку. Мальчик вырос эгоистом. С детства он видел, что его бабушка живет в комнате «уединения» и никто не делает из этого трагедии. В итоге, и своих родителей он поселил в эту комнату, а позже вообще решил перевезти их в загородный дом.
Этот пример показывает, как разрушение преемственности делает родных людей чужими. Отца семейства это очень ранит. Он понимает, что они имеют сына лишь формально, на самом же деле они одиноки, как некогда мать героя. Лиана пока не осознает, во что выльется ее воспитание, но я думаю, что со временем она не раз пожалеет об этом.
Главный герой романа Н. Гончарова «Обломов» Илья Ильич живет, бездействуя. Я считаю, что он просто существует. Герой много думает, мечтает, но делать ничего не хочет. Окружающие, зная его натуру, легко манипулируют молодым человеком. Обрести личное счастье он тоже не может. Оказывается, в его семье пассивность была обычным явлением. Илья Иллич унаследовал ее.
Наблюдая за Ильей Ильичем, я понимаю, что такой преемственности лучше бы разрушиться. Возможно, тогда бы герой был счастливее.
Можно сделать вывод, что разрушение преемственности может разорвать связь с предыдущими поколениями, поспособствовать формированию у человека скверного характера. В тоже время, в некоторых случаях разрушение преемственности, наоборот, необходимо.
Если ребенок родился в семье педагогов, для которых эта профессия была настоящим призванием, то, как правило, любовь к этому дело появляется и у их детей. Они сначала учат своих кукол, проводят с ними уроки. И уже с самого детства у них возникает желание кого-то учить. Конечно же, родителям нравится такая идея, поскольку они с удовольствием передают своим детям дело, над которым трудились практически всю жизнь. Им их работа приносит радость. Безусловно, она очень тяжелая и малооплачиваемая. Но для настоящего педагога не это главное. Они любят детей и верны своему делу. Им нравится видеть плоды своей работы. Когда их ученики поступают в хорошие вузы, находят достойную работу, а ведь в этом есть большая заслуга их педагогов, которые не дали им сойти с верного пути, которые научили их всем азам.
Быть учителем сложно, поэтому не каждый согласен на такую профессию, однако если это является семейной традицией, то тогда человек просто не может не пойти по стопам своих отцов, которые душу и сердце вложили в свою работу. Они помогут и поддержат в трудную минуту, а главное, они будут гордиться своим ребенком, который продолжил семейное дело и пошел по стопам своей родни.
Мне кажется, что все люди, которые работают учителями, они, безусловно, не лишены творчества. Поскольку только такие люди смогут найти подход к любому ребенку и только талантливые личности смогут научить всему важному и нужному.
Поэтому не удивительно, что дети, которые выросли в семье педагогов, гордятся своими родителями. Их знает и любит весь город, к ним всегда обращаются за помощью, их считают вторыми родителями, и им всегда выражаю искреннюю благодарность за правильное воспитание и полученные знания.
Но такой труд очень тяжелый, поэтому не каждый ребенок захочет заниматься этим же делом. Да и существует множество профессий, которые являются более престижными и более прибыльными. Они могут привести к славе и достатку, поэтому иногда дети отказываются идти по стопам своих родителей, а выбирают для себя другой путь и на этом цепочка прерывается.
Однако здесь нельзя не заметить о важности преемственности поколений. Когда эта цепочка рвется, то связь между поколениями теряется. Родителям это неприятно видеть, поскольку дело всей их жизни заканчивается на них, на их деле, на которое они шли не ради наград, денег или какой-то другой выгоды. Они становились учителями, чтобы сделать этот мир немного лучше, чтобы донести до детей важные знания. И если их ребенок этого не понял, то, кажется, что и весь труд родителей был зря.
Собственно по этой причине так важна преемственность поколений. Она необходима для того, чтобы эта связь никогда не прерывалась. Ребенок должен унаследовать от родителей не только внешность или привычки, но и их профессию. Особенно, когда речь идет о такой благородной профессии, как педагог.
Часто так случается, что дети наследуют у своих родителей не только черты лица, характер и другие особенности, но еще и их профессию, поэтому можно увидеть целую династию архитекторов, врачей или учителей.
Молодым людям тяжело определиться с будущей профессией, по этой причине они часто обращаются за помощью к своим родителям. А некоторые уже практически с самого детства знают, кем они станут в будущем. И это желание с годами только возрастает. Особенно часто так происходит с учителями.
Несмотря на то, что поколения друг от друга отличаются, ведь с годами все же нравы изменяются, да и люди сами становятся другими. Все же есть то, что их объединяет – это общее дело. Но почему же так важно сохранить эту связь между поколениями.
Если ребенок родился в семье педагогов, для которых эта профессия была настоящим призванием, то, как правило, любовь к этому дело появляется и у их детей. Они сначала учат своих кукол, проводят с ними уроки. И уже с самого детства у них возникает желание кого-то учить. Конечно же, родителям нравится такая идея, поскольку они с удовольствием передают своим детям дело, над которым трудились практически всю жизнь. Им их работа приносит радость. Безусловно, она очень тяжелая и малооплачиваемая. Но для настоящего педагога не это главное. Они любят детей и верны своему делу. Им нравится видеть плоды своей работы. Когда их ученики поступают в хорошие вузы, находят достойную работу, а ведь в этом есть большая заслуга их педагогов, которые не дали им сойти с верного пути, которые научили их всем азам.
Быть учителем сложно, поэтому не каждый согласен на такую профессию, однако если это является семейной традицией, то тогда человек просто не может не пойти по стопам своих отцов, которые душу и сердце вложили в свою работу. Они помогут и поддержат в трудную минуту, а главное, они будут гордиться своим ребенком, который продолжил семейное дело и пошел по стопам своей родни.
Проблема отцов и детей (конфликт и преемственность поколений) существовала всегда и в настоящее время она остается актуальной.
Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель» , в «Скупом рыцаре» , в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.
Люди от своих родителей наследуют не только плохое, но и хорошее. Вспомним Петра Гринева. В его семье были высокие представления о чести и долге, поэтому его отец такое большое значение придавал словам: «Береги честь смолоду» . И как мы видим, для Гринева честь и долг — превыше всего. Он не соглашается присягнуть Пугачеву, не идет с ним на какие-нибудь компромиссы (отказывается дать обещание, что не будет воевать против восставших) , предпочитая смерть малейшему отступлению от велений совести и долга.
«Яблочко от яблоньки далеко не падает» — гласит старинная русская пословица. Действительно, каждое последующее поколение наследует от предыдущего не только материальные ценности, но и основные мировоззренческие и жизненные принципы. Когда принципы, выработанные «веком минувшим» , не принимаются «веком нынешним» , возникает конфликт поколений. Этот конфликт не всегда имеет возрастной характер. Иногда даже случается так, что представители двух разных поколений одинаково смотрят на жизнь. Вспомним Фамусова. Как восхищается он своим дядей Максимом Петровичем! Он полностью разделяет его взгляды, стремится подражать ему и постоянно ставит в пример молодежи, в частности Чацкому:
А дядя! Что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.. .
Разделяет взгляды старшего поколения и Софья. Ее отношение к Чацкому разве не показатель? Вспомним, как реагирует Фамусов на его речи, обличающие никчемность, пошлость и невежество светского общества: «Ах! боже мой! он карбона-ри!… Опасный человек! » Похожая реакция и у Софьи: «Не человек, змея» . Вполне понятно, почему она предпочла Молчалина, «бессловесного» и тихого, Чацкому, который «славно пересмеять умеет всех» .
Конфликт между поколениями имеет две стороны: нравственную и социальную. Социальные конфликты своего времени показали Грибоедов в «Горе от ума» и Тургенев в «Отцах и детях» . «Век минувший» не хочет признавать «век нынешний» , не хочет сдавать свои позиции, вставая на пути всего нового, на пути социальных преобразований. Конфликты Чацкого и Фамусова, Базарова и Павла Петровича имеют не только нравственный, но и социальный характер.
И надо отметить одну особенность этих столкновений: молодое поколение отличается от старого патриотичностью взглядов.
В повести Пушкина «Станционный смотритель» дочь главного героя Дуня убежала в Петербург с проезжим гусаром. Ее отец очень волновался за нее, за ее будущее. Он по-своему желал Дуне счастья. В этом случае конфликт между отцом и дочерью заключается в разном понимании счастья.
Деньги, как известно, пагубно влияют на душу человека. Под их воздействием меняются отношения между людьми, даже между родными. Жажда денег, стремление к наживе, скупость и постоянные опасения за свой капитал — все это вызывает оскудение души человека и потерю важнейших качеств: совести, чести, любви. Это ведет к непониманию в семье, к непрочности родственных уз. Это прекрасно показал Пушкин в «Скупом рыцаре» : деньги разъединили старого барона и его сына, встали на пути их сближения, разбив надежду на взаимопонимание и любовь.
Мир меняется, чем дальше, тем быстрее. Однако издавна люди чувствовали необходимость поддержания связи между разными поколениями. В наше время, в связи с тем, что человеку становится проще жить автономно, все острее встает необходимость сохранения преемственности.
Говоря о преемственность поколений, можно, прежде всего, иметь в виду передачу накопленных знаний. Без трансляции опыта от старших к младшим в принципе невозможно нормальное функционирование общества. Дело не только в передаче информации, как таковой. В конце концом, в наше время наличие специальной литературы и интернета делает процесс образования и самообразования гораздо проще, чем тысячу лет назад.
Однако важен и контекст, сама культура понимания и осмысления накопленных знаний. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, нельзя предать, как обычные технические знания. Отказ от трансляции накопленного людьми, жившими раньше. Приведет к тому, что каждое новое поколение вынуждено будет учиться всему заново.
Передача опыта немыслима без общения. Однако, к сожалению, в самом этом процессе заложена главная проблема. Люди одного поколения испытывают влияние определенных факторов. В дальнейшем ситуация меняется и следующее поколение получает новый опыт. Люди склонны, разумеется, больше доверять тому, что постигли на своем опыте, поэтому каждое следующее поколение начинает отрицать ценности предыдущего. Без подобного процесса жизнь превратиться в стоячее болото и любой прогресс станет невозможен. Главное – это найти «золотую средину» Младшие должны учиться у старших. Однако передаче опыта нельзя отбрасывать здоровый критицизм. Чужой опыт использовать необходимо, но в разумной мере.
Конечно, старшие поколения, обладая большим опытом и более значительным запасом знаний, будут всегда чувствовать себя более правыми. Для того чтобы они могли передать своей опытом старшие поколения должны сами заботиться о форме его трансляции. В их же интересах передавать то, что они считают нужным, в максимально корректной форме. Тем более что современный мир (особенно это касается богатых и развитых стран) дает все больше возможности отдельному человеку дистанцироваться от общества, выжить одному.
Проблема преемственности поколений в произведениях русских писателей.
Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Станем взрослыми мы и, наверное, то же самое будем говорить своим детям. Я думаю, что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране. Но вечно существуют общечеловеческие ценности, передаваемые от поколения к поколению, которые мы впитываем в себя в семье, в школе, в том обществе, в котором нам довелось родиться и взрослеть.
Проблемы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Преемственность поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень вопросов, отражённых в различных произведениях русских писателей. Обратимся к примерам.
Одна их проблем, отражённых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», — преемственность поколений. Возьмём семью Ростовых. Отец и мать Ростовы своей честностью, добротой, хлебосольством, отношением к людям были примером для детей. Всё лучшее впитало с себя молодое поколение этой семьи. Старший сын Николай защищал Родину во время наполеоновского нашествия, стал позже помещиком, крепким хозяином. Во многом благодаря жене, старался искоренить свои недостатки, стать нравственно выше. Любимая героиня Толстого Наташа восхищает нас своей искренностью, радостным отношением к жизни. Она умеет глубоко сопереживать. Убедила родных отдать все подводы раненым, чтобы вывезти их из Москвы, с самоотверженной любовью ухаживает за князем Андреем. Затем мы видим Наташу любящей женой и матерью.
Андрей и Марья Болконские многое восприняли от своего отца: ум, честь, высокую нравственность. Нельзя не вспомнить слова старого князя, провожающего на войну сына, который сказал, что ему будет горько, если сын погибнет, но будет очень стыдно, если тот поведёт себя не как Болконский. И мы видим, что князь Андрей на войне – это достойный офицер и патриот. А княжна Марья, став женой и матерью, не теряет своего нравственного богатства, передаёт его не только детям, но и мужу. Я думаю, что для многих молодых девушек, выходящих замуж, она может послужить примером.
В известной повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» представлены три поколения одной семьи. Старуха Дарья, которая всю жизнь свою прожила на острове Матёра. Нет для неё важнее и роднее места на свете. Именно эта земля научила её жить по совести, трудиться, беречь родное гнездо, любить природу и людей, которые живут рядом, помогать им в трудную минуту. Её сын, Павел, впитал в себя все лучшие качества своих предков. Он неустанно трудится на благо страны и своей семьи, честен, ответствен, но уже наполовину оторван от родной земли. Затоплена будет Матёра, людей переселяют на «большую землю», получил и Павел квартиру в посёлке. И хотя новое жильё не совсем удобно для тех, кто привык иметь своё хозяйство, свой дом, приходится приспосабливаться к иным условиям. Ещё дальше уходит от своей малой родины внук Дарьи, сын Павла – Андрей. Как и других молодых людей, его зовут новые города, большие стройки, другая жизнь. И это закономерно. Но главное – сохранить в себе то лучшее, что дал родной дом, предки. Тогда не нарушится связь между прошлым и настоящим, сохранятся все нравственные ценности прошлых поколений в человеке.
В заключение хотелось бы сказать, что не может быть одинаковых поколений. Но самое важное, я думаю, чтобы каждое последующее вбирало в себя всё лучшее, что накопили предки. Только тогда сохранится жизнь на Земле.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
В итоговом сочинении мы порассуждаем о преемственности поколений.
Сначала раскроем само понятие, что такое преемственность, как мы это понимаем, а затем можно привести уже аргументы из произведений. Самым ярким примером, используемым в теме отцов и детей, поколений остается “Отцы и дети” Тургенева.
Итак, преемственностью поколений можно назвать передачу и сохранение того богатого опыта, которым владеют наши предки. Опыт как материальный, так и духовный.
Почти в каждой семье есть бабушки и дедушки, которые передавали свой опыт, знания, самые разные, свои детям и внукам-правнукам, а те – своим. Так и осуществляется преемственность.
Конечно, не всегда эта связь прочная, что мы можем видеть в произведении Тургенева. Даже больше, могут быть и те, кто полностью отрицает опыт отцов и дедов, а идет своей дорогой, своими некими познаниями.
Таким был Базаров, отрицающим опыт отцов. Конечно, такое явление нельзя назвать исключительно положительным, видимо поэтому писатель не дает шанса Базарову выжить.
Вспомним и другое произведение. В “Капитанской дочке” Пушкина мы видим положительный пример преемственности поколений. Петр Гринев вынес из своей семьи понятия чести и долга, поэтому сохранил их и в своей жизни.
И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Взаимосвязь ценностей поколения “отцов” и “поколения” детей видна по отношениями Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова со своими родителями. Молодые люди, приехавшие с обучения, являются приверженцами нигилизма – мировоззренческой теории, ставящей под сомнение все общепринятые ценности. Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, не понимает взглядов молодых людей, но стремится относиться к ним с уважением, ведь он любит сына. Павел Петрович, его брат, настроен радикально: готов спорить и отстаивать свою точку зрения. Не понимают взглядов сына и родители Евгения Базарова. Позже Аркадий Кирсанов понимает, что на самом деле не придерживается нигилизма. Для него более важны традиционные ценности: любящая семья, восхищение природой, хорошие отношения с отцом. Между поколениями все же существует преемственность, ведь взгляды Аркадия оказываются схожи со взглядами поколения “отцов”. Таким людям, как Евгений Базаров, сложно живется в мире, потому что своими теориями они прежде всего встают против общепринятых ценностей. Конфликт поколений – это прежде всего конфликт ценностей, мировоззрений и убеждений.
Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого кубинского рыбака Сантьяго важно передать свои умения кому-то, кто сможет сохранить их и обучить им будущие поколения. Именно поэтому он учит мальчика Манолино всем тонкостям своего ремесла. Это самое дорогое наследство, которое старый рыбак может оставить после себя. Преемственность поколений в произведении заключается именно в передаче опыта от предка к потомку. Сантьяго вносит огромный вклад в жизнь тех, кто будет жить после него.
Преемственность поколений – передача опыта, ценностей от родителей к детям. Преемственность формирует личность, помогает не потерять связь с предками. Опыт старших становится помощником в сложных жизненных ситуациях, помогает сделать правильный выбор. Тем не менее, преемственность не всегда возможна. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
Во-первых, нужно понимать, что не все семейные традиции положительно влияют на человека и его судьбу. Например, если в семье живут по закону «каждый сам по себе», ребенок врядли научится помогать другим людям. Многие родственники забывают друг о друге, из-за того, что ставят материальные ценности выше моральных. Унаследовав такие убеждения, человек может вырасти черствым и жадным.
Но если в семье с уважением относятся друг к другу, живут, руководствуясь совестью, привыкли делать добро другим, важно передать эти ценности следующим поколениям. Они никогда не стареют, а человеку, сохранившему, их будет легче преодолевать препятствия на жизненном пути.
В произведении А. Алексина «Шаги» легко проследить за преемственностью поколений. Мать главного героя – учительница языка и литературы. Женщина добрая, хранит память о муже и учит сына быть добрым. Своим убеждениям она не изменяет даже, когда невестка начинает устанавливать в ее доме свои правила. Отец мужчины был директором школы, но умер рано. Родители воспитали героя добрым, мягким человеком, который ценил семью больше всего на свете.
Постепенно преемственность этих ценностей разрушилась. А все началось с того, что жена героя Лиана поставила его перед фактом: сына Геру она будет воспитывать сама. Никто К этому процессу она не допускала ни отца ребенка, ни бабушку. Мальчик вырос эгоистом. С детства он видел, что его бабушка живет в комнате «уединения» и никто не делает из этого трагедии. В итоге, и своих родителей он поселил в эту комнату, а позже вообще решил перевезти их в загородный дом.
Этот пример показывает, как разрушение преемственности делает родных людей чужими. Отца семейства это очень ранит. Он понимает, что они имеют сына лишь формально, на самом же деле они одиноки, как некогда мать героя. Лиана пока не осознает, во что выльется ее воспитание, но я думаю, что со временем она не раз пожалеет об этом.
Главный герой романа Н. Гончарова «Обломов» Илья Ильич живет, бездействуя. Я считаю, что он просто существует. Герой много думает, мечтает, но делать ничего не хочет. Окружающие, зная его натуру, легко манипулируют молодым человеком. Обрести личное счастье он тоже не может. Оказывается, в его семье пассивность была обычным явлением. Илья Иллич унаследовал ее.
Наблюдая за Ильей Ильичем, я понимаю, что такой преемственности лучше бы разрушиться. Возможно, тогда бы герой был счастливее.
Можно сделать вывод, что разрушение преемственности может разорвать связь с предыдущими поколениями, поспособствовать формированию у человека скверного характера. В тоже время, в некоторых случаях разрушение преемственности, наоборот, необходимо.
Если ребенок родился в семье педагогов, для которых эта профессия была настоящим призванием, то, как правило, любовь к этому дело появляется и у их детей. Они сначала учат своих кукол, проводят с ними уроки. И уже с самого детства у них возникает желание кого-то учить. Конечно же, родителям нравится такая идея, поскольку они с удовольствием передают своим детям дело, над которым трудились практически всю жизнь. Им их работа приносит радость. Безусловно, она очень тяжелая и малооплачиваемая. Но для настоящего педагога не это главное. Они любят детей и верны своему делу. Им нравится видеть плоды своей работы. Когда их ученики поступают в хорошие вузы, находят достойную работу, а ведь в этом есть большая заслуга их педагогов, которые не дали им сойти с верного пути, которые научили их всем азам.
Быть учителем сложно, поэтому не каждый согласен на такую профессию, однако если это является семейной традицией, то тогда человек просто не может не пойти по стопам своих отцов, которые душу и сердце вложили в свою работу. Они помогут и поддержат в трудную минуту, а главное, они будут гордиться своим ребенком, который продолжил семейное дело и пошел по стопам своей родни.
Мне кажется, что все люди, которые работают учителями, они, безусловно, не лишены творчества. Поскольку только такие люди смогут найти подход к любому ребенку и только талантливые личности смогут научить всему важному и нужному.
Поэтому не удивительно, что дети, которые выросли в семье педагогов, гордятся своими родителями. Их знает и любит весь город, к ним всегда обращаются за помощью, их считают вторыми родителями, и им всегда выражаю искреннюю благодарность за правильное воспитание и полученные знания.
Но такой труд очень тяжелый, поэтому не каждый ребенок захочет заниматься этим же делом. Да и существует множество профессий, которые являются более престижными и более прибыльными. Они могут привести к славе и достатку, поэтому иногда дети отказываются идти по стопам своих родителей, а выбирают для себя другой путь и на этом цепочка прерывается.
Однако здесь нельзя не заметить о важности преемственности поколений. Когда эта цепочка рвется, то связь между поколениями теряется. Родителям это неприятно видеть, поскольку дело всей их жизни заканчивается на них, на их деле, на которое они шли не ради наград, денег или какой-то другой выгоды. Они становились учителями, чтобы сделать этот мир немного лучше, чтобы донести до детей важные знания. И если их ребенок этого не понял, то, кажется, что и весь труд родителей был зря.
Собственно по этой причине так важна преемственность поколений. Она необходима для того, чтобы эта связь никогда не прерывалась. Ребенок должен унаследовать от родителей не только внешность или привычки, но и их профессию. Особенно, когда речь идет о такой благородной профессии, как педагог.
Часто так случается, что дети наследуют у своих родителей не только черты лица, характер и другие особенности, но еще и их профессию, поэтому можно увидеть целую династию архитекторов, врачей или учителей.
Молодым людям тяжело определиться с будущей профессией, по этой причине они часто обращаются за помощью к своим родителям. А некоторые уже практически с самого детства знают, кем они станут в будущем. И это желание с годами только возрастает. Особенно часто так происходит с учителями.
Несмотря на то, что поколения друг от друга отличаются, ведь с годами все же нравы изменяются, да и люди сами становятся другими. Все же есть то, что их объединяет – это общее дело. Но почему же так важно сохранить эту связь между поколениями.
Если ребенок родился в семье педагогов, для которых эта профессия была настоящим призванием, то, как правило, любовь к этому дело появляется и у их детей. Они сначала учат своих кукол, проводят с ними уроки. И уже с самого детства у них возникает желание кого-то учить. Конечно же, родителям нравится такая идея, поскольку они с удовольствием передают своим детям дело, над которым трудились практически всю жизнь. Им их работа приносит радость. Безусловно, она очень тяжелая и малооплачиваемая. Но для настоящего педагога не это главное. Они любят детей и верны своему делу. Им нравится видеть плоды своей работы. Когда их ученики поступают в хорошие вузы, находят достойную работу, а ведь в этом есть большая заслуга их педагогов, которые не дали им сойти с верного пути, которые научили их всем азам.
Быть учителем сложно, поэтому не каждый согласен на такую профессию, однако если это является семейной традицией, то тогда человек просто не может не пойти по стопам своих отцов, которые душу и сердце вложили в свою работу. Они помогут и поддержат в трудную минуту, а главное, они будут гордиться своим ребенком, который продолжил семейное дело и пошел по стопам своей родни.
Проблема отцов и детей (конфликт и преемственность поколений) существовала всегда и в настоящее время она остается актуальной.
Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель» , в «Скупом рыцаре» , в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.
Люди от своих родителей наследуют не только плохое, но и хорошее. Вспомним Петра Гринева. В его семье были высокие представления о чести и долге, поэтому его отец такое большое значение придавал словам: «Береги честь смолоду» . И как мы видим, для Гринева честь и долг — превыше всего. Он не соглашается присягнуть Пугачеву, не идет с ним на какие-нибудь компромиссы (отказывается дать обещание, что не будет воевать против восставших) , предпочитая смерть малейшему отступлению от велений совести и долга.
«Яблочко от яблоньки далеко не падает» — гласит старинная русская пословица. Действительно, каждое последующее поколение наследует от предыдущего не только материальные ценности, но и основные мировоззренческие и жизненные принципы. Когда принципы, выработанные «веком минувшим» , не принимаются «веком нынешним» , возникает конфликт поколений. Этот конфликт не всегда имеет возрастной характер. Иногда даже случается так, что представители двух разных поколений одинаково смотрят на жизнь. Вспомним Фамусова. Как восхищается он своим дядей Максимом Петровичем! Он полностью разделяет его взгляды, стремится подражать ему и постоянно ставит в пример молодежи, в частности Чацкому:
А дядя! Что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.. .
Разделяет взгляды старшего поколения и Софья. Ее отношение к Чацкому разве не показатель? Вспомним, как реагирует Фамусов на его речи, обличающие никчемность, пошлость и невежество светского общества: «Ах! боже мой! он карбона-ри!… Опасный человек! » Похожая реакция и у Софьи: «Не человек, змея» . Вполне понятно, почему она предпочла Молчалина, «бессловесного» и тихого, Чацкому, который «славно пересмеять умеет всех» .
Конфликт между поколениями имеет две стороны: нравственную и социальную. Социальные конфликты своего времени показали Грибоедов в «Горе от ума» и Тургенев в «Отцах и детях» . «Век минувший» не хочет признавать «век нынешний» , не хочет сдавать свои позиции, вставая на пути всего нового, на пути социальных преобразований. Конфликты Чацкого и Фамусова, Базарова и Павла Петровича имеют не только нравственный, но и социальный характер.
И надо отметить одну особенность этих столкновений: молодое поколение отличается от старого патриотичностью взглядов.
В повести Пушкина «Станционный смотритель» дочь главного героя Дуня убежала в Петербург с проезжим гусаром. Ее отец очень волновался за нее, за ее будущее. Он по-своему желал Дуне счастья. В этом случае конфликт между отцом и дочерью заключается в разном понимании счастья.
Деньги, как известно, пагубно влияют на душу человека. Под их воздействием меняются отношения между людьми, даже между родными. Жажда денег, стремление к наживе, скупость и постоянные опасения за свой капитал — все это вызывает оскудение души человека и потерю важнейших качеств: совести, чести, любви. Это ведет к непониманию в семье, к непрочности родственных уз. Это прекрасно показал Пушкин в «Скупом рыцаре» : деньги разъединили старого барона и его сына, встали на пути их сближения, разбив надежду на взаимопонимание и любовь.