Сочинение на тему прекрасная дама в лирике блока

12 вариантов

  1. Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, — “Стихи о Прекрасной Даме”. По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца. Весь цикл стихотворений связан общностью смысла. Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом – героиня отзывается ему.
    Действие разворачивается на фоне пейзажей русской природы средней полосы.
    Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…”, которое предваряется эпиграфом: “И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя”. (В. Соловьев.)
    В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого человека, романтика, который верит в существование идеального мира. Лирический герой Блока необычайно искренен. Его сердце пронизано настроением ожидания, сомнения в реальности идеала и в то же время верой в возможность полноты любви и счастья, в обновлении мира, стремлением к этому, желанием “отряхнуть” “тяжкий сон житейского сознанья”. Лирический герой чувствует конфликт между ожиданием идеала и страхом его разрушить в реальном мире. Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.
    В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:
    “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
    Все в облике одном предчувствую Тебя”.
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но, только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к той, которая “течет в ряду иных светил”.
    Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга; порою — милый;
    И вечно — раб.
    Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.
    Стихотворение “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла “Стихов о прекрасной Даме” в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:
    “На белом холодном снегу
    Он сердце свое убил.
    А думал, что с ней в лугу
    Средь белых лилий ходил”.
    Результатом нахождения лирического героя в окружении Прекрасной Дамы становится вместе с тем и драматическое колебание в реальности идеала, и преданность ясным юношеским упованиям на будущую безраздельность пристрастия, любви и счастья, на предстоящее обновление общества. Существование героя в обществе Прекрасной Дамы, его приверженность в любви к ней вынудили молодого рыцаря отречься от альтруистических влечений, победить собственную нелюдимость и разобщение с окружающей средой, навеяли жажду созидать добро, доставлять окружающим его людям благо.
    Абсолютно во всех произведениях сборника открывается необыкновенная одухотворенность лирического героя и самого поэта, изысканность души, постоянное желание увидеть истину бытия, достигнуть высших целей. И влюбленность выглядит как сила, обогащающая ощущение бытия, ее утрата оборачивается концом.

  2. Забудем дольний шум.
    Явись ко мне без гнева,
    Закатная, Таинственная Дева,
    И завтра и вчера огнем соедини.
    А. Блок
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней:
    Ворожбой полоненные дни
    Я лелею года,— не зови…
    Только скоро ль погаснут огни
    Заколдованной темной любви?
    Но вскоре “прозрение” наступает само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:
    Твое лицо мне так знакомо,
    Как будто ты жила со мной…
    …Я вижу тонкий профиль твой.
    Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:
    Ложится мгла на старые ступени…
    Я озарен — я жду твоих шагов…
    …Жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая “течет в ряду иных светил”.
    Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга; порою — милый;
    И вечно — раб.
    Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье:
    Верю в Солнце Завета,
    Вижу зори вдали.
    Жду вселенского света
    От весенней земли.
    Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть:
    За краткий сон, что нынче снится,
    А завтра нет,
    Готов и смерти покориться
    Младой поэт.
    Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.
    Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением:
    Предчувствую Тебя.
    Года проходят мимо —
    Все в облике одном предчувствую Тебя…
    Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.
    И желанного преображения, и мира, и “я” лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается “иной” — безликой, а не небесной.
    Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии “прошлого”:
    Когда замрут отчаянье и злоба,
    Нисходит сон. И крепко спим мы оба
    На разных полюсах земли…
    И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
    Каким он был до ночи злой и страстной,
    Каким являлся мне. Смотри:
    Все та же ты, какой цвела когда-то.
    Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой:
    Этот голос — он твой, и его непонятному звуку
    Жизнь и горе отдам,
    Хоть во сне твою прежнюю милую руку
    Прижимаю к губам…
    Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.
    Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

  3. Юлий Айхенвальд в книге «Силуэты русских писателей» назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских «Стихах о Прекрасной Даме», появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика. Незадолго до появления своей первой поэтической книги Блок писал Менделеевой: «Ты – моё солнце, моё небо, моё блаженство».
    Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности. Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал. Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей – сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей – поднебесную сферу, воплощающую красоту, гармонию и мудрость. Стремление к миру идей – это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.
    В пору увлечения философией Платона А.А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьёв предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времён античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьёв подчёркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.
    Для А.А. Блока была важна в философии Соловьёва именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.
    Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвящённые ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока «Сбылось пророчество моё…». Лирический герой этого текста, увидев её святилище, «весь исполнен торжества, … упоён великой тайной». В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то «стражником во храме», «хранящим огонь лампад», то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в её терем, то человеком, свершающим «в тёмном храме бедный обряд» в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несёт за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова «я жду», «мы ждём» и т.д. Например, в стихотворении «» поэт пишет:
    «Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –
    Всё в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
    И молча жду, – тоскуя и любя».
    Это же чувство выражено и в стихотворении «Я жду призыва, жду ответа», где есть строки: «Я жду – и трепет объемлет новый,
    Всё ярче небо, молчанье глуше…
    Ночную тайну нарушит слово…
    Помилуй, Боже, ночные души!»
    В реальной жизни герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придаёт смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстаёт не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей. Мир намёков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.
    Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении «Пляски осенние» (1905г). Прекрасная дама явлена в нём как женщина танцующая, и её пляска сопровождается «волнением», полыханием сразу трёх стихий: воды («ниспадают струи», «реющая влага», «всплески»), воздуха («в небеса уходит мольба», «легкокрылая младость») и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени («ткань золотая», «золотое кольцо»). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и её подруг, но и музыка сначала «золотой трубы», а потом и «звенящего голоса», и, в конце концов, «музыка влаги». В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.
    Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы «Двенадцать» «толстоморденькая» Катька.
    Итак, если ранние стихи А.А. Блока были не столько любовной лирикой, сколько «философией космизма», которая адресовалась не к конкретной женщине, а к женщине идеальной, божественной, то поздние стихи поэта обретают более реалистические очертания.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Забудем дольний шум.
    Явись ко мне без гнева,
    Закатная, Таинственная Дева,
    И завтра и вчера огнем соедини.
    А. Блок
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарак¬теризовать ранний период творчества Александра Блока, пре¬красного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка ока-залась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего «сверхреального», высшего «мира идей», мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали «острые мистические пережива-ния», «волнение беспокойное и неопределенное». И наивыс¬шим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем «Владычицы вселен¬ной» становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной «соловьиный сад», в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и пред¬стает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональ¬ны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажи¬гают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в «рай», герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, «ворожит» над ней:
    Ворожбой полоненные дни
    Я лелею года,— не зови…
    Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготво¬рит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращаю¬щихся фантазий героя. Он творит «Деву радужных ворот» только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:
    Твое лицо мне так знакомо,
    Как будто ты жила со мной…
    …Я вижу тонкий профиль твой.
    Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:
    Ложится мгла на старые ступени…
    Я озарен — я жду твоих шагов…
    …Жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Пре¬красной Дамы и героя, «я» — существа земного, устремлен¬ного душой в высь поднебесную, к Той, которая «течет в ряду иных светил».
    Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, не¬земной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга; порою — милый;
    И вечно — раб.
    Высокая любовь лирического героя — это любовь-прекло¬нение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на гря¬дущее счастье:
    Верю в Солнце Завета,
    Вижу зори вдали.
    Жду вселенского света
    От весенней земли.
    Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлес¬тывают его, он готов принять покорно даже смерть:
    За краткий сон, что нынче снится,
    А завтра нет,
    Готов и смерти покориться
    Младой поэт.
    Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе.
    Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, унич¬тожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их вос¬соединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее «нисхожде¬ние» в мир явится падением:
    Предчувствую Тебя.
    Года проходят мимо —
    Все в облике одном предчувствую Тебя…
    Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.
    И желанного преображения, и мира, и «я» лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказы¬вается «иной» — безликой, а не небесной.
    Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии «прошлого»:
    Когда замрут отчаянье и злоба,
    Нисходит сон. И крепко спим мы оба
    На разных полюсах земли…
    И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
    Каким он был до ночи злой и страстной,
    Каким являлся мне. Смотри:
    Все та же ты, какой цвела когда-то.
    Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Пре¬красной Дамой:
    Этот голос — он твой, и его непонятному звуку
    Жизнь и горе отдам,
    Хоть во сне твою прежнюю милую руку
    Прижимаю к губам…
    Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в ре¬альности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира.
    Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утончен¬ность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащаю¬щая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

  5. Забудем дольний шум.
    Явись ко мне без гнева,
    Закатная, Таинственная Дева,
    И завтра и вчера огнем соедини.
    А. Блок
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней:
    Ворожбой полоненные дни
    Я лелею года,— не зови…
    Только скоро ль погаснут огни
    Заколдованной темной любви?
    Но вскоре “прозрение” наступает само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:
    Твое лицо мне так знакомо,
    Как будто ты жила со мной…
    …Я вижу тонкий профиль твой.
    Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:
    Ложится мгла на старые ступени…
    Я озарен — я жду твоих шагов…
    …Жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая “течет в ряду иных светил”.
    Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга; порою — милый;
    И вечно — раб.
    Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье:
    Верю в Солнце Завета,
    Вижу зори вдали.
    Жду вселенского света
    От весенней земли.
    Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть:
    За краткий сон, что нынче снится,
    А завтра нет,
    Готов и смерти покориться
    Младой поэт.
    Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.
    Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением:
    Предчувствую Тебя.
    Года проходят мимо —
    Все в облике одном предчувствую Тебя…
    Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.
    И желанного преображения, и мира, и “я” лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается “иной” — безликой, а не небесной.
    Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии “прошлого”:
    Когда замрут отчаянье и злоба,
    Нисходит сон. И крепко спим мы оба
    На разных полюсах земли…
    И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
    Каким он был до ночи злой и страстной,
    Каким являлся мне. Смотри:
    Все та же ты, какой цвела когда-то.
    Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой:
    Этот голос — он твой, и его непонятному звуку
    Жизнь и горе отдам,
    Хоть во сне твою прежнюю милую руку
    Прижимаю к губам…
    Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.
    Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

  6. Забудем дольний
    шум.
    Явись ко мне
    без гнева,
    Закатная,
    Таинственная Дева,
    И завтра и
    вчера огнем соедини.
    А. Блок
    Лирика любви и
    природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так
    можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного
    поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической
    философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о
    двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и
    некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности,
    Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические
    переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением
    этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит
    некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем
    “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира
    жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир
    Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не
    значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот
    мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны,
    эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже
    золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг
    чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же
    великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не
    осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих
    страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ
    фантастической Девы, “ворожит” над ней: Ворожбой полоненные дни Я лелею года,—
    не зови…
    Только скоро ль
    погаснут огни Заколдованной темной любви? Но вскоре “прозрение” наступает само
    собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит
    ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он
    творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном
    образе сквозят и земные черты: Твое лицо мне так знакомо, Как будто ты жила со
    мной…
    …Я вижу
    тонкий профиль твой.
    Юноша мечтает о
    встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни: Ложится мгла на старые ступени…
    Я озарен — я
    жду твоих шагов…
    …Жду я
    Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.
    Он устремлен к
    ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует,
    все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения
    Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь
    поднебесную, к Той, которая “течет в ряду иных светил”.
    Царевна не
    просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей
    необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее,
    настолько, что становится рабом своих же чувств: Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга;
    порою — милый; И вечно — раб.
    Высокая любовь
    лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая
    надежда на грядущее счастье: Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали.
    Жду вселенского
    света От весенней земли.
    Лирический
    герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что
    переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть: За
    краткий сон, что нынче снится, А завтра нет, Готов и смерти покориться Младой
    поэт.
    Жизнь героя —
    поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве
    происходит его духовный рост, очищение.
    Но в то же
    время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна
    преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство
    Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их
    воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность,
    может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения
    Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир
    явится падением: Предчувствую Тебя.
    Года проходят
    мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя…
    Как ясен
    горизонт: и лучезарность близко.
    Но страшно мне:
    изменишь облик Ты.
    И желанного
    преображения, и мира, и “я” лирического героя не происходит. Воплотившись,
    Прекрасная Дама оказывается “иной” — безликой, а не небесной.
    Спустившись с
    небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в
    душе его еще поют мелодии “прошлого”: Когда замрут отчаянье и злоба, Нисходит
    сон. И крепко спим мы оба На разных полюсах земли…
    И вижу в снах
    твой образ, твой прекрасный, Каким он был до ночи злой и страстной, Каким
    являлся мне. Смотри: Все та же ты, какой цвела когда-то.
    Он оставляет за
    собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой: Этот голос — он твой, и его
    непонятному звуку Жизнь и горе отдам, Хоть во сне твою прежнюю милую руку
    Прижимаю к губам…
    Итогом
    пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и
    трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам
    на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Присутствие
    героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного
    рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и
    разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.
    Во всех
    стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического
    героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину
    существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая
    чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  7. Забудем дольний шум.
    Явись ко мне без гнева,
    Закатная, Таинственная Дева,
    И завтра и вчера огнем соедини.
    А. Блок
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней:
    Ворожбой полоненные дни
    Я лелею года,— не зови…
    Только скоро ль погаснут огни
    Заколдованной темной любви?
    Но вскоре “прозрение” наступает само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:
    Твое лицо мне так знакомо,
    Как будто ты жила со мной…
    …Я вижу тонкий профиль твой.
    Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:
    Ложится мгла на старые ступени…
    Я озарен — я жду твоих шагов…
    …Жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая “течет в ряду иных светил”.
    Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга; порою — милый;
    И вечно — раб.
    Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье:
    Верю в Солнце Завета,
    Вижу зори вдали.
    Жду вселенского света
    От весенней земли.
    Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть:
    За краткий сон, что нынче снится,
    А завтра нет,
    Готов и смерти покориться
    Младой поэт.
    Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.
    Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением:
    Предчувствую Тебя.
    Года проходят мимо —
    Все в облике одном предчувствую Тебя…
    Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.
    И желанного преображения, и мира, и “я” лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается “иной” — безликой, а не небесной.
    Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии “прошлого”:
    Когда замрут отчаянье и злоба,
    Нисходит сон. И крепко спим мы оба
    На разных полюсах земли…
    И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
    Каким он был до ночи злой и страстной,
    Каким являлся мне. Смотри:
    Все та же ты, какой цвела когда-то.
    Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой:
    Этот голос — он твой, и его непонятному звуку
    Жизнь и горе отдам,
    Хоть во сне твою прежнюю милую руку
    Прижимаю к губам…
    Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.
    Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.
    ?

  8. И завтра и вчера огнем соедини.
    А. Блок
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней:
    Ворожбой полоненные дни
    Я лелею года,— не зови…
    Только скоро ль погаснут огни
    Заколдованной темной любви?
    Но вскоре “прозрение” наступает само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:
    Твое лицо мне так знакомо,
    Как будто ты жила со мной…
    …Я вижу тонкий профиль твой.
    Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:
    Ложится мгла на старые ступени…
    Я озарен — я жду твоих шагов…
    …Жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая “течет в ряду иных светил”.
    Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга; порою — милый;
    И вечно — раб.
    Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье:
    Верю в Солнце Завета,
    Вижу зори вдали.
    Жду вселенского света
    От весенней земли.
    Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть:
    За краткий сон, что нынче снится,
    А завтра нет,
    Готов и смерти покориться
    Младой поэт.
    Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.
    Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением:
    Предчувствую Тебя.
    Года проходят мимо —
    Все в облике одном предчувствую Тебя…
    Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.
    И желанного преображения, и мира, и “я” лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается “иной” — безликой, а не небесной.
    Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии “прошлого”:
    Когда замрут отчаянье и злоба,
    Нисходит сон. И крепко спим мы оба
    На разных полюсах земли…
    И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
    Каким он был до ночи злой и страстной,
    Каким являлся мне. Смотри:
    Все та же ты, какой цвела когда-то.
    Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой:
    Этот голос — он твой, и его непонятному звуку
    Жизнь и горе отдам,
    Хоть во сне твою прежнюю милую руку
    Прижимаю к губам…
    Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.
    Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

  9. Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева, Закатная, Таинственная Дева, И завтра и вчера огнем соедини. А. Блок Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка ока-залась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего «сверхреального», высшего «мира идей», мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали «острые мистические пережива-ния», «волнение беспокойное и неопределенное». И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем «Владычицы вселенной» становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной «соловьиный сад», в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл.
    Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом. Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в «рай», герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще ‘туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика.
    Он хочет прояснить образ фантастической Девы, «ворожит» над ней: Ворожбой полоненные дни Я лелею года,— не зови… Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит «Деву радужных ворот» только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты: Твое лицо мне так знакомо, Как будто ты жила со мной… …Я вижу тонкий профиль твой.
    Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни: Ложится мгла на старые ступени… Я озарен — я жду твоих шагов… …Жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, «я» — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая «течет в ряду иных светил». Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств: Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб. Порой — слуга; порою — милый; И вечно — раб. Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье: Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали. Жду вселенского света От весенней земли.
    Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть: За краткий сон, что нынче снится, А завтра нет, Готов и смерти покориться Младой поэт. Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна.
    Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее «нисхождение» в мир явится падением: Предчувствую Тебя.
    Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя… Как ясен горизонт: и лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. И желанного преображения, и мира, и «я» лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается «иной» — безликой, а не небесной. Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии «прошлого»: Когда замрут отчаянье и злоба, Нисходит сон. И крепко спим мы оба На разных полюсах земли…
    И вижу в снах твой образ, твой прекрасный, Каким он был до ночи злой и страстной, Каким являлся мне. Смотри: Все та же ты, какой цвела когда-то. Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой: Этот голос — он твой, и его непонятному звуку Жизнь и горе отдам, Хоть во сне твою прежнюю милую руку Прижимаю к губам… Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей.
    А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

  10. Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, — “Стихи о Прекрасной Даме”. По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца. Весь цикл стихотворений связан общностью смысла. Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом – героиня отзывается ему.
    Действие разворачивается на фоне пейзажей русской природы средней полосы.
    Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…”, которое предваряется эпиграфом: “И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя”. (В. Соловьев.)
    В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого человека, романтика, который верит в существование идеального мира. Лирический герой Блока необычайно искренен. Его сердце пронизано настроением ожидания, сомнения в реальности идеала и в то же время верой в возможность полноты любви и счастья, в обновлении мира, стремлением к этому, желанием “отряхнуть” “тяжкий сон житейского сознанья”. Лирический герой чувствует конфликт между ожиданием идеала и страхом его разрушить в реальном мире. Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.
    В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:
    “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
    Все в облике одном предчувствую Тебя”.
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но, только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к той, которая “течет в ряду иных светил”.
    Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга; порою — милый;
    И вечно — раб.
    Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.
    Стихотворение “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла “Стихов о прекрасной Даме” в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:
    “На белом холодном снегу
    Он сердце свое убил.
    А думал, что с ней в лугу
    Средь белых лилий ходил”.
    Результатом нахождения лирического героя в окружении Прекрасной Дамы становится вместе с тем и драматическое колебание в реальности идеала, и преданность ясным юношеским упованиям на будущую безраздельность пристрастия, любви и счастья, на предстоящее обновление общества. Существование героя в обществе Прекрасной Дамы, его приверженность в любви к ней вынудили молодого рыцаря отречься от альтруистических влечений, победить собственную нелюдимость и разобщение с окружающей средой, навеяли жажду созидать добро, доставлять окружающим его людям благо.
    Абсолютно во всех произведениях сборника открывается необыкновенная одухотворенность лирического героя и самого поэта, изысканность души, постоянное желание увидеть истину бытия, достигнуть высших целей. И влюбленность выглядит как сила, обогащающая ощущение бытия, ее утрата оборачивается концом.
    < Предыдущая Следующая >

  11. Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, — “Стихи о Прекрасной Даме”. По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца. Весь цикл стихотворений связан общностью смысла. Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом – героиня отзывается ему.
    Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…”, которое предваряется эпиграфом: “И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя”. (В. Соловьев.)
    В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого человека, романтика, который верит в существование идеального мира. Лирический герой Блока необычайно искренен. Его сердце пронизано настроением ожидания, сомнения в реальности идеала и в то же время верой в возможность полноты любви и счастья, в обновлении мира, стремлением к этому, желанием “отряхнуть” “тяжкий сон житейского сознанья”. Лирический герой чувствует конфликт между ожиданием идеала и страхом его разрушить в реальном мире. Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.
    В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:
    “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
    Все в облике одном предчувствую Тебя”.
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но, только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к той, которая “течет в ряду иных светил”.
    Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой — слуга; порою — милый;
    И вечно — раб.
    Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.
    Стихотворение “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла “Стихов о прекрасной Даме” в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:
    “На белом холодном снегу
    Он сердце свое убил.
    А думал, что с ней в лугу
    Средь белых лилий ходил”.
    Результатом нахождения лирического героя в окружении Прекрасной Дамы становится вместе с тем и драматическое колебание в реальности идеала, и преданность ясным юношеским упованиям на будущую безраздельность пристрастия, любви и счастья, на предстоящее обновление общества. Существование героя в обществе Прекрасной Дамы, его приверженность в любви к ней вынудили молодого рыцаря отречься от альтруистических влечений, победить собственную нелюдимость и разобщение с окружающей средой, навеяли жажду созидать добро, доставлять окружающим его людям благо.
    Абсолютно во всех произведениях сборника открывается необыкновенная одухотворенность лирического героя и самого поэта, изысканность души, постоянное желание увидеть истину бытия, достигнуть высших целей. И влюбленность выглядит как сила, обогащающая ощущение бытия, ее утрата оборачивается концом.

  12. Забудем дольний шум.
    Явись ко мне без гнева,
    Закатная, Таинственная Дева,
    И завтра и вчера огнем соедини.
    А. Блок
    Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта «серебряного века». В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего «сверхреального», высшего «мира идей», мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали «острые мистические переживания», «волнение беспокойное и неопределенное». И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
    Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем «Владычицы вселенной» становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной «соловьиный сад», в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
    Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в «рай», герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, «ворожит» над ней:
    Ворожбой полоненные дни
    Я лелею года,— не зови…
    Только скоро ль погаснут огни
    Заколдованной темной любви?
    Но вскоре «прозрение» наступает само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит «Деву радужных ворот» только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:
    Твое лицо мне так знакомо,
    Как будто ты жила со мной…
    …Я вижу тонкий профиль твой.
    Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:
    Ложится мгла на старые ступени…
    Я озарен — я жду твоих шагов…
    …Жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, «я» — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая «течет в ряду иных светил».
    Царевна не просто объект почитания, уважения, молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
    Твоих страстей повержен силой,
    Под игом слаб.
    Порой —слуга; порою —милый;
    И вечно — раб.
    Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье:
    Верю в Солнце Завета,
    Вижу зори вдали.
    Жду вселенского света
    От весенней земли.
    Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть:
    За краткий сон, что нынче снится,
    А завтра нет,
    Готов и смерти покориться
    Младой поэт.
    Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.
    Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее «нисхождение» в мир явится падением:
    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
    Все в облике одном предчувствую Тебя…
    Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.
    И желанного преображения, и мира, и «я» лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается «иной» — безликой, а не небесной.
    Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии «прошлого»:
    Когда замрут отчаянье и злоба,
    Нисходит сон. И крепко спим мы оба
    На разных полюсах земли…
    И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
    Каким он был до ночи злой и страстной,
    Каким являлся мне. Смотри:
    Все та же ты, какой цвела когда-то.
    Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой:
    Этот голос — он твой, и его непонятному звуку
    Жизнь и горе отдам,
    Хоть во сне твою прежнюю милую руку
    Прижимаю к губам…
    Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.
    Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *