Сочинение на тему преступление и наказание раскольникова

13 вариантов

  1. Внешний вид

    Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

    Черты характера

    Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

    Идея Раскольникова

    Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

    Преступление и наказание героя

    В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

  2. Я себя убил, а не старушонку.
    Ф. Достоевский. Преступление и наказание
    Ф. М. Достоевский — замечательный писатель-психо­лог. На страницах романа «Преступление и наказание» перед нами раскрываются сложные человеческие характе­ры и конфликты, разворачивается мучительная борьба ге­роя с самим собой и внешними условиями.
    Раскольников, главный герой романа, всего лишь бед­ный студент, живущий в каморке, которая больше похожа не на комнату, а на шкаф, гроб, настолько она убога. Но и за это жилище нечем платить, не говоря уже о дальней­шем обучении в университете.
    «Изуродованный нищетой» и, несправедливостью, Рас­кольников постоянно размышляет над своей жизнью. Он умен, и его постоянно мучают вопросы вечного характера: почему одни, добрые, умные, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, подлые, нич­тожные, глупые, живут в довольстве и роскоши? Как это изменить?
    В ходе своих размышлений молодой человек приходит к выводу, что все человечество делится на две категории: обыкновенных людей, или «тварей дрожащих», и на сверх­людей, которым все дозволено, которые, двигаясь к цели, не выбирают средства, готовы даже пойти на преступление, как, например, Наполеон. Причислив себя ко второй кате­гории, Родион Раскольников решает убить старуху-про­центщицу — «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную ста­рушонку», а взяв ее деньги, помочь любимым матери и сестре, заплатить за учебу, помочь бедным и вообще загла­дить свое «крохотное преступленьице» множеством доб­рых дел.
    Герой романа идет на это преступление, убивая не толь­ко старуху, но и ее несчастную сестру Лизавету — случай­ную свидетельницу преступления. И, как Раскольников после признается Соне, его мотивы были совсем не так благородны, как он пытался показать вначале: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем чело­вечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… вошь я, как все, или человек?»
    Ошибочность теории Раскольникова мы понимаем очень скоро, поскольку наказание за преступление начи­нается сразу же. Вернувшись домой, главный герой на несколько дней впадает в беспамятство, а придя в себя, обнаруживает, что уже не может жить по-прежнему. Он чувствует, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех». Пролитая кровь отгородила его от остальных людей. Стремясь помочь матери и сестре, он шел на преступление, а теперь ему трудно с ними разговаривать, страшно смотреть им в глаза. «Мертвенный холод» в душе становится для Раскольникова страшной распла­той за убийство.
    Словно в кривом зеркале, предстает перед Раскольниковым его идеал «сильной личности» — Свидригайлов, который уже давно освободился от угрызений совести и искренне уверен, что ему позволено все: насилие, убийство, разврат. Циник и эгоист, он освободил себя от решения нравственных вопросов «человека и гражданина», и поэто­му от всей души наслаждается дарованной себе самим собою же вседозволенностью. Однако страшное падение этого человека заканчивается тем, чего он боялся больше всего на свете — смертью.
    Раскольников же, испытывая нечеловеческие страдания и муки совести, остается человеком, и в этом ему очень сильно помогает Соня, которая является для героя вопло­щением бесконечных нравственных мук. Раскольников сознается в своем преступлении и его ссылают на катор­гу. Соня едет за ним.
    Страдания, перенесенные Раскольниковым в далекой Сибири, становятся для него очищающими, поскольку глав­ный — внутренний, духовный — суд он уже совершил над собой сам. Но окончательно Раскольников освободился от пут своей теории только тогда, когда полюбил другого че­ловека, готового разделять его печали, радости, муки и торжество: «они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». И мы понимаем, что своим состраданием и любовью Соня спасла сильного, умного, но заблудившегося человека.
    Создав и разрушив на страницах романа теорию «силь­ной» личности, Достоевский провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая, в свою очередь, дол­жна следовать в своей жизни закону своей совести — нрав­ственному закону.

  3. Для него совершенно ясно, что разрешением этой альтернати­вы может быть только преступление, ведь право убивать никем не дается; человек может взять это право сам, совершив убийство.
    Позже, излагая собственные взгляды следователю Порфирию Петровичу и единственному другу Разумихину, Раскольников ут­верждает, что «необыкновенная» личность имеет право на «кровь по совести». Герой считает, что можно перешагнуть через жизнь человека, если она мешает осуществлению идеи. Следовательно, эта «необыкновенная» личность, подобно Господу Богу, решает, кому жить и кому не жить. И эта сторона теории героя является преступной.
    Наказанием для героя является само совершение убийства. Что­бы убедиться в этом, достаточно вспомнить состояние героя в этот момент — ужас, отвращение к себе испытывает он. У него «немеют и деревенеют руки», кружится голова.
    С момента, когда Раскольников возвращается из квартиры уби­тых им женщин, начинается новая полоса его внутреннего бытия. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми: такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску чувствует он. Достоевский прямо указывает на совершившуюся метаморфозу: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и от­чуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Теперь Расколь­ников не может жить по-старому. Новые думы, страхи, боли терза­ют его. Преступить закон жизни — значит, выключить себя из тече­ния жизни. Вот главный итог отчуждения. Содеянное стало непре­одолимой преградой между Раскольниковым и окружающими. Он понимает, что преступление сломило его как личность. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — таков итог пре­ступления героя.
    Автор «Преступления и наказания» с редкой смелостью вскрыл внутренние закономерности преступного сознания. Роман предо­стерегает: преступление — это гибель души, полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в который можно лишь си­лой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.[/sms]

  4. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые продолжаются и по сей день. Произведение увидело свет в годы глубочайших общественных противоречий, вызванных незавершенностью либеральных реформ, резкой ломкой старого образа жизни, падением нравственности и морали.
    Главный герой романа — Родион Раскольников — бедный студент Петербургского университета. В уме Раскольникова рождается идея деления людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”. “Необыкновенные” люди, считает Раскольников, — это великие личности, творцы истории, которые не останавливаются ни перед чем ради идеи. Достоевский оказывается пророком, так как теория Раскольникова во многом перекликается с теорией богочеловека Ницше, возникшей уже на рубеже столетий. Следовательно, мы уже не имеем права назвать Раскольникова психически больным человеком, и идея его не случайна, а закономерна и соответствует веяниям времени.
    Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут родиться только в “нездоровом” обществе. В романе сама среда, образ жизни людей становятся причиной рождения этой ужасной теории. Петербург сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате, пошлости, среда неумолимо затягивает людей, делает их либо бесчеловечно жестокими, либо совершенно бессильными, в любой момент готовыми совершить самоубийство.
    Одержимый страшной идеей, Раскольников решает проверить свою теорию на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи-процентщицы. Однако Раскольников не учитывает тот факт, что у каждого человека есть душа, нравственный стержень, моральные устои, которые в любой момент могут “восстать” против рассудочных выводов и решений. В начале романа “живую”, искреннюю, сопротивляющуюся злу душу Раскольникова подавляет холодный, одержимый идеей разум, но в конце его духовное начало снова “одерживает победу”.
    Переступив черту, герой восстает против себя. Совершив преступление, он нарушает связь между собой и окружающими людьми. Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его. Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь.
    Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души. Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди.
    Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа — Сонечке Мармеладовой. Именно вера помогает девушке выжить в ужасных условиях. Жертвуя собой, она спасает от голодной смерти свою семью, идет на панель, забыв о стыде. По-моему, Сонечка — это идеальная героиня романа, воплотившая в себе любовь ко всему человечеству, она — символ величайшего страдания, глубочайшей веры и истинной непорочности.
    Раскольников ищет в Сонечке союзницу по преступлению, а она в нем — союзника по наказанию. Только Сонечка по-настоящему понимает Раскольникова, помогает ему разобраться в себе и в окружающих, только ей он рассказывает о своем страшном поступке. Можно даже сказать, что именно Сонечка спасает Раскольникова, убедив его признаться в содеянном. Ведь юридическое наказание — это только формальность. Гораздо глубже и сильнее душевные муки человека, совершившего преступление. В этом-то и состоит трагедия Раскольникова, его наказание.
    Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова. Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни.
    Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм. Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества.

  5. Преступление и наказание Родиона Раскольникова

    Центральным героем романа Ф М. Достоевского “Преступление и наказание” является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.
    Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.
    Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.
    Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько “задавлен бедностью”, что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. “Я и сам жить хочу”, &#151 говорит он.
    Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из “Пиковой дамы” Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.
    Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!” Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.
    Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.
    Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. “Обыкновенные люди &#151 это те, которые живут в послушании, это “твари дрожащие”, которые обязаны быть послушными и достойными презрения. “Необыкновенные” люди &#151 разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит &#151 перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание “тварей дрожащих” Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.
    Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: “Мне надо было узнать тогда… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?”. Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: “Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал…”
    Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?
    Итак, герой совершил убийство “по теории”. И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.
    Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”.
    Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: “Сохрани тебя Бог!” Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.
    Герой вспоминает совет Сони: “Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!” И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит “раз навсегда”.
    Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

    Ф. М. Достоевский

    Теория Раскольникова и ее крушение. Сочинение
    Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Сочинение
    По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Материалы к сочинению
    Смысл названия романа “Преступление и наказание”. Сочинение
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова. Сочинение
    Петербург Достоевского. Сочинение
    Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского. Сочинение

  6. Родион Романович сбегает от всего мира для того, чтобы остаться наедине со своими мыслями и довести до совершенствования теорию о сверхчеловеке, который имеет право на убийство. Он решает на себе испробовать теорию. Жертвой становится обычная старушка, но Родион Романович считает ее никчемной и вредной.
    Почему же Раскольников решается на такой отчаянный шаг? Нищета и несправедливость, которые его окружают. Юноша отдаляется от всех, старается избежать общения со своим другом Разумихиным, и даже с матерью и сестрой. Единственной собеседницей становится Соня, которая тоже не безгрешна. Только с ней он может поделится своими мыслями.
    Соня уговаривает Родиона Романовича покаяться, чтобы облегчить душу. Юноша рад, что его теория разнесена в щепки. Своими страданиями он доказывает, что нормальный, здравомыслящий человек не сможет безнаказанно убить, что в жизни не так все просто, как в теории. Раскольников убивает и свидетельницу — сестру старушки. Мучаясь от содеянного, Родион Романович признается во всем следователю, а так же раскаивается на площади.
    Героя возвращает к жизни та самая Соня, которая все время окружает его своим вниманием и душевной заботой. Он мучает девушку. Но уже скоро Родион Раскольников искупит страдания Сони своей любовью.

  7. В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Что заставило Раскольникова совершить убийства, каковы мотивы преступления? Читая роман, мы шаг за шагом следим за тем, как и почему созревает идея убийства, но и в конце романа не получаем простого, односложного ответа. В основе романа лежит психологическая и фило­софская тайна.
    Своего героя Достоевский наделил прекрасными чело­веческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок, строен». В его поступках, высказывани­ях, переживаниях мы видим высокое чувство человечес­кого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низ­ких черт. Лучшие герои романа Разумихин, Соня, Дуня любят Родиона, восхищаются им, его преступление рож­дает в них боль и недоумение. И вот такой человек совер­шает чудовищное преступление. Как, почему это могло случиться?
    Нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения. Он перестает посещать универси­тет, потому что нечем платить за обучение. Ему приходит­ся избегать хозяйку, так как накопился долг за комнату. В довершение ко всему он узнает, что его любимая сес­тра Дуня, чтобы помочь брату, собирается выйти замуж за развратного Лужина. «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» — восклицает Рас­кольников, отказываясь принять жертву сестры. Перед его глазами постоянно встают картины нищеты и униже­ния. То он выслушивает исповедь Мармеладова, то сам видит то, о чем рассказывает Мармеладов, то встречается с бедной обманутой девочкой, то, проходя по окраинам
    Петербурга, сталкивается с теми, кто пытается совершить самоубийство. Все страдания человеческие проходят через его сердце, поэтому психика героя надломлена, отличает­ся болезненностью, а сознание его постоянно раздваива­ется. В душе героя поднимается протест, «бунт» против несправедливых условий.
    Но «бунт» Раскольникова не согласуется с человечес­кой моралью. Не зная, как выйти из своего трудного по­ложения, он замышляет убийство старухи-процентщицы. Ему кажется, что, убив никому не нужную, жадную ста­рушонку, он выступает в защиту попранной справедли­вости, проверяет свою силу в борьбе за благородные цели. Поэтому он решается на преступление. Но никакая, даже самая светлая, идея не стоит человеческой жизни.
    Но есть еще другая причина, толкнувшая героя на преступление. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид. Родион Расколь­ников пишет статью, в которой высказывает мысль, что люди делятся на два разряда: на «материал» и на «не­обыкновенных» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Последних очень мало, и они имеют пра­во властвовать над людьми, они могут переступить закон. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Они не останавлива­ются ни перед преступлением, ни перед великой кровью, чтобы совершить задуманное. По его мнению, это вечный закон: «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властен». Раскольников считает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как он убеж­ден, что воля и разум сильной личности могут осчастли­вить толпу. Он убежден в непогрешимости своей теории, считает, что она открывает выход из всех жизненных ту­пиков. Не зная, с чего начать действовать, Раскольников решил проверить себя, к какому разряду людей он при­надлежит: «тварь ли я дрожащая или право имею». Все доброе, чистое, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают «некоторые случайности», и он решается совершить убийство.

  8. «Преступление и наказание» — один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека.
    Герой романа — Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм, мрачен и мнителен. Этот человек живет как бы отдельно от мира: ничем не интересуется из того, чем интересуются окружающие его люди. В то же время он горделив, даже надменен: «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».
    Но это только одна сторона личности Раскольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». И это верно. Ведь Раскольников еще добрый, любящий, великодушный и отзывчивый человек. Он любит мать, сестру, детей. Одно время Раскольников даже подумывал о женитьбе, движимый необычным чувством. «Она больная такая девочка была… совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала… Дурнушка такая… собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная. Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…» — вспоминает Раскольников. В этом раздумье героя проявляется еще одна черта его характера, незамеченная ранее: он хочет делать добро людям. Этим же желанием он руководствуется и в доме Мармеладовых, когда отдает этой семье последние свои деньги.
    И еще одна черта, без которой портрет героя был бы неполным — он умен, даже, можно сказать, талантлив. Будучи еще студентом, он написал статью на философскую тему, напечатанную и замеченную. В статье Раскольников излагает свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель душ, способный решать судьбы других, — вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: правители, которые для достижения своей цели имеют право совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
    Что же толкнуло Раскольникова на преступление? Несколько причин, одна из которых социальная. Раскольников — обедневший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни доходов. Он приехал в Петербург учиться в университете, чтобы по окончании учебы добиться положения в обществе. Учиться ему приходится на те гроши, которые выделяет ему мать из своей скудной пенсии, да на собственные заработки от случайных уроков. Но даже окончание университета не гарантирует ему полного благополучия. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещи, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обеда». Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами. Он совершенно пообносился, ему даже на улицу не было в чем выйти, поэтому нельзя было рассчитывать и на уроки. Но страдал не один Раскольников. В таком же или почти в таком положении были его мать и сестра.,Чтобы поддержать горячо любящего брата, сестра Дуня поступила гувернанткой в семью Свидри- гайлова. Свидригайлов покусился на честь и невинность Дуни, и она вынуждена была оставить место. В безвыходном положение Дуня соглашается на брак с Лужиным и тем самым приносит себя в жертву ради брата. И тогда в голове Раскольникова зреет план. Надо убрать все недостойное и ненужное, чтобы можно было жить тем, кто на это «право имеет». Ради тех, кого любишь, надо «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, светлых мыслей и начинается преступление Раскольникова.
    Но не только ради родных старается Раскольников. По мнению Раскольникова, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести». Можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Убив старушонку, он заодно узнает, кто же такой Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»?
    В сущности, когда Раскольников случайно услышал разговор студента и офицера о том, что неплохо бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, мысль эта уже была в голове Раскольникова, она просто обрела плоть, материализовалась. Теперь эта мысль настолько захватила всего Раскольникова, что даже движет его поступками. «…Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, возвратился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем лишнее идти». Там, на Сенной, Раскольников слышит разговор сестры старухи Лизаветы с мещанином, из которой точно узнает, что на следующий день старуха «ровно в семь часов вечера останется дома одна». Теперь уже он ни о чем ином не мог думать. Его захватила идея.
    Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное — наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх. Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», — шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает. Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Порфирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею. Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.
    Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной. Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление — убить Лизавету. А Лизавета — одна из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.
    Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается…» Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу. Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей. Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».
    Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением. Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом. Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

  9. Роман «Преступление и наказание» был написан в трудный для России период — разрушения устарев­ших патриархальных устоев и формирования ново­го — буржуазного общества, ставящего превыше все­го власть денег, капитала, обесценивая тем самым ду­ховные идеалы человечества. И совершенно естественным является то, что в связи с засильем ци­низма и равнодушия остро встала проблема трагедии человеческой личности, потерявшей нравственные ориентиры. «Куда идти? Что делать? Каких держать­ся руководящих истин? » — с горечью вопрошал Сал­тыков-Щедрин. И вопросы эти лейтмотивом проходи­ли через жизнь каждого человека.
    Не осталась безучастной и прогрессивная литера­тура. Толстой, Тургенев, Некрасов и многие другие русские писатели и поэты поднимали в своем творче­стве вопросы, связанные с тяжелым положением рус­ского народа, с одиночеством отдельно взятой лично­сти, с попытками современников обрести свое место в этом мире. Одним из самых значительных произведе­ний того времени стал роман Ф. М. Достоевского. Великий писатель раскрыл образ, вполне типичный для своей эпохи — образ человека, пытающегося осмыс­лить свою роль в обществе и, как следствие, одержи­мого идеей. Ведь, как правило, любые смутные време­на, разрушающие вековые устои, способствующие распаду духовных ценностей, порождают массу со­мнительных, а порой и абсурдных идей или теорий, овладевающих молодыми, неокрепшими умами.
    Уже на первых страницах романа мы видим моло­дого человека, порабощенного одной из таких полубе­зумных идей, допускающей «кровь по совести», убий­ство одного «никчемного» существа ради благополу­чия многих других — «лучших». А разве не на этом построена вся мировая история? Ведь любое разви­тие, всякий прогресс подразумевает возвеличивание одних ценой страдания других. Если исходить из это­го, все человечество можно разделить на две катего­рии: «сильные мира сего» — люди, чьи средства дале­ки от нравственных норм, но оправданы конечной це­лью — утверждением величия собственной личности. И другие — «твари дрожащие», те самые «никчем­ные», по мнению Раскольникова, люди, которые и предназначены только для того, чтобы быть прине­сенными в жертву великим особам.
    Именно этот вопрос рассматривает Раскольников в своей, написанной шестью месяцами раньше, статье «О преступлении», где кроме того рассматривает «пси­хологическое состояние преступника в продолжении всего хода преступления». И вполне закономерно то, что идея принадлежности к той или иной категории людей захватывает молодого человека, который зада­ется вопросом: «… вошь ли я, как все, или человек?».
    Поглощенный бесчеловечной идеей, как в бреду ме­чется он по грязным улицам душного Петербурга, на­блюдая безрадостные картины человеческого бытия, лишь усугубляющие напряженность его сознания.
    Мы почти ничего не знаем о том долгом мыслитель­ном процессе, в результате которого за месяц лежа­ния «в углу», в каморке, похожей на гроб, родилась его идея. Непонятно нам сначала и что это за «ужас­ный, дикий, фантастический вопрос» волнует героя. Лишь после совершившегося убийства раскрывается перед нами идея Раскольникова во всем ее ужасе и во всем величии.
    Ошибочность идеи понимается очень скоро, ведь расплата за содеянное начинается сразу. После не­скольких дней беспамятства Раскольников понима­ет, что уже не может жить по-прежнему. Он словно «ножницами отрезал себя от всего и всех». Эта отчуж­денность угнетает живую натуру героя, душа его стре­мится к людям в надежде обрести утраченное равно­весие.
    Усугубляет душевный разлад Раскольникова и встреча с реальным прообразом его идеала «сильного мира сего» — Свидригайловым. Не испытывая муки совести, будучи вполне уверенным в допустимости своих деяний, узаконивший для себя разврат, убийст­во, насилие, этот человек упивается вседозволенно­стью. Но и его ждет суровое наказание, заканчиваю­щееся самоубийством.
    Нравственные страдания помогает разделить Раскольникову не менее несчастная, но обладающая без­граничной духовной силой, Сонечка Мармеладова. Именно перед ней, мучимый раскаянием, герой рас­крывает свою душу. Именно Соне — авторскому во­площению бесконечных нравственных мук и чисто­ты, суждено направить Раскольникова на путь обнов­ления. Именно Сонечка выступает носителем великой идеи Достоевского о том, что братское едине­ние между истинно верующими людьми спасет мир, и основа этого единения лежит в глубинах народной России.
    Именно Соня и любовь к ней Раскольникова спо­собствуют очищению его души. Страдания, выпав­шие на его долю на каторге, искреннее раскаяние раз­рушают остатки бесчеловечной теории. И как проро­чество звучат слова Достоевского: «Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и вели­кодушно».

  10. (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год Вопросы, поставленные в романе, затрагивают социальные, этические и философские проблемы, которые всегда волновали писателя. Это, прежде всего, вопрос о том, имеет ли человек право на бунт против существующего порядка вещей в стране, право на коренное изменение действительности.
    С первых страниц романа мы знакомимся с главным героем — Родионом Раскольниковым. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темнорус, роста выше среднего, тонок, строен», но «до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Мы узнаем, что Родион Раскольников сын мещанина, выросший в бедной провинциальной семье. После смерти отца семья оказалась в чрезвычайно бедственном положении. Нужда заставляет сестру Родиона, Дуню, работать гувернанткой, а сам он существует на скромные деньги, присылаемые матерью, и дает частные уроки. Но средств катастрофически не хватает, и Родиону приходится оставить учебу в университете. Раскольников высокомерен (например, из-за сознания собственного превосходства, он чуждался других студентов и не имел товарищей во время учебы. Фамилия героя отражает начало отрицания или раскола. Родион «раскалывает» общество на богатых и нищих, на рабов и власть имущих. Но, с другой стороны, от природы Родион наделен интеллектом, он чуток к людским страданиям, раним и великодушен. Скитаясь по городу, он видит сцены отчаяния, унижения, муки тех, кто раздавлен безденежьем и окружающей действительностью, и они глубоко ранят его.
    Потрясенный каждодневными оскорблениями, которым подвергаются раздавленные жизнью люди, он испытывает ужас при мысли, что он тоже обречен навсегда остаться среди «униженных и оскорбленных», быть «тварью дрожащей» в общем муравейнике. Он не верит в возможность коренного переустройства жизни и потому решает, что должен любой ценой прорваться к тем, кто имеет право на свободу действий и власть, главное — «власть! Надо всей дрожащей тварью и над всем муравейником!»
    Раскольников остро воспринимает и страдания людей. И в его воспаленном мозгу рождается идея. Он хочет проверить, можно ли одному человеку убить другого, жалкого и ничтожного, чтобы обеспечить лучшую жизнь тем, кто достоин счастья? Может ли человек пролить «кровь по совести», встать «над всем муравейником». И решает, что да! Он пытается усыпить собственную совесть, Уговорить себя самого, что ему не в чем раскаиваться, даже после содеянного. Герой убеждает себя, что убийство никчемной, злой вредной старухи-процентщицы не является преступлением, потоку что награбленное поможет избежать его сестре ненавистного
    замужества, на которое она решилась, чтобы помочь Родиону. Но все оказывается не так просто. Под влиянием живых впечатлений и человеческих чувств Родион начинает осознавать порочность своей концепции. Он понимает, что физически он убил старуху, а духовно — себя. Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность подлинной человечности с истинной совестливостью. У человека нельзя отнимать право быть человеком и жить по-человечески. Страшнее всего — вседозволенность, когда человеку все разрешено, это ведет к аморальности и распаду всех человеческих связей. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми — это не свобода.
    В романе утверждается, что осуществлять свои притязания за счет ущемления интересов других людей безнравственно, как безнравственно и бесчеловечно противопоставление своего счастья всеобщему, потому что за преступления одного расплачиваются другие. Бесчеловечно еще и потому, что преступление ведет к разрушению личности самого «переступившего». Само преступление не занимает значительного места в структуре романа. Центральной темой романа становится наказание за содеянное. Получается, что наказание началось гораздо раньше самого преступления. Уже тогда, готовя себя к «пробе», Раскольников встал на преступный путь. Одной из форм наказания стали муки проснувшейся совести и нравственные терзания, когда он убедился, что не обладает качествами наполеоновской натуры. Его преступление и угроза разоблачения становятся для него настоящим наваждением. Родиона преследуют смех старухи, ночные кошмары, цепь случайностей. А преследование закона в лице Порфирия Петровича окружает героя железным «психологическим» кольцом, стремится захлопнуть ловушку, оказывается самым мучительным испытанием.
    Порфирий Петрович — опытный следователь, вдумчивый и проницательный. Еще до первого вызова подсудимого он постарался найти и прочитать статью Раскольникова, посвященную «Наполеонам» и «тварям дрожащим». Он нашел в теории Родиона и фантастические нелепости, и искренность, и юную гордость, и энтузиазм, близкий к фанатизму. Этот следователь обладает тонкой интуицией, смелостью, он образован, терпелив, хитер и расчетлив. Он глубоко проникает в характер мышления собеседника, кроме того, Порфирий Петрович даже несколько сочувствует Родиону. Он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться, искупить свою вину. Но при всем этом, следователь не выпускает преступника из рук, заставляет его чувствовать себя затравленным и загнанным в угол. Его метод воздействия на подследственного заключается в том, чтобы психологически чувствовать его и в нужный момент уметь попасть в яблочко, окончательно сокрушив «противника». Допросы превратились для Раскольникова в настоящую пытку. Еще позже формой юридического наказания Раскольникова станет каторга.
    Достоевский опровергает идею Раскольникова о его праве на преступление. Раскольников рассчитывал, убив старуху-процентщицу, облегчить свое положение, вытащить родных из нищеты, избавить Дуню от ненавистного замужества. А вместо этого обрек себя на бесконечные страдания, заставил терзаться Дуню, довел до смерти мать. Он хотел доказать себе, что занимает место среди «Наполеонов», но убедился, что он и есть «тварь дрожащая». Достоевский заставляет своего героя осознать, что его поступок аморален. Ведь он перешагнул не только через законы, но и через нормы нравственности, а теория несостоятельна.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *