Сочинение на тему преступление и наказание с планом

11 вариантов

  1. «Преступление и наказание» – один из самых известных романов Ф.М. Достоевского. С первых страниц события переносят нас в один из бедных кварталов Петербурга 1860-х годов. Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, который по идейным соображениям бросил университет. Родион обладает привлекательной внешностью, но живет в полной нищете в комнатке, которую сам автор называет «клетушечка», на чердаке. Жизненные обстоятельства вынуждают его заложить старухе – ростовщице последнюю, хоть сколько-нибудь ценную вещь. Наполненный ненавистью к несправедливости устройства бытия, герой решает совершить самый страшный грех – убить ростовщицу.
    Встреча с опустившимся чиновником Мармеладовым, который рассказывает Раскольникову о горемычной судьбе своей дочери Сони, бедняжку мачеха вынудила заниматься проституцией, чтобы прокормить семью. Полученное письмо из дома, где мать написала ему об унижениях, выпавших на долю сестры Дуни от помещика Свидригайлова. Два последних события прочно укрепили мысль в голове молодого человека – убить ненавистную старуху. Раскольников видит себя избавителем – ведь он собирается на деньги старухи помочь обездоленным девушкам и юношам, прозябающим в нищете.
    Преодолев личное отвращение к насилию, Раскольников расправляется с ростовщицей, кроме нее он убивает и ее ни в чем неповинную сестру Лизавету. Прихваченные старушечьи богатства он прячет в первом удобном месте.
    После совершенного преступления главный герой переживает глубокие душевные страдания, от которых вскоре заболевает. Впоследствии, он узнает, что за его преступление наказание получил ни в чем не повинный Миколка. Раскольников остро реагирует на разговоры об убийстве и его реакция не остается незамеченной.
    Впоследствии герой пытается оправдать свое деяние, и тем самым найти душевный покой, но сам с этим справиться не в состоянии. Единственной отрадой для героя в это время становится Соня Мармеладова, которая и выводит его на свет и указывает на путь искупления и раскаяния.
    Чтобы избавиться от душевных мук и переживаний, Родион Раскольников все же сдается с повинной в полиции. За свое преступление он будет сослан в Сибирь. Самоотверженная Соня и здесь не оставляет главного героя и следует за ним. Они ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

  2. Согласно этой теории сверхчеловек стоит выше законов и моральных принципов, он имеет право на убийство во имя великой цели и всеобщего блага. Таким образом, Раскольников разделил людей на «сильных» и «тварей дрожащих».
    Все действие романа происходит в Петербурге. Город по замыслу самого автора становится не просто декорацией для разворачивающейся драмы, но и, своего рода, соучастником преступления. Этот душный каменный город с тесными грязными улочками давит на человека, ломает его, рождая в его мозгу мысли о смерти – чужой либо своей. Даже присутствие каналов и рек не дает ощущения близости природы, все здесь кажется искусственным. О пагубном влиянии Петербурга говорит также большое количество самоубийств.
    Раскольников, желая доказать состоятельность своей теории, прежде всего самому себе, решается на убийство. В качестве жертвы он выбирает неприятную особу – старуху процентщицу. Герой уверен, что делает одолжение миру, избавляя его от «вши». Но он не учел того, что переступая законы природы, он навсегда отрезает себя от общества. Кроме старухи, случайно погибает ее беременная сестра. Так Раскольников навсегда ставит на себе клеймо убийцы.
    Этот поступок не дает ему спокойно жить. Раскольников всего боится, сторонится людей, отгораживается от них. Пока под влиянием Сони не признается в содеянном. Он, не чувствуя раскаяния, отправляется на каторгу и уже там видит сон, где под влиянием его теории вымирает все человечество. Это полностью меняет его взгляд.
    Достоевский хотел показать мучения убийцы, его душевные терзания после содеянного. Он красочно изобразил зарождение страшной мысли в голове у человека и к чему она привела. Основную идею романа несложно уловить – нет ничего дороже человеческой жизни.

  3. Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.
    1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
    (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
    II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
    а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
    б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
    в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
    2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
    а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
    б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
    III.  Мир насилия и грабителей в романе:
    а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
    б) мир Лужина и Свидригайлова.
    IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества – единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем  самом.
    2. Теория идеи Раскольникова и её крах
    I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
    II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
    1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
    а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
    б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
    2. Наказание Раскольникова за преступление
    а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
    б) смерть матери;
    в) всенародное осмеяние и осуждение;
    г) каторга – юридическое наказание и очистительное страдание.
    3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
    а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
    в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
    г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
    III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
    3. Сочинение-рассуждение
    «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»
    (Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)
    4. Сочинение-рассуждение
    «На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»
    5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    I. Образ Сони  как необходимый противовес Раскольникову и его теории.
    II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».
    Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
    – относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
    – неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);
    – решение пожертвовать собой во имя семьи.
    2. Характер героини:
    – жертвенность;
    – высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
    – религиозность;
    – чуткость, доброта;
    – беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
    3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:
    – сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став  проституткой, – саму себя;
    – несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
    – контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;
    – героиня Сони – это судья и спасение Раскольникова.
    4. Отношение других персонажей – признание высокой нравственности героини, которая выражается:
    – в поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
    – в стремлении опорочить  ее перед героем (Лужин);
    – в стремлении помочь (Свидригайлов).
    5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:
    – идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)
    – единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;
    – любовь к Соне – возрождение героя по законам Евангелия.
    III.  Героиня Сони – любимый  идеал Достоевского, рупор его идей  о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.

  4. “Бедные люди” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    “Корень злых дел – в дурных мыслях”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. – Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”.)
    “Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    “Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Боль о человеке» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя …» (М.М.Бахтин) (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»)
    «Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Корень злых дел в дурных мыслях» (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Кто много посмеет, тот и прав»
    «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» или «Идиот»)
    «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» или «Идиот»)
    «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    «Маленький человек» на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
    «Правда» Сони Мармеладовой (по «Преступлению и наказанию» Достоевского)
    «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Преступление и наказание» – социально-психологический роман
    «Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Униженные и оскорбленные» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
    «Я хотел сделаться Наполеоном, оттого и убил…»
    Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского
    Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание»
    Авторская позиция в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и способы ее выявления.
    Авторское отношение к главному герою романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ отрывка из романа Достоевского «Преступление и наказание» (Сон Раскольникова на каторге).
    Анализ сна Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ сцены последней встречи Раскольникова и Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода смерти Катерины Ивановны (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Бесчеловечность теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Бог и грех в романе “Преступление и наказание”
    Бунт раскольникова
    Бунт Раскольникова против мира зла и насилия.
    Бунт Родиона Раскольникова
    Быть сильным – значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»).
    В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников?
    В Петербурге Ф. М. Достоевского
    В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)
    В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем противоречие теории Раскольникова?
    В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
    В чем смысл эпилога романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
    В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем трагедия Раскольникова?
    В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»
    Время и пространство в романах Достоевского
    Город разрушений и унижений (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание)
    Гуманизм романа «Преступление и наказание»
    Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Два героя-студента – Базаров и Раскольников
    Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Двойники и антиподы Раскольникова
    Двойники Раскольникова
    Двойники Раскольникова
    Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Дневник психолога (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Дневник Раскольникова
    Дневник Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Дневник Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Добро и зло в понимании и изображении Достоевского
    Добро и зло в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
    Достоевский «Преступление и наказание» (обзор)
    Есть ли наказание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    Знакомство Раскольникова со Свидригайловым. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. IV, гл. 1.)
    Значение символических снов Гринева в “Капитанской дочке” А. С. Пушкина и Раскольникова – в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского
    Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейная борьба на страницах романа «Преступление и наказание»
    Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой
    Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейное содержание романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идея Раскольникова и ее крах.
    Идея Раскольникова и ее крушение
    Идея Раскольникова и ее крушение(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    История одного преступления (Интервью у Порфирия Петровича)
    История создания романа
    Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как сны Раскольникова помогают понять противоречивое сознание героя? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
    Какие изменения нужно внести в текст романа Ф.М. Достоевского, чтобы Свидригайлов стал восприниматься как положительный герой?
    Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?
    Книга, которая потрясла меня
    Композиционное значение снов Раскольникова
    Крах “недоконченной” идеи (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Крушение теории Раскольникова
    Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
    Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по
    Личность в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского “Преступление и наказание”.
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. (Ф.МДостоевский. «Преступление и наказание».)
    Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мир униженных и оскорблённых в ромате “Преступление и наказание”.
    Моё письмо Родиону Раскольникову
    Может ли быть достигнута высокая цель путём преступления
    Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мои рассуждения после прочтения романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
    Мой Достоевский (размышление о прочитанном)
    Мой Достоевский (размышления о прочитанном)
    Мой Ф. М. Достоевский (размышления о прочитанном)
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание
    Наказание и воскресение Раскольникова
    Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.
    Наполеонизм в литературе (По романам Л.Н. Толстого “Война и мир” и Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Нравственно-философские аспекты в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»
    Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”
    Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”).
    О каком наказании идет речь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    О каком наказании идет речь в романе?
    О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
    Обличение преступного общества в романе «Преступление и наказание»
    Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ «вечной Сонечки» в произведениях Ф.Достоевского, Т.Толстой и Л.Улицкой
    Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
    Образ времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века
    Образ Петербурга в романе
    Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”
    Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Раскольникова
    Образ Раскольникова (по роману «Преступление и наказание»)
    Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Образ Родиона Раскольникова
    Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ семьи Мармеладовых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Сони Мармеладовой
    Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига
    Основные идеи романа «Преступление и наказание»
    Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Первый сон Раскольникова.
    Петербург в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).
    Петербург Ф. М. Достоевского
    Петербург Ф. М. Достоевского
    Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф.М.Достоевского
    Письмо к Соне Мармеладовой (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Письмо Раскольникову
    Письмо Раскольникову
    Письмо Раскольникову (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Полифонизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Портретная характеристика Семена Захарыча Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф.М Достоевского “Преступление и наказание”, ч. VI, гл. II.)
    Последняя встреча Свидригайлова и Дуни
    Последняя встреча Свидригайлова и Дуни (анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. V.)
    Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников – герои одной эпохи?
    Почему Раскольников совершил преступление? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Правда Сонечки Мармеладовой (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Проблема искупления греха в ромате “Преступление и наказание”
    Проблема семьи Мармеладовых.
    Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Продолжение романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Психологизм Достоевского
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Путь исканий и прозрений Андрея Болконского и Радиона Раскольникова
    Путь Раскольникова от сострадания обездоленным к идее «крови по совести»
    Развенчание теории Раскольникова
    Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой на её квартире (анализ эпизода из главы 4, части 4 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Раскольников – Лужин – Свидригайлов: три ипостаси зла
    Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание»
    Раскольников и его «двойник» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика)
    Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика
    Раскольников и Соня в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Раскольников на каторге (анализ 2 главы эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Рецензия на прочитанную книгу (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Рецензия на роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
    Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского
    Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роль портрета героя в его характеристике на примере романа «Преступление и наказание»
    Роль случая в жизни человека
    Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    С какой целью Достоевский вводит в 1 часть сон о саврасой лошадке и что этот фрагмент дает для понимания характера Раскольникова?
    Самооправдание или самообман Раскольникова
    Свидание Дуни и Петра Лужина
    Свидригайлов
    Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Свобода выбора и ответственность за него (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Символика снов в романе Ф.М. Достоевского ” Преступление и наказание”
    Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Смысл названия романа «Преступление и наказание»
    Смысл снов в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Смысл теории Раскольникова
    Смысл теории Раскольникова
    Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Сонина правда в романе Достоевского
    Соня и Раскольников.
    Соня Мармеладова- падшая или святая?
    Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Сочинение-миниатюра по роману “Преступление и наказание”
    Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
    Сравнение: Свидригайлов и Раскольников
    Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма)
    Столкновение теории и жизни в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Сюжет и композиция
    Сюжет и проблематика романа “Преступление и наказание”
    Тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»
    Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”).
    Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема искупления греха (по роману «Преступление и наказание»)
    Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).
    Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
    Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Раскольникова и её разоблачение
    Теория Раскольникова и жизнь (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Раскольникова и жизнь.
    Теория Раскольникова: её суть и последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Родиона Раскольникова
    Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
    Теория Родиона Раскольникова о «двух разрядах людей» и ее опровержение
    Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание»
    Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий»
    Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.)
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Философские проблемы в романе «Преступление и наказание»
    Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
    Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа «Преступление и наказание»
    Что бы изменилось, а чтобы осталось неизменным в «Преступлении и наказании», если бы Достоевский писал этот роман в наши дни
    Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Юридическое и нравственно-философское наказание (с ориентацией на роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Я открываю Достоевского
    Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание»)

  5. Преступление и наказание сочинение-рассуждение
    План
    1. Введение
    2.Теория Раскольникова
    3.Образ Сони Мармеладовой
    4.Заключение
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” по праву считается одним из самых значительных произведений отечественной и мировой литературы. Писатель проявил себя в качестве тонкого психолога, разбирающегося в самых темных уголках человеческой души. Трагедия Родиона Раскольникова затрагивает очень серьезную философскую проблему о безнаказанности и праве на преступление “великого человека”.
    В принципе, главная мысль Раскольникова не лишена права на существование. Перечисляя великих государственных деятелей (Ликург, Наполеон и т. д.), он справедливо указывает, что их никогда не останавливала опасность пролития крови (даже невинных людей). Их обычно проклинают современники, но потомки преклоняются и ставят памятники.
    Как замечает сам Раскольников, эта мысль уже неоднократно высказывалась и обсуждалась. Однако в разговоре с Порфирием Петровичем постепенно выявляются “слабые места” этой теории. Собеседника Раскольникова очень беспокоит вопрос о примерной численности тех, кто может безнаказанно грабить и убивать. Порфирию Петровичу также важно знать, можно ли отличить “необыкновенных” людей от “обыкновенных”. Эти возражения все же несколько ироничны.
    Серьезной ошибкой Раскольникова является его убеждение в том, что можно вывести закон, согласно которому появляются “необыкновенные” люди. Пока Раскольникова интересовала только теория, ничего опасного не предвиделось. Но постоянное безденежье и голод постепенно приводили бедного студента к мысли, что ему по силам применить теорию на практике. При этом он противоречил сам себе, так как не было выведено закона, по которому неопровержимо доказывалось, что именно Раскольников принадлежит к категории “необыкновенных” людей.
    С этого момента у Раскольникова возникают первые признаки полусумасшедшего состояния. Им все больше овладевает мысль об убийстве старухи. В конце концов, совершив ужасное преступление, Родион на каждом шагу доказывает самому себе, что он не является великим человеком. В статье он утверждал, что преступление “сопровождается всегда болезнию”. И действительно, после убийства сам Раскольников долгое время находится в полубессознательном состоянии. В дальнейшем приступы болезни повторяются. Не было никакого точного расчета и хладнокровия. Раскольникова бесконечно мучает осознание вины.
    Свое преступление Раскольников оправдывал необходимостью добыть деньги, чтобы добиться высоких целей. Но после убийства финансовая сторона совершенно перестала его интересовать. Первое время на каторге Раскольников продолжал упорно верить в свою теорию. Он считал, что просто повел себя глупо. Достоевский подчеркивает, что его герой не раскаивался в преступлении. Только после тяжелой болезни, вызванной постоянными размышлениями, душа Родиона наконец-то очистилась. Он понял, что его теория ничего из себя не представляет по сравнению с непоколебимой верой в Бога других людей, прежде всего, Сони.
    Переломным моментом в судьбе Раскольникова стала встреча с Соней Мармеладовой. Несчастная девушка, вынужденная ради пропитания семьи стать проституткой, – самый трагический персонаж романа. На первый взгляд кажется невозможным, чтобы проститутка свято верила в Бога. Но в этом и заключается парадокс загадочной русской души, тщательным изучением которой занимался Достоевский. Мир для Сони четко делится на материальную и духовную составляющие. Материальный мир заставляет девушку каждый день совершать грех, но в душе она чиста и непорочна.
    Соня и Родион – родственные души. Их объединяет греховность. Но Соня кардинально отличается от Раскольникова тем, что признает эту греховность и заслуженное наказание. Девушка не испытывает страха перед будущим, полностью отдаваясь в руки Господа. В ее душе никогда не умирает надежда на прощение. Разговоры с Соней сильно повлияли на Раскольникова. Только благодаря ей он решился признаться в преступлении.
    Самоуверенный “необыкновенный” человек понял, что несчастная проститутка намного сильнее его. Непоколебимая вера служит для Сони лучшей защитой от суровой жизни. Настоящий “необыкновенный” человек в романе – Соня Мармеладова. Вся ее жизнь представляет собой самоотверженный подвиг во имя человечества. Соня не совершила никаких “великих деяний”, но она вернула к жизни Раскольникова, что вполне искупает все ее невольные грехи.
    Нравственное значение романа “Преступление и наказание” трудно переоценить. Достоевский убедительно доказывает, что в основе человеческой жизни лежат идеи гуманности и сострадания к ближнему. Любое преступление – результат неблагоприятной среды и едва заметных отклонений в психике человека. Трагедия Раскольникова в том, что он так и не смог морально оправдать свое преступление. Мучительная борьба в его душе – свидетельство присущих каждому человеку доброты и милосердия.

  6. Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) было отмечено в общественном сознании возникновени­ем новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место ко­торым приходили новые теории. Показать трагический результат этих «измышлений» и хотел автор романа «Пре­ступление и наказание»
    Причины преступления Р. Р. Раскольникова. Главный ге­рой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказа­ние», Родион Раскольников, бедный студент, переживаю­щий свое тяжелое, унизительное положение, становится за­ложником собственной теории, позволяющей проливать «кровь по совести». Решение об убийстве возникает в голове Раскольникова не вдруг, оно зреет долго, подпитываясь кар­тинами нищеты, окружающими Родиона Романовича. Образ жизни не мог не сказаться на чертах личности героя: «…уг­рюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик, ве­ликодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце». Мысль о преступлении страшит героя, его мучают кошмары, и, проснувшись, он отказывается от своего плана. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. И здесь теория начинает «трещать по швам», потому что вслед за убийством «по теории» Алены Ивановны Раскольников убивает Лизавету, а ради помо­щи таким и собирался пролить «кровь по совести» Роди­он Романович.

  7. Для него совершенно ясно, что разрешением этой альтернати­вы может быть только преступление, ведь право убивать никем не дается; человек может взять это право сам, совершив убийство.
    Позже, излагая собственные взгляды следователю Порфирию Петровичу и единственному другу Разумихину, Раскольников ут­верждает, что «необыкновенная» личность имеет право на «кровь по совести». Герой считает, что можно перешагнуть через жизнь человека, если она мешает осуществлению идеи. Следовательно, эта «необыкновенная» личность, подобно Господу Богу, решает, кому жить и кому не жить. И эта сторона теории героя является преступной.
    Наказанием для героя является само совершение убийства. Что­бы убедиться в этом, достаточно вспомнить состояние героя в этот момент — ужас, отвращение к себе испытывает он. У него «немеют и деревенеют руки», кружится голова.
    С момента, когда Раскольников возвращается из квартиры уби­тых им женщин, начинается новая полоса его внутреннего бытия. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми: такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску чувствует он. Достоевский прямо указывает на совершившуюся метаморфозу: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и от­чуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Теперь Расколь­ников не может жить по-старому. Новые думы, страхи, боли терза­ют его. Преступить закон жизни — значит, выключить себя из тече­ния жизни. Вот главный итог отчуждения. Содеянное стало непре­одолимой преградой между Раскольниковым и окружающими. Он понимает, что преступление сломило его как личность. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — таков итог пре­ступления героя.
    Автор «Преступления и наказания» с редкой смелостью вскрыл внутренние закономерности преступного сознания. Роман предо­стерегает: преступление — это гибель души, полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в который можно лишь си­лой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.[/sms]

  8. «Преступление и наказание» — социально-психологический роман
    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского содержится в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский сообща с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя напрячься над ними.
    Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на тот самый вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской реальности того времени. Петербург показан в романе как непотребный град, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных.
    Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей «конуре»: «А знаешь ли, что невысокие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»
    Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно выйти из социального дна, как стать «властелином» над «дрожащей тварью», над «толпой». Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
    И Раскольников нашел его. Он считает, что тот самый путь — преступление. Почему же аккурат преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистический бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных», по словам Раскольникова, «. на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант высказать в среде своей новое слово». По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, «необыкновенные» люди имеют право «перешагнуть. через иные препятствия, и единственно в том случае, если воплощение в жизнь. идеи того потребует». Раскольников считал, что эти люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.
    На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и проект преступления. Раскольников задавался вопросами: «Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею. » И он решается на преступление. Он позволяет себе убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную. старушку», взять ее денежки и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел».
    Раскольников — убийца по теории. В своем преступлении он был сильно не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал себя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: «Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную». А после он добавляет: «Старушонку эту черт убил, а не я». Раскольников говорит так потому, что не старушонка его тревожит, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, — его тревожит то, что он «себя убил».
    Само же преступление он продолжает рассматривать как нечто незначительное, называет его «просто неловкостью». И об этом свидетельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: «И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!» Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.
    В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской реальности, вызвавшие эти идеи к жизни.

  9. Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» носит социально-психологический характер. В данном произведении автором ставятся значимые социальные вопросы, которые волновали людей того времени. Достоевский не даёт готовые ответы на поставленные в романе вопросы, тем самым заставляя читателя глубоко задумываться над ними.
    Основное место в романе достаётся бедному студенту Раскольникову, совершившему убийство. Что послужило поводом для совершения этого страшного преступления? Ответ на такой вопрос Достоевский ищет путём тщательного анализирования психологического портрета этого человека.
    Преступление Раскольникова стало своеобразной реакцией на условия жизни того времени. Петербург отражает в романе непотребный город, где воцарилась нищета и разврат и повсюду расположены распивочные. В таком мире униженных и оскорблённых рождается преступление. Раскольников так описывал Соне свою «конуру»: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!!».
    Раскольников пытается всячески найти выход из социального дна, хочет понять, как стать «властелином» и возвыситься над «толпой». Раскольникову совсем не хочется приписывать себя к тем людям, которые не способны изменить свою жизнь, в результате, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он принимает непростое решение – проверить себя на деле. Я считаю, что в чём-то герой романа был прав, например, в осуждении людей за их бездействие, за то, что они не решаются изменить свою жизнь. Его правда также в том, что он самостоятельно искал путь, который может привести к изменениям к лучшему.
    Однако для Раскольникова этот путь стал преступлением. Согласно его теории сверхчеловека, всех людей можно разделить на «обыкновенных» и «необыкновенных». Главный герой считал, что для принесения человечеству пользы «необыкновенные» люди имеют право перешагнуть через большие препятствия, если идеи того потребуют. По мнению Раскольникова, такие люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Так он оправдывал преступления, совершённые ради благородных целей.
    В своём преступлении Раскольников, конечно, был не прав. В первую очередь, сомнительна была сама теория сверхчеловека. Я считаю, что самое главное заблуждение Раскольникова – это то, что после совершения убийства он не считал его преступлением, искал себе оправдание и не чувствовал своей вины относительно совершённого преступления. Ф. М. Достоевский в своём романе явно осуждает и наказывает такую теорию сверхчеловека.

  10. Когда великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский отбывал наказание на каторге в Сибири, им овладевали тяжёлые и грустные мысли. Он очень много раздумывал о жизни, Боге, человеческой судьбе. Проживая в ужасных условиях, лишённый свободы, именно на каторге писатель впервые в своей жизни встречает «сильных» людей, которые посчитали себя выше остального общества. Именно тогда Достоевский и замыслил о написании гениального произведения – «Преступление и наказание».
    Этот роман до сих пор будоражит умы миллионов. Писатель поставил в нём ряд сложных, философских, неоднозначных вопросов, ответить на которые многие не могут и по сей день. Имеет ли один человек убивать другого, пусть даже для спасения кого-либо? Может ли человек поставить себя над обществом, быть выше его, сильнее? Эти и многие вопросы пытался разрешить главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников.
    Молодой человек – бедный, голодный студент Раскольников приходит к выводу, что он имеет право убить старуху-процентщицу. Он идёт к этой мысли очень долго, пытается всё взвесить, обдумать. И, увы, приходит к мнению, что он должен проверить самого себя, кем он является – «Тварь ли я дрожащая или право имею?!» — мыслил Раскольников. В итоге он ошибочно решил, что имеет полное право вершить суд над другими людьми.
    После того как главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и её беременную родственницу, он понимает, что совершил ошибку. Правда, не сразу. Сначала он даже не понимает, что это с ним происходит и считает, что все эти чувства и эмоции – из-за его душевной слабости.

  11. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними.
    Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской действительности того времени. Петербург показан в романе как грязный город, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей “конуре”: “А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!”
    Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно вырваться из социального дна, как стать “властелином” над “дрожащей тварью”, над “толпой”. Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом “вошь ли я, как все, или человек”, он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
    И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь — преступление. Почему же именно преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистический бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”, по словам Раскольникова, “…на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, “необыкновенные” люди имеют право “перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение… идеи того потребует”. Раскольников считал, что эти люди “должны, по природе своей, быть непременно преступниками”. Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.
    На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и замысел преступления. Раскольников задавался вопросами: “Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею…” И он решается на преступление. Он позволяет себе убить “глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную… старушку”, взять ее деньги и загладить это “крохотное преступленьице тысячами добрых дел”.
    Раскольников — убийца по теории. В своем преступлении он был глубоко не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал себя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: “Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную”. А после он добавляет: “Старушонку эту черт убил, а не я”. Раскольников говорит так потому, что не старушонка его волнует, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, — его волнует то, что он “себя убил”.
    Само же преступление он продолжает рассматривать как нечто незначительное, называет его “просто неловкостью”. И об этом свидетельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: “И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!” Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.
    В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской действительности, вызвавшие эти идеи к жизни.
    Другие сочинения по “Преступление и наказание” Достоевского
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *