Сочинение на тему преступление и наказание теория раскольникова

12 вариантов

  1. Согласно данной теории человечество делится на простых людей, так называемый материал для продолжения рода, и необыкновенных сверхлюдей, наделенных талантами и способными двигать человечество вперед, развивать и улучшать его. Теория эта антигуманна по своей сути, потому что дает право «необыкновенному» человеку переступать через закон для общего блага.
    Раскольников и сам задается вопросом: «…вошь ли я, как все, или человек?». Чтобы раз и навсегда причислить себя к тому или иному типу, он решает убить человека. Для этой цели он выбирает Алену Ивановну, зловредную старуху процентщицу. С помощью этого так называемого «убийства по совести» Раскольников хочет доказать себе, что он сверхчеловек и избавить мир от «вши»: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую…».
    Однако этот поступок имел для молодого человека неожиданные последствия. Душа его стала мучиться угрызениями совести, страхом и одиночеством. Совершив непоправимое, Раскольников словно отрезал себя от окружающих. Он запятнал себя убийством и стал изгоем. Оказалось, что убивать людей не так уж и просто. Соня уговаривает его сдаться с повинной.
    Хоть он и не знал раскаяния и винил только себя за малодушие и слабость, когда отправлялся на каторгу, там ему все же открылась истина. Во сне Родион увидел свою теорию в действии. Она уподобилась моровой язве, которая свела с лица земли все человечество. Так случился крах античеловеческой теории.

  2. В центр романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поставил вопрос «убийства по совести». С помощью образа Родиона Раскольникова он проводит эксперимент над человеческой душой, которая находится во власти разрушительной идеи. Используя детективный сюжет о замысле, исполнении и раскрытии убийства, автор проверяет теорию главного героя и полностью развенчивает её.
    Родион Раскольников — недоучившийся студент, приехавший в Петербург из глубинки. Он живёт бедно, одиноко. Но не бедность стала причиной того, что он решился на убийство старухи-процентщицы. За полгода до описываемых событий он напечатал статью, излагавшую его теорию «права сильного на кровь». Именно эта теория стала движущей силой всего романа. Суть конфликта — в столкновении этой теории с действительностью. Ф. М. Достоевский подчёркивает, что эта теория зародилась у Раскольникова задолго до того, как он узнал о бедственном положении своей сестры и матери. Следовательно, сначала появилась теория «права сильного», а уже затем необходимость воспользоваться ей для спасения своей семьи. Раскольников хочет убить, чтобы понять, «тварь» он «дрожащая» или «право имеет». При этом он наивно полагает, что убийство поможет ему совершать впредь лишь добрые дела. Главный герой пришёл к этой мысли во многом от нищеты и отчаяния. Но автор показывает, что это обстоятельство не спасает его от суда совести. Несправедливость в социальной жизни невозможно искоренить преступлением.
    Теория Раскольникова — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости». Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».
    Второй разряд людей — это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: «Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признаётся Соне: «Я додумался до того, Соня, что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её». Ключевое слово этой теории — власть, господство. Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества. Недаром ещё в черновиках автор указывал, что «в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу».
    В итоге Раскольников утверждает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Его теория захватила не только ум, но и сердце героя. Причина тому — отвлечённость этой теории от жизни. Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три. Он убивает не только Алёну Ивановну, но и её беременную сестру.
    Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем «низшего разряда людей», но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов — живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил «теорию двух разрядов людей».
    Во-вторых, Раскольников надеялся, что не испытает мук совести за совершённый грех. Но он ошибся. Совершенно случайно ему удалось остаться незамеченным, некоторое время он находился в бессознательном состоянии от потрясения. Убийство перевернуло его жизнь. Раскольников повсюду видел преследование, разучился доверять людям. Он оказался в одиночестве. Находиться в обществе было для него мучением. Между ним и другими людьми стояла непреодолимая нравственная преграда. Чтобы опровергнуть теорию Раскольникова, Достоевский подвергает его тяжким душевным мукам. Преступление уже содержит в себе наказание. Муки Раскольникова — это не просто муки совести. Когда мещанин обвинил его в убийстве, Раскольников ослабел физически. Он сопоставлял в уме деяния своих кумиров: «Те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне: и ему же по смерти ставят кумиры, — а стало быть, и всё разрешается». Контраст между обычным преступлением и подобными грандиозными разрушениями потрясает Раскольникова. Он делает окончательный вывод: «Я не человека убил, я принцип убил… Я себя убил». Раскольников не ощутил предполагаемой «священной грусти», свойственной великим людям. Даже в своём страдании он видел ещё одно свидетельство того, что он — «вошь», обыкновенный человек.
    Главное наказание для Раскольникова — это не только сознание своей непричастности к «особому разряду людей», но и отчуждение от людей вообще, от всего мира. Это последствие его теории оказывается поистине самым мучительным. Оно и приводит Раскольникова к мысли о признании. Соня Мармеладова доказывает ему необходимость сохранить чистоту души, даже соприкоснувшись с пороком. Она видит спасение в христианстве. Следователь Порфирий Петрович видит спасение Раскольникова в страдании и очищении. Он советует юноше обрести истинную веру взамен не оправдавшей себя теории: «Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая… Страдание — великая вещь. Станьте солнцем, и вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». К истинной вере Раскольников приходит только на каторге. Именно вера приносит ему успокоение и просветленность.
    Теория Раскольникова бесчеловечна по своей сути. Она уже изначально была обречена на провал. Породив эту страшную теорию, Раскольников закономерно оказался её жертвой. Он поставил земных кумиров выше нравственности, религии, истины. Его теория явилась ещё одним звеном вечного спора земной человеческой гордости с закономерным мироустройством.

  3. Роман Достоевского «Преступление и Наказание»- это повествование о том, » как продолжительно и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась суть человеческая человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».
    Родион Романович Раскольников — основной герой романа. Он «бывший студент», понужденный оставить учебу из-за нехватки финансов, живущий в беднейшем микрорайоне Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его реальность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым, подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.
    Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может существовать без общения с людьми, более того такой надменный, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик.
    Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же пора он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, полагать ему о них так же мучительно, как полагать об убийстве Лизаветы. И он старается не полагать, потому что если начнет полагать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории, они должны быть отнесены к «низшему» разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Поли, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит эти теории, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура Раскольникова тут наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою. Сразу же после этого монолога он описывает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
    Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», » чистокровных арийцев».» Люди делятся на господ и рабов, господам- сильным личностям. сверхчеловекам. — всё дозволено!»Позднее эта теория послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, и бед всему человечеству.
    Цель, для которой требуются неправые средства не есть правая поставленная проблема.

  4. Роман «Преступление и Наказание» был написан и опубликован Ф.
    Достоевским в 1866 году, то есть, вскоре после отмены крепостного права
    и начала смены общественно-экономического строя. Подобная ломка
    социальных и экономических устоев влечет за собой непременное
    экономическое расслоение, то есть обогащение одних за счет обнищания
    других, падение нравственности, потерю идеалов и веры. И как следствие,
    преступность.
    Представитель мещанского сословия Родион Романович Раскольников, в
    недавнем прошлом студент петербургского университета оказался на
    грани нищеты и социального падения. Ему нечем платить за проживание,
    гардероб изношен настолько, что в нем и на улицу стыдно выйти приличному
    человеку. Часто приходится голодать.

    Причины преступления Раскольникова

    В один прекрасный день он появляется в квартире старухи-процентщицы
    Алены Ивановны с вещами, которые были ему дороги, как память о близких
    и дорогих ему людях. При виде этой маленькой старушенции с жидкими
    волосенками, заплетенными в крысиную косичку, в его воспаленном от
    голода и постоянной нужды мозгу рождается мысль о том, что жизнь этой
    старушонки ничтожна, она никому не нужна, и что ей все равно осталось
    не так долго жить. Мысль только успела зародиться, как совершенно
    случайно в одном трактире он подслушал разговор студента и офицера о
    том, что если убить старуху, то скольких людей можно было бы
    осчастливить ее деньгами, которые, кстати говоря были завещаны
    монастырю. «Она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить
    заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а
    процентов по пяти и даже по семи берет в месяц». Таким образом, можно
    сделать вывод о том, что старуха процентщица сама породила в сознании
    Раскольникова ( да и некоторых других людей, знавших ее), эту самую
    мысль об ее убийстве. Может быть, она, в силу своего ограниченного ума и
    не выстраивала никаких теорий, но она использовала тяжелое
    материальное положение людей, обирала их, наживалась. И ради чего? Чтобы
    деньги отдать в монастырь на помин собственной души. «Если дашь деньги
    взаймы бедному.., то не притесняй его и не налагай на него роста»
    (Исх.22,25). А Алена Ивановна брала грех на душу, «разрешила своей
    совести» переступить через Священное Писание. Значит, неосознанно она
    поставила себя выше других.

    Теория Раскольникова

    Вызревавшая неделями идея о свершении преступления в сознании
    Раскольникова переросла в некую теорию, согласно которой
    «необыкновенный человек имеет право… то есть не официальное право, а
    сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные
    препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи
    (иногда спасительной, может быть, и для всего человечества) того
    потребует…». Впрочем, статья, где он намеками излагает свою теорию,
    была написана намного раньше, а познакомившись с процентщицей, он решил
    именно на ней проверить, сможет или нет он перешагнуть через себя и
    нравственные устои. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Этому в
    значительной мере способствовало крайнее материальное положение и письмо
    матери. Правда, в какой-то момент, он словно трезвеет, обращается к
    Богу «Господи! — молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой
    проклятой… мечты моей!» Но это было всего лишь минутное просветление.

    Крах теории Раскольникова

    После свершения преступления он понял, что несмотря на совершенное
    убийство, он не сумел перешагнуть через себя, через нравственную черту,
    так и остался «тварью дрожащей». И эта мысль угнетает его все время до
    разоблачения, во время суда. И целый год на каторге.
    Он так и не признал до конца несостоятельность своей теории. Хотя
    болезнь и бредовые сны заставили его иными глазами взглянуть на свои
    умозаключения. Он осознал, наконец, что если все будут рассуждать как
    он, то это может привести к хаосу, подобному тому, что он увидел в
    своем сне. Он увидел, что людей поразила какая-то язва, последствием
    которой явились безумием и вседозволенность. Целые селения, целые города
    и народы заражались и сумасшествовали. Этот сон в иносказательной
    форме показал ему, к чему может привести его теория.
    Все-таки перелом в его душе свершился, и этому в немалой степени
    способствовала Соня, отправившаяся за ним на каторгу и являвшая собой
    настолько яркий пример любви и самопожертвования, что не могла не
    повлиять и на него самого.
    В данном сочинении Вы прочитали о теории Раскольникова и о ее крахе. Мы старались, как могли, но Достоевский, безусловно, писал лучше. Посему советуем не пожалеть времени и прочесть бессмертное “Преступление и наказание” и более глубоко разобраться в идее бедного студента и ее крушении.

  5. Бывший студент Родион Романович Раскольников — главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович — человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» — на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» — это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» — Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, — громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и все разрешается».
    Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.
    Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он — не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
    В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.
    С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.
    Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Романович уже «доведен до кондиции» — он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.
    Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир — она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича — он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.
    Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение — причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман «Преступление и наказание» классикой мировой литературы.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  6. Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.
    После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к “тварям дрожащим”, а преступление было абсолютно бессмысленным.

    3 вариант

    Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.
    В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.
    Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.
    10 класс

  7. Ф. М. Достоевский — создатель социально-психоло­гического романа. Писатель глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества, для разных соци­альных групп. Изображая жизнь современной ему Рос­сии, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи и име­ющие общечеловеческое значение. На страницах его ро­мана нашли отражение злободневные явления обществен­ной жизни середины 60-х годов, эпохи реакции, насту­пившей после разгрома революционно-демократического движения, эпохи бурного развития капитализма в Рос­сии. Развитие буржуазных отношений обостряет социаль­ные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превращать их в оружие для достижения своих целей. Теория Раскольникова, главного героя романа, воз­никает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их — в соци­альной несправедливости. Что делать? Смириться? Бо­роться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновен­ная личность.
    Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечествен­ной и мировой историей, Раскольников пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое разви­тие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что все человечество подразделяется на две категории, на два разряда.
    Есть люди, безропотно принимающие любой поря­док вещей, «твари дрожащие», и есть люди, смело на­рушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен, что развитие общества совершается за счет угнетения «тварей дрожащих » « наполеонами ».
    Идея Раскольникова далеко не наивна. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «…Вошь ли я, как все, или человек? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…». И он уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирожденным «властелином судьбы». Власть ему нуж­на, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, все страдающее человечество. Убийство вредной, жадной ста­рухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Обосновывая убийство, герой заявляет: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Его теория заключается в том, что если в душе человека есть холодный расчет, то он может совершить безнаказанно преступление. Совесть, душа — все это бред, выдумки слабовольных людей. Это и была его глав­ная ошибка. На практике теория Раскольникова потерпела кру­шение. После убийства старухи он потерял контроль над собой. У Раскольникова сработал инстинкт самосохране­ния, появилось дивное желание вырваться на свободу. Вместо одного убийства он совершил три: убил ни в чем не повинную Елизавету, а вместе с ней и ее не рожденно­го ребенка. А ведь на убийство старухи он шел отчасти ради нее. Раскольников был уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки: и от того, что не сумел «стать над всем муравейни­ком», и от того, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, с Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. Он говорит: «Разве я стару­шонку убил? Я себя убил, а не старушонку».
    Герой оказался не в силах освободиться от нравствен­ного закона. В образе Раскольникова Достоевский казнит попытку отрицания совести, нравственных законов чело­вечества и всем содержанием романа показывает, что все люди подвластны этим законам, они перед ними равны. Описывая муки Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли о неприкосновенности, о святости лю­бой человеческой личности, показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измучен­ный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, по­вернув его на путь справедливости, он все же неизбежно принесет зло и себе, и другим.

  8. Произведение Ф. М. Достоевского, созданное им как эксперимент и в виде эксперимента человека над самим собой, под названием «Преступление и наказание» было опубликовано в 1866 году. С тех пор оно считается одним из мировых образцов психологических романов. Сам Достоевский был замечательным романистом-психологом, который получил свое признание со временем.
    Стержень романа – идейное планирование преступления, а также его результат. Весь роман пронизан психологическими размышлениями главного героя, и именно его теория, его идея, имеет ценность для читателя. Ведь речь идет не о банальном ограблении с убийством, а главный герой — не простой преступник. Он убивает старуху-стяжательницу несколько ради денег, сколько из любопытства и эксперимента над самим собой. Он размышляет о том, сможет ли убийство «недрогнувшей рукой» поднять его до уровня Наполеона. «Тварь ли я дрожащая…?» – Спрашивает самого себя Раскольников, бывший студент, не имеющий средств к существованию.
    Мать Родиона, бедная вдова, последние деньги шлет ему. Сестра же вынуждена работать гувернанткой там, где ее унижают.
    Раскольников очень переживал за мать и сестру. Он видел, что нищие люди всегда унижены другими. Родион – это одаренный юноша, но слишком убежденный в собственном превосходстве. Все это в комплексе: бедность, страх за близких людей, гордыня – толкают его на преступление.
    Родион – раб своей теории. Он вынужден идти на преступление, дабы доказать себе, что он принадлежит к «великим» мира сего. В этом его странность, в этом и уникальность Родиона.
    Возможно, если бы он попал в другие обстоятельства, например, на поле битвы, то он проверил бы себя на «вшивость» по-другому. В обстоятельствах же «тихой войны» с нищетой и бесправием, он сделал то, что обязан был сделать. И ошибся. Его теория оказалась красивой лишь на бумаге, в реальности же она была уродливой, вызывающей отвращение: лужи крови, совсем не «героический» страх быть разоблаченным, муки проснувшейся совести.
    Автор тонко изобразил, из чего начинается убийство – со скрытой в сердце ненависти. Ведь если бы Родион любил людей, он простил бы даже таких, как старуха-процентщица, и нашел бы своему уму лучшее применение, чем планирование убийства.

  9. Федор Михайлович Достоевский – величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание” приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности.
    Родион Романович Раскольников – главный герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди – лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” -это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон. Сам главный герой, находясь во власти наполеоновского комплекса, пытается выяснить, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников решается на преступление -убить старуху-процентщицу, чтобы облегчить жизнь многим другим людям: своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете, сестре процентщицы. Взятые у старухи деньги он собирается направить на помощь обездоленным. “Одна смерть и сто жизней взамен”,- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой. При воплощении теории в жизнь все оказывается гораздо сложнее. Убив старуху, он убивает и Лизавету. Ему не нужны лишние свидетели. Но человеческая натура подвела его. Раскольников в спешке забирает лишь безделушки. А про деньги забывает. Даже то, что он взял, Раскольников прячет, боясь обыска. Ничего из взятого он не употребляет на себя, чтобы облегчить свое материальное положение. Кажется, что все идет благополучно, в преступлении обвиняют другого человека. Но совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Смерть старухи не только не приносит ни ему счастья, ни его близким, а отрезает его от мира людей. Согласно своей идее он должен был ненавидеть всех, кого он любил. Теория Раскольникова отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Нечеловеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя.
    Крушение теории Раскольникова, его духовное возрождение происходит по многим причинам, но главная – его встреча с Соней Мармеладовой. После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства^ такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, – протестуют против расчетов его ума. Гордый, надменный, отрезанный от мира людей, Раскольников идет к тому, кому он может доверить свою тайну, В конце концов он открывается Соне, блуднице, совершившей также преступление, только преступление над самой собой. Соня духовно много выше Раскольникова. Она является носительницей авторских христианских идей всепрощения и смирения. Именно она убеждает Раскольникова пойти с повинной. Теория героя терпит крах. Он уже не может следовать ей. Окончательный крах идеи происходит в снах героя, которые опровергают саму идею деления людей на два разряда. В последнем сне он видит трихины, которые, подобно людям из его теории, уничтожают сами себя.
    Преступник сам идет в полицейский участок и сознается в содеянном. Его отправляют на каторгу. “Вечная” Сонечка следует за ним. На каторге происходит нравственное возрождение героя. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, миропониманию, читает Евангелие. Он понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.
    В своем романе Достоевский хотел показать не банальную историю убийства, а истоки и причины его. Он создал картину переживаний и мучений преступника. Автор, в отличие от Толстого, который показывает своих героев в развитии, в постоянном поиске смысла жизни, стремится найти источник зарождения антигуманной, бесчеловечной теории, показать все ее пагубное воздействие на человека.
    Беру!

  10. Смысл и истоки теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

    В романе «Преступление и наказание» Достоевский продол­жил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бун­та человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?
    Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужи­на, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищен­скую трагическую жизнь семьи Мармеладовых. В тесных, затх­лых квартирах и подвалах Петербурга мучаются задавленные бо­лезнями, нищетой, несправедливостью «бедные люди». Страш­ная картина социального неравенства заставляет героя искать причины его, размышлять, анализировать. Раскольников пыта­ется найти выход. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним — не главные причины совершенного преступ­ления. Сам герой признается: «… Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был».
    Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся порядку — их большин­ство; другие способны нарушать установленные законы и при­знанные нормы морали, становиться владыками судьбы, не ос­танавливаясь перед преступлениями, — это «избранные», «необыкновенные» люди, среди них величайший — Наполеон. В этих индивидуалистических идейных построениях Раскольников хочет найти свое место. Он одержим идеей на практике прове­рить, «тварь ли я дрожащая или право имею…» Он должен дока­зать, что законы морали существуют для других, ему же дано право преступать их. Убийство старухи — не импульсивное движе­ние, а продуманный шаг. Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание. Он понимает, что со­вершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. «Имею ли право?» — этот вопрос волнует Раскольникова больше стару­хиных денег.
    Достоевский выделяет в преступлении Раскольникова преж­де всего факт нарушения нравственных законов, а не юридиче­ских. Бунт героя против бесчеловечности сам бесчеловечен. Рас­кольников переживает мучительный кризис. «Я не старуху убил, я себя убил», — говорит он Соне Мармеладовой.
    Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что «разомкнутость и разъединенность с челове­чеством» очень тяжелы и мучительны.
    В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравст­венные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно «двойники» Раскольникова.
    С некоторым изумлением и с отвращением Раскольников уз­нает себя в Лужине — расчетливом и бессердечном дельце. Лу­жин все свои действия оправдывает политической экономией, которая отбрасывает мораль, а на ее место ставит голый расчет.
    Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о «личном интересе», и только. «Экономическая» мораль Лужина приводит к мысли, что «людей резать можно». Это низменный вариант принципа Раскольникова «все дозволено».
    Другим «двойником» Раскольникова является Свидригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят по­шлыми и банальными. Презрение к нравственным нормам, рас­пущенность ведут к нравственной опустошенности и в конеч­ном счете к оправданию преступления. Раскольникову невыно­сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она «как все».
    Можно сказать, что многие персонажи романа — это овеще­ствленные проекции души Раскольникова: каждый, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, несет в себе частичку его личности. Они все — осколки души героя, которые он не может собрать воедино. И это будет происходить до тех пор, пока Раскольников не вынесет сам себе приговор.
    Сюжет «Преступления и наказания» проходит через две куль­минации. Первая точка — преступление, вторая — наказание. Раскольников должен пройти оба состояния, чтобы обрести цельность. Путь от преступления к наказанию намеренно затя­нут. Каждый из окружающих знает о преступлении Раскольни­кова. Но ни один не может решить дело наказания. И все длится собственный суд.
    Достоевский не показывает нравственного возрождения ге­роя, так как его целью было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею «сверхчеловека».

    Дополнительная литература.

    Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., 1985.
    Гус М. С. Идеи и образы Достоевского. М., 1971.
    Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976.
    Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1986.
    Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М., 1984.
    Станюта А.А. Лицо и лик в мире Достоевского. Мн., 1999.

  11. Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.
    Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» — это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова.
    Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить… через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу.
    Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля-вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.
    Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию. Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

  12. Характерной чертой в творчестве Ф. Достоевского есть постоянное увлечение теориями. Практически в каждом романе писатель разрабатывает некоторую теорию для общества и его герои пытаются ее либо опровергнуть, либо доказать. Это придает романам Ф. Достоевского некоторой философичности, нежели эпичности. Не зря некоторые исследователи называют его более «философом, нежели писателем».
    В романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевский в лице студента Раскольникова пытается доказать: может ли простой человек совершить преступление и избежать при этом мук совести? Или только избранные могут творить зло? И может ли быть оправданным зло во имя добра?
    Раскольников делит людей на две категории: одни – смиренные граждане, которые тихо-мирно плывут по жизни, молча принимая все пинки судьбы. Другие – те, кто имеет право творить «судьбу»: вершить злодеяния даже во имя добра. Первые живут по течению жизни и не имеют права претендовать на изменения в ней, их удел – терпеть и смирятся. Другие могут изменять жизнь, делать поступки, которые влияют на судьбы остальных людей, творить не только добро, но и зло, вплоть до убийства.
    «Тварь ли я дрожая иль право имею?» – спрашивает себя главный герой. И в этом вопросе заключена вся теория Раскольникова. И именно это он пытается проверить на практике. Свято убежденный в своей теории, Раскольников решается на убийство. К подобной «классификации» людей его подводит его образ жизни, студенческие бедные будни, наблюдение за людьми. Как и в остальных своих романах, Ф. Достоевский в «Преступлении и наказании» сначала в образе героя некоторое время «вынашивает» эту теорию и только со временем решается проверить ее на практике.
    Но впрочем как и ожидалось главный герой сталкивается с некоторыми сложностями.
    Одно убийство влечет за собой другое. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. А среди мыслей его проскакивают и сожаление, и чувство вины, и угрызения совести, и желание сознаться и множество других смешанных чувств.
    Читатель понимает, что подобная теория – абсурд. Но Ф. Достоевский не приводит Раскольникова к такому же выводу. Студент хоть и несет наказание, но остается непереубежденным.
    < Предыдущая Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *