Сочинение на тему природа в лирике фета

12 вариантов

  1. Русская литература познала немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.
    Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте. Как справедливо заметил Н.М. Любимов, «мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».
    В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:
    «Сядем здесь, у этой ивы,
    Что за чудные извивы
    На коре вокруг дупла!
    А под ивой как красивы
    Золотые переливы
    Струй дрожащего стекла!»
    Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон»!
    Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение «Это утро, радость эта…» с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом – бессонная ночь, «мгла и жар постели». Так бывает только весной! Невероятно романтичное стихотворение «Шепот, робкое дыханье» переносит нас в тихую летнюю ночь. Журчание ручья и соловьиная песнь – музыка, сопровождающая встречу влюбленных. А «Чудная картина…» дарит спокойствие и легкую грусть: под лунным светом блестит снег, и вдаль уносятся сани.
    Эта образность, это пристальное внимание к деталям, насыщенность эпитетами, определениями составляют особый стиль поэта. В теме природы раскрываются и другие особенности лирики Фета: его ассоциативность и музыкальность слога.
    Казалось бы, простое детское стихотворение:
    «Кот поет, глаза прищуря,
    Мальчик дремлет на ковре.
    На дворе играет буря,
    Ветер свищет во дворе»
    Но насколько ритмично, ярко передано нам настроение зимнего вечера. Звонкие согласные задают четкий ритм четверостишию, и вот в нашем воображении предстает картина: теплая комната, маленький мальчик, уснувший за игрой, уютное мурлыканье кота… а за окном – метель, холодно…

  2. «У А. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления… Поэзия его состоит из ряда картин природы… из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…» — писал о поэте А. В. Дружинин.
    И действительно, картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки…
    Образы природы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных деталей и запоминающихся подробностей. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда («Под липой»).
    Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы тайный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».
    В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:
    Уж травка светит с кочек талых,
    Плаксивый чибис прокричал,
    Цепь снеговую туч отсталых
    Сегодня первый гром прорвал.
    («Еще, еще! Ах, сердце слышит» )

    Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде — все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой.
    Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:
    Пропаду от тоски я и лени,
    Одинокая жизнь не мила,
    Сердце ноет, слабеют колени…
    В каждый гвоздик душистой сирени,
    Распевая, вползает пчела.
    («Пчелы» )

    Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:
    Снова в сердце ничем не умеришь
    До ланит восходящую кровь,
    И душою подкупленной веришь,
    Что, как мир, бесконечна любовь.
    ( «Весенние мысли» )


    Одновременно весенние стихотворения Фета — это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало,
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой.
    ( «Я пришел к тебе с приветом» )

    Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью.
    Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:
    Так дева в первый раз вздыхает,
    О чем не ведая еще,
    И в первый раз благоухает
    Ее блестящее плечо.
    ( «Первый ландыш» )

    Весна у поэта — это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
    Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же — с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:
    Ночь светла, мороз сияет,
    Выходи — снежок хрустит;
    Пристяжная озябает
    И на месте не стоит.
    ( «Ночь светла» )

    Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
    Селенье спит под снежной пеленой,
    Тропинки нет по всей степи раздольной.
    Да, так и есть: над дальнею горой
    Узнал я церковь с ветхой колокольней.
    Как мерзлый путник в снеговой пыли,
    Она торчит в безоблачной дали.
    Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
    Все понял я: земля давно остыла
    И вымерла…
    ( «Никогда» )

    Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, Фет умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

    Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
    Под пологом снегов как смерть однообразной…
    Леса под шапками иль в инее седом,
    Да речку звонкую под темно-синим льдом.
    («Я русский, я люблю молчанье дали мразной» )

    Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов — в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета — это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».

  3. Афанасий Фет использовал искусство как убежище от повседневной жизни. Стихи этого автора всегда посвящались любви и природе. Он был убежден, что искусство не должно касаться общественных дел и вообще окружающей действительности, принося исключительно эстетическое удовольствие, а не призывая к борьбе или противостоянию. Именно поэтому в творчестве А. А. Фета столь цельна и прекрасна природа.
    Родную природу поэт изображает вдохновенно и очень эмоционально. В отличие от Некрасова, он не связывает ее с крестьянским трудом, а в отличие от Лермонтова – не отражает через нее чувства лирического героя. Природа у Фета живет сама по себе, одним своим существованием вызывая восторг и упоение.
    Поэт любил изображать русскую природу в разные времена года, но чаще всего у него встречаются весенние образы. Стоит отметить, что Фет не изображает какие-то особо эффектные картины или явления. Он описывает самые привычные вещи, которые, однако, пропитаны радостью и жизнью. Его образы ощутимы, наполнены деталями, звуками и даже ароматами. Никто раньше не детализировал изображение природы с такой тщательностью.
    Близость человека с природой у Фета выводит нас к близости со Вселенной. Его стихи постепенно начинают приобретать некую космическую направленность.
    Манера изображения природы этого автора близка к импрессионистам. Он описывает увиденное, облекая свое впечатление, сиюминутный порыв души в слова. В своем творчестве Фет очеловечивает природу, наделяет ее душой, а люди при этом становятся всего лишь частицей этого живого мира.

  4. План сочинения
    1. Вступление. Особенности пейзажа Фета.
    2. Основная часть. Тема природы в творчестве поэта.
    ? Разнообразие картин природы у Фета.
    ? Конкретность и многоплановость пейзажа.
    ? Фет и Тютчев.
    ? Импрессионизм Фета.
    ? Весенняя тема в лирике поэта.
    ? Зимняя тема в лирике поэта.
    3. Заключение. Первый русский поэт-импрессионист.
    «У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления…Поэзия его состоит из ряда картин природы…из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…», – писал о поэте А.В. Дружинин[100 – Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983, с. 88–89.]. И действительно, пейзажи, созданные поэтом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека. Природа не связана у Фета с крестьянским трудом, как у Некрасова, с миром душевных переживаний – как у Лермонтова. Но вместе с тем восприятие ее поэтом живо, непосредственно и эмоционально. Пейзаж здесь – это всегда индивидуально-личностное восприятие, фиксирующее не только какое-то явление природы, но и настроение поэта. Природа у Фета – всегда объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Причем в центре внимания поэта – самые обыденные явления, а вовсе не эффектные, колоритные картины. И каждое мимолетное впечатление имеет для Фета собственную привлекательность. Он безотчетно радуется жизни, не задумываясь над ней. Ему свойственен какой-то простодушный взгляд на явления жизни, храрктерный для незамутненного сознания.
    В произведениях поэта представлены все наши времена года: нежная весна – с пушистыми вербами, с первыми ландышами, с тонкими клейкими листочками распустившихся берез; жгучее, знойное лето – со сверкающим терпким воздухом, с синим полотном неба, с золотыми колосьями раскинувшихся вдали полей; прохладная, бодрящая осень – с пестрыми косогорами лесов, с птицами, потянувшимися вдаль; ослепительная русская зима – с ее неуемной метелью, свежестью снегов, замысловатыми узорами морозов на оконном стекле. Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы праздный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».
    Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда:
    Как здесь свежо под липою густою,
    Полдневный зной сюда не проникал,
    И тысячи висящих надо мною
    Качаются душистых опахал.
    («Под липой»)
    Исследователи отмечали, что в произведениях поэта явления природы описываются «детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж…»[101 – Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 95.]. Во многих стихотворениях поэта описано конкретное время суток, зачастую это раннее весеннее утро или теплая весенняя или летняя ночь. Природа здесь соотнесена с чувствами человека:
    Какая ночь! Все звезды до единой
    Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
    И в воздухе за песнью соловьиной
    Разносится тревога и любовь.
    («Еще майская ночь»)
    Вообще, образ звезд часто встречается в произведениях Фета. К.Г. Паустовский считал поэта основоположником космической лирики. И здесь поэт сближается с Ф.И. Тютчевым. Вот стихотворение, которое очень любил П.И. Чайковский:
    На стоге сена ночью южной
    Лицом ко тверди я лежал,
    И хор светил, живой и дружный,
    Кругом раскинувшись, дрожал.
    Поэт здесь как будто остается один на один со Вселенной. Он смутно осознает свое одиночество и вместе с тем особую значительность, какую-то торжественность этой минуты:
    Земля, как смутный сон немая,
    Безвестно уносилась прочь,
    И я, как первый житель рая,
    Один в лицо увидел ночь.
    Он не просто ощущает свое родство с этой «бездной полуночной», – он переживает необычайное состояние погружения души в космическую глубину:
    Я ль несся к бездне полуночной,
    Иль сонмы звезд ко мне неслись?
    Казалось, будто в длани мощной
    Над этой бездной я повис.
    И с замираньем и смятеньем
    Я взором мерил глубину,
    В которой с каждым я мгновеньем
    Все невозвратнее тону.
    («На стоге сена ночью южной…»)
    Здесь ощущения человека, глядящего на небо, ассоциируются у поэта с ощущениями растворения души в космосе. Тютчевские мотивы, философские мысли звучат у Фета в таких стихотворениях, как «Осень», «Ласточки», «Есть ночи зимней блеск и сила…», «Я рад, когда с земного лона…».
    Во многих пейзажах Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Как замечает Б.Я. Бухштаб, «поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом»[102 – Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 102.]. Вот, например, стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:
    Ярким солнцем в саду пламенеет костер,
    И, сжимаясь, трещит можжевельник[103 – Там же, с. 84.];
    Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
    Раскрасневшись, качается ельник.
    В последней строфе его мы узнаем, что деревья лишь кажутся качающимися в неверных отблесках костра. Внешний мир как бы окрашивается душевными настроениями поэта. С этим связан антропоморфизм, одухотворение природы в лирике Фета. Так, роза у него «странно улыбнулась», «звезды молятся, пруд грезит», «тополь сонный дремлет». Мир природы у него очеловечивается, человек же, наоборот, является гармонической частью этого мира. Как отмечают исследователи, здесь сказывается явное влияние на творчество поэта лирики Гейне.
    В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханью, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:
    Уж травка светит с кочек талых,
    Плаксивый чибис прокричал,
    Цепь снеговую туч отсталых
    Сегодня первый гром прорвал.
    («Еще, еще! Ах, сердце слышит»)
    Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде – все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой. Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:
    Пропаду от тоски я и лени,
    Одинокая жизнь не мила,
    Сердце ноет, слабеют колени…
    В каждый гвоздик душистой сирени,
    Распевая, вползает пчела.
    («Пчелы»)
    Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:
    Снова в сердце ничем не умеришь
    До ланит восходящую кровь,
    И душою подкупленной веришь,
    Что, как мир, бесконечна любовь.
    («Весенние мысли»)
    Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало,
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой.
    («Я пришел к тебе с приветом»)
    Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:
    Так дева в первый раз вздыхает,
    О чем не ведая еще,
    И в первый раз благоухает
    Ее блестящее плечо.
    («Первый ландыш»)
    Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
    Если весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, то зимняя – с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:
    Ночь светла, мороз сияет,
    Выходи – снежок хрустит;
    Пристяжная озябает
    И на месте не стоит.
    («Ночь светла»)
    Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
    Селенье спит под снежной пеленой,
    Тропинки нет по всей степи раздольной.
    Да, так и есть: над дальнею горой
    Узнал я церковь с ветхой колокольней.
    Как мерзлый путник в снеговой пыли,
    Она торчит в безоблачной дали.
    Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
    Все понял я: земля давно остыла
    И вымерла…
    («Никогда»)
    Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, он умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:
    Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
    Под пологом снегов как смерть однообразной…
    Леса под шапками иль в инее седом,
    Да речку звонкую под темно-синим льдом.
    («Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)
    Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу»[104 – См.: Бальмонт К. О поэзии Фета. М., 1934.].

  5. Фет — один из лучших русских поэтов-пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта.
    Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных птиц, обладающим привычным поэтическим ореолом. В его стихах редко встретишь таких птиц, как соловей, лебедь, орёл, жаворонок. Зато в лирике этого поэта появляются образы чибиса, кулика, черныша, стрижа. Каждая птица показана у Фета во всем своеобразии:
    И слышу я, в изложине росистой
    Вполголоса скрипят коростели…
    Фета без тени сомнения можно назвать великим певцом русской природы. В его пейзажной лирике она предстаёт перед читателем в самых ярких красках:
    Я пришёл к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой…
    Отличительной чертой Фета-пейзажиста является его способность вглядываться в каждую песчинку, в каждый листик, но при этом показывать детали такими, какими они предстали мгновенному восприятию художника. Можно сказать, что поэта интересует не предмет, а впечатление, произведённое предметом. Сам Фет так говорил об этом: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»:
    Куда не обращаю взор,
    Кругом синеет мрачный бор
    И день права свои утратил.
    В глухой дали стучит топор,
    Вблизи стучит вертлявый дятел.
    Природа у Фета всегда спокойна, прозрачна, тиха, она словно бы замерла, но всё это не делает её мёртвой. Она богата звуками и красками:
    Что за звук в полумраке вечернем?
    Бог весть! — То кулик простонал или сыч.
    Расставанье в нём есть, и страданье в нём есть,
    И далёкий неведомый клич,
    Точно грёзы больные бессонных ночей
    В этом плачущем звуке слиты…
    При всей правдивости и конкретности описания природы у Фета она как бы растворяется в лирическом чувстве, служа лишь средством его выражения. Кроме того, мне кажется, что пейзаж у данного поэта очеловечен, как ни у кого другого. У Фета роза странно улыбается, звёзды молятся, берёзы ждут, пруд грезит. Автор словно превращает мир в одно целое, объединённое настроением поэта:
    Тёплый ветер тихо веет,
    Жизнью свежей дышит степь
    И курганов зеленеет
    Убегающая цепь.
    Со временем в стихах Фета появляется всё больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии присутствует во всём:
    Целый день спят ночные цветы,
    Но лишь солнце за рощу зайдёт,
    Раскрываются тихо листы,
    И я слышу, как сердце цветёт.
    Таким образом, стихи А. А. Фета о природе проникнуты светлым чувством. Лирический герой его поэзии сливается с природой, становится частью её. Его жизнь уже не мыслима вне этой удивительной красоты.
    По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки каждому человеку.

  6. Фет – один из лучших русских поэтов–пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта.
    Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных птиц, обладающим привычным поэтическим ореолом. В его стихах редко встретишь таких птиц, как соловей, лебедь, орёл, жаворонок. Зато в лирике этого поэта появляются образы чибиса, кулика, черныша, стрижа. Каждая птица показана у Фета во всем своеобразии:
    И слышу я, в изложине росистой
    Вполголоса скрипят коростели…
    Фета без тени сомнения можно назвать великим певцом русской природы. В его пейзажной лирике она предстаёт перед читателем в самых ярких красках:
    Я пришёл к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой…
    Отличительной чертой Фета-пейзажиста является его способность вглядываться в каждую песчинку, в каждый листик, но при этом показывать детали такими, какими они предстали мгновенному восприятию художника. Можно сказать, что поэта интересует не предмет, а впечатление, произведённое предметом. Сам Фет так говорил об этом: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»:
    Куда не обращаю взор,
    Кругом синеет мрачный бор
    И день права свои утратил.
    В глухой дали стучит топор,
    Вблизи стучит вертлявый дятел.
    Природа у Фета всегда спокойна, прозрачна, тиха, она словно бы замерла, но всё это не делает её мёртвой. Она богата звуками и красками:
    Что за звук в полумраке вечернем?
    Бог весть! – То кулик простонал или сыч.
    Расставанье в нём есть, и страданье в нём есть,
    И далёкий неведомый клич,
    Точно грёзы больные бессонных ночей
    В этом плачущем звуке слиты…
    При всей правдивости и конкретности описания природы у Фета она как бы растворяется в лирическом чувстве, служа лишь средством его выражения. Кроме того, мне кажется, что пейзаж у данного поэта очеловечен, как ни у кого другого. У Фета роза странно улыбается, звёзды молятся, берёзы ждут, пруд грезит. Автор словно превращает мир в одно целое, объединённое настроением поэта:
    Тёплый ветер тихо веет,
    Жизнью свежей дышит степь
    И курганов зеленеет
    Убегающая цепь.
    Со временем в стихах Фета появляется всё больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии присутствует во всём:
    Целый день спят ночные цветы,
    Но лишь солнце за рощу зайдёт,
    Раскрываются тихо листы,
    И я слышу, как сердце цветёт.
    Таким образом, стихи А.А. Фета о природе проникнуты светлым чувством. Лирический герой его поэзии сливается с природой, становится частью её. Его жизнь уже не мыслима вне этой удивительной красоты.
    По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки каждому человеку.

  7. Особенная манера Фета – одушевлять всю природу чувствами этого лирического “Я” [1].
    Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет (“устал и цвет небес”), а с другой стороны – в тех же целях выражения лирической эмоции – живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.
    Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, “где воздух, свет и думы заодно”, где
    …в воздухе за песнью соловьиной
    Разносится тревога и любовь.
    Характерные эпитеты Фета, такие как “мертвые грезы”, “серебряные сны”, “благовонные речи” и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.
    Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, – у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.
    Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка – “кроткий серафим”, глаза ее – “как цветы волшебной сказки”, георгины – “как живые одалиски”, небеса – “нетленные как рай” и т. п.
    В стихотворении “Глубь небес опять ясна…” признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под “невестой” прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста – символы оживающей весенней природы [3].
    А в стихотворении “Пчелы” я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в “гвоздик душистой сирени”. Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом “пышет все боле и боле”. Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять “на цветах ли, в ушах ли звенит”.
    У Фета “цветы глядят с тоской влюбленной”, “звезды молятся”, “грезит пруд” и “дремлет тополь сонный”. Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении “Сентябрьская роза”, например, речь идет о розе и о женщине одновременно.
    Во многих стихах А.А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души [3].
    В стихотворении “Узник” человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:
    Бывалое горе
    Уснуло в груди,
    Свобода и море
    Горят впереди.
    В другом стихотворении молодость – это “новый, ранний снег всегда и чист и свеж!” Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.
    А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.
    Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества – всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.
    Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета “Вечерних огней” – природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом – чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета.
    У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А.К. Толстой: “Я, наконец, познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…” Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения – “пахучая страсть”, “устало все кругом: устал и цвет небес…” и т. п.
    Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета “трепету природы” отвечает согласный “трепет души”. Поэт зорко наблюдает “человечное” в природе и “природное” в человеке и полную гармонию человека и природы.
    Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый “звездный цикл”: так много писал он о звездах. Вот одна из вершин “звездной лирики” Фета:
    На стоге сена ночью южной
    Лицом ко тверди я лежал,
    И хор светил, живой и дружный,
    Кругом раскинувшись, дрожал…
    Поэт не передает своих “диалогов со звездами” (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью – он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что:
    …Меж теми звездами и мною
    Какая-то связь родилась.
    Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. “Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант…” – говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность [1].

  8. «У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления… Поэзия его состоит из ряда картин природы… из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…» — писал о поэте А. В. Дружинин.
    И действительно, картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки…
    Образы природы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных деталей и запоминающихся подробностей. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда («Под липой»).
    Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы тайный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».
    В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:
    Уж травка светит с кочек талых,
    Плаксивый чибис прокричал,
    Цепь снеговую туч отсталых
    Сегодня первый гром прорвал.
    («Еще, еще! Ах, сердце слышит» )
    Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде — все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой.
    Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:
    Пропаду от тоски я и лени,
    Одинокая жизнь не мила,
    Сердце ноет, слабеют колени…
    В каждый гвоздик душистой сирени,
    Распевая, вползает пчела.
    («Пчелы» )
    Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:
    Снова в сердце ничем не умеришь
    До ланит восходящую кровь,
    И душою подкупленной веришь,
    Что, как мир, бесконечна любовь.
    ( «Весенние мысли» )
    Одновременно весенние стихотворения Фета — это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало,
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой.
    ( «Я пришел к тебе с приветом» )
    Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью.
    Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:
    Так дева в первый раз вздыхает,
    О чем не ведая еще,
    И в первый раз благоухает
    Ее блестящее плечо.
    ( «Первый ландыш» )
    Весна у поэта — это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
    Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же — с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:
    Ночь светла, мороз сияет,
    Выходи — снежок хрустит;
    Пристяжная озябает
    И на месте не стоит.
    ( «Ночь светла» )
    Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
    Селенье спит под снежной пеленой,
    Тропинки нет по всей степи раздольной.
    Да, так и есть: над дальнею горой
    Узнал я церковь с ветхой колокольней.
    Как мерзлый путник в снеговой пыли,
    Она торчит в безоблачной дали.
    Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
    Все понял я: земля давно остыла
    И вымерла…
    ( «Никогда» )
    Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, Фет умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:
    Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
    Под пологом снегов как смерть однообразной…
    Леса под шапками иль в инее седом,
    Да речку звонкую под темно-синим льдом.
    («Я русский, я люблю молчанье дали мразной» )
    Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов — в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета — это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».

  9. В литературе у каждого поэта была своя любимая и цепляющая за душу творческая тема. Всем известный писатель Афанасий Фет природа и любовь стали его главными темами в творчестве. Образы природы в его стихотворениях представлены свой одухотворенный образ, он показывает ее как живое существо с необыкновенным и неповторимым миром.
    В то же время природа в поэзии Фета свежа и трепетна, он хорошо раскрывает и дает возможность почувствовать красоту земли всей природы. Афанасий Фет любил русскую природу, он видел красоту в природе в любое время года, он пристально наблюдал и знал хорошо окружающею природу. В его стихотворении можно почувствовать и услышать пение птиц, пчелки жужжащие, в его творчестве существует даже стихотворение под названием « Пчелы » также звук кузнечиков это все было в его четверостишиях.
    В стихах этого поэта все предельно и конкретно ясно в его строках можно увидеть много красочных мелочей, и полно необыкновенных деталей. Афанасий Фет удивительный неповторимый одаренный человек и также талантливый поэт серебряного века.
    В творчестве писателя множество коротких, но в то же время радостных и поднимающих настроение стихотворений. Одним из многочисленных весенних стихов и популярным является стих « Еще, еще! Ах, сердце слышит ». Вообще Фет очень любил время года весну и ее природу, она у него не вина и трогательна, хорошо описано в четверостишье « Первый ландыш ». Также в его произведениях встречался и пейзаж на зимнюю тематику и написал прекрасный и необыкновенный, но всем понятный пробуждающий стих под названием « Ночь светла». Природа в его стихах переменчива, также в его стихотворениях можно увидеть, как он описывает необыкновенную и душевную связь человека и природы.
    О том, как рассуждал и писал Фет описывать можно постоянно, одно можно сказать природа была в центре его творчество она его созерцание. Он как будто жил с природой и чувствовал каждый элемент прекрасной и удивительной природы в целом.

  10. Основные темы поэзии Фета — любовь и природа. Его стихотворения несут в себе всю проникновенность фетовского восприятия мира, ему было присуще «необычайно тонкое поэтическое чувство природы». Поэзия Фета — поэзия звуков, запахов, цвета и света, создающих картину чувственного мироощущения, мироощущения светлого, мелодического. В лирике Фета музыкальное начало настолько усиливается, что несёт в себе особый подтекст. Тема природы и тема любви в творчестве поэта синкретичны, потому что природа, по Фету, неотделима от человека, его душевного состояния, чувства, настроения. Его восприятие пейзажа передаёт тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:
    Какая ночь! Все звёзды до единой
    Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
    И в воздухе за песней соловьиной
    Разносятся тревога и любовь.
    («Ещё майская ночь…», 1857)
    Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.
    В раннем творчестве поэт воспринимает любовь прежде всего как первобытное, импульсивное ощущение, его интересовали чувственные проявления любви, её языческое начало. Лирика Фета переполненачувствами, он воспевает гармонию прекрасного, красоту природы и любви. Трепет, восторг, умиление звучат в его стихотворении «Ещё весны душистой нега» (1854):
    Но возрожденья весть живая
    Уж есть в пролётных журавлях,
    И, их глазами провожая,
    Стоит красавица степная
    С румянцем сизым на щеках.
    Основная задача творчества Фета — поиск и раскрытие красоты в природе и человеке. В стихотворении «Свеж и душист твой роскошный венок» (1840) тема красоты раскрывается через образный ряд: цветы, венок, благовония, подобно античным дифирамбам. Это гимн увенчанной женской красоте. В него вплетается тема любви: синтез красоты и любви порождает счастье, побуждающее лирического героя к творчеству:
    Свеж и душист твой роскошный венок,
    Счастию сердце легко предаётся:
    Мне близ тебя хорошо и поётся.
    Свеж и душист твой роскошный венок.
    Опосредованно звучит тема природы. Построенное по кольцевой композиции, произведение представляет собой стихотворный аналог музыкальной сонатины.
    В стихотворении « Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне» (1863) на тему природы накладывается тема человеческих ощущений, отношений, стремлений. Стихотворение написано в разработанном Фетом жанре мелодии, напоминающем элегию, но здесь нет элегической грусти и печали. Вечер, переходящий в ночь, — зыбкое время, дающее возможность совершить переход в иную сферу, подняться над собой, отрешиться от своих переживаний и обратиться к ощущениям:
    В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,
    Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,
    Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,
    Свет унося, покидая неверные тени.
    Ночь для Фета — это двойник дня, когда у человека обостряются чувства, появляются силы, пробуждаются стремления, в ней нет ничего тёмного, трагического. В конце стихотворения время переходит на другой темп: «травы степные» начинают сверкать «росою вечерней»; «месяц зеркальный» уже не плывёт, а «бежит по лазурной пустыне».
    Поздняя лирика Фета направлена на выражение невыразимого, бессознательного: музыки, фантазии, переживаний; это попытка запечатлеть эмоциональное состояние не предмет — а впечатление от предмета. Так, в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (1877) показана любовь эстетическая, вызванная силой искусства:
    Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
    Что ты ода — любовь, что нет любви иной,
    И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
    Не случайно Фет считается предшественником русского символизма и представителем чистого искусства (искусства для искусства).
    В поздних стихотворениях Фета отразилось влияние трагической философии А. Шопенгауэра: появляются философские темы, лирика становятся более глубокой, более содержательной. Тема любви раскрывается по-новому, трагически. Она неотделима от судьбы А. А. Фета, его личной драмы. Поэт любил Марию Лазич, дочь бедного херсонского помещика, но не решился жениться на девушке, так как, будучи непризнан дворянином, не имел достаточных средств. В1851 году Мария трагически погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Возможно, это было самоубийство. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, посвящал ей многочисленные стихотворения, полные вины и раскаяния: «Старые письма», «Солнца луч промеж лип…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих » и др. В его творчестве возникает мотив сгоревшего (от любви) человека. Воспоминания о трагизме любви приводят Фета к более глубокому осмыслению жизни. В стихотворении « Недвижные очи, безумные очи» () поэт говорит с возлюбленной как с живой, добиваясь у неё ответа, завидуя её безмолвию и небытию:
    Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
    Завидно мне безмолвие твоё,
    И, не судя ни тупости, ни злобы,
    Скорей, скорей в твое небытие!
    В этих строках — отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже небытие ощущается как благодать, избавление, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает её в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

  11. А.А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, — общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высоко развитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.
    В моем саду, в тени густых ветвей
    Поет в ночи влюбленный соловей.
    У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит его с Тютчевым:
    Как майский глубокий
    Зефир, ты, мой друг, хороша.
    У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
    В небесах летают тучи,
    На листах сверкают слезы,
    До росы шипки грустили,
    А теперь смеются розы.
    Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего «Ада». Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь — в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:
    Какой горючий пламень
    Зари в такую пору!
    Кусты и острый камень
    Сквозят по косогору.
    Ушли за днем послушно
    Последних туч волокна…
    О, как под кровлей душно,
    Хотя раскрыты окна.
    Поэзия для Фета — высший род художества. Она по- своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами. У различных поэтов легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:
    Смотри, красавица, — на матовом фарфоре
    Румяный русский плод и южный виноград.
    Как ярко яблоко на лиственном узоре!
    Как влагой ягоды на солнышке горят.
    Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить ман- делыптамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла…» – ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетовской мелодикой и ритмикой.
    Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:
    Уснули метели
    С печальной зимой,
    Грачи прилетели,
    Пахнуло весной.
    Широкая карта
    Полночной земли
    Чернеет, и марта
    Ручьи потекли.
    Для песни полночной
    Отныне живи,
    Душой непорочной
    Предайся любви.
    Даже запись в альбом, поэтический пустяк, он превращает в эстетическое событие: «Среди фиалок в царстве роз // Примите искренний поклон…» Его, фетовские леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», а еще:
    На природе с каждой каплей
    Зеленеет вся одежда,
    В небе радуга сияет,
    Для души горит надежда.
    При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, всё значение поэзии – в безусловном, не зависимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе.
    Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее раскрывается при последовательном прочтении его стихотворений.

  12. Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремле­ние к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным процессом. Лишь мгновение прозрения, вспышка дана человеку, чем и объ­ясняется небольшой объем произведений поэта. Всем сти­хотворениям А. А. Фета свойственна особая музыкаль­ность.
    Образ природы в поэзии А. А. Фета. Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое су­щество, со своим неповторимым миром. Оно наделено соб­ственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приоб­щиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:
    Учись у них — у дуба, у березы.
    Кругом зима. Жестокая пора!
    Напрасные на них застыли слезы,
    И треснула, сжимаяся, кора.
    «Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)
    Поэт наполняет стихотворение постоянными обраще­ниями к читателю, облекая их в повелительную форму. Та­кой дидактизм, по мнению автора, должен активизировать восприятие читателя.
    Все злей метель и с каждою минутой
    Сердито рвет последние листы,
    И за сердце хватает холод лютый;
    Они стоят, молчат; молчи и ты!
    Но верь весне. Ее промчится гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа.
    «Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)
    Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:
    На пригорке то сыро, то жарко,
    Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
    Но зарница уж теплится ярко
    Голубым и зеленым огнем.
    «Вечер» (1855)
    Средства художественной выразительности в стихо­творениях А. А. Фета о природе. Поразительная острота чув­ства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтическо­го произведения не приводит, как можно было бы предполо­жить, к изображению статичного состояния пейзажа. Дина­мика ночной жизни мира природы и переживания влюблен­ных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляе­мых событий:Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    Действие развивается одновременно в отношениях лю­дей и в природе. Автор использует прием параллелизма, на котором и строится все стихотворение. Именно параллелизм в представлении человека и природы позволяют поэту рас­крыть полутона внутреннего мира влюбленного. Два начала проникают друг в друга, дополняют, смешиваются. В стихо­творении черты природы переходят на человека, а изобра­жаемая картина природы получает психологическую трак­товку. Очень осторожно, размытыми штрихами поэт уста­навливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком.
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица.
    Поэт как бы фиксирует мгновения, а недосказанность позволяет читательской фантазии восполнить пропущенные автором части картины.
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..
    Внутренняя динамика изображаемого создается не толь­ко сменой картин, но и течением времени, которое А. А. Фет вводит в повествование через изменения теней, света и по­явлением в конце повествования лучей солнца, предвосхи­щающих утро. Эмоциональный всплеск в финальной строке стихотворения окончательно соединяет мир природы и че­ловека, т. к. заря воспринимается как начало жизни всего су­щего и начало чувства. Летняя ночь, наполненная лириче­скими событиями, предстает как прелюдия счастья и гармо­нии.
    Мир природы становится в поэзии А. А. Фета объектом познания: «Там, где обыкновенный глаз не подозревает кра­соты, художник видит ее, отвлекает от всех остальных ка­честв предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение». Поэт выходит за гра­ницы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» (Н. Страхов) и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *