Сочинение на тему природа война и мир

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Чудо женщина

    В произведениях Л.Н. Толстого природа – не просто фон для событий, но и инструмент для отображения внутреннего состояние героев. В романе «Война и мир» Лев Николаевич воссоздает панорамные пейзажи, любуясь вместе с героями их красотой. Любимые персонажи писателя живут в единении с природой, которая является и утешителем, и мудрым советчиком. Некоторые пейзажи стали хрестоматийными.
    Невозможно пропустить пейзажную зарисовку ночи в Отрадном. Она подана через восприятие Наташи Ростовой. Девушка восторгается луной и общей атмосферой. Когда эмоции бьют через край, она обращается к Соне: «Ах, какая прелесть!.. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… – Нет, ты посмотри, что за луна!..». Одновременно с Наташей этой ночью любуется и Андрей Болконский. Эта художественная деталь намекает, что молодых людей связывает нечто большее, чем физическое влечение.
    Чтобы читатель мог представить, что чувствуют герои, Л.Н. Толстой использует в пейзажной зарисовке множество эпитетов, которые передают всю цветовую гамму «зрелища»: белый, черный, серебристый. Автор пытается рассмотреть не только луну, но и деревья, крыши, блестящую росу. Все это удивляет красотой и непорочностью, гармонично сливается с эмоциями влюбленных Наташи и Андрея.
    Князю Андрею природа показывает, что человек – ничто в сравнении с высшими силами и вечностью. Все знают отрывок произведения, описывающий ранение молодого князя под Аустерлицем. В переломный момент его жизни на помощь приходит именно матушка-природа. Кажется, она насыщает его душу и тело жизненными силами.
    С образом Андрея Болконского тесно связан образ-символ дуба. В анализируемом произведении под этим деревом подразумевается жизненная сила и энергия. Мужчина дважды «встречается». Во время первой встречи ранней весною он разочарован в жизни, а дуб ему видится так: «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами». Князю кажется, что его жизнь закончилась, так, как и жизнь этого дуба. Во второй раз он видит дерево после душевного и физического исцеления. Андрей удивляется прекрасному преображению, осознает, что и сам поменялся так же.
    Пьер Безухов, как и Наташа Ростова с Андреем Болконским, любуется ночным пейзажем, когда в его сердце вспыхивают чувства к Наташе. Природа также помогает этому герою выбраться из плена, подсказывая, что каждый человек должен бороться за свободу.
    Охота в Отрадном разворачивается на фоне осенней природы. Пейзаж поражает буйством красок, оттенков. Здесь ярко-зеленые, и бурые, и светло-желтые , и золотые острова леса и полей». Осень совсем не кажется унылой, наоборот, передает настроение людей, которые охотятся, пляшут и веселятся.
    Примечательно, что такие герои как Анна Павловна Шерер, Элен и Анатоль Курагины и под. не умеют вести разговор с природой. Объясняется все просто: они привыкли к искусственной жизни, искусственным отношениям, природа для них – лишь пустышка, ведь из нее не извлечешь денег и собственной выгоды.

  2. Природа в романе Толстого “Война и мир”.
    Автор романа “Война и мир” предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.
    С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
    Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой “высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками”. И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: “Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”.
    После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит “огромный, в два обхвата дуб, с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками”, стоящий “сердитым и презрительным уродом” между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: “Нет пи весны, ни солнца, ни счастья”, – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен “доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”.
    В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение (“Так бы вот села на корточки… и полетела”). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает “неохотно”. Зато в душе князя Андрея поднимается “неожиданная путаница молодых мыслей и надежд”.
    Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который “так странно и памятно поразил его”, но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья…”, и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что “жизнь не копчена в тридцать один год”.
    В “Войне и мире” пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов “увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли… Земля… сливалась с тусклым и влажным покровом тумана”.
    Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.
    Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
    Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: “Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…” В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, “на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне”, пропитаны кровью и смертью.
    Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

  3. Автор романа «Война и мир» предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.
    С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
    Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
    После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
    В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки… и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
    Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья…», и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».
    В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли… Земля… сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
    Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.
    Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
    Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…» В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
    Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

  4. В этом же районе [в Отрадном ] жил и граф Ростов. Андрею нужно было съездить к нему в гости, решить некоторые проблемы. Но, как сказано в тексте «..почти насильно оставили его ночевать…», и он был вынужден остаться. В эту ночь князь никак не мог уснуть, видимо его все-таки беспокоили какие-то мысли, но именно какие, андрей не мог понять, возможно, они были связанны с девушкой: «эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование…»- говорил он сам себе. Он открыл окно и увидел невероятную красоту ночи «…лунный свет..ночь была свежая и неподвижно светлая..». В эту же ночь не спалось и Наташе Ростовой( а из-за этого и Соне).Наташа восхищалась этой прекрасной ночью «Ну,как можно спать! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало..». Всё это слышал и хотел дальше слушать Болконский. Он почему-то ждал, что Наташа скажет что-нибудь про него. «И в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд…», видимо, он влюбился в Наташу. Но чем именно Наташе удалось привлечь такое внимание Андрея? Всё просто, искренность Наташи не оставила его равнодушным, она даже природой наслаждалась искренно. Другими словами, ей удалось разбудить в Андрее, которого не интересовала жизнь, те угасшие и забытые прекрасные чувства любви и прелести в жизни. После услышанного, Болконский «не в силах уяснить себе свое состояние, тот час же уснул» , те мысли, которые беспокоили нашего героя перед сном, куда-то исчезли. Читая дальше, Андрей и Наташа будут помолвлены. Изображение лунной ночи помогло нашим героям раскрыть внутренний мир.
    По возвращению домой, Андрей вновь встречает тот дуб, но тот дуб уже не был прежним «..так странно и памятно поразил его..не узнавая его, он любовался им..». Ничего прежнего не было на этом дубе «ни корявых пальцев, ни болячек ничего не было видно..». И даже его прошлые мысли стали другими: «Нет, жизнь не кончена в 31 год, – вдруг окончательно решил князь». Вот это истинное изменение жизненной позиции князя. Наташа помогла ему переосмыслить жизнь, а дуб В этом эпизоде выступил как олицетворение высшей мудрости человека.
    Еще один герой, вокруг которого чувствуется параллелизм с природой, это Николай Ростов. Не зря пейзаж предшествует наступлению важных событий в жизни героев. Таким было утро 15 сентября «..когда молодой Ростов увидел утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты…». Мы видим другого Ростова. Ему важно было на этой охоте показать себя с лучшей стороны в глазах дядюшки, затравив одного матерого волка; он даже несколько раз обращался с мольбой к Богу «Ну что тебе стоит, – говорил он Богу, – сделать это для меня!…». Раньше такого не было, чтоб он обращался к богу, тем более с такой просьбой. Он и так очень переживал за эту охоту, а тут еще неожиданная встреча с Илагиным, привела к соперничеству между ними и их собаками. К счастью, охота закончилась успешно, и все разъехались по домам. Кроме Ростовых.
    После охоты Ростовы (Николай, Наташа и Петя) поехали к дядюшке в гости. Дядюшка рассказал, что его Митька-кучер всегда играет на балалайке после охоты. Но, когда сам дядюшка начал играть, Наташа стала еще более счастливой и открытой: «Не отлично, а прелесть что такое! – ей так же как грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей верхом музыкальной прелести..». И Наташа, не сдерживая эмоций пустилась в пляс: «..сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала..». Именно светлая и чистая душа привлекла князя Андрея в Наташе, ей тоже понравился Андрей «она с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой, и сказала: – Еще какой!», когда во время пляски заговорили о женихе.
    Таким образом, природа помогает читателям раскрыть то, что чувствуют герой в тот или иной момент. Она также открывает лучшие или худшие качества героев. Поэтому, перед каждым важным событием, не только Л.Н.Толстой, но и большинство писателей описывают сначала природу, а потом уже само действие.
    Удалить

  5. 5
    Текст добавил: Одолжите денег

    Автор романа «Война и мир» предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.
    С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
    Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
    После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
    В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки… и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
    Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья…», и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».
    В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли… Земля… сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
    Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.
    Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
    Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…» В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
    Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.
    Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (2 вариант)
    Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.
    Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».
    Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».
    Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».
    Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.
    Природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (3 вариант)
    Лев Николаевич Толстой большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, иди хочет показать гармонию с великой матерью-природой.
    Большую роль играет пейзаж в романе Война и мир, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге.. .
    На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. Над ним не было ничего уже, кроме неба, высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.. . Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба.

  6. Автор романа «Война и мир» предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.
    С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
    Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
    После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
    В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки… и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
    Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья…», и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».
    В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли… Земля… сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
    Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.
    Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
    Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…» В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
    Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

  7. В любом произведении описанию природы отводится довольно значимая роль. Автор словно стремится передать нам состояние человеческой души, характер ее переживаний через те или иные пейзажные зарисовки. Я думаю, природа и ее красота не случайно присутствуют в произведениях русских писателей. Ведь Россия поражает обилием и разнообразием живописных мест.
    В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой через сцены охоты Ростовых показывает их единение с природой. Получая огромное наслаждение от созерцания красот родных просторов, герои
    как бы возвращаются в древние времена, когда человек и природа были одним целым. На охоте нет слуг и хозяев, все равны в огромном природном доме, когда единственным постоянным моментом остается характер того или иного человека, его внутренняя сущность.
    В данном произведении природа выступает как некий фон, на котором разворачиваются человеческие судьбы. Природа связана неразрывно с героями, отражает состояние их души в различные моменты времени.
    Обратимся к образу князя Андрея Болконского. Толстой показывает нам его, лежащим на поле Аустерлица, смотрящим в “доброе… высокое, бесконечное небо”.
    И в этот момент Болконский думает, что все – облака, земля, небо – вечное, главное, высшее. Для всех положительных героев романа открывается свое “небо”: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное, голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова… Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Человек – всего лишь малая доля этого бескрайнего существования. А земное тщеславие вообще теряется на фоне вечности.
    Замечательна сцена беседы в Богучарове на переправе Андрея Болконского и Пьера Безухова. Последний говорит о необходимости отдавать все силы любви, жизни, вере. Автор очень точно подбирает пейзажную картину: “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения со слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И душа князя Андрея после мрачности и обреченности бытия открывается божественному озарению: снова перед его глазами небо – символ вечности. И все же истинное перерождение с Андреем Болконским происходит в Отрадном, в усадьбе Ростовых. На своем пути Болконский видит дуб (по замыслу Толстого, это дерево – символ души Болконского), который “один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. А вокруг все цвело буйной зеленью… У самого дома князь Андрей замечает толпу девушек, среди которых ярко выделяется Наташа.
    Далее Толстой показывает нам ощущения души Болконского, который слышит разговор Наташи и Сони ночью у окна. Чувства молодости и восторга прочно утверждаются в сердце князя Андрея. Уже на обратном пути, видя дуб, покрытый молодой листвой, Болконский приходит к выводу, что ему необходимо жить полной жизнью. На него находит “беспричинное весеннее чувство радости и обновления”. Весна недаром является символом начала, возрождения, обретения силы.
    Прием отождествления героев произведения с теми или иными картинами природы ярче раскрывает динамичное движение их души. Тогда как отрицательные персонажи, лишенные внутренних движений, не изображаются в единстве с природой, они просто неинтересны автору. Хотелось бы еще отметить, что Лев Николаевич Толстой использует описания природы и ее явлений для того, чтобы как можно шире показать то или иное событие человеческой жизни, ее переживания и радости.
    Не зря художник слова так тщательно выписывал лирические отступления в своем произведении. В их сочетании с сюжетной линией раскрываются вся прелесть и красота родного языка, его эмоциональное воздействие и, конечно же, талант писателя.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Философско-историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности и…
    Анализ Аустерлицкого сражения в романе “Война и мир” Смысл Аустерлицкого сражения простым солдатам был не понятен, поэтому битва была проиграна еще до ее начала. Для беспорядочного отступления оказалось достаточно чьего-то “наивно испуганного” крика: “Обошли!” За паническим бегством солдат…
    “Путь духовных исканий Андрея Болконского” в романе “Война и мир” Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание…
    Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: “правильно – неправильно”, “ложное –…
    ТРИ ПОКОЛЕНИЯ БОЛКОНСКИХ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Тема отцов и детей, тема смены поколений, является традиционной для русской литературы: И. С. Тургенев – “Отцы и дети”, А. П. Чехов – “Вишневый сад”, М. Е. Салтыков-Щедрин – “Господа…
    МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” (Андрей Болконский) Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями, показан быт помещичьей России и мир аристократического общества,…
    Человек и природа в литературе Еще с самого детства сказки учат детей жить в полной гармонии с природой. Нет ни одного ребенка, у которого бы не было любимой игрушки – зверя. Дети считают животных самыми…
    Любимый женский образ в романе “Война и мир” Как А. С. Пушкин показал нам в своем романе “Евгений Онегин” свой любимый женский образ, так и Л. Н. Толстой нарисовал образ женщины, близкой и дорогой его сердцу. Если у…
    Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Н. Г. Чернышевский в статье “О сочинение графа Толстого” основным приемом толстовского творчества назвал “диалектику души”: “Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и…
    ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Эпопея “Война и мир” выросла из замысла Толстого написать роман “Декабристы”. Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова возвращался к нему, пока в центре его внимания не оказалась Великая…
    ВОЙНА 1812 ГОДА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” “Война и мир” – русская национальная эпопея. “Без ложной скромности, – это как “Илиада””, – говорил Толстой Горькому. С самого начала работы над романом автор интересовался не только частной, личной…
    Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Смысл жизни… Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо…
    Докажите справедливость суждения Н. К. Гей о романе “Война и мир”: Наташа Ростова – единственная, кто из толстовских героев предстает и в “детской”, и во “взрослой” ипостаси Докажите справедливость суждения Н. К. Гей о романе “Война и мир”: Наташа Ростова – единственная, кто из толстовских героев предстает и в “детской”, и во “взрослой” ипостаси. В своем сочинении-рассуждении…
    БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Время действия романа Толстого “Война и мир” – одна из самых значительных эпох в истории России. Но эта конкретно-историческая тема не стоит в романе отдельно, она поднята до уровня общечеловеческого…
    “Что есть красота?..” по роману Л. Н. Толстого “Война и мир” На свете есть много прекрасных вещей и явлений. Одни ценят грацию и пластику дикого животного, другие восхищаются красотой природы, третьи с упоением слушают музыку. А я считаю, что истинная красота…
    Духовные искания героев Толстого в романе “Война и мир” Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский и Пьер Безухов) Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому,…
    Портретные характеристики персонажей в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Русская литература 2-й половины XIX века Портретные характеристики персонажей в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Портретные характеристики персонажей в творчестве Толстого играют большую роль. С их помощью писатель…
    Человек и природа в лирике Тютчева План 1. Тема природы в лирике Тютчева. 2. Символизм лирики Тютчева. 3. Необходимость понимания природы человеком. Тема природы – одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX…
    “Вечные” темы: человек и история, война и мир, личность и масса в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” Роман-эпопея “Тихий Дон” Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного…
    Природа и человек План 1. Природа и человек. 2. Потребительское отношение к природе. 3. Природа может сказать: “Нет!” 4. Предупреждения природы. 5. Защита природы – дело каждого человека. Природа предлагает нам свою мудрость,…
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Грустно. И ни черта не понять, Что там мозгует режим: Северным рекам шеи свернуть Или отнять Гольфстрим! Фазиль Искандер Недавно я случайно посмотрел старый фильм “Хозяин тайги”. Хотя он был…
    Раскрытие понятия “диалектика души” в романе “Война и мир” В своей эпопее “Война и мир” Л. Н. Толстой сумел изобразить неповторимые образы и, главное, что его интересовало в героях, – нравственный поиск каждого, умение человека совершенствовать свою душу. Рисуя…
    Человек и природа в лирике Заболоцкого Человек и природа в лирике Заболоцкого План I. Певец природы. II. Философский характер лирики Н. Заболоцкого. 1. Тема смерти и бессмертия. 2. Гармония в мире природы. 3. О красоте человеческих…
    Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с…
    Рукавицын М. М. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ. РОМАН-ЭПОПЕЯ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ. РОМАН-ЭПОПЕЯ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Еще в начале творческого пути в неоконченной рукописи “Кавказского романа” (переросшего в “Казаков”) Толстой сделал помету: “Ужасно трудно описать характер…
    ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в…
    “Мысль семейная” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя…
    ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” (вариант 2) В романе “Война и мир” Толстой рисует много женских образов. Наташе Ростовой, одной из любимых героинь автора, Марье Болконской, к которой Толстой относится с такой же теплотой и симпатией, противопоставлены…
    ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса…
    НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ, ЕЕ ВЕРСИИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” КЛАССИКА Л. Н. ТОЛСТОЙ НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ, ЕЕ ВЕРСИИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Жизнь – деятельность человека и общества, в тех или иных ее проявлениях. С. И….
    Человек и природа в романе “Война и мир”

  8. Природа в романе «Война и мир»
    Человек и природа в «Войне и мире»
    Заключение

    Природа в романе «Война и мир»

    Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.
    Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».
    Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».
    Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями.
    «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».
    Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.

    Человек и природа в «Войне и мире»

    Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.
    Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.
    Природа в романе «Война и мир» сочинение о роли и функциях природы | источник

  9. Автор романа «Война и мир» предстает в своем повествовании как художник, мыслитель, историк и проповедник, как представитель дворянского сословия и как истинно русский человек, духовно связанный с традиционными ценностями своего народа.
    С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
    Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
    После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
    В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки… и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
    Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья…», и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».
    В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли… Земля… сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
    Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.
    Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
    Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…» В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
    Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

  10. Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?
    Л. Н. Толстой
    Картины природы у Толстого, как отмечает критик В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его. Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».
    Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» состоит из ряда ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, лунная ночь в Отрадном, «встреча» князя Андрея со старым дубом.
    Все эпизоды служат общей идее романа, вписаны в обширное целое, но вместе с тем и по-своему автономны, завершены. Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни.
    Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких — то единственное, что ему остается. Итак, жизненный путь определен. Но вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может довольствоваться столь малым. Недаром его «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».
    Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому и высшей ценностью провозгласил силу жизни. Автор показывает, как медленно возвращается его герой к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения — встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», — все это подготовило окончательное возрождение князя Андрея.
    «Встреча» со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние. В общем плане романа этот эпизод важен не только как определенная ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», — он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой. Дуб, который дважды встречает на своем пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадежности, в другом — символом радостной веры в счастье. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки». Герой находит в роще то, что созвучно ему, — нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь — наша жизнь кончена!»
    Грустные, безнадежные мысли теснились в это время в голове князя Андрея. Первый раз проезжает он мимо дерева разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз — после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к активной гражданской деятельности.
    Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, романтически-приподнятое. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного — и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша, блестящая от росы, дерево с ярко- белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени — все чарует незабываемой прелестью.
    Таким образом, мы видим, что природа у Толстого слита с жизнью героев, ведет их к осознанию прекрасных истин, помогает обрести себя. А для ищущих, мятущихся героев романа нет ничего важнее этого.

  11. Лучшие герои Л. Н. Толстого в важные минуты своей жизни связаны с природой. Так, все значимые минуты жизни Андрея Болконского связаны с тем или иным пейзажем: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и Наташа, взволнованная красотою ночи. Отрицательные же персонажи почти никогда не изображаются Толстым в единстве с природой, они лишены живой связи с ней.
    Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему, как в сцене с дубом, например.
    После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе Андрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблеск солнца по синеющему разливу… и… волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома».
    Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькие березки, но и старый, могучий дуб, «сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами», чувствует прилив жизненных сил, сливаясь со всей обновленной природой.
    Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет свои яркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки, утренние морозы, заковывали смоченную дождями землю». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, описанное Толстым нас страницах своего романа.
    Прекрасно описание зимней лунной ночи, своим ярким блеском гармонирующей с настроением молодежи. Сверкающая дорога, безумная скачка, смех и крики ряженых– все это было созвучно той молодой радости, которую переживали Николай, Соня, Наташа.
    Толстой показывает, как светлая ясная природа дает человеку радость и делает еще более непонятным безумие убивающих друг друга людей. Пьер в этот момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески». А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и шло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
    Полное изгнание врага потребовало от русских людей много настойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма. И этой их деятельности созвучна простая русская природа: «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь». В лесу выслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым.
    Партизаны готовились к нападению: «Дождик с утра, и казалось, что вот-вот он пройдет и на расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям».
    Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войск ослабевших и заболевших, но это не ослабляет русскую армию в целом: «8-го ноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно-лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться».
    Суровая природа воспитала крепких, выносливых, сметливых людей. Солдаты притащили плетеную стенку сарая, разрубили трубки. Один из них стал плясать. Но слабые французы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью едкие насмешки русских богатырей.
    От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь жалкому голодному человеку, забыв, что недавно он был их врагом.
    Казалось, сама природа сочувствует проявлению доброго, человеческого чувства: «И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой».
    Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков. Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

  12. Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает. Л. Н. Толстой
    Л. Н. Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту. В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним пиром героев. В “Войне и мире” пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым. Писатель как бы говорит: тот, кто лишен истинных духовных ценностей (Курагины, Друбецкой, Шерер и др.),” не способен ни увидеть, ни почувствовать, ни понять душу всего сущего, его естество — природу. И не только поведение таких людей, но их сосуществование вообще начинает становиться противоестественным. Напротив, добрый в своей основе человек самим добром связан с природой и обязан ей. Добро естественно, зло — нарушение законов жизни и природы.
    Но, помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не меньшую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию самого автора, своеобразие его как художника.
    Первый пейзаж, который мы рассмотрим, — описание неба над Праценскими высотами” где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский.
    “Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — …совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его… “.
    Средства очень лаконичны — это эпитеты, многие из них повторяются: синеющая бесконечность, плывущие облака, и небо — высокое, бесконечное и, наконец, справедливое и доброе.
    Эпитеты Толстого не однозначны по смыслу: часть из них дает представление о внешнем виде предмета, другие вносят эмоциональную окраску, а третьи как бы дают моральную оценку. Первые условно назовем описательными, вторые — метафорическими, третьи — оценочными.
    Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его еще пока не вполне четким идеалам. Ведь для него небо — полная противоположность тому, что здесь на земле: телам убитых и раненых на войне, самодовольному и потому ничтожному Наполеону, улыбающемуся и счастливому “мелким тщеславием и радостью победы”, и, наконец, недавним мечтам самого Андрея о славе. На земле, охваченной распрями, убийствами, эгоистическими стремлениями людей, нет справедливости и добра, а они нужны людям прежде всего.
    К таким мыслям пришел князь Андрей. И это мысль не только героя, но и самого Толстого. Эпитеты справедливое, доброе стали средством выражения его мыслей. Но чаще в описании неба видим слова бесконечное, высокое. Стремление к миру, бескорыстию, справедливости — это высокие стремления, и осуществление их требует от людей бесконечных усилий. Эпитеты не столько описывают безбрежность неба, сколько оценивают идеалы героя и автора.
    Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приемов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию, он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам.
    Очень существенна и композиционная роль его: он дает почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился серьезный перелом, что герой, очевидно, откажется от честолюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, читателя ожидает ощутимый поворот сюжета.
    Философская мысль о вечности природы, о быстротечности человеческой жизни лежит в основе пейзажей. Но решена она до-разному. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее, пейзаж его, сложный и глубокий, внушает веру в человека и его высокое предназначение.
    Пейзаж имеет большое значение для понимания образа Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни человека.
    Особенности изобразительных средств Толстого: тонкий психологизм и в связи с этим использование приема олицетворения; объемность, стереоскопичность картин природы, изображение в движении, звуках, красках, с игрой света и теней; различие эмоциональных оттенков стиля — то вдумчиво-глубокого, то реалистически точного, то романтически-приподнятого, восторженно-величавого, то шутливо-обыденного.
    Картины природы в романе намечают повороты в судьбах героев или всего народа, подчеркивают значимость определенных эпизодов романа.
    В пейзаже, описывающем березовую рощу и старый дуб, Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре. Он видит цвета и форму предметов (зеленая трава и лиловые цветы, мелкие ели с трубой зеленью), слышит фырканье лошадей, звон колокольчика, пение соловьев, ощущает первую предгрозовую жару мимолетного дождя. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на левую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. Мы испытываем чувство радости, простора, ощущаем солнечный свет. Сравним пейзаж с картиной Куинджи “Березовая роща”. В нем то же солнечное пространство, зелень и простор. Даже настроение художника созвучно толстовскому описанию рощи.
    Вот еще одна зарисовка, сцена из романа лунной ночи в Отрадном, которой одновременно любуются князь Андрей и Наташа— Природа уже похожа на волшебную сказку, но это не сказка, а чарующая действительность с точными реалистическими деталями. Красота этой ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи.
    Описание зимней святочной ночи, когда ряженые Рос-товы едут к Милюковым, по стилю близко к картине ночи в Отрадном. Только она стала еще сказочнее и фантастичнее: “… вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей”.
    Природа — это праздник молодых чувств. Поэтому так много радости и движения. Чего стоят одни глаголы, рисующие езду в санях: тронулась, зашумели, завизжали, полетела, заставляя скакать, поспевали…
    А музыка звуков! Визжат, свистят и шумят полозья, то звенит, то побрякивает колокольчиком тройка, из саней слышны крики, хохот.
    Перечисленные картины, как и большинство пейзажей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только герои важны для понимания “Войны и мира”. Центр романа — военные сцены, а кульминация его — Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. Именно здесь стремление народа отстоять свое отечество сплотило все лучшее в нем, вызвало небывалый подъем мужества и патриотизма. Россия одержала под Бородином нравственную победу над врагом. Народ стал в этих сценах главным героем. И хотя в повествовании о Боро–дине пейзаж занимает мало места, значение его существенно.
    Перед сражением панораму боя видит Пьер Безухов, духовно слившийся с народом в этот грозный час, и замирает от восхищения перед красотою зрелища.
    “Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески…”
    Природа торжественна и великолепна. Праздничны и ярки краски: золотой цвет соседствует с розовым и желто-зеленым. Строй речи подчеркивает значительность момента. Туман делает местность волшебной — опять употреблено то слово, которое было так характерно для святочного катания. Там чувства Николая, здесь — всего народа, поднявшегося на небывалую высоту патриотизма и самоотверженности. В небольшом описании дважды встретился глагол блестеть: поля блестели и блестели молнии солнечного света. Слова блик, блестящий наиболее любимы Толстым, потому что передают его восхищение жизнью, оптимизм.
    И еще одна деталь пейзажа, помогающая понять отношение Толстого к войне и миру. Идет к концу освободительная борьба русского народа, французы отступают. Позади сражение под Красным. Кутузов поздравляет солдат с победой, благодарит их. Но чувство величественного торжества соединяется у него с “жалостью к врагам и сознанием своей правоты”:
    — А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите, недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда… Вам трудно, да все ж вы дома; а они — видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
    — Тоже люди — сказал один из них, уворачиваясь в шинель. — И полынь на своем корню растет.
    — О! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… — и все затихло”.
    Звезды, как будто зная, что теперь никто, никто не увидит их, разыгрались на черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой.
    Небо, такое далекое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицем искал в нем смысл жизни, как бы приблизилось к земле, стало простым и близким —рядом долгожданный мир.
    Природа прекрасна, человек — неотъемлемая часть ее, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины — самая высокая и чистая.
    Вселенная, земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости, и пейзаж его — гимн миру, братству людей на земле.
    “Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат… и подумал… Это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем”.
    Эти замечательные строки Льва Николаевича из его дневника как бы обращены ко всем нам, его потомкам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *