Сочинение на тему природы и родины в лирике лермонтова

14 вариантов

  1. Если бы М.Ю.Лермонтов не стал бы великим русским поэтом, он смог увековечить свое имя как великолепный живописец. В его стихотворениях о природе звучит восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.
    Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сказать о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же время лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.
    В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики «Русская мелодия» поэт сопоставляет «бури шумные природы» с «бурями тайных страстей». В стихотворениях «Гроза», «Вечер», «Песня», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд.
    В стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» поэт пишет о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является «Три пальмы» (1839 г.). В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества.
    Лермонтов настойчиво ищет путей единения человека и врачующей природы, слияния личности с окружающей его гармонией. Мы видим это на примере концовки-мечты в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.):
    Чтоб всю жизнь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб, вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.
    Это стихотворение поражает странным сочетанием восторга перед красотой природы – и горечи, усталости – и надежды. Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. Мир суров, пустынен и в то же время наполнен жизни. «Кремнистый путь блестит» не мертвенно, а «сквозь туман». «Пустыня», которой свойственно быть равнодушной, «внемлет Богу». И самое великое чудо ночи – молчаливый разговор звезд, далеких, разбросанных в бездонном небе, но внимающих друг другу: «И звезда с звездою говорит».
    В этом гармоничном мире красоты лишь один диссонанс – мрачность в душе поэта. И поэт воспринимает свою боль как отступление от гармонии природы. Восхищение торжественной красотой мира ведет его к мучительным вопросам:
    Что же мне так больно и так трудно.
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    …….
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    Это желание гармонии, стремление преодолеть неволю и зло мира. Картиной мироздания стихотворение начато, слиянием с природой оно завершено. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» отличается исключительной музыкальностью. С.Я.Маршак говорил: «Оно все поет». Не случайно многие композиторы создали романсы на эти стихи. И в их числе – наиболее популярный, сочиненный Е.С.Шашиной.
    «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.). Стихотворение написано в необычных условиях пребывания под арестом, на клочках бумаги с помощью печной сажи, вина и спички. Такие исключительные обстоятельства, в условиях которых у поэта возникла потребность нарисовать пейзаж, подчеркивает особую значимость последнего в творчестве Лермонтова. Это стихотворение не следствие созерцания природы, а результат раздумья о ней. Обилие глаголов, глагольных форм, а значит, и действий: нива «волнуется», лес «шумит», слива «прячется». Конкретны и признаки: желтеющая (нива), свежий (лес), малиновая (слива), сладостная (тень), зеленый (листок).
    Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения – воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на время освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное.
    Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема Родины. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) юный поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол.
    В стихотворении «Монолог» (1829 г.) Лермонтов прибегает к гневным выпадам против николаевской России:
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Стихотворение «Бородино» (1837 г.) было написано поэтом к 25ой годовщине Бородинского сражения. «Бородино» – стихотворение о подвиге русского народа, спасшего Родину от наполеоновского нашествия. В стихотворении герои – простые солдаты. Один из них и рассказывает о «дне Бородина». «Схватки боевые», когда «нашли большое поле, есть разгуляться где на воле» показаны с большим мастерством. Для поэта важно, что ведь это было поколение декабристов, поколение Пушкина, перед которым он поклонялся всю жизнь. Не желая словословить Россию самодержавно-крепостническую, Лермонтов сосредотачивает внимание на России народной, родившей поколение богатырей, не похожих на «нынешнее племя».
    В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов с горечью говорит о том, что Россия – «страна рабов, страна господ», голубых мундиров жандармов и красных воротников полицейских. Он надеется, что «за хребтом Кавказа» укроется от ее «пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей».
    Стихотворение «Родина» (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне («странная любовь»), но и исповедь любви к России.
    Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине.
    России парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча («славе, купленной кровью»), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства («разливы рек, подобные морям») поэт переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень», а от них – к нежным образам «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез».
    В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.

  2. Если бы М.Ю.Лермонтов не стал бы великим русским поэтом, он смог увековечить свое имя как великолепный живописец. В его стихотворениях о природе звучит восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.
    Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сказать о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же время лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.
    В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики «Русская мелодия» поэт сопоставляет «бури шумные природы» с «бурями тайных страстей». В стихотворениях «Гроза», «Вечер», «Песня», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд.
    В стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» поэт пишет о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является «Три пальмы» (1839 г.). В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества.
    Лермонтов настойчиво ищет путей единения человека и врачующей природы, слияния личности с окружающей его гармонией. Мы видим это на примере концовки-мечты в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.):
    Чтоб всю жизнь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб, вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.
    Это стихотворение поражает странным сочетанием восторга перед красотой природы – и горечи, усталости – и надежды. Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. Мир суров, пустынен и в то же время наполнен жизни. «Кремнистый путь блестит» не мертвенно, а «сквозь туман». «Пустыня», которой свойственно быть равнодушной, «внемлет Богу». И самое великое чудо ночи – молчаливый разговор звезд, далеких, разбросанных в бездонном небе, но внимающих друг другу: «И звезда с звездою говорит».
    В этом гармоничном мире красоты лишь один диссонанс – мрачность в душе поэта. И поэт воспринимает свою боль как отступление от гармонии природы. Восхищение торжественной красотой мира ведет его к мучительным вопросам:
    Что же мне так больно и так трудно.
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    …….
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    Это желание гармонии, стремление преодолеть неволю и зло мира. Картиной мироздания стихотворение начато, слиянием с природой оно завершено. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» отличается исключительной музыкальностью. С.Я.Маршак говорил: «Оно все поет». Не случайно многие композиторы создали романсы на эти стихи. И в их числе – наиболее популярный, сочиненный Е.С.Шашиной.
    «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.). Стихотворение написано в необычных условиях пребывания под арестом, на клочках бумаги с помощью печной сажи, вина и спички. Такие исключительные обстоятельства, в условиях которых у поэта возникла потребность нарисовать пейзаж, подчеркивает особую значимость последнего в творчестве Лермонтова. Это стихотворение не следствие созерцания природы, а результат раздумья о ней. Обилие глаголов, глагольных форм, а значит, и действий: нива «волнуется», лес «шумит», слива «прячется». Конкретны и признаки: желтеющая (нива), свежий (лес), малиновая (слива), сладостная (тень), зеленый (листок).
    Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения – воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на время освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное.
    Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема Родины. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) юный поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол.
    В стихотворении «Монолог» (1829 г.) Лермонтов прибегает к гневным выпадам против николаевской России:
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Стихотворение «Бородино» (1837 г.) было написано поэтом к 25ой годовщине Бородинского сражения. «Бородино» – стихотворение о подвиге русского народа, спасшего Родину от наполеоновского нашествия. В стихотворении герои – простые солдаты. Один из них и рассказывает о «дне Бородина». «Схватки боевые», когда «нашли большое поле, есть разгуляться где на воле» показаны с большим мастерством. Для поэта важно, что ведь это было поколение декабристов, поколение Пушкина, перед которым он поклонялся всю жизнь. Не желая словословить Россию самодержавно-крепостническую, Лермонтов сосредотачивает внимание на России народной, родившей поколение богатырей, не похожих на «нынешнее племя».
    В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов с горечью говорит о том, что Россия – «страна рабов, страна господ», голубых мундиров жандармов и красных воротников полицейских. Он надеется, что «за хребтом Кавказа» укроется от ее «пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей».
    Стихотворение «Родина» (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне («странная любовь»), но и исповедь любви к России.
    Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине.
    России парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча («славе, купленной кровью»), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства («разливы рек, подобные морям») поэт переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень», а от них – к нежным образам «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез».
    В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.

  3. ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
    Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть,/Одну, но пламенную страсть…” и т.д. Белинский очень точно определил смысл этой “думы”: “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности” – вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине.
    Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности (“Смерть поэта”, Как часто пестрою толпою окружен”). Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света – опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив – ведущий и универсальный в “Думе” (“Печально я гляжу на наше поколенье”), где все общепринятые ценности поэт признает ложными.
    Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это – любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность (“Парус”), желание активно бороться за нее (“Я жить хочу! хочу печали”. 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в “стране рабов, стране господ” – второй важнейший лермонтовский мотив (“Утес”, “На севере диком”). Герой обречен быть вечным странником (“Нет, я не Байрон”, “Кинжал”, “Листок”), изгнанником (“Тучи”), узником (“Желание” – 1832, “Узник”, “Соседка”).
    Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость (“Пророк”).
    Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта раскрывают строки из “Думы”: “И царствует в груди какой-то холод тайный,/ Когда огонь кипит в крови”, – жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. “Холод тайный” приводит героя к пессимизму и опустошенности: “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг/ Такая пустая и глупая шутка”; “И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад”. “Огонь в крови” заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее – третий и тоже характернейший лермонтовский мотив.
    Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом (“Ангел”, “Ветка Палестины”), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души (“На севере диком”, “Утес”, “В полдневный жар в долине Дагестана”). Однако он не верит в дружбу (“…друзей клевета ядовитая…”), что же касается любви – “Любить… но кого же? на время – не стоит труда,/А вечно любить невозможно”. Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от “Брожу ли я вдоль улиц шумных” к “Вновь я посетил”), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре “Выхожу я один на дорогу”.
    Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. “Бородино” – очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении “Валерик” (“Я к вам пишу случайно”). Народ помогает герою обрести родину.
    Родина – одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии “Погасло дневное светило”, чувство родины заменяет радость изгнанника (“Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной”, “Спеша на север издалека”). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения.
    Итоги исканий героя находим в стихотворениях “Бородино” и “Родина”, в них родина – это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.
    Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта.
    Поэт для Лермонтова – одно из конкретных проявлений активности личности вообще. Творчество – значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта (“Пророк”). Конфликт лермонтовского героя с обществом задает деятельности поэта сатирико-обличительный характер: “О как мне хочется смутить веселость их/ и дерзко бросить им в глаза железный стих,/ Облитый горечью и злостью…”. Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и выразителя народных дум (“Смерть поэта”, “Поэт”, “Пророк”). Такое понимание задач поэта привело к демократизации героя последних стихотворений Лермонтова. В “Валерике” это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в “Завещании” (“Наедине с тобою, брат”) – простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно предваряет монологи некрасовских крестьян.
    Разберем с детства знакомый “Парус” (1832). Это стихотворение стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в том числе овладел пушкинским талантом краткости и простоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении “Парус” представляет собой миниатюрную энциклопедию основных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е. повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. “Парус” символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском море и “в стране далекой” и ищет избавления от одиночества, которое “кинул он в краю родном”. Бурная стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет “холода тайного”, но на возможность обретения счастья он смотрит уже пессимистически (междометие “увы”). И бежит он, конечно, не от избытка счастья в “краю родном”. Очевидно, что, кроме одиночества, его погнало в дорогу то же, что гонит на юг “тучки небесные” в другом стихотворении.
    Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь встречается и в “Тучах” (1840), но умиротворенность герою “Паруса” чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения является указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения не для него. Мятежность – характерная черта духовного мира людей 30-х годов. Об этом говорил Белинский (“Жизнь есть действование, а действование есть борьба”) и Герцен (“Человеку хочется действовать, ибо одно действование может вполне удовлетворить человека”). О таком человеке лермонтовский “Парус”, его нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт утверждает средствами лирики.

  4. ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
    Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть,/Одну, но пламенную страсть…” и т.д. Белинский очень точно определил смысл этой “думы”: “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности” – вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине.
    Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности (“Смерть поэта”, Как часто пестрою толпою окружен”). Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света – опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив – ведущий и универсальный в “Думе” (“Печально я гляжу на наше поколенье”), где все общепринятые ценности поэт признает ложными.
    Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это – любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность (“Парус”), желание активно бороться за нее (“Я жить хочу! хочу печали”. 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в “стране рабов, стране господ” – второй важнейший лермонтовский мотив (“Утес”, “На севере диком”). Герой обречен быть вечным странником (“Нет, я не Байрон”, “Кинжал”, “Листок”), изгнанником (“Тучи”), узником (“Желание” – 1832, “Узник”, “Соседка”).
    Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость (“Пророк”).
    Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта раскрывают строки из “Думы”: “И царствует в груди какой-то холод тайный,/ Когда огонь кипит в крови”, – жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. “Холод тайный” приводит героя к пессимизму и опустошенности: “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг/ Такая пустая и глупая шутка”; “И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад”. “Огонь в крови” заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее – третий и тоже характернейший лермонтовский мотив.
    Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом (“Ангел”, “Ветка Палестины”), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души (“На севере диком”, “Утес”, “В полдневный жар в долине Дагестана”). Однако он не верит в дружбу (“…друзей клевета ядовитая…”), что же касается любви – “Любить… но кого же? на время – не стоит труда,/А вечно любить невозможно”. Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от “Брожу ли я вдоль улиц шумных” к “Вновь я посетил”), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре “Выхожу я один на дорогу”.
    Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. “Бородино” – очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении “Валерик” (“Я к вам пишу случайно”). Народ помогает герою обрести родину.
    Родина – одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии “Погасло дневное светило”, чувство родины заменяет радость изгнанника (“Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной”, “Спеша на север издалека”). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения.
    Итоги исканий героя находим в стихотворениях “Бородино” и “Родина”, в них родина – это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.
    Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта.
    Поэт для Лермонтова – одно из конкретных проявлений активности личности вообще. Творчество – значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта (“Пророк”). Конфликт лермонтовского героя с обществом задает деятельности поэта сатирико-обличительный характер: “О как мне хочется смутить веселость их/ и дерзко бросить им в глаза железный стих,/ Облитый горечью и злостью…”. Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и выразителя народных дум (“Смерть поэта”, “Поэт”, “Пророк”). Такое понимание задач поэта привело к демократизации героя последних стихотворений Лермонтова. В “Валерике” это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в “Завещании” (“Наедине с тобою, брат”) – простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно предваряет монологи некрасовских крестьян.
    Разберем с детства знакомый “Парус” (1832). Это стихотворение стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в том числе овладел пушкинским талантом краткости и простоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении “Парус” представляет собой миниатюрную энциклопедию основных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е. повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. “Парус” символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском море и “в стране далекой” и ищет избавления от одиночества, которое “кинул он в краю родном”. Бурная стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет “холода тайного”, но на возможность обретения счастья он смотрит уже пессимистически (междометие “увы”). И бежит он, конечно, не от избытка счастья в “краю родном”. Очевидно, что, кроме одиночества, его погнало в дорогу то же, что гонит на юг “тучки небесные” в другом стихотворении.
    Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь встречается и в “Тучах” (1840), но умиротворенность герою “Паруса” чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения является указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения не для него. Мятежность – характерная черта духовного мира людей 30-х годов. Об этом говорил Белинский (“Жизнь есть действование, а действование есть борьба”) и Герцен (“Человеку хочется действовать, ибо одно действование может вполне удовлетворить человека”). О таком человеке лермонтовский “Парус”, его нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт утверждает средствами лирики.

  5. Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сказать о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же время лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.
    В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики «Русская мелодия» поэт сопоставляет «бури шумные природы» с «бурями тайных страстей». В стихотворениях «Гроза», «Вечер», «Песня», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд.
    В стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» поэт пишет о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является «Три пальмы» (1839 г.). В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества.
    Лермонтов настойчиво ищет путей единения человека и врачующей природы, слияния личности с окружающей его гармонией. Мы видим это на примере концовки-мечты в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.):
    Чтоб всю жизнь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной чтоб, вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.
    Это стихотворение поражает странным сочетанием восторга перед красотой природы – и горечи, усталости – и надежды. Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. Мир суров, пустынен и в то же время наполнен жизни. «Кремнистый путь блестит» не мертвенно, а «сквозь туман». «Пустыня», которой свойственно быть равнодушной, «внемлет Богу». И самое великое чудо ночи – молчаливый разговор звезд, далеких, разбросанных в бездонном небе, но внимающих друг другу: «И звезда с звездою говорит».
    В этом гармоничном мире красоты лишь один диссонанс – мрачность в душе поэта. И поэт воспринимает свою боль как отступление от гармонии природы. Восхищение торжественной красотой мира ведет его к мучительным вопросам:
    Что же мне так больно и так трудно.
    Жду ль чего? жалею ли о чем?
    …….
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    Это желание гармонии, стремление преодолеть неволю и зло мира. Картиной мироздания стихотворение начато, слиянием с природой оно завершено. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» отличается исключительной музыкальностью. С.Я.Маршак говорил: «Оно все поет». Не случайно многие композиторы создали романсы на эти стихи. И в их числе – наиболее популярный, сочиненный Е.С.Шашиной.
    «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.). Стихотворение написано в необычных условиях пребывания под арестом, на клочках бумаги с помощью печной сажи, вина и спички. Такие исключительные обстоятельства, в условиях которых у поэта возникла потребность нарисовать пейзаж, подчеркивает особую значимость последнего в творчестве Лермонтова. Это стихотворение не следствие созерцания природы, а результат раздумья о ней. Обилие глаголов, глагольных форм, а значит, и действий: нива «волнуется», лес «шумит», слива «прячется». Конкретны и признаки: желтеющая (нива), свежий (лес), малиновая (слива), сладостная (тень), зеленый (листок).
    Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения – воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на время освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное.
    Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема Родины. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) юный поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол.
    В стихотворении «Монолог» (1829 г.) Лермонтов прибегает к гневным выпадам против николаевской России:
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Стихотворение «Бородино» (1837 г.) было написано поэтом к 25ой годовщине Бородинского сражения. «Бородино» – стихотворение о подвиге русского народа, спасшего Родину от наполеоновского нашествия. В стихотворении герои – простые солдаты. Один из них и рассказывает о «дне Бородина». «Схватки боевые», когда «нашли большое поле, есть разгуляться где на воле» показаны с большим мастерством. Для поэта важно, что ведь это было поколение декабристов, поколение Пушкина, перед которым он поклонялся всю жизнь Не желая словословить Россию самодержавно-крепостническую, Лермонтов сосредотачивает внимание на России народной, родившей поколение богатырей, не похожих на «нынешнее племя».
    В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов с горечью говорит о том, что Россия – «страна рабов, страна господ», голубых мундиров жандармов и красных воротников полицейских. Он надеется, что «за хребтом Кавказа» укроется от ее «пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей».
    Стихотворение «Родина» (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне («странная любовь»), но и исповедь любви к России.
    Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине.
    России парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча («славе, купленной кровью»), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства («разливы рек, подобные морям») поэт переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень», а от них – к нежным образам «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез».
    В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.

  6. Если бы М.Ю.Лермонтов не стал бы великим русским поэтом, он смог увековечить свое имя как великолепный живописец. В его стихотворениях о природе звучит восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.
    Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сказать о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же время лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.
    В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики «Русская мелодия» поэт сопоставляет «бури шумные природы» с «бурями тайных страстей». В стихотворениях «Гроза», «Вечер», «Песня», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд.
    В стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» поэт пишет о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является «Три пальмы» (1839 г.). В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества. Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения – воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на время освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное.
    Одна из важнейших тем лирики Лермонтова – тема Родины. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) юный поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол. Стихотворение «Родина» (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне («странная любовь»), но и исповедь любви к России.
    Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине.
    России парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча («славе, купленной кровью»), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства («разливы рек, подобные морям») поэт переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень», а от них – к нежным образам «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез».
    В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.
    http://www.litra.ru/composition/get/coid/00040101184864171342/

  7. 7
    Текст добавил: Доступ закрыть

    1. Противоречивое отношение поэта к родине.
    2. Прославление поэтом героического прошлого России.
    3. Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни простого народа.
    Лермонтов — поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни.
    В. Г. Белинский
    Творчество М. Ю. Лермонтова многогранно и широко. Помимо того, что писатель внес большой вклад в развитие русского литературного языка, создал социально-психологический роман, Лермонтов является мыслителем, поэтом-гуманистом, патриотом, который оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.
    Лирика М. Ю. Лермонтова романтически окрашена. Поэт как художник слова, создавая свои произведения, переступал границы жанра. Художественное воплощение его мыслей оказывалось шире стандартных рамок и классических канонов. Это относится и к теме родины в творчестве поэта. Родина у М. Ю. Лермонтова — сложный противоречивый образ. В стихотворении «1830 год. Июля 15-го» — это счастье «семьи родной», дом детства, где все грело сердце», «все было мне наставник или друг, все верило младенческим мечтам». И та же мысль в стихотворении 1840 года «Как часто пестрою толпою окружен». Поэт, находясь в драматическом конфликте со светским обществом, лелеет «в душе старинную мечту» — вновь оказаться в местах, где прошло детство, и окунуться в мир родной природы.
    Однако уже в юношеской лирике поэта зарождается неприятие той России, где «стонет человек от рабства и цепей». Чувство протеста против страны, где «царствует порок» и где нет возможности воплотить идеалы свободы и справедливости, с необыкновенной силой выразилось в стихотворении «Прощай, немытая Россия…».
    С горечью М. Ю. Лермонтов пишет о нецивилизованности, отсталости современной ему России. Он дает Родине оценочный эпитет — «немытая». Поэт, прощаясь со своей родиной, не испытывает сожаления от расставания со «страной рабов, страной господ», она ассоциируется у Лермонтова с произволом полиции, который воплощен в образе «мундиров голубых». Поэт не снимает вины за царящие в стране порядки и с простых обывателей, так как с их молчаливого согласия творится насилие над личностью. А для Лермонтова внутренний мир человека, свобода его выбора являются неприкосновенными.
    Демонстрируя свое неприятие к самодержавным порядкам, М. Ю. Лермонтов проводит резкую грань между современностью и славным прошлым России. Былые победы для него — не триумф государственной власти, а показатель духовного подъема нации, способности русских людей объединиться перед лицом опасности. Пример тому — стихотворение «Бородино». В нем рассказ ведется от лица старого солдата, который говорит на простонародном языке («бусурманы», «мусью»). Это приближает автора ко взгляду на войну рядового бойца. Авторский голос явно не звучит, Он лишь проступает через голос лирического героя. Тем самым Лермонтов добивается эффекта сплоченности духа между бойцом и всей солдатской массой. Таким образом, солдат получает право говорить от имени своего поколения, от имени русского народа:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя…
    Вместе с героем Отечественной войны 1812 года поэт прославляет храбрость, честность русских воинов, которые могут противопоставить французам не «всякие ухищрения», а ловкость, силу и мужество:
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    То, что жизнь русского народа, его обычаи, свободный русский дух являлись источником вдохновения для Лермонтова, подтверждает его стихотворение «Родина». В нем поэт как бы развивает те идеи, которые были высказаны в «Бородине». Уже первые строки стихотворения «Люблю отчизну я, но странною любовью!..» говорят нам о необычности и своеобразии темы. Далее М. Ю. Лермонтов поясняет, что более всего в своей родине ценит не «славу, купленную кровью», не «темной старины заветные преданья», а что-то другое. Это чистота и непосредственность, внутренняя цельность национального характера. Поэт говорит о своей любви к «холодному молчанью» российских степей, к «разливам рек, подобным морям», когда вспоминает «дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз». Именно гармония с окружающей его природой, единение с народной стихией заставляют поэта чувствовать себя счастливым.
    Любовь к родине утверждается М. Ю. Лермонтовым не только повторением слова «люблю», но и любованием картинами русской природы, которое является показателем истинного чувства любви к Родине. Лирический герой стихотворения видит красоту широких просторов России: «лесов безбрежных колыханье». Он тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой» смотрит на нажитый трудом и терпением жилища крестьян: «избу, покрытую соломой», «с резными ставнями окно». Поэт готов разделить с крестьянами их веселье, глядя с любовью на «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Тема природы неразрывно связана с темой Родины не как часть, а как основа любви человека к своей Отчизне. И просветление героя, и минуты счастья, и выхода из состояния одиночества связаны у поэта с природой. В общении с природой поэт обретает связь с миром, с Богом:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!..
    Эти строки из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» говорят нам о единении поэта с высшими силами природы. Лирический герой мечтает о вечном слиянии с природой, даже после смерти в необыкновенном стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»:
    Я б желал навеки так заснуть…
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной, чтоб вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.
    Тема родины — одна из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Неприятие поэтом самодержавно-крепостнической действительности сочетается с преклонением перед героическим прошлым Отчизны, с любовью к жизни простого народа, к тому народному духу, частью которого поэт себя ощущает. Любовь к своему Отечеству и в то же время невозможность быть ему ничем полезным отражают тот разлад между желаемым и действительным, когда дух нации приходит в упадок, когда яркие и сильные личности отторгнуты разлагающимся обществом. Они ищут отдушину в гармонии с природой, находятся в поисках смысла жизни.

  8. 1Противоречивое отношение поэта к родине.
    2 Прославление поэтом героического прошлого России.
    3 Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни простого народа.
    Tема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. Творчество М. Ю. Лермонтова многогранно и широко. Помимо того, что писатель внес большой вклад в развитие русского литературного языка, создал социально-психологический роман, Лермонтов является мыслителем, поэтом-гуманитом, патриотом, который оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.
    Лирика М. Ю. Лермонтова романтически окрашена. Поэт как художник слова, создавая свои произведения, переступал границы жанра. Художественное воплощение его мыслей оказывалось шире стандартных рамок и классических канонов. Это относится и к теме родины в творчестве поэта. Родина у М. Ю. Лермонтова — сложный противоречивый образ. В стихотворении «1830 год. Июля 15-го» — это счастье «семьи родной», дом детства, где все грело сердце», «все было мне наставник или друг, все верило младенческим мечтам». И та же мысль в стихотворении 1840 года «Как часто пестрою толпою окружен». Поэт, находясь в драматическом конфликте со светским обществом, лелеет «в душе старинную мечту» — вновь оказаться в местах, где прошло детство, и окунуться в мир родной природы.
    Однако уже в юношеской лирике поэта зарождается неприятие той России, где «стонет человек от рабства и цепей». Чувство протеста против страны, где «царствует порок» и где нет возможности воплотить идеалы свободы и справедливости, с необыкновенной силой выразилось в стихотворении «Прощай, немытая Россия…».
    С горечью М. Ю. Лермонтов пишет о нецивилизо-ванности, отсталости современной ему России. Он дает Родине оценочный эпитет — «немытая». Поэт, прощаясь со своей родиной, не испытывает сожаления от расставания со «страной рабов, страной господ», она ассоциируется у Лермонтова с произволом полиции, который воплощен в образе «мундиров голубых». Поэт не снимает вины за царящие в стране порядки и с простых обывателей, так как с их молчаливого согласия творится насилие над личностью. А для Лермонтова внутренний мир человека, свобода его выбора являются неприкосновенными.
    Демонстрируя свое неприятие к самодержавным порядкам, М. Ю. Лермонтов проводит резкую грань между современностью и славным прошлым России. Былые победы для него — не триумф государственной власти, а показатель духовного подъема нации, способности русских людей объединиться перед лицом опасности. Пример тому — стихотворение «Бородино». В нем рассказ ведется от лица старого солдата, который говорит на простонародном языке («бусурманы», «мусью»). Это приближает автора к$> взгляду на войну рядового бойца. Авторский голос явно не звучит, он лишь проступает через голос лирического героя. Тем самым Лермонтов добивается эффекта сплоченности духа между бойцом и всей солдатской массой. Таким образом, солдат получает право говорить от имени своего поколения, от имени русского народа:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя…
    Вместе с героем Отечественной войны 1812 года поэт прославляет храбрость, честность русских воинов, которые могут противопоставить французам не «всякие ухищрения», а ловкость, силу и мужество:
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    I Уж постоим мы головою
    | За родину свою!
    То, что жизнь русского народа, его обычаи, свободный русский дух являлись источником вдохновения для Лермонтова, подтверждает его стихотворение «Родина». В нем поэт как бы развивает те идеи, которые были высказаны в «Бородине». Уже первые строки стихотворения «Люблю отчизну я, но странною любовью!..» говорят нам о необычности и своеобразии темы. Далее М. Ю. Лермонтов поясняет, что более всего в своей родине ценит не «славу, купленную кровью», не «темной старины заветные преданья», а что-то другое. Это чистота и непосредственность, внутренняя цельность национального характера.
    Поэт говорит о своей любви к «холодному молчанью» российских степей, к «разливам рек, подобным морям», когда вспоминает «дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз». Именно гармония с окружающей его природой, единение с народной стихией заставляют поэта чувствовать себя счастливым.
    Любовь к родине утверждается М. Ю. Лермонтовым не только повторением слова «люблю», но и любованием картинами русской природы, которое является показателем истинного чувства любви к Родине. Лирический герой стихотворения видит красоту широких просторов России: «лесов безбрежных колыханье». Он тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой» смотрит на нажитый трудом и терпением жилища крестьян: «избу, покрытую соломой», «с резными ставнями окно». Поэт готов разделить с крестьянами их веселье, глядя с любовью на «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Тема природы неразрывно связана с темой Родины не как часть, а как основа любви человека к своей Отчизне. И просветление героя, и мийуты счастья, и выхода из состояния одиночества связаны у поэта с природой. В общении с природой поэт обретает связь с миром, с Богом:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!..
    Эти строки из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» говорят нам о единении поэта с высшими силами природы.
    Лирический герой мечтает о вечном слиянии с природой, даже после смерти в необыкновенном стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»:
    Я б желал навеки так заснуть…
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел,
    Надо мной, чтоб вечно зеленея,
    Темный дуб склонялся и шумел.
    Тема родины — одна из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Неприятие поэтом самодержавно-крепостнической действительности сочетается с преклонением перед героическим прошлым Отчизны, с любовью к жизни простого народа, к тому народному духу, частью которого поэт себя ощущает. Любовь к своему Отечеству и в то же время невозможность быть ему ничем полезным отражают тот разлад между желаемым и действительным, когда дух нации приходит в упадок, когда яркие и сильные личности отторгнуты разлагающимся обществом. Они ищут отдушину в гармонии с природой, находятся в поисках смысла жизни.

    читать похожие:

    Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема родины в лирике М. Ю. Лермонтова
    Картины русской природы в лирике М. Ю. Лермонтова
    ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С ЕСЕНИНА

  9. ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
    Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть,/Одну, но пламенную страсть…” и т.д. Белинский очень точно определил смысл этой “думы”: “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности” – вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине.
    Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности (“Смерть поэта”, Как часто пестрою толпою окружен”). Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света – опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив – ведущий и универсальный в “Думе” (“Печально я гляжу на наше поколенье”), где все общепринятые ценности поэт признает ложными.
    Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это – любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность (“Парус”), желание активно бороться за нее (“Я жить хочу! хочу печали”. 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в “стране рабов, стране господ” – второй важнейший лермонтовский мотив (“Утес”, “На севере диком”). Герой обречен быть вечным странником (“Нет, я не Байрон”, “Кинжал”, “Листок”), изгнанником (“Тучи”), узником (“Желание” – 1832, “Узник”, “Соседка”).
    Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость (“Пророк”).
    Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта рас­крывают строки из “Думы”: “И царствует в груди какой-то холод тайный,/ Когда огонь кипит в крови”, – жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. “Холод тайный” приводит героя к пессимизму и опустошенности: “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг/ Такая пустая и глупая шутка”; “И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад”. “Огонь в крови” заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее – третий и тоже характернейший лермонтовский мотив.
    Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом (“Ангел”, “Ветка Палестины”), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души (“На севере диком”, “Утес”, “В полдневный жар в долине Дагестана”). Однако он не верит в дружбу (“…друзей клевета ядовитая…”), что же касается любви – “Любить… но кого же? на время – не стоит труда,/А вечно любить невозможно”. Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от “Брожу ли я вдоль улиц шумных” к “Вновь я посетил”), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре “Выхожу я один на дорогу”.
    Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. “Бородино” – очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении “Валерик” (“Я к вам пишу случайно”). Народ помогает герою обрести родину.
    Родина – одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии “Погасло дневное светило”, чувство родины заменяет радость изгнанника (“Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной”, “Спеша на север издалека”). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения.
    Итоги исканий героя находим в стихотворениях “Бородино” и “Родина”, в них родина – это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.
    Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта.
    Поэт для Лермонтова – одно из конкретных проявлений активности личности вообще. Творчество – значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта (“Пророк”). Конфликт лермонтовского героя с обществом задает деятельности поэта сатирико-обличительный характер: “О как мне хочется смутить веселость их/ и дерзко бросить им в глаза железный стих,/ Облитый горечью и злостью…”. Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и выразителя народных дум (“Смерть поэта”, “Поэт”, “Пророк”). Такое понимание задач поэта привело к демократизации героя последних стихотворений Лермонтова. В “Валерике” это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в “Завещании” (“Наедине с тобою, брат”) – простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно предваряет монологи некрасовских крестьян.
    Разберем с детства знакомый “Парус” (1832). Это стихотворение стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в том числе овладел пушкинским талантом краткости и простоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении “Парус” представляет собой миниатюрную энциклопедию основных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е. повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. “Парус” символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском море и “в стране далекой” и ищет избавления от одиночества, которое “кинул он в краю родном”. Бурная стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет “холода тайного”, но на возможность обретения счастья он смотрит уже пессимистически (междометие “увы”). И бежит он, конечно, не от избытка счастья в “краю родном”. Очевидно, что, кроме одиночества, его погнало в дорогу то же, что гонит на юг “тучки небесные” в другом стихотворении.
    Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь встречается и в “Тучах” (1840), но умиротворенность герою “Паруса” чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения является указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения не для него. Мятежность – характерная черта духовного мира людей 30-х годов. Об этом говорил Белинский (“Жизнь есть действование, а действование есть борьба”) и Герцен (“Человеку хочется действовать, ибо одно действование может вполне удовлетворить человека”). О таком человеке лермонтовский “Парус”, его нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт утверждает средствами лирики.

  10. «Родина» (1841) — декларация истинного чувства патри­ота. Любовь к родине поэт называет «странною», т.к. она не подчиняется рассудку, живет вопреки логике:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Глубокое чувство в сердце поэта вызывают иные кар­тины — те, что связаны с мирной жизнью природы («Ее сте­пей холодное молчанье, // Ее лесов безбрежных колыханье, // Раз­ливы рек ее подобные морям…»), бытом простых крестьян («С отрадой многим незнакомой // Я вижу полное гумно, // Из­бу, покрытую соломой, // С резными ставнями окно…»). По словам Н. А. Добролюбова, давшего оценку этому стихотво­рению, М. Ю. Лермонтов «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отече­ству истинно, свято и разумно».
    «Прощай, немытая Россия» (1841). В этом восьмистишии звучит жесткая отповедь несправедливому социальному и политическому устройству общества. Россия предстает в об­разе «страны рабов, страны господ». Так жестко сказать о яз­вах реальности могло только глубоко страдающее сердце ис­тинного сына своей земли.
    В ряде стихотворений пейзажные образы получают симво­лическое значение и одухотворяются: «Ветка Палестины» (1837), «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко…» (1841), «Утес» (1841) и др. Образ Родины немыслим без кар­тин русской природы. Так, например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» (1837) пейзажные зарисовки по­зволяют автору представить на страницах лирического произ­ведения красоту земли, гармонию, царящую на ее просторах:
    Когда волнуется желтеющая нива.И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка…
    В тексте автор активно использует лексику, воздействую­щую на органы чувств читателя (зрение, слух): желтеющая нива, малиновая слива, зеленого листка; волнуется, шумит при звуке. Этот прием позволяет читателю проникнуть в мир стихотворения, стать его действующим лицом, испытать то же чувство любви и умиротворения, какое переживает лири­ческий герой.

  11. Многие темы патриотической поэзии Лермонтова сходятся в стихотворении «Родина». Здесь размышления о прошлом России и трезвый взгляд на ее настоящее, сознание и ощущение неразрывных связей с миром родной природы, с русской народной жизнью. Внутренняя контрастность мотивов заявлена самим автором в первых строках: «Люблю отчизну я, но странною любовью…», конфликт предстает поначалу как коллизия рассудка и любви.
    Философская, «рассудочная» часть текста является вступлением, а предмет любви, зримый образ родины, занимает основное место в стихотворении. В этой пейзажной зарисовке устраняются противоречия рассудка и любви. Величественная пейзажная панорама включает в себя и бескрайние русские просторы, и приметы природы и русского быта: «чета белеющих берез», жнивье, деревенька, где празднуют подвыпившие мужики.
    Пейзажные детали сменяют друг друга, отражая впечатление едущего по поселку человека. На его пути встречается всякое: то захудалые, крытые соломой избенки, то признаки довольства — полное гумно и резные ставни. Путник, он же лирический герой, откликается душой на все впечатления окружающей народной жизни. В психологическом плане — это торжество человечности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *