Сочинение на тему призыв к объединению

13 вариантов

  1. Слова князя обращены ко всем князьям. «Слово о полку Игореве» единение всех земель. Русь в речи-призыве – это раздробленная на мелкие части государство, забывшее о единстве. Желание славы увело их в свои земли, сделало обособленными и честолюбивыми. Святослав не просто призывает, он кричит: «Верните былую любовь к Родине!». Настоящий патриотизм – это великая сила, сумевшая вывести Русь из страшных войн победительницей. Нельзя забывать об этом и отдавать родные земли врагам. Святослав призывает к единению, к новой битве: «Вступите в стремя золотое!». Он просит идти воевать за честь Русской земли и честь «…сего времени». Князь просит забыть о своих интересах, думать только об общей цели. Роль такого призыва понятна и современникам. Представить силу слов в исторических событиях несложно. Авторы переводов помогают читателям ощутить истинность и искренность князя. Он верит, что только в единении сила Руси.
    Жанр «Слова…» сложен для восприятия, именно поэтому читатель знакомится с текстом через переводы. Слова призыва Святослава доказывают эпитет автора – «злато слово». Призыв ценен по содержанию и смыслу, вложенному в каждую цитату, которую автор постарался сохранить и донести до потомков.

  2. Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
    “На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. — Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
    Как же автор выражает эту мысль в произведении?
    Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
    “Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого”.
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.
    Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, — это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
    Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

  3. Знаменитый памятник древней русской литературы «Слово о полку Игореве» был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
    «На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей „Слова…“, К. Д. Лихачев. — Задачей „Слова…“ было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». Создатель «Слова…» — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
    Как же автор выражает эту мысль в произведении?
    Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
    «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого».
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло».
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: «Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла».
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: «Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут».
    Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею «Слова…», — это образ родной земли. «Он очерчен автором широко и свободно», — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной «стране незнаемой». «Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле „Слова…“, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту», — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель «Слова…» картину битвы с половцами: «Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут».
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».
    Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его «золотом слове», «со слезами смешанном», писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

  4. «Слово о полку Игореве» — одно из вершинных произведений древнерусской литературы, удивитель­ный памятник прошлого Руси. Оно свидетельствует о высоком уровне культуры и национального самосоз­нания русского народа той эпохи.
    Написанное в конце XII века, «Слово» нашло сво­его читателя лишь спустя шестьсот лет. «Слово о пол­ку Игореве» было открыто в 1795 году. Эта заслуга принадлежит графу А. И Мусину-Пушкину, извест­ному и удачливому коллекционеру памятников рус­ской старины.
    Подлинная рукопись «Слова» была уничтожена пожаром трагического 1812 года, но благодаря усили­ям ученых первоначальный текст «Слова» был все же почти полностью восстановлен.
    «Слово о полку Игореве» оказало значительное влияние на русскую литературу. Его переводами за­нимались В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Н. А. Забо­лоцкий и другие. А. Н. Майков утверждал, что «появ­ление «Слова» в печати сделало эпоху в нашем лите­ратурном мире…».
    Текст «Слова» отличается сжатостью и образно­стью.
    В произведении нашли отражение подлинные ис­торические события. Русь начиная с конца XI века страдала от жуткой междоусобицы и набегов половцев. В 1185 году состоялся поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
    Автор «Слова» с гордостью вспоминает те времена, когда Русь была едина, отчаянно призывает к объеди­нению русичей, которые только совместно могут дать отпор половцам. Он рассуждает о событиях, дает им оценку. Еще Владимир Мономах, известный мудрец, говорил: «Если мы не прекратим междоусобий… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возь­мут землю Русскую».
    Произведение отличает глубокая любовь к родине, острые переживания за ее судьбу.
    Вся природа сочувствует участникам похода. В на­чале похода она предвещает неудачу: солнце тьмою путь заступает, птицы и звери своим поведением обе­щают беду.
    Князь Игорь решил пойти в безрассудно смелый поход на половецкого хана Кончака, не взвесив как следует своих сил и не продумав последствий похода.
    Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,
    Увидел он воев своих, тьмою от него
    прикрытых,
    И рек Игорь дружине своей:
    «Братия и дружина!
    Лучше нам быть порубленным, чем даться
    в полон.
    Сядем же, друга, на борзых коней
    Да посмотрим синего Дона».
    В первом бою одержала дружина Игоря славную победу. Помчала она в плен «красных дев половец­ких, а с ними и злато, и паволоки, и драгие оксамиты…». Однако недолгим было торжество русичей. Уг­лубившись в степи половецкие, потерпели они пора­жение:
    Черна земля под копытами
    Костьми была посеяна,
    Полита была кровию,
    И по Русской земле взошло бедой.
    ……………………………………………
    Билися день,
    Бились другой,
    На третий день к полдню
    Пали знамена Игоревы.
    И снова подчеркивает автор «Слова» сочувствие всей природы к русским воинам: «Поникает трава от жалости», деревья от печали к земле клонятся.
    Разбудил Игорь-князь половцев для войны, но не готова была Русь к великому сопротивлению, потому что ее князья друг на друга «крамолу ковали».
    Тоска разлилася по Русской земле,
    Обильна печаль потекла среди земли Русской.
    Принялись разорять половцы землю Русскую,
    одерживая одну победу за другой, дань собирали беспощадно.

    Гневное обвинение брошено автором «Слова» в ад­рес неблагоразумных князей:
    …два храбрых Святославича,
    Игорь и Всеволод, пробудили коварство,
    Едва усыпил его мощный отец их,
    Святослав грозный, великий князь Киевский.
    Гроза Святослав! Силу и мужество Святослава, его рассудительность воспевает автор. Огромное значение в произведении имеет «злато слово» Святослава, которым он, горюя о безрассудном поступке своих сыновей, обвиняет рус­ских князей в опасной и бессмысленной раздроблен­ности.
    Но горе, горе! Князья мне не в помощь! Времена обратились на низкое! Святослав воспевает достоинства каждого из кня­зей и говорит, что, объединившись, они были бы непобедимой силой. Призывает Святослав русичей к объе­динению, к борьбе за родную землю. Горячей любо­вью к родине наполнены его слова:
    Вступите, вступите в стремя златое
    За честь сего времени, за Русскую землю,
    За раны Игоря, буйного Святославича!
    Несомненное достоинство «Слова» — плач Яро­славны. Это высокий образец лиризма. Плачет Яро­славна о своем возлюбленном, горюет о нем, взывает о помощи ко всем силам природы. Плач Ярославны и еще тысяч таких, как она,— тоже укор русской меж­доусобице, оставляющей жен вдовами, а детей сиро­тами.
    Роль «Слова» трудно переоценить. Оно — нагляд­ный пример истинного патриотизма, истинной любви к родине, свидетельство драматичных событий рус­ской истории. «Слово о полку Игореве» оказало и продолжает оказывать значительнейшее влияние на всю русскую культуру и культуры других народов. Бе­линский сказал о «Слове», что это «прекрасный, бла­гоухающий цветок славянской народной поэзии, дос­тойный внимания, памяти и уважения».

  5. Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
    “На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. — Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
    Как же автор выражает эту мысль в произведении?
    Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
    “Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого”.
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.
    Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, — это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
    Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

  6. Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
    “На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. — Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
    Как же автор выражает эту мысль в произведении?
    Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
    “Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого”.
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.
    Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, — это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
    Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

  7. Текст сочинения:
    Знамени?ый памятник древней русской литературы Слово о полку Игореве был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
    На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия поли?ического разъединения Руси, пишет один из исследователей Слова…, К. Д. Лихачев. Задачей Слова… было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли. Создатель Слова… передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведу? к гибели государства.
    Как же автор выражает э?у мысль в произведении?
    Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он види? в князе верного сына Руси, защи?ника своей Родины. Но автор находи? для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащи?ным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами О?чизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
    Хочу, сказал, копье преломить на границе поля Половецкого.
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорби? о том, как приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло.
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла.
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорби? о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Симпатизируя Игорю, природа ненавиди? лю?ых врагов Руси половцев. Вот как она встречает появление кочевников: Стоном стонет мать земля сырая, му?но реки быстрые теку?, пыль несется, поле покрывая, стяги плещу?: половцы иду?.
    Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею Слова…, это образ родной земли. Он очерчен автором широко и свободно, отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии п?иц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной стране незнаемой. Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле Слова…, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защи?у, пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель Слова… кар?ину би?вы с половцами: Кровавые зори предвещаю? рассвет, черные ?учи с моря иду?.
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стреми?ся осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет кар?ины боя кар?инам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие собы?ия. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэ?: Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели.
    Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его золотом слове, со слезами смешанном, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.
    Права на сочинение “Страстный призыв к объединению в Слове о полку Игореве” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  8. Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениальной поэмы «Слово о полку Игореве». Но она и сейчас близка русским людям. Честь первооткрывателя «Слова…» принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину. Любитель старины граф Мусин-Пушкин купил в одном из ярославских монастырей рукописный сборник, в котором было несколько произведений: из них были известны почти все. Исключением явилось одно. Находка, конечно, очень заинтересовала историков, филологов, этнографов, просто культурных людей России. Вокруг «Слова» началась работа: перевод, обработка, комментарии и т.д. Возникла версия: «Слово» не подлинник, а ловкая подделка. Спор по этому поводу длился довольно долго. В нем принял участие и Пушкин, горячо отстаивавший подлинность «Слова». Он даже собирался делать стихотворный перевод. Такие переводы были сделаны Жуковским и Майковым. Но еще до этих событий, в 1812 году, во время пожара Москвы, сгорела библиотека Мусина-Пушкина: погиб подлинник «Слова», а также копия, которая была снята для графа. Осталась лишь вторая копия, сделанная для Екатерины II.
    Что же легло в основу «Слова»? Русь XII в. Была слабым, раздробленным государством. Киев потерял свое былое могущество, хотя киевский князь все еще назывался Великим. Не было единой экономики, единой сильной дружины. Князья враждовали друг с другом. Этим пользовались кочевники, главным образом половцы и печенеги, которые совершали набеги на Русь. В 1184 году несколько князей, объединились, дали бой половцам и даже взяли в плен половецкого хана Кобяка. Это событие упомянуто в «Слове». Они решили через год, собравшись с силами, повторить поход, тем более что половцы притихли. Однако четыре князя не дождались остальных и решили сами одолеть врага.
    «Слово…» состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь — поэт), который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель «Слова…» стремится рассказать людям суровую правду.
    Первая часть «Слова…» — рассказ о походе Игоря.
    Вторая часть «Слова…» переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их необдуманный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.
    Третья часть «Слова…» рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание «Слова…».
    Прекрасно нарисованы образы «Слова». Игорь честолюбив, это в нем главное. Он рвется в бой, к славе. Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев.
    Всеволод – князь-воин. Автор восхищается его мужеством.
    Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
    «На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, – пишет один из исследователей «Слова…», К.Д.Лихачев. Задачей «Слова…» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». Создатель этого произведения – передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
    «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого».
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло».
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: «Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла».
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Но не только образная система «Слова» интересна. Оно является по-настоящему художественным произведением, конечно связанным с устным народным творчеством. Автор в самом начале произведения размышляет, как ему писать: «по былям нашего времени», т.е. придерживаясь только фактов, или по «замышлению Бояна», т.е. осмысливая факты художественно, что он и делает.
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».
    «Слово» можно назвать героической песней: в нем много строк, придающих музыкальность: «О, русская земля, ты ужо за холмом. Ища себе чести, а князю славы…»
    В «Слове» много лирических отступлений: автор постоянно разговаривает с читателем о том, как начались княжеские усобицы, к чему они привели. «Слово» написано страстно: автор обращается к читателям «братья». Эта разговорная манера очень подкупает, делая «Слово» живым и особенно интересным.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами, слившись воедино.

  9. Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
    “На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, – пишет один из исследователей “Слова…”, К. Д. Лихачев. – Задачей “Слова…” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли”. Создатель “Слова…” – передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
    Как же автор выражает эту мысль в произведении?
    Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
    “Хочу, – сказал, – копье преломить на границе поля Половецкого”.
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как “приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло”.
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: “Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла”.
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси – половцев. Вот как она встречает появление кочевников: “Стоном стонет мать – земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут”.
    Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею “Слова…”, – это образ родной земли. “Он очерчен автором широко и свободно”, – отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной “стране незнаемой”. “Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле “Слова…”, он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту”, – пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель “Слова…” картину битвы с половцами: “Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут”.
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь – половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья – защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: “Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели”.
    Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

  10. Сочинение по произведению: Слово о полку Игореве — призыв к единению Русской земли.
    В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит драматическая история неудачного похода на половцев в 1184 году князя Новгород-Северского Игоря Святославича. В сражениях также приняли участие брат Игоря Всеволод, князья Курбский и Трубчевский, его сын и племянник, но основные силы русского воинства не были привлечены к походу Поражение, русских было сокрушительным: все князья оказались в плену, а простые воины перебиты — из всего войска спаслось только пятнадцать человек. Поражение Игоря имело неблагоприятные последствия для русских земель: Кончак взял город Римов, Гзак сжег путивльские села и внешнюю ограду города.
    В чем отличие «Слова» от летописных повестей? В то время как в летописях подробно, но беспристрастно излагаются все обстоятельства похода на половцев, автор «Слова», сообщая об этих обстоятельствах лишь в самых общих чертах, отводит главную роль осмыслению произошедшего, публицистическому и лирическому отклику на событие из недавнего прошлого Руси. Цель летописцев — фиксация событий, цель «Слова» — воздействие на современников. Эмоционально-смысловой доминантой «Слова» становится призыв к единению русских земель.
    Автор показывает: политическая разобщенность русских князей привела к тому, что князь Игорь единолично принял поспешное решение о походе, приведшее к гибели людей. В «Слове» звучит и хвала князьям, защищающим свою землю от внешних врагов, и плач по гибнущей в раздорах Русской земле.
    Своей главной задаче — убедить читателя в необходимости единения — автор подчиняет и композицию текста. В начале «Слова» звучит рассказ о походе Игоря, после чего речь идет о победоносных походах на половцев киевского князя Святослава в пору когда Киевская Русь была еще единой. В центральной части «Слова» описывается сон Святослава, звучит его «зла-то слово», в котором великий князь предстает как единомышленник автора, патриот и «государственник», скорбящий о Руси, страдающей от княжеских раздоров. Наконец, в заключительной части рассказывается о возвращении князя Игоря на родину (плач Ярославны, бегство Игоря из плена, погоня Гзака и Кончака, приезд Игоря в Киев), высказывается надежда на возрождение русского единства. Повествуя о походе Игоря, автор сообщает о солнечном затмении, других грозных предзнаменованиях природы, предрекающих беду. Рассказчик горячо сочувствует князьям, говоря об их воинской доблести (описание храбро сражающегося с половцами буй-тура Всеволода) или описывая картину страшной битвы, закончившейся поражением русских. В то же время в лирических отступлениях звучат горькие слова о междоусобных распрях, приведших к распаду Киевской Руси, и порицается Олег Гориславич, который «мечом крамолу ковал» и некогда положил начало междоусобной розне. Автор создает выразительный образ Девы-Обиды, вступившей на Русскую землю и ставшей причиной многих бед (персонификация междоусобной вражды). Важную смысловую нагрузку несут в «Слове» лирические отступления. В них автор снова и снова внушает читателю одну и ту же мысль: причина трагического исхода военной кампании Игоря — в духовной и политической разобщенности русских князей, забывших, что все они братья друг другу.
    В то же время авторские отступления готовят читателя к восприятию центрального по значимости эпизода – «злата слова» Святослава. Узнав о поражении русских князей, Святослав произносит слова сожаления, упрека, сочувствия. Безусловно, автор солидарен с великим князем и в оценке Игоря и его соратников, и в оценке внутриполитической ситуации на Руси в целом. Именно в «злате слове» пафос призыва князей к объединению в борьбе против внешних врагов выражен с максимальной силой.
    Заключительная часть повествования начинается плачем Ярославны, которая просит природные силы (солнце, ветер, реку) вернуть ей любимого мужа. Вмешательство героини в код событий придает повествованию особый лиризм, эмоциональную глубину и подчеркивает сочувственное отношение автора к Игорю. В плаче Ярославны выражена тоска всей Русской земли по плененному богатырю. Кроме того, бегство Игоря из плена (поступок, считавшийся недостойным князя) получает своеобразное оправдание: бегство совершается как бы по воле природных сил, откликнувшихся на языческую молитву княгини. Повествование о возвращении Игоря на родину и о посещении им Киева указывает, по мнению Д. С. Лихачева, на произошедший в душе Игоря переворот, на осознание им гибельности разобщения и на готовность участвовать в совместных походах русских князей против половцев. Завершается «Слово» славой-здравицей всем князьям и дружинам, сражающимся за христиан против «поганых».
    Публицистическая задача, которую ставил перед собой создатель «Слова»- призыв к единению — решена автором с исключительным художественным мастерством. В этом причина того, что «Слово о полку Игореве» относится к числу тех произведений искусства, которые, по выражению Д. С. Лихачева, «всегда современные.

  11. 11
    Текст добавил: подростковая_тупость

    Автор дает князю Игорю справедливую характеристику: он смел, отважен, но честолюбив, стремится к славе. Автор уважает его за храбрость и решительность. Игорь – верный сын Руси, защитник Родины. Однако писатель не скрывает его недостатков, а сурово на них указывает: на его корыстность, честолюбие.
    Автор негодует, что управитель оставляет свой народ без защиты, когда вторгаются кровавые половцы.
    Важным образом для воплощения идеи повести является Святослав Киевский. Именно в его уста вкладывается разумные речи о сплочении князей. Этот герой призывал других совместно бороться против внешних врагов, так как видел в этом их силу. Так же в «Слове» автор акцентирует внимание на том, что объединиться должны не только князья, а и весь народ. По его мнению, все Русь должна быть единой и неделимой!
    «Слово о полку Игореве» – гениальное творение, проверенное временем. Оно охватывает более восьми веков исторических событий. Идея повести настолько значительная, что не тленна в веках.
    Поэтому лиро-эпическая повесть будет интересна читателям всегда.
    «Слово» – это великое художественное произведение, в котором интересно представлена образная система, хорошо построенный сюжет и поставлена высокая государственная идея. Его лирическое начало вытекает из народного творчества.
    Вся поэма проникнута мыслью о единении Руси. Автор открыто выражает свою точку зрения на описываемые события, дает характеристику героям поэмы. Он словно сам участвует в походе Игоря.

  12. Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениальной поэмы «Слово о полку Игореве». Но она и сейчас близка русским людям. Честь первооткрывателя «Слова…» принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину. Любитель старины граф Мусин-Пушкин купил в одном из ярославских монастырей рукописный сборник, в котором было несколько произведений: из них были известны почти все. Исключением явилось одно. Находка, конечно, очень заинтересовала историков, филологов, этнографов, просто культурных людей России. Вокруг «Слова» началась работа: перевод, обработка, комментарии и т.д. Возникла версия: «Слово» не подлинник, а ловкая подделка. Спор по этому поводу длился довольно долго. В нем принял участие и Пушкин, горячо отстаивавший подлинность «Слова». Он даже собирался делать стихотворный перевод. Такие переводы были сделаны Жуковским и Майковым. Но еще до этих событий, в 1812 году, во время пожара Москвы, сгорела библиотека Мусина-Пушкина: погиб подлинник «Слова», а также копия, которая была снята для графа. Осталась лишь вторая копия, сделанная для Екатерины II.
    Что же легло в основу «Слова»? Русь XII в. Была слабым, раздробленным государством. Киев потерял свое былое могущество, хотя киевский князь все еще назывался Великим. Не было единой экономики, единой сильной дружины. Князья враждовали друг с другом. Этим пользовались кочевники, главным образом половцы и печенеги, которые совершали набеги на Русь. В 1184 году несколько князей, объединились, дали бой половцам и даже взяли в плен половецкого хана Кобяка. Это событие упомянуто в «Слове». Они решили через год, собравшись с силами, повторить поход, тем более что половцы притихли. Однако четыре князя не дождались остальных и решили сами одолеть врага.
    «Слово…» состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь — поэт), который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель «Слова…» стремится рассказать людям суровую правду.
    Первая часть «Слова…» — рассказ о походе Игоря.
    Вторая часть «Слова…» переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их необдуманный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.
    Третья часть «Слова…» рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание «Слова…».
    Прекрасно нарисованы образы «Слова». Игорь честолюбив, это в нем главное. Он рвется в бой, к славе. Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев.
    Всеволод – князь-воин. Автор восхищается его мужеством.
    Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
    «На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, – пишет один из исследователей «Слова…», К.Д.Лихачев. Задачей «Слова…» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». Создатель этого произведения – передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
    «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого».
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло».
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: «Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла».
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Но не только образная система «Слова» интересна. Оно является по-настоящему художественным произведением, конечно связанным с устным народным творчеством. Автор в самом начале произведения размышляет, как ему писать: «по былям нашего времени», т.е. придерживаясь только фактов, или по «замышлению Бояна», т.е. осмысливая факты художественно, что он и делает.
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».
    «Слово» можно назвать героической песней: в нем много строк, придающих музыкальность: «О, русская земля, ты ужо за холмом. Ища себе чести, а князю славы…»
    В «Слове» много лирических отступлений: автор постоянно разговаривает с читателем о том, как начались княжеские усобицы, к чему они привели. «Слово» написано страстно: автор обращается к читателям «братья». Эта разговорная манера очень подкупает, делая «Слово» живым и особенно интересным.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами, слившись воедино.

  13. Знаменитый памятник древней русской литературы «Слово о полку Игореве» был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей.
    «На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей «Слова…», К. Д. Лихачев. — Задачей «Слова…» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». Создатель «Слова…» — передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.
    Как же автор выражает эту мысль в произведении?
    Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами. Ум князя уступил желанию…
    «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого».
    Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло».
    Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: «Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла».
    Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
    Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев. Вот как она встречает появление кочевников: «Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут».
    Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею «Слова…», — это образ родной земли. «Он очерчен автором широко и свободно», — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей. Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной «стране незнаемой». «Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле «Слова…», он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту», — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель «Слова…» картину битвы с половцами: «Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут».
    На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».
    Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его «золотом слове», «со слезами смешанном», писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров.
    Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *