Сочинение на тему проблема чтения в современном обществе

10 вариантов

  1. Текст из ЕГЭ

    (1)Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе? (2)Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. (3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но все это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (6)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (8)Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. (9) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.
    (10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
    (20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь. (22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.
    (По Д.С. Лихачеву)

    Вступление

    Чтение – источник знаний. С помощью чтения мы можем получить информацию из далекого прошлого, почувствовать внутреннее состояние поэта или писателя, создающего высокохудожественные произведения.
    В последнее время книгу сильно вытесняют новейшие технологии – все чаще можно увидеть людей с планшетами и телефонами. Но ощущение, когда ты полностью погружаешься в написанное, вдыхаешь запах бумаги, переживаешь вместе с героями все их горести и радости – не сравнимо ни с чем.

    Проблема

    Д.С. Лихачев заявляет проблему отношения к чтению, которое становится все менее значимым для современных людей. Речь идет именно о чтении художественных произведений.

    Комментарий

    Автор говорит, что нет ничего прекраснее, чем неторопливое чтение литературных произведений. Литература вбирает в себя невероятный опыт людей в различных ситуациях. Она помогает разобраться в людях, понять мотивации окружающих, душу человека, она делает нас мудрее.
    Осознать всю пользу процесса можно только при внимательном чтении, дающем возможность присмотреться к деталям. Если не получилось правильно прочесть книгу, то стоит перечитать ее несколько раз.
    В жизни каждого человека должна быть произведение, к которому он будет обращаться в периоды трудностей и сомнений, которое он будет цитировать, находясь в шумных компаниях для всеобщего увеселения или разряжения атмосферы.

  2. Оглавление
    I. Введение………………………………………………………………………………С. 2-4
    II. Основная часть………………………………………………………………………С. 5-8
    III. Заключение……………………………………………………………………………С. 9
    IV. Список использованной литературы и источников……………………………..С. 10
    V. Приложения……………………………………………………………………………С. I-VI
    Приложение 1. Данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)…………………………………………….…..…..C. I-II
    Приложение 2. Анкета «Изучение читательской активности и предпочтений»……C.III
    Приложение 3. Сводная таблица результатов опроса………………………………….C.III
    Приложение 4. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы книги?» разных категорий рецензентов………………………………………………………………………………..C.IV
    Приложение 5. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы газеты?» разных категорий рецензентов………………………………………………………………………………C.IV-V
    Приложение 6. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы журналы?» разных категорий рецензентов……………………………………………………………………………….C.V
    Приложение 7. Из экспертного интревью с учителями – филологами МОУ Лахколампинская СОШ Лейни Т.Н. и Голубцовой Н.Т. ………………………………C.V-VI
    Приложение 8. Из экспертного опроса работников библиотеки поселка Лахколампи…C.VI
    Введение
    В современном обществе процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания семьей и школой в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». В течение последнего десятилетия телевидение и компьютер являются наиболее распространенными способами проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимают первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.
    На этом фоне такое некогда популярное досуговое занятие как чтение отходит на дальний план. Идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации. Дети совсем перестали читать. Результаты международного исследования PISA представляют уровень грамотности учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент исследования, проведенного в 2000 году, был сделан на навыках чтения1. Среди учащихся 32-х индустриально развитых стран Россия заняла в нем 28-е место. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности по итогам исследования 2009 года составил 459 баллов по 1000-балльной шкале. По этому показателю Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран-участниц PISA2.
    Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе3. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики. В то же время влияние электронной культуры на чтение усиливается.
    В то же время в российском обществе наблюдаются следующие тенденции:2
    – количество россиян, вообще не читающих или обращающихся к печатной продукции лишь от случая к случаю, увеличивается;
    – сугубо развлекательная составляющая чтения усиливается;
    – функциональная неграмотность среди школьников и студентов возрастает;
    – владение родным языком ухудшается;
    – востребованность высокой, наиболее сложной и инновационной профессиональной и художественной литературы снижается даже в крупных научных библиотеках;
    – издательства все более ориентируются на невзыскательного читателя;
    – растет расхождение между читательским спросом и возможностями предложения библиотек среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и селах, вследствие чего утрачивается привлекательность этих библиотек для членов общества.
    Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается, а качество печатной продукции падает. Специалисты Межрегионального центра библиотечного сотрудничества OOO «Стратегика» оценивают современную ситуацию в этом отношении как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением1.
    Объектом исследования являются жители поселка Лахколампи в возрасте от 7 лет.
    Предмет исследования – уровень читательской активности и притязательности жителей поселка.
    Цель исследования – изучение уровня читательской активности и сферы читательских интересов в поселке Лахколампи, сравнение его с общероссийскими показателями.
    Из этой цели вытекают следующие задачи:
    Изучить данную проблему чтения на макроуровне (на уровне РФ)
    Провести опрос в виде анкетирования в конкретном посёлке
    Проанализировать полученные результаты, сравнить их с данными по РФ.
    В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень читательской активности и сфера читательских интересов жителей посёлка Лахколампи соответствует общероссийской картине по данному вопросу.
    Методами исследования явились анализ источников, массовый опрос в форме письменного анкетирования, интервьюирование, сравнительный метод.
    С целью ознакомления с состоянием проблемы на современном этапе развития нашего общества мною были проанализированы источники сети Интернет, а также материалы Национальной программы поддержки и развития чтения РФ.
    Достаточно богатый для анализа материал удалось найти на сайте Международной Федерации Русскоязычных Писателей, которая опубликовала данные опроса фондом «Общественное мнение» населения РФ на тему «Кто в России читает и покупает книги?». Данные опроса позволяют оценить процент читающего населения в России, читательские предпочтения, интересы, причины снижения интереса к чтению в нашей стране.
    Ознакомилась также с материалами круглого стола на тему «Проблемы детского чтения в России и Москве: прошлое, настоящее, будущее»1, который состоялся 1 декабря 2006 года в Москве, в Центральном Доме журналистов, под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы. Материалы круглого стола отражают актуальность проблемы чтения в РФ; представляют данные опроса среди поступающих в вузы, причины снижения процента читающего населения, а также пути решения данной проблемы.
    Мною были изучены также данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 17.06.20092, а также данные Аналитического центра Юрия Левады. Эти данные взяла за основу своего социологического исследования проблемы чтения в поселке Лахколампи, а также использовала их для сравнительного анализа состояния проблемы в РФ и в нашем отдельно взятом поселке.
    Анализ Интернет – источников показал, что все статьи, публикации, данные социологических опросов, интервью, посвященные проблеме чтения, в основном, относятся к периоду 2005 – 2008 годов. Современных данных по проблеме найти практически не удалось. Соответственно, можно сделать вывод, что проблеме в наши дни не уделяется должного внимания ни в СМИ, ни на уровне правительства РФ. Появляются некоторые программы, разработанные и действующие на уровне отдельных субъектов РФ, городских округов, поселений. Пример такой программы – «Читающий город – читающая Россия», разработанный в рамках Национальной программы развития и поддержки чтения для Московской области3. Федеральные же программы, действие которых было развернуто в 2005 – 2008 годах, продолжают работать, однако результативность их, на мой взгляд, недостаточно высока.
    Основная часть
    Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе, это механизм поддержания и развития родного языка. Однако, как показал анализ литературы по данной проблеме, во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности.
    По данным Аналитического центра Юрия Левады (2008) ситуация в России складывается следующим образом1.
    На протяжении пяти лет (2003 – 2008) доля регулярных читателей любого вида изданий уменьшалась. Особенно резко (в 2,3 раза) сократилась группа регулярно читающих журналы. Постоянными читателями книг сегодня несколько чаще других групп выступают женщины (19% данной группы), россияне с высшим образованием (25%), жители крупных и средних городов страны (по 20%, москвичи – 19%), респонденты с более высоким потребительским статусом (20%). Не читают художественную литературу 8% опрошенных взрослых россиян.
    Государственная общедоступная библиотека сегодня не фигурирует среди наиболее значимых для читателя источников художественной литературы. На первом месте здесь стоит покупка (так ответили 67% читающих художественную литературу, можно было указать несколько источников), 43% берут интересующую их беллетристику у друзей и знакомых. Районная (городская) библиотека остается источником художественной литературы лишь для 17% тех, кто читает беллетристику. 77% взрослых россиян сегодня не пользуются никакими библиотеками. Преобладающий контингент библиотечных абонентов – самые молодые жители страны: среди 18-24-летних доля пользующихся библиотеками оставляет 34%. 24% российских семей не имеют книг дома, еще у 39% дома есть менее 100 книг. Доля обладателей больших домашних библиотек (больше 500 книг) с 1995 г. сократилась с 10 до 6% взрослых россиян.
    В 2006 году Роспечатью совместно с Российским книжным союзом был разработан основной долгосрочный документ, призванный выстроить работу в области пропаганды и поддержки чтения в России – Национальная программа поддержки и развития чтения.
    Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ.
    «Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам, и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем.»1
    Обосновывая актуальность проблемы, специалисты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям говорят о наличие «системного кризиса читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
    По данным специалистов сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:
    • Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году.
    • Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.
    • Снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году – только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.
    • Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
    • Ухудшается владение родным языком: в обществе родная речь де-факто становится все более примитивной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.
    • Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.
    • Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.
    • Снижается востребованность «высокой», наиболее сложной и информативной профессиональной и художественной литературы даже в крупных библиотеках.
    Главным методом исследования читательской активности жителей поселка Лахколампи стал массовый опрос в виде письменного анкетирования (Приложение 2). В анкетировании приняли участие 118 человек в возрасте от 7 лет, в основном подростки, обучающиеся нашей школы.
    Лишь 19% опрошенных постоянно читают книги, 65% обращаются к книге от случая к случаю, и 19% респондентов ответили, что никогда не читают книги. Среди постоянно читающих жителей поселка в основном женщины (26%), дети младшего школьного возраста (37%), люди в возрасте 40 – 54 лет (33%). Анализ уровня образования постоянно читающих граждан показал несколько неожиданные результаты. Среди постоянно читающих жителей поселка в основном люди со средним, средним специальным образованием (27%), и лишь 20% с высшим образованием (см. Приложение 4, С. IV).
    Анализ жанровых предпочтений респондентов показал, что наибольшей популярностью у книголюбов нашего поселка пользуются классическая литература, детективы, боевики, любовные романы, фантастика (см. Приложение 2, С. III). Если учитывать, что основная часть опрошенных – это обучающиеся школы, становится вполне понятным такой высокий процент респондентов, читающих классику, это просто требования школьной программы. В остальном же, выбор опрошенных сводится к несерьёзной литературе развлекательного характера.
    Как показывают результаты анкетирования, среди жанров нехудожественной литературы наиболее часто респонденты называют советы на все случаи жизни, книги по кулинарии, о здоровье, что опять же свидетельствует о невзыскательности вкусов читателей нашего поселка. И лишь 3 – 4 % опрошенных называют узкоспециализированную, интеллектуальную литературу (см. Приложение 2, С. III).
    Анализ результатов показывает, что постоянно читают газеты 14% опрошенных, 48% делают это от случая к случаю, и 38% респондентов газет не читают вообще. Более подробный анализ результатов показал, что чтением газет заняты в основном женщины (14%), люди в возрасте 40 – 54 лет (33%) и старше 55 лет (25%), а также респонденты с высшим образованием (33%) (см. Приложение 5, С. IV-V).
    Чтению журналов уделяют внимание постоянно 19% опрошенных, 60% респондентов читают журналы от случая к случаю, и 21% никогда не занимается этим. Прессу такого рода предпочитают респонденты в возрасте 25 – 29 лет, со средним или средним специальным образованием (см. Приложение 6, С.V). Среди наиболее популярных периодических изданий опрошенные называют в основном местную газету «Суоярвский вестник», еженедельник «ТВР-панорама», газету «Аргументы и Факты», издания желтой прессы («Всё о звездах», «Жизнь»), молодежные журналы («Oops!», «Маруся», «Молоток»), газеты развлекательного типа со сканвордами, анекдотами, кроссвордами (см. Приложение 2, С. II- III). Такие результаты свидетельствуют о невзыскательности вкуса современного читателя периодических изданий в нашем поселке, о предпочтении развлекательного чтива.
    По результатам анкетирования в домашней библиотеке жителей нашего поселка в основном имеется до 100 книг (44% опрошенных). 21 % респондентов имеют дома 100 – 300 книг, почти каждый пятый (19% опрошенных) не имеет домашней библиотеки вообще. И лишь по 8 % опрошенных имеют дома 300 – 500 книг или свыше 500. В основном это люди с высшим образованием (см. Приложение 2, С. III).
    Результаты анкетирования частично дублируют данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (см. Приложение 1, С. I). Итак, анализ результатов проведенного анкетирования позволяет судить о том, что в нашем поселке наблюдаются схожие с общероссийскими тенденции в области чтения. А именно, снижение количества читающего населения, распространенность привычки чтения среди тех же категорий населения (женщин, людей в возрасте старше 25 лет, высокообразованных респондентов).
    Результаты проведенного анкетирования жителей поселка подтверждает интервьюирование учителей – филологов нашей школы (Приложение 7, С.V-VI), а также работников поселковой библиотеки (Приложение 8, C.VI). Целью интервью являлось выяснение отношения указанных специалистов к проблеме чтения и ее проявлениям в поселке Лахколампи. По мнению указанных специалистов, молодые люди в нашем поселке, как и во всей стране, стали читать значительно меньше, а интересы и предпочтения в области чтения достаточно невзыскательны, носят развлекательный характер.
    Заключение
    Итак, цель исследования, на мой взгляд, была достигнута. Мне удалось выявить уровень читательской активности и сферу читательских интересов жителей поселка Лахколампи.
    Гипотеза в основном нашла свое подтверждение. Большинство опрошенных жителей поселка читают лишь от случая к случаю, либо не читают вообще. В основном это подростки и люди со средним, средним специальным образованием. Основная часть респондентов называет в качестве предпочитаемых жанров сугубо развлекательные жанры.
    Итак, в нашем поселке состояние читательской активности схоже с общероссийской картиной. Дети, подростки, равно как и взрослое население, читают меньше, уровень читательской взыскательности снижается. Компетентные в этой области специалисты, филологи нашей школы, библиотекари отмечают снижение уровня грамотности подрастающего поколения. Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается.
    Практическая значимость исследования состоит в том, что было изучено состояние проблемы чтения в отдельном поселке. Результаты исследования могут быть использованы органами власти, структурами в сфере образования. В любом случае, нашей стране необходима обширная, комплексная, финансово обеспеченная система мер поддержки чтения, русского языка, современной художественной, научной и научно-популярной литературы. Эти меры должны закрепляться в специальных политических документах и программах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, реализовываться государственными и негосударственными институтами.
    Работа может иметь перспективы. Возможно проведение повторного, более массового исследования с целью выявления динамики в уровне читательской активности и интересов жителей поселка, более полного и детального анализа проблемы.
    Список использованной литературы и источников
    1) Голощапова З.И. Читающий город – читающая Россия [электронный ресурс]// http://biblioteka- belogo.ru/node/116 (дата обращения 14.03.2013)
    2) Дубинин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 80 с.
    3) Ковалева Г.С. PISA – 2012: мы ждем перемен? [электронный ресурс]// http://www.akvobr.ru/pisa_2012_zhdem_peremen.html (дата обращения 12.03.2013)
    4) Проблемы детского чтения [электронный ресурс]// http://www.rureferat.ru/articles/355 / (дата обращения 21.02.2013)
    5) Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии [электронный ресурс]// http://www.centeroko.ru/pisa/pisa_res.htm (дата обращения 17.02.2013)
    6) Социологический опрос.Читающая Россия[электронный ресурс]// http://slovari21.ru/poll/chitauschaya_rossiya (дата обращения 14.03.2013)
    7) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Национальная программа поддержки и развития чтения [электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php ?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 21.02.2013)

  3. «Книга – лучший
    подарок» (факты и мысли)
    Одна из проблем
    современного мира – проблема чтения.
    Книги за последнее время, как кажется,
    утратили свою необходимость. Сейчас мы
    ищем нужную нам информацию и литературу
    в Глобальной Сети и с помощью других
    современных средств. Раньше книга была
    одним из самых важных источников
    информации, знаний и просто хорошего
    настроения, потому в то время люди очень
    любили читать. Но тогда книга была
    большим дефицитом. За книгами были
    огромные очереди, продажа осуществлялась
    по подпискам и обменным талонам,
    полученным за сданную макулатуру. Книг
    просто не хватало. Сейчас существует
    много библиотек и книжных магазинов,
    где книги доступны каждому человеку,
    но с появлением новых источников
    информации они во многом утратили
    популярность.
    Но не все отреклись
    от книг, есть еще те, кто любит читать и
    кто считает книгу необходимой. С одним
    из таких редких людей мне удалось
    поговорить. Его зовут Мартьянов Владимир
    Яковлевич, он художник. Он подарил нашей
    школьной библиотеке свою огромную
    коллекцию книг, которую собирал в течение
    10 лет, в то время, когда книга была
    огромной редкостью. Владимир Яковлевич
    подарил нашей школе более 1000 экземпляров
    различных книг, охватывающих классические
    и современные жанры художественной и
    научной литературы, произведения
    писателей известных и неизвестных
    ранее, тех, чьи книги были раньше запрещены
    к печати. Он хотел, чтобы детям было
    легко найти ту книгу, которая поможет
    им узнать что-то новое для себя и которая
    чему-то научит, подарит хорошее настроение
    и принесет удовольствие от чтения.
    Я задал ему несколько
    вопросов.
    – Почему вы решили
    отдать вашу огромной коллекцию книг
    нашей школе?
    – В этой школе
    училась моя внучка, и я, конечно, был
    связан с её школьной жизнью и участвовал
    в мероприятиях школы. Двадцать первая
    школа, наверное, самая лучшая в нашем
    городе и достойна такого подарка. Мои
    наследники не нуждаются в этих книгах,
    и я решил, что лучшее место для них –
    это ваша школа. Дети сейчас мало читают,
    но я надеюсь, что эти книги понадобятся
    им, заинтересуют их.
    – В течение какого
    времени вы собирали книги?
    – Я начал собирать
    эти книги тогда, когда на них был сильный
    дефицит. Чтобы достать какую-нибудь
    книгу, я занимался сбором макулатуры.
    Сдавая её, я получал книги из доступного
    ассортимента, а потом менял полученные
    на те, которые мне нужны. Я знал людей,
    которые могли помочь мне достать нужные
    книги. Приходилось ездить в другие
    города – Владимир и Москву, чтобы получить
    книги. И таким образом я собирал коллекцию
    около десяти лет, пока книги не стали
    доступны всем желающим.
    – Кто участвовал
    в этом собирании библиотеки?
    – В основном, я
    один, позже мне стала помогать моя жена.
    – Почему вы увлеклись
    этим занятием?
    -Я просто очень
    люблю книги.
    Поступок Владимира
    Яковлевича достоин уважения. Он книги
    и считает их незаменимой вещью, ведь
    книга не несёт вреда людям, а наоборот,
    даёт им развиваться. Мы должны быть
    благодарны Владимиру Яковлевичу за его
    подарок нашей школе.
    Пополнил нашу
    библиотеку также Балашов Андрей из 7
    «Г» класса. Андрей уверен, что книги,
    подаренные им, будут полезны взрослым
    и младшим ученикам нашей школы.
    Произведения в этих книгах написаны
    известными писателями и охватывают
    разные жанры – от сказки до поэзии. Я
    решил поинтересоваться, почему Андрей
    решил отдать свои книги нашей школе, и
    он с удовольствием согласился ответить
    на мои вопросы.
    – Почему ты решил
    подарить свои книги нашей школьной
    библиотеке?
    – Я заметил, что
    книги, которые имеются у меня, были в
    нескольких экземплярах. Конечно,
    выбрасывать их было жалко, да и не хорошо,
    поэтому, я решил, что лучше отдать их в
    библиотеку нашей школы, ведь книги
    обязательно пригодятся детям.
    – Как ты думаешь,
    чем будут интересны эти книги детям?
    – Возможно, дети
    ещё не читали произведений, которые
    есть в этих книгах, и я думаю, это стоит
    сделать, ведь их написали известные
    авторы, такие как Анна Ахматова, Евгений
    Баратынский, Эдуард Асадов, Эдуард
    Успенский, И.А. Бунин, причём это
    произведения разных жанров, они будут
    интересны ученикам.
    Школа благодарна
    Владимиру Яковлевичу Мартьянову и
    Андрею Балашову за поистине очень щедрый
    подарок нашей школе. Книги в традиционном
    понимании сейчас по-прежнему лучший
    подарок, ведь роман или повесть не
    подаришь в электронном виде, и те эмоции,
    которые переживаешь в процессе чтения
    книги, не передашь через виртуальное
    пространство.
    Любите и цените
    ваши книги, людей, которые дарят вам
    книги, – это делается от чистого сердца.
    Цените труд писателей, которые создают
    эти книги, – они делают это, чтобы люди
    учились рассуждать, получали полезные
    для жизни знания.
    Помните: книга –
    лучший подарок.

  4. Министерство культуры Волгоградской области
    Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования
    «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» Факультет заочного обучения
    Кафедра библиотечно-информационной деятельности
    Проблема чтения в современном обществе
    Курсовая работа студентки Клименко А.Е.
    Курс 2 Группа 2БУ
    Руководитель: доц. Овсянникова Т.В.
    Волгоград 2017
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение……………………………………………………………………….3
    Глава 1.   Изучение чтения: аналитический обзор…………………………………………………………………………….7
    1.1. Изучение чтения и читателей: аналитический обзор……………….….7
    1.2.  Отношение к книге и чтению на современном этапе.. ………………12
    Глава 2.  Деятельность библиотек по продвижению чтения…………..23
    2.1. Особенности функционирования и развития поселенческих библиотек……………………………………………………………………..23
    2.2. Культурно – досуговые мероприятия библиотеки как способ продвижения чтения…………………………………………………………..30
    Заключение……………………………………………………………………37
    Список литературы…………………………………………………………….39
    Введение
    В современном мире, в мире компьютерных технологий значительно снизился интерес к посещению библиотек  и к чтению. Значимость чтения в обществе иллюстрируют потребности общества в воспитании социальной заинтересованности граждан. Сейчас наблюдается утрата актуальности чтения как способа передачи знаний и формирования духовных ценностей, а читательская активность в России находится ниже среднеевропейского уровня.  Вопрос о путях приобщения людей к чтению на сегодняшний день является одним из приоритетных. Тому есть следующие причины: общее падение уровня образованности населения в мире; смена модели образования с модели «образование на всю жизнь» на «образование в течение жизни»; экспансия электронных средств и смена модели чтения, приравниваемая сегодня к «революции чтения».

  5. 5
    Текст добавил: МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА

    альбомы
    (1)
    “Большая книга”
    (3)
    “Вишнёкый сад”
    (1)
    “Дети мои”
    (1)
    “Дождь в Париже”
    (1)
    “Золотой трон”
    (1)
    “Опосредованно”
    (1)
    11 класс
    (1)
    200 лет Тургеневу
    (1)
    авторская позиция
    (2)
    актуально
    (170)
    альбомы
    (528)
    аналитика
    (11)
    андеграунд
    (1)
    Анна Ахматова
    (1)
    аргументы
    (5)
    аргументы к сочинению
    (5)
    Астрахань
    (31)
    аттестация
    (1)
    Б.А. Ланин
    (1)
    бесплатное питание
    (1)
    бесплатные учебники
    (1)
    библиотеки
    (8)
    блог
    (29)
    блог актуально
    (6)
    Большая книга
    (2)
    Брюсов
    (1)
    великие лингвисты
    (3)
    великие люди
    (2)
    видео
    (67)
    внеурочная деятельность
    (1)
    Водолазкин
    (1)
    вопросы образования
    (3)
    воспитание
    (35)
    воспитательная работа
    (1)
    ВПР
    (3)
    время и люди
    (60)
    Всероссийская олимпиада
    (2)
    всероссийский конкурс сочинений
    (3)
    всероссийский конкурс УИР
    (1)
    Всероссийское сочинение
    (1)
    выпускное сочинение
    (80)
    выпусной
    (1)
    ГИА
    (67)
    Год литературы
    (3)
    город
    (3)
    грамотность
    (2)
    даты
    (89)
    деловые бумаги
    (1)
    демоверсии
    (3)
    День знаний
    (1)
    день рождения
    (3)
    дидактический материал
    (431)
    диктант
    (5)
    дистанционное обучение
    (13)
    дисциплина
    (1)
    для родителей
    (34)
    документы
    (1)
    достопримечательности
    (4)
    досуг
    (66)
    ЕГЭ
    (112)
    единый учебник
    (1)
    жестокость и милосердие на войне
    (1)
    животные
    (25)
    задание 15.3
    (5)
    закон
    (1)
    заметки
    (1)
    заметки к урокам
    (2)
    занимательные задания
    (47)
    занимательные задачи
    (13)
    зарплата
    (2)
    зарплата учителя
    (1)
    здоровье
    (3)
    зима
    (3)
    злободневное
    (196)
    изложение
    (9)
    инструкция
    (3)
    интересная статистика
    (2)
    Интернет
    (30)
    интернет школа
    (6)
    интернетобразование
    (16)
    искусство
    (3)
    искусство и ремесло
    (2)
    исторический роман
    (1)
    история
    (1)
    история для современности
    (24)
    история слов
    (154)
    итоговое сочинени 2018
    (1)
    итоговое сочинение
    (24)
    итоговое сочинение 2018
    (4)
    итоговое сочинение доброта и жестокость
    (2)
    итоговое сочинение мечта и реальность
    (1)
    итоговое сочинение мечты и реальность
    (1)
    итоговое сочинение отцы и дети
    (1)
    КИМ
    (2)
    кино
    (1)
    классика
    (16)
    классика литература
    (1)
    классный час
    (1)
    книги
    (8)
    книги о детях
    (2)
    книги писатели
    (2)
    комедия
    (1)
    компьютер
    (1)
    конкурсы
    (64)
    концептуализм
    (2)
    копилка мудрости
    (22)
    копилка мудрости
    (76)
    критерии оценивания
    (1)
    круг чтения
    (244)
    КТП
    (2)
    культура речи
    (9)
    лексика
    (10)
    лексические понятия
    (2)
    летнее чтение
    (6)
    летнее чтение книги
    (1)
    лето
    (42)
    лингвистический анализ
    (8)
    лингвисты
    (1)
    лирика
    (2)
    литература
    (77)
    литературные направления
    (1)
    литературные премии
    (2)
    личное
    (10)
    лучшие книги 21 века
    (7)
    любопытное
    (161)
    люди и время
    (17)
    М.В. Панов
    (4)
    месть и равнодушие итоговое сочинение
    (2)
    методика
    (104)
    методическая полка
    (17)
    методическая разработка
    (26)
    моностих
    (1)
    морфемный разбор
    (5)
    морфологический разбор
    (3)
    мотивация
    (1)
    моя музыка
    (36)
    мудрые мысли
    (1)
    мудрые мысли Омар Хайям
    (1)
    мужество
    (1)
    музеи
    (19)
    Н и НН
    (2)
    настроение
    (2)
    национальные парки
    (2)
    национальные проекты
    (1)
    НКРЯ
    (1)
    НОТ
    (1)
    о литературной норме
    (2)
    о личном
    (20)
    об учебнике
    (7)
    образоване
    (1)
    Обращение к читателям
    (1)
    обучение
    (31)
    общение
    (7)
    объявления
    (23)
    ОГЭ
    (29)
    ОГЭ сочинени 15.3
    (2)
    ОГЭ сочинение 15.3
    (4)
    ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
    (4)
    озёра
    (2)
    Оксфордский словарь
    (1)
    олимпиада.призёр литература
    (1)
    олимпиады
    (1)
    опросы
    (3)
    орфография
    (2)
    Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    (7)
    отглагольные прилагательные
    (1)
    отзыв специалиста
    (2)
    отымённые прилагательные
    (1)
    отымённые прилагательные и причастия
    (1)
    оценочные средства по русскому языку
    (1)
    ошибки
    (7)
    память
    (1)
    педагогика
    (1)
    пейзажи
    (2)
    пересказ
    (1)
    повышение квалификации
    (1)
    Подготовка к сочинению
    (1)
    полезно
    (1)
    полезные ссылки
    (17)
    постановления
    (1)
    поэзия
    (1)
    правила
    (2)
    праздники
    (28)
    премии
    (48)
    приказы
    (1)
    природа
    (13)
    проблема
    (1)
    птицы
    (4)
    пунктуация русский язык
    (1)
    путешествия
    (53)
    Пушкин
    (9)
    Пушкинский диктант
    (2)
    рабочие программы
    (12)
    рекорды
    (3)
    релакс
    (2)
    репетиторство
    (1)
    реформы в образовании
    (1)
    речевые ошибки
    (1)
    родителям
    (1)
    родная (русская) литература
    (1)
    Рождество
    (4)
    Розенталь
    (1)
    русские пистели
    (1)
    русский родной язык
    (1)
    русский язык
    (61)
    сайты по предметам
    (1)
    саморазвитие
    (1)
    семантика
    (1)
    семинары
    (2)
    сервисы
    (4)
    сертификаты
    (2)
    сжатое изложение
    (3)
    словари
    (33)
    слово года
    (1)
    собаки
    (2)
    события
    (2)
    советы психолога
    (5)
    современная литература
    (4)
    современное образование
    (1)
    современный русский язык
    (432)
    сообщества
    (1)
    сочинение
    (92)
    сочинение на морально-этическую тему
    (1)
    стандарты
    (1)
    статьи
    (1)
    стихи
    (4)
    таблицы
    (1)
    творчество
    (1)
    тексты
    (1)
    теория текста языкознание сайты
    (1)
    тесты
    (29)
    тональный словарь
    (1)
    Тотальный диктант
    (57)
    традиции
    (16)
    увлечения
    (2)
    УМК Быстровой
    (1)
    уникальное
    (16)
    урок AiTi activ
    (9)
    устное собеседование
    (2)
    ученики об учебнике
    (4)
    ученические работы
    (85)
    учителя
    (1)
    факты
    (1)
    факультатив
    (1)
    фантастика
    (2)
    фантастика писатели премии
    (1)
    ФГОС
    (1)
    фестивали
    (1)
    формулирование проблемы
    (1)
    футбол
    (2)
    хозяйство
    (6)
    храмы
    (2)
    цветы
    (14)
    цели блога
    (30)
    цитаты
    (1)
    ЦОРы
    (34)
    Чемпионат по чтению вслух
    (1)
    Чехов
    (1)
    чтение
    (14)
    чувства
    (1)
    шедевры
    (1)
    школьные сочинения
    (1)
    школьный сайт
    (1)
    экзамены
    (355)
    экзотика
    (1)
    экскурсии
    (2)
    эмоции
    (3)
    ЭОР
    (3)
    эссе
    (10)
    этикет
    (1)
    этимология слова
    (2)
    языкознание
    (31)

  6. Фатыхова Татьяна Ивановна
    Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли
    Рене Декарт
    Мир изменился? Современные технологии наступают семимильными шагами поглощая былое и меняя представление о том, что недавно казалось незыблемым и бесконечно стабильным. Наравне с этим меняются люди. Например, совсем еще недавно, мы писали письма на настоящей бумаге, трепетно упаковывали в конверт и несли на почту. Днями позже адресат получал желанный конверт, возможно испытывая предвкушение и нетерпение открывая его, читая чернильные строчки. Письма хранили бережно, как память, перечитывая за разом раз в минуты, когда хотелось вернуться назад во времени. Теперь, когда компьютеры вошли практически в каждый дом, все изменилось. Мы используем электронную почту и письма доходят до адресата за считанные секунды. Изменился стиль письма, став сжатым и прагматичным, исчезли детали и отступления. Зачем нужны они, если всегда можно нажать reply и продолжить дискуссию с интересующего места. Жизнь ускоряется. Вместе с этим меняются наши представления о вещах, отношение к ним. Меняемся мы сами. Я помню времена, когда книги были обязательным атрибутом каждого дома, не всегда потому, что хозяева любили читать, а зачастую как индикатор, показывающий стремление отнести себя к культурным людям. Но они были. И многие люди читали, читали много, с упоением, интересом. Книги, журналы, газеты… Читали сами и учили своих детей. Огромные миры со всеми своими историями, богатствами и приключениями, скрытые на бумажных страницах, дарили радость, знания, согревали душу и помогали найти себя целым поколениям.
    Мир изменился. Новые технологии, электронные устройства, от сотовых телефонов до развлекательных центров и компьютеров, вошли к нам в дом. Встретить человека с ноутбуком теперь можно чаще, чем человека держащего книгу. Еще немного и последних не станет почти совсем. Но так ли это плохо?
    Сотни лет назад, в девятом веке, Кирилл и Мефодий создали «глаголицу» – специальную азбуку, позволяющую записывать тексты на славянском языке. Будучи монахами, деяние свое направили они на благо церкви, переложив на славянский язык священное писание и ряд других церковных книг. Не думаю, что для сегодняшней дискуссии нам важно углубляться в спор о том был ли этот славянский язык русским или принадлежал другой группе. Важно то, что изначально письменность использовалась только с одной целью и фактически противопоставлялась бытовой сфере. В то время чтение было компонентом церковных обрядов, отличительной чертой духовенства. Со временем верхушка социальной пирамиды к нему присоединилась, но лишь единицы книг имели светских характер (исторические хроники, научные трактаты, легенды и так далее). Грамота распространялась медленно и исключительно по нужде, для функционального использования, такого как дипломатия, торговля, управление, и прочие. Много позднее, лишь к семнадцатому веку, в связи с активным развитием городов, литература, как средство удовлетворения эстетических потребностей, стала активно развиваться. Этому послужило появление все большего количества грамотных людей, желающие что бы вакуум в чтиве скорее развлекательном, нежели церковном, был заполнен. Стали возникать специальные конторы, занимающиеся перепиской именно такого рода произведений, фактически став родоначальником рынка печатных изданий. Впрочем, даже к началу 19 века лишь один житель России из двадцати умел читать.
    Время идет, на дворе двадцать первый век. Грамоте учат с рождения ибо в мире современном прожить не имея навыков элементарных, к каким, без сомнение можно отнести письмо и чтение, решительно невозможно. Люди стали больше читать. Согласно исследованиям Института социологии РАН в нашей стране книги читают чуть меньше 60% населения. Если задуматься – это огромная цифра.
    Люди любят читать. Каждый находит причины релевантные для него. Одни говорят, что путешествуют в другие миры, далекие и прекрасные, наполненные красками жизни умелыми руками авторов. Тысячи и тысячи интересных мест, событий, людей можно найти на бумажных страницах. Там нет ограничений и пределов, и нужно лишь воображение чтобы прожить еще одну жизнь, в мире полюбившимся и зовущем. Удел мечтателей и творцов. Другие находят в книгах друга, учителя, источник мудрости и знаний. И в этом есть своя правда. Лучшие умы человечества готовы ответить на любой вопрос с бумажных страниц. Гениальные размышления, великолепные мысли или просто полезная информация – достаточно открыть нужный том. Каждый человек сможет назвать собственные причины и будет абсолютно прав.
    Хорошая книга – это модель действительности, миниатюрное отражение нашей реальности. Но она, эта реальность, будет мертва пока читатель не возьмет книгу в руки и не заполнит частичкой своего я. Создавая миры авторы оставляют в них пробелы, недосказанности, опускают важные детали, вынуждая воображение читателя включиться, домыслить, дорисовать. Пропуская прочитанное через свой жизненный опыт, фактически проживая еще раз, книга дает возможность переоценить и переосмыслить последний, стать лучше. Такие книги живут веками, радуя целые поколения.
    Впрочем, справедливости ради, замечу, что книги могут стать сродни черной дыры, засасывая в себя все свободное время. Думаю многие были в ситуации, когда взяв интересный том в руки, буквально на секунду, посмотреть что-то важное на какой-то странице, находили, что очнулись лишь спустя много часов. Во всем нужен баланс.
    Особенно важно чтение в ранние годы жизни человека, пока он еще юн. Не только потому, что книга может отвлечь ребенка от опасностей улиц, стать своеобразным щитом от пустот и соблазнов современных городов. Подобранные правильно, книги могут существенно повлиять на формирование личности подростка, расставить акценты. Там, где бывает сложно повлиять, особенно в век засилья телевизионных сериалов. Что такое добро и зло, правильные человечные поступки, как поступать не следует… Сопереживание и внутренний мир. Порой так сложно научить таким простым и понятным для взрослых вещам. И книги наш первый помощник в этом деле.Словно священный Грааль, дарующий жизнь, книги бездонный источник исцеляющий души, приют для тех кто ищет ответы. Главное хотеть задать вопрос.
    Много лет я преподаю в начальных классах. Наблюдая, как изменяется мир, изменяются дети и их родители, я думала о том, что будет с чтением. Думала не потому, что боюсь, что дети перестанут читать. Отнюдь, ведь это наша работа привить им любовь к книге, работа для учителей и родителей. Если ты любишь то, что делаешь – это нельзя делать плохо, и думаю я справляюсь. Как мне кажется я нашла правильный путь. И я рада, что многие мои ученики называют литературное чтение одним из самых своих любимых предметов. Читая вместе, страницу за страницей, обсуждая и сопереживая, задавая вопросы и получая ответы на них, вместе с учениками мы идем через прекрасные миры, созданные гениальными творцами прошлого. Я надеюсь, что наши уроки помогут им в жизни и стремлюсь показать, что в нашем мире есть место для книги.
    Мир изменился! Но неизменным осталось то, что мы ценим, любим. Чтение одна из таких вещей. Изменились носители информации, постепенно уходит в прошлое бумага. Но это не значит, что книга умирает. Это значит, что настало время сделать шаг вперед, в будущее. Говорят, что бесполезно стоять на пути у разогнавшегося паровоза. Согласитесь, утверждение не лишено смысла. Технологии – как тот паровоз, на всех порах несущийся вперед, с неотвратимостью времени. Мы не спорим с часами, отмеряющими секунды и минуты, не перечим стрелкам, вечно идущим вперед. Так давайте идти в ногу со временем. Тысячи книг, газет и журналов, все население мира можно спрятать в одном небольшом устройстве. Оглянитесь вокруг. Еще можно найти людей, читающих бумажные издания. Но приглядитесь внимательно, не спешите. Один, другой, еще и еще… Люди вокруг читают… используя разнообразие электронных устройств, читают с телефонов, коммуникаторов, планшетов или электронных книг. Виток эволюции, продолжение пути, начатого бесконечное число лет назад, когда переписчики положили начало распространению книг, сделали их доступными чуть более широкому кругу лиц. Сказать по правде, новый мир не всегда легко принять и понять. Проще отрицать прогресс крича о смерти литературы. Но так ли это? Не спорю, электронное распространение информации, включая литературные произведения, порождает много вопросов, особенно в области авторского права и … издательского бизнеса. Важно ли эти вопросы для нас, простых читателей, родителей, учителей, учеников? Скорее нет. Новое поколение стремиться быть современным, идти в ногу со временем. Хочет использовать новомодные устройства. Пускай нам, поколению, воспитанному в век печатных машинок, сложно понять, как можно променять живое тепло бумажного издания на холодный бездушный кусок электроники. Если отказ от бумаги – это цена за души детей, то она ничтожна мала. Главное, чтобы люди, особенно дети, продолжали читать.

  7. (1)В современном обществе целый океан проблем. (2)Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (3)Возьмём вопрос о чтении – на уроке, домашнем. (4)О том, много ли читают, как читают, как относятся к книге. (5)Тоже дело очень сложное. (6)Сейчас, по моим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25 – 30 лет назад. (7)Я помню годы войны, когда я мальчишкой оказался в эвакуации, в тылу, в особых больничных условиях. (8)Какой великой ценностью была для нас книга! (9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость – на марки, на рогатки, да на что угодно. (10)Причём выменять не в личное пользование, а только почитать. (11)Уже это было счастьем. (12)Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза. (13)Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и … «Войну и мир». (14)Да-да, «Войну и мир», это серьёзнейшее произведение, я услышал в рассказах мальчика одиннадцати лет. (15)В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. (16)Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера. (17)Под влиянием всё убыстряющегося, всё более нервного ритма жизни появилась тенденция, которую многие считают неизбежной и закономерной: вместо того чтобы читать объёмные романы великих писателей, можно посмотреть экранизацию и познакомиться с содержанием книги. (18)Более или менее удачно… (19)Некоторые считают, что это очень современно и даёт большое преимущество человеку, так как экономит его время, которое необходимо затратить на ознакомление с произведением. (20)Это так удобно для школьника, которому столько нужно прочитать «по программе»! (21)Я же думаю, что телевизор – великий враг книги. (22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги. (23)Конечно, телевидение – великая сила и без него трудно обойтись в нашей жизни, в учёбе. (24)Но использовать его надо разумнее. (25)Когда в ресторане нам предлагают меню из ста блюд, мы, естественно, не берём всё подряд. (26)Одно или два, и мы уже сыты. (27)Но что мы делаем с телевидением? (28)Хаотично, когда придётся, включаем аппарат и «смотрим», что ни показывают. (29)Варварство. (30)Нужно формировать вкус у ребят, чтобы они могли выбрать то, что можно обсудить потом с друзьями, с учителями. (31)Воспитание вкуса – отдельная тема. (32)Это следует делать только на высоких образцах. (33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Можно воспитывать вкус на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (36)Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому – не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Можно воспитать вкус лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.
    (По В. Лакшину)
    40. По­яс­не­ние.
    Ос­нов­ные про­бле­мы:
    1) Про­бле­ма чте­ния в со­вре­мен­ном об­ще­стве (по­че­му со­вре­мен­ная молодёжь стала мень­ше чи­тать? Из­ме­ни­лось ли в об­ще­стве от­но­ше­ние к книге?);
    2) Про­бле­ма осо­зна­ния со­вре­мен­ны­ми мо­ло­ды­ми лю­дь­ми вы­со­кой ду­хов­ной цен­но­сти книги (может и те­ле­ви­де­ние стать аль­тер­на­ти­вой книге?);
    3) Про­бле­ма вос­пи­та­ния вкуса (что по­мо­га­ет вос­пи­ты­вать вкус к чте­нию?).
    По­зи­ция ав­то­ра:
    1) Книга все­гда была боль­шой цен­но­стью для под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния, но под вли­я­ни­ем усло­вий жизни (в част­но­сти, нерв­но­го ритма жизни, не­ра­зум­но­го ис­поль­зо­ва­ния те­ле­ви­де­ния) чи­тать стали мень­ше, что при­ве­ло к раз­мы­ва­нию по­ня­тия ис­тин­но ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния;
    2) Книга все­гда была и оста­нет­ся ис­точ­ни­ком по­зна­ния мира, сред­ством со­вер­шен­ство­ва­ния внут­рен­не­го мира че­ло­ве­ка, по­это­му очень важно се­год­ня по­ни­мать пред­на­зна­че­ние книги как ори­ен­ти­ра в ду­хов­ных по­ис­ках со­вре­мен­ных мо­ло­дых людей, осо­зна­вать, что те­ле­ви­де­ние не может за­ме­нить книгу;
    3) Не­об­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать вкус на вы­со­ких об­раз­цах ис­кус­ства, в том числе — на луч­ших про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры.
    40 Сочинение В.Лакшину. В современном обществе…
    Книга…Что это такое?Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека?Поиск ответов на эти вопросы являются главной задачей В. Лакшина .
    Автор поднимает важную проблему роли книги в жизни человека.В небольшом по объему по содержанию текста автор рассказывает об отношении к книге в современном мире.Под влиянием всё убыстряющегося, всё более нервного ритма жизни появилась тенденция, которую многие считают неизбежной и закономерной: вместо того чтобы читать объёмные романы великих писателей, можно посмотреть экранизацию и познакомиться с содержанием книги.
    Позиция В. Лакшина однозначна:он с горечью говорит о том,что люди гораздо меньше стали читать книги.(6) Сейчас, по многим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25—30 лет назад.
    Я полностью разделяю позицию автора.Действительно,люди стали забывать о книгах.У людей появились другие интересы,другие увлечения.Но книга…Вот что действительно развивает память,вот что действительно развивает воображение.
    Приведу аргументы из художественной литературы.Во-первых, в рассказе Солженицына ”Один день Ивана Денисовича” Алешка как раз является примером духовного человека.Он попал в тюрьму из-за своей веры,но он не отказался от нее,напротив,этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
    Во-вторых,в произведении Р. Брэдбери «Воспоминания»:
    «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже».
    Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнении,что книги не нужно ”выбрасывать” из нашей жизни и что книга должна быть лучшим другом.
    ⇐ Предыдущая40414243444546474849Следующая ⇒
    Date: 2015-05-22; view: 20071; Нарушение авторских прав

  8. культуре определенной социальной среды. Объем и направленность нашего интереса в области чтения, наша читательская активность — это функция нашей принадлежности к какой-либо социальной, профессиональной, этнической группе, она находится в зависимости от того, нормы и ценности какой среды мы разделяем. Ценностные ориентации и поведенческие интересы подростков складываются под влиянием первичных групп, далее — школьной среды и референтных групп (групп, на образ жизни которых человек ориентируется). Кроме того, на чтение влияют также и макросо-циальные факторы — ситуация в стране в целом.
    Исходя из сказанного, мы можем выделить несколько факторов читательской активности. Мы постарались здесь обобщить позиции, выдвигаемыми как учеными-социологами, так и психологами, публицистами, экономистами, педагогами.
    1. Очень многие ученые и публицисты ссылаются на то, что чтение в молодежной среде не выдерживает конкуренции с иными источниками информации и способами проведения досуга — телепередачами и кинофильмами, различными интерактивными способами общения в сети Интернет, видеоиграми и т. д. Например, в Японии поколение детей 1990-х гг. называли «тэрби-ко», что в переводе означает «дети телевидения». Они просиживали у телевизора от 3 до 6 часов в сутки. Эта тенденция является общей для всех высокоразвитых в техническом отношении стран.
    В данном контексте ссылаются на теоретика массовой культуры профессора Маршалла Маклюэна, труды которого получили известность в 60-е гг. ХХ в. Он, в частности, предсказывал близкий конец эры книгопечатания — «галактики Гуттенберга». Сменив эпоху трайбализма (племенной строй, допечатная культура) с ее естественностью и гармоничностью отношений, она принесла с собой абсолютное доминирование визуальных каналов. Алфавит, письмо, печатный станок, по его мнению, породили отчужденность человека от общества, на-
    циональное государство и индивидуализм. С появлением электронных средств коммуникации начинается наступление новой эпохи — неотрайболизма, «глобальной деревни», когда мир человека вновь станет единым, только уже на глобальном уровне. Меняются средства коммуникации и информации — меняется мышление, поведение и формы социации14.
    Если это так, то есть если происходит не обеднение культуры, но изменение доминирующего источника информации и формы ее получения (от визуальной информации мы переходим к аудиовизуальной), то поводов для беспокойства (если вы не книготорговец, конечно) вроде бы нет. Но данные убедительно свидетельствуют, что тот, кто перестал читать книги, не заменил их на электронные издания, не перешел на прослушивание аудиозаписей литературы, — он просто перестал читать. Думается, что рассуждения М. Маклюэна не являются достаточным объяснением кризиса чтения.
    В условиях широкого использования мультимедийных средств и особенно Интернета, как показывают исследования, молодёжь чаще всего обращается к развлекательным программам, не требующим никакого напряжения ума. Исключение составляет часть студенческой молодёжи, которая часто подходит к информационным ресурсам сугубо утилитарно, в результате чего мы сталкиваемся с тем, что дипломные и курсовые работы написаны на базе интернет-ресурсов, нередко в технике «paste-copy», хотя по большинству тем в библиотеках имеются разнообразные и лучше сконструированные источники, предоставляется бесплатная методическая помощь.
    Кроме того, можно было бы не беспокоиться за современного телезрителя, если бы телевидение предлагало достаточное количество разнообразных познавательных передач. Но это ведь не так. Достаточно взглянуть на рейтинги самых популярных телепрограмм, чтобы понять: отнюдь не политикой, экономикой или классической культурой интересуются молодые люди.
    Если телевидение не предоставляет достаточного когнитивного разнообразия для полноценного развития личности, то, наверное, семья должна восполнить это, направив интерес подростка в сторону чтения. Однако в условиях информатизации все большую роль в социализации играют СМИ, занимая то место, которое традиционно отводилось семье. И только очень немногие семьи могут соревноваться с много-цветицей и многоголосицей мира внешнего. Запомнилось недавнее выступление губернатора Вологодской области Мозгалева на ежегодной XIV конференции Российской библиотечной ассоциации в г. Вологде. Он говорил о проблеме чтения как важнейшей государственной задаче и рассказал, как он решает ее в своей семье, где традиционно все читают и часто обсуждают прочитанное. С малых лет губернатор приучал к чтению своих внуков, читал им русские народные сказки, знакомил с писателями, поэтами. Теперь они самые активные читатели и часто советуют деду, какую книгу ему следует прочитать (несмотря на то, что по роду своей деятельности они связаны с компьютерными технологиями).
    А много ли таких семей в области? И сколько их в России? Вопросы не праздные. Российская семья, переживающая сегодня глубокий кризис, нуждается во всесторонней государственной поддержке, без которой она вряд ли сможет выполнить свою высокую просветительскую миссию.
    2. Столь же остро стоит вопрос и применительно к системе образования, в частности к школе. Многие социологи считают, что именно на этапе школьного образования за последние годы мы теряем читающее поколение. А ведь совсем недавно, в 1970-е и вплоть до середины 1980-х гг., наша страна считалась самой читающей страной в мире, 90-93% населения регулярно читали книги, каждая семья выписывала по 2-3 газеты.
    Можно выделить и чисто педагогическую причину — несоответствие методик обучения чтению психологической конституции современных детей и подростков и
    требованиям общества. Некоторые психологи отмечают у школьных педагогов недостаток знаний по психологии и физиологии детей. Например, школьников в младшей школе заставляют читать на время, при этом четко артикулируя, что крайне сложно. Переходу же на следующий этап — быстрому чтению про себя — не учат вовсе. В результате у многих взрослых людей сегодня отмечается такой недостаток, как шевеление губами во время чтения. Это препятствует полному усвоению информации.
    Дело в том, что многие педагоги слабо представляют себе — что такое ребенок. А уж что такое современный ребенок, не знают вовсе — боятся его и игнорируют. И улучшения в этой области не предвидится — в последние годы из стандарта высшего педагогического образования исключили изучение возрастной физиологии.
    Другой аспект педагогической проблемы — современный учебный стандарт и его несоответствие потребностям и интересам детей. Вопрос этот неоднозначен. Прочитал недавно сборник статей «Школа как территория чтения», где в качестве мер приобщения школьников к чтению автор, доцент Т. В. Рыжкова, предлагает «отказаться от бездумной реализации нынешнего стандарта», ведь дети пошли не те. «Если нас с вами волнует Пушкин, Гоголь, Достоевский, то наших детей и внуков — Пелевин, Стругацкие, Акунин, Семенова, Мурашова, романы для девочек, детективы и пр.»15. Более того, автор делает некий упрек учителям, что они не соблюдают право ребенка-читателя, которое Даниил Пеннак сформулировал как право «не читать»16. Если исходить из такой логики, то, может быть, следует отказаться и от преподавания арифметики, геометрии, физкультуры и некоторых других предметов, ибо они далеко не всем детям нравятся и нужно защитить их право «не учиться». Думается, что задача школы и семьи — не в бездумном потакании интересам, сформированным вне их среды, а в попытке стимулировать любопытство, заинтересованность, желание прочесть не только книги современных авто-

  9. Читать в России больше не модно. По статистике молодежь нынче редко появляется в библиотеках, а если и берет художественную литературу, то лишь ту, которая входит в образовательную программу. Сейчас подросткам вовсе необязательно штудировать книги, поскольку в широком доступе предоставлены краткие пересказы любых классических произведений. За небольшой промежуток времени можно узнать основную суть любой книги, чтобы затем начать заниматься любимыми делами. Кроме того, пополняют армию поклонников аудиокниги, которые можно слушать в любое удобное для себя время. Текст аудиокниг зачитывают профессиональные дикторы, поэтому погружаться в мир литературы с их помощью очень интересно. Нельзя сказать, что современные молодые люди не читают вовсе. Масса информации прочитывается ими в интернете. Молодежь читает блоги, изучает страницы социальных сетей, различных сайтов и форумов. Некоторые подростки прочитывают электронные книги. Преимущество виртуальных книг заключается в том, что их можно распечатать на принтере, изучать с монитора или закачать к себе на мобильный телефон. Электронные книги – отличная современная альтернатива печатным. Кроме того, читать их можно бесплатно и не выходя из дома. Главные причины нелюбви современной молодежи к чтению, по мнению социологов, – это ускорение ритма жизни и принятие русскими людьми западного менталитета. В наш век компьютеризации характерно общее стремление социума к оптимизации временных затрат. Люди стремятся делать все быстро, поэтому сейчас фильмы актуальнее книг. А что касается нынешних идеалов, то культурно-духовные ценности уступили пальму первенства стремлению к обогащению и потреблению. В СМИ не пропагандируется необходимость личностного и интеллектуального развития, зато с размахом рекламируются атрибуты красивой жизни: шикарные автомобили, дома, наряды, путешествия, вечеринки и пр. А герои популярных фильмов и сериалов редко держат в руках книги, журналы и практически не рассуждают о классической или современной литературе.

  10. Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.
    Джек Лондон “Мартин Иден”. Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги – это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.
    К. Паустовский “Сказочник”. В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *